Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Идея и общая концепция фирменного стиля

Содержание:

Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни был в аэропорту, провожая родных людей, близких друзей, коллег, или встречая их. И каждый взрослый человек хотя бы однажды в жизни пользовался услугой такси. Что именно объединяет эти две вещи? Верно, расстояние. Расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы добраться из города пребывания в пункт назначения - аэропорт, который по специфике своей работы всегда находится далеко за чертой города и любых других пунктов, населённых людьми.

Как же преодолеть это расстояние, не опоздать на рейс, сохранить хорошее настроение, довезти свой багаж, который чаще всего объёмен и тяжёл, не думать о том, где оставить транспортное средство, позаботиться о ребёнке, который возможно будет путешествовать с вами, любимом питомце или негабаритном багаже со спортивным снаряжением, или подарке для далёких родственников и т. д. и т. п.? Можно воспользоваться личным автотранспортом, доехать в аэропорт на своём автомобиле. Но здесь сразу возникает следующий вопрос: где его потом оставить? Аэропорт – это режимный объект со своими правилами безопасности и внутреннего распорядка, где вся территория распределена между службами и подразделениями, обслуживающими самолёты и пассажиров. А значит, чтобы оставить на этой территории свои вещи или свой личный транспорт, нужно за это заплатить. И чем дольше они будут находиться на этой территории, тем в большую сумму денег обойдётся это пребывание.

Самым надёжным в этой ситуации видом транспорта является общественный транспорт. Рейсовые автобусы, поезда, а в некоторых странах отдельная линия метро или даже трамвая, работают по чёткому расписанию движения не зависимо от настроения и погодных условий. Единственный недостаток такой поездки – это то, что к этому виду транспорта тоже нужно как-то добраться, перетаскивая при этом детей, чемоданы и другой багаж.

Ещё один из вариантов поездки в аэропорт – это помощь родных, друзей или знакомых. Вас привозят, высаживают, желают счастливого полёта и уезжают, помахав на прощание рукой. Так называемый и часто практикуемый во всех аэропортах мира принцип «kiss & fly», что дословно означает «поцеловал и улетай». Этот принцип подразумевает кратковременную стоянку транспортного средства, доставившего вас до аэропорта, на привокзальной территории, где можно быстро высадить пассажира, выгрузить багаж и быстро уехать. Забота близких – это прекрасно. Но, обязывать или просить других людей решать Ваши проблемы с проездом, означает быть перед ними в долгу или вызывать определённые трудности, а на это не многие согласны.

Можно попробовать воспользоваться добротой чужих людей и добраться в аэропорт проголосовав на шоссе, одним словом – автостопом. В этом случае мы рискуем просто опоздать на свой рейс, так и не быть осчастливленным чужой добротой или даже попасть в неприятную ситуацию. Этот вариант самый утопический и к тому же небезопасный.

Остаётся самый простой и самый удобный вариант проезда от места проживания до аэропорта – воспользоваться услугой такси. Такси – служба сервиса, которая доставляет пассажира транспортным средством с водителем из любой точки по указанному этим пассажиром адрес за определённую плату. Другими словами, пассажир совершает поездку из пункта А в пункт В и платит за это.

Выбор человека – это его предпочтения, которые помогают ему создавать свою жизнь, делать её удобной и комфортной, избегать неприятных или даже опасных моментов, таких как опоздания, потери, непредсказуемые действия незнакомых людей, выстраивать гармонию событий, которые нравятся своей предсказуемостью и подходят именно ему, в которых он проводит много времени один или с близкими людьми. Одним из таких выборов человечества стало создание услуги такси.

Название такси произошло от французского слова Taximètre «счётчик цены», которое позже трансформировалось в название самой машина. А само такси – это общественный транспорт, автомобиль, используемый для перевозки пассажиров в любую указанную точку с оплатой проезда по счётчику – таксометру. Согласно некоторым историческим данным, первые такси, это были колесницы Древнего Рима. На оси колесницы был закреплен «таксометр», представлявший из себя обычную ёмкость, в которую каждые 200 метров падал камешек. Оплата производилась по числу камешков, оказавшихся в ёмкости в конце поездки. Хорошо известны всему миру Лондонское и Нью-йоркское такси, которые ещё в 17 веке отличались специальными повозками, каретами и другими экипажами, запряжёнными лошадьми. Все знают знаменитый и любимый Лондонский двухколёсный кэб, который подарил в последствии своё название автомобилю, пришедшему ему на смену в век технического прогресса и победы двигателя внутреннего сгорания (приложение 1). В России прототипы такси упоминаются в записях путешественников тоже с 17 века. Вначале это были тележки, запряжённые одной лошадью, зимой, соответственно сани, а потом появились настоящие экипажи с извозчиками, ушедшие в прошлое после активного развития автомобилестроения и общественного транспорта, такого как трамвай, паровоз, автобус (приложение 2). Но во все времена принципом подвоза пассажиров и их багажа служила доставка к месту назначения за деньги.

Эпоха и эволюция такси заняла несколько сотен лет и за это время такси стало доступным и удобным транспортом класса «эконом» и «люкс», в зависимости от желаний и возможностей клиента. Оно очень востребовано в наши дни. А когда есть спрос, то есть и предложения.

Глава 1 Разработка фирменного стиля

1.1. Идея и общая концепция фирменного стиля

Разработка фирменного стиля – это создание визуального имиджа компании и определение концепции корпоративной, рекламной, сувенирной и печатной полиграфической продукции. Эффектность и эффективность фирменного стиля зависит от грамотного исполнения, что требует от дизайнера знаний во многих сферах: от принципов построения композиции, истории искусств, цветоведения, типографики, до технологии работы с материалами, конструирования и сопромата.

