Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Cоздание и разработка фирменного стиля для сети ресторанов Sushi Club

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Элементы фирменного стиля применяют в рыночной экономике еще с давних времен. Эти элементы были вначале примитивны. Наиболее знающие ремесленники обозначали свои изделия индивидуальным (фирменным) клеймом. Клиенты, проинформированные, о безупречности предоставляемых услуг этих ремесленников были заинтересованы в приобретении товаров с такими знаками.

Фирменный стиль - это комплекс приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые создают целостность всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям, повышают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами не только товаров, но и всей деятельности фирмы. Фирменный стиль должен легко узнаваться и откладываться в памяти.

Фирменный стиль обеспечивает формирование положительного имиджа организации и ведет к усилению эффективности ее рекламных контактов с клиентами, способствует укреплению репутации и популярности компании на рынке, повышает благорасположенность партнеров.

Разработка и применение личного фирменного стиля набирает обороты и с каждым днем становится все более востребованным элементом развития среди растущего числа российских предприятий. Что вызвано ростом их заинтересованности в разработке своего собственного корпоративного имиджа, который обуславливает устойчивость и длительность успеха деятельности организации.

Фирменный стиль подразумевает под собой применение общих принципов оформления цветовых решений, корпоративной одежды, упаковки продукции, документации, выставочной продукции, оформления офиса и мест для потребителя (клиента), относящихся к данной организации.

Все больше авторов уделяют время исследованию проблемы фирменного стиля и его специфике. В изучении сути, специфики и составных элементов фирменного стиля можно выделить следующих отечественных авторов: Н.С. Добробабенко, В.М. Перция, а также работы таких зарубежных исследователей, как М.Хэли, Рэнделл Дж. Среди отечественных авторов, акцентирующих в своих работах особенное внимание на маркетинговом аспекте и психологии восприятия фирменного стиля клиентом – С.А. Сидоров. Из зарубежных авторов, исследующих данную тематику, можно выделить – Д. Аакера.

Принципы маркетинговых коммуникаций сводятся к формированию образа марки. Фирменный стиль выступает формальным выражением этой идеологии. Компании энергично проявляют и акцентируют внимание на своей индивидуальности.

На смену образу марки приходит понятие имиджа. Во главу угла коммуникационных стратегий ставится корпоративная философия. Фирменный стиль занимает соответствующее положение необходимого инструмента.

После осознания недостаточности формальных элементов свое развитие получили технологии брендинга, объединяющие инструменты маркетинга и менеджмента. Элементы фирменного стиля участвуют в создании брендов. Ни один бренд не может быть создан с отсутствием элементов фирменного стиля, при этом торговая марка в итоге проводимой маркетинговой деятельности не обязательно становится брендом.

Для правильного создания фирменного стиля и дальнейшего его применения в любой сфере предпринимательской деятельности, необходимо изучить все аспекты фирменного стиля.

В курсовой работе мы разберем процесс создания фирменного стиля и изучим компоненты разработки данного фирменного стиля; ознакомимся с сущностью и содержанием PR-деятельности сети ресторанов японской кухни Sushi Club; рассмотрим элементы фирменного стиля.

Объектом исследования является сеть ресторанов японской кухни Sushi Club.

Предметом исследования будут компоненты фирменного стиля организации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

1.1 История возникновения фирменного стиля

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет. Но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков и других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов. [ 1 ]

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

Начало формирования элементов фирменного стиля как явления можно отнести к концу ХIХ в. Это время, когда сосуществовали старые традиции путешествий как вида досуга и новые формы гостиничного сервиса. Именно тогда на смену гостиницам со скромными названиями появились роскошные отели со звучными именами - "Метрополь", "Палас", "Савой", "Гранд Отель". В обиход вошли слова комфорт и дизайн.

Первым официальным дизайнером, создавшим фирменный стиль, считают Петера Беренса. Этот выдающийся архитектор, занимая должность художественного директора немецкой компании в начале ХХ столетия, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции. [ 2 ]

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.

1.2 Понятия и цели формирования фирменного стиля

Фирменный стиль (айдентика) – это визуальный образ фирмы, набор графических элементов (логотип, визитка, конверт, бланк и другая продукция), созданных в одном стиле. Он нужен для того, чтобы сделать компанию более презентабельной перед партнерами и клиентами, а также повысить узнаваемость фирмы и уровень доверия. А это значит, что его созданию нужно уделить особое внимание, чтобы в результате сформировать необходимый для построения и развития бизнеса инструмент.[19]

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие фирменного стиля толкуют в узком и широком смысле.

Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущих ему цветов), цветового и графического оформления деловых бумаг.

Фирменный стиль в широком понимании – это использование единственных принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидение), деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, а иногда и одежды сотрудников.

Разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа российских компаний.

Это обусловлено их усилившейся озабоченностью своим корпоративным имиджем, от которого во многом зависит устойчивый и продолжительный коммерческий успех.

