Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Авторское право: теоретические аспекты и историческое развитие в России и мире)

Содержание:

Введение

Завершив многолетнюю работу по вступлению во Всемирную торговую организацию, Россия получила возможность вести эффективное деловое взаимодействие со 160 странами-участницами этой организации, при этом учитывая жёсткие требования в сфере защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, в частности, Приложение 1С. Соответственно, хоть «развернувшись» к Востоку, хоть опять повернувшись к Западу после неизбежного снятия им санкций, России (и на уровне государства, и на уровне бизнеса) необходимо будет соблюдать принятые в сфере защиты авторских прав «правила игры».

Даже если допустить вариант полного «закрытия» российской экономики и создания автаркии (что представить себе довольно сложно), то в этом случае в рамках национального рынка в 145 млн. человек придётся строить экономику, базирующуюся не на «проедании» доходов от продажи невозобновимых природных ресурсов за границу, а на базовых сферах – производстве, сельском хозяйстве, услугах, в каждой из которых способность защитить авторские права будет одним из основополагающих факторов выживания и дальнейшего развития субъектов хозяйствования и всей экономики в целом.

Таким образом, невзирая на дельнейшее развитие событий, вопрос с защитой авторских прав и интеллектуальной собственности будет являться краеугольным камнем, лежащим в основе дальнейшего развития страны.

В данной курсовой работе будет кратко изучена мировая и российская история становления защиты авторского права, а также будет проведен анализ современного российского законодательства в данной сфере.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа каждая, заключения и библиографии.

Глава 1.Авторское право: теоретические аспекты и историческое развитие в России и мире

1.1.Теоретические аспекты и основные подходы к проблеме правовой защиты авторских прав

Прежде всего, считаю необходимым привести определение понятия «авторское право». Понятие «интеллектуальная собственность», применительно к международной практике, определено в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Перечисленный в тексте Конвенции перечень объектов интеллектуальной собственности и прав на них не является исчерпывающим. Это создаёт возможность возникновения прав, которые будут относиться к новым объектам интеллектуальной собственности.

С юридической точки зрения интеллектуальная собственность охраняется, в частности, авторским правом, патентами и товарными знаками, что даёт возможность гражданам добиваться признания либо извлекать прибыль (финансовую выгоду) из того, что они создали или изобрели.

В свою очередь, термин "авторское право" может пониматься в двух значениях – в объективном и субъективном смыслах:

Можно сделать вывод, что понятие интеллектуальной собственности более широкое и, соответственно, включает в себя понятие авторского права.

То есть, авторское право является одним из видов интеллектуальной собственности. Именно авторским правом осуществляется регулирование тех отношений, которые возникают в связи с созданием и последующим использованием произведений науки, литературы и искусства.

Ключевым понятием, лежащим в основе авторского права является «произведение». В данном случае, под произведением понимается оригинальный результат творческой деятельности, который существует в какой-либо объективной форме. В свою очередь, именно эта объективная форма выражения и является предметом охраны в авторском праве.

Если сравнивать с охраной вещных прав, то следует отметить, что охрана прав на объекты творческой деятельности стала признаваться на Земле относительно недавно. Так, по мнению И.А. Покровского[1], в римском праве «духовная деятельность» не предоставляла прав на продукты авторам и, соответственно, никакой правовой защитой не пользовалась, то есть любой человек мог игнорировать интересы и права автора и, не получив его согласия, воспроизводить его произведение либо использовать техническое изобретение. 

1.2.Историческое развитие системы защиты авторских прав в мире

Считается, что первым из известных в настоящее время правовых актов, в котором признавалось существование интеллектуальной собственности, является Декларация Венецианской республики, принятая в 1474 г. По мнению С.А.Сударикова[2], именно там впервые результаты творческой деятельности стали использоваться (и получили правовую защиту), как товар. На протяжении последующих трёх столетий подобное право собственности на результаты творческой деятельности было также установлено и в других государствах Европы (можно привести в качестве примера, содержащего схожие правовые нормы, английский Закон о монополиях 1628 года).