Главным фактором успеха бизнеса является уникальное предложение товара или услуги, хороший сервис, внимательное и заботливое отношение к клиенту, а также качество этих товара или услуги. Потребитель товара или услуги, клиент, с первого же контакта с предложением компании должен поверить в профессионализм её сотрудников, качество предлагаемого продукта и начать доверять. Качественно разработанный фирменный стиль помогает убедить потенциальных клиентов выбрать продукт или услугу именно этой компании из большого ряда предложений. А для этого дизайнер должен создать качественный имиджевый продукт. Сфера применения фирменного стиля – это всё, что нас окружает. Наружная, печатная и мультимедийная реклама, полиграфия и сувенирная продукция. Важными составляющими также являются оформление офисного или выставочного помещения, транспорта, стиль одежды сотрудников компании. Все элементы должны быть в одном стиле и быть в гармонии между собой. Качественно разработанный фирменный стиль позволяет активно выделить компанию среди конкурентов. В базовый пакет фирменного стиля входит: логотип компании, фирменные цвета и корпоративные шрифты, вывески, фирменные бланки и визитные карточки, папки для документов и презентаций, конверты, ручки, листовки, буклеты, блокноты, флаеры, календари, открытки, поздравительные адреса, наклейки, чашки, дисконтные карточки и так далее. Безупречный фирменный стиль красноречивее всего свидетельствует о том, что компания пришла в бизнес основательно и надолго. В корпоративном стиле нет мелочей, одинаково важно всё.

На первом этапе создания фирменного стиля дизайнер определяет целевую аудиторию, на которую рассчитан продукт или услуга, имиджем которой он занят. Чёткое понимание потенциального потребителя этого продукта является важным критерием при создании стиля. В нашем случае предметом разработки является служба такси, предлагающая перевозки пассажиров в аэропорт и из аэропорта.

Итог первого этапа – это эскизы дизайнера, зарисовки, наброски в цвете своих идей стилистики, дизайна, декора интерьеров. Эскизы согласовываются с заказчиком, в них вносятся правки, уточнения, если необходимо, более детальные проработки. Иногда мнение дизайнера и заказчика полностью совпадают и можно приступать к основной работе, иногда предложение дизайнера не совсем понятны или откровенно не нравятся заказчику, иногда приходится буквально начинать сначала, но чаще находится компромиссный вариант, и дизайнер приступает ко второму этапу работы – дизайн-проекту бренда, который станет прописанной концепцией стиля, дизайна, рекламы и маркетинга для конкретного продукта.

Если заказчик настаивает на том, что нужно сделать так, как он хочет, я бы для начала показал ему то, что хочется ему, а потом показал, как это сделать лучше. В нашем деле визуальные образы способствуют решению проблемы быстрее всяких слов.[1]

1.2. Элементы фирменного стиля, их роль и единство

Рассмотрим создание фирменного стиля на конкретном примере.

Объектом разработки послужит служба такси «Такси АЭРО 5555».

Начнём с понимания основной цели предлагаемой услуги, аудитории потенциальных потребителей и главной идеи фирменного стиля оформления всех составляющих этой услуги.

Возьмём для примера средний по значимости аэропорт, с пропускной способностью пассажиропотока примерно 20.000 пассажиров в сутки, учитывая сезонность, это примерно 5.000.000 пассажиров в год. Кого-то привозят-провожают или забирают-встречают родственники или знакомые, какой-то процент добирается в город на рейсовом автобусе или ином виде общественного транспорта, небольшой процент может позволить себе оставить автомобиль в аэропорту на охраняемой платной автостоянке, а, значит, вернётся домой на нём, кого-то встречает бизнес-транспорт, но достаточно большое количество пассажиров готовы воспользоваться поездкой на такси.

Если учесть, что удалённость аэропортов от городов по стандартам безопасности и всевозможным экологическим, промышленным, санитарно-эпидемиологическим и т.д. нормам начинается примерно от 30 километров (Ст. 31 п.3. Федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации". Размеры зоны безопасности полетов аэропорта, имеющего аэродром класса А определяется как объединение окружностей радиусом 30 км от центров взлетно-посадочных полос); а также то, что к аэропортам курсирует ограниченное количество видов общественного транспорта, что количество авиаперевозок неуклонно растёт год от года, можно с уверенностью утверждать, что услуга такси, рассчитанная именно на такого специфического клиента, как авиапассажир, а значит каждый рейс автомобиля такси в аэропорт или из него, – это хорошая и надёжная прибыль компании.

Возьмём во внимание психологический, человеческий фактор авиаперелёта. Нужно понять и почувствовать состояние авиапассажира. Что чувствует человек, готовящийся лететь на самолёте? Самолёт – это круто, это кайф, это высота, это драйв, как говорит современная молодёжь, и она права. Перелёт на самолёте очень волнителен, потому что сопряжён с определённой долей риска, вырабатывает адреналин. Он на высокой скорости подымает человека за облака, на высоты, которые могут только сниться, позволяет ему почувствовать свою важность, как покорителя мечты, воздуха, неба, пространства, скорости. Свой первый полёт помнят все. Всё, что связано с самолётами, небом, вызывает у нас чувства восхищения, восторга, уважения. А экипаж самолёта, пилоты и стюарды, благодаря умело поддерживаемому имиджу, воспринимается космонавтами, небожителями, героями. Им аплодируют после успешного приземления, благодарят, покидая борт самолёта, посвящают стихи и романы, снимают фильмы. То есть будущий пассажир, готовящийся к полёту на самолёте, настраивается на сказку, мечту, приключение, которое его ждёт и манит. Так почему же не начать эту сказку и мечту ещё на земле? Почему бы не предложить клиенту окунуться в атмосферу полёта сразу после выхода из дома, где его будет ждать комфортный автомобиль с личным водителем, который доставит его от порога дома прямо к трапу самолёта.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь нужно преобразовать, украсить должным образом и максимально приблизить к теме авиации всю среду, в которой будет находиться пассажир по пути в аэропорт. В нашем случае – это автомобиль такси, водитель, администратор, оформляющий заказ, если такси нужно заказать по прибытию, а также дополнительные услуги, оказываемые компанией.

Итак, пройдём, а точнее проедем, с пассажиром нашего такси весь путь от дома до аэропорта. Чтобы с первых минут контакта пассажира с представленной ему услугой он попадал в атмосферу «предполётной подготовки», нужно создать соответствующую атмосферу.

Во-первых, само название такси должно чётко ориентировать и прямо указывать на его предназначение, связанное с авиацией и аэропортом – «Такси АЭРО».

Во-вторых, сам дизайн автомобиля должен подсознательно и ассоциативно давать пищу глазам и композиционным своим оформлением, и цветовым решением. То есть сам автомобиль должен напоминать самолёт или на автомобиле должны быть размещены изображения самолёта – самого главного, с чем ассоциируется у нас полёт.