Фирменный стиль прагматичен, то есть, ориентирован на ограниченный круг задач соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития.

Пожалуй наиболее главным элементом в создании имиджa организации является фирменный стиль, который в широкoм понимании предполагает использование общих принципов оформления цветовых решений и форм рекламы, документации, упаковки продукции, оформления офиса, корпоративной одежды сотрудников и других компонентов, имеющих отношение к компании.

Некоторые организации разрабатывают фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль - модно и современно». Другие придерживаются принципа «я как все». Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но истинная необходимость в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда наступает осознание выгоды от его применения.

Фирменный стиль необходим для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант, выгодно отличаться от конкурентов, стать узнаваемым (приобрести «собственное лицо») и быть хорошо запоминаемым. Благодаря высокой узнаваемости снижается количество средств, затрачиваемых на рекламные кампании. Наличие качественного фирменного стиля весьма повышает эффективность рекламы.

С точки зрения применения различных элементов для создания фирменного стиля целесообразно выработать оптимальную совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности. В приемлемых сочетаниях все элементы, составляющие фирменный стиль должны постоянно присутствовать в рекламной деятельности фирмы, оформлении ее продукции (услуг), офисов. [ 9 ]

Фирменный стиль является одновременно и средством формирования имиджа организации, и определенным "информационным носителем", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить товар и реагировать на предложения конкретной фирмы, формируя у него отношение к ней. Он способствует повышению корпоративного духа. В рекламном процессе фирменный стиль упрощает процесс отбора рекламополучателями информации об организации или ее продукции. Оформленный в соответствии с последними достижениями дизайна и бренд-менеджмента фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок, как в производственной, так и в любой другой деятельности. Фирменный стиль при правильной организации связей с целевой аудиторией создает и поддерживает имидж фирмы. [ 4 ]

Изучение фирменного стиля необходимо для правильного его создания и применения в любой сфере коммерческой деятельности.

Цель исследования – изучить компоненты создания и продвижения фирменного стиля.

Задачи:

  • ознакомиться с сущностью и содержанием PR-деятельности сети ресторанов японской кухни Sushi Club;
  • рассмотреть элементы фирменного стиля.

Объектом исследования является сеть ресторанов японской кухни Sushi Club.

Предметом исследования являются компоненты фирменного стиля предприятия.

1.3 Основные функции фирменного стиля

Опираясь на определение Добробабенко Н.С, «фирменный стиль – это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов». [ 3 ]

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой. [ 15 ]

Можно сделать вывод, что цель фирменного стиля – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

- повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

- позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы;

- помощь потребителю ориентироваться в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

- указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар;

- указывает обществу на стабильность и долговременность работы компании;

- сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный бренд. [ 16 ]

Подытожив все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы. Таким образом, фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга.

1.4 Элементы фирменного стиля

Элементами фирменного стиля являются товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменная одежда, подарочная продукция, сувенирная продукция, упаковка и другие фирменные составляющие.

  1. Товарный знак.

Словесный товарный знак - это название фирмы (словосочетание). В настоящее время словом sign "знак" обозначается любое графическое изображение - любой символ или жест, выражающие какую-либо информацию или команду. Знак как элемент идентификации бренда должен нести информацию о происхождении, классе или назначения товара или услуги. Отличительные функции словесного знака заключаются в его словесной конструкции, т.е. в сочетании букв. Самым сильным визуальным средством организационной идентификации является товарный знак.

В соответствии с российским законодательством («Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» - статья 1.) торговый знак трактуется как "обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. [ 3 ]

Графический товарный знак - символьное условное обозначение компании, созданное в собственной графической манере, нестандартным, запоминающимся шрифтом. При создании товарного знака важно иметь в виду, что читаемость букв, выполненных индивидуальными шрифтами, варьируется в зависимости от масштаба текста. Графический товарный знак принято разрабатывать в разных вариантах (от небольшого - для визитных карточек или документации, до крупного - для создания наружной рекламы) и проверять, как товарный знак справляется с выполнением поставленных перед ним задач.

Основные функции товарного знака:

- упрощать восприятие отличительных особенностей или создавать различия;

- присваивать продукции имена;

- упрощать узнавание продукции компании;

- стимулировать запоминание продукции;

- информировать о происхождении услуг или продукции;

- доносить до потребителя сведения о продукции;

- мотивировать потенциального и реального клиента на покупку;

- создавать доверие к продукции и предприятию.

  1. Логотип.

Логотип - это неповторимое начертание или краткое наименование компании, группы товаров, создаваемой этой организацией, либо определенного товара данной фирмы. Чаще всего логотип содержит 4-7 знаковых символов. В среднем восемь товарных знаков из десяти регистрируются в виде логотипа. Логотип индивидуален, так же как и иные стандартные аутентификаторы. Неповторимость логотипа попадает под юридическую защиту. К примеру, товарный знак проверяется на индивидуальность при его регистрации.

