Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетические свойства товаров пищевой промышленности (Роль эстетики в пищевой промышленности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Причина выбранной мной темы состоит в том, что пищевая промышленость является незаменимым аспектом нашей жизни. Цель моей работы показать как эстетика продуктов влияет на наш выбор и последствия этого выбора. В этой курсовой работе я постараюсь рассказать о том, что такое эстетика, её возникновение, как она влияет на нашу жизнь и продукцию которую мы потребляем. В работе я собираюсь использовать труды профессоров, докторов философских наук Лебедева В.Ю., Прилуцкого А.М., книги и статьи о пищевой промышленности Богушевой В.И., а так же учебник об ор­ганизации обслуживания а ресторанах Коршунова Н.В. Я считаю эту литера­туру подходящей по той причине, что она в полной мере раскрывает тему данной работы.

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА

    1. Эстетика и её виды

Для начала давайте разберёмся, что такое эстетика.

Эстетика[1] - с греческого языка эстетика ( aisthetikos ) обозначает чув­ственно воспринимаемое явление и чувственное восприятие как таковое.

Эстетика изучает природу всего многообразия выразительных форм окружаю­ще­го мира, их строение и модификацию.

Эстетика ориeнтирована на выявлeниe унивeрсалий[2] в чувственном вос­приятии выразитeльных форм рeальности. В широком смыслe  это со­вокуп­ность произведeний искусства, процесса художествeнного творчества и вос­приятия, унивeрсалии эстeтического восприятия природы[3]. Если говорить простыми словами, то люди всегда связывали эстетику с красотой и гармонией , так как они являются её важным составляющим.

Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Эстетика тесно взаимодействует с гуманитарными науками: этикой, педагогикой, социологией, логикой и, особенно, с философией. Решение многих эстетических проблем невозможно без обращения к системе философских категорий и законов. Эстетика органично связана с искусствознанием: историей искусства, теорией искусства и художественной критикой. Как теория искусства, эстетика является методологией искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики – и прикладных отраслей: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Многоплановые связи существуют между эстетикой и психологией. Познание прекрасного, трагического и комического, а также психологии художественного творчества, невозможно без использования системы категорий психологии, таких как: ощущения, восприятия, память, представления, эмоции, способности, темперамент, характер.

Так же эстетика делится на несколько категорий:

Прекрасное- категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга. В прeкрасном проявляется креативная сущность человека, его творческий потенциал и духовность. Прeкрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прeкрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны: на Востoке девушка сравнивается с Луной или газелью, у славян – с зoрькой и березкoй.

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой сосредоточения негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное. Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.

 Низменное– это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свободы личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона. В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного про­гресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.

Трагическое – это эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей. Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию.

Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий. В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств.

Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.

    1. Эстетика в разных направлениях промышленности

Эстетика окружает нас всюду, одними из первых осознали полезность эстетики в делах были торговцы. Они поняли, что чем более привлекателен их товар, тем дороже он может быть и быстрее продаваться. В ход шло абсолютно все, начиная от яркой и необычной упаковкой и заканчивая причудливыми формами самого товара.

В современном мире эстетики в товарах стало больше, поскольку возрос спрос на различного вида товары, а это значит возросла и конкуренция. И тогда в дело вступает игра продавцов на эстетических чувствах покупателей где призом выступает прибыль.

Давайте рассмотрим как влияет эстетика на некоторые отрасли промышленности.

