Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Деловая игра, как обучающий метод

Содержание:

Введение

Крупные хорошо развивающиеся компании уделяют достаточно много времени различным процессам, технологиям и их взаимосвязи. Но часто забывают о людях, которые этим всем занимаются, на них держится вся система. И конечно же мало просто построить взаимосвязь этих процессов и определить конкретную технологию, организовать хороший контроль, самое главное - это создать почву для взаимодействия людей. И если раньше этому не уделялось внимание и все взаимодействия не контролировались руководством, все взаимосвязи были основаны на личных связях. И это отсутствие системы побуждает и развивает непонимание между сотрудниками и руководителем. Конечно же, снижается производительность, сроки выполнения работ, потеря клиентов и т.д.

Для того что бы этого избежать и добиться большей производительности, укрепить коллектив, найти нити соприкосновения руководства и подчиненных применяются тренинги.

Тренинг (от латинского «обучать») – эта такая форма обучения, которая направлена развитие умений, навыков и знаний. Тренинги часто используются, если нужный результат – это не только получение новой информации, но и закрепление полученной ранее.

Тренинг можно рассматривать с разных сторон:

1. Тренинг как вид дрессировки, который основан на формирование нужных форм поведения.

2. Тренинг как своеобразный вид тренировки, который направлен на получение навыков и умений.

3. Тренинг как активная форма обучения.

4. Тренинг как форма создания условий, для того что бы человек раскрылся и для поиска решения его собственных психологических проблем.

Впервые тренинг начали использовать в 1912 году в «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились и проводятся тренинги по развитию навыков выступления перед публикой, развития уверенности в себе и взаимодействия между людьми. В 1946 году К. Левин создает тренинговые группы, которые направлены на повышение компетентности в общении и благодаря нему была создана группа тренинговых умений. В 1970 году был разработан социально-психологический тренинг, основанный на ролевых играх.

Ролевая игра – это игра обучающего или какого-либо развлекательного назначения, участники данной игры стараются действовать в рамках выбранных ими ролей, делая упор на характер своей роли и среды действия. Участники вместе воссоздают сюжет или действую по заранее запланированному плану. Игра считается успешной, если были соблюдены все правила, которые были приняты заранее. Игрок имеет право импровизировать, конечно, в рамках правил. Весь процесс игры основан на том, что участники моделируют какую-либо ситуацию, и каждый ведет себя как хочет, игра за своего персонажа. В данной игре выигрыш может быть и не самым главным результатом, главное задачей может выступать как развитие персонажа, так и правильный отыгрыш.

Сегодня невозможно представить современную организацию, в которой не применяют тренинги продаж, разрешения конфликтов, принятия решений и т.д. Таким образом, использование игр в организациях является современным атрибутом применяемых методов управления развитием персонала и при соответствующем применении способно дать значительный результат в самой ближайшей перспективе.

Объектом исследования является ООО «Воронежское молоко», предметом - деловые игры в обучении персонала.

Цель работы: проанализировать учет привлеченного капитала.

В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить особенности деловой игры, ее признаки и структуру;
  • рассмотреть деловую игру как эффективный метод оценки подбора и отбора   персонала организации;
  • дать методические рекомендации к проведению деловой игры;
  • проанализировать особенности деловой игры в деятельности предприятия;
  • дать оценку деятельности предприятия с помощью метода деловых игр.

В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования методом деловой игры

1.1 Деловая игра, ее признаки и структура

Деловая игра – метод обучения, в котором моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Ее используют для отработки профессиональных умений и навыков[1]. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов[2].

Согласно Бельчикову Я. М. и Бирштейну М. М. деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности[3].

Педагоги используют деловые игры, чтобы интенсифицировать учебную деятельность. Они дают возможность моделировать различные ситуации из реальной жизни, которые затем можно анализировать и, как следствие, вырабатывать оптимальные пути решения в дальнейшем. При проведении деловых игр учащиеся примеряют на себя различные роли, что приближает обучение к реальной действительности. Учащиеся будут вынуждены взаимодействовать, проявлять инициативу, творчески мыслить. Игровой момент изучения материала позволяет поддерживать стабильный высокий интерес у обучающихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает сформировать и закрепить многие практические навыки.