Логотип обязан быть узнаваемым, запоминаемым, не терять своих уникальных особенностей при работе с масштабом, обладать способностью быть нанесенным на различные фирменные элементы, такие как документация (блокнот, бланк); подарочная продукция (календарь, ручка, кружка); фирменная одежда (футболка, кепка, фартук); фирменный транспорт и т.д., быть неизменным.

  1. Фирменный цвет.

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно.

Цветовая гамма способствует идентификации организации и потому очень часто используется в качестве стилеобразующей константы как в построении собственно знака или логотипа, так и в создании системы фирменного или корпоративного стиля. Для оформления словесного и графического товарного знака выбираются определенные цвета, которые в сочетании с другими элементами фирменного стиля создают запоминаемый образ. Так компания сотовой связи Билайн, проводя ребрендинг, основной упор сделала на наиболее запоминаемое сочетание цветов черного с оранжевым (хотя это сочетание и относится к числу агрессивных). Другая кампания сотовой связи Мегафон также ориентируется на запоминаемое, но не агрессивное сочетание зеленого цвета с белым. Ученые психологи сделали выводы по воздействию цвета на восприятие информации.

Рассмотрим психологию фирменных цветов:

Красный цвет.

Красный цвет вызывает ассоциации с огнем, солнцем, силой, борьбой, любовью, жизнью. Он горячий, красивый, сильный. Стимулирует работу головного мозга, вызывает ассоциации с агрессией и опасностью. Установлено, что если долго смотреть на красный цвет, то пульс и кровеносное давление человека могут повыситься.

Красный цвет выбирают люди эмоциональные, уверенные в себе, привыкшие быть лидерами.

Красный цвет оказывает очень сильное впечатление на сознание потребителей. Он настраивает на решительные поступки, способен вызвать сильное желание что-то совершить. Этот цвет, как никакой другой, способен зафиксировать взгляд потребителя, т.к. имеет силу притяжения.

Красный цвет стараются не использовать для рекламы товаров, ориентированных на людей старшего поколения, прежде всего из-за своей агрессивности. Красный цвет часто встречается в фирменном стиле компаний, чья деятельность связана с красотой и сферой питания.

Очень популярно сочетание красного и белого цветов в фирменном стиле всемирно известных компаний. Оно содержит два чистых цвета без каких-либо оттенков. Это сочетание немного агрессивное, но очень выразительное и запоминающееся.

Черный цвет.

Черный цвет вызывает у людей неоднозначные эмоции. С одной стороны, он ассоциируется с печалью и скорбью. Может вызвать меланхолию и уныние, ощущение одиночества и изоляции от всего вокруг.

С другой стороны, черный – это стильный, классический цвет. Цвет солидности и престижа. Если мы видим мужчину или женщину в черном, выходящих из черной машины, то на подсознательном уровне мы воспринимаем их, как серьезных, авторитетных людей.

Черный смокинг, «маленькое черное платье», черный лимузин – все это ассоциируется с солидностью, достатком и престижем.

Черный отлично сочетается с любым цветом. Так, например, сочетание черного и белого вызывает ощущение загадки и таинственности

Добавив черный цвет в фирменный стиль компании, вы придадите ему солидности, изысканности и роскоши. Он создаст ощущение элегантности, тайны и власти.

Белый цвет.

Белый – это цвет открытости, невинности, чистоты, верности, свободы. Этот цвет не вызывает никаких неприятных ассоциаций или ощущений.

Работники медицинских учреждений, традиционно, одевают белые халаты. Наверное, это связано со свойством этого цвета вызывать ощущение спокойствия, доверия и чистоты.

Белый цвет можно встретить в сочетании с другими цветами в фирменном стиле многих компаний. [ 21 ]

4. Фирменный комплект шрифтов.

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «деловой» и т.п. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Шрифты могут имитировать старославянское, греческое, клинописное, иероглифическое письмо, рукописное начертание букв, детский почерк и т.д. [ 7 ]

Таким образом, можно сформировать следующие требования к фирменному шрифту: он должен легко прочитываться, он должен соответствовать психологическому замыслу и целевой аудитории, он должен соответствовать специфике деятельности компании. Так же как и к фирменному цвету, потребитель привыкает и к фирменному шрифту. Поэтому менять его не следует.[ 14 ]

5. Фирменная одежда.

Фирменный стиль в современной спецодежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и соответствовать параметрам профессии.

В ряде американских фирм пишут специальные кодексы какую одежду можно носить. Главное требование - элегантность, консерватизм и чувство меры. При этом следует помнить, что элегантность - понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве - путь развития фирменного стиля в одежде. [ 13 ]

Внедряя принципы корпоративной культуры необходимо быть очень осторожным. Нельзя нарушать проявление индивидуальности сотрудника, особенности его личности. Поэтому попытка одеть всех в униформу и даже в строгие классические костюмы может привести к активному противостоянию сотрудников и снижению продуктивности труда. Прежде всего, это касается творческих организаций и ряда других. [ 5 ]

6. Другие фирменные элементы.

