Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

АВТОРСКОЕ ПРАВО В РОССИИ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнений. Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.

Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы «пиратства» в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и т практическое значение, что и обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения законодательства,

научной литературы и судебной практики комплексно исследовать понятие и источники авторского права. Для достижения указанной цели поставлены задачи:

-изучить историю развития законодательства об авторском праве;

-уточнить правовую природу и сущность авторских прав;

-исследовать гражданско-правовое регулирование авторских прав;

-сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.

Объектом исследования выступают общественные отношения, личные возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты. Предмет исследования – это нормы действующего законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее

всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве сто общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.

1.Общая характеристика авторского права России и его источников

1.1.История становления авторского права в России

Для анализа генезиса института авторского права представляется дни необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на три этапа:

  • дореволюционный этап (1564-1917 гг.);
  • советский этап (1917-1991 гг.);
  • современный этап (1991г. по настоящее время),

Россия в отличии от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации рассматриваемых отношений лишь при Петре I начинают возникать частные типографии, и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке.

В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. Первой стала привилегия 1698 года выданная Тессингу и Копиевскому на право печатать книги, карты и чертежи для России. В результате Тессинг получил исключительное право привозить для продажи в Россию книги, напечатанные в его типографии. Кроме него другие издатели уже не могли привозить книги на русском, латинском или голландском языках и торговать ими в пределах России, под угрозой конфискации товара и штрафа.

В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием длительное время государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий.

Только в XIX веке Россия вступила на путь нормотворчества в области авторского права. 22 апреля 1828 году принят Цензурный устав, в который впервые помещены, пять статей о сочинителях и издателя книг. В виде приложения к Уставу утверждено. Высочайше утвержденное Положение о

правах сочинителей, которым за сочинителем и или переводчиком книги было закреплено «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен равным 25 годам со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики».

8 января 1830 года было принято высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». Развитие авторского права в дальнейшем пошло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 г. Было признано право на музыкальные, а 1848 г. - на художественные произведения. В 1875 году срок охраны авторского нрава был увеличен до 50 лет, что опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы. Указанные нормативные акты по охране литературной собственности сохраняли силу вплоть до начала XX века.

В дальнейшем длительное время нормы авторского права только периодически меняли свое место в системе Свода Законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного и перенесены в гражданское право. За авторами официально было признано наличие определенных гражданских прав. При этом законодатель того времени придерживается так называемой проприетарной теории, в основе которой лежит принцип рассмотрения авторских прав, как разновидности права собственности.

Заключительным этапом в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, действовавшего до 1917года. Важнейшей частью закона стало введение понятия «произведение» в

качестве объекта авторского права.

1.2. Понятие и правовая природа авторских и смежных прав

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. К основополагающим принципами авторского права относятся свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав

автора; свобода авторского договора.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, смежными с авторским: правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Важно отметить, что нормы законодательства об авторских правах не регулируют непосредственно процесс создания указанных объектов - творческую деятельность. Как отмечается в

литературе, «право на творчество – неотъемлемое право человека, на него не могут быть установлены никакие границы закона. В противном случае закон будет противоречить смыслу права и будет внеправовым».

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым же институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности».

Рассмотрим этот аспект подробнее. Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав в качестве самостоятельного объекта выделяет «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)». Унификация правового регулирования указанных объектов

интеллектуальной собственности является частью российского либо законодательства. Поэтому глава 69 ГК РФ, регламентирующая общие положения в правовом регулировании результатов интеллектуальной

деятельности и средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), является новой и заслуживает отдельного числа рассмотрения.

Самое общее представление о понятии «интеллектуальная собственность» содержится в ст. 1225 ГК РФ: «Результатами печати интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами

Индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, й

которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщение в эфир или по кабелю радио-или условиях телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения».

Наиболее полно понятие интеллектуальной собственности определяется в пункте VIII статьи 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 года), где, однако, оно раскрывается путем простого перечисления прав, составляющих

интеллектуальную собственность.

Основываясь на приведенных нормативных правовых актах, понятие «интеллектуальная собственность» в общем виде можно сформулировать как совокупность закрепленных законом имущественных и личных неимущественных (моральных) прав, на результаты интеллектуальной деятельности и другие, приравненные к ним объекты в промышленной, литературной, художественной и научной областях

2. Источники авторского права России

2.1. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: новеллы правового регулирования авторских и смежных прав

Совокупность источников современного авторского права России росту образует сложную, иерархически организованную систему нормативных актов, международных договоров и других источников, главное место среди которых занимает Конституция РФ, провозглашающая свободу творчества (ч. 2 ст. 26). Кроме того, нормы Конституции РФ (п. «о» ст. 71) также определяют, что правовое регулирование интеллектуальной книг собственности находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать нормы об интеллектуальной собственности, в том числе об авторском праве и смежных права.