Эстетика в одежде

История эстетических концепций, исторический обзор эстетики платья отражает изменяющееся восприятие. Эстетика связана с опытом и ценностями общества в конкретный момент времени. В 1930-е годы в развитии моды были сильны инновационные предложения, что оказывало сильное влияние на дизайнеров женской одежды. Это был период, когда из эстетических соображений предлагалось покупать не отдельные виды одежды, а ансамбли, разработанные профессионалами. В 70-х и 80-х годах акцент на дизайн и индивидуальность. Предлагалось развивать свой индивидуальный стиль. Как видно из небольшого примера в разные периоды времени эстетические требования были разными. Сегодня эстетика включает признание постоянно меняющегося характера моды. Одежда производится массово, иногда предназначена для одной страны, часто производятся в других странах, а продается по всему миру. То, что выбирается, постоянно меняется. Сегодня носят ансамбль с шарфом или галстуком, завтра нужно носить ансамбль минус шарф или галстук, но с добавлением шляпы. Сегодня требуется аккуратность в одежде, а завтра модны потрёпанные рваные джинсы. Эти рваные джинсы считаются эстетичными. Понятие эстетичности не является неизменным. Не только оно влияет на моду, но и требования моды изменяют понятие эстетичности.

Эстетика в мебели

Эстетические свойства — способность мебели выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Психологические, в том числе и эстетические, потребности индивидуальны, что предопределяет сложность их обеспечения.

Эстетические требования к мебели в разные эпохи были различны, так как ее формы отражают образ жизни общества, вкусы, уровень развития науки, техники и культуры на определенном этапе. Эстетические свойства мебели характеризуются показателями художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения. Показатели соответствия стилю и моде характеризуют признаки внешнего вида мебели, выявляющие общность господствующих эстетических вкусов и предпочтений. Соответствие стилю и моде — наиболее важное эстетическое свойство мебели.

Покупатель, особенно молодого возраста, стремится купить модную мебель. Стиль — исторически сложившаяся общность средств и приемов художественной выразительности, проникнутых определенным мироощущением. Мебель должна соответствовать стилю, господствующему на определенном этапе развития общества. Стиль отражает определенные особенности художественной культуры, сформировавшиеся под воздействием социально-экономических условий развития общества в конкретный исторический период.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного исторического периода. Мода изменяется в зависимости от социально-экономических условий, причем эти изменения происходят быстрее и чаще, чем изменения стиля.

Эстетика в строительстве

Формируя предметный мир для удовлетворения своих утилитарных потребностей, человек одновременно удовлетворяет и свои потребности в творчестве, и свои эстетические потребности. Утвердившаяся в современной теории архитектуры классическая триада Витрувия [4]прочность, польза, красота механически ставит в один ряд и суммирует не только свойства и отношения, но и понятия разного уровня, которые в принципе не могу суммироваться. В любой предметной форме каждое свойство или отношение должно расцениваться с точки зрения свойства или отношения более высокого уровня. Однако подлинно человеческим потребление предмета становится тогда, когда можно сказать, что потребность и пользование вещью утратили свою эгоистическую природу, а природа утратила свою голую полезность, так как польза стала человеческой пользой . Речь о том, что в эстетическом потреблении проверяется и утверждается степень совершенства предметного мира, его целесообразность и человечность.

Подведя итоги можно сказать, что с течением времени менялись люди, менялась мода, а с ними вместе менялись и эстетические вкусы на потребляемое людьми. Вот казалось бы в моде были блузки с рукавами фонарики, кресла-шезлонги и советский модернизм, а через минуту люди готовы убить за шубу из искусственного меха новый дизайнерский столик или виллы в стиле лофт. И причем продавцам всего этого не надо особо изворачиваться как далеком прошлом, им просто надо взять старую вещь и придать ей немного блеска и все новый тренд сезона готов, главное следить за тем, что в моде в данный момент.

ГЛАВА 2 ЭСТЕТИКА И ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

2.1 Развитие пищевой промышленности России

Пищевая промышленность — важнейшая отрасль хо­зяйства, создающая на основе переработки сельскохо­зяйственного сырья (зерно, картофель, сахарная свек­ла, масличные культуры, мясо, молоко, рыба и др.) пищевые продукты. В ее состав входит большая группа (более 20) отраслей и под отраслей главные (по удель­ному весу в производстве продукции отрасли) из кото­рых: мясная, молочная, хлебопекарная, рыбная, маслобойно-жировая, мукомольная, винодельческая, сахар­ная, консервная, кондитерская. Используя сырье рас­тительного и животного происхождения, пищевая про­мышленность (наряду с легкой индустрией) более дру­гих производств связана с сельским хозяйством.