Перечень других фирменных элементов постоянно растет, включая такие экзотические как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда ("байка") и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант - различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется. [ 12 ]

Основные носители фирменного стиля.

Используя составляющие фирменного стиля в качестве модулей, можно задавать фирменный стиль практически во всем, что так или иначе имеет отношение к деятельности фирмы. Носителями фирменного стиля могут выступать:

1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари и т.п.

2. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.

3. Сувенирная реклама: полиэтиленовые пакеты, ручки, настольные приборы, открытки и др.

4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т. д.), фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, фирменные записные книжки, фирменные ежедневники, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.

5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, бэджи и др.

6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.

7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д. [ 6 ]

1.4.1 Блок деловой документации

Основными носителями фирменного стиля являются визитки, фирменные бланки фирменные конверты - так называемый "деловой комплект" компании. В фирменном стиле изготавливают и некоторую другую продукцию: папки, рекламные сувениры, пакеты и т.д.

  1. Визитки являются видом деловой полиграфии, включает информацию о своем владельце или компании. В зависимости от содержащейся в ней информации и назначения различают личные и корпоративные визитки. [ 10 ]

Корпоративная визитная карточка, как правило, не содержит имён и фамилий. При печати в ней указывается информация о компании, сфера деятельности, перечень предоставляемых услуг, контактные телефоны, карта проезда, адрес веб-страницы. [ 17 ]

  1. Фирменный бланк является элементом деловой печатной продукции и представляет из себя лист формата А4, на котором напечатаны некоторые элементы фирменного стиля: логотип организации и контактные данные этой фирмы. Оформление бланка подразумевает применение фирменной цветовой палитры организации. Возможны вариации печати на различной бумаге, соответствующей цветовой палитре компании.
  2. Конверты. Корпоративный конверт создается с применением фирменных цветов, дизайн конверта разрабатывается строго в едином фирменном стиле. На конверте указываются контактные данные организации и фирменный знак.

Вышеприведенные атрибуты фирменного стиля относятся к главным. Молодой компании данные элементы деловой полиграфии в фирменном стиле добавляют значимости и уверенности, способствуют ее запоминаемости и узнаваемости. Уже состоявшаяся опытная организация с помощью фирменного стиля акцентирует внимание на качестве продукции и стабильности компании.

4. Фирменные папки - важная составляющая фирменного стиля. В совокупности с прочей печатной продукцией, имеющей логотип организации, она способствует формированию и поддержке положительного образа организации. Фирменная папка являет из себя полиграфическую продукцию, изготовленную из бумаги, пластика или картона и служит для упорядоченного содержания документации, а так же является элементом фирменного стиля.

Помимо перечисленного, к элементам деловой деятельности компании следует отнести:

- печать фирмы;

- ценник, ярлык.

1.4.2 Печатная полиграфическая продукция

Полиграфическая реклама давно отвоевала свои позиции на рекламном рынке, и нет причин сомневаться в ее эффективности. Практически вся печатная продукция, с которой мы сталкиваемся в течение дня, демонстрирует нам десятки, а то и сотни рекламных сообщений. Это говорит о том, что полиграфическая реклама гарантированно находит своего потребителя.

Полиграфическая реклама включает в себя следующие виды печатной продукции:

Листовка - малоформатное издание без сгибов. Это наиболее простой вид печатной продукции, требующий относительно небольших вложений. Листовка может быть черно-белой или цветной, чаще всего односторонней.

Проспект - издание небольшого формата, отличительными особенностями которого являются многостраничность и наличие большого числа качественных иллюстраций.

Каталог - издание, содержащее основные сведения о видах выпускаемой продукции. Основное отличие каталога от проспекта заключается в том, что проспект содержит гораздо меньше информации.

Буклет - согнутое в несколько раз издание, как правило, хорошо иллюстрированное. Буклет может быть самых различных размеров, но существует одно условие: в развернутом состоянии его размер не должен превышать размер типографского листа.

Бродсайт - издание большого формата, рассчитанное на пересылку по почте. Бродсайт при отправлении складывается пополам, а конверт для него не требуется. [ 8 ]

Флаер - это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют флаеры, в основном, как раздаточный материал в различных рекламныхи промоакциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятия.

Флаеры — один из способов быстрой и массовой рекламы. [ 22 ]

Полиграфическая реклама - это не только вышеперечисленные виды. К подобной рекламе относятся разнообразные вкладыши в газеты и журналы, стикеры, плакаты, постеры, афиши, календари, фирменные блокноты и тд.

