Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Понятие и сущность авторского права: теоретический аспект)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Условия современности предъявляют больше требований к интеллектуальной деятельности человека. Являясь основным ресурсом государства, интеллектуальная деятельность, а также возникающие в ней отношения, обязаны быть в рамках существующего законодательства, а именно, соответствовать юридическим нормам, являющимся составляющей института авторского права.

Авторское право является важнейшим условием научного прогресса, литературного роста и развития искусства, так, как именно признание исключительных прав автора на его интеллектуальную деятельность, способствует развитию творческой деятельности, тем самым способствуя развитию интеллектуальной деятельности в государстве, а, следовательно, и развитию человеческого социума в целом.

Юридическое обоснование авторского права интересно для изучения в теории и практике. Технический прогресс и бурное развитие авторского права, ранее охватывающее интересы узкого круга людей, занимавшихся интеллектуальной деятельностью в сфере искусства, сегодня представляет собой важную сферу нормативно-правовой системы в гражданских отношениях.

Авторское право является сложной интеграцией имущественных и неимущественных прав гражданина. Характерным в данном отношении является тот факт, что отмеченные права регулируются различными отраслями права, находясь при этом в тесной взаимосвязи. Дифференциация личностных и имущественных прав свойственно различным правовым институтам, однако, исключительно авторское право настолько значительно их интегрирует. Именно это противоречие осложняет реализацию авторского права.

Сохранение авторского права является основным показателем развития социума в нормативном русле, но в современности, как это не прискорбно, можно отметить частое нарушение данного права.

Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.

Объектом исследования курсовой работы является понятие и сущность авторского права.

Предметом исследования являются определенные виды авторских прав.

Цель работы – раскрыть теоретический аспект авторского права с описанием определенных видов авторских прав.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Описать историю становления и развития авторского права.
  2. Дать понятие, раскрыть сущность и описать функции авторского права.
  3. Представить источники авторского права.
  4. Раскрыть определенные виды авторского права.

Методологической основой настоящего исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные методы познания. В качестве общенаучных использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам следует отнести сравнительно-правовой, формально-юридический метод, различные способы толкования права. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть историю становления авторского права.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды известных ученых, специалистов, юристов. В работе использованы материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, публикации в специальных, научных, общественно-политических и публицистических изданиях.

Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, нормативно-правовые источники, принятые на федеральном уровне.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование теоретико-правового анализа авторского права как теоретической категории.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие и сущность авторского права: теоретический аспект

1.1. История становления и развития авторского права

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора [18, с.58].

Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами [18, с.62].

Вслед за Англией и Францией положения авторского права были восприняты и другими европейскими странами.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности [18, с.99].

В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Поскольку уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь прав исполнителей, производителей фонограмм и вещателей, была высказана идея об объединении их в одном институте. Эта идея нашла свое отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г. [18, с.102].

Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями [28, с.22].

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат [28, с.26].

Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу. В соответствии с § 1 Положения, касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики» (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную» (§ 17 Положения) [23, с.26].

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. [28, с.60].

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи [20], а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве» [21].

Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.

Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие «литературная и художественная собственность» было заменено понятием «исключительные права». Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала [1, с.39].

Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.

В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений [1, с.44].

Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Он сделал возможным признание достоянием РСФСР любых произведений: литературных, музыкальных, научных, опубликованных и неопубликованных и т.д. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими [1, с.51].

Постановлением Народного Комиссариата Просвещения от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов, в том числе П. Чайковского, М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова.

С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, изданными в 1925 (Декрет СНК от 30 января 1925 года «Об основах авторского права») и 1928 (Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР») годах, а также постановлением СНК союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения. С 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом [28, с.100].

В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV [28, с.104].

Согласно ст. 96 Основ, авторское право распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе [28, с.109].

Исходя из Основ, был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР 1964 года), который введен в действие с 1 октября 1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе.

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (утверждены ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1), которые впервые признали смежные права. До этого времени смежные права законодательством не охранялись. В соответствии с Основами они включались в понятие авторского права [22, с.19].

Основы увеличили срок действия авторского права до 50 лет и исключили содержащиеся в прежнем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.

Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел IV Основ, посвященный авторскому праву, был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП). Вступление в силу ЗоАП и Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года N 3523-1 стало новым этапом в развитии российского авторского права.

Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений. Первую группу составляли отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) [22, с.24].

ЗоАП (ст. 44) впервые к числу субъектов авторского права отнес организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе [22, с.29].

Такие организации должны были создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действовали в пределах полученных от них полномочий на основе устава, который утверждался в установленном законом порядке. Допускалось создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами [16, с.28].

Впервые были четко обозначены авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право: личные неимущественные права и имущественные права. Ранее действовавшее законодательство (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991 года) не знало такого деления авторских прав, в связи с чем в науке авторского права по этому вопросу шла дискуссия, а практика оказывалась противоречивой [16, с.32].

На тот период законодательство об интеллектуальной собственности было достаточно разрозненным: продолжали применяться некоторые нормы ГК РСФСР 1964 г., общие положения об интеллектуальной собственности были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - ГК РФ, Кодекс), отдельные объекты регулировались специальными законами (см. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Отсутствие единой системы норм делало применение законодательства об интеллектуальной собственности крайне неудобным и неэффективным. Назрела необходимость решения целого ряда насущных вопросов: о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.); устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов; усиление защиты обладателей исключительных прав и т.д. [16, с.44].

Кроме того, все большую остроту стали приобретать вопросы международной охраны авторских и смежных прав. С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года - с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям, Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.

Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО [10, с.33].

Все это подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной необходимость приведения его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем [10, с.39].

Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий [10, с.44].

Таким образом, В России правовое регулирование авторских отношений, на этапе его становления, развивалось в рамках цензурного законодательства. Далее с конца XIX в. положения об авторском праве были перенесены в гражданское законодательство, а в начале XX в. действовало специальное законодательство. Следующий этап (20-е гг. - начало XXI в.) характеризуется многоуровневой системой правового регулирования авторских отношений. С 2006 г. в Российской Федерации система регулирования авторских отношений (гражданским и специальным законодательством) вновь изменена в связи с принятием ч. IV ГК РФ, кодифицировавшей нормы, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности, и исключившей действие специальных законов.

1.2. Авторское право: понятие, сущность, функции

Понятие «авторское право» не определено в международных договорах. В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В Гражданском Кодексе РФ понятие «авторское право» не определено, однако признано, что результатом творческой деятельности авторов являются произведения науки, литературы и искусства [12, с.30].

Термин «авторское право» понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных (личных неимущественных и имущественных) прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства [7, с. 638].

Авторские права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам. Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции [3, с.41].

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

- принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ 1993г.);

- принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

- принцип свободы авторского договора;

- принцип дихотомии (охраняются не идеи, а любые формы их выражения);

- принцип автоматической охраны (авторское право возникает и охраняется в силу факта создания произведения).

К функциям авторского права относятся следующие [25, с.88].

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) - и устанавливает охрану произведения с момента их создания. Следует отметить, что данное положение вытекает из определенных в ст. 8 ГК РФ оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности [24, с.16].

Это значит, что для признания за кем- либо авторского права не требуется соблюдения каких- либо формальностей (депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.). Данное положение было еще закреплено в Бернской конвенции в ст. 5(2), которая гласит, что использование авторских прав на произведение и их осуществление «не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей» Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону [25, с.90].

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). В соответствии с нормами действующего законодательства использование охраняемых авторским правом произведений как на территории России, так и в других странах, может осуществляться только с согласия автора или его правопреемников (кроме случаев, прямо указанных в законе) [4, с.18].

Такое согласие дается в форме договора, который заключается между автором (правопреемником), с одной стороны, и организацией, предполагающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении подобных договоров происходит уступка определенных авторских правомочий от автора к другим лицам [8, с.102].

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя:

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом, и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

2) личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);

3) иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей [4, с.12].

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена в п. 1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако, авторские права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты. Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Вместе с тем, автор или иной обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: - латинской буквы «С» в окружности; - имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; - года первого опубликования произведения. Но следует отметить, что наличие или отсутствие указанного знака не имеет правового значения, в любом случае законом обеспечивается равная защита авторских прав [26, с.122].

Наконец, еще одним важным моментом в рассмотрении вопросов о понятии и сущности авторского права является принцип дуализма. Этот принцип означает, что нематериальные произведения науки, литературы и искусства объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах. Несмотря на простоту и очевидность этого принципа, он никогда не формулировался при создании и совершенствовании национального законодательства и международных договоров. В результате многие положения международных договоров и национального законодательства оказываются, по меньшей мере, неточными [26, с.124].

Например, в опубликованном официальном русском тексте ст. 2(1) Бернской конвенции установлено, что «термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения…» [26, с.129].

В этом положении нематериальный объект (произведение) отождествлен с материальным носителем, в котором это произведение воплощено (книги, брошюры и пр.). Много поколений разработчиков Бернской конвенции не смогли или не пожелали установить принцип дуализма авторского права, то есть не установили различия между нематериальным объектом и его воплощением в материальном носителе [17, с.18].

Исходя из вышеизложенного, можно определить авторское право как совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Авторское право выполняет четыре функции.

1.3. Источники авторского права

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота [14, с.114].

Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы [15, с.40].

Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия [14, с.261].

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Однако, нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам [19, с.52].

Отдельные нормы ГК РФ являются источником авторского права. Таким образом, источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

2. Определенные виды авторских прав

2.1. Личные неимущественные права авторов

Права авторов являются частью закона об авторских правах. Термин напрямую заимствован с французского droit d’auteur (нем. Urheberrecht) и обычно используется по отношению к закону об авторском праве. Права авторов охраняются на международном уровне Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и других аналогичных договоров. «Автор» используется в очень широком смысле, то же касается композиторов, художников, скульпторов и архитекторов: в целом, автор это человек, чье творчество стало ключевым фактором при создании какой-либо работы, а вообще определение довольно широко варьируется в различных странах [19, с.88].

Права авторов состоят из двух компонентов: экономических прав и моральных составляющих самого автора. Экономические права – право собственности, которое ограничено во времени и которые может быть переданы автором другим лицам, так же, как и любое другое имущество (хотя многие страны требуют, чтобы передача должна быть в форме письменного договора). Это предназначено для того чтобы автор или владелец мог легально извлекать финансовую прибыль, а также право разрешать воспроизведение и произведения в любой форме (статья 9, Бернской конвенции). Авторы драматических произведений (пьесы, и т.д.) также имеют право разрешать публичное исполнение своих произведений (статья 11 Бернской конвенции) [2, с.174].

Защита личных неимущественных прав автора основывается на представлении, того что творчество является в некотором роде выражение личности автора: личные неимущественные права, следовательно, их невозможно передать другому лицу, кроме как в форме завещания, при условии смерти автора [4, с.88].

Моральная защита прав сильно отличается в различных странах, однако все они включают в себя право быть признанным в авторстве произведения и право защиты от любого вида деформации, которая может нанести ущерб собственности, чести и репутации (статья 6-бис, Бернской конвенции). Во многих странах, личные неимущественные права автора являются бессрочными [14, с.169].

Неимущественные права не относятся по своей специфике к экономическим правам, это права личные. Произведение есть выражение творческих качеств автора. Соответственно автор имеет право требовать защиты своего произведения от искажения, плагиата и других нарушений [14, с.176].

Личные неимущественные права неотчуждаемы от автора, они не могут передаваться другим лицам и являться бессрочными.

ГК РФ закрепила за автором личные неимущественные права:

1) право признаваться автором произведения (право авторства, ст. 1265 ГК РФ);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения, т.е. анонимно (право на авторское имя, ст. 1265 ГК РФ);

3) право на неприкосновенность произведения, означающее запрет следующих действий:

  • внесение без согласия автора в его произведение изменений, сокращений и дополнений,
  • снабжения произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ). Ранее существовало похожее право, именующееся «правом на защиту репутации автора», но оно предполагало необходимость доказывания того, что внесение изменения, искажения и т. д. порочат репутацию автора, без чего защита не предоставлялась;

4) право на обнародование (обнародование-действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, ст. 1268 ГК РФ) [11, с.26].

Новым в четвертом пункте является: если автор передал по договору произведение другому лицу для использования, то считается, что он согласился на обнародование этого произведения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, а значит, для осуществления охраны интересов автора обнародование произведения совсем не обязательно [2, с.194].

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и, что очень важно, сохраняются за ними в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право авторства является абсолютным и неотчуждаемым; право на обнародование и на защиту произведения при жизни автора может принадлежать только ему, а после смерти автора передается его наследникам.

Но нередко пользователи, в том числе телекомпании, используют в эфире произведения, не указывая имени автора. При этом, признавая факт нарушения, отказывается выплачивать компенсацию, в которой предусмотрены меры по восстановлению нарушенных авторских прав, пологая, что эта норма ГК РФ не распространяется на нарушения личных неимущественных прав. Данная позиция неправомерна, и Верховный суд РФ, рассмотрев судебные постановления нижестоящих судов по иску автора к телекомпании, подтвердил право автора требовать выплаты компенсации за нарушение его личного неимущественного права, т. е. права на имя [2, с.202].

Перечисленные выше права могут принадлежать только автору. После его смерти они не переходят по наследству. При жизни автор не может передавать эти права третьим физическим или юридическим лицам.

Право на имя связано именно с личностью автора, трудом которого создано произведение. Именно этому лицу принадлежат все права, которые зафиксированы в ГК РФ, если не доказано иное. Именно фамилию, имя, отчество автора обязаны указывать пользователи, разумеется, если он не дал соответствующих указаний о том, что его работа может использоваться под псевдонимом либо анонимно (без указания имени) [2, с.206].

В последнем случае разрешение автора необходимо письменно зафиксировать в соответствующем договоре, ибо без волеизъявления автора использовать произведение анонимно запрещено.

Одним из условий выдачи такого авторского разрешения может быть выплата пользователем, если данное требование выдвинуто им, определенной суммы компенсации за использование произведения анонимно, либо в качестве возмещения убытков, которые он может понести оттого, что его имя как автора не указано, либо выплата увеличенного размера вознаграждения [9, с.8].

Однако такие договоры не могут являться авторскими, так как передачи права здесь не происходит. В силу ст.1228 абзац 2 п. 2. ГК РФ неимущественные права сохраняются за автором и в случае уступки исключительных имущественных прав на использование произведения.

Отсутствие имени автора является нарушением одного из личных неимущественных прав, зафиксированных ст.1251 ГК РФ, за нарушение которых предусмотрена ответственность [9, с.9].

Кроме того, если обратиться к ст.1315 ГК РФ, в которой перечисляются права исполнителя, являющиеся вторичными по отношению к авторским, то среди прочих в перечень исключительных прав включены право на имя, защиту исполнения или постановки от всякого искажения и иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Таким образом, личные неимущественные права являются исключительными правами, непосредственно связанными с конкретной личностью, автором.

Например, неуказание имени автора в титрах музыкальной передачи влечет за собой отсутствие этого имени в документах, предоставляемых телекомпанией в РАО для распределения вознаграждения автором используемых по лицензии Общества произведений. И как результат - неполучение автором причитающегося вознаграждения за использование произведения при передачи его в эфир [17, с.88].

Неуказание имени автора сочинения, включенного в аудиовизуальное произведение, на видеокассетах или при воспроизведении созданного автором плаката в печати, отсутствие таблички с обозначением имени автора при экспонировании картины, эскизов и т.п. на выставке, а также указание имени другого лица вместо подлинного автора - все это случаи нарушения права на имя, права авторства. Автор вправе восстановить их путем обращения в суд и предъявления требований, перечисленных в ГК РФ [15, с.40].

При нарушении личных неимущественных прав автор может ставить вопрос и о возмещении морального вреда, что предусмотрено ст. 12., 150-152, 1098-1101 ГКРФ. В соответствии с п. 1 ст. 1101 ГКРФ компенсация морального вреда должна быть выражена в денежной форме. В случаях, когда допускается использование произведения автора без его разрешения и без выплаты вознаграждения (так называемое свободное использование произведения), Закон обязывает указывать имя автора и источник заимствования.

Право на оборудования - это также исключительное личное право автора произведения. Никто, кроме него, не может решить, когда и в каком виде, каким способом произведение может быть впервые доведено до сведения публики - опубликовано либо публично показано и т. п. [4, с.18].

В Российском авторском праве под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ).

Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать авторские договоры. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем, автор может поступить более решительно - воспользоваться правом на отзыв (ст. 1269 ГК РФ) [19, с.100].

5) право на отзыв - это право автора изъять произведение из оборота, запретить, кому бы то ни было его использовать, при этом он сам также не вправе использовать отозванное произведение. Автор может за свой счет изъять из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

ГК РФ обязывает автора публично оповестить об отзыве обнародованного произведениям, например через средства массовой информации - газеты, журналы и т. п. Если права на такое произведение автором переданы третьим лицам, при отзыве произведения он обязан возместить пользователю причиненные таким решением убытки. Соответственно пользователь в таком случаем вправе требовать возмещения убытков от автора. Правило об отзыве не распространяются на «служебные произведения» [8, с.88].

Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ).