Поскольку авторское право традиционно относится к институтам гражданского права, его правовые основы закрепляются в главном нормативном акте гражданского права - Гражданском кодексе. Часть четвертая ГК РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 года, подробно регламентирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, в том числе и авторском праве. В частности, как уже отмечалось выше, авторские права отнесены к объектам гражданских прав и вошли в состав понятия «интеллектуальная собственность».

Принятие новой части ГК РФ Iпредполагает систематизацию и замену всех ныне действующих законов об интеллектуальной собственности (Закон об авторском справе, Патентный закон, Закон о товарных знаках и пр. ). Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормативными правовыми актами законодатель стремится к приданию единообразия в правовом регулировании объектов интеллектуальной собственности.

Впервые к существовавшему перечню объектов интеллектуальной собственности причисляют коммерческие обозначения и ноу-хау.

Нововведения предусматривают и государственную аккредитацию

коллективных управляющих правами, и охрану исключительных прав изготовителей баз данных. Правительством РФ утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами .

Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных

прав, закрепленные в части четвертой ГК РФ, как представляется, могут быть условно объединены в следующие группы:

  1. изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;
  2. существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами;
  3. совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав;
  4. усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав;
  5. введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным.

Глава 70 ГК РФ посвящена правовому регулированию авторского права. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Таким образом, в Кодексе дается несколько иное понятие соавторства. Произведение созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни е один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование

которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

В новом Законе четко определен перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к ним относятся: сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств, официальные документы международных организаций и т.п.

К числу важнейших нововведений относится, в частности,

распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам

исключительных прав (ст. 1234 и 1285 ГК РФ). До сих пор законодательство требовало указывать в авторском договоре конкретные виды оправ, способы у использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи ему прав и т.д. Если из договора прямо не следовало, что переданы исключительные права, то предполагалось, что автор предоставил пользователю возможность использования его прав только на неисключительной основе. Теперь все эти требования сохранены лишь для так называемых лицензионных договоров (ст. ст. 1235 и 1286 ГК РФ), которые я приходят на смену ставшим уже привычными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе. Подобная новая правовая регламентация договорных отношений, как представляется, способна, особенно на первоначальном этапе, привести к возникновению сложностей в отношениях авторов и издателей, т разрушить возникшую судебную практику.

Как положительный момент здесь следует отметить норму о том, что,

если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его Во исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ). Следовательно, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится, возможность взыскания компенсации за нарушения его прав.

Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально н указано в ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы, как

это установлено, например, для договора о предоставлении права

использования произведения в периодической печати, который может быть заключен устно (п. 2 ст. 1286 ГК РФ), и для лицензионного договора о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, при заключении, которого допускается использование условий договора присоединения, изложенных на приобретаемом экземпляре такой программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра, причем начало использования такой программы или базы данных пользователем будет рассматриваться как его согласие на заключение договора.

Очевидно, что разработчики ГК РФ стремились обеспечить

дополнительные правовые гарантии выплаты авторам причитающегося им вознаграждения. Так, предусматривается, что при нарушении условий о выплате вознаграждения за предоставление прав на использование произведения правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от такого договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков (ст. 1237 ГК РФ), определить размер которых на практике будет непросто. Кроме того, ст. 1286 ГК РФ предусматривает, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Законодательно закрепляется право автора требовать исполнения обязательства по использованию произведения, е что, во-первых, возможно в случаях, в специально предусмотренных договором, а во-вторых, также специально оговорено в случае заключения издательского лицензионного договора (ст. 1287 ГК РФ). Таким образом, в отличие от других пользователей издательские организации будут нести обязанность по причем использованию произведений права на которые им были предоставлены.

Применение данных правовых положений дополнительно осложняется

отсутствием в ст. 1287 ГК РФ критериев для определения срока, в течение которого должно м быть начато е использование произведения, поскольку, например, указание на "срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования", вряд ли может гарантировать однозначность его толкования обеими сторонами договора, что может создать предпосылки для использования на практике самых различных подходов.

