Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Сущность игры как психологического явления)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

«Мы придаем такое важное значение детским играм,

что если б устраивали учительскую семинарию,

мужскую или женскую,

то сделали бы теоретическое

и практическое изучение детских игр

одним из главных предметов».

К.Д.Ушинский

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах дея­тельности — игровой, учебной, трудовой. Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой. Для обеспече­ния эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая воз­можность для игр и самостоятельной деятельности. В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре ребенок осмысливает и по-своему переживает важные общественные события, часто понимая их по-своему.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продлен­ного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них положительные эмоции. [10]

Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Но мы называем ее чудом не за долголетие. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за те колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные. [12]

Выдающийся российский врач, педагог Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) утверждал, что игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. На довольно длительном отрезке детства и отрочества игра остается ведущей деятельностью, но это не означает, что все свободное время детей заполнено игрой. Ведущей она является потому, что, занимаясь ею, дети получают необходимейшие предпосылки для развития психики. Игровая деятельность долгое время подготавливает переход детей к новым, высшим ступенькам их развития, является своеобразным мостом, промежуточным звеном к учению, к труду. Игра – есть потребность растущего организма ребенка, его мышечных и интеллектуальных усилий, игра для детей – жизнь, в которой процесс их самовоспитания необычайно активен и результативен. [12]

Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Нелегко сдерживать увлеченность детей игрой, рисованием, но необходимо добиваться того, чтобы деятельность приобрела учебно-познавательный характер, чтобы у ребенка формировался интерес к самому процессу познания.[10]

  В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. 

Тема исследования «Игра как средство воспитания» на сегодняшний день весьма актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Необходимо ещё в начальной школе развивать у учащихся интерес к предметам обучения, сделать уроки как можно более разнообразными и увлекательными. В этом могут помочь различные игры, их периодическое использование на уроках. Игры детей есть та самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности .[12]

Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети учатся соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, объективно оценивать поступки других. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.

Объектом исследования в данной работе является учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель исследования: Выявить воспитательное и развивающее действие игр на учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: применение разнообразных игр на занятиях в начальных классах оказывает воспитательное и развивающее действие на младших школьников, повышает их творческое мышление и самостоятельность.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • рассмотреть различные варианты игровых методик, способствующих развитию младших школьников;
  • на практическом примере показать роль развивающих и дидактических игр в обучении и воспитании учеников начальной школы.

Данная курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической, введения, заключения и списка литературы.

      1. Исторические предпосылки возникновения игры

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале, отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Проблема игры изучалась ранее и изучается на современном этапе рядом исследователей. Она стала привлекать внимание ученых в конце XIX- начале XX века. Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры.

Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» [Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие. – Краснодар, 2001. –23с]. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

1.1 Сущность игры как психологического явления

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». [ Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. – 1993. - №2]

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» [ Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М.:].

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. [ Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.]

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий. Следовательно, можно сделать вывод, что взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

1.2 Роль игры в воспитании младших школьников

Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпрепровождение малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить! Как можно раньше научить – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая! В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той или иной "форме – продолжают играть до 9-10 лет! Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать! Без этого важного "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности. Осознав это, педагоги стремятся вернуть игру детям-дошкольникам, всячески популяризируя эту важнейшую проблему, обсуждая ее между собой и с родителями.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми.

Тем не менее, единственный язык, который легко дается детям, – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.

У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей, которого требует общество, приводит к серьезнейшим проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложности в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое. Современные дети, как правило, "играют" в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один со взрослым, которые можно организовывать мимоходом, т.е. по дороге в детский сад, в очереди в поликлинику, в машине, когда мама или папа за рулем. Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и способствующие развитию речи.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Игра - специфическая детская деятельность. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.

Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит  предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время, проводятся с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно – эстетическим ценностям, политике, труду и др. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра незаменимый в этом помощник. Поэтому учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, какими методами поддерживать интерес к учению и как более эффективно корректировать психические процессы учеников школы.