В-третьих, водитель такого такси и второй сотрудник, непосредственно контактирующий с клиентом – администратор фирменного павильона, должны напоминать по внешнему виду экипаж воздушного судна. Этого можно добиться, выбрав за основу дизайна одежды варианты стереотипной форменной одежды пилотов и стюардов (приложение 19).

Автомобиль, водитель, администратор оформляющий заказ, – вот первое, что видит клиент.

А сейчас более подробно об остальных составляющих фирменного стиля.

Логотип – важнейшее средство идентификации торговой марки, бренда, фирмы. С его помощью компания обретает зримый, вещественный образ, который на уровне подсознания, ассоциаций, миропонимания, «считывается» потребителем быстрее слов, то есть быстрее скорости звука. Поэтому в логотипе важно всё! Любое, даже кажущееся незначительным упущение в логотипе в дальнейшем может привести к неверному или нежелательному восприятию бренда.

Логотип службы такси должен включать в себя обязательное изображение двух главных действующих образа, тесно связанных между собой – автомобиль и самолёт. Но что в этой паре важнее? В названии компании «Такси АЭРО» чётко прослеживается главенствующая роль такси. Такси – это автомобиль. Именно он главное действующее «лицо» самого действия доставки, услуги, предмет бизнеса, «рабочая лошадка», на которую делаются «ставки». А самолёт – вторичен. Он лишь цель, которую такси помогает достичь. Поэтому изображение автомобиля должно быть главным и основным, а самолёта вторичным и воспринимаемым глазу чуть с отставанием. Этого эффекта можно достичь, играя размерами изображения, их формами и цветом. Что касается текстовой составляющей названия бренда, здесь работает тот же принцип. «ТАКСИ» – первично, имеет основательный, близкий к классическому, прямой шрифт, выполняется в том же цвете, что и изображение автомобиля для поддержания условной связи между ними, а слово «АЭРО» – вторично, имеет наклонную форму «летящего», но в то же время легко читаемого шрифта, в цветовом исполнении перекликающегося с изображением самолёта на логотипе. Шрифты должны быть мгновенно читаемы, так как объектом их нанесения будут движущиеся автомобили. Обязательно должен быть вариант на английском языке для иностранных клиентов. И ещё один важный момент. Так как оформление и логотип будет использоваться с двух сторон автомобиля, нужно обязательно продумать «зеркальный» вариант. Ведь если на одной стороне автомобиля на изображении самолёт будет смотреть вперёд и «лететь» по ходу движения автомобиля, то, при расположении точно такого же изображения на вторую сторону автомобиля, самолёт окажется движущимся задом наперёд, а это будет выглядеть нелепо и вызовет недоумение, иронию и смех.

Логотип и дизайн автомобилей такси должны тесно перекликаться. Клиент должен видеть одно и то же на логотипе и на автомобиле, чтобы убедиться, что его не обманывают, не вводят в заблуждение, не запутывают. Полёт – это в какой-то степени стресс. Человек волнуется, немножко нервничает. Поэтому оформление должно быть максимально мягким, спокойным, лёгким, не перегружающим восприятие, и в то же время, деликатно настраивающим на важное событие.

Чтобы внести радостную ноту в симфонию звучание общего впечатления от оформления автомобиля, на нём обязательно должны использоваться все средства мотивации к этому, например, расположиться одобряющий слоган, лозунг компании, показывающий сопричастность к радостному событию с клиентом. Например, «Такси в аэропорт – с нами на взлёт!». Или «Такси 5555 – время взлетать!».

Слоган компании – это прямое обращение к клиенту. В переводе с языка кельтов, населявших когда-то средневековую Шотландию и давших миру прекрасные уроки самобытной культуры и искусства, слово слоган «sluagh-ghairm» переводится как «боевой клич». И недаром: иногда именно с помощью слогана можно победить в главное борьбе за признание и выбор потребителя.

Ещё один важный момент в оформлении автомобиля такси – это информативная составляющая. Представим на минуту, что мимо проезжает красивый автомобиль минивэн с изображениями самолёта на кузове, дверях, капоте, с ёмким слоганом, приглашающим прокатиться. Вы понимаете, что это именно то, что может понадобиться Вам буквально завтра. Но… На этом автомобиле нет контактной информации, как позвонить, заказать это такси и т.д. В таком случае проехавший мимо автомобиль вызовет растерянность и заставит начать лихорадочные поиски необходимой информации. Поэтому самая необходимая клиенту информация, должна быть обязательно включена в оформление автомобиля такси и размещена на нём на ряду с названием службы такси, изображением самолёта и рекламного слогана. Что можно отнести к такой информации: номер телефона быстрого набора, и его принадлежность к мобильному оператору; если есть, то название мобильного приложения, позволяющего сделать заказ машины такси в один клик; название сайта, где можно узнать подробную информацию.

Вся концепция оформления транспорта службы такси сводится к тому, что сам автомобиль является не только предметом услуги, рекламной конструкцией, на которой располагается максимум информации про услугу, но и упаковкой этой услуги. И не зря маркетологи любят повторять, что «хороший дизайн упаковки продаёт товар с полки», потому что именно продуманный и качественный дизайн автомобиля такси, «разговаривая» с потенциальным потребителем этой услуги, становится одним из лучших средств коммуникации и окончательным мотиватором решения о выборе именно этого перевозчика. Кузов автомобиля давно стал передвигающейся рекламной конструкцией, что позволяет охватить наибольшее количество потенциальных клиентов, увидевших размещённую на нём рекламу (приложение 3, приложение 4, приложение 5). Иногда сам автомобиль или его имитация является частью рекламной конструкции (приложение 6). В любом случае, автомобиль такси сам себя рекламирует – в нём сошлись обе составляющие: конструкция и информация.

Визитные карточки службы такси должны содержать изображение логотипа компании, краткое предложение о предлагаемой услуге, рекламный слоган и контактную информацию.

Немаловажную роль в фирменном стиле играет ещё одна составляющая процесса оказания услуги Такси «АЭРО» – это ритейл-дизайн – оформление павильонов в аэропорту, где можно оформить услугу по прилёту или предварительно заказать подачу такси улетая, но возвращаясь через несколько дней. Дизайн такого рабочего павильона преследует одну цель: привлечь внимание к услуге и продать её. Задачей ритейл-дизайна такого павильона является не только имиджевое представление компании, но и грамотная и гармоничная организация такого помещения – как в функциональности, интерьерном, так и во внешнем удобном и привлекательном решении.

