Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общества, права и цивилизации, интеллектуальная собственность приобретает уже более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее реализации, охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, предпринимательской, производственной, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности. 
Все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального, творческого и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на реализацию творческой деятельности, с правом на интеллектуальную собственность.

  Интеллектуальная собственность, охраняемая законами в большинстве стран мира, является ныне одним из наиболее мощных стимуляторов прогресса во всех возможных отраслях развития общества - научно-технического, культурного и других. Различные виды интеллектуальной собственности в той или иной форме охраняются во многих странах мира уже более 100 лет, но лишь в конце прошлого века появились важнейшие международные договоры, касающиеся защиты главнейших видов интеллектуальной собственности.

Развивая положения ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанность государства, ч. 1 ст. 44 гарантирует каждому свободу во всех областях творческой деятельности. Данная гарантия опирается как на другие положения Конституции - о защите интеллектуальной собственности, о защите от недобросовестной конкуренции, о свободе информации, мысли и слова, так и на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в нем государства обязуются уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.


ГЛАВА 1. Творчество и творческая деятельность

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.

Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность" и др.

Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.  Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением . Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".

Понятие творчества в законе не раскрывает. Определение творческая деятельность дается в статье 3Общих положений Закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческая деятельность имеет важное значение. Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах общества.

Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности: б) самореализация личности, ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".

1.1 Понятие и признаки результата творческой деятельности

С точки зрения анализа содержания конституционного права творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как результат, облеченный в конкретную форму .Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности. Творение есть процесс и результат духовно - волевой и разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее потребности.

Результат творческой деятельности - выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением, знанием либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы или искусства.

  Результаты творческой деятельности как объекты интеллектуальной собственности отличаются от всех иных объектов гражданских прав наличием у них в совокупности трех признаков: во-первых, они нематериальны, но находят объективное выражение при помощи какого-либо материального объекта; во-вторых, они создаются путем проявления творческих способностей личности; в-третьих, они обладают товарно-денежными признаками. На такие объекты интеллектуальной собственности признаются интеллектуальные права: личные неимущественные и исключительное право.

1.2 Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

Наиболее важную роль в создании условий для охраны и использования достижений человеческого разума играет гражданское право. И хотя оно не может непосредственно регулировать процессы умственной деятельности, оно в силах оказать позитивное организующее воздействие на отношения по охране и практическому применению результатов этой деятельности.

Исключительные права как институт гражданского права традиционно выполняют функции:

1.признания авторства на созданные результаты умственного труда,

2.установления режима их использования,

3. материального и морального поощрения,

4. защита прав авторов, работодателей и других лиц, приобретающих исключительные права.

В зависимости от характера результата признание авторства не зависит (произведения литературы, науки, искусства ) либо зависит от регистрации результата ( изобретения, полезные модели, промышленные образцы ).

Исключительные права устанавливают режим использования результата интеллектуального труда, т. е. определяют, кто вправе и кто не вправе применять данный результат. В рамках исключительных прав осуществляется также наделение авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и дизайнеров, их работодателей и иных лиц личными неимущественными и имущественными правами, устанавливаются способы и формы защиты этих прав.

ГЛАВА 2. Специальные институты гражданского права.

Особенности специальных институтов гражданского права, которые опосредуют творческую деятельность. Чтобы регламентировать отношения, возникающие по поводу идеальных результатов творческой деятельности, был сформирован ряд специальных институтов, которые опосредуют эту деятельность. Специальный институт характеризуется: авторским правом; смежными правами; патентным правом; правом использования фирменных наименований и товарных знаков. В Гражданском кодексе РФ и других специальных гражданских законах и международных конвенциях заключены основные нормы этих институтов. Отдельные положения авторских и патентных прав содержатся в комплексных законах и иных правовых актах, которые включают некоторые нормы таких видов права как: конституционное, административное, трудовое, финансовое, процессуальное и уголовное. Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия на совершение различных действий (по использованию результата творчества, распоряжению им и т. П.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные авторские права, права на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере.

Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

Ряд специальных институтов, опосредующих интеллектуальную деятельность, образовался вследствие очевидной недостаточности общих норм гражданского права и неприемлемости норм вещного права с целью регламентировать отношения по поводу идеального результата интеллектуальной деятельности. Главная роль в данном вопросе отводится авторскому праву, смежным правам, патентному праву, праву на фирменные наименования и товарные знаки.