Активизировать учебный процесс, сделать его более интересным, более плодотворным в коррекции психических процессов маленьких школьников помогают игровые технологии используемые учителями на этапе развития, обучения и воспитания учащихся начальных классов. Трудности «роста» ребенка, переход в статус обучающегося, становятся менее болезненными, если в организацию урока вводятся специальные  игровые  моменты ,  сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми  ребенку,  но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям – направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития. Учителя, с помощью игры, организовывают внимание детей, повышают активность, облегчают запоминание учебного материала. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые  качества, как:

- положительное отношение к школе, к учебному предмету;

- умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

- умение слушать друг друга;

- добровольное желание расширять свои возможности;

- раскрытие собственных творческих способностей;

- самовыражение, самоутверждение.

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация

Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Так, в состав первого класса входят:

игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

1.4 Дидактическая игра как средство развития младших школьников

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра является игровой формой обуче­ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, позна­вательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стрем­ление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Дидактическая игра позволяет организовать повторение учебного материала в новой, интересной форме. В игре ребенок учится использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют, тем самым помогая ему лучше закрепить усвоенный материал. Эта форма работы поддерживает интерес детей к учению, развивает его.[3]

Младшие школьники плохо владеют своим вниманием. Дидактическая игра активизирует их, удерживает их внимание на одном предмете довольно длительное время.

В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными.

Рассмотрим это на примере. Школьники играют в дидактическую игру «Какое время года». Она заключается в том, что педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показыва­ют его изображение.

 Палочка, остановись!

Игроки становятся в круг, педагог — в центр. Игра прохо­дит в форме эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Педагог предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (на­пример, морозная) и передает палочку следующему участни­ку игры и т.д.

Задача, которую ученики ставят перед собой, - поиграть в эстафету. Игровой мотив – правильно назвать слово, чтобы передать палочку следующему участнику эстафеты. Такая игра характеризуется тем, что формы ее активности определяются взрослыми и предъявляются детям в виде игровых правил. Вот основное правило игры «Какое время года»: «Внимательно слушай учителя, который загадывает загадку. Отгадай ее, правильно подбери слово о времени года. После того как назвал слово, передай эстафетную палочку другому участнику».

Следует отметить, что в игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные мотивы. Так, после игры «Какое время года» школьники стали обращаться с многочисленными вопросами к учителю и другим взрослым, искать соответствующие сведения в книгах, т.е. у них игровая задача трансформировалась в учебную. Интерес учеников к познавательному содержанию игры теперь уже начинает преобладать над интересом к ней самой. Дети уже не ограничиваются сведениями о круге явлений, с которыми можно познакомиться в процессе игры, они стремятся активно овладеть новыми понятиями, связанными с игровой деятельностью. Накопленные знания систематизируются, и происходит перестройка деятельности младших школьников. Теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в ходе игры. Д.Б. Эльконин пишет по этому поводу: «Центральным моментом дидактической игры является противоречие между игровыми мотивами и неигровыми способами деятельности... В результате претерпевает изменения вся деятельность в целом. То, что служило лишь условием игры и второстепенным элементом деятельности, приобретает для ребенка более содержательное значение, все более и более не зависящее от игры». Следовательно, дидактические игры создают благоприятные условия для усвоения детьми знаний и способствуют развитию познавательных интересов.

Такие игры развивают внимание, наблюдательность, память Дети с интересом играют, иногда сами придумывают аналогичные игры.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена. Участвуя в ней, ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей, даже обычно пассивных, легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают.

Игру действительно можно назвать методом детской радости в воспитании положительного отношения к учению.[3]

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание. Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

-разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

-«за­чин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

-осуществле­ние поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

-загадывание и отгадывание зага­док;

-соревнование (индивидуальное или коллективное);

-особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, -проговаривание вслух, имитация действий.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий и, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредото­ченности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Однако чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения.