Деловая игра способствует развитию профессионального творческого мышления. В ходе ее индивид получает возможность анализировать различные ситуации и решать свои собственные задачи. Деловые игры в сравнении с другими методами обучения, позволяют более полно имитировать воспроизводить практическую деятельность, находить проблемы и причины их возникновения, искать и разрабатывать пути решения проблем, анализировать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его осуществления.[4] Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

– рассмотреть выбранную проблему в незначительный промежуток времени;

– освоить и закрепить навыки выявления, анализа и решения поставленных проблем и задач;

– коллективно работать при подготовке и принятии решения, находить выход из нестандартных ситуаций;

– обращать внимание обучающихся на главные аспекты и нюансы проблемы, а также устанавливать причинно-следственные связи;

– увеличивать уровень взаимопонимания между участниками игры[5].

Деловые игры уже давно используются во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет большие преимущества по сравнению с другими. Приняв участие в деловой игре, получаешь не только знания, но и ценный опыт, который в условиях обычной жизни будет приобретаться годам. С помощью этого метода можно вырабатывать важные качества личности, которые способствуют успешной работе: коммуникативность, лидерские качества, умение выходить из самых сложных и меняющихся ситуаций. Деловые игры дают возможность имитировать стрессовые и критические ситуации, тренировать не только отдельных людей, но и команду, учить быть командой[6].

В обучении совершенно необходимо использовать методику деловых игр, ведь основной задачей данного рода учреждений является не просто обучения – получение и накопление багажа знаний, а приобретение умения как можно успешней использовать все, что накоплено: знания, личностные качества и особенности. Цель современного образования – человек успешный. Поэтому педагоги создают деловые игры и играют вместе с учащимися[7].

Первая деловая игра бы разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. Однако в 1938 году деловые игры были запрещены. И только в 60-х гг., после того как они появились в США, деловые игры вновь вернулись к нам как способ поиска управленческих решения в тяжелых условиях многофакторности и неопределенности. В наши дни они используются на уроках в школах и в университетах на парах, как педагогический метод активного обучения. Также их используют и на производстве для решения различных рабочих моментов, социальных и психологических задач. Следует отметить, что решаются не только игровые и профессиональные задачи, но параллельно осуществляется обучение и воспитание участников игр[8].

Сначала деловые игры преследовали цель помочь руководителям предприятий более правильно решать производственные задачи, так как в игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в реальной жизни. Среди участников игры распределяются роли и ставится актуальная проблемная ситуация. Отличие ролевых целей друг от друга и присутствие общей цели игрового коллектива способствует формированию атмосферы реальных отношений между коллегами и той ситуации, в которой нужно принимать решения настоящим работникам[9].

Деловые игры имеют характерные признаки:

– моделирование трудового процесса работников отдела руководства и специалистов предприятий и организаций по формированию управленческих решений;

– осуществление процесса «цепочки решений». Так как в деловой игре моделируемая система рассматривается как постоянно меняющаяся развивающаяся, это приводит к тому, что игра не останавливается, когда решается одна задача, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействуют на модель и меняют её первоначальное состояние[10]. Изменение состояния заходит в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры ищут решение на втором этапе игры и т. д.;

– распределение ролей между участниками игры;

– отличие ролевых целей при выработке решений, которые содействуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;

– присутствие управляемого эмоционального напряжения;

– взаимодействие участников, играющих те или иные роли;

– наличие единой игровой цели у всего игрового коллектива;

– коллективная выработка решений участниками игры;

– множество решений;

– наличие системы индивидуального или группового анализа и оценки деятельности участников игры[11].

Основным или центральным элементом деловой игры, как одного из активных методов обучения, является имитационная модель объекта. Именно она дает возможность осуществлять «цепочку решений». Моделью может являться организация, совокупность законов, профессиональная деятельность, физические явления и т.п. Вместе со средой, имитационная модель создает проблемное содержание игры.

Участники, команды деловой игры являются действующими лицами. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, которая представляет собой профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре работы специалистов. Игровая деятельность выглядит в виде многовариативного влияния на имитационную модель. Воздействие зависит от состояния модели и осуществляемого в процессе игры взаимодействия участников, регламентируемого правилами[12].

Систему влияния участников на имитационную модель в процессе их совместных действий можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей в себя такие элементы, как систему оценивания, игровую модель деятельности, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[13].

