Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Теоретическое обоснование возможности применения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Сегодня детский сад нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие персональных способностей и творческого отношения к жизни каждого ученика, внедрение разных инновационных учебных программ, осуществление принципа гуманного подхода к детям. Другими словами, детский сад чрезвычайно заинтересован в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. Таким образом, не является случайным, что все в большей степени растет роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Для создания высокого уровня развития общества нужно непрерывно увеличивать общекультурный и творческий уровень, за счет постоянного процесса обучения на всех этапах жизни человека. В настоящее время успешность работы образовательных учреждений оценивается потребителями образовательных услуг, в том числе по уровню развития личностных качеств обучающегося, содействующих самостоятельной творческой деятельности. Темп современной жизни диктует необходимость решать появляющиеся вопросы быстро и результативно, часто новыми, нестандартными способами. Поэтому опыт творческой деятельности человека определяет более выгодное его положение по отношению к тем, кто пользуется стандартными и устоявшимися методами. Именно эти особенности позволяют пояснить возросший интерес к всестороннему рассмотрению проблемы направленного использования активных методов обучения в рамках современного образовательного процесса.

Дидактические игры достаточно широко используются в детских образовательных учреждениях и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.

Актуальность игры сегодня также повышается и из-за перенасыщенности современного дошкольника информацией. Во всем мире, и, конечно же, в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Компьютерные сети, телевидение, радио, видео в последнее время обрушивают на детей дошкольного возраста огромный объем информации. Актуальной задачей детского сада в этом случае делается развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, формирующей аналогичные умения, является дидактическая игра, содействующая практическому использованию знаний.

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и исследовать дидактическая игру как метод обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и характеристику игрового метода в образовании.

2. Рассмотреть дидактическую игру, как педагогическое средство.

3. Провести исследование применения дидактических игр в обучении дошкольников.

Объект исследования – игровые методы обучения.

Предмет – дидактическая игра в образовании.

Аспекты игровой деятельности в общеобразовательном учреждении рассматривались Л.С. Выготским, А.И. Кобзарь, Н.А. Мишечкина и др.

Методы исследования:

Теоретические – метод анализа и синтеза научной литературы по теме исследования;

Эмпирические – беседа, анализ, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоявшей из двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ

1.1 Сущность и характеристика игрового метода в образовании

Игра считается важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть только лишь как на развлечение, к ней нужно относиться очень внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Уже Платон полагал, что игра – это очень полезное занятие.

Разрабатываться теории игры начали в XIX в. Основателями данных теорий по праву считаются такие мыслители, как Ф. фон Шиллер (1759-1805, Г. Спенсер (1820-1903, К. Гросс (1891-1946, Э. Л. Торндайк (1874-1949, Г. С. Холл (1844-1924, А. Адлер (1870-1937, З. Фрейд (1856-1939, К. Л. Бюлер (1879-1963) и др[1].

Приведем трактовку понятия «игра» исследователей в виде таблицы (См. таблицу 1.1).

Таблица 1.1- Обзор мнений о понятии «игра»

Исследователь

Определение

Ф. Шиллер

игра возникла для удовольствия, только играя, можно стать человеком; определил игру, как важнейшую характеристику поведения человека, выделял в ней эстетическую природу, свободу от внешних потребностей, объединял игру с проявлением избытка сил

Г. Спенсер

игре отводится функция упражнения и указывал, что игра распространена у высших животных; по его суждению, игра является чрезмерной человеческой активностью, а ее возможности невозможно исчерпать в обыденной жизни

К. Гросс

игра - школа поведения, подготовка к последующей трудовой деятельности и жизни, то есть она является средством естественного самовоспитания

Эдвард Ли Торндайк

игра является наследственным инстинктом

Из вышеприведенного анализа можно отметить, что разрабатывая свои философские, психологические и эстетические взгляды, описанные мыслители, касались игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства.

Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали и отечественные психологи и педагоги. Родоначальником теории игры в отечественной науке считается русский педагог, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский. Он противополагает стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Выступая против чисто гедонистической (удовольствие) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра по Ушинскому – своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать[2].