В методику проведения дидактической игры входят:

-объявление названия игры;

- сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала;

-объяснение хода игры (игровых задании);

- показ воспитателем выполнения отдельных действий;

-подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др. Иногда название игры дети узнают по костюмам тех персонажей, которые заходят в класс непосредственно перед началом игры. В игре «Что нужно ученику?»: участвуют «Букварь», «Пенал», «Портфель», «Тетради», «Карандаши» и др., действуя по заранее подготовленному несложному сценарию. Игра «Сказка в гости к нам пришла» может начаться с прихода сказочных персонажей. И здесь педагог сам может не раскрывать игровые действия, а после постановки игровой задачи предложить детям подумать, как играть, что за чем выполнять. При этом поощряет инициативу детей, их находки, догадки. Заканчивая игру, учитель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Успех дидактических игр зависит во многом от правильного использования в них игрового оборудования, часть которого изготавливают сами дети, педагоги, старшие школьники. Это такие игровые атрибуты, как буквы разрезной азбуки, наборное полотно, карточки, игрушки, наборы предметных и сюжетных картинок, таблицы, природный материал (плоды, семена, листья и др.), счетный материал, геометрические фигуры, пред­меты быта, фишки. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обуче­ния детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подго­тавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятель­ности, интеллектуальных операций.

    1. Виды игр младших школьников

Игры – понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на: индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

  • По форме проведения выделяют игры: предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
  • По способу организации игры: компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.
  • По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на простые (моноситуационные) и сложные (полиситуационные)
  • По длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
  • По количественному составу участников игры: подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой общение обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, вне учебной работы познавательного характера. В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры детей. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры, как отмечает Д.Б. Эльконин, отличается особой чувствительностью «к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми. При всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе». Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию. Благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

VI группа игр – это особая группа игр, так называемые подвижные игры. Они занимают значительное место в младшем школьном возрасте. Растущий организм ребенка требует движений. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, прыгают. Разнообразные движения способствуют обмену веществ, кровообращению, дыханию. Подвижные игры оказывают влияние и на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность померяться с товарищами ловкостью, силой, сметкой. Коллективные спортивные игры и соревнования развивают умение действовать в коллективе, поддерживать товарища, стремление бороться за честь класса, школы.

1.6 Условия эффективности игры как воспитательного средства.

Использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

- Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

- Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

- Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

- Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

- Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

- Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно. Украшением игры, по

Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна. В играх могут быть реализованы следующие потребности:

  • наличие собственной деятельности - творчество;
  • общение;
  • власть;
  • потребность в ином;
  • самоопределение через ролевое экспериментирование;
  • самоопределение через пробы деятельностей.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования к организации игр:

      1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
      2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
      3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
      4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
      5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
      6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
      7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
      8. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
      9. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.

1.7 Воспитательный и обучающий потенциал игры

Воспитывающий потенциал игры всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. В интеллектуальных играх творческая задача – быстро прими решение в нестандартной ситуации. Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой. Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.   Включившийся в игру школьник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности. Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого. Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!». Поэтому выведены соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

Используя игру как форму организации жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива в целом и для отдельного ребенка в частности. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований - быть правдивыми, делиться с другими и т.д., а в самой организации их игровой деятельности.

2 Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи –незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

  • наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
  • выразительность проведения игры;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:

  • актуальность дидактического материала;
  • коллективность;
  • соревновательность.

Интеллектуально-развивающие игры

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у школьников, отмечаются интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр – развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов, операций, умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, не стандартного творческого мышления.

Одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  Для изучения игры в младшем школьном возрасте было проведено исследование, состоящее из трех этапов.

Первый этап – констатирующий – был направлен на выявление уровня развития творческого начала и навыков самостоятельности учащихся.

Многие исследователи (Л.С. Выготский, О.Н.Дьяченко, Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе – проводились занятия, направленные на развитие творческих способностей, в уроки включались игровые моменты.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала младших школьников. Для этого была проведена повторная диагностика уровня развития творческого начала и навыков самостоятельности учащихся.

В исследовании принимали участие учащиеся 3 класса МКОУ “Нижнеиргинская СОШ” (10 человек).