1.2 Деловая игра как эффективный метод оценки подбора и отбора   персонала организации

Нет никакого сомнения в том, что в настоящее время люди являются самым ценным и важнейшим ресурсом любой организации. Ведь они создают инновационные технологии и продукты, аккумулируют, используют и развивают финансовые ресурсы организации, контролируют качество выпускаемой продукции[14]. Они должны работать в условиях координации и совместного выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по трансформации научных достижений в инновационные продукты[15]. В связи с этим для обеспечения конкурентоспособности и для достижения высоких показателей, безусловно, любой организации необходимо подобрать высококвалифицированных, мотивированных и преданных сотрудников, что является чрезвычайно сложным и трудоемким процессом в современных условиях. В качестве первоочередных проблем при подборе нужных кадров можно выделить следующие:

- отсутствие стройной концепции поиска, подбора, приема персонала;

- не установлены четкие критерии и показатели (критериальный аппарат) для подбора, отбора и приема разных категорий персонала;

- не разработаны процедуры подбора, отбора и приема новых сотрудников;

- используемая в настоящее время методика подбора персонала коренным образом нуждается в совершенствовании и дополнении;

- не разработаны положения, уставы и инструкции, регламентирующие работу в области поиска, подбора, отбора и приема нужных кадров;

- не хватает финансовых средств для планирования и организации работы в области поиска, подбора и отбора персонала;

- недостаточный уровень компетентности, профессионализма и мотивированности сотрудников службы управления персоналом в данной области [16].

На основе вышеизложенного можно выделить главную проблему, в которой так или иначе проявляются ранее сказанные трудности: на многих предприятиях и организациях проблема поиска и отбора новых сотрудников реализуется без учета комплексных мер, существующего опыта и технологии работы в этой области[17]. Общеизвестно, что ошибки при подборе и отборе новых сотрудников могут приводить к значительным экономическим потерям и в ряде случаев социально-психологическим последствиям в коллективе организации. Сотрудник, не обладающий характеристиками, необходимыми для успешного выполнения своих должностных обязанностей по специальности и профессии, имеет склонность к принятию ошибочных управленческих решений, от которых организация может подвергаться определенным угрозам.

Сущность ролевой игры [18] заключается в том, что человек берет на себя определенную роль и начинает вести себя так, как ожидают от него окружающие. Роли, используемые в играх, могут быть различными: сотрудник, подчиненный, начальник, руководитель и т.п. Так, ролевые игры при подборе управленческого персонала успешно применяются в таких компаниях как «Вымпел», «Роснефть», «Шелл», «Газпром», «Статус-Юг» и т. д. Деловые игры высоко оцениваются как наблюдательной комиссией (работодателем), независимой экспертной комиссией (при назначении на высокую должность) так и успешными кандидатами. Таким образом, деловые игры имеют несколько превосходств перед существующими стандартными методами подбора и отбора персонала (анкеты, интервью, тесты собеседование и т.д.)[19]. В заключении следует отметить, что при подборе и отборе персонала деловые игры можно применять и к студентам последних курсов высших учебных заведений страны. Поскольку чаще всего именно среди студенческой молодежи можно услышать новые, креативные, нестандартные, своеобразные предложения и идеи, направленные на прогрессивное развитие организации.

В основу эффективного подбора и отбора персонала современных предприятий и организаций должна быть положена деловая игра.

Значимость деловой игры заключается в определении высококвалифицированных, эрудированных и креативно мыслящих сотрудников, стратегические возможности которых должны быть направлены на преодоление трудностей и на развитие организации в современных условиях[20].

Деловые игры предназначены не только для решения проблем, возникающих внутри самой организации, но и для решения экономических, экологических, и политических проблем.

1.3 Методические рекомендации к проведению деловой игры

Деловую игру надлежит использовать для реализации следующих педагогических задач:

- получение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решений;

- развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

- формирование познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации[21].

Если деловая игра проводится перед учебными занятиями, то разработчик рассчитывает на личный опыт, уже имеющийся у участников. Следует отметить, что обнаруженные пробелы в знаниях, восполняются в процессе обучения. В случае, когда деловая игра проводится после прохождения тематического раздела, педагог учитывает знания, полученные на уроках. Эти знания закрепляются и входят в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности. Также можно осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры[22].

Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам: деловая игра как источник экономии учебного времени; деловая игра как форма контроля; деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями[23].

От других педагогических технологий игровое обучение отличается тем, что игра известна, любима и обычна для всех возрастных категорий. Она наиболее эффективно активизирует творческое мышление, вызывает высокое физическое напряжение, наполняет эмоциями и без того завлекающий содержательный игровой процесс. В игре намного проще преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. Она мотивирует, повышает инициативность, настойчивость, целеустремленность и развивает воображение. Игра способствует передаче знаний, умений навыков. Открывается возможность добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества. Во время игры осуществляется воспитательное воздействие. Влияние игровой методики на человека нельзя ограничить одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно. Поиск путей решения проблемной ситуации в основном осуществляется коллективно, групповой формой деятельности, в основе которой лежит соревновательный момент. Но соперником может быть сам человек (преодоление самого себя) и обстоятельства, возникающие во время игры. Ценным в конце будет любой приз: материальный, моральный (дипломы об участии, грамоты, небольшие поощрения), психологический и другие. Следует отметить, что результат групповой деятельности – это общий командный успех[24].