Новшества коснулись и прав на проекты официальных документов. Согласно ст. 1264 ГК РФ право авторства на такой проект, в том числе на проект официального перевода подобного документа, а также на проект официального символа или знака, принадлежит разработчику. Ему еще предоставляется право обнародовать проект, если это не запрещено

государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования.

Важный шаг сделан законодателем в области упорядочивания правового регулирования коллективного управления правами. В частности, теперь прямо указывается, что организации по коллективному управлению:

  1. должны основываться на членстве (ст. 1242 ГК РФ); проходить государственную аккредитацию в случае, если они хотят действовать, от имени всех правообладателей;
  2. обязаны, если они претендуют на получение синтез государственной аккредитации, принимать всех желающих правообладателей в свои члены

(ст. 1244 ГК РФ).

К числу интересных нововведений следует отнести упоминание «персонажа» в качестве одной из охраняемых частей произведения, если в силу своего характера такой персонаж может быть признан «самостоятельным результатом творческого труда автора» (ст. 1259 ГК РФ).

В ГК РФ предусматриваются также особые положения, относящиеся к так называемым сложным объектам (ст. 1240 ГК), которые проекта рассмотрены далее.

Значительному расширению подвергся перечень охраняемых объектов

смежных прав за счет введения охраны «нетворческих» баз данных и прав публикатора. Введение охраны «нетворческих» баз данных представляет собой попытку заимствования зарубежного опыта, прежде всего опыта стран - членов Европейского союза. Исходя из того что создание баз данных в ряде случаев требует значительных финансовых затрат и организационных усилий, но при этом такие базы данных далеко не всегда по своему составу и расположению могут рассматриваться как оригинальный результат творческой деятельности, а зачастую состоят из неохраняемых авторскими правами элементов, следовательно, не могут быть в таком случае защищены средствами авторского права, разработчики проекта ГК РФ сочли необходимым закрепить особые смежные права изготовителей баз данных, которые должны позволить им защищаться от несанкционированного полного или частичного заимствования базы данных и последующего использования без согласия лица, организовавшего ее создание.

С 1 января 2008 г. любое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов («изготовители базы данных», ст. 1333 ГК РФ), признается обладателем «исключительного права извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование» (ст. 1334 ГК РФ). Такое право возникает только в случае, если создание базы данных потребовало «существенных затрат». Разумеется, подобный расплывчатый критерий

будет вызывать немалые сложности на практике. ГК РФ в качестве условного ориентира приводит правило о том, что «при отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее 10000 областях самостоятельных информационных элементов». Срок действия смежных прав на подобные "нетворческие" базы данных составляет 15 лет. Мало того, ст. 1335 ГК РФ предусмотрено правило о возобновлении охраны каждый раз на такой же срок при каждом обновлении базы данных.

Введение с 1 января 2008 г. охраны прав публикаторов представляет собой заимствование положений, действующих в Европейском союзе, правда, в несколько измененном виде. Публикатором признается гражданин, который обеспечил обнародование какого-либо произведения, ранее не обнародованного и находящегося в общественном достоянии (ст. 1337 ГК РФ). Предполагается, что предоставление особых действующих в течение 25 лет смежных прав публикаторам должно способствовать росту заинтересованности в доведении до широкой публики редких, ранее не публиковавшихся произведений. Следует учитывать, однако, что права публикаторов не возникают в случае обнародования произведений, хранящихся в государственных и муниципальных архивах.

Статьей 1266 ГК РФ предусмотрено закрепление за е авторами особого "права на неприкосновенность е произведения", согласно которому не допускается без письменного согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его Использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Ранее личное неимущественное право на защиту репутации автора подлежало применению только в случае внесения таких изменений, которые могли нанести ущерб чести и достоинству х автора.

Предусмотренная ст. 1267 ГК РФ возможность охраны авторства, я имени автора и неприкосновенности произведения после смерти самого автора Па любыми заинтересованными лицами создает предпосылки, при которых такие любые лица могут предъявлять претензии и инициировать судебные разбирательства. Порядок определения "заинтересованности" и случаи предъявления требований законодательством подробно не регламентированы.

Довольно сложным представляется новое исключение из авторских прав, введенное п. 3. 1274 ГК РФ, согласно которому допускается т свободное "создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии и карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и его использование допускается без согласия же автора или иного обладателя исключительного права на такое оригинальное произведение и без выплаты вознаграждения".

