Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция и начало проектирования

Содержание:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет электронного обучения

курсовая работа

по дисциплине

«Основы производственного мастерства»

на тему

«»

Работу выполнил (а) студент (ка)

группы

ОБД-1712МО

Направление подготовки:

Дизайн

Профиль:

Дизайн

Шеронова Мария Сергеевна

Научный руководитель:

Зайцева Алёна Олеговна

МОСКВА

2019

Введение

Благоустройство городской среды – важная сфера приложения знаний, умений и навыков градостроителей, архитекторов, инженеров и дизайнеров. Комплекс задач, которые необходимо решить, чтобы создать проекты обустройства территорий города, включает важные и крупные вопросы организации территории.

Актуальность темы. Для всех развитых стран мира экологическая ситуация, складывающаяся в городах, а особенно в столицах, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических партий и общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения.

Экологическая ситуация городов – «зеркало», в котором отражается уровень социально-экономического положения страны, поэтому не случайно информация об экологической ситуации и об уровне жизни в развитых странах общедоступна и занимает одно из ведущих мест в политической и общественной жизни общества. С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. В последние десятилетия усилилось отрицательное влияние человека на окружающую среду и, в частности, на зелёные насаждения. городской ландшафтный проектирование концепция

Проблема зелёных массивов (городских парков, лесов, садов, лугов) – одна из важнейших экологических проблем в городе. Растительность, как средовосстанавливающая система, обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огромное значение для человека.

Ландшафтное проектирование – метод проектирования, предусматривающий разработку мероприятий по объемно-пространственной организации территории, формированию системы насаждений, открытых пространств, лужаек, полян, площадок для отдыха, маршрутов, прогулочного и транспортного движения посетителей, а также размещение малых архитектурных форм, оборудования, колористического решения. Организация отдыха для разных по возрасту и интересам групп населения различна. Это в первую очередь площадки тихого отдыха, беседки-читальни, площадки настольных игр, места для бесед и др.

Чтобы раскрыть цель исследования необходимо решить следующие

задачи:

– рассмотреть понятие абстрактная композиция и обобщить принципы отображения человеческих ощущений;

– проанализировать абстрактное мышление как основу творческого процесса в архитектурном проектировании;

– определить задачи благоустройства территории;

– сделать абстрактную композицию на основе абстрактного понятия и выполнить несколько вариантов работы, используя в каждом разные материалы;

– создать проект облагораживания территории, додумать пространство, сделать с помощью компьютера коллаж.

Глава 1. Абстрактная композиция и общие принципы отображения человеческих ощущений

В основу абстракционизма положен отказ от реальной формы, в угоду выражения как минимум чистого эмоционального посыла. Как максимум предполагается, что абстракция отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражаются через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур).

V. V. Kandinsky. "First abstract watercolour" of 1910

V. V. Kandinsky. "First abstract watercolour" of 1910

Рис. 1. В. В. Кандинский. Первая абстрактная акварель. 1910 г.

Широко используемый термин «абстрактная композиция» появился из сферы образования, где определяет формулировку учебного упражнения. Слово «композиция» используется не в значении составления, а в аспекте законченного произведения. Вернее, конечно, говорить о композиции в абстрактном искусстве. Как искусство «личного переживания» абстракционизм в различные периоды существования шокировал зрителя, составлял авангард искусства, затем высмеивался, подвергался осуждению и цензуре, как искусство, не имеющее никакого смысла и дегенеративное. Однако теперь абстракционизм существует наравне со всеми другими формами искусства и, более того, выходит на особые позиции заданий вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения на архитектурно-дизайнерские специальности. В качестве проверки креативных возможностей абитуриента испытание абстракцией весьма продуктивно т.к. ярко выявляет творческое мышление, композиционные знания и умение выразить тему в усложнённых условиях запрета на узнаваемые формы окружающего мира. Ведь исторически, работая с первичными элементами языка искусства (те геометрические формы, из которых методом отрезания лишнего в фигуративном искусстве можно получить объекты зрительного мира), абстракционисты обращались к общим для всего изобразительного искусства композиционным принципам. Неудивительно, что абстракционисты находили применение своим неизобразительным формам в промышленной эстетике (дизайне), художественном конструировании, архитектуре. Деятельность абстракционистов способствовала становлению современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна.

Лично мне интересна абстрактная композиция только тем, что на примере условных абстрактных форм легче понять психофизиологические законы восприятия зрителем изображения и поставить их на вооружение при выявлении авторской мысли в произведении. Ведь чтобы сделать свои идеи доходчивыми для зрителя логично общаться на понятном для зрителя и художника изобразительном языке.

Теория композиции однозначно диктует, что именно в условных массах большого и малого, тёмного и светлого на стадии первых неявных эскизов должно быть найдено взаимодействие, гармония, композиционный центр, средства выразительности и бережно сохраняется до конца работы над произведением.

эскизы, наброски, кроки

Рис. 2. Эскизы картин.

а) И.И. Левитан. Платформа. Приближающийся поезд

б) Спиридонов В. М. Многофигурная композиция

в) Кипарисов П. Г. Марийки Идут

Этот подход роднит все ипостаси композиции (жанровая, абстрактная ассоциативная, декоративная и т.д.). Конечно, в абстракции можно приблизить зрителя лишь к какому-либо психологическому переживанию, настроению, ощущению, но это уже совсем не мало для произведения и предметного характера. Поэтому понимание композиции в абстракции расширит горизонты и художников фигуративных направлений в искусстве.