Игра в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[25].

В заключении следует сказать, что деловая игра обязана включать в себя все вышеперечисленные качества. Иначе она не может называться эффективным методом обучения.

В наше время деловую игру следует рассматривать не только как область деятельности и научно-технического знания, но и как имитационный эксперимент, а также метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь главные атрибуты: 1. Игра копирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности. 2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре. 3. Игровые действия регламентируются системой правил. 4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности. 5. Игра носит условный характер. 6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией [26].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры [27].

Выводы по первой главе

В первой главе раскрыто понятие деловой игры, определены основные педагогические задачи, решаемые в ходе реализации метода деловой игры, они являются не только в развитии профессионального, теоретического и практического мышления обучающихся, но и в создании условий для формирования познавательной мотивации.

Также в данной главе раскрываются сущность и содержание деловой игры в процессе подбора и отбора персонала для современных предприятий и организаций. Показана роль эффективного подбора и отбора персонала в  достижении высоких показателей  и в обеспечении конкурентоспособности организации  в современных условиях. Рассмотрена значимость деловых игр для решения экономических, экологических,   политических   проблем, а также проблем, возникающих   внутри самой организации.

Глава 2. Деловая игра как обучающий метод в управлении персоналом

2.1 Деловые игры в деятельности предприятия

«Воронежское молоко» - это продукты, создаваемые по традиционным рецептам с использованием современных технологий. Благодаря этому нам удается сохранять для вас максимум полезных компонентов натурального молока. Продукция " Воронежское молоко" вырабатывается только из натурального сырья без использования консервантов. Именно поэтому наши продукты по достоинству оценены жителями не только Краснодарского края, но и других регионов РФ. Отличное качество и вкус продукции "Кубанский молочник" также отмечены множеством наград и высокими оценками экспертов молочной отрасли.

Молочные продукты " Воронежское молоко " - это результат ежедневного труда сотрудников компании ОАО "Трест "Русский сахар". Наша компания готова предложить большой ассортимент продукции, в котором представлены как традиционные продукты (молоко, кефир, ряженка, сметана, сливочное масло), так и продукты, которые являются результатом современных исследований и передовых технологий (сывороточные напитки, йогурты, биокефир).

Большинство основных экономических показателей деятельности ООО «Воронежское молоко» в период 2014-2016 гг. имеют отрицательную тенденцию.

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание».

Проводится в конце курса повышения квалификации, когда сотрудники компании уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства в компании.

Участники игры: сотрудники предприятия (7 человек).

В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь; группа экспертов (10 человек).

Задаются конкретные условия. Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

Рис. 1. План игры «производственное совещание»

Ролевая игра «Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли» - это интересная деловая игра. Примеры могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков. Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности. Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

2.2 Оценка деятельности предприятия методом деловых игр

Также на предприятии активно используются компьютерные деловые игры. Например, Никсдорф дельта.

Учебно-имитационная система «Никсдорф Дельта» открывает новые возможности исследования экономических процессов с использованием метода деловой игры. На собственном опыте участники игры постигают особенности управления предприятием в постоянно меняющейся рыночной среде.

Данная игра показывает не индивидуальные, а рыночные итоги управленческой деятельности через сопоставление всех участвующих в игре предприятий отрасли. В течение нескольких периодов игры участниками возможно получение весьма значимых экономических результатов, показывающих эффективность ценовой политики и других элементов стратегического планирования на всех участвующих в игре предприятиях.

Основу современной экономической деловой игры составляют математические модели рынка и предприятия, построенные, как правило, на базе многолетних научных исследований и опытных данных, полученных на реальных предприятиях. Условия деятельности виртуального предприятия в рамках компьютерной модели, лежащей в основе деловой игры «Никсдорф Дельта», определяются набором взаимосвязанных параметров, позволяющих имитировать изменение как внутренней, так и внешней среды предприятия. Используя полученные при изучении экономических дисциплин теоретические знания, участники игры имеют возможность приобрести навыки анализа рыночной ситуации, управления запасами, планирования объемов производства, финансового анализа деятельности предприятия.

