Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права)

Содержание:

Введение

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, — замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься".[1]

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.

Глава 1.Понятие и признаки авторского права.

1.1. История развития авторского права в России.

Авторское право возникло в XV веке в крупнейшей торговой державе того времени - Венецианской республике. В 1476 голу был принят Указ «О патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений». Так первым обладателем охранного документа, который предоставлял владельцу право разрешить издание свой книги только одному издателю, стал юрисконсульт Петр из Равенны в 1491 году. Перепечатка книги другими издателями, согласно охранному документу, каралась конфискацией книг и денежным штрафом за каждый экземпляр.

Помимо охраны литературных произведений, Венецианский указ охранял и изобретения. Первым е обладателем, еще до принятия Указа, в 1469 году стал де Спирее на изобретение, созданное Гутеннбергом.

В последствии национальные законы по охране прав на произведения появились и других странах.

Спустя, практически, четыре века, в 1828 году в Российской империи появились первые законы регулирующие авторские права, где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. В 1830 году было принято первое «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей». Работа на том, не было закончено и буквально в течение пятидесяти лет были приняты различные правила регламентирующие положения о собственности на художественные и музыкальные произведения. С 1887года все нормы авторского права внесены в Свод законов Российской империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения науки, словесности, художеств и искусств». Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» принят 20 марта 1911 года.

После крушения Российской империи правоотношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета Народных Комиссаров (СНК), которые существенно ограничили права авторов. Так, в соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» от 26.11.1918 года, любое произведение могло быть признано достояние республики.

В 1925 году принят первый советский закон «Об основах авторского права». После присоединения СССР, в 1973 году, к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР были введены новые нормы, значительно расширяющие права авторов.

Следующим этапом в развитии законодательство в области авторского права стали законы «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах».

Новым этапом развития российского законодательство об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу с 01 января 2008 года части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.

1.2.Понятие и признаки

Посредством норм авторского права обеспечивается охрана произведений - результатов творческой деятельности различных субъектов авторского права (авторов или соавторов), выраженных в какой-либо материальной форме. Понятие "произведение" в российском законодательстве не раскрывается, также отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Однако в сложившейся практике произведением признается результат творческой деятельности автора (или коллектива авторов), но признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество[2].

В судебной практике возникает много вопросов, связанных с определением объекта авторского права. Объектами авторского права признают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения. При этом творческий вклад должен устанавливаться с учетом специфики созданного произведения. Перечень объектов авторского права, содержащийся в законе, не является исчерпывающим. Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание. Так, не охраняются авторским правом идеи, методики обучения, шахматные партии, научные открытия и т.д. [3].

Чтобы произведение являлось объектом авторского права и подлежало правовой охране, необходимо наличие ряда факторов, которые принято именовать критериями или признаками охраноспособности. Определение понятия (существенных признаков) произведений, выявление общих признаков их охраноспособности по-прежнему остаются спорными вопросами[4]. В качестве основных признаков, условий охраноспособности произведений в научной литературе обычно выделяют следующие:

- признание произведения результатом творческой деятельности;

- наличие объективной (материальной, "вещественной") формы;

- возможность воспроизведения тем или иным способом данного произведения.

Указанные условия охраноспособности отражены практически во всех государствах мира. Например, в США, Англии и во Франции оригинальность является обязательным признаком авторского произведения. Но законодательство указанных стран имеет некоторые различия в отношении перечня критериев охраноспособности произведения. В английском законодательстве (Закон 1988 г. "Об авторском праве, дизайне и патентах") приводится требования охраноспособности: закрепленность на материальном носителе, оригинальность, наличие достаточной связи с Соединенным Королевством, лояльность по отношению к основам правопорядка и нравственности [5].

В некоторых странах СНГ (Беларуси, Казахстане) наблюдается некоторая конкретизация видов форм материального выражения произведений по сравнению с законодательством РФ. Например, в п. 2 ст. 992 ГК РБ указываются следующие виды объективной формы:

- письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

- иные формы.

Закрепление интеллектуального продукта в материальной (объективной) форме является одним из условий (критериев) охраноспособности произведения. В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений "законодательством стран Союза может быть предписано, что литературные и художественные произведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме" (п. 2 ст. 2).