Генетически понятие «интеллектуальная собственность» происходит от слова «интеллект». Иными словами этот вид собственности связан с интеллектом человека – «способностью к мышлению, рациональному познанию окружающего мира, творчеству». Сам интеллект, способность творить не поддаются влиянию правовых и других социальных норм и внешнему контролю. Право регулирует общественные отношения только по поводу продукта, созданного в результате интеллектуальной деятельности.

Объекты интеллектуальной собственности являются следствием только мыслительной деятельности человека. Субъектами же права этой собственности могут быть как граждане (авторы), в том числе индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – организации. Это и приводит часто к конфликтным ситуациям между творцами и юридическими лицами, претендующими быть собственниками результатов интеллектуальной деятельности творца (гражданина).

В отличие от института права собственности, который предназначен для регламентации действий лиц с индивидуально-определенными вещами, институт права интеллектуальной собственности предназначен для регламентации действий лиц с вещами, определенными родовыми признаками. Эти различия обусловлены тем, что в любой среде вырабатываются новые, неизвестные обществу навыки, способы, примеры действий с предметами материального мира, которые приводят к общественно полезным результатам. Новые способы действий, опубликованные автором, являются основанием для его вознаграждения.

Институт права интеллектуальной собственности предназначен для регламентации имущественных и личных неимущественных отношений между автором и участниками товарооборота, в котором используется новшество.

Помимо автора, в этих отношениях участвуют предприниматели, которые на основе нововведения создают товарную продукцию, и потребители этой продукции. Однако товарную форму могут приобретать не только материальные предметов, изготовленные с применением новшества, но и

сам способ их изготовления в виде рецептов, технической документации по изготовлению и т.п.

Институт права интеллектуальной собственности позволяет однозначно зафиксировать момент создания произведения, объем и содержание прав каждого из участников правоотношений по его использованию, определить территориальные и временные пределы этих прав, условия безвозмездного использования результатов интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная собственность - тот новый способ действий над материальными объектами, который приводит к неизвестному ранее полезному результату.

Интеллектуальная собственность расширяет общепринятые представления о совокупности возможных действий с вещами, приводящих к полезному результату, т.е. расширяет границы собственности как совокупности общеизвестных действий. Вследствие этого и автор, и законодатель заинтересованы в том, чтобы временно ограничить коммерческое извлечение полезных свойств из предметов материального мира новым способом в пользу лица, предложившего новшество, компенсировать понесенные им расходы на новацию.

В состав интеллектуальной собственности включают промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.

В соответствии со ст. 2 (VII 1) Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) объектами интеллектуальной собственности являются:

  • литературные, художественные произведения и научные труды;
  • исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
  • изобретения во всех областях человеческой деятельности;
  • научные открытия;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;
  • пересечение недобросовестной конкуренции.

В зависимости от того, в какой области творчества действует автор, изобретение может защищаться авторским правом на художественные, литературные научные произведения и патентным правом, которое охраняет изобретения, имеющие технический характер.

Литературные, художественные произведения и научные труды, программы для ЭВМ и базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи охраняются в России на основании Законов об авторском праве и смежных правах и о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Среди многосторонних международных договоров в этой области, в которых участвует Россия, - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г.,в которой Россия присоединилась 3 ноября 1994 г., Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в 1952 г. в Женеве (СССР присоединился в 1973 г.). Из международных организаций, специализирующихся в этой области, наиболее известны Всемирная организация интеллектуальной собственности и Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.

ГЛАВА 3. Понятие и значение авторского права

Авторство не может выступать в качестве объекта общественных отношений, поскольку оно не может быть передано другим лицам. В авторских отношениях объектом выступает то или иное произведение, а не факт авторства

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

На авторско-правовые отношения распространяют свое действие положения гражданского права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, эти нормы права регулируют такие вопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав).

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение. Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. При издании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листе изделия. 

3.1 Объекты авторского права

Согласно букве закона объектами авторских прав признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения, а также способа их выражения. Перечень данных объектов законодатель не ограничивает. Данные объекты, как и другие результаты интеллектуальной деятельности, обладают общими признаками: нематериальностью, необоротоспособностью, поскольку оборотоспособны права на эти результаты, и иными признаками.

Данные объекты авторских прав не требуют специальной регистрации. Но неправильно было бы говорить о том, что любой результат человеческой деятельности может быть признан объектом авторских прав. Для признания результата объектом авторских прав необходимо соблюдение нескольких критериев. Мы их называем критериями охраноспособности, этих критериев два. Первый критерий — так называемый критерий творчества: предъявляется требование к творческому труду автора.