В процессе обучения участники знакомятся с условиями деятельности виртуального предприятия, а затем самостоятельно разрабатывают и последовательно реализуют стратегию, обеспечивающую развитие предприятия и получение прибыли в течение всей игры. Как правило, каждая команда работает за отдельным компьютером. Самостоятельная работа участников игры предполагает планирование и контроль, как стратегических решений, так и конкретных тактических шагов по управлению предприятием, например, по обеспечению производства сырьем и материалами, приобретению и продаже оборудования, найму и увольнению персонала, определению объемов транспортировки продукции на отдельные рынки и т. п. Преподаватель осуществляет общее руководство процессом игры и контролирует действия участников. Конкурентная ситуация, созданная при помощи компьютерной имитационной модели рынка, изменяется от периода к периоду в результате совместной деятельности всех предприятий. Руководитель игры может оказывать непосредственное влияние на условия деятельности конкурирующих предприятий, имитируя действие различных внешних факторов. Оценка деятельности участников деловой игры производится при помощи системы экономических показателей, отражающих состояние виртуального предприятия и эффективность принимаемых в ходе игры управленческих решений. Используемые для интегральной оценки финансовые показатели соответствуют российской и международной практике финансового анализа.

Объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, эффективности использования ресурсов, перспектив развития в рамках выбранной стратегии менеджеры получают в ходе финансового анализа. Деловая игра «Никсдорф Дельта» предоставляет участникам широкий набор аналитических задач для использования различных методов финансового анализа

При выборе общей стратегии фирмы руководство предприятия учитывает данные о состоянии и развитии рынков сбыта и продуктов, определяет основные направления деятельности по достижению и сохранению конкурентных преимуществ. Изменение внешних и внутренних условий деятельности предприятия в ходе игры требует постоянного контроля за результатами всех видов деятельности, своевременной корректировки стратегии, обеспечивающей достижение главной цели - получения прибыли. Всю информацию о состоянии рынка участники игры получают из специальных отчетов.

Оценивая управленческие решения, принятые участниками деловой игры «Никсдорф Дельта», руководитель игры может опираться на значения финансовых показателей, реально применяемых в практике финансового анализа. В то же время условия компьютерной имитационной модели делают необходимым использование дополнительных показателей. Характеризуя условия функционирования виртуальных предприятий, можно выделить следующие ограничения:

- стартовые условия предприятий одинаковы;

- количество конкурирующих предприятий в течение игры не изменяется;

- общий объем реализации продукции в каждом периоде игры ограничен;

- предприятия ограничены условиями имитационной модели в выборе стратегии развития;

- предприятия не могут привлекать дополнительный акционерный капитал;

- предприятия не могут осуществлять долгосрочные финансовые инвестиции, изменять или расширять сферу деятельности.

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу игры, в значительной степени зависит от действий самих участников. Таким образом, оценивая эффективность деятельности участников игры и успешность реализации выбранной стратегии развития предприятия, руководитель учитывает не только отдельные финансовые показатели, но и общее состояние дел в отрасли. Даже при наличии значительных убытков предприятие, по условиям игры, не прекращает свою деятельность, и возможность проникновения на рынок новых конкурентов исключена. Оценка деятельности участников деловой игры «Никсдорф Дельта» предполагает сравнение результатов отдельных предприятий, достигнутых в одинаковых для всех конкурентов условиях.

Для комплексной количественной оценки состояния предприятия используется интегральный показатель I, который рассчитывается в каждом периоде игры и предназначен для ранжирования участников игры в зависимости от результативности принимаемых ими решений. В качестве коэффициентов при вычислении I могут быть выбраны рассчитанные по результатам текущего периода игры значения следующих показателей:

- собственный капитал;

- доходность совокупного и собственного капитала;

- оборачиваемость активов;

- рентабельность оборота;

- квота собственного капитала;

- коэффициент финансовой устойчивости;

- коэффициент текущей ликвидности;

- курс акций по балансовой стоимости;

- курс акций по обобщенной стоимости;

- курс акций по тезису прибыли;

- курс акций по дивиденд-тезису;

- доля рынка предприятий;

- операционный поток платежей и его доля в обороте;

- потенциал снижения издержек и другие, характеризующие различные стороны деятельности участников игры с точки зрения обеспечения прибыльности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Атмосфера соревнования, создаваемая при проведении учебных занятий с применением этого программного продукта, способствует заинтересованности участников игры в улучшении своих знаний и профессиональных навыков в области экономики и менеджмента. «Никсдорф-Дельта» - гибкий и многофункциональный инструмент, открывающий новый уровень в повышении качества обучения.

Выводы к второй главе

Во второй главе можем сделать вывод, что при планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков. Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности. Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Используя полученные при изучении экономических дисциплин теоретические знания, участники игры имеют возможность приобрести навыки анализа рыночной ситуации, управления запасами, планирования объемов производства, финансового анализа деятельности предприятия.