В отношении произведений изобразительного искусства ст. 1291 ГК РФ устанавливает, что даже в том случае, если автор при передаче оригинала такого произведения не предполагал передавать его приобретателю какие-

либо авторские права, такой приобретатель все равно может уже без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых н другими лицами.

Согласно ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное

произведение, т.е. произведение, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежит работодателю. Правда, опри этом вводятся особые нормы относительно возникновения прав

у т работника в тех случаях, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Кроме того, работник вправе при использовании его служебного произведения претендовать на Ос получение вознаграждения за такое использование, порядок исчисления которого в проекте, как и в действующем законодательстве, не установлен.

Стоит отметить также особое правовое регулирование,

предусмотренное ст. 1240 ГК РФ для случаев "использования результата деятельности в составе сложного объекта". К числу таких объектов отнесены, в частности, кинофильмы и иные аудиовизуальные

произведения, телевизионные передачи, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии и другие подобные объекты, требующие использования различных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.лРазработчики ГК РФ заботились о том, чтобы отдельные авторы не могли парализовать использование таких сложных объектов. Так, согласно упомянутой ст. 1240 ГК ГРФ, при участии в создании таких проектов резюмируется переход исключительных прав от авторов, если иное не будет сам

специально предусмотрено соглашением сторон, и даже в случае м ряде заключения лицензионного договора вместо договора отчуждения прав предполагается, что такой договор заключен на весь срок и в отношении свои всей территории действия исключительного права. В ст. 1263 ГК РФ специально указывается

на применимость данных положений в отношении "изготовителя

аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего изготовление такого произведения (продюсера).

К числу нововведений, заслуживающих, на наш взгляд, особого упоминания, относятся,

во-первых, возможность предъявления требования о публикации решения суда о допущенном нарушении прав, причем даже при отсутствии вины нарушителя (ст. 1250 ГК РФ),

во-вторых, возможность ликвидации юридического лица по требованию прокурора при неоднократном или грубом нарушении исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ). Ужесточение ответственности в виде возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (ст. 1253 ГК РФ), в может создать новые условия в работе российских пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов, интеллектуальных прав

В то же время в ГК РФ устранена предоставленная авторам в 2004 г. возможность взыскания компенсации морального вреда при нарушении не только личных неимущественных, но также и любых имущественных прав

авторов. Согласно ст. 1251 ГК РФ авторы вправе настаивать на компенсации морального вреда только при нарушении их личных неимущественных прав,

следовательно, при нарушении исключительных прав или иных имущественных прав т автора автор уже не сможет требовать выплаты подобной компенсации.

2.2. Международно-правовые и иные источники авторского права

Особое место в регулировании авторского права занимают

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Конституция РФ закрепляет принцип приоритета международных договоров по отношению к российскому законодательству. В числе важнейших международных договоров в области авторского права, участником которых в ь настоящее время является Россия, необходимо выделить следующие: Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г., Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует около 130

государств. В рамках Бернского союза создано, по существу, возникать общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и е художественные произведения. Граждане стран-членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту) для собственных граждан, плюс защитой в соответствии с дополнительными правами, предоставляемыми авторам в силу Бернской конвенции. Охрана предоставляется и гражданам стран –

не членов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в

одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране –пне члене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних е

межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией,

Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.). В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных ь прав от 24

сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование - ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделаны выводы:

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и

субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Понятие интеллектуальной собственности включает в себя я как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают: исключительное право, являющееся имущественным правом; личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ; иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на проблемы вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность

интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются:

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), такому если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданный самой организацией эфирного или кабельного

вещания либо по заказу за счет средств другой организацией;

  1. базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  2. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных

прав могут быть условно объединены в следующие группы:

  1. изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;
  2. существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами;
  3. совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав; 4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав;

5) введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным.

трудом Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Международно-правовые акты:

  1. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском пути праве (редакция 1971 года) //Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;
  2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // год Свод

Нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;

  1. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 //Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;
  2. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 //Авторское право и смежные права. Закон, конвенции, том договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160.

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //

Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.;

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.12.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
  2. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации

прав различных авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016;

  1. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;
  2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. ст. 114.

Специальная литература:

  1. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском

гражданском праве: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006;

  1. Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 2001;
  2. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюритлат, 1957;
  3. Бердашкевич А. Особенности прав собственности на результаты научной деятельности в вузах // Интеллектуальная собственность. М., 2000. № 12;
  4. Близнец И., К. Леонтьев. Интеллектуальная собственность и исключительные права. // ИС. Авторское право и смежные права. М, 2002. №

6;

  1. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.