Однако все ли рисовальщики понимают принципы отображения тех или иных ощущений, той или иной ассоциации, настроения в беспредметной композиции, с помощью какого кодированного языка должны разговаривать автор и зритель посредством изображения?

Всё изобразительное искусство можно поделить на предметное и беспредметное. И тот и другой раздел можно представить как совокупность направлений в искусстве, например в абстрактном искусстве два больших направления геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан) и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). В их рамках можно выделить более узкие течения, например, ташизм (живопись пятнами, которые выражают бессознательную активность художника), супрематизм (комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний), неопластицизм (живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра) и т.д. В предметной живописи вмешиваются различные подходы к изображению самой реалистичной формы, действия, времени, пространства. Например, жанровая реалистичная композиция, т.е. отражающая определенный жанр искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, исторический, батальный, бытовой или т.п.) чётко придерживается Аристотелевых единств — времени, места, действия. В таком искусстве определенные действующие лица в определенный момент времени в реальном пространстве объединены одним действием. Однако, в предметном искусстве исторически сложились и такие направления как сюрреализм, кубизм, футуризм и иные «предметные» авангардные течения, где предметы окружающего мира со значительной степенью стилизации (деформация, упрощения, усложнения и т.д.) или без нее изображаются не в условиях реального физического мира, а как бы в потоке ассоциативных рефлексий автора. Иными словами, есть реальные объекты, но времена, пространства могут смешиваться, цвет трактоваться условно, а форма сильно деформироваться. Но, при всём при этом, законы, правила, принципы, средства выразительности едины для всех проявлений и производят заложенное автором воздействие в любых вариантах предметного или беспредметного изображения.

Цель данного исследования заключается в попытке описать адекватные принципы, по которым в абстрактной композиции выявляются человеческие ощущения, а вместе с тем объяснить методику размышлений о выражении в композиции жизненных ощущений на примере стандартных для учебных заданий по композиции и формообразованию тактильных, вкусовых, вестибулярных и др. ощущений. Для чего проанализируем особенности композиции в абстрактном искусстве и приведем несколько примеров с иллюстрациями.

Статика в композиции

Для выражения статики в композиции характерны тяжелый низ и лёгкий верх – это психологическое предвосхищение (ожидание) расстановки сил в листе, которое обусловлено физическими реалиями жизни. Иными словами, от привычки ощущать под ногами надёжную опору, а над головой лёгкое светлое небо. Поэтому композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического центра листа дабы усилить низ, притянуть композицию к подразумеваемой платформе. Ассоциативно ощущаемая у нижнего края листа площадь опоры необходима большая в связи с физическим законом о том, что большая плоскость дает большую силу трения. В связи с жизненным опытом нахождения равновесных устойчивых состояний необходимо подчёркивать вертикали и горизонтали в качестве композиционного ключа или доминирующего принципа в композиции. Ничего не стоит ставить на угол. Даже треугольники в композиции, которые привносят диагонали своими сторонами надо ставить на широкое основание, стремится к равнобедренным и прямоугольным треугольникам. Цвет на вестибулярные ощущения при этом не влияют.

Динамика в композиции

В связи со сложившимся «Арнхеймовским» гештальтом психики ощущать над головой лёгкое светлое небо, часто при рассматривании изобразительной плоскости помещенные в верхней части листа предметы кажутся летящими или падающими. Поэтому композиционный центр в динамичных композициях лучше закладывать чуть выше геометрического центра листа с целью сместить акцент для зрителя как бы «в небо». Тёмные объекты и крупные, которые ассоциативно связываются с тяжестью кажутся падающими, а лёгкие и светлые, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д., кажутся летящими. Площади опоры в нижнем крае листа абсолютно не нужна. В отличии от статики структура динамичной композиции — это чаще всего диагональ. Может быть и спираль, но при спирали впечатление постоянного удаления и полёта надо «дожимать» ритмом и масштабом. Под динамикой подразумевается не хаотичное движение, а векторно-направленное, как бы с заданным ускорением. Иными словами, изображенные объекты должны казаться летящими (брошенными с силой) к конкретной цели. Такие статичные формы как различные прямоугольники надо ставить на угол, по диагонали. Основное средство выразительности – ритм. Меняя расстояние от одного нарисованного объекта к другому, художник может создавать ощущение разгона или замедления, в зависимости от того насколько далеко нужно перепрыгнуть взгляду от одного объекта к другому. Вместе с тем неплохим подспорьем будет и эффект перспективного сокращения улетающих объектов. Цвет на вестибулярные ощущения, по мнению автора, не влияет.

abstract art, static, dynamic

Рис. 3. Примеры изображения статики и динамики в геометрической абстрактной композиции. а) Юлдашева Е. б) Лазарева В. в) Лазарева В.