Заключение

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях. Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые. Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки): исследовательские (способствуют получению новых знаний); для практической деятельности (формируют навыки); поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

Воронежское молоко - это продукты, создаваемые по традиционным рецептам с использованием современных технологий. Благодаря этому нам удается сохранять для вас максимум полезных компонентов натурального молока. Продукция " Воронежское молоко" вырабатывается только из натурального сырья без использования консервантов. Именно поэтому наши продукты по достоинству оценены жителями не только Краснодарского края, но и других регионов РФ. Отличное качество и вкус продукции "Кубанский молочник" также отмечены множеством наград и высокими оценками экспертов молочной отрасли.

Большинство основных экономических показателей деятельности ООО «Воронежское молоко» в период 2014-2016 гг. имеют отрицательную тенденцию.

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание».

Проводится в конце курса повышения квалификации, когда сотрудники компании уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства в компании.

Участники игры: сотрудники предприятия (7 человек).

В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь; группа экспертов (10 человек).

Задаются конкретные условия. Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

Также на предприятии активно используются компьютерные деловые игры. Например, Никсдорф дельта.

Учебно-имитационная система «Никсдорф Дельта» открывает новые возможности исследования экономических процессов с использованием метода деловой игры. На собственном опыте участники игры постигают особенности управления предприятием в постоянно меняющейся рыночной среде.

Данная игра показывает не индивидуальные, а рыночные итоги управленческой деятельности через сопоставление всех участвующих в игре предприятий отрасли. В течение нескольких периодов игры участниками возможно получение весьма значимых экономических результатов, показывающих эффективность ценовой политики и других элементов стратегического планирования на всех участвующих в игре предприятиях.

Основу современной экономической деловой игры составляют математические модели рынка и предприятия, построенные, как правило, на базе многолетних научных исследований и опытных данных, полученных на реальных предприятиях. Условия деятельности виртуального предприятия в рамках компьютерной модели, лежащей в основе деловой игры «Никс- дорф Дельта», определяются набором взаимосвязанных параметров, позволяющих имитировать изменение как внутренней, так и внешней среды предприятия. Используя полученные при изучении экономических дисциплин теоретические знания, участники игры имеют возможность приобрести навыки анализа рыночной ситуации, управления запасами, планирования объемов производства, финансового анализа деятельности предприятия.

В процессе обучения участники знакомятся с условиями деятельности виртуального предприятия, а затем самостоятельно разрабатывают и последовательно реализуют стратегию, обеспечивающую развитие предприятия и получение прибыли в течение всей игры. Как правило, каждая команда работает за отдельным компьютером.

Таким образом, цели, для которых в традиционном обучении затрачивалось много усилий, в деловой игре достигаются всего за несколько шагов.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г. С. Деловые игры. Теория и организация / Г.С.Абрамов, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
  2. Абубакирова, К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С.556-558.
  3. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
  4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов. – Москва: Высшая школа, 2014. – 410 с.
  5. Белоновская, И.Д., Мельникова А.Я. Инженерные игры в педагогической практике//Высшее образование в России. 2009. №3. - С. 112-119.
  6. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. - Рига : Авотс, 2009. – 303 с.
  7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – Москва, 2015. – 587 с.
  8. Богатова, Т. Деловые игры -это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.parus.com/company/press/2000/09/79 (Дата обращения: 15.03.2018).
  9. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. – 247 с.
  10. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. - Москва, 2008. – 410 с.
  11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62 – 68.
  12. Гуревич, А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. – 140 с.
  13. Ежова, Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2013. - 98 с.
  14. Искяндерова, Т.А. Трансформация маркетинга в системе управления инновационной деятельностью организаций (статья) Управленческие науки/ научно-образовательный журнал Финуниверситета.М.,2013, №2 (7). - 104 с.
  15. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания "Бизнес Партнер" URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.html(дата обращения: 14.03.2018).
  16. Кирюшин, А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350(дата обращения: 16.03.2018).
  17. Корнышева, И.Р. Возможности философского прочтения управленческих инноваций. Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы II международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево 21 марта 2014 г. Научное издание. - Орехово-Зуево, МГОГИ, 2014. С.111-113.
  18. Культюшнова, И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 16.03.2018)
  19. Мехдиев, Ш.З. Оценка качества и эффективности управления персоналом организации. Ученые записки: научно-практический журнал.- Владимир: Владимирский филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС при Президенте РФ, 2014.- с. 10-16.
  20. Михайлов, А. Постигай бизнес играючи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be-ag.ru/business_games/postigai_business_igrauchi.php. (Дата обращения: 15.03.2018).
  21. Лихачева, Л.Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» / Л. Д. Лихачева / Классный руководитель. – 2014. – № 4. – С. 43–48.
  22. Лысенко, Ю. Ю. Активные методы отбора персонала: как сэкономить, получив лучших // Отдел кадров – 2009. -157 с.
  23. Осипов, В.С. Приложение теории игр к исследованию конкурентного взаимодействия//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 11 (29). - С. 100-102.
  24. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В. Я. Платов. – Москва: Профиздат, 2011. – 156 с.
  25. Санникова, Н.П. Роль деловых игр в создании компетентностно-ориентированной образовательной среды в социально-педагогическом колледже. Электронный доступ:http://www.vspc34.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=1081(дата обращения: 15.03.2018).
  26. Стукач, В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240 (дата обращения: 15.03.2018).
  27. Султангалина, Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. - 2014. - №6(65). - С.665-667.
  28. Ушницкий, А.А., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И.О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе. Гуманитарные научные исследования № 4 (32) Апрель 2014. Научно-практический журнал. – М. : «Международный научно-инновационный центр», 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 15.03.2018).
  29. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений / Е. А. Хруцкий. – Москва: Высшая школа, 2011. – 320 с.