Сама форма и конструкция павильона должна быть простой, воздушной, легко воспринимаемой. С учётом того, что павильон будет уже находиться в защищённом от внешней среды и отапливаемом в осенне-зимний период здании аэровокзального комплекса, его стенки могут быть лёгкими и прозрачными, например, из стекла, оргстекла, прозрачного пластика. Нужно максимально использовать форму и материал конструкции павильона для размещения на них рекламной информации. Можно красиво оформить входную группу, боковые стенки, сделать их привлекательными, манящими, приглашающими зайти. Рекламщики часто пользуются таким приёмом, когда входные группы дверей, витрины, окна, перегородки и боковые стенки оформляются с максимальных эффектом и пользой (приложение 11, приложение 12, приложение 13, приложение 14, приложение 15, приложение 16, приложение 17, приложение 18). Для наружного оформления офисного здания в городе, можно использовать и дополнительные рекламные конструкции в той же единой стилистике и цветовом контексте (приложение 7). Эргономика помещений павильонов способствует оптимальному расположению предметов интерьера для их наиболее безопасного и комфортного использования. Рабочее место администратора: информационная стойка с оргтехникой, стул или просто пространство для посетителя, информационные и рекламные штендеры, стойки для раздаваемой сувенирной и полиграфической продукции и т. д. Главное помнить, что очень важное условие для оформления такого павильона – это комфорт и впечатления, которое получает человек.

Полиграфическая продукция должна максимально отражать возможности для клиента и преимущества компании перед другими конкурентами. Вся раздаваемая на руки печатная продукция: буклеты, брошюры, флаеры, календари, постеры и т. д. знакомят с компанией и формируют её положительный имидж в глазах партнёров и общественности. Нужно создавать элегантную и безупречную презентационную продукцию, придерживаясь фирменного стиля, общей концепции бренда, его специфики и истории.

Для создания фотоматериалов, которые станут основой полиграфической продукции, нужно грамотно организовать и провести фотосессию, для того, чтобы красивыми и понятными образами помочь рассказать о предлагаемой услуге. Каждый снимок должен быть продуманным и профессиональным, таким, от которого невозможно оторвать взгляд, только тогда он станет неотъемлемой частью повествования и будет работать на пользу бренда.

Впечатление – полнота ощущений, восприятий, знаний, чувств, вызываемых каким-либо событием или взаимодействием. С точки зрения дизайна, это определение продукта, услуги, или бренда в связи с затрагивающими несколько органов чувств и/или эмоциональными потребностями.[2]

1.3. Цветовое решение фирменного стиля

Цветовое решение фирменного стиля службы Такси «АЭРО» выбрано с учётом специфики темы и наработанной годами ассоциативной психологической зависимости восприятия этой темы социумом. За основу взята триаду главных цветов – синего, чёрного и фиолетового на белом фоне. Автомобили именно белого цвета были выбраны для автопарка службы «Такси АЭРО».

Белый цвет – цвет мечты, торжества, цвет облаков, если ближе подойти к теме неба и полёта. Ливреи самолётов в большенстве своём именно белого цвета и это технологический момент. Поверхность не перегревается в жаре и не остывает в холоде, что жизненно необходимо такой технике. Белый цвет станет идеальным фоном для оформления автомобиля в лётной тематике.

Древнейшее символическое значение белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Происхождение этой символики нетрудно понять, если вспомнить, где наблюдал древний человек этот цвет. Белый – это цвет солнечного света в полдень, цвет самого дня, как антипода ночи, «белый день» - это время ясного видения и вместе с тем время трудовой активности, бодрости.[3]

Белый цвет активно применяется в оформлении, но, чтобы белый цвет смотрелся должным образом, нужно знать все его особенности и правильно применять к дизайну. Белый цвет, несмотря на его банальность, является весьма необычным. У него имеются самые разнообразные положительные качества – нейтральность, способность увеличить пространство, придавать дополнительную яркость цветовым акцентам, отражать цвета, расположенные рядом.

Белый цвет в дизайне – хорошая основа или фон для другого цветового сочетания, добавление белого дает возможность влиять на насыщенность другого цвета. Оттенки белого также могут вызывать разнообразные ощущения – холода или тепла. Белая форма всегда светлая и воздушная. Стоит отметить также отличную сочетаемость белого с любой текстурой и фактурой различных материалов.

Следующим по значимости станет чёрный цвет.

«Внешне чёрная – самая беззвучная краска, на которой поэтому всякая другая краска, как бы ни был слаб её звук, звучит сильнее и определённее» - говорит о чёрном цвете Василий Кандинский.

В искусстве второй половины ХХ в. Чёрный цвет занимает почётное место среди всех других. Художники заново открыли в нём метафизические смыслы и нашли целительное средство против своих неврозов, комплексов, психозов. «Чёрная живопись» Раушенберга, например, воспринимается чуть менее как главная серия картин на его огромной выставке в Москве 1997г. Чёрное – это то, из чего мы вышли и куда мы все вернёмся.[4]

Этот цвет может очень понравиться, но для этого его нужно использовать очень аккуратно. Поэтому мы используем его в логотипе лишь линиями, абрисом, контурами образа автомобиля и, хорошо всем знакомых, «шашечек» такси.

В этом цвете заключены многочисленные философские подтексты, мотивы и намёки, многогранность проявления как эмоционального, так и художественного. Чёрный цвет завораживает взгляд, концентрирует внимание, заставляет задуматься. Он может быть разным, всегда предстаёт в новом обличии, меняется.

Черный цвет совершенный, в современной интерпретации, в последствии переплетения многих культур и эпох, его уже не назовёшь ни печальным, ни радостным, он обладает своей особой элегантностью, совершенством, гармонией. Если оттенок чёрного цвета подобран грамотно, к нему не будет внутреннего отчуждения. Особенно в тканях и фактурах чёрный может быть таким разнообразным: королевской чёрный бархат, нежная вуаль, богатая, роскошная тафта, строгий струящийся шёлк. Преимущество черного цвета – в его однородной глубине, он может стать прекрасным фоном для мелких деталей. Именно с этим связано правило демонстрации ювелирных украшений на подложке из черного бархата – он выводит на первый план любые вещи. Именно чёрные автомобили чаще всего представляют класс «люкс».