1.4.3 Сувенирная продукция

Сувенирная продукция является важным и одним из самых главных видов выражение и дополнения фирменного стиля, имиджа компании. Сюда можно отнести и папки, ежедневники, календари. Если это магазин, то сюда можно отнести и упаковочную бумагу, коробки. Если компания планирует поздравления с праздниками, то все подарки преподносятся в фирменных пакетах или сумках, которые будут использоваться и после того, как праздник прошел. Именно логотипы на пакетах - самый распространенный способ фирмы прорекламировать себя, сделать свою компанию узнаваемой. Сумки или пакеты - это очень практичный подарок, который будет служить ежедневным аксессуаром, дополнением к любому имиджу человека.

Если компания подходит философски к продвижению корпоративного стиля среди сотрудников компании, то логотип компании может быть размещен на ковриках для компьютерной мыши, на стульях, ежедневнике, папках и т.д. Подсознательно работник, замечая качественно выполненную вещь с логотипом, подсознательно начинает думать, что компания думает и заботится о нем. Если вещи сделаны качественно, удобны в использовании и красивы, то ими наверняка будут пользоваться, что в свою очередь влияет на имидж компании и ее продвижении на рынке.

Некоторые особо продвинутые компании не ограничиваются только полиграфией и печатной продукцией, они идут дальше и предлагают своим партнерам чайные церемонии в фирменном стиле, угощая чаем с фирменными конфетами с логотипом, шоколадками, да и пакетики с сахаром также являются определенным аксессуаром в данном контексте.

Как же классифицировать весь этот огромный ассортимент рекламной продукции. Во-первых, однозначно нужно выделить промо-сувениры. К ним относятся ручки, блокноты, зажигалки. То есть все то, что дарят потенциальным клиентам компании. [ 11 ]

Прямое предназначение этих сувениров - повышение уровня продаж. Себестоимость таких сувениров довольно низкая, так как их заказывают огромными партиями для участия в выставках, презентация и так далее.

Для уже состоявшихся партнеров для выражения своей признательности и поддержания интереса к компании используются бизнес сувениры. Такие подарки преподносят на деловых встречах. Тираж таких сувенирах не слишком высок, так как целевая аудитория четко ограничена. К бизнес-сувенирам можно отнести ежедневники, бейсболки, футболки, пледы и т.д.

Примеры сувенирной продукции:

- значки из пластмассы или тонкой жести с монохромным либо цветным текстом или символикой;

- брелки из пластмассы либо металла с нанесённым логотипом;

- керамические либо пластиковые кружки зачастую нейтральных цветов (внимание должен привлекать логотип);

- элементы одежды: футболки, бейсболки, толстовки, галстуки, выполненные в фирменных цветах компании с нанесением логотипа;

- канцелярия: ручки, линейки, ластики, подставки и тд.;

- записные книжки, блокноты;

- магниты;

- USB-флешки.

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство по всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль - это характерный для данной фирмы язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для основного типа его потребителей.

Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия.

2. РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ДЛЯ СЕТИ РЕСТОРАНОВ ЯПОНСКОЙ КУХНИ SUSHI CLUB.

2.1 Общая характеристика предприятия

Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные.

Рестораны классифицируются или различаются по-разному. Основными факторами обычно являются сама еда (например, вегетарианская, морепродукты, стейк); кухни (например, итальянская, китайская, японская, индийская, французская, мексиканская, тайская) или заведение (например, тапас-бар, суши-бар, шведский стол или ресторан ямча).

Российский ресторанный бизнес еще очень молод. Новая эра отечественной ресторанной индустрии началась 20 лет назад, когда государство утратило монополию на общественное питание и с тех пор рынок услуг питания России имеет устойчивую тенденцию к росту. [ 20 ]

Для разработки фирменного стиля я выбрала в качестве примера сеть ресторанов японской кухни Sushi Club.

Данное предприятие будет продвигать свою продукцию методом прямых продаж ( в фирменных отделах).

Целевая аудитория: молодые люди от 25 до 35 лет, среднего достатка имеющие неоконченное высшее, высшее или средне-специальное образование. А также более зрелые люди 35-55 лет имеющие средний или высокий уровень дохода, высшее или неоконченное высшее образование.

Японская кулинария стала прекрасным видом кухни, которая практикуется сейчас в различных странах. Их блюда настолько полюбились обществу, что составили неплохую конкуренцию традиционным блюдам европейской кухни. В современном мире все большую популярность набирают здоровый образ жизни и правильное питание, к последнему, без сомнений, можно отнести японскую кухню.

В линейке продукции, представленной в меню, присутствуют:

- суши, роллы;

- традиционные горячие блюда;

- горячие напитки;

- алкогольные напитки;

- салаты;

- супы;

- десерты;

- детское меню и другое.