Ученые по-разному понимали творчество. Представители субъективного подхода считали, что творчество предъявляется именно к личности автора: необходимо подчеркнуть творческий стиль автора при создании произведения. Другие ученые, представители объективного подхода, полагали, что творчество выражается в результате и результат должен обладать новизной, оригинальностью. Наш законодатель исходит из того, что творчество предъявляется к труду автора, как говорили представители субъективного подхода.

Вторым признаком является объективная форма выражения произведения. Произведение не должно быть обязательно зафиксировано на материальном носителе, но обязательно должно быть выражено в какой-либо форме: в устной форме, публично произнесено, в письменной и электронной форме. Эти требования являются обязательными. Соблюдение данных двух критериев позволяет нам определить результат как объект авторских прав.

Объектов авторских прав огромное количество. Первая классификация — это произведения. Произведения литературы: книги, повести, рассказы. Произведения искусства: все, что так или иначе связано с театром, кино, живописью, музыкальные произведения, хореографические, фотографические и иные — все, что относится к искусству. Произведения науки: монографии, научные статьи и иные произведения, которые перечислены в Гражданском кодексе.

Также, помимо указанных объектов, существуют другие объекты авторских прав. Это производные произведения, например перевод или аранжировка, это составные произведения: энциклопедии, сборники. Также это произведение, созданное работником в рамках выполнения им трудовых обязанностей. Важное место нужно выделить так называемым сложным объектам, поскольку данные объекты являются недостаточно изученными в нашем праве (в Гражданском кодексе лишь несколько статей им посвящено). Это такие объекты, как аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления, базы данных. Когда мы говорим о данных объектах, можно выделить их общие признаки. Эти объекты должны содержать единое целое, а также они состоят из разнородных результатов интеллектуальной деятельности.

Следующий объект — мультимедийный продукт. Пожалуй, один из самых новых, современных произведений. Это компьютерные игры, например, виртуальные музеи, виртуальные библиотеки. Изучено в данной сфере довольно мало работ, но в имеющихся исследованиях определен круг лиц, которые создают данное произведение, дано определение такому объекту.

Театрально-зрелищные представления — это те представления, которые идут в театре и на эстраде. Базы данных — это библиотеки, картотеки, их правовой режим также определяется на законодательном уровне.

Как мы видим, круг объектов авторских прав довольно широк, и в связи с этим требуется максимально совершенствовать систему их охраны. Правовая культура по охране авторских прав не в полной мере сформирована и только развивается, поэтому требуется большая работа в системе права, для того чтобы реализовать принцип недопустимости нарушения исключительных прав.

Произведение становится объектом авторского права в силу самого. факта его создания автором без какой-либо специальной регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Этим правовой режим объектов авторского права существенно отличается от режима охраны многих других результатов интеллектуального творчества, требующих специальном оформления (изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и др.).

СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Субъекты авторского права, в широком понимании, - это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты. 
Субъекты авторского права, в узком понимании, - это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав. 
Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав. 
В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона). 

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, термин "автор" означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний. 
Таким образом, автор - это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство). 
Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. 

Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным.

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права

СОАВТОРСТВО

На стороне автора может выступать и "множественный" носитель авторских прав - соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. 

Соавторство характеризуется несколькими признаками: а) совместный труд нескольких лиц; б) создание коллективном произведения в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.

Термин «соавторство» означает факт создания произведения несколькими лицами. Каждое из таких лиц признается автором, однако осуществление его авторских прав оказывается связанным с осуществлением прав другого соавтора произведения. Как правило, в соавторстве оформляются такие работы, как статья в периодическом издании, монография, учебник или учебное пособие. Соавторство возникает в том случае, когда авторское произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких авторов — соавторов. Таким образом, обязательное условие соавторства — совместная творческая деятельность авторов, то есть согласованное намерение создать коллективное произведение сообща. Созданным в соавторстве может признаваться также произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например, учебник, отдельные главы которого написаны разными авторами. В этом случае издатель указывает, кто принимал участие в разработке конкретных структурных элементов работы. ГК РФ предписывает указать авторство. Где — решается в зависимости от способа использования и желаний авторов/соавторов (обычно в оглавлении или в начале текста).