Любой цвет рядом с чёрным становится акцентом, выражением, и потому яркие оттенки получают больше яркости, а светлые – больше света.

Мы специально сочетаем в логотипе синий, фиолетовый и чёрный – у такой триады появится совершенно иное смысловое насыщение.

Вместе, белый и чёрный цвета приобретут определённую философию жизни, времени, пространства.

У древних и средневековых философов Европы и Азии неоднократно повторяется идея о тождестве чёрного и белого.

В древнейших индийских упанишадах чёрное понимается как «инобытие белого» или как сверхбелое, т.е. такой яркий свет, который уже не может быть воспринят человеком как свет (он слепит человека), т.е. тождественен тьме, чёрному.[5]

Цвета неба – это синий и фиолетовый. Мы используем их в обозначении темы полёта, изображении самолёта, второго элемента нашего логотипа.

Синий. Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие.

Как цвет- это энергия;… в свой величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее нечто. В нём совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.

Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется нам как бы уходящей от нас.

Подобно тому, как мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотри на синее не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечёт нас за собой.[6]

В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину. Оптическая глубина синего вызывает по ассоциации мысли и чувства весьма серьёзного порядка. «Этот дар углубленности встречаем мы в синем. Склонность синего к углубленности так велика, что интенсивность растёт именно в более глубоких тонах и становится характернее внутренне. Чем глубже становится синее, тем более зовёт оно человека к бесконечному, будит голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному. Это – краска и цвет неба так, как мы себе его представляем при звучании слова «небо».

Фиолетовый цвет. Одиннадцатый цвет цветового круга и третий цвет второй триады. Гармоничное сочетание энергии красного и элегантности синего цветов. Цвет грусти, меланхолии, задумчивости, внутренней сосредоточенности. Загадочный и мистический цвет. Способствует внутреннему углублению.[7]

Фиолетовый выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он балансирует между живым (красным) и неживым (синим), между горячим и холодным, между материальным и духовным.[8]

Именно сочетание этих двух цветов синего и фиолетового, так связанных с небом, используют авиакомпании в своих корпоративных цветах, добавляя красный, белый или бирюзовый. Наземные службы – аэропорты часто используют эти цвета для информационной навигации и своего оформления.

Сочетание чёрного, синего, фиолетового как основных цветов, а белого, как фонового, делают восприятие лёгким, мотивирующим, жизнеутверждающим. А это именно то, что нужно для человека, который собирается в полёт, готов вот-вот родиться заново, только теперь с крыльями.

Итак, для разработки фирменного стиля службы такси, связанного с авиацией, мы объединили обе эти составляющие в одно целое с помощью образов автомобиля и взлетающего самолёта. Подчеркнули эту тему неба, скорости и чуда гармоничным цветовым решением – сочетанием белого, чёрного, синего и фиолетового. Соединили в единую композицию информацию, изображение и ассоциации; желания и возможности; спроецировали стиль жизни человека, стремящегося везде успеть, на платформу перспективы и развития авиационной отрасли. Это позволит добиться необходимого качества, визуального эффекта, красоты и гармонии этого фирменного стиля.

Глава 2 Создание фирменного стиля.

2.1. Логотип

Как было сказано ранее, логотип службы «Такси АЭРО» включать в себя изображение двух главных действующих образа, тесно связанных между собой – автомобиль и самолёт.

Изображение автомобиля абрисное, контурное, состоящее из чёрных линий, соединяющихся между собой и дающих впечатление движения. Эта заведомая нечёткость автомобиля нужна, чтобы показать лёгкость, динамику, парение, стремление, движение. Самым тёмным и чётким пятном является знак такси – чёрные «шашечки» сверху. Так исторически сложилось, что тот знак такси – самый узнаваемый во всём мире и мы тоже его использовали в логотипе.

Внутри формы автомобиля вписан образ взлетающего самолёта. Таким будет оформление транспортного средства такси – самого автомобиля. Это изображение специально продублировано на логотипе, чтобы в точной копии показать, как выглядит машина Такси АЭРО, что позволит клиенту избежать путаницы и недоразумений. То есть изображение на логотипе, его знаковая часть, - это копия реального автомобиля Такси АЭРО, изображённого стилизованно.

Что касается текстовой части логотипа, то она состоит из трёх основных долей, сочетающихся в разных вариантах использования логотипа. Первая часть – это основное слово «Такси». Для него выбран прямой классический шрифт Georgia, чёрного цвета. Вторая часть – это второе по значимости слово «АЭРО». Для него выбран наклонный, парящий, динамичный шрифт Segoe Print, синего цвета с фиолетовым контуром. Эти цвета взяты с изображения самолёта, для большей смысловой связи. И третья часть текстовой составляющей логотипа – это цифры 5555, обозначающие единый номер телефона, по которому это такси можно вызвать для большей лёгкости запоминания. Для них тоже выбран шрифт Segoe Print в том же цветовом решении, что и слово «АЭРО».

Изображение в логотипе является центральным, а текстовая составляющая пишется под ним и за ним. Это позволит избежать зрительного давления на «движущиеся» автомобиль и самолёт (Логотип такси рус).

Логотип имеет вариант изображения в зеркальном отражении, так как будет использоваться с двух сторон различных предметов от самого автомобиля, павильона, так и до рекламной и подарочной продукции (Логотип такси зеркальный).

Также продуман вариант горизонтального расположения текстовой и изобразительной составляющих. В таком случае В начале идёт текс «Такси АЭРО», затем изображение автомобиля с самолётиком на борту, затем цифры телефона «5555» (Логотип такси горизонтальный). Такой вариант логотипа можно будет использовать как основу для рекламной конструкции на крыше здания в городе (Приложение 10, второе изображение).

В логотипе предусмотрен английский вариант перевода текса (Логотип такси англ). Есть вариант совмещённого написания и русского текста и английского варианта (Логотип такси варианты).

Есть вариант совмещения только изображения и цифр телефона, которые расположены справа от автомобиля и как бы изображают след его шин или дым из-под капота (Логотип такси 5555).

А также есть полный вариант логотипа, где вместе собраны изображение, текс на двух языках и цифры номера телефона. В таком случае изображение остаётся центральным, русский текст написан сверху, английский – снизу, а цифры справа от изображения (Логотип такси полный).