Массивность в композиции

Для выражения тяжести в листе композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического. Формат удачнее выбрать горизонтальный, как бы «приземленный». В частных случаях для массивности площадь опоры должна быть, причем чем больше, тем лучше в связи с тем, что тяжелая масса сильнее притягивается к земле. Необходимо прижать изображение к нижнему краю листа. Однако могут встречаться различные художественные задачи, при которых массивное не должно быть связано с землей, тогда стоит ограничится лишь большим масштабом в листе и тёмным тоном. Ярко выраженной структуры для создания массивных композиций, наверное, нет, однако интересно усиливать ощущение тяжести, духоты и давления за счет того, что графически можно зажать или придавить мелкий объект крупными, по аналогии с завалами. Стараться изображать объекты плотно, без видимых между ними просветов. Для весовых ощущений намного большее значение влияет тон: светлый или тёмный, — нежели цвет. Так для выявления ощущения массивности на помощь должны прийти тёмные тона. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает тяжелые тона с ожидаемой до опыта (априори) тяжестью. В том числе, образно темнота связывается с тяжелыми эмоциональными состояниями человека. А так-как из курса цветоведения известно, что к каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно для массивного подходят тёмные цвета коричневые, синие, фиолетовые, тёмно-зеленые, тёмно-бардовые цвета и иные тёмные оттенки цветов. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает огромный размер с ожидаемой тяжестью объекта.

Лёгкость в композиции

Для лёгкого композиционный центр лучше проектировать чуть выше геометрического центра листа чтобы связать самое главное в композиции с чем-то парящим, возвышенным. Даже формат скорее всего следует выбирать вертикальный. В частных случаях, связанных со статикой или устойчивостью, точки опоры будут нужны, но для большего выражения лёгких конструкций они должны быть точечные (не сплошные), визуально тонкие опоры, вне зависимости от площади опоры. Однако могут встречаться различные художественные задачи, динамического характера. Тогда стоит ограничится лишь выражением идеи с помощью масштаба и светлого тона. Ярко выраженную структуру композиции выделять здесь бессмысленно, однако интересно усиливать ощущение лёгкости обилием «воздуха» между объектами в изображении. Вместе с тем отличным художественным приёмом для подчёркивания лёгкости станет так называемое «рисование насквозь» или «сквозь предмет», создавая впечатление прозрачности изображенных объектов. Также хорошо изображать объекты полыми, ассоциативно облегчая их массу. Для выявления ощущения лёгкости по аналогии с жизненными реалиями подходят светлые тона, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д. А так-как из курса цветоведения известно, что к каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно лёгкое связано со светлыми оттенками цветов: желтые, розовые, оранжевые, голубые, светло-зеленые. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает маленький размер с заведомо известной лёгкостью объекта.

abstract art, massive, easy

Рис. 4.

Примеры изображения массивного и лёгкого в абстрактной композиции

Устойчивость и неустойчивость в композиции

Эти две темы неразрывно связаны с человеческим представлением о плоскости земли, пола, подиума, опоры. Конечно, не обязательно эти плоскости должны быть нарисованы, но они могут подразумеваться и подчёркиваться концентрацией линий. Устойчивое будет отличаться от статики лишь ощущением того, что статичное простоит века, а устойчивость явление мимолётное. Если статику, как мы понимаем, порушить сложно, то устойчивое разрушается при небольшом усилии. Чтобы безапелляционно присутствовало ощущение устойчивости в графической конструкции площадь опоры может быть и не большой, однако суммарная проекция композиционного центра всей конструкции на плоскость предполагаемого «пола» должна попадать в площадь опоры. Наоборот, если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры, то возникает ощущение развала, падения, разрушения. Формат при этом рекомендуется выбирать вертикальный. Композиционный центр располагать выше геометрического.

abstract art, stable, unstable

Рис. 5.

Примеры изображения устойчивого и неустойчивого в абстрактной

геометрической композиции

Вкусовые ощущения кислого в композиции

Для выражения вкусовых ощущений огромную роль играет цвет. С кислым из жизни ассоциативно связываются яркие цвета лимона, лайма, ананаса, грейпфрута и др. Поэтому на ум подходят все холодноватые оттенки желтого, зеленого, изумрудный, голубой, синий, фиолетовый. Естественно, перечисленных цветов может не хватать для задумки. В то же время не следует обеднять свою композицию перечисленными цветами. Следует запомнить только одно правило – 75% процентов холодных кислых цветов и 25% иных. Следует чётко понимать, чем больше вносится в композицию элементов из противоположных ощущений, тем больше у вас появляется посторонних ассоциаций, что противоречит принципам цельности композиции, когда каждый элемент должен работать на выражение генеральной идеи автора. Формообразование в композиции происходит опять же за счет образов реальной жизни. Вспомните свои ощущения от поедания лимона. Ротовую полость словно режет, колет, щиплет, поэтому и формы в композиции следует использовать колкие, игольчатые, острые, ершистые.

Вкусовые ощущения сладкого в композиции

Ассоциативно из жизни со сладким связаны тёплые оттенки жёлтого, зелёного, вместе с тем оранжевый, красный, коричневый. По поводу иных цветов действует точно такое же правило: 75% процентов ассоциирующихся со сладким вкусом и 25% иных цветов. Для образования формы объектов в композиции вспомним свои ощущения от поедания сладкого, вплоть до приторно-сладкого. Сразу на ум приходят мягкие лекальные кривые, тягучие, каплеобразные формы, могут возникать ассоциации с выдавливающимися джемами, со стекающими кремовыми прослойками между многослойными коржами. Просто надо начать анализировать и преобразовывать собственные воспоминания в отвлеченные от предметов линии и цвета.

abstract art, sour, sweet

Рис. 6.