Каждый соавтор должен являться автором созданного произведения. Если лицо не внесло творческого вклада в создание произведения, автором, а, следовательно, и соавтором, оно являться не может. Даже являясь участником соглашения о создании произведения, лицо должно непосредственно принимать участие в данном процессе и его творческий труд должен найти выражение в самом произведении. Наконец, необходимо наличие соглашения между соавторами в устной или письменной форме. Вместе с тем, если после заключения соглашения одним из соавторов не был внесён творческий вклад в создание произведения, в отношении него соавторство возникать не будет: определяющую роль играет именно факт творческого участия.

При оценке отношений соавторства в процессе создания научных статей следует исходить не только и не столько из норм права, сколько из существующих неформальных правил. Так, постановка проблемы, предложение идеи исследования, выдвижение гипотез формально вряд ли могло бы рассматриваться как основание для соавторства. Вместе с тем, на практике, подобные действия чаще всего учитываются при решении обозначенного вопроса. Кроме того, научная этика требует ссылаться на источник идей, используемых при создании произведения, даже если это не цитирование. Следовательно, в данном случае перед нами интересный пример комплексного регулирования правоотношений в связи с созданием научных работ: применяются как формальные, так и устоявшиеся в соответствующей среде неформальные правила поведения.

Существует делимое и неделимое соавторство. К неделимому соавторству относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего «неразрывное целое». Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.

Право использования созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Предполагается, что соавторы заключат между собой особое соглашение, в котором будет определяться порядок использования созданного в соавторстве произведения. В любом случае для законного использования произведения, созданного в соавторстве, требуется согласие всех соавторов (или их правопреемников). Однако при делимом соавторстве каждый из соавторов, кроме того, может отдельно использовать свое собственное произведение без согласия других соавторов.

Действующее законодательство в качестве соавторства признаёт именно эти две формы: в соответствии со ст.1258 ГК произведение считается созданным в соавторстве вне зависимости от того, «образует ли такое произведение неразделимое целое» (неделимое соавторство) «или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (раздельное соавторство).

Закон предусматривает, что если произведение соавторов образует неразрывное целое (неделимое соавторство), то при соавторстве ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить другому соавтору использование произведения, если оно образует одно неразрывное целое. Однако на практике обычно такого не происходит, и права на использование созданного в соавторстве произведения могут оказаться блокированными.

В случае нарушения прав на созданное совместно произведение, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры защиты авторских прав. Соавтор вправе предъявить претензии своему соавтору за нарушение его прав, т.е. обнародование совместного произведения без его согласия (ст.1260, 1301 ГК РФ). Наконец, каждый соавтор может осуществлять защиту авторских прав на всё произведение (ст.1258 ГК РФ). Конфликт может быть разрешён либо соглашением сторон в досудебном порядке (мировым соглашением), либо в суде общей юрисдикции.

ГЛАВА 4. ПРАВА АВТОРОВ И ИХ ЗАЩИТА

Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав.

  Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и абсолютными. Благодаря этим качествам и возникло само понятие интеллектуальной собственности: по аналогии с правом собственности как наиболее полным правом на вещь. К личным неимущественным правам относятся право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на его использование.

Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».

Право на авторство означает, что автор может требовать признания своего авторства на произведение и извлекать из этого законные выгоды, что никто другой не может объявить себя автором данного произведения. Незаконное присвоение авторства на чужое произведение называется плагиатом и является правонарушением, преследуемым законом.

Право на имя означает, что автор может, опубликовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдоним) или вовсе без имени (аноним). Псевдоним практикуется в литературно-художественной, публицистической и научной литературе. Причины избрания псевдонима могут быть как политическими (чтобы избежать преследования властей), так и личными. В любом случае право публикации произведения под псевдонимом и анонимно является элементом свободы печати.

Право на использование произведения означает, что автор выбирает, каким способом может быть использовано произведение: опубликовано в виде книги или в журнале, записано на радио, на видеокассету, показано по телевидению или в театре и т.д. Только с разрешения автора допускаются: перевод произведения на иностранный язык, инсценировка прозаического произведения для театра или сценарий для съемки фильма.

Право на обнародование произведения означает, что только автор может разрешить публикацию произведения.

Право на вознаграждение — имущественное право автора — предполагает денежное вознаграждение автора за разрешение опубликовать его произведение. Это вознаграждение называется гонораром и фактически является формой оплаты труда автора. Гонорар выплачивается автору также за все переработки его произведения, на которые требуется его согласие, переводы, инсценировки, сценарии, независимо от того, является ли автор также и автором этих переработок.

