Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Архитектура Древнего Рима эпохи республики

  • Римская республика … Какие временные рамки охватывает этот период? Что можно сказать про особенности и индивидуальность сооружений? Особенности римских зодчих и их достижения .
  • Итак, история Римской республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. до н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи. Территория республики не была постоянной и постепенно расширялась по мере развития римской государственности.
  • Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы,общественные учреждения, мощеные дороги и великолепные мосты. Основными достижениями являются циркульные арки и своды. Самыми знаменитыми являются памятники Колизей и Пантеон. Храм Пантенон явился сплавом классического и современного стилей. В Римской культуре использовались купола , особенно в зданиях бань. Но свод Пантенона превосходил их всех и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантенона – самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Фасад Пантенона был призван выражать владычество Рима над миром. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуаны.
  • Архитектурные сооружения располагались в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях, или форумах, широкие улицы обозначили начало новой эпохи в градостроении. Рим – центр огромной Римской империи . «Все дороги ведут в Рим» в прямом и переносном смысле. Период республики — это время становления римской культуры и, в частности, архитектуры. Римская культура не имела столь яркого творческого начала, которое было присуще культуре Греции, но отличительной способностью тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
  • Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влиянием культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры, богатейшее наследие которых и живая практика греческих мастеров постоянно питали римскую культуру.
  • В этот сложный период поисков и формирования собственных типов сооружений и архитектурных форм, соответствующих специфическим потребностям римского жизненного и государственного уклада, римлянами были восприняты у греческой и эллинистической архитектуры и преобразованы ордерная система, различные типы зданий (храмов, театров и др.), перистиль в общественных сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и в жилище, а также мотивы и техника архитектурного декора, скульптуры и живописи.
  • Для римских зодчих было характерно смелое развитие конструктивной мысли, быстрое совершенствование строительной техники и высокое инженерное мастерство. Рационализм, присущий римским зодчим, оказался и в их исключительном умении тонко учитывать и максимально использовать все особенности участка — его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды и т.д. Особенно это выразилось в римском жилище, театре и в термах. Чрезвычайно велика роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектуру в природу.
  • Таким образом, к концу республики, в основном, закончился процесс формирования римской архитектуры. К этому времени были выработаны римская схема города и главные типы общественных, жилых, инженерных и погребальных сооружений, сформулированы свои композиционные принципы, создан свой архитектурный язык и декоративная система, а освоение бетона и разработка сводчатых конструкций открыли перед зодчими большие возможности.
  • Уже в этот период ярко выразился рационалистический характер римского зодчества, главенство в нем функционального начала, которое определяло и план, и архитектурное решение зданий, и дифференцированное употребление строительных материалов, и особенно их декора.
  • В I в. до н.э. наметился переход к более крупному масштабу сооружений, к монументальности архитектурного образа и к большому пространственному размаху ансамблей.