Примеры выражения в абстрактной композиции кислых и сладких ощущений

Радость и грусть в композиции

Грусть в рисунке — это темные, густые ахроматические или стремящиеся к ахроматическим краски, некая обезличенность или скука, выраженная однообразными формами и одинаковыми расстояниями между ними, вертикальные ритмы, лекальные кривые, создание эффекта «дымки», туманности специальными приёмами, например пуантелью. Радость – это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются «изюмом» каждой композиции. Продуманными пластическими фразами они украшают композицию, подобно маленьким украшением в гардеробе. Опять же вспоминайте атрибуты праздника и компонуйте линии точки похожие на фейерверк, дождик, конфетти, ленты, хлопки, вспышки и т.д. Цвета соответственно должны быть открытые яркие.

abstract art

Рис. 7. Примеры изображения в абстрактной композиции а) тактильных, б) тактильных, в) слуховых и иных ощущений. Иконникова Е.


Список литературы:

Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с.

Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.

Вывод

Абстрактная композиция — это живописная или скульптурная композиции, которые созданы художником при помощи абстрагирования. Целью художника, при создании абстракции, является достижение целостности художественной формы композиции, для наиболее верного и яркого отражения ее смысла. Основой для создания абстрактной композиции являются личные чувства, ощущения, настроения и мысли автора. Другими словами, абстрактная композиция — это средство для выражения и передачи чувств художника зрителю.

Существуют главные визуальные характеристики композиции, которые оказывают воздействие на зрителя, вызывая у него определенные эмоции и представления.

К этим характеристикам относятся:

— эстетическая направленность композиции

— экспрессивность композиции

— эмоциональность композиции

— коммуникативность композиции

— пространственное решение композиции

Форма и абстрактной композиции вызывают в сознании зрителя тот или иной чувственный образ, который у разных зрителей не совпадать, в зависимости от их мироощущения и восприятия.

Глава 2. Абстрактное мышление как основа творческого процесса в архитектурном проектировании

Рассмотрим роль абстрактного мышления при организации творческого процесса проектной деятельности в архитектуре и дизайне. Синтетический характер композиции, как науки, проявляется на всех этапах проектирования архитектурного объекта и связан с универсальными принципами разума. Таким образом, различия между абстрактной композицией, формальной композицией и ассоциативной композицией в проектной деятельности определяются неразрывной связью между восприятием и существованием.

Полярность в отношении интеллектуального и интуитивного видов познания, безусловно, отражается на последовательности осуществления творческого процесса в любом виде деятельности. Достижения в области фундаментальной психологии и технической эстетики позволяют судить о многих аспектах данного вопроса. Силами одной лишь интуиции невозможно организовывать проектную работу над сложными системными объектами, и, несомненно, для подобного вида деятельности важна первичность абстрактного мышления. В свою очередь, закономерности восприятия диктуют свои правила и нельзя упускать из вида интуитивную составляющую когнитивной деятельности человека. Цель данной статьи продемонстрировать абстрактную, схематичную сущность творческого процесса проектной деятельности в архитектуре и дизайне, используя трансцендентальный метод познания.

Рассматривая подобную, фундаментальную задачу необходимо изначально отметить, что архитектурный объект является предметом объективной действительности и взаимодействует со зрителем в субъективных условиях. Поэтому целесообразно обособить чувственную, перцептивную составляющую данного явления и определить границы, в которых допустимо использовать абстрактное мышление.

Использование прикладной и чистой общей логики, позволяет рассмотреть творческий процесс в архитектурном проектировании как относительно к архитектурному объекту, так и безотносительно к нему в рамках трансцендентальной эстетики. Следует отметить, что от органического произведения природы архитектурный объект отличается тем, что в органическом существе встречается неразрывность того, что в эстетическом произведении выступает уже после анализа, хотя и в форме единства. Сталкиваясь с разумной природой композиции, по-прежнему остаётся актуальна гештальтпсихология, главным объектом исследования которой, является тот факт, что сумма частей воспринимаемого объекта не сводится к целому. Именно утверждение о том, что объект и субъект, восприятие и существование, трансцендентальный идеализм и эмпирический реализм неразрывно связаны, позволяет говорить о композиции, как о науке, исследующей в субъективных условиях правила представления результатов синтеза (поиска единства явлений в их многообразии) в доступном для восприятия виде. Таким образом, воля приобретает форму через сознательную деятельность автора произведения, где порядок осуществления творческого процесса основан на закономерностях восприятия и схематизме понятий. Средствами трансцендентальной аналитики и диалектики возможно установить порядок организации творческого процесса в следующей последовательности:

Дедукция предмета объективной действительности посредством понятий, а именно, универсалий как основного элемента синтеза. В данном случае, универсалия – наиболее общее понятие, отражающее синкретичность всех вещей и явлений.

Объективизация идеального образа предмета через взаимодействие со средой. Единство сознательной и бессознательной деятельностей в произведении достигается при его восприятии в субъективных условиях, среде, где форма приобретает устойчивое содержание, а затем и конечный образ.

Как правило, существующие методы и приёмы организации материально-пространственной среды определяют лишь порядок анализа результата творческого процесса, поэтому несут экспертно-индуктивный характер и, как следствие, не учитывают синтетическую природу архитектурного объекта. Композиционные средства и приёмы применяются “по факту” и служат для определения признаков присутствия закономерностей, схематичной природы созданного объекта искусства. Несомненно, что индуктивный подход к организации творческого процесса в проектной деятельности не последователен и не отражает разумную природу композиции, как науки.

Рассматривая творческий процесс в рамках трансцендентальной эстетики, напротив, становится очевидна первичность абстрактного мышления, что приводит к необходимости в обладании отдельными композиционными средствами, основанными на универсальных, безусловных принципах разума. Такие композиционные средства, учитывающие синкретичность вещей и явлений, целесообразно отнести к «абстрактным». Опираясь на вышеизложенную последовательность осуществления творческого процесса необходимо рассмотреть три ключевых вида композиции: абстрактную, формальную, ассоциативную.