2.1 Констатирующий эксперимент

На этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику Е.А. Панько «Придумай игру», направленную на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А. Панько)

Инструкция к проведению:

Ученик получает задание: за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

      1. Как называется игра?
      2. В чем она состоит?
      3. Сколько человек необходимо для игры?
      4. Какие роли получают участники в игре?
      5. Как будет проходить игра?
      6. Каковы правила игры?
      7. Чем должна будет закончиться игра?
      8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский, Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике были следующие:

  • оригинальность и новизна;
  • продуманность условий;
  • наличие в игре различных ролей для ее участников;
  • наличие в игре определенных правил;
  • точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная учеником игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.

Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне фантазии:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

6-7 баллов – средний;

4-5 баллов – низкий;

0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены в диаграмме на рисунке 2.1.1:

Уровень развития фантазии

Рисунок 2.1.1

Оценка содержания придуманной игры.

Таким образом, в 3 классе из 10 учеников 2 человека проявили очень высокий уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, 4 человека проявили высокий уровень фантазии, 3 человека проявили средний уровень фантазии и 1 человек проявил низкий уровень фантазии, а очень низкий уровень отсутствовал.

Следующая методика, примененная нами – методика Р.С.Немова  «Вербальная фантазия». Параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников:

Оценивание необычности, оригинальности образов:

0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;

2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

Оценивание богатства фантазии:

При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий,

различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл – общее количество деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

Оценивание глубины и проработанности образов:

Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;

1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;

2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности и эмоциональности:

Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0

Данные исследования представлены в диаграмме на рисунке 2.1.2:

Рисунок 2.1.2

Уровень развития вербальной фантазии

- 143свещение, 1987. - 1434 с.

Оценка элементов фантазии младших школьников

Из диаграммы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов.

2.2 Формирующий эксперимент

На этапе формирующего эксперимента мы использовали игровую технологию на уроках математики по теме: «Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления». Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения – одна из основных и сложных задач начального курса математики. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.

Использование специальных приемов запоминания табличных случаев умножения облегчает формирование прочных вычислительных навыков у учащихся начальных классов. Большое значение в сохранении высокой работоспособности на уроках математики играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению поставленных задач. Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
Для решения поставленных задач была использована система дидактических игр Александра Григорьевича Гайштута.  Автор не ставил перед собой цели теоретического обоснования системы своих игр, он занимался их практической разработкой. Проанализировав структуру его игр, мы сделали вывод, что все они имеют развивающий характер, позволяют не только разнообразить приемы запоминания таблицы умножения, но способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, умению сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их. 

После урока мы провели контрольное анкетирование.

Анкета:

  1. Вам нравятся урок – путешествие?
  2. На каком уроке вам больше нравится путешествовать?
  3. Как вам больше нравиться путешествовать самостоятельно, в паре или группой?
  4. Нравиться ли тебе побеждать?
  5. Какие оценки вам нравятся получать на этом уроке?

Анализ анкет представлен на рисунках 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4

Ответы на вопросы №1и4 (в процентах)

Вам нравится урок-путешествие?

Нравится ли тебе побеждать?

Рисунок 2.2.1

Ответы на вопрос №2

Рисунок 2.2.2

Ответы на вопрос №3

Рисунок 2.2.3

Ответы на вопрос №5

(в процентах)

Рисунок 2.2.4

Также нами была использована игра «Счастливый случай»

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она  обеспечивает:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;
  • осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по  схематическому  плану.  Кроме этого, на таких занятиях с помощью игр и упражнений формируется у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создается интерес к свойствам и отношениям предметов, к их  использованию  в деятельности  и таким  образом, подвести к подменной зрительной ориентировке (Мозаика, сложи картинку). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и  промеривание, развивают у них внимание к свойствам и отношениям  предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях.  В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Таким  образом, в играх на уроках происходит развитие и коррекция всех познавательных  процессов учащихся.

2.3 Контрольный эксперимент.

На третьем этапе – контрольном – мы использовали повторно методику Е.А Панько «Придумай игру».