Все позиции в меню готовятся «из под ножа» , поэтому отличаются оригинальным подходом к приготовлению и качеством блюда. Ресторан активно сотрудничает с крупными проверенными поставщиками, что гарантирует свежесть продуктов.

Цены в ресторане будут складываться из продуктов, затраченных на приготовление и оценки ручного труда, заявленной поварами.

При наборе сотрудников в предприятие Sushi Club предпочтение будет к позитивным людям, умеющим находить подход к любому клиенту а также обладающих хорошим вкусом.

Располагаться наши фирменные отделы будут в мегаполисах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург)

2.2 Выбор компьютерных программ для создания фирменного стиля.

Для создания фирменного стиля Sushi Club я использовала векторный редактор Adobe Illustrator CS6.

Графический редактор Adobe Illustrator  предназначен для работы с векторной графикой и является несомненным лидером среди аналогичных программ. Популярность Adobe Illustrator  объясняется большим набором средств создания и редактирования графических образов, удобным интерфейсом и высоким качеством получаемых изображений. Особенно удобен Adobe Illustrator при создании иллюстраций, состоящих их множества рисунков, фотографий и надписей.

Adobe Illustrator — векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.

Adobe Illustrator был задуман как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в разных целях: в рекламе, поздравительных открытках, плакатах, книгах, графических романах, раскадровках, журналах, газетах и других. Программа обладает широким набором инструментов для рисования и возможностями управления цветом и текстом. [ 23 ]

Основные функции Adobe Illustrator CS6:

- Обработка комплексной графики. Современный интуитивно понятный пользовательский интерфейс позволяет работать более эффективно. Программа оптимизирует такие распространенные задачи, как встроенное редактирование имен слоев и точная выборка цветов в палитре. Яркость пользовательского интерфейса можно легко отрегулировать в соответствии с настройками других приложений Adobe или персональными предпочтениями.

- Доступ к интуитивным и точным инструментам разработки. Такой сложный процесс, как создание и редактирование векторных узоров, стал более простым и понятным. Механизм трассировки изображений позволяет создавать четкие, точные векторы с удобными элементами управления. К обводкам можно применять градиенты.

- Использование нескольких монтажных областей. Упорядочивание и просмотр до 100 монтажных областей разных размеров, расположенных каскадом или в виде сетки. Добавление, удаление и переименование областей, изменение порядка их расположения. Сохранение, экспорт и печать монтажных областей по отдельности или вместе.

- Создание файлов Adobe PDF. Генерация защищенных многостраничных файлов PDF с графикой и с сохранением слоев Illustrator. Передача файлов при помощи любых поставщиков услуг благодаря поддержке стандартов PDF/X.

- Поддержка множества графических форматов, включая PDF, EPS, FXG, Photoshop (PSD), TIFF, GIF, JPEG, SWF, SVG, DWG, DXF и пр.

- Интеграция с другими решениями Adobe. Преобразование проектов для печати в проекты для сети Интернет и мобильных устройств благодаря тесной интеграции решений Adobe, таких как Photoshop, InDesign, After Effects, Acrobat и других. [ 18 ]

2.3 Разработка фирменного товарного знака и логотипа

Логотип - это специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании. Слово "логотип" означает: имя, символ или торговая марка, разработанная для легкой узнаваемости. Он состоит из символа, иллюстрации и/или графического печатного оформления. Логотип является уникальным визуальным изображением, которое представляет компанию и ее продукцию. Он нацелен на создание положительного и незабываемого образа в сознании людей. Кроме того, эффективный логотип может стимулировать продажи, донося до потребителя необходимую информацию, выполняя функции представителя компании. Он также должен выделяться среди конкурентов. Следует начать с идеи образа, которую должен отображать логотип, т. е. с того, что, по вашему мнению, логотип должен говорить о вашей компании.

В качестве логотипа выбрано растровое изображение восхода над Фудзи яма. При создании логотипа были взяты за основу симбиоз ролла (самая популярная позиция в меню японского ресторана) и восход над горой Фудзи (символ рассвета,начала, а значит восхождения и развития данной сферы обслуживания. Так же сеть ресторанов в своей сфере подразумевает фундаментальность как гора).

Шрифт логотопа исполнен в японском стиле, его едва заметные изгибы отдаленно напоминают архитектуру Японии - постойки с изогнутыми крышами.
[Приложение 1]

При разработке фирменного стиля компании одним из самых важных моментов является выбор фирменного цвета, сочетаний цветов или их оттенков. Ведь всем известно, что каждый цвет может по-своему влиять на психологию человека, вызывая положительные или отрицательные эмоции и ассоциации, тем самым задавая настроение.

Под впечатлением от цвета, люди могут подсознательно делать выбор в пользу того или иного товара.

Изначальные японские цвета - черный, красный и белый, что нам весьма близко для создания яркого, контрастоного, но в то же время сдержанного логотипа.