2.2. Визитная карточка

Визитная карточка службы Такси АЭРО двухсторонняя. Основной фон – белый, как и цвет автомобилей этого такси. На лицевой стороне визитки расположен логотип компании и рекламный слоган «Такси в аэропорт – с нами на взлёт!» На обратной стороне находится текстовая информация об услуге такси, кюар код для скачивания мобильного приложения «drive_&_fly», название сайта, электронный адрес для обращений. Цветовое решение единое со всем фирменным стилем (Визитка такси, Визитка такси визуально).

2.3. Дизайн рекламной и сувенирной продукции

Для знакомства со службой «Такси АЭРО» и формирования её положительного имиджа нужна качественная и разнообразная полиграфия.

Рассмотрим лишь некоторые образцы: рекламный буклет, постер, наклейка на багаж, конверт для полётных документов, рекламную листовку-вкладыш в этот конверт и подарочный сертификат.

Рекламный постер выполнен в четырёх вариантах. Первый вариант выполнен в креативном стиле пин ап с изображением на фоне аэропорта самолёта, автомобиля и девушки эпохи 50-60 гг. 20 века. Ярким розовым цветом выделен рекламный слоган «Такси 5555 – время взлетать!» (Рекламный постер 1). На втором рекламном постере сюжетная линия сводится к одной из VIP-услуг службы Такси «АЭРО» – подаче такси прямо к трапу самолёта бизнес класса или частной авиации. На нём изображён борт частного самолёта, по трапу которого спускается пассажир – хозяин самолёта, а его встречает автомобиль такси класса «люкс» с водителем. Внизу, как биржевые новости, бегущей строкой расположен горизонтальный вариант логотипа компании, а вверху – рекламный слоган «Твоё такси у трапа самолёта» (Рекламный постер 2). Сюжетом третьего постера послужила та же тема, как и в предыдущем постере, только центром внимания является милая девушка пассажирка самолёта бизнес класса, ожидающая вылета, только что вышедшая из автомобиля такси прямо у трапа самолёта. От такси к самолёту расстелена красная дорожка, как на кинофестивалях, намекая на прекрасные перспективы будущей звезды. Идею сюжета подчёркивает рекламный слоган «Такси 5555 – время взлетать!» (Рекламный постер 3). И четвёртый постер показывает нам историю встречи бизнес партнёров у трапа самолёта и их движение в сторону автомобиля Такси АЭРО. Верхняя часть постера дополнена горизонтальным логотипом, а нижняя как бы объясняет дополнительные возможности - встречу своих бизнес партнёров или гостей прямо у трапа самолёта на автомобиле Такси «АЭРО» рекламным слоганом «Такси к трапу самолёта» (Рекламный постер 4) Рекламные постеры можно использовать ка основу для рекламных растяжек на фасадах зданий (Приложение 10, первое изображение).

Рекламный буклет – считается самым удачным рекламным раздаваемым полиграфическим продуктом. В нём есть вся необходимая информация, знакомящая с работой и возможностями компании, фотографии объектов обсуждения и контактная информация.

Буклет службы Такси АЭРО двухсторонний, выполнен из горизонтального формата А4 в евро-сложении, то есть с двумя сгибами фальцами (РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ такси). На первой стороне, которая после сгиба оказывается частью лицевой и обратной стороны, использованы фотографии аэропорта, взлетающих самолётов, автомобилей такси, схем проезда и даже календаря. Эта сторона буклета скорее, как привлекательная обложка (РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ такси 1 сторона). Вторая сторона буклета полностью информативная. Она фальцами разделена на три условных колонки: основные услуги, дополнительные услуги, VIP-услуги. В этих колонках подробно рассказаны все виды услуг, предлагаемых службой Такси АЭРО, дополнены фотографиями и рекламными слоганами. Цветовое решение буклета связано с фирменными цветами и дополнено контрастирующими красными вставками и шрифтами для привлекательности и выставочности (РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ такси 2 сторона).

Как сувенирная или рекламная продукция могут быть использованы конверты для полётных документов. По конструкции – это папка из мелованного картона плотностью от 300 гр/м2, склеенная с одной стороны так, что образует как бы картонный уголок. Композиция оформления конверта проста – абстрактная цветная размывка с линиями и в центре внимания – логотип службы Такси АЭРО (ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ визуально, ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ лицевая, ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ внутри, ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ размеры). Размеры этого конверта таковы, что вовнутрь вкладываются полётные документы, необходимые для регистрации на рейс пассажира в аэропорту перед вылетом. Это: паспорт и билет, а также в этот конверт можно вложить флаер-вкладыш с рекламой Такси АЭРО (ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ с документами). В таком виде документы защищены от грязных рук, прикосновений с вещами и напитками.

Вкладыш в конверт для полётных документов – это двухсторонний рекламный флаер. На его лицевой стороне стилизованно изображены аэропорт, самолётики, автомобиль Такси АЭРО и конкретная информация об услуге. Обратная сторона – информативная и полностью копирует визитку (РЕКЛАМНЫЙ ВКЛАДЫШ В ПОЛЁТНЫЙ КОНВЕРТ).

Маркетинговым ходом компании является подарочный сертификат каждому 100.000-ному клиенту, дающий возможность совершить бесплатную поездку. Сертификат представляет собой наградной документ со степенью защиты в виде подписи главы компании и печати. В оформлении сертификата участвуют корпоративные цвета, рекламный лозунг компании и чередующиеся образы автомобиля таски АЭРО и самолётика, которые с чередой синих и белых квадратиков образуют по краю сертификата своеобразный узор. Праздничность в эту композицию добавляет красная лента с бантом – символ победы, подарка, торжества. (СЕРТИФИКАТ ПОДАРОЧНЫЙ).

Ещё одним элементом рекламной продукции компании может стать и наклейка на багаж, который водитель при посадке в такси берёт у пассажира и укладывает в багажник автомобиля. Наклейки на чемоданы – это старая и очень распространённая традиция. Прототипом композиции наклейки Такси АЭРО может стать его логотип в овальной форме (РЕКЛАМНЫЕ НАКЛЕЙКИ на багаж).