Отсю­да — своеобразие размещения ее предприятий, в ряде случаев их особый характер работы (сезонность произ­водства и пр.). Размещение пищевой промышленности в целом оп­ределяется действием сырьевого и потребительского фак­торов.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

В дореволюционной России в известной степени сформировалась пищевая промышленность. Из числа 13 имевшихся отраслей пищевой промышленности наибольшее развитие получили мукомольная, сахарная, маслобойная, спиртовая и ликероводочная промышленности. Эти отрасли были достаточно прибыльными и располагали соответствующей сырьевой базой. Сравнительно дешевое сырье, рабочая сила и удачное размещение предприятий этих отраслей обеспечили им дешевизну производимой продукции и на этой основе конкурентоспособность на внешнем рынке при отсутствии достаточного спроса на внутреннем рынке из-за низкой покупательной способности громадного большинства населения России.

Отечественная война 1941-1945 годов разрушила по существу основное центры пищевой промышленности, размещенные в тот период в европейской части СССР - Украине, Центре России и Северном Кавказе. В ходе войны часть оборудования пищевых отраслей удалось эвакуировать в восточные районы страны. В первой же послевоенной пятилетке в основном была восстановлена пищевая промышленность на довоенном уровне. Но этот уровень был низок. Он уже не мог удовлетворить потребности страны. Ведь преобладающая доля населения - сельские жители по-прежнему практически не потребляли продукцию пищевой индустрии[5]. Сельское население кормилось из приусадебных участков весьма скудно. Все основные продукты питания производились в домашнем хозяйстве. Ассортимент продовольствия был узок, а его производство весьма трудоемко. Лишь дармовая рабочая сила членов сельской семьи обеспечивала пропитание на грани выживаемости. Для дальнейшего развития страны требовался иной уровень продовольственной базы, а значит рост сельскохозяйственного производства, перерабатывающей и пищевой промышленности.

Россия по выпуску многих пищевых продуктов в расчете на душу населения значительно отстает от ряда развитых стран. Это подчеркивает остроту и актуальность продовольственной проблемы в нашей стране. Продукции сельского хозяйства не хватает. Поэтому приходится импортировать значительное количество зерна, мяса, плодов, овощей, сахара, растительного масла и некоторых других продуктов.

Географическое положение России позволяет вести производство продуктов питания не только добываемых на суше, но и выполнять добычу больших объемов рыбы, морепродуктов, поэтому острого сырьевого дефицита в данной отрасли не наблюдается.

В общем не смотря на то, что у нас в стране довольно плачевное состояние в развитии пищевой промышленности нам есть куда стремиться и возможно через несколько лет мы сможем и будем находиться на первой строчке в рейтинге по производству и экспорту в другие страны мира без убытка для нашей страны.

 2.2 Роль эстетики в пищевой промышленности

Вот мы и подошли к главной цели работы эстетика в пищевой промышленности. Для начала отметим, что в пищевой промышленности есть множество отраслей.

К ним относится:

  • Винодельческая
  • Мясная отрасль
  • Рыбная отрасль
  • Кондитерская отрасль
  • Спиртовая
  • Табачная
  • И д.р.

На самом деле отраслей в пищевой промышленности огромное множества, но мы рассмотрим только некоторые из них.

Винодельческая отрасль является собой совокупностью продукции производимой из винограда. В свое время СССР был одним из центров мировой винодельческой промышленности, многие вина экспортировались за границу, где получали высокие оценки.

В последнее время появилась тенденция выращивания в странах, где никогда не было винодельческой промышленности, виноградников энтузиастами, что со временем является фундаментам для создания такой промышленности. К сожалению несмотря на научный прогресс виноделие все еще зависит от погодных и природных условий.

