Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИНТЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего тем, что вопросы зарождения и становления фундаментальных институтов гражданского права всегда находятся в центре внимания современных историков и правоведов. Проблемы, с которыми сталкивается сегодня право интеллектуальной собственности, носят системный характер, а несоответствие между экономической и правовой реальностями обусловлено не только развитием информационных технологий как внешней причиной, но и правовым мировоззрением, профессиональным взглядом на происходящее, заведомо ограничивающим спектр приемлемых решений. В трудах зарубежных и российских авторов критически оцениваются исторические и современные тенденции развития права интеллектуальной собственности. Поскольку в современном регулировании интеллектуальной собственности все больший вес приобретает регулирование интеллектуальной собственности на международном уровне, то неудивительно, что среди авторов можно найти представителей правовой науки самых разных стран, однако в первую очередь речь идет об исследователях из европейских стран, США, Канады и Австралии. Очевидно, меньшая опора на работы российских ученых обусловлена тем незначительным местом, которое занимает в отечественной науке права тема обоснования и возможных путей развития права интеллектуальной собственности в информационном обществе.

Для лучшего понимания тенденций развития интеллектуальной собственности на современном этапе развития общества важно исследовать исторические этапы зарождения и становления интеллектуальной собственности как самостоятельного института гражданского права.

Право интеллектуальной собственности как система правового регулирования сформировалось относительно недавно. Еще в конце XIX в. классики российской цивилистики указывали, что авторское право, в смысле исключительного права воспроизведения своего сочинения, является продуктом новейших технических и экономических условий общественной жизни и было чуждо древнему миру.

В отношении патентного права античный мир практически не знал ничего аналогичного с современными привилегиями на изобретения, а появление первых привилегий в конце Средних веков было вызвано, с одной стороны, изменением отношения к ручному труду, а с другой - монополией цеховой организации промыслов, которая вынудила государства защищать права индивидуальных изобретателей правовыми средствами.

Вместе с тем, с экономической точки зрения уже в эпоху Античности имелись достаточные предпосылки для возникновения как авторского, так и патентного права. Хотя печатать книги еще не умели, тем не менее их переписка была поставлена на промышленную основу и, в отличие от Средневековья, когда книги могли стоить целые состояния, в Древнем Риме приобрести книгу можно было по вполне доступной цене.

Предметом исследования является выявление исторических тенденций развития институту интеллектуальной собственности в России и за рубежом

Объектом исследования являются нормы права , которыми регулировалось право интеллектуальной собственности на различных этапах развития человеческого общества.

Целью настоящей работы является изучение истории возникновения права интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • Изучено понятие «авторского патроната» в римском праве и определено место статута королевы Анны в развитие авторского прав
  • Изучена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
  • Изучена Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. . 
  • Проанализировано развитие института интеллектуальной собственности в Российской империи до 1917 года и в советский период. 
  • Проанализировано становление института интеллектуальной собственности в современной России

Степень научной проработанности темы. Вопросы, связанные с темой настоящего исследования изучались в трудах таких авторов как: Алехина Л.А. , Мерзликина Р.А. , Антимонов Б.С., Флейшиц Б.С., Афанасьева В.И., Боденхаузен Г. и др

Структура работы состоит из введения , двух глав, четырех параграфов , заключения и списка использованной литературы

Глава 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИНТЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ .

Понятие «авторского патронажа» в римском праве . Статут королевы Анны.

В эпоху Античности уже имелись достаточные предпосылки для возникновения как авторского, так и патентного права. Хотя печатать книги еще не умели, их переписка была поставлена на промышленную основу и, в отличие, например, от Средневековья, когда книги могли стоить целые состояния, в Древнем Риме приобрести книгу можно было по вполне доступной цене. При этом, автор либо вообще не зарабатывал на публикации, получая жалованье от патрона, либо получал щедрое вознаграждение тогда, когда впервые отдавал свой труд для переписки. Точно так же можно сказать, что процветание ремесел в Древней Греции и Древнем Риме создавало благоприятную почву для развития специального правового режима, защищающего права изобретателей.

Из истории известно, что идея, близкая к патентному праву, была предложена еще архитектором Гипподамом (498 год до н.э. - ок. 408 года до н.э.), который считал необходимым на уровне закона ввести обязательные почести для тех, кто изобрел нечто полезное для государства. В Древнем Риме представители отдельных видов ремесел (например, изготовители повозок) освобождались от государственных сборов. Однако идею Гипподама Аристотель оценил крайне отрицательно: "Такого рода предложения лишь на вид очень красивы, а в действительности могут повести к ложным доносам и даже, смотря по обстоятельствам, к потрясениям государственного строя"[1]. Если не видеть в Древней Греции начало рыночной экономики, то такая отрицательная оценка вовсе не покажется странной. Греческое слово metadosis, которое на современные языки, включая русский, переводят как "обмен", в действительности означало "уделение", "пособие"[2] . Карл Поланьи, обвиняя переводчиков Аристотеля в "прорыночном уклоне", обращает внимание на то, что коммерческая торговля была для греческого мыслителя неестественной, тогда как "естественная торговля была неприбыльной, поскольку она всего-навсего поддерживала самодостаточность"[3]. Точно так же неестественным должно было рассматриваться и какое-то дополнительное, особое вознаграждение за творческий труд изобретателя.

