Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения А. Саврасова «Сельский вид»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Живопись наравне любым другим искусством представляет из себя художественное отражение мира, являясь формой общественного сознания. Колорит в живописи это - «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй, как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности» Энгр считал, что «цвет дополняет рисование орнаментами, но это не более чем придворная женщина из сюиты»( Жан Огю́ст Домини́к Энгр — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века). Схожая мысль была высказана Давидом: «Линия — это контур реального, цвет - не более чем мираж» (Жак Луи́ Дави́д — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.). Подобной позиции придерживались многие представители русской реалистической школы живописи 19 века. Мартирос Сарьян (популярный армянский художник) говорил, что художник выражает мир и свое отношение к миру в основном в цвете. Постепенно с развитием практики, теории и истории искусства колористическая теория значительно изменилась. Актуальность исследования и его проблема в полной мере обусловлены нынешними требованиями к цветовой теории, необходимость в которой настолько велика, что нужно создавать её заново. Не допустить ошибок в такой сложной и неразработанной среде практически нереально. Несмотря на это, теория колорита рано или поздно будет полностью создана. Для наглядности исследования взята картина А. Саврасова «Сельский вид».

Цель данной курсовой работы: изучить колорит в живописи А. Саврасова.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:

-Изучение биографии художника

- Изучение художественного стиля А.К. Саврасова

- Изучение картины «Сельский вид»

- Провести композиционный анализ картины

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПАРАГРАФ 1. БИОГРАФИЯ САВРАСОВА

Алексей Кондратьевич Саврасов был рождён 12 мая 1830 года в Москве, в семье купца третей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Какое-то время они писали свою фамилию через О – Соврасовы (наш художник так писал свою фамилию вплоть до середины 1850х годов). Еще в детстве у Алексея обнаружились способности к живописи. Еще обучаясь в городском трёхклассном училище в возрасте 12 лет юный Саврасов продавал перекупщикам на Ильинке и на Никольской перерисованные акварелью и гуашью иллюстрации из журналов. Несмотря на то, что отец хотел, чтобы сын занимался «коммерческими делами», юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния в 1844 году, окончил училище в 1854 году. Обучался в классе пейзажиста Рабуса Карла Ивановича. По окончанию первого года обучения Саврасов стал много писать с натуры в окрестностях Москвы. Осенью художник решил продать свои этюды торговцам на Ильинке, с которыми знаком уже давно. «Неужели это Ваши? – с уважением спросил один из перекупщиков. – Как Вы так писать-то научились… Около ваших картинок дышать можно, столько в них воздуха…». И заплатил по пять рублей за этюд. Для сравнения: год назад он платил обычно не больше двух. Любитель искусства И.В.Лихачёв, прогуливаясь по художественным лавкам в поисках вещей, представляющих для него интерес, случайно увидел эти работы. Лихачёв завёл знакомство с Саврасовым и предложил тому за его счёт отправится в Крым писать пейзажи. Несмотря на то, что поездка в Крым была первым выездом молодого Саврасова за пределы Москвы, бурных восторгов она у художника не вызвала. «Вот только после кипарисов я понял, как надо по-настоящему писать наши милые берёзки». Несмотря на это по результатам данной поездки Саврасов написал ряд работ, благодаря которым критики начали говорить о нём как о надежде русского пейзажа.

В ходе обучения, в 1850 создал картину «Камень в лесу у Разлива». Данную картину многие искусствоведы считают неуклюжей с точки зрения композиции. Помимо этого, в 1850 нарисовал картину «Вид Московского Кремля при луне», за что был удостоен звания неклассного художника. Созданная в 1851 году картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» прославила имя Саврасова. По мнению Рамазанова Николая Александровича в данной картине художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

В 1852 совершил поездку по южным губерниям Российской империи, после чего написал две картины «Рассвет в степи» и «Степь днём».

После получения звания художника Саврасов отправляется продолжать своё обучение в Академию художеств в Петербурге. Его талант был замечен, и он стал получать множество заказов. Глава Академии художеств купила его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила поработать в её загородной резиденции Сергиевка, которая находилась между Ораниембаумом и Петергофом. Летом в год окончания училища были написаны еще две картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниембаума», показанные на осенней выставке Академии художеств. Данные работы принесли ему звание академика. В 1858 году картина «Вид в окрестностях Ораниембаума» была куплена Третьяковым Павлом Михайловичем.

В 1855 году художник возвращается в Москву и снова работает в столице и её окрестностях, которые так любит.

В 1857 году Саврасов женится на Софье Герц, которая является сестрой его соученика и друга, художника Константина Герца. Тогда же ему была предложена должность руководителя пейзажного класса в училище живописи и ваяния, которое он закончил.

Также в 1858 году стал руководить пейзажным классом училища живописи и ваяния. Обучал таких известных деятелей искусства, как И.И. Левитан, К.А. Коровин. В 1859 написал «Пейзаж с рекой и рыбаком», который считается одним из лучших пейзажей Саврасова.

В 1860 году был участником первой организованной Московским обществом любителей художеств выставке. Да и в целом в 1860 году Саврасов стал центральной фигурой Московской культурной жизни в плане живописи. Тогда он познакомился со многими искусствоведами и меценатами (такими как Перов, В.Пукиев, Павел Третьяков, М.Боткин, А.Борисовский и многими другими) по воспоминаниям современника, они собирались у Саврасова дома «на чашку чая» и оживлённо беседовали об искусстве, читали литературные новинки и вели множественные споры, по вопросам, которые в то время волновали русское общество.

В 1862 году отправился путешествовать за границей по совету мецената А. Борисовского и посетил Германию, Францию, Швейцарию в которой написал несколько пейзажей и посетил всемирную выставку в Лондоне и везде встречался со знаменитыми художниками. Множество раз Саврасову советовали остаться работать за границей, но его всегда тянуло на родину. «Что мне, русскому живописцу, делать на чужой стороне»

По возвращению в Россию он много работает на пленэре: ездит в Ярославль, в Нижний Новгород, в Болгары под Казанью, на Волгу, под Кострому, в Юрьевец и Жигули. Его работы того времени такие как «Разлив Волги под Ярославлем» (1871г), «Волга» (1870), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871) заставляют зрителя прочувствовать привольный дух великой русской реки.

Весной в 1871 году Саврасова удостоили первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств за картину «Волга под Юрьевцем». Со слов современника картина была «более сажени в длину» «Колорит если так можно выразиться дождливый» «облачное небо; Юрьевцев на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невесёлая, но характерная картина». Что занимательно картина была написана за два года до «Бурлаков на Волге» Репина. Занятно что в работе над данной картиной Саврасову помогал Перов, которому в свою очередь Саврасов помог при написании картины «Птицелов» (1870) и «Охотники на Привале» (1871).

Зимой 1870 года Саврасов получил заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге», он взял в училище отпуск до 1 мая и отправился с семьёй в Ярославль. Там художник снял большую картину и какое-то время они вели счастливую и спокойную жизнь в старинном приволжском городке. Но внезапно в это время его семью постигла ужасная трагедия, в феврале умерла новорождённая дочь ( это уже третий погибший ребёнок Саврасовых), и тяжело заболела жена художника Софья Герц. Но несмотря на это весной 1871 художник пишет первые этюды к своей лучшей картине «Грачи прилетели». Окончательно картину художник дописывает уже в своей мастерской в Москве. Художник выставляет картину на первой попавшейся передвижной выставке, и она сразу приобретается П.М.Третьяковым. Позже Саврасов делает несколько повторов данной картины. Но несмотря на то, что картина имеет огромный успех художником всё больше и больше овладевает недуг пьянства. Он постепенно отдаляется от семьи и своих многочисленных друзей и выпрашивает у знакомых денег на выпивку взамен предлагая свои этюды.

В 1897 году осенью Саврасов умирает в Первой городской больнице. Что печально со временем его творчество было многими не понято, и для большинства он остался художником одной картины. К примеру, Александр Бенуа в своём немало известном труде «Истории русской живописи» отзывается о Саврасове как о художнике неумёхе, который за всё время благодаря везению смог написать одну хорошую картину «Грачи прилетели». Ученик художника И.И.Левитан говорил на похоронах своего уважаемого учителя «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, большого художественного явления, но осталась и останется в русском и мировом пейзажном искусстве картина «Грачи прилетели »

ПАРАГРАФ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ САВРАСОВА

Саврасов немало думал над важной проблемой, которая встала перед искусством 19 века: как отыскать прекрасное в обыденности и перенести это на холст, не нарушая правды жизни. Характерное для той поры стремление к правдивому описанию русской действительности и тяжелой судьбы крестьянства начали наглядно проявляться в искусстве. В то время менялись основы философии и историко-художественные ориентиры в творчестве. Все более конкретным и бытовым становилось восприятие природы. Саврасов писал окружение обычного человека, природу средней полосы: бедные деревеньки в широких и плодородных полях, леса, холмы, равнины. На период его становления как художника пришёлся рубеж двух художественных стилей – реализма и романтизма. В начале 19 века живописцы были в поисках романтических идеалов и считали, что быт крестьян недостоин «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма, но при этом стремился к большей реалистичности и естественности. Его творчество переплетало обе традиции при этом ни одна из них не доминировала

К примеру, на картине «Вид на Кремль от Крымского места в ненастную погоду» художник на первом плане изобразил женщину, бегущую от дождя. Он вместо фигур романтических мечтателей населял свои картины рыбаками и крестьянами в окружении предметов повседневного быта. В то же время как отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, художник на этом полотне отразил и позднеромантическую традицию. Здесь видовой пейзаж соединён с эффектным мотивом ветра, что колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.

Или рассмотрим полотно «Лосиный остров в Сокольниках» на нём художник изобразил русскую природу без прикрас: лужи, чахлые карликовые кусты, болото, и в дали, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. В нем художник сумел поэтично перенести знакомый многим тогда клочок природы из окрестностей Москвы. На первом плане изрытая проточной водой местность через которую переброшены самые первобытные мосты. Прорезающий облака луч солнца, освещающий часть бугристой поляны, на которой пасётся стадо. Среди минорной зелени леса этот луч солнца смотрится так радостно и контрастно, но в тоже время гармонично.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПАРАГРАФ 1. ИЗУЧЕНИЕ КАРТИНЫ «СЕЛЬСКИЙ ВИД»


   Картина А. К. Саврасова «Сельский вид» считается одним из лучших пейзажей 1860-х годов, написанных в России. На ней мы видим дымящийся костер, ветхий шалаш, необъятные просторы. Автор изображает быт старого пасечника, трудящегося на лоне природы.

   Невероятное богатство цветовой гаммы, множество выписанных на фоне основной композиции склонов, изображение головокружительности птичьего полета наполняют полотно воздушным пространством. Зритель чувствует полное погружение в созданную живописцем вселенную, свою причастность к этой альтернативной, но похожей на наш мир реальности.

   Воображение уносит ценителя искусства в давние времена, когда человек и природа еще не были, как сейчас, разделены непреодолимой стеной, когда не только природа помогала человеку, но и человек природе.

   Как и в любой другой картине, в этой присутствуют некоторые условности, но можно без сомнений сказать, что в «Сельском виде» со всей доступной живописи точностью, отражена историческая правда о быте простых людей того времени.

   Критики, жившие тогда, весьма высоко оценили точность деталей и новое, невиданное доселе ни у кого композиционно-пространственное решение, которое художник применил в данной работе.

   Мастер повторял: «В России природа поет. И весна, и осень, и зима – все поет. Надо только уметь услышать эту волшебную песню».

ПАРАГРАФ 2. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ «СЕЛЬСКИЙ ВИД»

На переднем плане полотна находятся многочисленные ульи возле цветущего фруктового сада и огороженная частоколом избушка. Значительную часть работы занимает дальний план с широкими лугами, убегающей вдаль рекой и множеством крестьянских домиков, крытых соломой. Среди этой светлой идиллии резко выделяется печальная сгорбленная фигура пасечника- старика, сидящего у дымящегося костра.

Данный пейзаж строится на основе контраста по цвету и контраста цветового насыщения (небо и трава), контраста цветового распространения и контраста по теплохолодности (трава и вода), контраста по светлоте (тени), симультанного контраста (листва деревьев и трава).

Основные пигменты, используемые в картине А.К. Саврасова «Сельский вид»: охра светлая, ультрамарин, умеренно-оливковый, кармин, окись хрома, умбра жженая.

В данном пейзаже используется классический тип колорита: цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они приглушены и смягчены, все краски в гармоничном единстве друг с другом, также присутствует сочетание нескольких типов колорита (ломаный и высветленный).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Живопись, как и все другие искусства, имеет особый художественный язык, благодаря которому художник передает свои идеи и чувства, отражающие реальность. В результате возникает идея работы.

В живописи точный образ реальности реализуется через художественный образ, линию и цвет. В практике живописи процесс обучения и процесс творения тесно взаимосвязаны. Показывая тот или иной объект в живописи, начинающий художник также будет знать окружающий мир.

Искусство, подобно науке, основано на процессе познания действительности, но отражает идеи и суждения о мире в образных формах. Выучив несколько образцов изображений реальности, художник стремится творчески изобразить его в художественных образах.

Несмотря на то, что процесс живописи основан на работе с природой, это не означает, что это должно быть механическое копирование природы. Процесс работы с природой в живописи включает в себя образное обобщение, которое позволяет идентифицировать наиболее значимые объекты и явления природы.

Решение творческих проблем в живописи во многом связано с развитием цветного зрения посредством наблюдения и отражения цветовых отношений при передаче формы субъекта с одновременным знанием этого предмета в совокупности всех его свойств и смысла в жизни.

На основе понимания графического письма и графических возможностей цвета художник в конечном итоге сможет использовать окраску как средство образной характеристики объектов и явлений природы,

Творческие колористические задачи в живописи находятся в большой зависимости от того, насколько профессионально художник использует возможности материалов.

Художественное мастерство составлено как из живописного исполнения эскиза, так и изображения, а также их содержимого. Это помогает идентифицировать художественный дизайн, выразительность всех пластических и колористических средств. Художник должен стремиться к единству формы и содержания произведения.

Художественная карьера Саврасова начиналась довольно успешно, и развивалась стремительно. Он внёс огромный вклад в культуру Русской живописи и написал множество прекрасных картин. К превеликому сожалению не выдержал жизненного давление и сломался , после чего его карьера подошла к закату , максимально печально то что в конце карьеры был незаслуженно забыт и стал считаться художником одной картины хотя из под его кисти вышло множество прекрасных полотен

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Добровольский О. М. Саврасов — М.: Молодая гвардия, 1983. — 271 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей) [Электронная версия]
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 174. — 459 с.
  • Константин Коровин. Воспоминания
  • Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 192 c.
  • Саврасов, Алексей Кондратьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. — М. : Советский писатель, 1950. — 358 с. — 30 000 экз.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1889): Жизнь и творчество — М.: Изд-во Акад. художеств, 1950. — 77, [1] с., [3] л. ил.: ил., портр. — (Русские художники: иллюстр. монографии / Акад. художеств СССР).
  • https://studbooks.net/544699/kulturologiya/zhivopis_istoricheskiy_istochnik
  • https://www.culture.ru/persons/8246/aleksei-savrasov

Оригинал А.К.Саврасова «Сельский вид»

https://sun9-20.userapi.com/impf/bxrUpTBs2yXM17OHXmuMKiJEpCZYwMS-KExvnQ/siwMDnp9qxg.jpg?size=640x427&quality=96&proxy=1&sign=31ce5c1c49befb5d3250fb4ad6d177d1&type=album

В цвете

https://sun9-4.userapi.com/impf/u1TnaW1co0LzfEakQwMSOqHv3IennHeAMCeSVQ/ooGgdMnesfA.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=dc75bf5e653ce22020f2d159f21e6295&type=album

Гризайль

https://sun9-21.userapi.com/impf/NrSH53IhOHl7Gj6SSGx97YN9Yq-IIkHvdO8BnQ/XyQVg2RVQRs.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=d8b6a34f38e577d537df36a866422727&type=album

Линеарный https://sun9-43.userapi.com/impf/YvbeSIQvhfgd-qwgBpkIiGDI5K0-ymKYzgAfUA/ts5mkJMg0N8.jpg?size=1074x698&quality=96&proxy=1&sign=42890df4a152f0cfb5780f8cfb542599&type=album

Процесс в цвете

https://sun9-12.userapi.com/impf/bHGVHGSDFuyZ5gNA8STe7ytKGn4xHyna49qvig/6XkMU_aBUfk.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=dfb683826e792eb5752598d8af5881d7&type=album

Гризайль в процессе

https://sun9-9.userapi.com/impf/rZDWEBK0SSya1dqH7oRl1TAncLphwkIAXw-VFw/1n4eP6Owx0A.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=516fe094fe756d6c41f44d83b775e061&type=album

Линеарный вариант в процессе https://sun9-54.userapi.com/impf/d7E5weZ94-WwBBJfnEwQSKWsS9ImLl5xYnjObA/RGM07NOXhMk.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=e26c783de0932af3eb08788ff4a248d9&type=album