Эстетика винодельческой отрасли выражается в эстетики аромата и если повезет, то и в эстетике вкуса. К сожалению во втором случае человеческие вкусовые рецепторы сильно ограничены, отличить сладкое от кислого, а горькое от соленого и хватит на этом, аромат же обладает тонкостью восприятия наравне со слухом и тактильными ощущениями. Закрывая глаза и вдохнув аромат вина мы можем представить как солнце согревало ягоды винограда , а ветер разносил из благоухание на километры вокруг, а сделав глоток можно окунуться в водоворот чувств и образов которые несет данный сорт вина.

Но как бы не расхваливали свой напиток виноделы выбор всегда оставался за потребителем. У одного и того же сорта вина, но разных производителей, может быль, а чаще всегда, разный вкус и аромат. И тут в борьбу вступает внешний вид бутылки ( форма, размер, этикетка и даже пробка). К сожалению засмотревшись на эстетически привлекательную для нас упаковку можно купить контрафактный товар, что скажется на здоровье, поэтому нужно внимательно читать, что написано на этикетке.

Мясная отрасль в промышленности являет собой перерабатывание скота. Предприятия промышленности выполняют заготовку и убой скота, птицы, кроликов, производя мясо, мясные консервы, колбасные изделия, полуфабрикаты (котлеты, пельмени, кулинарные изделия). Наряду с производством пищевых продуктов вырабатываются сухие животные корма, ценные медицинские препараты (инсулин, гепарин, линокаин и др.), а также клей, желатин и перопуховые изделия.[6]

На первый взгляд в этом нет ничего эстетического и вы правы, в первоначальном виде в мясной промышленности нет ничего привлекательного, но вот в обработанном и красиво поданном на блюде или тарелке это уже другой разговор.

Что может быть привлекательнее, чем хорошо прожаренный пышущий соком кусок мяса поданный в красивой сервировке? Согласитесь.

Большого практического навыка, изобретательности и тонкого эстетического вкуса требует от поваров оформление заказных и банкетных блюд. Изящно, со вкусом оформленные, они украшают стол. Обычно это крупное кулинарное изделие: заливная рыба целиком, жареный ростбиф, фаршированные куры и т. д. Вокруг него располагают сложный гарнир из различных по форме и цвету овощей букетами (отдельными кучками), одинаковыми по объему.

Чем крупнее изделие, тем крупнее букеты, красочнее гарниры. А какими сочными, яркими и нежными красками обладают естественные продукты! Какое богатство цветов и оттенков у овощей, фруктов, по-разному приготовленных мясных и рыбных изделий! Красные помидоры, перец, редис, оранжевая морковь, желтые репа и брюква, зеленые огурцы, лук, петрушка, горошек, белый картофель - это далеко не все цвета только овощей. И всем этим богатством располагает каждый повар, чтобы создать красочный натюрморт.

Цвет обладает большими выразительными возможностями. Цветовые сочетания помогают эстетическому восприятию изделия. Цвет может подчеркнуть твердость или мягкость, хрупкость или вязкость изделия, помочь определить его качество и технологию приготовления. Лучше с точки зрения и эстетической, и потребительской оформлять кулинарные и кондитерские изделия такими орнаментами, которые позволяют разрезать их на части или порции, не нарушая общего вида блюда или изделия[7].

Таким образом эстетический вид блюда влияет на нас так, что мы зачастую выбираем не полезное, а красиво поданное. Так производители фаст-фуда и заманивают нас в свои сети, они показывают красивую картинку, заманивают волнующими ароматами и травят нас вкусными, но опасными продуктами.

К сожалению привлеченные красивой упаковкой мы не задумываемся, что именно попадает к нам в желудок и хорошо если ограничимся ожирением, но ведь есть и более страшные последствия такие как пептическая язва и сахарный диабет 2 типа.

По этому лучше не вестись на яркую рекламу остановиться и подумать, а нужно ли тебе это, готов ли ты рискнуть своим здоровьем лишь бы только попробовать, что то новое и красиво упакованное?

Так как кондитерская отрасль относится к пищевой промышленности, то она имеет большую экономическую и социальную ценность. Если сравнивать с другими отраслями, то кондитерская находится на 4 месте сразу после рыбной, хлебопекарной и молочной и занимает около 10% от всей пищевой промышленности.