Для авторов литературных произведений, и для ремесленников-изобретателей речь не шла о предоставлении им какого либо монопольного права. Поощряя творческий труд, государство учитывало прежде всего свои собственные интересы (общественные и экономические), и именно поэтому ни о каком естественном и неограниченном праве на продукты творчества речи просто не могло быть. Излюбленный пример с Марциалом, который сравнил Фиденция, читающего его стихи от своего имени, с тем, кто ворует детей (plagiarius), и от которого мы получили в наследство термин "плагиат", свидетельствует об уважении, которого требовали к себе авторы.

В Античности достоинство и права автора ограничивались главным образом именем и целостностью произведения, т.е. неимущественными правами, при отсутствии всяких имущественных прав.

В Древнем Риме эквивалентом системы вознаграждения авторов в современном смысле был институт патронажа. Такой патронаж предполагал взаимный обмен товарами и услугами. Кроме того, в отличие от коммерческой сделки на рынке, отношения должны быть личными и достаточно продолжительными. Такие отношения должны быть асимметричными в том смысле, что обе стороны не равны по статусу и предоставляют в обмен различные виды товаров и услуг - это то качество, которое отделяет патронаж от дружбы между равными.

Отношения между патроном и его клиентом нельзя свести к чисто коммерческим, или иначе - такие отношения свидетельствуют об ином понимании экономики.

Изобретение в 1448 году Иоанном Гуттенбергом, золотых дел мастером из немецкого города Майнца, печатного станка, послужило началом формирования авторского права. С этого момента началась новая информационная эпоха. Известно, что Мартин Лютер назвал изобретение книгопечатания вторым избавлением рода человеческого от умственной тьмы. Абрахам Линкольн в своей лекции об открытиях и изобретениях (1859) именовал изобретение печатного станка "четвертым великим шагом человечества" от первобытного состояния к современным технологиям.

Знание стало дешевле, доступнее, а значит, могло распространяться в массы. Линкольн считал, что "эмансипация ума - вот та великая задача, ради которой книгопечатание пришло в мир" . Новая технология позволила распространять знания, долгое время являвшиеся монополией небольшой касты, "далеко за пределы узкого круга лиц, которые могли позволить себе дорогостоящие рукописные издания. Отныне доступ к знаниям стал дешевле для сотен и тысяч людей". В.А. Афанасьева отмечает, что "после изобретения печатного станка любая рукопись, а затем и иной материальный носитель произведения могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки стали приносить ощутимые преимущества перед конкурентами и внедряться в производство значительно быстрее"[4] . Именно изобретение Гуттенберговского станка стало предпосылкой появления первых правовых актов, регулировавших сферу отношений, традиционно относимых к предмету авторского права.

Первые источники авторского права появились в XV - XVI веках в итальянских государствах, когда отдельным издателям и авторам власть стала раздавать привилегии на осуществление печатания книг. По свидетельству К.П. Победоносцева, "вначале исключительное право автора на свое произведение представлялось исключением, основанным на привилегии, защищавшей от перепечатки, так что последняя оказывалась настолько противозаконной, насколько нарушала эту привилегию"[5]. К эпохе Высокого Средневековья относятся привилегии Венецианской республики, Флоренции, Франции, княжества Вюрцбург, городов Страсбург, Майнц, Базель и др.

Путем дарования монополий на произведения в основном защищались имущественные интересы издателей (точнее, книгопечатников, поскольку в то время не существовало издателей в нынешнем понимании). Как отмечает Л.А. Алехина, "без какой-либо формы охраны от конкуренции путем продажи незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием, многие разорялись. Усиливался нажим в пользу обеспечения какой-то формы охраны, и она появилась в виде привилегий, предоставляемых различными властями"[6]. Для ранних привилегий вообще нехарактерно их дарование автору. Например, книгопечатная привилегия князя-епископа Вюрцбургского (1479) была дарована просто "самым опытным мастерам в этом ремесле" для того, чтобы "печатать богослужебные книги в точности и наилучшим образом. Поэтому привилегии имели в большей степени технологическое значение. И хотя в некоторых источниках, например, Имперской привилегии Арнольта Шлика на его книгу "Зерцало изготовителей органов и органистов" 1511 года и в Патенте Оттавиано Петруччи "на печатание полифонической музыки для голосов, органа и лютни" 1498 года , прослеживается идея охраны "труда и таланта" автора от различных "похитителей", перепечатки и даже переработки (перевода), предоставление правовой охраны, очевидно, связано с тем, что они самостоятельно занимались коммерциализацией своих прав на произведения. Таким образом, подтверждается исторически, что целью предоставления привилегий изначально было далеко не поощрение творческой активности неординарных личностей.

Со временем дарование привилегий стало еще и важным инструментом цензуры. Как пишет Ф. Ридо, первоначально "критерий для предоставления королевской охраны был по большей части экономическим, хотя мы должны также принять во внимание, что присуждение привилегии могло быть обусловлено характером книги. В эти первые десятилетия XVI века привилегия, в основном экономическое приспособление, еще не использовалось королевской властью в негативном аспекте - с параллельной целью усилить цензуру". Однако ситуация быстро изменилась. Из привилегии Вюрцбургского князя это следует явным образом. Главная задача предпринятой князем систематизации молитвенника состояла в том, чтобы избавиться от "неподходящих и неполезных", а на самом деле нежелательных текстов. Князь "использовал довольно продвинутые методы "информационного контроля" и стратегию в отношении печати, так что они служили его политическим и религиозным целям".

Новая технология позволила в сравнительно короткие сроки издать значительное количество книг и контролировать их содержание, а значительно более низкая по сравнению с рукописными книгами цена содействовала распространению идеологически выверенной литературы в более широкие массы.

Так зарождалось авторское право. При этом правовое регулирование, основанное на привилегиях, полностью отвечало современным ему социально-экономическим потребностям. Так, самая ранняя из сохранившихся венецианская привилегия Ионна из Спейера 1469 года была предоставлена на основании "смиренной просьбы" самого мастера Иоанна. В этой связи Дж. Костило указывает, что "просьба Иоанна не выглядела чем-то новым или неизвестным для экономической жизни Венеции XV века. Обращения того же типа были довольно обычным делом" <2>. На этом основании исследователи отмечают, что для системы средневековых привилегий были характерны два принципа: принцип пермиссивности и принцип факультативности. Р.А. Мерзликина, соглашаясь с А.А. Пиленко, отмечает, что "принцип пермиссивности следует понимать как разрешение фабрикации изобретения, и при этом не было надобности еще и запрещать подражание, так как самим фактом разрешения достигалась монополия"[7]. Факультативность предполагала, что привилегии предоставляются по благоусмотрению монарха. Это его право, а не обязанность. В.И. Афанасьева мотивирует это тем, что "никто не вправе требовать от него (правительства), чтобы данному индивиду выдали привилегию. Можно только просить короля об оказании ему милости, даже если на свое изобретение индивид потратил несколько лет жизни и находится в весьма затруднительном материальном положении"[8].

Статут королевы Анны от 5 апреля 1710 г. - это первый в мире закон об авторском праве. Он является условной чертой, разграничивающей эпоху привилегий и эру авторского права. Понять специфические причины принятия Статута и существо исключительного права, закрепленного в нем, можно исходя из ряда обстоятельств, характерных для английского книгопечатания XVI - XVII вв. Три основных фактора имеют здесь особое значение: монополия Stationers' Company, бессрочное право собственности на произведения и институт цензуры.

В Англии до начала XVIII в. монополия на издание книг принадлежала Stationers' Company (Компания издателей и книготорговцев; Компания стационеров). Монополия основывалась на королевской Хартии, выданной в 1557 г. Марией I Тюдор. Любой член Компании, получивший в свое владение рукопись произведения, имел право зарегистрировать ее для публикации. С момента регистрации никто не мог печатать это произведение без разрешения этого издателя или книготорговца. Кроме монополии Компании стационеров в Англии XVI - XVII вв. книги публиковались также на основании патентов, которые даровались монархом издателям. Патент означал монополию издателя на публикацию и продажу конкретной книги либо определенного класса книг. Система патентов была параллельной режиму привилегии Stationers' Company. Теоретически патент мог быть выдан любому издателю, но на практике чаще обладателями патента становились члены Компании стационеров.

При этом, авторы не являлись членами Stationers' Company. В указанный период времени они могли опубликовать свои сочинения при условии сотрудничества с членами этой Компании. Издатели и книготорговцы, ссылаясь на общее право, признавали за авторами право собственности на их произведения. Это право считалось вечным, его автор передавал издателю вместе с рукописью и, как правило, получал взамен единовременное вознаграждение.

Монополия Stationers' Company на печатание книг усиливалась институтом цензуры, который был выгоден как королевской власти, так и самой Компании. Издатели использовали цензуру в качестве инструмента борьбы с несанкционированными публикациями. Однако в 1695 г. цензура в Англии была отменена, так как парламент отказался продлевать срок действия Акта о цензуре 1662 г. (Licensing Act), в котором к тому же Карлом II подтверждалась привилегия Stationers' Company.

Отмене Акта о цензуре в определенной мере способствовал Джон Локк, направивший в 1694 или 1695 г.г. в парламент через своего друга члена палаты общин Эдварда Кларка Меморандум. Критика Дж. Локка была направлена как на институт цензуры вообще, так и на бессрочную монополию Stationers' Company. "Я не знаю, - писал мыслитель, - почему человек не должен иметь свободу печати всего, что он хотел бы сказать, и нести ответственность за себя, как за всех, если он преступил закон в том или другом".

Дж. Локк был возмущен властью Stationers' Company, которую он считал вредной для познания и обучения. Членов Компании он называл ленивыми и невежественными, так как они не только запрещали другим издателям печатать полезные книги, но и сами не издавали эти книги, обладая на них бессрочным правом собственности. Так, Дж. Локку казалось абсурдным то, что книги древних авторов (Цезаря, Ливия) не могут быть свободно напечатаны. Более того, абсурдным было то, что в Лондоне нельзя было продавать книги из Голландии, которые были качественнее и дешевле английских изданий.

Дж. Локк, выступавший против вечной монополии на издание книг, писал, что было бы разумным ограничить собственность современных писателей определенным сроком после смерти автора или первого издания книги. Этот срок, по его мнению, должен составлять 50 и 70 лет.

Принятие Статута королевы Анны прежде всего было обусловлено необходимостью регулирования конкуренции между издателями, а не защитой интересов авторов. Статут был призван покончить с монополией определенной группы издателей. Для этого в нем устанавливалось, что всякий издатель, независимо от того, являлся он или нет членом Stationers' Company, мог приобрести у автора принадлежащее последнему исключительное право. Это право обозначалось в Статуте выражениями sole right of printing (исключительное право на публикацию), sole liberty of printing (исключительная свобода публикации). Следует отметить, что в Статуте не встречаются широко используемые сегодня термины copyright, exclusive right.