Приложения

Приложение А

Организационная структура завода по производству молока

Рис.1 Организационная структура молокозавода

2

Рис.2 Дерево целей

Рис.3 Проблемное поле

Таблица 1 - Факторы внешней среды и их проявления ООО "Воронежское молоко"

Группа факторов

Фактор

Проявление

Возможная ответная реакция организации

Политические

Нормативы, установленные государством

Ужесточение стандартов и нормативов

Разработка и выполнение программ направленных на повышение качества услуг

Технологические

НТП в сфере онлайн-пищевой промышленности

Появление новых видов услуг

Расширение базы услуг

Социальные

Рост потребности населения в молочной продукции

Ужесточение требований к сфере услуг

Повышение квалификации сотрудников с целью повышения качества обслуживания

Экономические

Колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов

Нестабильность величины спроса и прибыли организации

Работа с надежными партнерами. Уменьшение рисков. Поиск новых клиентов

Увеличение инвестиционной привлекательности сферы услуг

Увеличение инвестиций

Привлечение инвестиций в развитие организации

Увеличение ассортимента продукции организаций

Рост спроса на продукцию

Расширение штата, увеличение объема проданной продукции

Увеличение темпов инфляции

Увеличение стоимости услуг

Повышение цен переводческие услуги

Правовые

Изменение законодательства РФ, налоговой политики

Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия установленных отчислений

Лоббирование своих интересов в областных и городских органах власти. Увеличение цен

Таблица 2 - Благоприятные возможности для ООО "Воронежское молоко"

Вероятность реализации возможностей

Степень влияния возможностей

Катастрофическая

Критическая

Умеренная

Слабая

Высокая

-

-

Заключение сделок с новыми поставщиками

-

Средняя

Изменения предпочтений клиентов

Появление новых клиентов

Расширение возможностей развития бизнеса в России

-

Низкая

Повышение цен на услуги

Снижение налогов и пошлин

-

Разорение и уход фирм-конкурентов на рынке переводов

-

Таблица 3 - Угрозы для ООО "Воронежское молоко"

Вероятность реализации угроз

Степень влияния угроз

Катастрофическая

Критическая

Умеренная

Слабая

Высокая

-

Снижение стимулов для развития бизнеса в России

Рост инфляции

Рост количества организаций, занимающихся переводами

Средняя

Ухудшение конкурентной позиции

-

Рост безработицы

-

Низкая

-

-

Изменение политической, экономической и социальной обстановки

Изменения предпочтений клиентов

Таблица 4 - Оценка ключевых факторов успеха ООО " Воронежское молоко"

Фактор

Вес

оценка

Итого

Эффективная логистика распределения заказов

0,3

4

1,2

Четкие бизнес-процессы и наличие стандартных форматов

0,2

4

0,8

Эффективное управление процессами и персоналом

0,2

3

0,6

Наличие эффективной комплексной автоматизированной информационной системы обслуживания

0,2

3

0,6

Управление брэндом и корпоративной культурой

0,1

3

0,3

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

1

3,5

Таблица 5 - Анализ конкуренции для ООО "Воронежское молоко"

Критерии оценки

Компании

«Молвест»

МастерПеревод

Городской молочный завод «Лискинский»