Праву автора на неприкосновенность произведения и защите произведения от искажений посвящена ст. 1266 ГК РФ. По новому законодательству не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме [1, с.95].

Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после смерти [1, с.104].

В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданского прав относят результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), а также нематериальные блага.

Закон признает исключительные право гражданина (ст. 138 ГК РФ). Поскольку исключительные имущественные права от одного гражданина (автора) в силу Закона перехода по наследству, наследники соответственно являются обладателями исключительных прав [24, с.20].

Нематериальные блага, как-то право на имя авторство или иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину в силу ГК РФ, могут защищаться наследниками правообладателя (ст. 150 ГК РФ).

Способы защиты гражданских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, в том числе нарушенных неимущественных авторских прав, перечисленных ст. 12 ГК РФ, в силу которой наследники вправе требовать признания права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда, иными способами, предусмотренными ГК РФ.

При искажении либо использовании имени способами или в форме, которая затрагивает его честь, достоинство и деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные ст. 152 ГК РФ [6].

Таким образом, анализируя действующее законодательство, регулирующее личные неимущественные права автора, можно сделать вывод о том, что к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора и эти права автором реализуются в полной мере.

2.2. Имущественные права авторов

Имущественные права авторов (англ. property rights of author) - субъективные гражданские права автора, возникающие в связи с созданием и использованием его произведения [11, с.9].

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.п. (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) [11, с.15].

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре [11, с.19].

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение. Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, другими лицами послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Неслучайно сам термин «авторское право» в английском языке звучит как «копирайт», что буквально означает право на копирование, воспроизведение.

Итак, право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Причем данное право, по действующему законодательству, ограничивается лишь повторным воспроизведением произведения в той или иной материальной форме, т. е. связано с его фиксацией на определенном материальном носителе. Публичное исполнение, передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с повторной фиксацией произведения на материальном носителе, пусть даже ином, рассматриваются законом в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения. С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа [2, с.200].

Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения [2, с.205].

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат. Как видим, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое [2, с.210].

Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось распространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения [26, с.184].

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат-это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения - деятельность библиотек [22, с.306].

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль над ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться.

Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав [22, с.316].

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля над импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для участия в выставке и т. п.) [10, с.102].

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана [10, с.111].

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю [10, с.119].

Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего, данному праву, как никакому другому, свойствен элемент публичности. Произведение доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые с помощью специальной аппаратуры могут восприниматься самой широкой аудиторией, особенно если такая передача осуществляется через спутник.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения [2, с.333].

При передаче произведения в эфир оно становится доступным для слухового или зрительного восприятия или того и другого одновременно. Хотя для этого необходима специальная аппаратура, с помощью которой принимаются и преобразуются соответствующие сигналы, важно, что между передающей станцией и принимающей антенной нет никаких опосредующих звеньев в виде каких-либо материальных носителей, в частности аудио- и видеокассет, лазерных дисков и т. п. [2, с.339].

К праву на передачу в эфир близко примыкает право автора сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств. В основных чертах оно совпадает по содержанию с правом на передачу в эфир. Иным является лишь сам технический метод доведения произведения до сведения публики: произведение передается с помощью сигналов, идущих по кабелю, проводам, оптическим волокнам или иным аналогичным средствам.

Соответственно изменяется и состав потенциальных зрителей и слушателей - ими могут стать лица, являющиеся подписчиками (абонентами) соответствующих передающих телерадиоцентров [2, с.341].

К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами [1, с.174].

На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения) [8, с.155].

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи, так называемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве [12, с.184].

Таким образом, имущественные права авторов представляют собой основанные на законе возможности субъектов авторских прав (как авторов, так и иных правообладателей) использовать произведения в любой форме и любым способом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ источников позволил нам сделать следующие выводы.

Авторское право можно определить как совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. Авторское право выполняет четыре функции.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Права авторов являются частью закона об авторских правах. Права авторов состоят из двух компонентов: экономических прав и моральных составляющих самого автора. Анализируя действующее законодательство, регулирующее личные неимущественные права автора, можно сделать вывод о том, что к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора и эти права автором реализуются в полной мере.