Статут установил срок действия исключительного права на 14 лет с момента регистрации произведения. Если по истечении этого срока автор был еще жив, он мог снова передать издателю данное право на такой же срок. Срок действия права на произведения, опубликованные до дня вступления Статута в силу, составлял 21 год. Этот срок начинал исчисляться с 1710 г.

1.2 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г.,Бернская является важнейшим соглашением в области международной охраны авторских прав - участником которой является и Российская Федерация с 1995 г. Ее значение состоит в том, что в ней участвует огромное количество стран.

Первоначальной формой охраны прав авторов и иных правообладателей на произведения, охраняемые авторским правом, за рубежом были двусторонние соглашения между странами, которые обычно предусматривали, что к иностранным авторам применяется так называемый национальный режим (то есть к иностранным авторам применялись те же правила, что и к своим).

Однако постепенно становилось очевидным, что система двусторонних соглашений не может в полной мере обеспечить охрану прав авторов в других странах. В основном это объяснялось существенными различиями в правовом регулировании авторско-правовых отношений в законодательствах различных стран. Для преодоления многочисленных коллизий требовался международный договор, который мог бы разрешить противоречия между национальными законодательствами, обеспечить минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создать условия для распространения произведений в других странах.

Таким многосторонним договором стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Как было отмечено в литературе, в области охраны авторских прав первоначально фигурировала идея создания своего рода международного закона, который в едином порядке регулировал бы весь комплекс авторско-правовых отношений стран-участниц. Однако по причине серьезных расхождений между законами различных государств попытки создать такое унифицированное соглашение успеха не имели. Тем не менее в Бернскую конвенцию были включены нормы материального характера[9] .

Конвенция была подписана в 1886 году представителями 10 стран. В частности, Соглашение о ее создании было подписано 10 государствами: Бельгией, Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией.

Бернская конвенция готовилась на многочисленных международных форумах около 30 лет. Работа по созданию международно-правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.). С 1883 года работа была продолжена в Берне, где в 1886 году после трех дипломатических конференций было выработано международное соглашение, которое и получило название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

В сентябре 1887 года делегаты указанных 10 стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со ст. 20 Бернской конвенции она вошла в силу спустя три месяца, то есть 5 декабря 1887 г.

Ратифицировавшие ее страны образовали международный союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения, получивший название Бернский союз. Таким образом, Бернская конвенция является старейшим и в настоящее время важнейшим международным соглашением в области авторского права. Как правильно было отмечено Э.П. Гавриловым, вторая международная Конвенция в области авторского права - Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. в настоящее время в основном утратила свое значение в связи с тем, что все ее участники являются членами Бернской конвенции[10].

В дальнейшем она пересматривалась на конференциях в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971, 1979 годах.

Как специальное дополнение к Бернской конвенции можно рассматривать Договор ВОИС по авторскому праву (WIPO Copyright Treaty), который был принят на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав, проходившей со 2 по 20 декабря 1996 г. в штаб-квартире ВОИС в Женеве. В указанном Договоре была сделана попытка урегулировать проблемы, связанные с влиянием новых информационных технологий на авторское право.

Царская Россия, США и некоторые другие страны изначально не участвовали в разработке и принятии Бернской конвенции потому, что она существенно ограничивала свободу использования произведений иностранных авторов внутри указанных стран. Кроме этого, в России были и другие мотивы отказа от участия в Конвенции. Во-первых, это нежелание платить гонорар иностранным авторам и издателям за исполнение на русской сцене произведений драматургических и музыкальных. В соответствии со сложившимся мнением театральные дирекции и без того слишком щедро платили заезжим артистам, чтобы еще вознаграждать авторов. И, во-вторых, это было связано с традиционным игнорированием ограничений перевода книг иностранных авторов, необходимостью получения их согласия на перевод и издание в России. Считалось обоснованным, что изданное произведение является достоянием всего человечества. Подобные аргументы использовались и в СССР

Участниками Конвенции являются в настоящее время 142 государства, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно ч. 1 ст. 18 Бернской конвенции она применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. Для различных стран Конвенция действует в разных редакциях. Это зависит от того, какой текст был ратифицирован соответствующей страной, присоединившейся к Конвенции.

По своему характеру Бернская конвенция является открытым международным многосторонним соглашением. Поэтому любое государство может к ней присоединиться. Для присоединения к Брюссельскому тексту необходимо передать заявление о присоединении правительству Швейцарии, а для присоединения к Стокгольмскому и Парижскому текстам - Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности. Через три месяца после уведомления, если в самом акте о присоединении не указан более длительный срок, Конвенция вступает в силу для нового члена. Присоединяясь к соглашению, каждое государство должно принять необходимые меры в соответствии со своим правом для обеспечения применения Бернской конвенции. Генеральный директор уведомляет о присоединении новой страны-участницы другие страны. При этом в момент сдачи страной на хранение своей ратификационной грамоты или акта о присоединении эта страна в соответствии со своим внутренним законодательством должна быть в состоянии осуществлять положения Конвенции (ст. 36 Бернской конвенции).

Все положения Бернской конвенции можно условно разделить на две группы: конвенционные и отсылочные правила. К конвенционным правилам относятся те, которые стремятся разрешить международные проблемы в области авторского права, налагая на каждую страну-участницу унифицированные решения. Чтобы соблюсти эти правила, страны-участницы должны вводить законодательные меры или другим способом сделать данное правило частью их законодательства.

Отсылочные правила не предусматривают универсальных, предусмотренных самой Конвенцией решений спорных вопросов, они просто стремятся достичь соглашения путем разрешения каждой стране, где испрашивается охрана, предусматривать ее собственное решение в определенных, установленных рамках.