Игра причисляется к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность такого метода обучения заключается в том, что в игровой деятельности обучающая, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи.

Игра как метод обучения организует, развивает дошкольников, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.

Метод обучения в свою очередь – это система последовательных взаимосвязанных способов работы учителя и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач[3].

Методы обучения не ограничиваются только лишь деятельностью одного педагога, но предполагают, что он при помощи специальных методов стимулирует и направляет деятельность дошкольников.

Таким образом, преподавание отражает деятельность учителя и детей. Каждый метод содержит в себе методы, которые являются его элементами, неотъемлемой частью, отдельным действием в реализации.

Большое место занимают методы игры в классификации методов обучения. Их главное преимущество состоит в том, что в ситуации игры процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они передают обучающее действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев[4].

Современная дидактика обращается к игровым методам обучения, так как видит в них возможности результативного взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивные формы их общения с присущими для игры элементами соревнования, непосредственности, подлинного любопытства.

Для результативной реализации тех либо других игровых методов в учебном процессе, необходимо применение игровых педагогических технологий. Игровые действия на уроках могут быть использованы[5]:

- как независимые технологии для овладения концепцией, темой, секцией учебного процесса;

- как элемент более обширной технологии;

Концепция «воспроизведения педагогических технологий», появившаяся в конце 90-х годов XX века, связана с довольно обширной группой методов организации педагогического процесса в форме различных игр.

При дальнейшем развитии концепции «игровой педагогической технологии» необходимо полагаться на определенные концептуальные основы игровой деятельности:

- игра присуща личности;

- в игре есть воспитание и образование, действующие как универсальная и необходимая форма умственного развития детей;

- игры с их регулярным применением в качестве метода обучения становятся средством, сознательно используемым для помощи в обучении и тем самым приобретают подчиненную ценность для обучения как урок или его этап.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Эта концепция отличается от игр тем, что они имеют четко сформулированную цель и соответствующий педагогический результат.

Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы организации педагогического процесса в игровой форме. Результат игр обоснован, наблюдается в явной форме и характеризуется определенной образовательной направленностью.

Целью игровых технологий является создание полноценной мотивационной основы для развития навыков и способностей деятельности в зависимости от условий функционирования учебного процесса. Игровая технология содержит в себе довольно обширную группу методов для организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр в целом, игровые технологии имеют значительную особенность – четко определены цели преподавания и соответствующий педагогический результат, который может быть оправдан, четко обозначен и характеризуется воспитательной и когнитивной ориентацией.

Форма игры создается с помощью игровых приемов и ситуаций, действуя как средство мотивации, стимулируя учебную деятельность. Игровые технологии должны быть направлены на решение следующих задач: дидактических, просветительских, развивающих, социолингвистических.

Реализация игровых технологий и методов в учебном процессе происходит в следующих основных областях[6]:

- дидактическая цель ставится перед детьми в виде игровой задачи;

- деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в игру вводится элемент конкуренции, который переводит дидактическую задачу в игровое задание;

- успешное завершение дидактической задачи связано с результатом игры.

Психолого–педагогическими задачами игровых форм уроков являются:

1) изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний;

2) раскрытие творческих возможностей обучающихся;

3) воспитание коллективизма и взаимовыручки в решении трудных проблем;

4) взаимообучение, взаимообогащение информацией и умениями;

5) воспитание чувства сопереживания друг другу;

6) формирование практических навыков;

7) использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

По мнению педагога и психолога П.Ф. Каптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги – это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга [7].

Особенности игрового метода заключаются в следующем:

1. Играющие организуют собственную деятельность соответственно условному либо образному сюжету (плану игры, замыслу). В подобном сюжете подразумевается, что цель игры будет достигаться на условиях постоянных перемен игровой ситуации, имеющих случайный характер. Сценарии, как правило, заимствуются из действительности, которая непосредственно окружает участников.

В игре находят свое образное отражение определённые прикладные действия и наблюдаемые в жизни отношения.

2. Другая характерная особенность заключается в многообразии способов, которыми цель может быть достигнута. То есть выигрыш (достижение цели), как правило, не связывается с единственным вариантом действий. Пути его всегда различны и многообразны, что по определению допускается игровыми правилами. Лимитируется в играх лишь самая общая линия поведения без учета конкретных действий.