Результаты исследования отображены в диаграмме на рисунке 2.3.1:

Рисунок 2.3.1

Оценка содержания придуманной игры:

Таким образом, в 3 классе 4 человека проявили очень высокий уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, 3 человека проявили высокий уровень фантазии, 2 человека проявили средний уровень фантазии и 1 человек проявил низкий уровень фантазии. Очень низкий уровень отсутствовал.

Можно отметить положительные изменения уровня развития творческого начала в игре.

Сравнительные результаты исследования отображены в диаграмме на рисунке 2.3.2:

Уровень развития фантазии 1этап

Уровень развития фантазии 2этап

Рисунок 2.3.2

Исследования показали, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

В результате проведенных исследований нами была зафиксирована положительная динамика в развитии творческого начала младших школьников.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что игра необходима в младшей школе, так она является важным аспектом для развития творчества и самостоятельности у младшего школьника. Следовательно, можно сделать вывод, что взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Игра – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей.

Исследование игровой деятельности позволило выявить, что создание специальной методики руководства игрой способствует формированию нравственных представлений и норм в начальной школе и обеспечивает конструктивные педагогические условия для нравственного воспитания младших школьников через систему специально подобранных игр (сюжетно –ролевых, подвижных, игр – эстафет, народных, дидактических), соответствующих по содержанию учащимся начальной школы.

Для ориентации младших школьников на нравственные нормы поведения была разработана методика использования специально подобранных и разработанных игр и проблемных ситуаций, направленных на формирование у младших школьников нравственных позиций в совместной игре со сверстниками и с участием педагога в игре на уровне партнера, корректирующего при необходимости восприятие предложенных ситуаций.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя — оспаривать эту заповедь не станет никто. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета [19].

Когда игра постепенно вытесняется телевидением, компьютерами, сокращением системы общественного дошкольного воспитания, проблема формирования игры младших школьников как средства нравственного воспитания приобретает характер весьма актуальной педагогической проблемы. Ей посвящено значительное количество работ исследований отечественных и зарубежных ученых, однако в последние десятилетия в трактовке данной проблемы наблюдаются разногласия. Поэтому в последние время игра в системе средств воспитания детей младшего  школьного возраста недостаточно обеспечивает условий для реализации основных задач нравственного воспитания. В современном социуме эта задача не реализуется в полной мере и требует решения.

Своеобразие путей и способов изучения и решения этой проблемы в начальной школе актуально тем, что игра практически исчезает и выходит новый вид деятельности – учение, ранний дидактизм вытесняет столь значимый для ребенка вид деятельности. Поэтому возникает новый путь эффективного формирования игровой деятельности.

Это означает, что проведенное исследование выполнено в генетическом аспекте с учетом того, что упущен значительный для развития ребенка вид ведущей деятельности, в котором учитываются особенности созревания организма, физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста и требует разработки педагогических путей и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста через игру.

Игровая технология влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность  ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Игра – это серьезная и ответственная деятельность детей.

В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер (например, тимуровскую работу). Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами всемирно известного педагога-новатора, народного учителя СССР Виктора Федоровича Шаталова:

“…В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок…”

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.13
  3. Богданова О.С.,Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
  4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу- с игрой. М.: Просвещение,1991.- 96с.
  5. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.

М.: Просвещение, 1989. - 47 с.

  1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
  2. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики //Начальная школа. - №2 ., 1997
  3. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1976. - 207 с.
  4. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
  5. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
  6. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. ИКФ “Сталкер”, 1998.-400 с.
  7. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. - 64 с.
  8. Средства обучения и методика их использования в начальной школе./ Под ред. Г.Ф.Суворовой- М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
  9. Средства обучения математике в начальных классах./ Сост. М.И.Моро, А.М.Пышкало. М.: Просвещение, 1981. - 144 с.
  10. Чего на свете не бывает./ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
  11. Авдонина. Урок-путешествие по математике “Полет в космос” // Начальная школа. 2005. N 3. С. 45-47.
  12. Дейс С.В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм // Начальная школа. 2007. N 12. С.23-26.
  13. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. 2007. N 7. С.38-39.
  14. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск, 1997