«ЭкоНиваАгро» 

Предприятие

+

+

=

-

- доходность

+

+

=

-

- финансы

+

=

-

=

- инвестиции

+

+

-

-

- ресурсы

=

=

=

=

- организация

=

+

=

-

Рынок

+

=

=

=

- концепция маркетинга

=

+

-

=

- ассортимент

+

=

-

=

- сервисные услуги

-

+

=

=

- клиенты

=

=

=

=

- соотношение между ценой и качеством

=

=

=

-

Производство услуг

=

+

=

=

- удобство, доступность

=

=

=

+

- инновационная способность

=

+

+

-

- сроки обработки заказа

-

+

-

-

- качество

=

+

=

=

- оригинальные разработки

=

+

=

=

Персонал

+

+

-

=

- квалификация руководства

+

+

=

=

- квалификация сотрудников

+

+

-

=

- гибкость при принятии решений

=

+

-

-

- образование

+

+

=

=

- методы подготовки кадров

=

=

-

-

Состав продукции

=

=

=

=

Поставщики

=

=

=

=

Цены

=

+

-

=

Посредники

-

=

=

-

Оптимальность закупок

=

=

-

-

Постоянные договора

-

+

=

=

ИТОГО

++=+=

+=++=

= = = - =

- = = = =

  1. Михайлов А. Постигай бизнес играючи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be-ag.ru/business_games/postigai_business_igrauchi.php. (Дата обращения: 15.03.2018).

  2. Абрамова, Г. С. Деловые игры. Теория и организация / Г. С. Абрамов, В. А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С.19

  3. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. - Рига : Авотс, 2009. С.30

  4. Корнышева И.Р. Возможности философского прочтения управленческих инноваций. Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы II международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево 21 марта 2014 г. Научное издание. - Орехово-Зуево, МГОГИ, 2014. С.111-113

  5. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений / Е. А. Хруцкий. – Москва: Высшая школа, 2011. С.31

  6. Лихачева Л. Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» / Л. Д. Лихачева // Классный руководитель. – 2004. – № 4. – С. 43

  7. Культюшнова И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://portal.snauka.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 16.03.2018)

  8. Осипов В.С. Приложение теории игр к исследованию конкурентного взаимодействия//Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 11 (29). - С. 100-102.

  9. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В. Я. Платов. – Москва: Профиздат, 2011. С.15

  10. Кирюшин А.Н., Асташова А.Н., Новиков Е.Ю. Методология исследования феномена игры: классические и инновационные представления // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16350(дата обращения: 16.03.2018).

  11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62

  12. Как построить взаимодействие между сотрудниками компании? // Тренинговая компания "Бизнес Партнер" URL: http://www.training-partner.ru/staty/kak-postroit-vzaimodejstvie-mezhdu-sotrudnikami-kompanii.html(дата обращения: 14.03.2018).

  13. Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – С.19

  14. Абрамова, Г. С. Деловые игры. Теория и организация / Г. С. Абрамов, В. А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С.23

  15. Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно–технических и деловых игр / В. Г. Алапьева. – Екатеринбург: Деловая книга, 20099. – С.21

  16. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов. – Москва: Высшая школа, 2014. С.48

  17. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 2015. С.25

  18. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – Москва, 2015. – С.52; Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. − Москва, 2008. С.39

  19. Бондаренко, М. А. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / М. А. Бондаренко // ОБЖ. – 2013. – № 3. С. 7

  20. Ушницкий А.А., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И.О некоторых особенностях применения и эффективности деловой игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе. Гуманитарные научные исследования № 4 (32) Апрель 2014. Научно-практический журнал. – М. : «Международный научно-инновационный центр», 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6435 (дата обращения: 15.03.2018).

  21. Богатова Т. Деловые игры -это совсем не игрушки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/www.parus.com/company/press/2000/09/79 (Дата обращения: 15.03.2018).

  22. Санникова Н.П. Роль деловых игр в создании компетентностно-ориентированной образовательной среды в социально-педагогическом колледже. Электронный доступ: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1081 (дата обращения: 14.03.2018)

  23. Искяндерова Т.А. Трансформация маркетинга в системе управления инновационной деятельностью организаций (статья) Управленческие науки/ научно-образовательный журнал Финуниверситета.М.,2013, №2 (7).- С.83.

  24. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич // Молодой учёный. -2014. - №6(65). - С.665

  25. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2013. С.19

  26. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. С.14

  27. Лысенко Ю. Ю. Активные методы отбора персонала: как сэкономить, получив лучших // Отдел кадров - 2009. С. 33-39.