3. Игровые методы обучения детей относятся к деятельности комплексного характера. Порой этому методу присущи оговоренные заранее строго определенные правила.

Игровому методу присуща возможность запрограммировать определенные действия с той или иной степенью вероятности[8]. Проанализировав теоретические подходы к организации и применению игровых методов обучения в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что они имеют определенные достоинства и недостатки.

Таким образом, преимущества игровых технологий представлены на рисунке 1.1

Главное значение игр в следующем: у дошкольников становится значительно выше познавательный интерес к обучению; каждое занятие становится более ярким, необычным и эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность; развивается положительная мотивация учения; работоспособность и произвольное внимание у детей увеличивается

Рисунок 1.1 Преимущества игровых технологий в обучении

Также мы выделили основные недостатки игровых методов (см. рис. 1. 2).

Рисунок 1.2 Основные недостатки игровых технологий в обучении

Однако важно отметить, что при правильном подходе к организации уроков с применением игровых технологий, все эти недостатки возможно предотвратить.

Также влияние недостатков можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием.

Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых методов, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Важно помнить, что любая игра на уроке, прежде всего, должна преследовать образовательные и воспитательные цели.

1.2 Дидактическая игра, как педагогическое средство

Главная особенность дидактических игр обусловлена их названием. Это игры обучающие. Они образовываются взрослыми для воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.

Н. Н. Палагина указывала, что дидактическая игра имеет структуру, которая характеризует игру в качестве формы обучения и игровой деятельности одновременно. В дидактической игре можно выделяются следующие составные части игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат[9]. Дидактическую задачу по Н. Н. Палагиной определяет цель обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом. В ней отражается обучающая деятельность.

Задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи.

Дидактическую игру можно охарактеризовать разнообразием форм деятельности и их сочетании. Включение более сложных интеллектуально-волевых задач способствует проявлению интереса к дидактическим игам у старших детей. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс[10].

Результатом дидактической игры является то, чего достиг ребенок: усвоение знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто победа, полученная любым способом. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Таким образом, дидактическая игра в качестве формы обучения детей, включает в себя два начала: учебное и игровое. Учитель учит и играет, а дети, играя, учатся. Поэтому предметная игра является сложным, многогранным явлением. В процессе дидактических игр происходит не только укрепление сенсорных эталонов, но и развитие всех психических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, способностей и умений.

В настоящее время есть большое количество способов, чтобы повысить заинтересованность у детей. На мой взгляд, наиболее эффективным являются дидактические игры. Игра помогает активному и эмоциональному восприятию действительности, повышает самостоятельность учащихся и их умственную активность, развивает психические свойства личности (внимание, самообладание и волю).

В структуру занятий в процессе обучения следует включать дидактические игры различных видов, которые повысят у учащихся интерес к предмету и помогут детям в усвоении более глубокого материала. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для учащихся становится доступным определение конкретных целей своих поступков. Выбор из множества вариантов средств их достижения; предвидение конечного результата своих действий; принятие на себя ответственности за свое поведение; отклик эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, в расширении общения и жизненного кругозора. С помощью игры воспитаннику будет легче раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры, сформировать способы логического мышления (сравнение и анализ), правильно использовать полученные знания, способности, которые необходимы для творчества.

Также игра создаст со творческую образовательную среду. Игра позволяет воспитаннику решать наиболее трудные задачи, нежели на занятиях, закреплять полученные умения и знания, используя их в разных условиях, также игра повышает самостоятельность и умственную активность воспитанников. Игровая деятельность преследует и эмоционально-гедонистическую цель, т. е. получение субъектом удовольствия от процесса перевоплощения в роль, от контактов с партнёрами по игре и от демонстрации им своих возможностей как игрока.

