Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Управление знаниями на предприятии

Знания есть результат отражения информации (данных) интеллектуальной сущностью во времени и контексте, которые ей принадлежат в виде определенных индивидуальных контекстно-зависимых информационных образов.

В зависимости от способностей интеллектуальной сущности отражать информацию знания могут тождественно и нетождественно, полно и неполно характеризовать суть отраженной информации (совокупность от ношений между данными) в виде определенных индивидуальных информационных образов.

Эти определения нам помогут понять, что знания — это только внутреннее состояние интеллекта (интеллектуальной сущности), выраженное в виде определенных информационных образов, закрытых от внешнего наблюдателя или мира и не более.

Интеллектуальная сущность может передавать во внешний мир свои знания в виде определенной формы информации (речь, текст, графика, компьютерная программа и т.д.). При этом информация обязательно структурирована в виде связей и отношений между информационными составляющими. Суть этой структурированной информации и есть знания конкретной интеллектуальной сущности, выраженные во внешнем мире.

Заметим, что одни и те же знания можно выражать в бесконечном разнообразии структурированной информации (английский, русский или другой язык, математические формулы и выражения, жесты, мимика и т.д.). Поэтому чтобы тождественно тиражировать знания, т.е. передавать их другой интеллектуальной сущности, знания должны быть выражены в такой форме структурированной информации, суть которой способна тождественно отразить эта интеллектуальная сущность.

Если эта интеллектуальная сущность не имеет таких способностей, то она не сможет тождественно тиражировать знания. Преподаватели хорошо знают, что ученики имеют разные интеллектуальные способности и не все могут тождественно тиражировать их знания.

В технологиях искусственного интеллекта часто используют термин «базы знаний», которые представляют собой базы определенных отношений между данными, выполненные на компьютере в определенной форме структурированной информации (формулы, графики, таблицы и т.д.). Предполагается изначально, что эти «базы знаний» могут быть интересны не только разработчику программы, но и многим другим пользователям.

Однако, после приведенных выше объяснений становится понятно, что «баз знаний» для общего пользования существовать не может, т.к. мы определили, что знание есть внутреннее состояние индивидуальной интеллектуальной сущности, возникшие после определенного процесса отражения информации. Поэтому знания всегда индивидуальны и принадлежат только индивидуальным интеллектуальным сущностям. Это соответствует бесконечному многообразию мира, в котором каждая сущность индивидуальна.

Причина, по которой западные исследователи предпочитают не изучать проблему создания организационного знания, заключается в том, что они склонны рассматривать организацию как устройство для переработки информации. Этот взгляд уходит корнями в традиции западного менеджмента со времен Фредерика Тейлора и Герберта Саймона. Из подобных взглядов формируется и отношение к знанию как чему-то обязательно формализованному, конкретному и систематизированному. Формализованное знание (explicit knowledge) может быть выражено словами и цифрами, легко изложено и распространено в виде чисел, формул, алгоритмизированных процессов или всеобщих принципов. Таким образом, знание рассматривается в качестве синонима компьютерного языка, химической формулы или свода общих правил. Когда Дракер писал, что «в течение нескольких лет после того как Тейлор внедрил свои знания в практику, производительность труда возрастала на 3,5 — 4 процента в год», он оперировал исчисляемыми величинами. Точно так же Тоффлер использовал в качестве синонимов понятия «данные», «информация» и «знание» для того, чтобы «избежать тавтологии».

Тем не менее японские компании вкладывают в понятие «знание» совершенно иной смысл. Они считают, что выражаемое словами и цифрами знание — всего лишь верхушка айсберга, а знание в основном неформализовано, т. е. не является чем-то легко видимым и объясняемым. Неформализованное знание (tacit knowledge) существует на уровне индивидуума и формализации поддается плохо, что затрудняет его передачу кому бы то ни было и его использование кем-либо кроме владельца. Под это определение подпадают субъективное понимание, предчувствия и догадки. Кроме того, неформализованное знание тесно связано с действиями и опытом конкретного человека, так же как и его идеалы, принятые им ценности и испытываемые им эмоции.

Таким образом, в неформализованном знании можно выделить два аспекта. Первый аспект — технический, включающий в себя повседневные и трудно определяемые навыки или умения, объединяемые понятием «ноу-хау». Рабочий высочайшей квалификации, например, ценою многих лет труда вырабатывает «чутье кончиками пальцев», но часто он не в состоянии сформулировать используемые им научно-технические принципы.

В то же время неформализованное знание содержит и не менее важный когнитивный аспект, т.е. силлогические фигуры, умозрительные построения и ощущения настолько привычные, что мы воспринимаем их как неотъемлемую часть себя. Посредством когнитивного аспекта неформализованного знания мы ощущаем реальность (что есть) и прогнозируем будущее (что должно произойти), хотя объяснить, почему наши представления именно такие, было бы достаточно тяжело.