1.3 Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. .

В соответствии со статьей 1 (2) Парижской конвенции пресечение недобросовестной конкуренции относится (наряду с другими объектами) к объектам охраны промышленной собственности. В статье 2 (viii) Конвенции ВОИС указано, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся в том числе к защите против недобросовестной конкуренции.

Один из самых авторитетных комментаторов Парижской конвенции Г. Боденхаузен так определял взаимосвязь двух рассматриваемых категорий: "Термин промышленная собственность - традиционное, хотя и не совсем четкое выражение, используемое для обозначения ряда исключительных прав, схожих с правами собственности и касающихся творческих идей, обладающих отличительными свойствами знаков или обозначений в области производства или торговли. Этот перечень дополняется рядом правил, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией в этих областях. Мы считали это выражение нечетким в связи с тем, что промышленную собственность можно лишь по аналогии сравнивать с обычной собственностью, что оно распространяется не только на промышленные объекты, и, наконец, потому, что нормы, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции, не обязательно связаны с собственностью"[11].

Если исходить из положений упомянутых выше международных договоров, национальных законодательств зарубежных стран в сфере интеллектуальной собственности и господствующей в мире доктрины, интеллектуальная собственность - это права, предоставляемые на результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации. Между тем, с принятием в 2006 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ в России утвердилась совершенно иная концепция интеллектуальной собственности. К разряду спорных вопросов можно отнести такие основополагающие в данной сфере правового регулирования категории, как "интеллектуальная собственность", "исключительные права", "интеллектуальные права".

Введение понятия "недобросовестная конкуренция", как известно, произошло именно на уровне международных соглашений в сфере защиты интеллектуальной собственности в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года (далее - Парижская конвенция), в п. 1 ст. 10.bis которой содержатся обязательства государств по обеспечению эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. В п. 3 ст. 10.bis указаны сохраняющие свою актуальность формы проявления недобросовестной конкуренции, в том числе недобросовестная конкуренция, связанная с неправомерным использованием объектов интеллектуальной собственности, в частности, действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Положения Парижской конвенции оказали воздействие на формирование национальных законодательств в сфере регулирования конкуренции и продолжают влиять на развитие международного конкурентного права, по сути, выступая его составной частью. Несмотря на то что недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным использованием или злоупотреблением правами интеллектуальной собственности, упоминается первой, она не отличается конкретностью выражения. Однако ст. 10 Парижской конвенции достаточно четко говорит о ложном обозначении места происхождения или производства товара, а ст. 9 - о товаре, незаконно снабженном товарным знаком или фирменным наименованием. Поэтому ст. 10.ter закрепляет обязательства государств не только по обеспечению гражданам других стран законных средств для эффективного пресечения всех действий, указанных в перечисленных статьях, но и по разработке мер судебной и административной защиты прав объединений и союзов промышленников и производителей, а также частных лиц.

При этом необходимо помнить о целом ряде теоретических вопросов. Один из них - относится ли право на защиту от недобросовестной конкуренции к правам интеллектуальной собственности? В п. 2 ст. 1 Парижской конвенции содержится достаточно дискуссионное положение о том, что объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

При обращении к п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14.07.1967), выясняется, что к перечню объектов интеллектуальной собственности в последнем пункте отнесена защита против недобросовестной конкуренции, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной сфере. Невзирая на эти конструкции, можно утверждать: доминирующий доктринальный подход заключается в том, что право на защиту от недобросовестной конкуренции к интеллектуальным правам не относится. Оно есть часть субъективных гражданских прав и не входит в состав легальных монополий, к которым как раз и относятся исключительные права. Поэтому достаточно дискуссионным является вывод о том, что институт недобросовестной конкуренции на уровне национального законодательства должен быть включен в число объектов охраны интеллектуальной или промышленной собственности, что позволит достичь соответствия с положениями международных документов. Зачастую в доктрине можно встретить утверждение о том, что международные соглашения о защите интеллектуальной собственности не раскрывают исчерпывающим образом понятие "недобросовестная конкуренция". Представляется, что общемировое состояние национального правового регулирования конкуренции не позволяет сформулировать общее, своего рода исчерпывающее конвенционное определение недобросовестной конкуренции. Как отмечается в одном из международных аналитических документов, между законами и политикой в области конкуренции в различных странах, с одной стороны, продолжает сохраняться множество существенных различий; с другой стороны, обозначилось достаточно много общих черт в целях, содержании и процедурах применения законов и политики в области конкуренции [3]. Это еще раз доказывает ценность общего определения недобросовестной конкуренции, предложенного в п. 2 ст. 10.bis Парижской конвенции, являющегося основой усилий по гармонизации национального конкурентного и антимонопольного законодательства, а также совершенствования практики его экстерриториального действия.

Еще одним предметом для осмысления выступает тот факт, что в международных документах универсального характера, затрагивающих вопросы антимонопольного и конкурентного регулирования на международном уровне, понятие "недобросовестная конкуренция" в сфере интеллектуальной собственности практически не используется. К тому же данные документы имеют рекомендательный характер, тогда как специальные универсальные многосторонние соглашения, которые относились бы к источникам "твердого" международного права, имеющим обязательную силу и в кодифицированной форме затрагивающим основные вопросы антимонопольного и конкурентного регулирования на международном уровне, отсутствуют.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

2.1 Развитие института интеллектуальной собственности в Российской империи до 1917 года и в советский период

То, что в Европе происходило с авторскими правами в последней трети XVIII века, получило развитие на российской почве только в начале XIX века. Г.Ф. Шершеневич писал: "В то время как на Западе в XVIII веке из привилегий на издание вырастает мысль о необходимости защиты авторских интересов, у нас только возникают привилегии, направленные к охранению промышленных интересов типографщиков и издателей. В то время как в XIX веке на Западе идет постепенный рост пределов защиты авторских интересов, у нас только появляется сознание необходимости ее"[12]. И точно так же в России XIX века мы наблюдаем соседство противоречивых тенденций.