Существует множество различных определений дидактической игры. Одни рассматривают ее как метод активного обучения, вид учебных занятий, организованный в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, как коллективной, целенаправленной учебной деятельности, когда каждый воспитанник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Другие как метод активной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. «Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают». Такие игры вызывают необходимость в поиске, они не предоставляют способы решения в готовом виде[11]. Дидактические игры дают толчок для саморазвития воспитанника, обеспечивая возможность для реализации его способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом, что непосредственно отражается в компонентах содержания игры: в игровой и обучающей задаче, в правилах игры, в развитии игровых действий и в предполагаемом результате. Соединение обучающей задачи с игровой формой в дидактической игре, наличие правил и готового содержания даёт возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.

В игре, как показывает практика, детей привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации, приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и находчивость, а также применять на практике полученные знания[12].

В Российской психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра – это одно из средств, помогающих закрепить знания, полученные на занятиях. Все это в совокупности является не только формой обучения дошкольников, но и накопления определенного объема знаний вместе с обучением. Также как развитие самостоятельного мышления, активности и других познавательных способностей. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Дидактические игры классифицируются с учетом различных оснований. Например, они подразделяются:

1) по содержанию;

2) по дидактическому материалу:

а) игры с предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные (кроссворды, шарады, ребусы, загадки);

г) интеллектуальные («Своя игра», «Что? Где? Когда?»);

д) сюжетно-ролевые и деловые;

е) игры-путешествия;

ж) игры-упражнения;

з) игры-тренинги[13].

Таким образом, применение дидактических игр на уроках позволяют учителю доходчиво и выразительно преподать / объяснить ученику наиболее трудные вопросы изучаемого материала, способствовать более глубокому запоминанию и восприятию. Также дидактическая игра поможет повысить интерес детей к творчеству, к преподаваемому предмету и расширить их кругозор.

Вывод по первой главе:

Таким образом, мыслители касались игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, объединяя ее происхождение с происхождением искусства.

Дидактическая игра – это игровая форма обучения, в которой одновременно действуют два начала, учебно-познавательное и игровое занимательное. В отличие от учебных занятий в дидактической игре учебные задачи ставятся не прямо, когда учитель объясняет, учит, а косвенно. Учащиеся получают знания играя.

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников большое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, дидактические игры можно использовать на различных этапах при обучении дошкольников.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧСЕКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация исследования

Исследовательская работа проходила на базе МБДОУ № 40 «Снегурочка» г. Сургут. В ней принимали участие воспитанники группы «Ладушки». Опытно-поисковая работа включала в себя три этапа:

Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка возможности усвоения знаний во время проведения теоретических занятий на основе игровых технологий.

Задачи опытно-поисковой работы:

1. Разработать дидактические игры по разделу «Финансы».

2. Провести исследование уровня усвоения знаний у дошкольников при помощи дидактических игр.

При проведении опытно-поисковой работы использовались такие методы как беседа, анализ, наблюдение.

Обобщенные сведения о проведенной опытно-поисковой работе представлены Приложении А.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы в ходе беседы выяснялись существующие проблемы при обучении, отношение воспитателя к проблеме повышения познавательного интереса на занятиях по при помощи проведения дидактических игр.

В таблице 2.1 представлены примерные вопросы педагогу и его ответы

на них.

По результатам беседы мы сделали вывод, что воспитатель старается заинтересовать воспитанников своим занятием. Он использует на своем занятии различные методики, чтобы интерес учащихся не спадал, например, метод проектов, проведение дискуссии, жизненные наблюдения, а также и дидактические игры.

Таблица 2.1 – Вопросы педагогу, ответы

Вопросы

Ответы учителя

1.

Считаете ли вы, что с

Да, ведь уместно подобранная и правильно

помощью

спланированная дидактическая игра придаст

дидактических игр

занятию некую разрядку от монотонно

возможно повысить

преподаваемого материала, тем самым интерес

интерес у воспитанников?

к становится выше.

2.

Как учащиеся

Детям нравятся проведение игр на уроке.

относятся к

Сами того не осознавая, они лучше и быстрее

проведению игр

усваивают новый материал. Больше всего их

время занятия?

увлекает, если присутствует

соревновательный момент в игре.

3.

С помощью, каких

С помощью некоторых методов активизации

методов необходимо

познавательного процесса:

поддерживать интерес

элементы соревнования между

к занятиям?