ВС РФ и ВАС РФ разъяснили в своем Постановлении от 26.03.2009 N 5/29, что в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Отвечая на вопрос, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Суд сделал важный вывод о том, что "само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права".

1.3.Круг объектов

На международном уровне перечень некоторых охраняемых произведений науки, литературы и искусства устанавливается в ст. 2 Бернской конвенции. В соответствии с Бернской конвенцией, Соглашением ТРИПС, Договором ВОИС по авторскому праву и национальным законодательством в большинстве стран мира охраняются следующие объекты авторского права: литературные произведения, научные произведения, научно-технические произведения, произведения изобразительного искусства, произведения прикладного искусства, произведения архитектуры, фотографические произведения, аудиовизуальные произведения, картографические произведения, компьютерные программы, базы данных, мультимедийные произведения, сетевые произведения, программное обеспечение, закрытая информация.

Приведенный перечень объектов авторского права не является исчерпывающим, следовательно, охраняемыми могут быть и иные произведения литературы, науки и искусства.

В литературе [6] справедливо отмечается, что по сравнению с перечнем объектов авторского права, приведенным в ст. 1259 ГК РФ, в указанный перечень уже включены некоторые "другие" произведения: научные и научно-технические произведения, сетевые произведения и программное обеспечение, закрытая информация и базы данных, упомянутые, впрочем, лишь в п. 4 ст. 1259 ГК РФ. Также в некоторых научных работах отмечается, что в ГК РФ указывается только на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований [7].

1.4.Проблема отчуждаемости

В России в соответствии с п. 4 ст. 129 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, как и приравненные к ним средства индивидуализации, не отчуждаются и не переходят от одного лица к другому, а в гражданском обороте участвуют права на них. Анализируя данное положение ГК РФ, некоторые авторы отмечают, что в гражданском обороте происходит перемещение прав, а объектам прав предоставляется определенный уровень правовой охраны [8].

Однако большинство ученых-цивилистов обращают внимание на несостоятельность данного положения российского законодательства. Например, справедливо отмечается, что результаты интеллектуальной деятельности потому и выражают в объективной форме, чтобы они могли стать объектами субъективных гражданских прав и переходить от одного лица к другому. Передача только субъективного права на результат интеллектуальной деятельности без передачи самого результата не имеет смысла [9].

В странах СНГ (Беларуси, Казахстане) аналогичное положение об ограничении оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности не установлено. Также не содержатся такие положения в законодательстве Европейского союза.

В целом во многих государствах подход к определению сущности результата творческой деятельности и объектов авторского права практически одинаковый, за исключением некоторых особенностей. К решению вопроса об отчуждаемости объектов авторского права подходы в различных странах кардинально различаются. Почему-то именно в российском законодательстве содержится не совсем корректное положение о "неотчуждаемости" результатов интеллектуальной деятельности, хотя в основных международных соглашениях, которые разработаны и к которым многие государства присоединились еще в конце XIX - начале XX века, таких положений нет.

России необходимо учитывать как положительный, так и отрицательный опыт применения иностранного законодательства для того, чтобы совершенствовать свое национальное законодательство.

Глава 2. Понятие, задачи, нормы и принципы авторского права.

2.1. Основные начала (принципы) авторского права

Рассматривая правовую природу авторских прав, можно констатировать, что по своей природе они являются абсолютными. На первый взгляд это теоретическое утверждение, но которое имеет непосредственные правовые последствия на практике. Прежде всего потому, что авторскому праву как абсолютному праву соответствует обязанность всех третьих лиц воздерживаться от действий, не согласованных с автором, при этом обязанности пассивных субъектов имеют форму запрещения. Нарушение права может последовать со стороны любого лица, также и иск для защиты может быть направлен против каждого лица, нарушающего право. Авторское право возникает независимо от воли пассивных субъектов, основания возникновения авторских прав имеют бездоговорный характер.