2.4. Павильон представительства компании

Для того, чтобы обеспечить удобство и доступность услуг своей компании, Такси АЭРО нужны представительства в аэропорту. Для их размещения предлагаются павильоны – помещения, смонтированные прямо в здании аэровокзального комплекса и оформленные в фирменном стиле компании. Так как павильоны будут размещаться в закрытых и отапливаемых залах аэровокзального комплекса, их конструкция и технологическое исполнение могут быть простыми и лёгкими. Для выполнения этой задачи лучше всего подойдут павильоны, конструкции которых выполнены из металла и стекла, или металла и огргстекла, или металла и прозрачного пластика. Это могут быть отдельно стоящие павильоны или примыкающие одной, или двумя, своими сторонами к стенам здания. Поверхность стеклянных (или пластиковых) стенок можно использовать для размещения рекламной информации в фирменном стиле. Для оформления можно использовать композиции-аппликации, вырезанные на режущем плоттере из самокляющейся плёнки ПВХ. Например, изображение логотипа, абриса аэропорта и взлетающего самолёта, текстовой информации об услугах службы Такси АЭРО, режима работы павильона и т.д. Для оформления павильона можно использовать и стилистику системы информационной навигации аэропортов мира, утверждённую ИКАО. Эта система подразумевает использование значков-пиктограмм, упрощённых символов для изображения узнаваемых всеми образов – взрослого человека, ребёнка, самолёта, машины, денежных знаков, билетов и т. д. и т. п. В оформлении павильона при подаче информации об услугах такси использованы 10 таких пиктограмм. Например, рядом с информацией, что в такси АЭРО для перевозки детей предоставляется детское автомобильное кресло, расположена пиктограмма маленького ребёнка, рядом с информацией о дополнительных услугах «праздничная встреча» - пиктограмма «воздушные шарики». В верхней части павильона для большей обозримости размещена ещё одна важная надпись крупным шрифтом на русском и английском языках – «заказ такси», «taxi order». Это сразу акцентирует внимание на то, что здесь можно заказать такси.

Павильон подсвечивается неоновой подсветкой снизу по периметру. Иллюминация зрительно приподнимает его над поверхность пола и даёт ощущения праздника и открытости. Особенно это будет эффектно и заметно в вечернее и ночное время.

Свет, освещение, подсветка – приёмы рекламы, помогающие делать её зрелищной и заметной. Современный технологии позволяют выполнять различные эффекты освещения и подсветки: моргание, переливание разными цветами, затухание-возгорание, даже фейерверки из света. Для каждого случая рекламной идеи можно подобрать свои варианты освещения и подсветки, чтобы сделать рекламную конструкцию интересной и запоминающейся (Приложение 8, Приложение 9).

2.5. Транспорт и одежда

Предметом бизнеса службы такси является услуга перевозки пассажиров и багажа за деньги, а рабочей лошадкой этого бизнеса является, конечно же, автомобиль. Для создания фирменного стиля и яркого бренда был выбран автомобиль минивэн белого цвета (Авто 1, Авто 2, Авто 3, Авто 4). Белый автомобиль, как белый лист бумаги является прекрасным фоном для любой идеи его рекламного оформления (Эскиз такси 1, Эскиз такси 2, Эскиз такси 3). Для воплощения корпоративной идеи дизайна автомобиля служб Такси «АЭРО» создана композиция из взлетающего, по ходу движения авто, самолёта, рекламного слогана, приглашающего в полёт вместе с Такси АЭРО, единого номера телефона 5555 и названия сайта компании (Дизайн такси 1, Дизайн такси 2, Дизайн такси 3, Дизайн такси 4).

Оформление автомобиля выполняется из композиции-аппликации, вырезанной на режущем плоттере, из виниловой самоклеющейся плёнки, специально предназначенной для оклейки автомобилей.

Самоклеющиеся плёнки для оформления транспорта должны, прежде всего, обладать следующими свойствами:

  • высокой эластичностью и прочностью материала и клея;
  • неподверженностью воздействию погодных условий и ультрофиолету;
  • высокой стойкостью к химическим веществам и экстремальным перепадам температур – от –40°C до +105°C;
  • малой толщиной;
  • отсутствием усадки и длительным сроком применения (до 10 лет);
  • огнестойкостью;
  • способностью приклеивания к шероховатым, гофрированным, сложнопрофильным, гибким поверхностям, а также способностью сохранять высокие клеевые качества на поверхности с заклёпками и швами;
  • возможностью нанесения на неё печатных изображений.

Появление на рынке качественных виниловых плёнок позволило применять виниловую аппликацию в тех областях, где раньше использовались лишь трудоёмкие покрасочные работы. Проблем с использованием красок много. Во-первых, краски подвержены воздействию окружающей среды, особенно агрессивной. В результате коррозийных процессов на окрашиваемых поверхностях красочный слой рано или поздно придёт в негодность и покраску придётся повторять вновь и вновь. Во-вторых, сколько по вашему мнению, понадобится времени и сил для того, чтобы окрасить краской десяток автомобилей компании? Много! При этом не получится двух совершенно одинаковых автомобилей. С применением виниловой аппликации всё стало намного быстрее, качественнее и главное - дешевле.[9]

Ещё одним важнейшим элементом фирменного стиля является корпоративная одежда сотрудников, в нашем случае форменная одежда водителя такси и администратора павильона компании.

Для поддержания лётной темы для фирменной одежды водителя такси и администратора выбран фасон и стиль одежды экипажа самолёта, соответственно пилота и стюардессы.

Для водителя выбран строгий классический костюм с пиджаком тёмно-синего цвета, белой рубашкой и галстуком с соответствующими нашивками и шевронами, вышивкой логотипа компании, а также фуражкой (СТИЛЬ ОДЕЖДЫ водителя).

Для администратора выбран строгий костюм глубокого синего цвета с приталенным жакетом, юбкой (в костюм включены брюки), белой блузкой, логотипом компании и дополненный шарфом с цветовыми размывками от голубого, синего до фиолетового оттенков (СТИЛЬ ОДЕЖДЫ администратор).