учащимися, дискуссии. Также проведение

различных практических работ с элементами

игры, соревнований, конкурса.

По нашим наблюдениям у многих дошкольников низкая заинтересованность в занятиях. Основная причина: низкая мотивация, структурное однообразие.

На формирующем этапе совместно с воспитателем разрабатывалась методика обучения с помощью дидактических игр по теме «Финансы», проводились занятия с использованием различных методических приемов (см. п. 2.2, приложение А).

Нами было проведено три игры. Важно было убедиться, что используемые игровые элементы вызывают у дошкольниц желание больше знать по теме.

2.2 Результаты исследования

Первая игра «Ситуации». Данная игра проводилась в конце занятия, после прохождения темы «Использование финансов».

В начале игры воспитанники самостоятельно по желанию разделились по группам (по 2-3 человека), далее вытянули по две ситуации. Их задачей было распределить между собой роли и показать правильный ответ в мини сценке.

В основном роли были следующие: продавец, покупатель. На подготовку отводилось по 3-4 минуты. Группы сразу представляли по две ситуации. Порядок ситуаций выбирали сами.

Во время проведения игры мы заметили, что дети активно в нее включились, по ходу игры с интересом обсуждали данные ситуации, так же рассказывали ситуации, которые происходили с ними. Группа с увлечением подхватывал обсуждения.

Однако игра оказалась достаточно объемной и, как следствие, до конца занятия незавершенной. Поэтому часть ситуаций девочки разыгрывали после окончания занятия, тем самым заново повторив пройденный материал.

Ситуаций в жизни, которые мы попадаем, великое множество, и разбор подобных случаев очень полезен для учеников, а иногда и для их родителей[14].

По нашему мнению, если тематика ситуаций будет актуальной для учащихся, то такой игре можно уделять целое занятие. И, как показала практика, дети с большим интересом участвуют в играх данного типа.

На другом занятии нами использовался прием изучения учебного материала – загадки. С помощью него проверяли знания по предыдущей теме «Использование финансов». Этот этап занятия проводился не в традиционной форме, как это обычно принято: группа была разделен на две команды, которые сидели за двумя большими столами.

Каждой команде предлагалось выбрать по капитану, который в дальнейшем будет озвучивать ответы своей команды. Воспитанникам было сообщено, что за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу, а в конце игры победителем будет та команда, которая наберет наибольшую сумму баллов. Такой соревновательный момент играет немаловажную роль для поддержания познавательной активности дошкольников[15].

Как известно, старшие дошкольники щепетильны по отношению к оценке своего уровня знаний, они во всем должны быть самими лучшими. Любые поощрения как стимулы очень хорошо действуют на них: они активней начинают работать. Тем не менее, это внешний стимул обучения и достаточно сильный, в чем мы убедились при проведении игры. Когда командам было сообщено, что все участники команды-победительницы получать приз, то возбуждение детей повысилось.

Воспитанники старались опередить команду соперников с правильным ответом, начиная их выкрикивать. Если казалось, что мы не успели заметить, кто первым поднял руку для ответа, то между детьми завязывался спор. И к концу игры правило поднятой руки капитана уже почти никто не соблюдал, так как всем хотелось выдать свой ответ как можно быстрее. Отсюда нами сделан вывод: чтобы правила игры соблюдались, в начале занятия не надо сообщать воспитанникам, что возможно получат приз только некоторые.

За игрой было очень интересно наблюдать со стороны. Когда дети слегка подустали, а во время игры с элементами спора и соревнования происходит оживление их познавательной деятельности, то здесь можно сделать вывод, что им нравится участвовать в данном мероприятии, а этот методический прием действительно успешно «работает» на формирование интереса.

На итоговом этапе опытно-поисковой работы проводилась третья игра «Моя копилка». Она должна была подтвердить идею, что, во-первых, в ходе игры воспитанники могут не только повторять теоретический материал, но и закреплять практические умения и навыки; во-вторых, если содержание игры их захватывает, то интерес поддерживает их активность достаточно длительное время (в течение нескольких занятий).