Также следует отметить, чтобы избежать возможного разночтения, что ранее термин "привилегии" использовался в том значении, в каком сейчас применяется термин "патент".

Однако, наибольший сдвиг произошёл в сфере деятельности, появившейся относительно недавно, но коренным образом изменившей практически всю деятельность человека. Кардинальные изменения, начавшиеся в обществе после изобретения И. Гутенбергом книгопечатания, довольно скоро привели к объективным предпосылкам возникновения идеи защиты прав авторов.

Новая сфера деятельности потребовала вмешательства государства для организации правового поля. В 1557 году Лондонской Гильдии Книготорговцев и Издателей (Stationers" Company) английской королевой Марией I было предоставлено монопольное право на издание книг. Созданная монополия выполняла задачи в области цензуры. Изданные вне Гильдии книги должны были быть сожжены, а их авторов ждало тюремное заключение. Именно с активной деятельностью Гильдии было связано происхождение всемирно известного теперь термина «copyright».

Лишь более чем столетие спустя, уже после трансформации политической системы Англии в буржуазную монархию, в 1694 году Stationers" Company, во многом под давлением недовольных монополией на книжном рынке предпринимателей, была лишена своих монопольных прав, что потребовало принятия нового закона, который бы разграничивал права авторов и книготорговцев в условиях конкуренции.

К первому «полноценному» закону в сфере защиты авторских прав исследователи относят так называемый "Статут королевы Анны", принятый в в 1710 г. в Англии. Статут закрепил один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт", который предоставлял автору право на охрану опубликованного произведения, а также запрещал тиражирование произведения без согласия автора. Статут устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет со дня опубликования произведения, а кроме того, давал возможность продлить данный срок еще на 14 лет при жизни автора.

Вплоть до 1774 года в Великобритании существовал термин «вечный копирайт», что довольно сильно тормозило развитие культуры и инноваций. «Вечный копирайт» был «уничтожен» голосованием Палаты лордов и с тех пор копирайт устанавливается лишь на определённый срок, по завершению которого интеллектуальная собственность становится достоянием общественности.

По мнению А.П. Сергеева, происхождение понятия «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII века»[3]. Законы 1791 и 1793 гг. впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, музыкального, изобразительного, драматического) при воспроизведении любыми тогда известными методами.

(В России выдача привилегий на изобретения началась в середине 18 века, первые нормативные акты в сфере авторского права относятся к концу 18 – первой половине 19 веков. Отечественный опыт будет рассмотрен в следующем параграфе).

Довольно скоро основные положения авторского права были приняты также и остальными европейскими странами, а также совсем недавно завоевавшими независимость Соединёнными Штатами Америки.

Так, Конституция США 1787 г. предоставляла Конгрессу право "поощрять развитие наук и полезных искусств посредством выдачи на ограниченные периоды времени авторам и изобретателям исключительных прав на их сочинения и открытия". Данная норма и в настоящее время является основополагающей и цитируется во время слушания патентных и копирайтных тяжб. Именно на основании данной конституционной нормы в США в 1790 году был принят закон об авторском праве, а в 1792 г. - закон о патентах.

На международном уровне вопросами охраны авторских прав не занимались, поскольку в этом не было необходимости - технические средства применения использования произведений ограничивались лишь территорией государства. Расширение книжного рынка и превращение его в международный создали необходимость поставить вопрос об организации международной охраны авторских прав.

Вначале для взаимного признания прав иностранных авторов, с одной стороны, и признания прав отечественных авторов за рубежом, с другой стороны, начали заключаться двусторонние договоры. Однако вскоре выяснилось, что с помощью двусторонних соглашений строить систему международной охраны непрактично. Поэтому страны начали заключать сначала региональные[4], а затем многосторонние конвенции.

Но развитие технических средств (например, передача по телеграфу, а затем телефону содержания текста новой книги из Великобритании в США и печать её там без какой-либо правообладателям в Англии) распространения произведений привело к объективной необходимости создать международную систему защиты авторских прав.[5]

В основе многосторонней международной системе охраны авторского права лежат две конвенции - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г.[6] и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников. При этом национальное законодательство стран, подписавших Конвенцию, подверглось изменению.

В 1908 году, по дополнению к Бернской конвенции, был установлен срок действия копирайта в срок жизни автора плюс 50 лет (права переходили к наследникам). В настоящий момент к Бернской конвенции присоединились 163 страны.

Принципы защиты авторских прав распространялись на всё новые сферы: на нотные записи (1831), фотографии (1865), музыкальные произведения (1897). В 1912 год авторским правом разрешено защищать кинофильмы, которые до этого официально являлись отраслью фотографии.

В 1961 г. была подписана Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция).

В 1992 году было запрещено копировать и воспроизводить музыкальные произведения без разрешения правообладателя.

В 1996 году Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности приняла «Copyright Treaty», которое призвано обеспечить адекватную защиту интеллектуальной собственности в новых условиях. На её основе были приняты подробные нормативно-правовые акты в США и Европейском Союзе.

В начале XXI века в законах об авторском праве происходят значительные изменения, вызванные в первую очередь развитием средств связи и коммуникаций.

1.3.Историческое развитие системы правовой защиты авторских прав в Российской Федерации

Отечественный опыт защиты авторских прав несколько отличается от западного, что связано с отставанием российской экономики и общественно-политической сферы в связи с целым рядом причин. Не имея возможности в рамках данной курсовой работы подробно рассмотреть этапы становления системы защиты авторского права, необходимо всё же отметить следующее:

- лишь в начале XVIII в., после реформ Петра Первого, в стране оформляется идея авторского права на книгу;

- первая привилегия на изобретения в России была выдана в 1748 г.[7] Прототипом патента может быть признана выданная в 1752 г. М.В. Ломоносову привилегия[8]

- с последней четверти XVIII в. стало четко осознаваться авторское право частного лица на написанную или переведенную им книгу;

- в 1771 г. было выдано первое разрешение на открытие частной типографии, причём произошло это одновременно с введением цензуры на иностранную литературу;

- Указом в 1783 г. было дано общее законодательное разрешение на устройство частных типографий во всех городах Российской империи. Однако уже в 1796 г. этот указ был отменен Павлом Первым. Новый император Александр I в 1801 г. вновь разрешает открытие частных типографий, но в сфере издательского дела доминирующее положение государства сохраняется до середины XIX в.;

- первым законодательным актом в данной сфере является общий Закона о привилегиях на изобретения (Высочайший манифест от 17 июня 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах»);

- первый Закон об авторском праве в России был принят в 1828 г. в новом "Цензурном уставе", содержавшем главу "О сочинителях и издателях книг", состоявшей из пяти статей, которые дополнялись "Положением о правах сочинителей", служившем приложением к уставу;

- в 1830 г. было утверждено новое "Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей". Данное положение дополнило правила 1828 г. Был решён вопрос охраны статей в журналах, хрестоматий, частных писем и т.д. Признавались права сочинителей – они приравнивались к правам собственности, увеличивался до 35 лет срок охраны произведения после смерти автора;

- в 1845 и 1848 гг. произошло признание право собственности на художественные и музыкальные произведения;

- в 1875 г. увеличен до 50 лет срок защиты авторского права;

- в 1877 г. произошло перенесение в гражданские законы из "Цензурного устава" правил об авторском праве;

- в 1887 г. Положение о правах сочинителей было включено в Свод законов как приложение и действовало принятия нового закона об авторском праве;

- в 1911 г. был принят Закон под названием "Положение об авторском праве", в котором отдельными главами регулировали охрану авторских прав на фотографические, музыкальные, литературные и художественные произведения. Закон отличался детальностью разработки, охватывая все объекты авторского права и все виды использования права, кроме кинематографии.

Революция 1917 года привела к установлению новых порядков в сфере регулирования авторских прав. Из числа наиболее важных этапов советского периода следует назвать:

- установление государственной монополии на результаты интеллектуальной деятельности - Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве";

- 1918 г. - Декрет Совнаркома "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием", который предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения;

- Декрет "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства";

В 1920-е годы происходит возрождение института исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Исключительное право авторов на произведения науки, литературы и искусства провозглашалось в Основах авторского права 1925, 1928 гг., а также законе «Об авторском праве» 1928 г.; на объекты промышленной собственности - в Положении о патентах на изобретения, утвержденном ЦИК СССР 12 сентября 1924 г.

В сфере авторского права до 1970-х гг. срок действия исключительных прав составлял 15 лет после смерти автора. Однако при этом предусматривался широкий перечень случаев свободного использования произведений без согласия автора, например, перевод произведения на другой язык. С 1973 г., когда СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве было закреплено право автора на перевод и срок действия авторских прав был увеличен до 25 лет.

1964 год - принятие Гражданского Кодекса РСФСР. На данном этапе законодатель использовал подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон. После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. утвердилось единое понятие авторского договора. К разновидностям авторского договора, перечисленным в ст. 504 ГК РСФСР 1964 г., были отнесены: сценарный договор, постановочный, издательский и др.

1973 год - СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Значительные изменения были внесены в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. Там не было единого определения авторского договора, законодатель выделил два типа авторских договоров: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор.

В конце 1980 – начале 1990-х гг. в ходе обсуждения совершенствования судебной системы высказывался ряд предложений о создании различных специализированных судебных органов, которые дополняли бы сложившуюся к тому времени систему судов. Например, Закон СССР от 31 мая 1991 года № 2213-I «Об изобретениях в СССР» (введен в действие с 1 июля 1991 года). Кроме того, еще в ряде законов, которые были приняты, но так и не были введены в действие, упоминается Патентный суд СССР, например, в ст. 32 Закона СССР от 3 июля 1991 г. № 2293-I «О товарных знаках и знаках обслуживания»3 и ст. 26 Закона СССР от 10 июля 1991 года № 2328-I «О промышленных образцах». Однако, из-за развала СССР проект Закона СССР «О Патентном суде СССР» так и не увидел свет.

Важным элементом системы охраны авторских прав и интеллектуальной собственности являлось Всесоюзное агентство по авторским правам  - общественная организация по охране авторских прав в СССР, существовавшая в период с 1973 по 1991 годы.

Необходимо также отметить, что если в отношении прав отечественных авторов наблюдалась определённая эволюция (от фактического отстранения авторов от прав на их изобретения и произведения, зафиксированные в первых декретах, до полноценной защиты, способствовавшей в 1970-80-е гг. появлению первых легальных советских миллионеров), то в отношении прав зарубежных авторов практически всегда отчисления отсутствовали.

Глава 2. Анализ ключевых положений отечественного законодательства в сфере правовой защиты авторских прав

2.1.Становление современной системы защиты авторских прав в РФ

За период с 1991 года Россия осуществила огромный объём преобразований практически во всех сферах общества, в том числе по созданию нового законодательства, отвечающему текущему моменту и закрепившему факт строительства рыночной экономики, основанной на конкуренции. Путь к созданию нынешней системы защиты авторских прав был непростым.

9 июля 1993 был принят Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, который приобрел ключевое отраслевое значение.

В 1995 году произошло знаковое событие - присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции  об авторском праве в редакции 1971года (в Парижской редакции) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).

В 2004 году были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Посредством данных поправок Закон:

- полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией,

- скорректировал сроки предоставления охраны произведениям,

- ввел новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

Перспектива вступления России в ВТО предполагала жесткие требования к охране прав на интеллектуальную собственность. Поэтому в 2002-2008 гг. в российском законодательстве появился ряд законов, регулирующих правовой статус элементов интеллектуальной собственности, таких как: патентное право, авторское право, смежные права, право на средства индивидуализации и т.д. Все эти права урегулированы отдельными федеральными законами и 4 частью Гражданского Кодекса от 18.12.2006

Наконец, 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

Эти правовые акты наконец утвердили на территории страны общемировые нормы, относящиеся к защите интеллектуальной собственности.

2.2.Анализ законодательства РФ в сфере защиты авторских прав

В Конституции РФ понятие «интеллектуальная собственность» в имущественном значении, определяется как результат свободной творческой деятельности и отнесена, к разным статьям, а именно 35 и 44, в то же время правовая формула «владение, пользование и распоряжение» - относится только к имущественным правам, которые определены в Статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, где «интеллектуальную собственность» определяется непосредственно как самостоятельный объект гражданских прав и для неё устанавливается жесткий режим защиты.

В этом смысле признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты его интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, а именно фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и т.д.

Работа с интеллектуальной собственностью в России в широком смысле, в рамках тиражирования в средствах массовой коммуникации регламентируется следующим рядом нормативных документов:

- Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации»,

- Федеральным Законом «О средствах массовой информации»,

- Федеральным Законом «О рекламе»,

- Федеральным Законом «О коммерческой тайне»,

- Гражданский Кодекс Российской Федерации Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

-Статьями Уголовного Кодекса РФ 129 ("Клевета"), 130 ("Оскорбление");

- Статьей Гражданского Кодекса РФ 152 ("Защита чести, достоинства и деловой репутации");[9]

В узком смысле, применительно к интеллектуальной собственности права на неё в России регулируются, вступившей в силу с 1 января 2008 года 4 частью Гражданского Кодекса в рамках соответствия федеральному закону от 18.12.2006 № 231, разделом VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», который непосредственно определяет интеллектуальную собственность как список итоговых результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации, которым непосредственно предоставляется правовая охрана.[10]

Таким образом, согласно ГК РФ, интеллектуальной собственностью непосредственно являются:

- произведения литературы, искусства и науки;

- программы для электронных вычислительных машин

- различные базы данных;

- различные формы исполнения произведений искусства;

- сообщения в эфир или по кабельным сетям радио- или телепередач;

- изобретения;

- модели изобретений;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения в сельском хозяйстве;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты организации производства;

- фирменные наименования;

- различные товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- различные коммерческие обозначения.[11]

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно. Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.

Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин "формальность" обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством.

Для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе - РАО), выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

Защита интеллектуальных прав осуществляется в предусмотренном Законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Гражданско-правовая форма защиты интеллектуальной собственности может осуществляться как специально предусмотренными, так и общегражданскими способами.

Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут потребовать защиты интеллектуальных прав, в частности правообладатель, непосредственно организация (если интеллектуальные права находятся на коллективной основе), а также иные управомоченные на то Законом лица. Законодатель отдельно регламентирует защиту личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) и исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ).

Гражданское законодательство предусматривает как гражданско-правовые способы защиты своих прав, так и административно-правовые.

Борьба с нарушениями авторских прав ведется и методами уголовного права. Уголовная ответственность за преступное нарушение авторских прав, а также смежных прав предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.3.Правовая защита авторских прав в РФ

2.3.1.Виды авторского права

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ авторскими называют права на произведения литературы, науки и искусства. В. И. Серебровский определял содержание авторского права как совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.[12]

Авторское право не совпадает и с иными видами достаточно изученных гражданских прав: вещных и обязательственных.[13]

Субъекты авторских прав - прежде всего, это автор произведения (ст.1257 ГК РФ).

Автором признается физическое лицо, творческим трудом которого создается результат интеллектуальной деятельности. Следует отметить, что по современному законодательству автором может признаваться только физическое лицо.

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ и базы данных. Перечень этих объектов раскрывается в ст. 1259 ГК РФ.

Следует обратить внимание, что объектами авторского права так же будут и произведения, полученные в результате переработки уже существующих произведений, в том числе переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и прочее.

Причем, автору производного, как и автору составного произведения будут принадлежать права именно на результат его собственной творческой деятельности, но не на оригинальное произведения. Здесь в контексте ст. 1260 ГК РФ обращается внимание на необходимость соблюдения авторских прав, при их создании. Причем охране подлежат произведения, которые получены путем переработки объектов, которые могут и не признаваться объектами авторских прав, например, переработка народного творчества.

Авторское право распространяется на обнародованные произведения, имеющие материальную, публичную форму. Так же внимание стоит обратить на то, что охране подлежит, как целое произведение, так и его составляющие, которые можно рассматривать как произведение, что указано в п.7 той же статьи, как то его часть, название или персонаж.[14]

Охране подлежат неимущественные права в течение жизни автора, плюс семьдесят лет после его смерти. Анонимные произведения подлежат охране семьдесят лет с момента их опубликования.

Права, непосредственно связанные с личностью автора произведения в российском законодательстве раскрываются в главе 70 ГК РФ.

Право авторства и право на имя охраняется бессрочно, причем, после смерти автора его интересы в данном аспекте может представлять абсолютно любое лицо, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.1267 и п.2 ст. 1316 ГК РФ.

По мнению В.А.Хохлова самостоятельным правом является и право на посвящение. Автор имеет право указывать событие, факт, лицо, кому посвящается произведение. В дальнейшем публикация производится только с указанным посвящением. Посвящение становится как бы частью произведения.[15]

2.3.2.Реализация авторских прав и их защита

Договор об отчуждении исключительного права - договор, по которому одна сторна - правообладатель - передает или обязуется передать принадлежащее ей право интеллектуальной собственности другой стороне - приобретателю.

Лицензионный договор - договор, по которому одна сторона - обладатель исключительным правом (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в пределах, определенных договором (п.1 ст. 1286 ГК РФ).

Отдельно следует отметить издательский лицензионный договор, который, в соответствии со ст. 1287 имеет особые условия.[16]

Договор авторского заказа - договор, по которому одна сторона (автор) по заказу другой стороны (заказчика) обязуется создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме.

Защита прав автора может проходить в двух формах - юрисдикционной и неюрисдикционной.

Природа защиты авторских прав в большой степени зависит от того нарушено исключительное или личное неимущественное право.

Исключительное право может защищать правообладатель, личное неимущественное - любое заинтересованный в этом лицо.

Защита авторских прав - это совокупность мер, применяемых как автором, так и третьими лицами, в том числе государством, направленных на восстановление или признание прав автора при их неправомерном использовании или нарушении.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Гражданско-правовые способы защиты указаны в ст.12 ГК РФ, это признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий третьих лиц, создающих угрозу нарушения права, так же возмещение убытков, выплата компенсации, реальное исполнение, прекращение или изменение правоотношения

Таким образом, защита авторских прав - это совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

В качестве примера следует привести правоприменительную практику, построенную на исках правообладателя персонажей российского мультсериала «Смешарики».

Правообладателем товарных знаков на персонажей известного мультсериала "Смешарики" в настоящее время является немецкая компания Smeshariki GmbH. За несколько последних лет Smeshariki GmbH создала себе репутацию едва ли не самого активного борца за свои авторские права на территории РФ[17]. Фирма использует практику подачи нескольких десятков исков в течение одного-двух месяцев к небольшим торговым и производственным предприятиям, использующих хотя бы один из 39 зарегистрированных товарных знаков без согласия правообладателя, в определенном регионе[18].

Начало активной защиты своих авторских прав на персонажей мультфильма "Смешарики" компанией Smeshariki GmbH относится к 2010 году. Большее количество исков, чем Smeshariki GmbH, направляют в суды лишь банки и страховые компании. Более чем в 80% дел суд принимает сторону истца.

Заключение

Защите авторских прав служит целый комплекс норм, содержащих соответствующие правила. Помимо общих гражданско-правовых методов защиты личных неимущественных прав и защиты субъектов договоров существуют особенные способы защиты, присущие отдельным авторским правам, исключительному праву, а также защите прав авторов определенных видов произведений. От наиболее опасных посягательств авторские права защищает административное и уголовное законодательство. Такой подход позволяет охватить и пресечь любую возможность нарушения прав автора.

Всё вышеперечисленное создает в обществе неоднозначное отношение к правам автора и нынешнему уровню защиты. С одной стороны, авторы всё равно полагают, что их права защищаются не в полной мере и, исходя из этого, не предпринимают сами никаких мер по защите своих прав, так как считают это бессмысленным. С другой стороны, лица, желающие использовать произведение автора по своему усмотрению и не считающие, например, вкладывание на всеобщее обозрение в своем блоге музыки или иного произведения автора нарушением авторских прав, полагают, что законодательство ущемляет их конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, указанное в ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Часть 4 ГК РФ устанавливает для авторов большое количество отдельных составляющих исключительного права - правомочий. Однако для отдельно взятого физического лица, автора, эти правомочия крайне сложны в реализации. Институт коллективного управления правами как раз и создается для помощи авторам в тех случаях, когда осуществление прав затруднено. Но зачастую возникает ситуация, при которой права принадлежать не авторам, но организациям по коллективному управлению правами, что, естественно не соответствует смыслу законодательства. Именно из-за возможности возникновения таких ситуаций в настоящее время идет обсуждение внесения изменений в ст. 1242-1244 ГК РФ, позволяющих авторам и организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими и смежными правами, взаимодействовать без какого-либо ущерба для одной из сторон.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что институт авторского права в Российской Федерации за последние несколько лет, т.е. с момента принятия в 2008 году четвертой части ГК РФ, развивается в ускоренном темпе. При этом факт столь недавнего вступления в силу нового законодательства несомненно говорит о том, что практика по многим вопросам, связанным с авторским правом еще не сложилась, а теоретические изыскания принимают форму комментариев действующего законодательства.

Особенно следует отметить необходимость формирования позитивного общественного мнения в отношении средств защиты авторских прав и возможностей такой защиты, так как в настоящее время в большинстве случает субъекты авторского права предпочитают неюрисдикционные методы защиты, не доверяя возможностям действующего законодательства.

В этой связи необходимо законодательно закрепить четкий механизм, при помощи которого автор сможет создавать произведение, доверяясь законодательной защите от посягательств как на личные неимущественные, так и на его исключительное право, а пользователь сможет при помощи четко определенных законом действий использовать произведение автора желаемым образом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация и защита авторских прав находится на уровне, достаточном для становления и формирования в ближайшие годы практической базы, которая, в свою очередь, позволит сформулировать основные векторы дальнейшего становления данного института.

Список источников информации

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 сентября 2016 г.)
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 сентября 2016 г.).
  3. Гражданский кодекс РФ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 сентября 2016 г.)
  4. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2003г. - №9.
  5. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.).
  6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Литература

  1. Авторское право и смежные права: учеб. / под ред. И.А. Близнеца. - М., 2010.
  2. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2000.
  3. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2005.
  4. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). - М., 2000.
  5. Максимова Л.Г. Права автора и их защита: документы и материалы. - М., 2001.
  6. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2-х ч. Ч. 2.- М., 1997.
  7. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М., 2013.
  8. Сергеев А.П. Гражданское право. Том 1. - М., 2010.
  9. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011.
  10. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. – М., 2008.
  11. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. – М., 2008.
  12. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права.- М., 2005.
  1. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.- М., 2013. С. 211.

  2. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. – М., 2008. С. 124.

  3. Сергеев А.П. Гражданское право. Том 1. - М., 2010. С. 483.

  4. Региональные конвенции: ряд Панамериканских конвенций, т.ч. Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико (1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос- Айресе (1910 г.), Соглашение - в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.)

  5. Авторское право и смежные права: учеб. / под ред. И.А. Близнеца. - М., 2010.

  6. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2003г. - №9. – с.3.

  7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 2005. С. 296.

  8. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2-х ч. Ч. 2. - М., 1997. С. 318.

  9. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова. - М., 2005. С. 237.

  10. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011. С. 98.

  11. Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности в России / Под общей редакцией д.т.н., профессора Л.М. Червякова. - М., 2011. С. 153.

  12. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). - М., 2000. С.57.

  13. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2000. С. 328-336.

  14. Максимова Л.Г. Права автора и их защита: документы и материалы. - М., 2001. С.359-362.

  15. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. – М., 2008 С.95-124.

  16. Авторское право и смежные права: учеб. / под ред. И.А. Близнеца. - М., 2010. С.123.

  17. Более 1300 подобных дел с ее участием за 2012–2013 годы.

  18. Например, в Арбитражном суде Челябинской области с 2010 по 2013 год рассматривалось 47 дел, а в суде Красноярского края с 2011 по 2013 год — 211 дел, в Краснодарском крае за тот же период — 75 дел.