Выбор образов и слов в фирменном стиле, их цвета и сочетания, материалов для их исполнения, конструкций и технологий, напрямую зависит от функций, которые они выполняют, задач, которые нужно решить в связи с этим. Например, необходимо связать такие два интересных образа в единую композицию как автомобиль и самолёт. Для этого выстраиваются логическая цепочка приоритетов и ассоциаций и находится логичный и гармоничный баланс изображения, цвета, форм и размеров, взаимопроникновения, переплетения или наоборот нейтралитета, или даже противостояния. Что касается материалов, то современные технологии позволяют работать с любой поверхностью, любыми материалами, передающими замысел дизайнера. И от того, как воспринимаются эти слово, образ и цвет, как по отдельности, так и вместе, зависит полное впечатление от фирменного стиля.

Заключение

В каждом конкретном случае разработки фирменного стиля дизайнер должен подходить к началу работы с полным пониманием задачи, которую ставит перед ним компания. Обязательно должна состояться личная беседа с руководством компании, во время которой необходимо подробно расспросить о назначении товара или услуги, продаваемых компанией, их пожеланиях, в плане глубины открытия продукта или услуги, цветовых предпочтениях, бизнес-планах и возможностях компании, планируется ли изменение или расширение сфер деятельности, перспектив на эти изменение. От всего этого зависит композиционное решение логотипа, товарного знака, использования информации и т.д. и т.п. Чем больше будет задано вопросов и получено откровенных ответов, тем больше вероятность, что проект получится идеальным именно для этой компании с учётом всех пожеланий, возможностей и сроков запуска продукта или услуги.

Приступая к работе над проектом, дизайнер, имея всю необходимую информацию, чаще всего уже представляет в общих чертах единую картинку оформления фирменного стиля.

Ее можно представить в виде логически строгой триады: ОСОЗНАТЬ - ПРОЧУВСТВОВАТЬ - ВЫРАЗИТЬ (организовать), которая характеризует механизм психологии восприятия и поэтапного формирования умственных действий и в целом соответствует методологии самой дизайн-деятельности как диалектического взаимодействия принципов научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества.[10]

Но, иногда, пообщавшись с заказчиком и поговорив с ним в доверительной беседе, дизайнер начинает видеть, что должно в итоге получиться, и понимать даже немножко больше чем сам заказчик. Это позволяет профессионалу применить своё видение, свои знания и умения, всю необходимую информацию и сделать проект ещё более интересным, ещё более качественным, ещё более успешным и ещё более поразительным, чем представляет его заказчик. Конечно, можно чётко учесть все пожелания, сделать проект так, как просит и видит заказчик, если он этого категорически требует, но всегда можно после ознакомления с этим вариантом, показать ему своё виденье бренда и фирменного стиля, удивить его интересными вариантами оформления транспорта или форменной одежды, декора офиса или торгового павильона. Здесь дизайнер немножечко выступает в роли психолога и даже мотиватора. И ему в помощь приходят многие знания в композиции и проектировании: статика и динамика, ритм, симметрия и асимметрия, появление доминанты или её отсутствие, стилистика, архитектура пространства и конструкций, пластика форм и гармония цвета, эргономика и т.д., и т.п.

При работе с цветом цель должна заключаться в создании гармонии. Вообще, гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятные ощущения (музыка, поэзия и т.д.). Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определённые положительные чувства и ощущения.[11]

Быть дизайнером среды и стиля на самом деле не сложно. В основе проектирования лежат даже не знания книжных терминов и определений, а искреннее желание понять то, чего же на самом деле хочет заказчик, что ему действительно нужно, что подойдёт в данном случае больше всего. Потому что даже тогда, когда он рассказывает про преимущества своего товара или услуги, перспективы развития, описывает необходимые и обязательные вещи в фирменном стиле и даже показывает аналоги конкретного понравившегося стиля, в основе его желаний – мечта об успехе компании, об эффекте фирменного стиля, установлении «правильной» маркетинговой коммуникации с покупателем.

Мы так много видим каждый день… И в потоке этой зрительной информации реклама бренда должна выделяться и запоминаться. Как же сделать её выдающейся? Как дизайнеру создать такой фирменный стиль, чтобы он вызывал восхищение? Создатели такого дизайна должны понимать: если его логотип или профессионально подобранный короткий рекламный слоган станут чем-то выделяющимся на фоне всего остального, то это уже большое дело. Именно поэтому нужно больше внимания уделять креативности и вариантам размещения такой рекламы. Носителем рекламы товара или услуги лучше выбирать такие вещи, которые безусловно выделят этот товар или эту услугу из ряда других предложений. Наружная реклама в этом смысле имеет неоспоримое преимущество. Она не теряется в тени телевизионных программ и печатных изданий. Особенно это относится к рекламе на автомобиле такси, к примеру, который, как нечто исключительное, рекламирует сам себя.

Хороший фирменный стиль бренда и стильная реклама его продукта или услуги требует от дизайнера поиска самого краткого языкового и самого сильного по воздействию визуального решения. Такой дизайн должен выделяться на фоне окружающей среды и должен посылать в мир импульс, действующий как щелчок пальцами: «Вот, смотри!».

Мощный креатив всегда захватывает взор и гарантирует успех бренда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гармония цвета. Производственно-практическое издание. – Мн.: Харвест, 2004. — 320 с.: ил.

Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-е изд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — 151 с.

Реклама и дизайн на улицах России./ Справочное издание. - М.: Вортек, 2005.-№9. – 240 с.

Тарабуко Н.И. Знаки и знаковые системы в дизайне / Н.И.Тарабуко - Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — 285 с.

Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Фил Кливер. - М.: РИПОЛ классик, 2015. — 224 с.

Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум / Чернышев О.В. – Мн.: Харвест, 1999. – 509 с.

  1. Фил Кливер. Чему вас не научат в дизайн-школе / Фил Кливер. - М.: РИПОЛ классик, 2015. — С.90.

  2. Тарабуко Н.И. Знаки и знаковые системы в дизайне / Н.И.Тарабуко - Витебск: УО «ВГТУ», 2009. — С.258.

  3. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-е изд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.47-48.

  4. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.63.

  5. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.61.

  6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.78.

  7. Гармония цвета. Производственно-практическое издание. – Мн.: Харвест, 2004. — С.106.

  8. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-еизд./ Л.Н.Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. — С.85.

  9. Реклама и дизайн на улицах России./ Справочное издание. - М.: Вортек, 2005.-№9.-С. 19.

  10. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум./ Чернышев О.В. - Мн.: Харвест, 1999.-С. 19.

  11. Гармония цвета. Производственно-практическое издание. – Мн.: Харвест, 2004. — С.11.