Имущественные права авторов представляют собой основанные на законе возможности субъектов авторских прав (как авторов, так и иных правообладателей) использовать произведения в любой форме и любым способом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы теории и практики: сб. научных трудов. Т.1 / Под ред. В.Н. Лопатина. - М.: «Издательство Юрайт», 2008. – 188 с.
  2. Арнольд. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. - М.: КУДИЦ-Образ, 2005. - 416 c.
  3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. - 416 с.
  4. Богацкая С.Г. Право интеллектуальной собственности: Учеб. Пособие. - М.: РИОР. - 2008. - 112 с.
  5. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женева 6 сентября 1952 г., пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.) // СП СССР. - 1973. - № 24. - Ст. 139.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. - 2008. - №4618.
  7. Гражданское право. Том 1: учебное пособие / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2005. -638 с.
  8. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. - М.: Юрист, 2009. - 239 с.
  9. Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России  // Внешнеторговое право. - М.: Юрист. – 2006. - № 2. - С. 5-12
  10. Земскова С.И. Авторское право. - М.: СТЭНСИ, 2002. - 264 c.
  11. Иваненко М. Р. Защита авторских и смежных прав. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 95 с.
  12. Интеллектуальная собственность: законодательство и практика его применения / В.В. Белов, Г.А. Виталиев, Г.М. Денисов. - М: Юристъ, 2010. - 288 с.
  13. Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. - С.Пб.: Я. Канторович, 1895. - 163 c.
  14. Карелина М.М. Авторское право XXI век. - М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2010. - 954 c.
  15. Кондратьева Е.А. Интеллектуальные права и их субъекты // Юрист. – 2015. - № 5. - С. 36-41.
  16. Моргунова Е. А. Авторское право. - М.: Норма, 2008. - 288 c.
  17. Право интеллектуальной собственности. Т.1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред.. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. - 184 с.
  18. Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. - Лондон, ЕСВ/АКТ, 1998. - 233 с.
  19. Свечникова И. В. Авторское право. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 224 c.
  20. Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. - СПб.: Государственная типография, 1990. – 297 с.
  21. Свод законов Российской империи. Т. 14.- СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной Е.И. Канцелярии, 1857. – 909 с.
  22. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. - М.: ПБО ЮЛ Гриженко Е.М., 2001. - 750 с.
  23. Собрание узаконений и распоряжений Правительства, изд. при Правительствующем сенате. - СПб., 1911. 1-е полугодие. - Ст. 560.
  24. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права. // Законодательство. - 2002. - № 8. - С. 15-23.
  25. Судариков С. А. право интеллектуальной собственности: учебник. - М.: Проспект, 2013. - 368 с.
  26. Судариков С.А. Авторское право: учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2013 . - 464 с.
  27. Федеральный закон от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. – 1993. - № 183 (799) – С.2-4.
  28. Чупова Мария Дмитриевна. История авторского права в России XIX века: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01.- Москва, 2000.- 158 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. - 08.12.1994; 08.02.2011; 14.12.2011.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.

8. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 49. - Ст.6016.

9. Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Российская газета. - 26.05.2011.

10. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)»О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Российские вести. - 30.03.1994; Российская газета. - 25.09.2007.

11. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» // Российская газета. - 23.04.2008.

Научная и учебная литература

12. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - 378 с.

13. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.

14. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

15. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С.74-76.

16. Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1. - С.65-66.

17. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

18. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.

19. Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С.33-35.

20. Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С.96-99.

21. Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.

22. Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 345 с.

23. Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2012. - № 1. - С. 20-24.

24. Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С.33-36.

25. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-49.

26. Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 567 с.

27. Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С.32-35.

28. Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С.66-70.

29. Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

30. Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 7. - С.63-65.

31. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.

32. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.

33. Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. - 2011. - Т.4. - № 172. - С.27-29.

34. Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2012. - 789 с.

35. Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С.26-29.

Моргунова Е. Авторские правомочия: теория и практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. № 6. С.19-25.
Янушкевич И.П. Авторское право в Российской Федерации. М.: ИНИЦ Роспатент, 2000.

Колосов Д.О. Историческое развитие доктрины авторского права // Сборник трудов аспирантов РГИИС (часть), 2001.- С. 48 - 56.

Новосельцева О. В. Интеллектуальная собственность в системе гражданского права: проблемы правопонимания// Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики (под редакцией доктора юридических наук Лопатина В. Н.). - М., 2008 – 360 с.

Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М., Юстицинформ, 2006 – 420 с.

Хатаева М.А. О совершенствовании механизмов защиты авторских прав в Российской Федерации //Адвокат. 2009. №3 – С. 5-11

96. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М.: Городец, 2008. – 127 с.