Данная ниже схема (рис. 8) отражает процесс дедукции архитектурного объекта в рамках творческого процесса при проектной деятельности в архитектуре и дизайне. Разделение композиции на абстрактную, формальную и ассоциативную обусловлено разумной, рассудочной и чувственной способностями человека, где абстрактная композиция соотносится с разумом субъекта, способностью создавать единство правил рассудка по принципам. Формальная композиция, в свою очередь, соотносится с рассудком субъекта, способностью создавать единство ощущений по правилам, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определённым образом, то есть в форму явления.

03-03-2017 16-22-54

Рис. 8

Дедукция архитектурного объекта как предмета объективной действительности

Именно поэтому возникает очевидное диалектическое тождество функции и формы в архитектурном объекте при его восприятии субъектом. Ассоциативная композиция включает средства, направленные на определение конечного образа предмета объективной действительности, учитывая чувственную способность и восприимчивость души субъекта. При объективизации идеального образа предмета форма приобретает устойчивое содержание лишь при созерцании конечного образа в субъективных условиях, что определено неразрывной связью между восприятием и существованием. Представленные закономерности (рис. 9) являются необходимым основанием для осуществления организации творческого процесса в проектной деятельности.

03-03-2017 16-24-00

Рис. 9 – Принципиальная схема творческого процесса в решении композиционных задач

Как правило, архитектурный объект обладает свойствами системного объекта, структуру которого определяют общие и специфические функционально-технологические процессы. Следовательно, творческий процесс должен быть органично включён в общую последовательность проектирования архитектурного объекта и учитываться дизайн-программой. Двухчастная последовательность осуществления творческого процесса (дедукция – объективизация) выражает проблематизирующий подход при моделировании системного объекта, в отличие от прототипического подхода, основанного на уже известных ситуациях и проектных решениях. Проблема, сформулированная путём дедукции предмета в общем представлении сознательной личности, ведёт к нестандартному проектному решению и возникновению конечного архитектурного образа уже при восприятии субъектом. Своеобразие подобного системного объекта заключается не только в решении конкретной проблемы, но и в особенностях восприятия его отдельно взятой сознательной личностью.

Список литературы:

Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. И. Шеллинг; пер. И. Я. Колубовский. – Ленинград.: СОЦЭКГИЗ, 1936. – 480 c.

Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Арзаканяна. – М.:Эксмо, 2014. – 738 с.

Прохожев О. А. Методика эффективного решения задач в проектировании визуальных коммуникаций / О. А. Прохожев // Нижегородская школа дизайна. [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; редкол.: Л. А. Зеленов и др. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – С. 57-61.

Сидоренко В. Ф., Кузьмичёв Л. А. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа / В. Ф. Сидоренко и др.; под ред. Л. А. Кузмичева, В. Ф. Сидоренко, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1987. – 172 с.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм; пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

Вывод

На каждом этапе проектирования последовательно задействованы интеллектуальная и интуитивная составляющие когнитивной деятельности человека, что соответствует синтетическому характеру композиции. Единство интеллекта и интуиции во время осуществления творческого процесса и восприятия архитектурного объекта, позволяет говорить о системном объекте подобного рода, как о целостной структуре, гештальте, порождённом двойственной природой разума.

Последовательный переход от духа к душе, от разума к чувственности, от абстрактной композиции к ассоциативной композиции ведёт к объективизации идеального образа архитектурного объекта. Первичность абстрактного мышления в творческом процессе избавляет автора произведения от индуктивного формирования архитектурного образа. Вместо попыток определить разумную природу объекта в спонтанно созданном образе, целесообразно использовать переход от схематизма понятий (этап дедукции) к факторам среды (этап объективизации) устраняя в итоге лишь формальную неопределённость при непосредственном восприятии объекта, изначально обладающего разумной основой. Именно в данном случае композиция может считаться наукой и включать правила, регламентирующие применение различных методов организации материально-пространственной среды в общей проектно-художественной концепции.

Глава 3. Основные задачи благоустройства города

Благоустройство города - совокупность систем и объектов, построенных или произведенных действиями предприятий, организаций и граждан, направленная на создание или улучшение условий проживания жителей и функционирования инфраструктур города.

К понятию благоустройства или его объектов относятся: здания и сооружения, дороги, проезды, площади, тротуары, инженерные сети, мосты, путепроводы, дамбы, набережные, пляжи, памятники, малые архитектурные формы, рекламные объекты, ларьки, лотки, киоски, остановочные павильоны, обустройство и сооружения транспортного назначения, освещение, озеленение, санитарная очистка и уборка, другие объекты. Благоустройство территорий - сочетание основных видов строительных работ. В этом направлении тесно связаны проектные и земляные работы, озеленение и инженерные сети различного назначения, предполагает сделать каждый участок, конкретную территорию весьма ухоженной и подстроенной по определенный удобный стиль жизни, проживающих на этой территории граждан. Благоустройство территорий искусственно создает необычайно привлекательную среду обитания человека, с включением природных элементов.

Нельзя считать, что полноценное благоустройство городских территорий выполнено, если природа полностью вытеснена и заменена памятниками и компонентами из мрамора, бетона, стали и стекла. Благоустройство территорий не может и не должно обходить стороной озеленение, места, где отдыхают люди должно включать в себя огромное количество цветов, кустарников, деревьев.