Выражая позицию журнала "Московский наблюдатель" в своей статье 1835 года "Словесность и торговля", литературовед и критик Степан Петрович Шевырев выступил с протестом против коммерциализации литературы: "Не на Парнасе сидят наши музы, не среди их, в небесах и в снегу, обитает наша словесность. Я представляю ее себе владетельницею ломбарда: здесь, на престоле из ассигнаций, восседает она, со счетами в руке"[13]. В то же самое время А.С. Пушкин в своем письме А.Г. Баранту от 16 декабря 1836 года выразил свое явное удовлетворение тем, что литература, на которую до этого "смотрели только как на изящное аристократическое занятие", стала в России "значительной отраслью промышленности". Как писал Г.Ф. Шершеневич: "В лице Пушкина впервые встречаем мы русского писателя, пожинающего богатый гонорар с русского общества и притом не стеснявшегося заявлять, что материальные расчеты служили не последним возбудителем его музы"[14] .

Но А.С. Пушкин был исключением в том смысле, что коммерциализация литературы, за которую он ратовал, выдвигала на передний план в большинстве своем обыкновенных писателей, а не высокую литературу. К основным факторам, определившим появление массовой литературы в России в 30-х годах XIX века, Ж.В. Федорова относит возникновение массовой читательской аудитории, коммерциализацию литературной жизни и профессионализацию писательской деятельности. Однако те же причины обусловили кардинальные перемены в литературном процессе: "В нем произошел перелом, изменивший систему прежних литературных ценностей и определивший новые способы функционирования литературы в обществе. С этого времени литературная жизнь выходит за пределы образованного дворянского круга. Издание книг и альманахов превращается в прибыльное дело, а выплата гонораров становится нормой отношений между издателем и автором. Появляется новый тип писателя - профессиональный литератор, для которого сочинительство становится источником существования. Его функции были определены очень четко: есть публика, которая дает заявку на регулярное чтение, и профессиональный писатель, который эту заявку выполняет"[15].

В Российской Империи понятие "исключительное право" не было новым . Как указывал Я.А. Кантарович необходимость "установить в системе права новую группу прав, которые должны образовать... правовой институт - духовный, дополнительный к существующим" обсуждалась в трудах ученых юристов начиная с прошлого века[16]. К исключительным правам относили авторское, художественное, музыкальное право, привилегии на изобретения, право на промышленные рисунки и модели, на торговое и фабричное клеймо, право на фирму.

На законодательном уровне термин "исключительные права" был закреплен еще в начале XIX в. - в Положении о правах сочинителей 1828 г. (затем и в его новой редакции - Положении о правах собственности сочинителей, переводчиков и издателей 1829 г.), являющемся приложением к Цензурному уставу. Иногда в литературе можно встретить указание на то, что первым нормативным правовым актом, закрепляющим исключительное право использовать изобретение, стал Манифест "О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах" 1812 г[17]. Однако такое утверждение не совсем точно - в Манифесте говорится о возможности получателя привилегии пользоваться изобретением или открытием "яко неотъемлимой и исключительной его собственностью".

Теория исключительных прав была тщательно разработана в трудах российского правоведа А.А. Пиленко[18] Указанный автор указывал, что сущность права, защищенного патентом, заключается в том, что носитель этого права может запретить всем третьим лицам: подражать запатентованному изобретению; самостоятельно выдумывать то же изобретение; заявлять такое же к патентованию. Упомянутые выше правомочия создаются только выдачей патента, поскольку до выдачи изобретатель ими не располагает

В советский период развития отечественного права "идея создания единого института "авторско-изобретательского" права под названием "исключительные права" подверглась резкой критике как категория, используемая буржуазным законодательством, а с начала 60-х гг. в юридической литературе практически не освещалась[19].

Только в начале 90-х гг. прошлого столетия термин "исключительные права" начал употребляться в отечественном законодательстве. Так, исключительные права упоминались в п. 2 ст. 135, п. 1 ст. 145, п. 2 ст. 147, ст. 149 и 152 Основ гражданского законодательства 1991 г., а также в последовавших за ними (и на сегодняшний день утративших силу) Законах РФ: "Патентный закон Российской Федерации"[20] , "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" [21]; "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"[22] ; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"[23] <5>; "Об авторском праве и смежных правах"[24]; "О селекционных достижениях"[25] . Небезынтересно, что ни в одном из перечисленных законодательных актов не использовался термин "интеллектуальная собственность".

Автор может передать право на использование своего произведения как на территории СССР, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным".

Патент закрепляет за патентообладателем исключительное право использовать изобретение по своему усмотрению. Использование изобретения иными лицами без разрешения патентообладателя (лицензии) не допускается. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет со дня поступления заявки на его выдачу в государственный орган СССР по изобретательству.

Патентообладатель вправе продать или иным образом переуступить патент на изобретение либо выдать на него лицензию. Договоры о переуступке патента и выдаче лицензии действительны при условии их регистрации.