В качестве фирменных цветов выбрано 3 основных оттенка:

- черный C100-M100-Y100-K100

- красный С0-M100-Y100-K0

- белый C0-M0-Y0-K0

2.4 Разработка визитных карточек компании

История использования визитных карточек достаточно глубока, но к настоящему времени сложились определенные общепринятые нормы их применения. В основе их лежит простое понимание, что визитная карточка - это то, что остается у знакомого, собеседника, делового партнера после очной или заочной встречи с человеком. Карточка должна не только содержать те сведения, которые он хотел бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у партнера того имиджа, к созданию которого человек стремится. Как правило, визитная карточка - это небольшой прямоугольник белого полуплотного картона хорошего качества с текстом, отпечатанным типографским способом.

Визитки сети ресторанов Sushi Club выполнены в стандартном формате 5 x 9 см. Выбраны визитки в двух цветовых вариациях: монохром и цветная печать. На визитках перечислены услуги и основные контакты.

Визитки двусторонние и имеют на изнаночной стороне изображение логотипа компании. В качестве фона визиток использован монохромный логотип без надписи, прозрачность которого составляет 20%. [Приложение 2]

При печати визиток рекомендуется плотная мелованная матовая бумага. Плотность такой бумаги - 270-300 г/м2. Постпечатная обработка не требует дополнительных действий, таких как скругление концов. Также применяется дополнительное ламинирование для долговечности.

2.5 Разработка дизайна сувенирной продукции

В качестве сувенирной продукции для сети ресторанов японской кухни Sushi Club выбрано следующее:

- Кружка черная с цветным логотипом компании, кружка белого цвета с нанесением монохромного фирменного логотипа . [Приложение3]

- USB носитель белого и красного цвета с нанесением фирменного логотипа. [Приложение 4]

- Подарочный пакет, выполненный из плотного картона белого цвета с нанесением цветного и монохромного логотипа компании. Объём max.5 л. [Приложение 5]

2.6 Разработка дизайна упаковочной продукции.

- Упаковочный пакет, выполненный из крафтовой бумаги с нанесением монохромного логотипа организации. [Приложение 6]

2.7 Разработка фирменной одежды

- Футболка из хлопка черного цвета с нанесением на лицевую часть логотипа компании (цветная печать), футболка красного цвета с монохромным логотипом. [Приложение 7]

2.8 Разработка дизайна элементов оформления выставок

- Выставочный стенд, выполненный в темном стиле с нанесением фирменного логотипа. Содержит информативно-рекламный характер. [Приложение 8]

- Рекламный уличный щит информационного характера (скидки, акции и т.п.) [Приложение 9]

В практической части работы был описан поэтапный процесс создания фирменного стиля сети ресторанов японской кухни Sushi Club. На начальном этапе создания фирменного стиля необходимо определить формат предприятия, его целевую аудиторию и продукцию, которую предприятие будет реализовывать.

Ресторан Sushi Club - то место, где можно расслабиться и насладиться блюдами настоящей японской кухни. Товары реализуются методом прямых продаж.

Далее была рассмотрена компьютерная программа Adobe Illustrator, используемая для создания фирменного стиля сети ресторанов японской кухни Sushi Club, а также описаны её основные функции и преимущества.

Затем в практической части была описана разработка каждого элемента фирменного стиля ресторанов Sushi Club:

- разработка фирменного логотипа;

- разработка визитных карточек компании;

- разработка сувенирной продукции;

- разработка упаковочной продукции;

- разработка фирменной одежды;

- разработка фирменных элементов оформления выставок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на работы таких известных авторов как Н.С. Добробабенко, В.М. Перция, С.А. Сидоров, а также работы зарубежных исследователей М.Хэли, Рэнделл Дж., я исследовала проблемы создания фирменного стиля, и на основе исследований описала поэтапную разработку фирменного стиля и его элементов на примере сети ресторанов японской кухни Sushi Club.

Фирменный стиль - это неповторимость компании, вынесенная на обозрение.

Фирменный стиль - это элемент формирования положительного образа компании, а также своеобразный "носитель информации", потому что его компоненты упрощают для потребителя поиск продукции или услуги данной марки, формируя у клиента положительное впечатление о вашей организации, которая проявила заботу о нем, упростив процесс выбора товара или отбора информации.

Качественный фирменный стиль укрепляет уверенность в надежности компании, подтверждая образцовую порядочность в производстве и во всех прочих аспектах деятельности организации.

Основные функции фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы.

Первым этапом на пути создания фирменного стиля является разработка фирменного логотипа. Логотип – это оригинальное изображение, отображающее полное или сокращенное название фирмы, либо ее товара. Благодаря созданию логотипа, можно вызвать интерес клиента к продукции предприятия. Логотип является отражением нынешней, и, возможно, будущей деятельности компании.