Появление этих прав по модели относительных прав по соглашению сторон исключается. Соответственно, представляется очевидным, что точно так же Гражданский кодекс РФ определяет исчерпывающий перечень вещных прав, который делает невозможным придание обязательственным правам вещно-правовых черт; закон должен исчерпывающим образом определить содержание каждого вида интеллектуальных прав, порядок и действия его осуществления. Исключительность авторских прав - это другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения, и здесь ведущую роль играет запретительный элемент <1>, в отличие, например, от права собственности. Авторские права имеют самостоятельную экономическую ценность, конструкция таких прав должна предусматривать легкость вовлечения их в оборот, в связи с чем необходимо обеспечить возможность обособить их от личности создателя соответствующего объекта; однако авторские права будут все равно сохранять связь с личностью автора [10], так как по самой своей сути они неотделимы от своих создателей. В особенности индивидуалистские теории (модели) философско-правового (морального) обоснования авторского права обосновывают необходимость предоставления авторской монополии наличием определенной связи между произведением и личностью автора. В произведении находит свое отражение личность автора, в силу чего они неразрывно связаны между собой[11].

Однако авторское право как абсолютное право в отличие от, например, вещного права имеет территориальный и временный характер. Произведение в отличие от материального объекта не имеет жесткой привязанности к определенному пространству. Одновременно может существовать несколько вариантов охраны данного произведения, что невозможно в отношении материального объекта. Возникает возможность параллельного использования объекта авторского права в одно и то же время неограниченным кругом лиц. Такая возможность изначально принадлежит физическому лицу - автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных смежных с ним, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, - работодателю автора. Абсолютное право, не содержащее правомочия исключительного и независимого использования результата творческой деятельности, не может быть относимо к числу исключительных.

В отечественной правовой системе авторское право традиционно является институтом гражданского права. "Интеллектуальные права со своей Общей частью заняли законное место третьей (после традиционных вещного и обязательственного права) подотрасли гражданского права"[12]. В связи с этим принято различать авторское право в объективном и субъективном смысле. Когда имеем в виду авторское право в объективном смысле, то перед нами открывается совокупность норм гражданского права, регулирующих исключительное и независимое от третьих лиц господство над объективно неповторимым результатом творческой деятельности и введение этого результата в экономический оборот. В этом случае не возникает необходимости в его специальном обособлении, объект авторского права и без того объективно обособлен своей внешней уникальностью. Субъективное авторское право включает в себя различные имущественные права (правомочия) автора: право на доведение до всеобщего сведения, право на переработку, право на импорт, право на вознаграждение за использование созданного произведения третьими лицами и др. Правильнее говорить не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий, а о нескольких различных личных неимущественных и иных правах автора (право доступа, право следования, право на получение вознаграждения за использование служебного произведение и др.), исключительном праве автора или иного правообладателя. Таким образом, авторское право в субъективном смысле - это частное исключительное право, содержанием которого являются возможность совершения управомоченным лицом - автором, правообладателем действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения и распоряжению им, а также возможность требования от любых третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения и учинения препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом.".[13]

Авторское право как самостоятельный институт гражданского права представляет собой достаточно сложную и целостную систему, где основным системным признаком выступает иерархическая структурность. Это означает, что законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, принятых в соответствии с ГК РФ иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Международные договоры РФ являются основной частью ее правовой системы, и если международным договором, в котором участвует Российская Федерация[14], установлены иные правила, то применяются правила международного договора. Ряд положений, содержащихся в международных договорах, не закреплен в российском законодательстве.[15] В связи с этим необходимо учитывать, что в настоящее время Российская Федерация является участницей ряда международных договоров, регулирующих данные правоотношения[16].

Так, в соответствии с Бернской конвенцией, которая имеет наибольшее значение среди источников авторского права, охрана прав авторов базируется на следующих основополагающих принципах: национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице представляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей; предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции, а также на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции. Действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием[17]. Таким образом, нормы международных договоров РФ имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании авторских отношений чрезвычайно высока.

По общему правилу при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации действуют правила, в соответствии с которыми автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Начиная с 90-х гг. прошлого века в России наблюдается возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании. Частноправовые принципы свободы договора, недопустимости чьего-либо произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственного, самостоятельного осуществления гражданских прав и другие становятся основными началами нового российского гражданского права. Разумеется, в авторском праве как в самостоятельном институте гражданского права присутствуют эти частноправовые начала и есть своя специфика.