Это важно не только для того, чтобы все выглядело красиво, но и жизненно важно для борьбы с городским смогом, это очищает город.

Благоустройство территории – это комплекс мероприятий, можно сказать системное решение, включающее в себя большой перечень действий, включая, озеленение, работы, включающие в себя ландшафтный дизайн, экологические улучшения в отличие от иных более мелких видов работы по благоустройству территорий зачастую под силу лишь специализированной компании. Работы с участием жителей домов обычно вливаются в общую схему благоустройства территорий.

Застройка и проведение благоустройства города представляет одну из наиболее насущных проблем городского строительства. Благоустройство состоит из пяти основных требований, от которых зависит удобство жизни горожан:

– зеленое строительство;

– осуществление мероприятий в области санитарной очистки городов;

– защита от загрязнения воздушного бассейна города;

– мероприятия по снижению городского шума;

– освещение улиц, площадей и набережных в вечернее и ночное время.

Для рационального озеленения города необходимо:

– по возможности сохранять природные леса и развивать лесопарковые зоны;

– создавать зеленые защитные пояса для городов, которые подвергаются воздействию суховеев, сильных ветров и пылевых заносов.

– предусматривать в городском строительстве питомники для древесных и кустарниковых насаждений, а также оранжерей для цветов.

Городские зеленые насаждения можно классифицировать следующим образом:

– зеленые территории общего пользования (парки культуры и отдыха – центральные и районные сады и скверы);

– зеленые насаждения ограниченного пользования: внутриквартальные и в микрорайонах, насаждения при учреждениях (школах, больницах, санитарных и т.д.) и насаждения на территориях предприятий;

– посадки на улицах, площадях и набережных (аллеи, бульвары, зеленые полосы и т.д.);

– внегородская зелень (лесопарки и питомники)

Парки культуры и отдыха (ПКиО) представляют собой крупные зеленые массивы, расположение на территории так, чтобы все население города могло быть ими обслужено. предельные радиус обслуживания ПКиО обычно составляет 3 км.

Городские сады служат местами отдыха для горожан всех возрастов, их радиус обслуживания до 1,5 км. В городских садах из-за небольшого размера спортплощадки и сооружениях для культурно-просветительной работы носят ограниченный характер. Проектируются также сады с учетом специфических задач (зоопарки, ботанические сады и др.).

Городские скверы имеют декоративное значение и используются для архитектурно-художественного оформления города, а также служат местом отдыха населения.

Зеленые насаждения на улицах устраиваются:

– в интересах архитектурно-художественного оформления улиц;

– для защиты жилых зданий от загазованности и уличного шума;

– для затенения тротуаров и защиты от летнего зноя (особенно в южных городах);

– как разделительные полосы при организации движения транспорта и пешеходов;

– для взаимной связи между городскими зелеными массивами.

На практике озеленения улиц осуществляется путем озеленения уступов, курдонеров, палисадников и т.п., посадки раздельно стоящих в пределах тротуара деревьев, устройства бульваров, аллей, разделительных зеленых полос между отдельными элементами улиц (курдонер – парадный двор дворца, усадьбы, особняка, образуемый основным корпусом и выступающими боковыми флигелями). В поперечном профиле улицы зеленые насаждения должны размещаться следующим образом: между линией домов и тротуаров располагается зеленая полоса, состоящая из цветников, кустарников и газонов. Между проезжей частью улицы и тротуаром должна устраиваться зеленая полоса из газонов, деревьев и густой кустарниковой изгороди.

В современных условиях устройство бульваров по оси нерационально: в этом случае транспорт искусственно приближается к застройке, увеличивая шум, вибрацию в зданиях и загазованность. Надо размещать проезжую часть ближе к оси улицы с одновременным интенсивным озеленением (бульварами, аллеями, зелеными полосами) по обеим сторонам вдоль застройки.

Известное значение имеет вертикальное озеленение (особенно в южных городах, т.е. применение вьющихся и ниспадающих декоративных растений для украшения фасадов зданий, балконов, подпорных стенок и т.д. Для этого достаточно лишь узкой полосы почвы в несколько десятков сантиметров. В этом случае успешно решается задача создания зеленой листвы на большой поверхности.

Внутриквартальные насаждения служат для отдыха людей всех возрастов по месту жительства. Под зеленые насаждения микрорайона или квартала используется все свободная территория кроме проездов и тротуаров.

Особое значение имеют зеленые насаждения на территориях предприятий. Они необходимы для изменения негативных воздействий промышленных площадок, для ограждения внутризаводских проездов, пешеходных проходов и спортплощадок, а так же для отдыха работающих на предприятии.

Зеленые насаждения при учреждениях культурно-бытового, просветительного и лечебно-профилактического характера организуется с учетом особых задач каждого из них. Озеленение лечебно-профилактических учреждений должно носить характер парковых насаждений с открытыми площадками вблизи лечебных корпусов соляриев, аэрариев и других оздоровительных устройств. Эти площадки от остальной территории изолируются кустарниковой изгородью.

Лесопарки представляют собой зеленые массивы естественного и искусственного происхождения, расположенные вне города; в состав лесопарков могут включаться и луговые пространства. На территории лесопарков рекомендуется устройство сооружений для организованного отдыха: дома отдыха, пансионаты, экскурсионные базы, мотели, кемпинги и т.д.