Ни мировой же арена в этой области Россия так же занимает 4 место, уступая таким странам как Великобритания, Германия и США, при этом имея все шансы в будущем занять лидирующую позицию.

Кондитерская промышленность делится на две группы:

Сахарную. В этих изделиях преобладает доля сахара, такие как халва, мармелад, зефир и все восточные сладости.

Мучную. В этих же изделиях преобладает мука и мучные ингредиенты. К таким сладостям относятся торты, пирожные, кексы, рулеты, круассаны и печенье.

 Во всём мире есть три основных цвета и четыре производных, это синий, зелёный, и красный, желтый, голубой, сиреневый и белый. Мы называем последние производными, потому что они получаются при смешении трёх первых. Например, смешав зелёный и красный, мы получим жёлтый, а если красный смешать с синим, то получится сиреневый.

Создавая произведение искусства на, скажем, торте, мы должны помнить, что общая гамма цветов должна быть подчинена законам эстетики.

Вкус кондитерских изделий один из главных составляющих критериев, влияющих на потребительский спрос, но качество продукции это гарантия его устойчивости.

Создавая маленькие шедевры на торте или пирожном кондитер добивается того, что бы его изделие приглянулось покупателю и он захотел бы его приобрести. Неожиданные сочетания цветов в креме, причудливые формы коржей и невероятный в своей реалистичности дизайн, все это помогает создать невероятный шедевр в миниатюре который будет стоять за стеклянной витриной магазина и манить, чтобы его купили.

Кулинарное искусство потому и названо искусством, что труд кулинара требует не только знаний, но и таланта художника, эстетического вкуса, выдумки. А результат труда носит отпечаток художественных способностей человека, воплощает в себе единство пользы и красоты, стремится удовлетворить и эстетические запросы клиентов предприятий общественного питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочу сказать, что несмотря на разнообразие пищевой продукции, ее ассортимента и доступности, без правильной подачи все это бесполезно. Как бы много мы не выпускали товаров, если их правильно не оформить, то они так и будет лежать на складах и ждать когда их утилизируют из-за неприглядного вида и ненадобности. С течением времени именно люди меняли свое мнение о прекрасном и это влияло на качество и внешний мир товаров и всего, что их окружало, но никак не наоборот. Не человек был зависим от видения, а видение от человека.

Подведя итоги можно сказать, что эстетика в жизни человека была всегда и везде не зависимо от времени и желания замечать ее вокруг себя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАЕМОЙ ЛИЛЕРАТУРЫ

Коршунов Н. В. Организация обслуживания в ресторанах. Учебник для СПТУ. Москва Высшая школа 2017 г. 238 с., ил. Твердый переплет, немного увеличенный формат. Учебник для средних профессиональных училищ.( https://studwood.ru/831134/marketing/estetika_oformleniya_blyud)

Лебедев, В. Ю.  Эстетика : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. — (Бакалавр. Академический курс)

Переизд.: Марк Витрувий Поллион. Об архитектуре. / Пер. Ф. А. Петровского. (Серия «Из истории архитектурной мысли»). М., Едиториал УРСС. 2018. 320 стр. 960 экз.

Реферат на тему Территориальные особенности развития пищевой промышленности в России (https://lektsii.org/14-41694.html)

Электронная энциклопедия (https://dic.academic.ru/)

  1. Лебедев, В. Ю.  Эстетика : учебник для вузов 

  2. Универсалии (от лат. universalis — общий) — общие понятия.

  3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина

  4. Формула архитектуры Марка Витрувия Поллиона (прочность-польза-красота) https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1025204 Эл. Энциклопедия.

  5. https://lektsii.org/14-41694.html реферат на тему Территориальные особенности развития пищевой промышленности в России

  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/167121 Эл. Энциклопедия

  7. https://studwood.ru/831134/marketing/estetika_oformleniya_blyud Организация обслуживания в ресторанах Коршунов Н.В.