Так, объекты авторского права охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Предпосылкой для установления исключительного права, необходимой для рыночного оборота, является индивидуализация объекта авторского права, его обособление от смежных объектов. Если объект уникален сам по себе, то этого достаточно, никаких дополнительных мер для обособления можно не предпринимать, например не требуется осуществлять какие-то формальности, будет действовать автоматическая система возникновения исключительного права, основанием закрепления права является создание произведения науки, литературы или искусства, действует созидательная система. А если объект, хотя и является результатом творчества, может быть независимо повторен другим лицом, для обособления требуются действия по его особой индивидуализации, оформлению, регистрации. Когда объектом являются объекты авторского права, основанием возникновения права является факт объективного существования произведения, его создания. Когда же объектом являются, например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то им присуща регистрационная система возникновения прав[18].

Фундаментальный принцип авторского права о защите без формальностей поддерживается ст. 1259 ГК РФ, Соглашением TRIPS и Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., в которых указывается на необходимость соблюдения положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Общеизвестно, что действующее российское законодательство, как и предшествовавшее ему, не содержит легального определения произведения. Так, В.И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения[19]. Таким образом, произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Творчество можно определить как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. При этом творческая деятельность дает результат, вследствие чего произведение выступает не как материальный, а как идеальный объект. Творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату.

Соответственно, различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна - это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего результат, но и для остальных лиц[20]. Второй принцип - авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами или признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений. Поскольку ни того, ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга. В противном случае использование признака субъективной новизны фактически означает признание охраноспособным любого интеллектуального продукта, который не был скопирован[21]. Авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, оригинальными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Учитывая эти особенности, в законах об авторском праве ряда зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты .

Так, например, в немецком праве отмечают, что суть механизма авторского права в другом, а именно в охране индивидуальности автора, проявлений его личности, что предполагает несущественность вопроса о новизне произведения. В итальянском праве, наоборот, признак новизны используется наравне с критериями оригинальности и небанальности, а также комплексом вспомогательных юридических конструкций, позволяющих разрешать специальные проблемы.[22]

В целом авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств, независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что сами понятия "достоинство произведения", "художественный уровень" являются достаточно субъективными категориями. Так, под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина, достоверность и т.п. Иными словами, авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Действующее законодательство подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата - это третий принцип авторского права.

В отличие от советского законодательства (ГК РСФСР 1964 г.) для признания произведения объектом авторского права не требуется наличия возможности его воспроизведения. Это означает, что охраной пользуются такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств - зрением, слухом или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств (объективная форма выражения как четвертый принцип авторского права). Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Объективная форма выражения произведения, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы. В действующем законодательстве конкретизируется понятие объективной формы и предусматривается примерный перечень этих форм.

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем или не связана с ним. В связи с тем что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи, особенно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства. Коллизия права собственности и авторского права на произведение науки, литературы и искусства четко решена в ГК РФ, согласно которому интеллектуальные права, в том числе и авторское право, не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности (принцип дуализма авторского права).[23]

Следует отметить, что не учитывается то обстоятельство, было завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченное произведение, но и эскизы, и наброски и др. Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет (шестой принцип авторского права).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название либо на персонаж произведения, если в силу своего характера они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным для объектов авторского права. Таким образом, охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок фильма, название произведения), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица. Для распространения, например, на название произведения правовой защиты недостаточно одного лишь творческого происхождения названия, а требуется еще и наличие у него способности к самостоятельному использованию[24]. Странно говорить об оригинальном, уникальном характере одного или сочетания двух, в крайнем случае трех слов. В каком же случае автор может рассчитывать, что название его произведения является результатом творческой деятельности, способным к самостоятельному использованию, т.е. получит правовую защиту, а в каком нет? Неопределенность таких критериев переносит решение конкретных вопросов на усмотрение судьи. Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения в сторону характеристики деятельности автора. Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, а только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им.

Анализ авторского права показывает, что в отношении названия произведений действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием.

Статья 1259 (п. 7) ГК РФ признает возможность существования авторских прав на персонаж произведения и наличие особой категории объектов - сложных объектов. Принципиальная возможность охраны персонажа средствами авторского права основывается на теоретическом положении о том, что художественные образы наряду с языком произведения относятся к юридически значимым элементам. В.Я. Ионас разделял форму произведения на внешнюю и внутреннюю, включая язык произведения во внешнюю форму, а образы во внутреннюю. ГК РФ предусматривает определенные условия охраны персонажа. Авторские права распространяются на персонаж, если он может быть признан самостоятельным творческим результатом. Кроме того, персонаж должен быть выражен в объективной форме. Для использования таких персонажей необходимо будет получить согласие автора или его правопреемника[25]. Автор не может считать свои права на литературный персонаж нарушенными, если на основе этого литературного персонажа будет создан художественный или сценический персонаж, так как подобная деятельность не считается переработкой, а рассматривается как создание нового, творчески самостоятельного произведения.

Несмотря на то что в отечественном авторском праве действует принцип автоматической охраны авторских прав, обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения. Данный знак охраны носит двойную функцию: предупредительную и информационную. Он оповещает потенциальных пользователей этого произведения о том, что данное произведение охраняется в соответствии с законодательством РФ. Пользователи произведения, а также другие заинтересованные лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на произведения, для того чтобы в случае заинтересованности обратиться к автору с предложениями, например, о заключении авторского договора о передаче авторских прав. Важно подчеркнуть, что знак охраны авторского права или смежных прав не носит правоустанавливающего характера, а лишь свидетельствует о том, что проставившее его лицо считает себя обладателем исключительных прав. Если обратиться к международному законодательству, то следует отметить, что в соответствии с Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. считается, что все формальности, требуемые для предоставления охраны авторских прав, выполнены, если все экземпляры начиная со времени первого опубликования вышли в свет с надлежащим знаком охраны.

Для признания произведения объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы, например лингвистической. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме (принцип дихотомии).

Сфера действия исключительного права на произведения науки, литературы и искусства связана или с принципом территориальности, или с критерием гражданства. Основное правило заключается в том, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется прежде всего на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками); в отношении произведений, которые были обнародованы за пределами территории Российской Федерации или не обнародованы, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В целом же можно сделать вывод о том, что сущность (суть) авторского права в достаточной мере проявляется в его принципах - основных началах, которые красной нитью пронизывают всю совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по использованию и защите объектов авторского права, имеющих общеобязательный характер. Перечисленные принципы являются базовыми началами авторского права, они обладают высокой степенью абстрактности, но это в значительной мере упрощает их непосредственное применение при разрешении конкретных дел.

Общие (фундаментальные) принципы авторского права в целом верно задают генеральное направление развития подотрасли гражданского права, а поэтому в этом качестве остаются актуальными до настоящего времени, и не только в континентальных правопорядках, где традиционно уделяют большое внимание догматическим конструкциям, теоретическим обоснованиям, но и в странах общего права, в частности в Великобритании, США, правовые системы которых характеризуются отсутствием жесткого догматического каркаса. Соответственно, речь идет о принципе самостоятельной созидательной деятельности, о принципе новизны (оригинальности), о принципе запрета копирования произведений и др.. Таким образом, четкие представления об основных началах (принципах) авторского права оказываются имеющими важное практическое значение, в том числе с точки зрения правильной оценки тех изменений и дополнений, которые последуют в часть четвертую ГК РФ.

2.2. Срок действия авторского права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом РФ, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ срок охраны произведений может быть увеличен еще на 25 лет, если они впервые обнародуются после их перехода в общественное достояние.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Заключение.

Авторское право – один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право – те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития литературы и искусства. В Конституции РФ закреплено:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия. Беречь памятники истории и культуры.

Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Гражданское законодательство устанавливает принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое единство предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях об охране авторских прав.

Субъектами авторского права признаются авторы произведений, литературы и искусства, а также иные правообладатели авторского права: наследники авторов, работодатели авторов служебных произведений, издатели некоторых видов произведений, правопреемники юридических лиц, правообладатели объектов авторского права.

В соответствии с законодательством РФ авторское право распространяется на произведения:

  • обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной форм на территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;
  • на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами - гражданами РФ, и их правопреемниками;
  • на произведения, обнародованные или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами и их приемниками, - гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ.

При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по законодательству государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Авторские права распространяются на произведения: науки; фотографические; декоративно-прикладного искусства; архитектуры; сценографического искусства; живописи; скульптуры; графики; дизайна; графических рассказов; аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов); хореографии и пантомимы; драматические и музыкально-драматические; переводы; литературные; для ЭВМ; производные, сборники и т.д.