Право на защиту (неприкосновенность) произведения означает, что никто, кроме автора, не может вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения. Неприкосновенность произведения означает, что оно не может подвергаться цензуре или издательскому произволу. Элементом права на неприкосновенность произведения является право автора литературного произведения разрешать или не разрешать его иллюстрирование, а также одобрять или не одобрять иллюстрации. И это понятно: ведь иллюстрация может сделать более ярким представление читателя о героях книги, а может и исказить это представление.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Не секрет, что во многих случаях основным активом бизнеса становится именно интеллектуальная собственность. Возникает вопрос, как именно защитить объект от ущемления авторского права и существует ли практика нарушения авторских прав в России. Ответ прост. Безусловно, такая практика, как и в любой другой стране, существует, но именно в РФ при наличии современного законодательства, в сфере авторского права, практически отсутствует практика его применения.

Защита авторских и смежных прав является одним из самых сложных способов реализации права. Это обусловлено тем, что для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей не требуется. Ввиду этого доказать факт нарушения авторских и смежных прав достаточно непросто.

Согласно действующему законодательству действия, повлекшие нарушение авторских и смежных прав, влекут за собой либо гражданскую, административную и уголовную ответственность.

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд. 

В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера - со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных и имущественных прав.

Особое внимание ГК РФ уделяет способам защиты личных неимущественных прав, к которым относятся право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также другие права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Согласно ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

Первый способ защиты - признание права - применяется, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий.

Как известно, нарушение личных неимущественных прав автора нередко выражается в том, что его произведения незаконно копируются, тиражируются, воспроизводятся без ссылок на автора или издаются под чужой фамилией. В таких случаях защита может осуществляться посредством иска о признании права авторства. Для подтверждения авторства может быть назначена лингвистическая экспертиза, в рамках которой решаются вопросы о полном или частичном сходстве, тождестве или различии произведений (например, литературно-художественного, публицистического или научного произведения); является ли объект результатом индивидуального творчества (например, персонаж, видеоклип и т.п.); является ли произведение самобытным или переработанным, отредактированным и др.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В большинстве случаев требование о признании авторского права является предпосылкой применения других способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что именно он является его автором или иным правообладателем.

Признание права может сопровождаться публичным объявлением о его существовании, которое делается нарушителем или за его счет.

Такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется, когда нарушенное авторское или смежное право может быть восстановлено путем устранения последствий его нарушения (например, путем изъятия из оборота контрафактных экземпляров).

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как способ защиты может применяться как самостоятельно (запрет обнародования произведения без согласия автора), так и в сочетании с другими способами защиты (признание авторства и запрет обнародования произведения без согласия автора).

Следующий способ защиты - это компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (достоинство личности, деловая репутация и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т.д.), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Детальное регулирование вопросов компенсации морального вреда осуществляется посредством ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", ответственность за причиненный моральный вред напрямую не зависит от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

Автор вправе использовать и такой способ защиты, как публикация решения суда о допущенном нарушении. В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ). 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что право интеллектуальной собственности - относительно новая область юриспруденции, для которой характерны сложные проблемы, непростая терминология, динамично развивающееся законодательство. Можно сказать, что положение с интеллектуальной собственностью такое же, как и с правами человека: в каждую эпоху они определяются, прежде всего, возможностями человека.

Создание адекватного правового регулирования невозможно без исследования всего комплекса связанных с интеллектуальной собственностью проблем. При разработке современного законодательного обеспечения и в ходе его применения особенно важно достичь соответствия законотворческой и правоприменительной практики основным целям, которые стоят перед правом интеллектуальной собственности: способствовать созданию максимально благоприятных условий для появления творческих результатов, широкого распространения интеллектуальных ценностей, сохранения, распространения и пополнения культурного наследия.

И в заключении необходимо отметить.

Из 70 направлений деятельности ООН: изменяя мир к лучшему одно относится непосредственно к поощрению творческой и новаторской деятельности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) содействует охране прав интеллектуальной собственности и добивается того, чтобы все страны могли воспользоваться преимуществами эффективной системы интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность, которая по сути представляет собой механизм, разработанный для признания и вознаграждения работы изобретателей и творческих работников за их изобретательность и мастерство при соблюдении общественных интересов, содействует поощрению развития и созданию богатств. Предусмотренные в системе интеллектуальной собственности меры стимулирования содействуют развитию творческой деятельности людей, раздвигая границы науки и технологии и обогащая мир науки и искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации, М., 1993.Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов.

3. Близнец И. А. Авторское право и смежные права.

4. Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования.

5.Волынкина М. В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве.

6. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах.