Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов)

Содержание:

Введение

Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.

Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное прогностическое значение, создают необходимую основу для того, чтобы своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.

Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в жизненные пути, молодежь не может без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы образования.

Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным.

Актуальность: изучение социально-психологического портрета современного студента, анализ системы ценностей , которая, по сути, многое определяет в жизни, в выборе профессии, в социализации, поведении и т. д., а так же методов их исследования.

Объектом исследования является ценностные ориентации.

Предмет исследования - особенности ценностных ориентаций у студентов.

Цель данной работы состоит в изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть понятие и сущность социального интеллекта;

2) определить место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности;

3) исследовать экспериментально ценностные ориентации у студентов;

4) проанализировать результаты исследования.

Методологической основой исследования явились работы отечественных ученых А.Я. Анцупова, В.В. Водзинской, А.А.Дергач, И.И.Докучаева и др. по проблеме исследования ценностных ориентаций.

Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны следующие: определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова), экспресс-диагностика социальных ценностей личности.

Экспериментальная база исследования: При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты специальности «инженер-энергетик» и 20 человек специальности «социальная работа».

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Ценностные ориентации и методы их исследования

1.1 Понятие и сущность социального интеллекта

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия» [2, с.8].

Основные функции социального интеллекта состоят в следующем:

- обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;

- формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;

- планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;

- мотивационная функция;

- расширение социальной компетентности;

- саморазвитие, самопознание, самообучение [6, с.91].

Одна из главных интегральных функций социального интеллекта – формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития и положительного взаимовлияния на основе осознания уровня и характера взаимоотношений.

Поскольку существует множество разнообразных задач, решаемых с помощью социального интеллекта, возникает проблема структурирования данного множества. Одним из наиболее распространенных является разделение всего большого массива функций на два основных структурных компонента социального интеллекта – функций, когнитивных и поведенческих. Тем самым подчеркивается распространенность когнитивно-поведенческого подхода к исследованию социального интеллекта. Когнитивные компоненты социального интеллекта – это те, которые отвечают за решение познавательных задач и результатом которых являются знания, понимание.

Очевидно, что к когнитивным компонентам социального интеллекта можно отнести «социальную перцепцию», «рефлексию», «способность неординарно мыслить», «социальную интуицию», «социальную проницательность», «успешный поиск выхода из критических ситуаций», «способность к декодированию невербальных сообщений», «способность к кристаллизации полученных знаний», «понимание людей».

Социальный интеллект (СИ) определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности[12, с.55].

Таким образом, социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Отличительной характеристикой и признаком личности с высоким уровнем социального интеллекта является достаточная социальная компетентность во всех ее аспектах.

Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость.

В отличие от структуры общего интеллекта, в структуре социального интеллекта большую роль играют личностные свойства и характеристики самосознания, которое не должно быть «зашоренным», перегруженным комплексами и барьерами психологической зашиты. Поэтому авторитарный человек редко достигает высоких уровней развития социального интеллекта, имеет мало осознаваемые трудности во взаимодействии с людьми, плохо понимает (и зачастую боится) людей, особенно противоположного пола, часто ошибочно приписывает им те или иные побуждения и мотивы. Самосознание такого человека полно комплексов вследствие его неразвитости, несформированности индивидуальных ценностей, высокой конформности, преобладания неосознанной мотивации агрессивного характера [8, с.95].

1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора.

При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д. Н. Узнадзе называет установкой [20, с.87-91]. Функция установки, состоит в том, что она «указывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общее для них состояние готовности. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот. Ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.

Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие «социальная установка», или «аттитюд», который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [1, с.76]. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» В. Я. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций — базовые социальные установки — отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения [7, с.35-52].

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени [12, с.248]. Б. С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [11, с. 301].

В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии.

Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы.

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

- ценности - это понятия или убеждения;

- ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

- ценности имеют надситуативный характер;

- ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

-ценности упорядочены по относительной важности [18, с.203].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

По словам Б. Ф. Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса» [13, с. 144].

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [4, с.368]. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии.

Структурный характер системы ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек».

По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

С точки зрения В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [20, с. 284-314]. Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепцией «я» [15, с. 320]. А.Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентации «действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться».

Механизм действия системы ценностных ориентации, по его словам, связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности, выражаясь в борьбе между долгом и желанием, т.е. между мотивами нравственного и утилитарного характера.

Роль ценностных ориентации в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш.А. Надирашвили. На основе теории Д.Н. Узнадзе им выделяется три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективация собственного «Я». Таким образом, высший уровень психической активности человека — волевая активность — регулируется ценностными ориентациями индивида.

В работах В.Ф. Сержантова, В.Д. Шадрикова, Е.А. Климова и др. ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентации проявляется применительно к профессиональной деятельности. По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [18, с. 130-136].

Необходимо отметить, что двойственность системы ценностных ориентации личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Как справедливо отмечает А.И. Донцов, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека [12, с.44].

Вывод по первой главе

1.Социальный интеллект – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. В структуре социального интеллекта большую роль играют личностные свойства и характеристики самосознания

2.Ценностные ориентации, или установки представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека и являются, в свою очередь, продуктом социализации. Социологический словарь определяет социализацию как процесс усвоения индивидом ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. Они формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Формирование ценностных ориентаций в структуре личности включает в себя несколько компонентов, таких как мировоззрение и ориентации, которые включают в себя три фазы.

Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций

2.1 Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов

Целью нашего исследования был анализ динамики ценностно-мотивационной сферы студентов. В первую очередь интерес к ценностным ориентациям студента определяется тем, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Изучения ценностных ориентации современного студенчества обусловливает появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этого вопроса, и усиливается, когда речь касается психологической адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям и системам образования, а также изучения личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения.

При поступлении в вуз не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход к личности, возможен он только при наличии исчерпывающих сведений о ценностных ориентациях студентов.

Актуальность исследования: исследование ценностных ориентаций студентов является частью изучения проблем молодёжи в целом. Молодое поколение – весомая составляющая всего социума, а значит, изучение ценностных представлений данной макрогруппы создаёт предпосылки для теоретико-психологических обобщений, касающихся будущего состояния системы ценностей белорусского общества. На фоне фундаментальных социологических исследований в данной области существует недостаток психологических знаний по этому вопросу. Так же в данном исследовании приводится сравнение ценностных ориентаций студентов технического и гуманитарного направления.

Объектом исследования являются ценностные ориентации личности студентов.

Цель исследования – сравнить анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов по специальности «инженеры-энергетики» и «социальная работа».

Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны следующие:

Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова), которая является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у личности. Испытуемому предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно ему. Записываются любые мысли, которые кажутся ему важными как в настоящий момент, так и в целом в его жизни. (Опросник и интерпретацию методики см. в приложении А).

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности, данная методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров. Предлагается 16 утверждений, которые испытуемый оценивает для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 …100 (очень важно). (Опросник и интерпретацию методики см. приложение Б)

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов проводилось в несколько этапов:

I этап предусматривал подбор методик исследования. Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны следующие: методика «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)» и «Экспресс диагностика социальных ценностей личности».

II этап - экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов специальности «Инженер-энергетик».

III этап - экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов специальности «Социальная работа».

IV этап - сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций студентов.

Возраст испытуемых студентов специальности «Социальная работа», по материалам анкетирования, составляет от 19 до 23 лет.

Возраст испытуемых студентов специальности инженер-энергетик составил от 19 до 20 лет.

Таблица 1

Данные для исследования

Специальность

инженер-энергетик

социальная работа

Частоты

% по столбцу

Частоты

% по столбцу

Пол

Мужской

18

90,0%

4

20,0%

Женский

2

10,0%

16

80,0%

Возраст

19

17

85,0%

3

15,0%

20

2

10,0%

13

65,0%

21

1

5,0%

3

15,0%

23

0

0,0%

1

5,0%

Для исследования жизненных ценностей личности была представлена следующая анкета (см. приложение А).

2.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов.

Таблица 2

Результаты, полученные при обработке методики «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)»

Специальность

Инженер-энергетик

Социальная работа

Сумма

Сумма

Свобода, открытость и демократия в обществе

12

6

Богатая духовно-религиозная жизнь

2

Межличностные контакты и общение

1

8

Чувство удовольствия

1

1

Привлекательность

4

Привязанность и любовь

8

8

Здоровье

9

10

Личностный рост

19

14

Богатство духовной культуры

1

2

Материальный успех

11

4

Автономность

7

13

Известность

1

.

Власть и влияние

4

6

Служение людям

3

2

Безопасность и защищенность

7

9

Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов ценностных ориентаций у студентов специальности «Социальная работа» и студентов специальности инженер-энергетик 3 курса.

При проведении методологического исследования Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова) были получены следующие результаты. Ведущей ценностью у студентов обоих вузов находится ценность личностный рост, больше половины студентов отметили важность развития себя, познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

У студентов специальности инженер-энергетик на первом месте стоит ценность личностный рост, на втором – Свобода, открытость и демократия в обществе, которая показывает, что студентам не безразлична духовная жизнь общества, социальная справедливость и выражения требования к власти всех уровней. Третье место разделили такие ценности как: межличностные контакты, важность которой, определяется потребностью чувствовать себя частью какой-либо группы и иметь свой круг общения, а так же страхов, связанных с одиночеством и непониманием со стороны других людей; и материальный успех, который для студентов является не маловажной целью в будущем, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания и полноценное содержание семьи. Так же выявлено, что студентов специальности инженер-энергетик, менее интересуют такие ценности как: богатая духовно-религиозная жизнь, чувство удовольствия, известность, служение людям, власть и влияние, привлекательность.

У студентов специальности «Социальная работа», после ценности личностный рост, второе место делит автономность, что означает, какие-либо высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих и самому определять ход своей жизни. И здоровье, то есть стремление иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Менее важно интересуют такие ценности как: безопасность и защищенность, привязанность и любовь, межличностные контакты и общение, свобода, открытость и демократия в обществе. Так же выявлено, что студентов специальности «Социальная работа», совершенно не интересуют такие ценности как: богатство духовной культуры, материальный успех, известность, служение людям, чувство удовольствия.

При проведении исследования мы получили следующие результаты. По методике «Экспресс диагностика социально-психологических ценностей личности» было получены первичные данные. Показатели экспресс диагностики социально-психологических ценностей личности представлены в таблице. Упорядочив результаты, можно увидеть, что список предпочитаемых ценностей расположился в следующем порядке: интеллектуальные, физические, духовные, общественные, социальные, семейные, финансовые, профессиональные.

Таблица 3

Показатели экспресс диагностики социально-психологических ценностей личности

Специальность

Инженер- энергетик

Социальная работа

Количество

% по столбцу

Частоты

% по столбцу

Интеллектуальные

Не важно

1

5,0%

0

0,0%

Скорее не важно

2

10,0%

0

0,0%

Скорее важно

2

10,0%

4

20,0%

Важно

15

75,0%

16

80,0%

Физические

Не важно

2

10,0%

3

15,0%

Скорее не важно

9

45,0%

2

10,0%

Скорее важно

5

25,0%

10

50,0%

Важно

4

20,0%

5

25,0%

Духовные

Не важно

7

35,0%

7

35,0%

Скорее не важно

4

20,0%

3

15,0%

Скорее важно

5

25,0%

5

25,0%

Важно

4

20,0%

5

25,0%

Общественные

Не важно

6

30,0%

1

5,0%

Скорее не важно

8

40,0%

11

55,0%

Скорее важно

5

25,0%

6

30,0%

Важно

1

5,0%

2

10,0%

Социальные

Не важно

0

0,0%

0

0,0%

Скорее не важно

0

0,0%

1

5,0%

Скорее важно

7

35,0%

1

5,0%

Важно

13

65,0%

18

90,0%

Семейные

Не важно

0

0,0%

0

0,0%

Скорее не важно

1

5,0%

0

0,0%

Скорее важно

2

10,0%

2

10,0%

Важно

17

85,0%

18

90,0%

Финансовое

Не важно

0

0,0%

0

0,0%

Скорее не важно

0

0,0%

1

5,0%

Скорее важно

6

30,0%

4

20,0%

Важно

14

70,0%

15

75,0%

Профессиональные

Не важно

0

0,0%

0

0,0%

Скорее не важно

0

0,0%

0

0,0%

Скорее важно

0

0,0%

1

5,0%

Важно

20

100,0%

19

95,0%

По таблице 3 видно, что семейные, интеллектуальные и профессиональные ценности находятся на лидирующих позициях у студентов обоих вузов. Наименьшее же значение студенты придают духовным ценностям. Это связано с тем, что молодые люди в возрасте 18-22 лет задумываются о создании своей семьи, о своем профессиональном становлении и развитии, а о духовном воспитании начинают задумываться ближе к 30 годам.

Рисунок 1. Показатели результатов по экспресс диагностике социально-психологических ценностей личности, указано, сколько процентов студентов, определи ценности, как важные в жизни.

По диаграмме рисунка 1 можно сделать выводы, что профессиональные ценности стоят на первом месте, это характерно для студентов обоих вузов, так как профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др., а для инженеров-энергетиков - рациональность, обладание набором технических навыков и умений, склонность к изобретательской деятельности, настойчивость, скрупулезность, трудолюбие, и т.д. Сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

На втором – семейные ценности, которые можно отнести к личностным, так как каждый индивид сам решает, что для него более важно – полностью посвящать себя карьере, либо создавать свою ячейку в обществе больше времени уделять семье и родственным связям.

На третьем – социальные ценности, которые выявлены у студентов обоих специальностей, но у студентов специальности «социальная работа» эта ценность является более приоритетной.

На четвертом месте интеллектуальные ценности, которые являются своего рода базой для профессионального роста, что характерно как для студентов специальности «Социальная работа», так и для инженеров-энергетиков.

Материальные ценности на пятом месте. Любой человек стремится быть материально независимым и хорошо зарабатывать на жизнь, что наиболее актуально в настоящее время для молодых людей.

Общественные, духовные и физические ценности интересуют значительно меньше, так как всего 20% студентов обеих специальностей отнесли эти ценности к важным.

Всё вышесказанное отражено в таблице, представленной в приложении В, в которой рассматриваются приоритеты ценностных критериев двух специальностей.

Выводы по второй главе

1.Целью данного исследования являлось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов специальностей «социальная работа» и «инженер-энергетик».

2.Методом исследования было выбрано тестирование. В качестве методик исследования были выбраны определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова) и экспресс-диагностика социальных ценностей личности.

3.По первой методике «Определение жизненных ценностей личности (Иванов Колобова)» у нас получились следующие результаты.

У студентов специальности «Социальная работа» на первом месте выступает такая ценность как личностный рост. Второе место делит автономность, то есть независимость от мнения окружающих, и здоровье.

Менее важно интересуют такие ценности как: безопасность и защищенность, которая проявляется в беспокойстве за жизнь себя и близких; привязанность и любовь; межличностные контакты и общение; свобода, открытость и демократия в обществе.

Так же выявлено, что студентов специальности «Социальная работа», менее интересуют такие ценности как: богатство духовной культуры, материальный успех, известность, служение людям, чувство удовольствия.

У студентов специальности инженер-энергетик на первом месте стоит ценность личностный рост, на втором – свобода, открытость и демократия в обществе. Третье место разделили такие ценности как: межличностные контакты и материальный успех. Менее интересуют такие ценности как: богатая духовно-религиозная жизнь, чувство удовольствия, известность, служение людям, власть и влияние, привлекательность.

3.По второй методике «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» у нас получились следующие результаты».

Профессиональные ценности стоят на первом месте, что характерно для студентов обеих специальностей.

На втором – семейные ценности.

На третьем – социальные ценности, которые выявлены у студентов обоих специальностей, но у студентов специальности «социальная работа» эта ценность является более приоритетной.

На четвертом месте интеллектуальные ценности. Материальные ценности заняли пятое место.

Общественные, духовные и физические ценности интересуют значительно меньше остальных.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека, так как ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида.

Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Ценности всегда носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Путь к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями.

Социальная работа как социокультурное явление основывается на системе профессиональных ценностей, ценностные ориентации как субъективные образования указывают на высшие ранговые ценности и определяют направление развития профессиональной деятельности. Социальная работа как социокультурная система воспроизводится специалистами в процессе взаимодействия на основании определенной системы ценностей. Каждый человек застает порядок сложившимся, приспосабливается к нему.

Что касается системы профессиональной деятельности как социальная работа, то ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку. Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

В результате анализа методик, полученных при исследовании системы ценностных ориентации студентов, можно сделалась следующий вывод: различия между ценностными ориентациями студентов специальности «инженероы-энергетики» и специальности «социальная работа» ненамного отличаются между собой, но все-таки существуют и являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе социализации. На первом месте у обеих специальностей стоит личностных рост, затем семья, затем профессиональная и материальная сфера.

Список использованной литературы

ценностный ориентация личность студент диагностика

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989.— 248 с.
  2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 2012. - Т. 5. - № 5. - С. 63-70.
  3. Анцупов А.Я. Акмеологическая диагностика: учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 257 с.
  4. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. — М.: РПО, 2018. — 144 с.
  5. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 2015.— 301 с.
  6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта. Вопросы психологии — 2015.
  7. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора. Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 2007.—С. 284-314.
  8. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании// Философские науки. – 1968. - №2. – С.48-54, с.49
  9. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. — М.: Гардарика, 2009. — 432 с.
  10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2012. — С. 256-269.
  11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. 1998.
  12. Деркач А.А. Методы акмеологических исследований. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 164 с.
  13. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. – М.: Наука, 2009. – 595 с.
  14. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 2014.— 142 с.
  15. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.— 222 с.
  16. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа — 2013. С. — 130-136.
  17. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. – 2006
  18. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 2012. —216 с.
  19. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2017. —320 с.
  20. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. — N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.

Приложение А

Определение жизненных ценностей личности (MUST –ТЕСТ) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)

Инструкция:

Вам предлагается словами продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.

Лист ответов

Ф.И.О. ____________________ Пол ___________ Возраст ______

Образование _____________ Дата ____________

Я непременно должен _______________________________________

Я непременно должен _______________________________________

Я непременно должен _________________________________________

Я непременно должен _________________________________________

Я непременно должен _________________________________________

Я непременно должен _________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Ужасно, если _________________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Я не могу терпеть _____________________________________________

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть…бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям

Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»;

Власть и влияние

Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».

Известность

В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

Богатство духовной культуры

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».

Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».

Чувство удовольствия

Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».

Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».

Богатая духовно-религиозная жизнь

Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».

Приложение Б

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Тест

1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Вовлечение в общественную деятельность.

6. Ваша религия.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11. Времяпрепровождение в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т. п.

Обработка результатов

Профессиональные

1

9

Финансовые

2

10

Семейные

3

11

Социальные

4

12

Общественные

5

13

Духовные

6

14

Физические

7

15

Интеллектуальные

8

16

Приложение В

Результаты анализа

Инженер-энергетик

Социальная работа

Значимые

Личностный рост, материальный успех, межличностные контакты и общение, свобода, открытость и демократия в обществе;

Личностный рост, автономность;

Скорее значимые, чем нет

Автономность, здоровье, привязанность и любовь, безопасность и защищенность;

Власть и влияние, здоровье, привязанность и любовь, межличностные контакты и общение, свобода, открытость и демократия в обществе, безопасность и защищенность;

Менее значимые

Служение людям, власть и влияние, известность, богатство духовной культуры, привлекательность, чувство удовольствия, богатая духовно-религиозная жизнь;

Служение людям, известность, материальный успех, богатство духовой культуры, привлекательность, чувство удовольствия, богатая духовно-религиозная жизнь;

Руководитель: ___________/_______________

Подпись расшифровка

Обучающийся задание получил: «____»______________ 202____г.

Обучающийся Моисейченко/_____________

Подпись C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Роспись 1.2.bmp расшифровка Моисейченко