Лесопарки должны быть организованы так, что при сохранении в «природном» состоянии насаждений они могли служить для отдыха, прогулок и экскурсий. С этой целью должно быть организованно правильное ведение лесного хозяйства с осушением заболоченных и сырых мест и т.п. Дороги и тропы должны быть удобны для прогулок и снабжены указателями направлений; следует предусмотреть удобные проезды и проходы к берегам и водоемам.

Важнейшим вопросом в области озеленения городов является создание условий для хорошего произрастания долговечных насаждений. Сложным является сохранение и уход за насаженными зелеными насаждениями. Поэтому требуется создание сети поливочных водопроводов специально для поливки насаждений. В городах с жарким климатом для этой цели применяются системы открытых канав (арыков).

Устойчивость и долговечность произрастания отдельных древесных пород в городских условиях различны. Поэтому большое значение имеет правильный выбор ассортимента растений с учетом их произрастания в местных климатических условиях.

Санитарное благоустройство города решает вопросы его очистки от твердых и жидких отбросов – домового мусора, уличного смета и нечистот, уборка улиц летом и зимой, охрана чистоты воздушного бассейна и т.д.

Домой мусор накапливается в больших количествах; он не только загрязняет почву, но из-за наличия в нем органических веществ является средой для развития бактерий, в том числе болезнетворных.

Одним из ответственных элементов благоустройства города является наружное освещение. Световые установки на улицах, площадях, скверах и бульварах города по-своему назначению могут быть разделены на следующие группы:

– уличное освещение, целью которого являются создание в вечерние и ночные часы равномерной освещенности для безопасности движения транспорта и пешеходов;

– рекламные световые установки для информации горожан о торговле, зрелищах и т.д.

– архитектурное освещение, предназначенное для выявления архитектурно-художественных форм зданий и сооружений, памятников, а также зеленых насаждений;

– сигнальные световые установки. К ним относятся световые указатели остановок городского транспорта, переходов через улицу, светофорам, светящиеся дорожные знаки, долговые номерные знаки и т.п.

Список литературы:

Бирюков, Л.Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий: учеб.пособие для вузов / Л.Е. Бирюков. - М.: Высшая школа, 1978. - 232 с.

Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М.: Наука, 1996. - 470 с.

Вывод

Благоустройство заключается в пяти основных требованиях, от которых зависит удобство жизни горожан, разрешение комплекса вопросов:

– зеленого строительства;

– осуществления мероприятий в области санитарной очистки городов;

– защиты от загрязнения воздушного бассейна города;

– проведения мероприятий по снижению городского шума;

– освещения улиц, площадей и набережных в вечернее и ночное время.

Зеленые насаждения являются одним из основных факторов оздоровления города, организации мест отдыха населения, создания архитектурно-художественного облика элементов города и освоение непригодных для застройки земель. Улучшая санитарно-гигиенические условия города, зеленые насаждения оказывают благоприятное влияние и на его микроклимат.

Благоустройство и озеленение является в городе важнейшим составляющим элементом и занимает значительное пространство. Трудно переоценить значение озеленения в жизни людей и формировании городской среды. Озелененная территория не только благотворно влияет на человека, но и оказывает положительное действие на экологию города. При грамотном использовании территории можно на долгие годы создать эстетически привлекательные и функциональные насаждения.

Глава 4. Создание абстрактной композиции на основе абстрактного понятия

В учебной практике, да и в повседневной жизни время от времени возникает необходимость продемонстрировать некоторые процессы. Принцип наглядности способствует лучшему усвоению материала и особенно актуален в специфических отраслях. Вопрос как применить принцип наглядности в изображении объемных предметов, ведь нам нужен зрительный обзор со всех сторон того или иного объекта? Для этого существуют макеты. Которые могут понадобиться и с другой целью, не только во время защиты курсовой или дипломной работы, но и в строительстве многих объектов, заводов, учебных заведений, транспортного или воздушного оборудования и т.д.

Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов, процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения.

Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие. Чтобы оценить эти качества при дизайне интерьера используются интерьерные макеты. Макеты помогают архитекторам, застройщикам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующим или перспективным архитектурным проектом. Процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения. Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.

Для создания макетов абстрактной композиции мной было выбрано абстрактное понятие «Свобода». А раз понятие абстрактное, значит для каждого «свобода» – своя и в каждом рассудке формируется своя субъективная свобода. Причем независимо от восприятия, каждый человек стремится к ней. Как бы то ни было, свобода – это в первую очередь наличие выбора, возможность выбрать из предложенных вариантов понравившийся или идти по своему собственному пути.

Для создания абстрактных композиций использовались такие материалы как холст, акриловые краски, картон, пластилин, проволока и камень.

Опираясь на собственные ощущения для абстрактного понятия – «свобода», я создала 5 композиций. Для того чтобы предать ощущение свободы стоит создавать композицию детали которой устремлены вверх, летящие в определенном направлении, тем самым передавая свободу своих действий, свободу выбора собственного пути.


Композиция №1. Материал: холст, акрил

Композиция №2. Материал: пластилин


Композиция №3. Материал: камень

Композиция №4. Материал: картон

Композиция №5. Материал: проволока, камень

Вывод

Для создания понятных зрителю абстрактных композиций стоит знать и учитывать принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.

Опираясь на собственные ощущения и используя эти принципы, можно создать работу понятную для каждого человека, отзывающуюся в душе каждого зрителя независимо от пола, расы и мн. др.

Глава 5. Создание проекта по облагораживанию территории

Для облагораживания территории мною был выбран участок под названием «Стрелка» в городе Нижний Новгород (рис. 10). Это одна из главных природных достопримечательностей в историческом центре Нижнего Новгорода. Находится на месте слияния рек Оки и Волги отсюда и берет свое название. Раньше она являлась портом для грузовых судов, прибывавших в Нижний Новгород и отправлявшихся из него. На данный момент находится в заброшенном состоянии.

Рис. 10. Стрелка Оки и Волги

Проведя исследование на тему основных задачи благоустройства города, я выяснила, что зеленые насаждения являются одним из основных факторов оздоровления города, организации мест отдыха населения и создания архитектурно-художественного облика элементов города. Улучшая санитарно-гигиенические условия города, зеленые насаждения оказывают благоприятное влияние и на его микроклимат. Микроклимат объединяет явления, которые можно наблюдать в приземном слое воздуха на высоте 1,5-2 метра над землей. Микроклимат зависит от рельефа, характера поверхности той или иной территории и зеленых насаждений. Он характеризуется большими изменениями скорости ветра, температуры и влажности.

В холодное время года воздух внутри зеленых массивов теплее, чем в открытых пространствах, так как зелень является своеобразным регулятором температурного режима. В зеленых насаждениях ультрафиолетовая радиация особенно сильна. Кроме того, правильно расположенные зеленые насаждения служат защитой от неблагоприятных действий ветров. На территории с пересеченным рельефом зеленые насаждения должны размещаться на возвышенных местах (в этом случае достигается максимальный эффект ветрозащитной роли зелени).

Рационально размещение зеленых насаждений вокруг городов, это создает условия для естественного перемещения свежего воздуха в направлениях от зеленых массивов к застроенным территориям. Дальность распространения свежего воздуха по улицам в благоприятных условиях может достигать нескольких километров.

Исходя из этого исследования я создала макет облагораживания территории для Стрелки Оки и Волги с большим количеством зеленых насаждений (рис. 11).

Рис. 11. Проект по облагораживанию Стрелки Оки и Волги

Таким образом из заброшенного пустыря получился городской парк, улучшающий санитарно-гигиенические условия города, оказывая благоприятное влияние на его микроклимат, а также место для отдыха населения.

Вывод

Для грамотного продумывания благоустройства, стоит учитывать огромное количество факторов, влияющих на его успешность. Одним из самых главных факторов является – санитарно-гигиенические условия города, регулирующие микроклимат.

Для рационального обустройства города необходимо:

– по возможности сохранять природные леса и развивать лесопарковые зоны;

– создавать зеленые защитные пояса для городов, которые подвергаются воздействию суховеев, сильных ветров и пылевых заносов.

– предусматривать в городском строительстве питомники для древесных и кустарниковых насаждений, а также оранжерей для цветов.

Заключение

Основными принципами создания абстрактной композиции является:

— эстетическая направленность композиции;

— экспрессивность композиции;

— эмоциональность композиции;

— коммуникативность композиции;

— пространственное решение композиции.

Опираясь на эти принципы и личные чувства, настроения, мысли, художник создает абстракции, способные оказывать воздействие на зрителя и вызывать у него собственные чувственные образы.

Очень важна роль абстрактного мышления при организации творческого процесса проектной деятельности в архитектуре и дизайне. Используя трансцендентальный метод познания, была установлена абстрактная основа творческого процесса. Синтетический характер композиции, как науки, проявляется на всех этапах проектирования архитектурного объекта и связан с универсальными принципами разума. Таким образом, различия между абстрактной композицией, формальной композицией и ассоциативной композицией в проектной деятельности определяются неразрывной связью между восприятием и существованием.

Основным предметом исследования являлись абстрактные композиции и начало проектирования, в частности облагораживание территории. Благоустройство урбанизированной территории является одной из самых важных сфер деятельности, связанной с формированием благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Современный уровень урбанизации привел к масштабным взаимодействиям между природой и человечеством, в котором зеленые насаждения являются неотъемлемыми элементами современного ландшафта. Влияние растений на урбанизированную среду достаточно велико, и при благоустройстве городских территорий следует уделять данному вопросу значительное внимание.

Во время создания абстрактных композиций и проекта по благоустройству городского участка я использовала все знания, полученные во время этого исследования. Постаралась создать композиции, соответствующие основным правилам создания абстракции. Учла основные задачи благоустройства, для создания проекта по облагораживанию территории.

Библиография

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм; пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.
  2. Бирюков, Л.Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий: учеб.пособие для вузов / Л.Е. Бирюков. - М.: Высшая школа, 1978. - 232 с.
  3. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства.-М.: Наука, 1996. - 470 с.
  4. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Арзаканяна. – М.:Эксмо, 2014. – 738 с.
  5. Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. Т. 1. С. 42-43. 768 с.
  6. Прохожев О. А. Методика эффективного решения задач в проектировании визуальных коммуникаций//Нижегородская школа дизайна. межвуз. сб.науч.тр. Вып. 2/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; редкол.: Л. А. Зеленов и др.–Н. Новгород : ННГАСУ, 2011.– С. 57-61.
  7. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.
  8. Сидоренко В. Ф., Кузьмичёв Л. А. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа / В. Ф. Сидоренко и др.; под ред. Л. А. Кузмичева, В. Ф. Сидоренко, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1987. – 172 с.
  9. Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма /

пер. И. Я. Колубовский. – Ленинград.:СОЦЭКГИЗ, 1936. – 480 c.