Права авторов произведений литературы, науки и искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени автора, право на опубликование. Имущественным считают право на воспроизведение и распространение произведения, на авторское вознаграждение.

Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные, так и неимущественные интересы.

Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. Судебный порядок защиты авторских прав наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство. В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые требования имущественного характера – со взысканием авторского вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены требования о восстановлении личных неимущественных интересов и имущественных прав.

Список литературы.

Нормативно – правовые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека принята на 3 сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюция 217а от 10.12.1948 г.;
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (редакция от 28.09.1979 г.);
  3. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.;
  4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);
  5. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г.;
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4);
  7. Указ президента РФ от 05.12.1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;
  8. Указ Президента РФ от 07.10.1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»

Научная литература:

  1. Авторское право. Антимонов Б.С. – М.: Госюриздат, 2009 г.;
  2. Авторское право на литературные произведения. Шершеневич Г.Ф.— Казань, 2010. С.28
  3. собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Лопатина. Юрайт, 2008. Т. 1.
  4. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: Монография. М.: Норма-Инфра-М, 2011.
  5. Авторское право. Юридический центр Пресс, 2010.
  6. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011
  7. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М., 2005. С. 44 - 45.
  8. Гражданское право: общая и особенная части. Белов В.А. – М.: АО Центр Инфо, 2013 г.;
  9. Гражданское право: учебник для ВУЗов – М.: Высшее образование, 2008 г.; глава 11, стр. 193-235;
  10. Гражданское право: учебник для ВУЗов / под редакцией Т.И. Илларионовой, В.А., Плетнева – М.: Норма, 2011 г
  11. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2013. С. 351.
  12. Дорошков В.В. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности в судах общей юрисдикции России // Интеллектуальная собственность. М.: Проспект, 2010.
  13. Егоров Н.Д. Понятие гражданского права // Вестник гражданского права. 2012. N 4.
  14. Котиа С.Т. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности: понятие, сущность и правомочие правообладателя // Российский судья. 2011. N 4.
  15. Калятин В.О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 2009. N 9.
  16. Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // СПС "Гарант"; Он же. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права. Проблема охраноспособности содержания научных произведений // Вестник гражданского права. 2010. N 2. Т. 10.
  17. Может ли авторский договор быть безвозмездным? Григорян Е. – журнал «Хозяйство и право», 2001 г № 3.
  18. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 2010. С. 33 - 34.
  19. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2010.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право. М., 2008. С. 150.
  21. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 2008. С.28.
  22. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2012. С. 8.

Судебная практика:

  1. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"
  2. Определения ВАС РФ от 9 ноября 2009 г. N ВАС-12437/09, от 11 февраля 2010 г. N ВАС-1173/10 // СПС "Гарант".
  3. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47

  1. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 2008. С.28.

  2. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

  3. Дорошков В.В. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности в судах общей юрисдикции России // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов / Под ред. В.Н. Лопатина. Юрайт, 2008. Т. 1.

  4. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: Монография. М.: Норма-Инфра-М, 2011.

  5. Лайонел Бентли, Брэд Шерман. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. Юридический центр Пресс, 2010.

  6. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. М.: Проспект, 2010.

  7. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

  8. Котиа С.Т. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности: понятие, сущность и правомочие правообладателя // Российский судья. 2011. N 4.

  9. Егоров Н.Д. Понятие гражданского права // Вестник гражданского права. 2012. N 4.

  10. Калятин В.О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 2009. N 9.

  11. Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // СПС "Гарант"; Он же. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права. Проблема охраноспособности содержания научных произведений // Вестник гражданского права. 2010. N 2. Т. 10.

  12. Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право. М., 2008. С. 150.

  13. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2012. С. 8.

  14. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.); Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.;

  15. .).; Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.); Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);

  16. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"

  17. Определения ВАС РФ от 9 ноября 2009 г. N ВАС-12437/09, от 11 февраля 2010 г. N ВАС-1173/10 // СПС "Гарант".

  18. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2013. С. 351.

  19. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 2010. С. 33 - 34.

  20. Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

  21. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М., 2005. С. 44 - 45.

  22. Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

  23. Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

  24. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47

  25. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 45 - 46.