Патент закрепляет за патентообладателем исключительное право использовать промышленный образец по своему усмотрению. Использование промышленного образца иными лицами без разрешения патентообладателя не допускается. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет со дня поступления заявки на его выдачу в государственный орган СССР по изобретательству. Действие патента может быть продлено, но не более чем на пять лет".

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

2.2. Становление института интеллектуальной собственности в современной России

Формирование института интеллектуальной собственности в современной России начинается с принятием основополагающих законов , о которых мы упоминали выше, регулирующих авторские и смежные права, права патентообладателей, права авторов селекционных достижений и топологий интегральных микросхем.

Изначально концепция правового регулирования исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности предполагала регулирование отношений по каждому такому объекту. Однако в последствии концепция изменилась и было принято решение о единой кодификации норм регулирующих отношения связанные с интеллектуальной собственностью.

С 1 января 2008 г действует четвертая часть ГК РФ регулирующая отношения связанные с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.

Наиболее важным вкладом части четвертой ГК РФ в этой сфере стало приведение действующего законодательства в соответствие с отдельными международными договорами, что уже в 2008 г. позволило Российской Федерации присоединиться к Договорам ВОИС 1996 г. об авторском праве и об исполнениях и фонограммах, а также создать предпосылки для присоединения к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - ТРИПС) как обязательного условия вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Систематизация законодательства об авторском праве и смежных правах и об интеллектуальной собственности в целом, в том числе норм об обязательствах, позволила исключить многочисленные противоречия, например между законодательством о произведениях и о программах для ЭВМ, базах данных, а также между отраслями законодательства о других результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации, расширить спектр договорных отношений (например, закрепить возможность полного отчуждения исключительного права на произведения, договора залога) и внедоговорных способов распоряжения исключительными правами, а также унифицировать другие нормы гражданского законодательства о материальных объектах, работах, услугах и привести их в соответствие с другими отраслями права, регулирующими отношения в сфере интеллектуальной собственности.

Во исполнение отдельных положений части четвертой ГК РФ принят целый ряд подзаконных актов, в том числе Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 "Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях" , от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" вместе с Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений", от 24 декабря 2008 г. N 1020 "О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных" , от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" , от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях"; Приказы Минкультуры России от 15 августа 2013 г. N 1165 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения" от 15 августа 2013 г. N 1164 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции"; Приказы Рос охранкультуры от 24 сентября 2010 г. N 167 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях", от 15 октября 2010 г. N 182 "Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе".

Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации создан и функционирует правовой механизм защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в настоящей работе анализ позволил сделать следующие выводы и заключения.

Предпосылки возникновения авторских и патентных прав возникли еще в древнем Риме. В те времена авторы произведений и изобретений находились по покровительством патрона. Сам патронаж носил личный, доверительный характер.

Начало формирования правового института интеллектуальной собственности на произведение литературы связано с изобретением печатного станка, который позволил в массовом количестве печатать произведения литературы. Однако до принятия в 1710 г. королевой Анной знаменитого статута, права авторов ограничивались предоставлением им различных привилегий.

Статут королевы Анны от 5 апреля 1710 г. - это первый в мире закон об авторском праве. Он является условной чертой, разграничивающей эпоху привилегий и эру авторского права. Указанный статут фактически прекратил монополию отдельных издательств на исключительное право на произведение и закрепил это право за самими авторами.

Первоначальной формой охраны прав авторов и иных правообладателей на произведения, охраняемые авторским правом, за рубежом были двусторонние соглашения между странами, которые обычно предусматривали, что к иностранным авторам применяется так называемый национальный режим (то есть к иностранным авторам применялись те же правила, что и к своим).

Однако постепенно становилось очевидным, что система двусторонних соглашений не может в полной мере обеспечить охрану прав авторов в других странах. В основном это объяснялось существенными различиями в правовом регулировании авторско-правовых отношений в законодательствах различных стран. Для преодоления многочисленных коллизий требовался международный договор, который мог бы разрешить противоречия между национальными законодательствами, обеспечить минимальные стандарты охраны авторского права и тем самым создать условия для распространения произведений в других странах.

Таким многосторонним договором стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Как было отмечено в литературе, в области охраны авторских прав первоначально фигурировала идея создания своего рода международного закона, который в едином порядке регулировал бы весь комплекс авторско-правовых отношений стран-участниц. Однако по причине серьезных расхождений между законами различных государств попытки создать такое унифицированное соглашение успеха не имели. Тем не менее в Бернскую конвенцию были включены нормы материального характера.

Конвенция была подписана в 1886 году представителями 10 стран. В настоящее время к Конвенции присоединились 150 стран мира.

Парижская конвенция об охране промышленной собственности заложила основу международной защиты прав патентообладателей на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Термин промышленная собственность - традиционное, хотя и не совсем четкое выражение, используемое для обозначения ряда исключительных прав, схожих с правами собственности и касающихся творческих идей, обладающих отличительными свойствами знаков или обозначений в области производства или торговли. Этот перечень дополняется рядом правил, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией в этих областях.

Если исходить из положений международных договоров, национальных законодательств зарубежных стран в сфере интеллектуальной собственности и господствующей в мире доктрины, интеллектуальная собственность - это права, предоставляемые на результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации.

В Российской Империи понятие исключительное право не было новым.

К исключительным правам относили авторское, художественное, музыкальное право, привилегии на изобретения, право на промышленные рисунки и модели, на торговое и фабричное клеймо, право на фирму.