По своему объему игра была очень большая и требовала подготовки для итоговой защиты. Поэтому для ее подготовки воспитанникам, совместно с родителями было дано две недели. Мы также попросили их разделиться на небольшие группы (по 2-3 человека). В группах им предстояло придумать и разработать свой способ, как рационально копить деньги, который впоследствии должен был быть оценен жюри по следующим критериям: а) Доступность; б) Уникальность предложения; в) Представление копилки (презентация, творческий подход, пример или удобство).

Начало данной игры было неким объявлением домашнего задания, которое им нужно было подготовить, применяя свои знания, полученные на предыдущих занятиях. Также было сказано, что на следующем уроке мы будем проходить тему «Какая может быть копилка», а их задачей будет разработать этикетку для своей копилки, поэтому следует принести графические материалы, если кому понадобятся, то можно также принести различную фактурную бумагу, тут ограничений нет.

Проходя данную тему в начале занятия, воспитанники выяснили, что такое деньги, на что они в первую очередь обращают внимание, придя в магазин, какие там цены. В первую очередь, как сказали воспитанники, они смотрят на красивые и яркие картинки на товарах, а только потом обращают внимание на цены. Поэтому еще одной нашей задачей было донести до них, что одни и те же товары могут стоить по разному, говорили как мы можем сэкономить свой бюджет.

Тема оказалась достаточно трудной, в плане, что нужно было запоминать большое информации. Это различные символы и информация в зависимости от назначения товара (продукты, одежда и т.д.).

Когда воспитанники уже приступили к выполнению практической работы, мы заметили, что у некоторых вызвало трудность.

Кто-то по несколько раз стирал простой карандаш, придумывая все новое и новое, кто-то усердно вырезал из журнала понравившуюся картинку, а кто-то целеустремленно ни на кого не отвлекаясь, делал свою работу, разукрашивая разноцветными карандашами придуманную копилку. Несколько человек принесли глянцевые журналы и старались сделать красочные коллажи к своему проекту.

Очень интересно было наблюдать за такой работой, одни полностью погружаются в свой мир, абстрагируясь от всех, и начинают «колдовать» с материалом, который у них есть, а другие пугливо начинают смотреть по сторонам, ища подсказку или помощь в знакомых лицах. К концу занятия мы заметили, что не все успевают справиться с поставленной для них задачей. К сожалению, были и те, кто до сих пор оставались на начальном этапе своей работы, а у кого-то просто она затягивалась. Также были те, у которых была очень интересная задумка, а как задуманное изобразить на бумаге они не представляли.

Поэтому мы старались натолкнуть их на мысль или помочь в воплощении своей идеи.

Мы частично провели запланированные мероприятия, но связавшись с воспитателем, мы поощрили всех детей учитывая этот факт, мы можем утверждать, что дети были заинтересованы в проводимой игре.

Итак, в ходе нашего педагогического эксперимента мы заметили, что при проведении дидактических игр на занятии, у детей повышается активность.

Девочки задавали вопросы по теме урока, приводили примеры из жизни. А при проведении практической работы несколько человек приносили разные журналы, чтобы сделать яркие и красивые коллажи для представления своей копилки. С помощью наблюдения нам удалось заметить, что при проведении дидактических игр на занятии познавательный интерес у детей повышается, нежели при проведении традиционного занятия. Из этого следует, что если использовать дидактические игры на уроках технологии по предложенной методике, то познавательный интерес у дошкольников повысится, что подтверждает нашу гипотезу.

Вывод по второй главе: Из исследования следует, при проведении дидактических игр на уроке, у детей повышается активность. Дошкольники задавали вопросы по теме урока, приводили примеры из жизни. А при проведении практической работы несколько человек приносили различные журналы, для того чтобы сделать качественные коллажи для представления своего проекта. При помощи наблюдения нам удалось заметить, что при проведении дидактических игр на занятии интерес к его содержанию у детей повышается, нежели при проведении традиционного занятия. Поэтому, мы можем сделать вывод, что если использовать дидактические игры на занятиях по предложенной методике, то познавательный интерес у дошкольников повысится, что подтверждает нашу гипотезу.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ

Любое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: еще необходимы знания и способности, использовать средства по мере необходимости, чтобы его применение приносило безусловную пользу.