Можно отметить, что комплекс элементов фирменного стиля включает в себя: торговую марку, логотип, фирменный шрифт, фирменные цвета, пакет деловой документации, сайт, а также множество дополнительных элементов, которые определяются уже непосредственно спецификой деятельности компании. Дизайн фирменного стиля отображает в себе специфику предприятия и создает определенный образ, который повышает его престижность в глазах, как партнеров, так и потребителей.

Во второй главе на примере сети ресторанов японской кухни Sushi Club, я разработала фирменный стиль: дала общую характеристику предприятия (целевая аудитория, расположение фирменных отделов, меню и ценообразование).

Далее описала компьютерные программы для создания фирменного стиля и их основные функции;

Разработала логотип, создала индивидуальный шрифт, подобрала цветовую палитру фирменного стиля компании.

На основе вышеперечисленного, я разработала визитную карточку, дизайн сувенирной и упаковочной продукции, дизайн фирменной одежды, а так же дизайн оформления элементов выставок.

В заключении, необходимо отметить, что фирменный стиль играет важнейшее значение при разработке торговой марки. В свою очередь, торговая марка с положительной репутацией обеспечивает стабильный объем производства и доходов. Устойчивая марка весьма устойчива к изменениям на рынке, и это свойство со временем дает огромную экономию средств.

Фирменный стиль важен не только для организаций, действующих в условиях конкурентного рынка, но и для предприятий рыночной структуры, с невысокой численностью конкурентов. Он может увеличивать производительность труда и ответственность сотрудников за качество товара или услуги.

Качественный фирменный стиль привлекает клиентов, предоставляя фирме возможность получения прибыли и появления постоянных покупателей, на которых основано долгосрочное благополучие компании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аакер Д., Йохимштайлер Э.: Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 380 с.
  2. Барлоу Д., Стюарт П.: Сервис, ориентированный на бренд. Новое конку рентное преимущество. - М.: Олимп Бизнес, 2007. - 271с.
  3. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. – М: Инфра-М., 1999. – 400 с.
  4. Манн И.: Маркетинг на 100%. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.- 236с.
  5. Надо Р.: Живые бренды. Новый подход к созданию и продвижению брендов. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008. - 276 с.
  6. Ньюман М.: 22 непреложных закона рекламы. - М.: АСТ, 2008. - 318с.
  7. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 364 с.
  8. Перция В.М., Мамлеева Л.: Анатомия бренда. - М.: Вершина, 2007. - 288 с.
  9. Рожков И.Я., В.Г. Кисмерешкин: От брендинга к бренд-билдингу. - М.: Гелла-Принт, 2004. - 317 с.
  10. Ромат Е.В. Реклама. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
  11. Рэнделл Дж. Брендинг: Основы брендинга; Реклама бренда; Планирование и организация брендинга: Краткий курс. - М: Фаир-Пресс /Гранд, 2005. - 305с.
  12. Середа К.Н.: Справочник по рекламе. - М.: Феникс Ростов, 2010. - 301с.
  13. Сидоров С.А.: Психология дизайна и рекламы. - М.: Современная школа, 2009. - 254с.
  14. Хэли М.: Что такое бренд. - М.: АСТ, 2008. - 253с.
  15. Чармессон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы» – СПб: Питер, 1999. – 222 с.
  16. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2003. – 496 с.
  17. Визитная карточка [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0
  18. Основные функции Adobe Illustrator CS6 [Электронный ресурс] http://www.arssoft.ru/mycatalog/view_post.php?id=148
  19. Разработка фирменного стиля [Электронный ресурс]

https://www.logaster.ru/corporate-identity/

  1. Ресторан [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD
  2. Физиология и значение цвета [Электронный ресурс] http://gopsy.ru/psihologija/znachenie-cveta-v-psixologii.html
  3. Флаер [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D1%80
  4. Adobe_Illustrator [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Illustrator

Приложение 1

Логотип сети ресторанов японской кухни Sushi Club

1.jpg

Приложение 2

Визитная карточка сети ресторанов японской кухни Sushi Club

визитка лого.jpg

Приложение 3

Сувенирная продукция сети ресторанов японской кухни Sushi Club

кружка.jpg

Приложение 4

USB-флешка сети ресторанов японской кухни Sushi Club

флешка лого красн.jpg

флешка лого черная.jpg

Приложение 5

Подарочная упаковка сети ресторанов японской кухни Sushi Club

упаковка лого белая.jpg

упаковка черная.jpg

Приложение 6

Упаковка для продукции сети ресторанов японской кухни Sushi Club (крафт)

крафт цветн лого.jpg

крафт лого монохром.jpg

Приложение 7

Фирменная одежда сотрудников сети ресторанов японской кухни Sushi Club

футболка лого черн.jpg

футболка лого красн.jpg

Приложение 8

Выставочный баннер для сети ресторанов японской кухни Sushi Club

выставка лого.jpg

Приложение 9

Уличный стенд сети ресторанов японской кухни Sushi Club

билборд лого.jpg