На законодательном уровне термин исключительные права был закреплен еще в начале XIX в. - в Положении о правах сочинителей 1828 г.

Теория исключительных прав была тщательно разработана в трудах российского правоведа А.А. Пиленко. Указанный автор указывал, что сущность права, защищенного патентом, заключается в том, что носитель этого права может запретить всем третьим лицам: подражать запатентованному изобретению; самостоятельно выдумывать то же изобретение; заявлять такое же к патентованию. Упомянутые выше правомочия создаются только выдачей патента, поскольку до выдачи изобретатель ими не располагает

В советский период развития отечественного права "идея создания единого института "авторско-изобретательского" права под названием "исключительные права" подверглась резкой критике как категория, используемая буржуазным законодательством, а с начала 60-х гг. в юридической литературе практически не освещалась.

Только в начале 90-х гг. прошлого столетия термин "исключительные права" начал употребляться в отечественном законодательстве.

В настоящее время основу правового института интеллектуальной собственности составляют четвертая часть ГК РФ и многочисленные подзаконные акты, принятые во исполнении положений ГК РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений" от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803,
  2. Конвенция по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979)// "Закон", N 7, 1999
  3. "Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности" (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979)// Консультант Плюс
  4. "Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" (Заключена в г. Женеве 29.10.1971) (вместе со "Статусом Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 года)" (по состоянию на 28.05.2015)// Бюллетень по авторскому праву", том XXVIII, N 1, 1995, том XXIX, N 1, 1996, том XXX, N 1, 1997,
  5. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18.12 2006 года N 230-ФЗ;

Закон РФ «Патентный закон Российской Федерации»// Российская газета. 1992. 14 окт

Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"// Российская газета. 1992. 17 окт.

  1. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"// Российская газета. 1992. 20 окт.

Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем"// Российская газета. 1992. 21 окт

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"// Российская газета. 1993. 3 авг.

  1. Закон РФ "О селекционных достижениях"// Российская газета. 1993. 3 сент.

Акты судебных органов

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации";

  1. Решение Суда по интеллектуальным правам от 20.08.2014 по делу N СИП-14/2014 Требование: О признании недействительным решения патентного органа об отказе в удовлетворении возражения и оставлении в силе правовой охраны товарного знака.//Консультант Плюс

Дополнительная литература :

  1. Алехина Л.А. Эволюция авторского права // [Электронный ресурс] / История государства и права. 2006. N 9. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс"Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. С. 36.

Антимонов Б.С., Флейшиц Б.С. Изобретательское право. М., 1960. С. 12.

Аристотель Политика. Кн. 2, 1268b. См.: Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 425.

Афанасьева В.И. Инновации в промышленном производстве и праве Западной Европы и России (XV - XIX вв.) // Право и политика. 2007. N 3. С. 76 - 85 // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы "Консультант Плюс

  1. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 30.

Вейцман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899. С. 802.

Волынкина М.В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 6

  1. Гаврилов Э.П. Решение вопросов международного частного права в части четвертой Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2008. N 3. С. 26

Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Пг., 1916. С. 43

Пиленко А.А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Т. 1. СПб., 1902. С. 345)

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права М.: Статут, 2002 // [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: Классика российской цивилистики [сайт]. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/15/page_99.html#124 (дата обращения: 20.02.2010

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 51

  1. Федорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. Казань, 2003. С. 207.

Шатров В.П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. М., 1982. С. 58

Шевырев С.П. Словесность и торговля // Литература. 2003. N 36

  1. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань: Типография Императорского университета, 1891.
  1. Аристотель Политика. Кн. 2, 1268b. См.: Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 425.

  2. Вейцман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899. С. 802.

  3. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 51

  4. Афанасьева В.И. Инновации в промышленном производстве и праве Западной Европы и России (XV - XIX вв.) // Право и политика. 2007. N 3. С. 76 - 85 // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс

  5. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права М.: Статут, 2002 // [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Классика российской цивилистики [сайт]. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/15/page_99.html#124 (дата обращения: 20.02.2010

  6. Алехина Л.А. Эволюция авторского права // [Электронный ресурс] / История государства и права. 2006. N 9. Доступ из справочно-правовой системы "Консультант Плюс".

  7. Мерзликина Р.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2008. С. 36.

  8. Афанасьева В.И. Указ соч.

  9. Шатров В.П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. М., 1982. С. 58

  10. Гаврилов Э.П. Решение вопросов международного частного права в части четвертой Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. 2008. N 3. С. 26

  11. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 30.

  12. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань: Типография Императорского университета, 1891.

  13. Шевырев С.П. Словесность и торговля // Литература. 2003. N 36

  14. Шершеневич Г.Ф. Указ соч.

  15. Федорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. Казань, 2003. С. 207.

  16. Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Пг., 1916. С. 43

  17. Волынкина М.В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 6

  18. Пиленко А.А. Право изобретателя (привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве). Т. 1. СПб., 1902. С. 345)

  19. Антимонов Б.С., Флейшиц Б.С. Изобретательское право. М., 1960. С. 12.

  20. Патентный закон Российской Федерации// Российская газета. 1992. 14 окт

  21. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"// Российская газета. 1992. 17 окт.

  22. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"// Российская газета. 1992. 20 окт.

  23. Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем"// Российская газета. 1992. 21 окт

  24. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"// Российская газета. 1993. 3 авг.

  25. Закон РФ "О селекционных достижениях"// Российская газета. 1993. 3 сент