Точно так же использование игры в образовании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах писал Я.А. Коменский. Они сформулированы настолько последовательно и обоснованно, что и в настоящее время представляют не столько исторический, сколько практический интерес [10]:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна угрожать опасностью жизни, здоровью, приличию.

4. Игры должны служить порогом для серьезных вещей.

5. Игра должна завершиться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проводиться под наблюдением педагогов.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я.Коменскому, считаются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей [11].

Изучение современной педагогической и психологической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые, педагоги обязательно должны учитывать при организации детских игр на занятиях [10]:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В дошкольном возрасте необходимо побуждать воспитанников к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются собственные принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.

Завершая данную главу, следует все-таки повторить, что игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд.

Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу - время, потехе - час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.

Если же игра организуется на освященных историей ее развития правилах, она, безусловно, может, по выражению Д. Брунера, дать ребенку особое, головокружительное и даже иногда пугающее его ощущение всесилия [10].

Вывод по третьей главе: Итак, существуют определенные правила для организации эффективности обучения при помощи игр, но все же в каждом конкретном случае они могут меняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире педагогам становится все сложнее заинтересовать школьников обучением, так как все ответы на вопросы, по их мнению, легко найти в интернете или в социальных сетях.

Как и описано в психолого-педагогической литературе, мотивация учения может возникнуть только из потребности в приобретаемых знаниях и умениях. Именно с целью развития интереса к предмету или развития познавательного интереса педагоги стараются применять различные методы и технологии обучения в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, современному дошкольнику необходимо демонстрировать, что навыки и умения, которыми они овладели на будут востребованы в их повседневной жизни. Одной из таких методик являются дидактические игры, использование которых позволит ученикам входить в разные учебные ситуации близкие к реальной жизни. Правила игры направляют детей на выполнение поставленных задач учителем, что ему в свою очередь помогает управлять и следить за игрой.

Дидактическая игра может быть направлена на закрепление и совершенствование учеником знаний, умений и навыков, на реализацию и совершенствование своих способностей (творческих, коммуникативных, технологических и т. п.).

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников большое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, дидактические игры можно использовать на различных этапах занятия. В ходе педагогической практики нами была реализована методика проведения дидактических игр с позиции их влияния на развитие познавательного интереса учащихся на уроках технологии. Для ее достижения нами был разработан ряд дидактических игр на уроке технология по разделу «Технология ведения дома» для 8 класса. На формирующем этапе нами было разработано две игры по данному разделу.

Первая игра «Ситуации». Игра проходила на закрепление пройденного материала. Все дети активно включились в игру, с интересом обыгрывали данные им ситуации. По ходу игры воспитанники задавали вопросы, приводили примеры из жизни, группа активно участвовал в обсуждении. Далее были сделаны загадки по типу игры. Класс был разделен на две команды. Каждая команда выбрала себе капитана. По правилу поднятой руки капитана, команды называли ответы, если ответ был верный, то команда в свою копилку получала по одному баллу. Данной игрой мы также проверяли усвоенные знания по пройденному материалу.

У детей был соревновательный момент, что в свою очередь положительно сказалось на уроке. На контрольном этапе была проведена самая большая по своему объему игра. Практическая работа – игра была разделена на несколько этапов подготовки, делали свои капилки. Все дети очень ответственно подошли к выполнению данной работы, что не могло нас не радовать.

Использование дидактических игр при обучения является наиболее эффективным средством повышения качества знаний воспитанников. Поэтому творчески работать следует каждому педагогу. Самым главным является то, что преподаватель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ребенка к повышению своих знаний.

Дидактические игры – это хороший инструмент педагога, который поможет сделать его урок привлекательным и поможет определить аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей. Исследование показало, что использование дидактических игр на уроке повышает познавательный интерес у детей.

Заключалось это в следующем: во-первых, в повышенной активности воспитанников при изучении материала, во-вторых, при изучении темы «Финансы» многие приводили свои ситуации из жизни и спрашивали, как можно было в них поступить, в-третьих, при изготовлении копилки, некоторые приносили по своему желанию различные материалы, чтобы сделать свою работу более интересной и привлекательной.

От сюда делая вывод можно сказать, что это эффективный метод для развития познавательного интереса у учащихся. При написании курсовой работы задачи исследования были решены, цель достигнута. Следовательно, мы можем утверждать, что при использовании дидактических игр на уроках технологии по предложенной методике, познавательный интерес у школьников будет повышаться. Наши наработки могут быть применены в деятельности педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. 477 c.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2013. 480 с.
  3. Гурин Ю. В. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников / Ю.В. Гурин. - Москва: Санкт-Петербург: Творческий центр Сфера: Речь, 2010. 250 с.
  4. Кобзарь, А.И. Теория игр: Играют все / А.И. Кобзарь, В.Н. Тикменов, И.В. Тикменова. - М.: Физматлит, 2015. 272 c.
  5. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. 320 c.
  6. Психология и педагогика игры школьника / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 2016. 112 с.
  7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник. Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. 509 c.
  8. Фролова, А. Н. Игры - занятия с малышами. – К.: Рад.школа, 2017. 197 с.
  9. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 2010. 280 с.
  10. Бижова Т. В. Роль дидактической игры на уроках и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — СПб. Реноме, 2019. С. 17-20.
  11. Вартанян М. С. Дидактическая игра как средство умственного развития / М. С. Вартанян, Х. С. Вартанян, Л. В. Дозорова // Научное сообщество студентов: материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 50-51
  12. Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении // Молодой ученый. — 2018. №1. С. 115-118.
  13. Соловьев О.В. Технология игровой деятельности / О.В. Соловьев // Управление современной школой. Завуч. 2014. С. 27
  14. Фурман В. В.: Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2015. С. 34-37

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А. 1 – Этапы исследовательской работы

Основные этапы опытно-поисковой работы

Название этапа

Цель

Методы

исследования

Результаты

Констатирующий

Рассмотрение

Беседа с

Учитель утвердил

нескольких

учителем.

разработку

вариантов

дидактических

проведения

игр.

Дидактических игр;

Разработка

сценария

проведения игр

по технологии по

разделу

«Технология

ведения дома»;

Подготовка

необходимого

материала.

Формирующий

Разработка и

Наблюдение.

Были проведены

проведение

дидактические

дидактических

игры по данному

игр в рамках

разделу учебника

темы урока,

технологии, что

соблюдение

способствовало

правил и

повышению

сценария игр.

познавательной

активности

учащихся.

Контрольный

Самооценка

Наблюдение,

Исследования,

проделанной

беседа,

проведенные на

работы,

оценивание

основе

подведение

результатов

Разработанной

итогов.

проведения игр.

методики,

Таблица А. 1 - продолжение

показали, что

дидактические

игры

положительно

влияют на

развитие

познавательного

интереса у

учащихся.

  1. Кобзарь, А.И. Теория игр: Играют все / А.И. Кобзарь, В.Н. Тикменов, И.В. Тикменова. - М.: Физматлит, 2015. - 272 c.

  2. Психология и педагогика игры школьника / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 2016. – С. 20

  3. Бижова Т. В. Роль дидактической игры на уроках и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2019 г.). — СПб. Реноме, 2019. – С. 17-20.

  4. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник. Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2015. – С. 88

  5. Гурин Ю. В. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников / Ю.В. Гурин. - Москва: Санкт-Петербург: Творческий центр Сфера: Речь, 2010.- С. 77

  6. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – С. 76

  7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2013. – С. 115

  8. Психология и педагогика игры школьника / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 2016. – С. 15

  9. Фролова, А. Н. Игры - занятия с малышами. – К.: Рад.школа, 2017. – С. 27

  10. Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 115-118

  11. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 99

  12. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 2010. – С. 37

  13. Вартанян М. С. Дидактическая игра как средство умственного развития / М. С. Вартанян, Х. С. Вартанян, Л. В. Дозорова // Научное сообщество студентов: материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 50-51

  14. Фурман В. В.: Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. С. 34-37

  15. Соловьев О.В. Технология игровой деятельности / О.В. Соловьев // Управление современной школой. Завуч. -2014. – С. 27