Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Субъект-субъектная направленность речевой коммуникации в педагогическом процессе

Педагогическое общение является явлением полифункциональным, обеспечивающее обмен информацией, сопереживание, познание личности, самоутверждения, производительную организацию взаимодействия. Обмен информацией и отношением собеседников друг к другу характеризует коммуникативный аспект общения, познания личности и самоутверждения - перцептивный, а организация взаимодействия - интерактивный. Педагогическое общение - система социально-психологического взаимодействия между учителем и учеником, направленная на создание оптимальных социально-психологических условий для взаимной деятельности. Педагогическое общение помогает учителю организовать взаимодействие на уроке и вне его как целостный процесс. Не ограничиваясь только информационной функцией, оно создает условия для обмена отношениями, переживаниями, помогает самоутверждению школьника в коллективе, обеспечивает сотрудничество и сотворчество в классе .

По статусу педагог и ученики действуют с разных позиций: учитель организует взаимодействие, а ученик воспринимает, привлекается к ней. Для того, чтобы ученик стал активным соучастником педагогического процесса, я считаю, необходимо обеспечить субъект-субъектный характер педагогических отношений, который заключается в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической направленности, активности педагога и учащихся, взаимопроникновении их в мир чувств и переживаний, готовности к принятию аргументов собеседника, взаимодействия с ним.

Главными признаками общения на субъект-субъектном уровне являются: личностная ориентация собеседников (способность видеть и понимать собеседника), равенство психологических позиций собеседников (недопустимо доминирование педагога в общении, он должен признавать право ученика на собственное мнение, позицию), проникновение в мир чувств и переживаний, готовность принять точку зрения собеседника (общение по законам взаимного доверия, когда партнеры вслушиваются, разделяют чувства друг друга, сопереживают, имеют особый педагогический эффект), нестандартные приемы общения (отход от чисто ролевой позиции учителя).

Следует отметить, что необходимым условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса остается формально-ролевое общение или чисто деловая коммуникация. Человек в этой коммуникации является средством для достижения цели, которую ставит перед собой то или иное сообщество. При этом часто обесцениваются, нивелируются личностные измерения самой коммуникации. В подобных ситуациях человек выступает как "управляемая вещь", а коммуникация возникает чисто функциональными отношениями, превращается в коммуникацию предметной, инструментальной рациональности.

Однако формальная коммуникация не может определять содержание и формы учебного процесса. Я думаю, что существенным фактором развития человека, реализации его личностных возможностей является межличностное общение, что в значительной мере характеризует гуманитарное пространство. Через межличностное общение, а также благодаря взаимопониманию между субъектами формируется особая рациональность - коммуникативная .

Я считаю,что межличностное общение основывается на взаимности, открытости отношений, преимущественно глубоко личностных, в противовес анонимным или чисто функциональным. Важным для понимания характера учебно-воспитательного процесса и его результатов является то, что межличностное общение реализуется именно тогда, когда в нем чувствуется особая необходимость. В межличностном взаимодействии могут также выдвигаться альтернативные подходы к постановке и решению различных проблем, которые формулируются и обсуждаются в процессе преподавания той или иной дисциплины. Благодаря тому, что носителем активности здесь есть индивид, происходит своеобразная персонификация социальной среды, в которой осуществляется педагогическая деятельность.

Учебно-воспитательный процесс также сопровождается взаимной заинтересованностью, возникающей во время неформального, незаангажированного общения между учителем и учеником. В связи с этим развивается еще одна выразительная черта общения - избирательность (адресность) контактов между личностями. Межличностные связи, неформальные контакты возникают только тогда и между теми людьми, которые заинтересованы в этом общении. Специфика коммуникации, ориентированной на понимание и сотрудничество, предоставляет человеку гораздо больше возможностей для самореализации, раскрытия своих творческих возможностей, талантов и способностей.

В процессе коммуникативного взаимодействия реализуются педагогично- психологические механизмы, стимулирующие развитие индивидуальных, сущностных черт человека, высвобождение творческих потенций личности, инициативы. Нетрадиционный подход к обучению имеет своим следствием то, что складываются предпосылки для быстрого решения задач, которые ставятся учителем, становится возможным самостоятельный выбор средств и путей творческой деятельности. В целом это дает человеку возможность реализовывать свои личностные потенции и мощную внутреннюю энергию.

Межличностное диалогическое взаимодействие, основанное на близком контакте, духовной общности, внутренней солидарности, направленное на удовлетворение основной потребности человека в другом человеке, способствует раскрытию творческих возможностей каждого человека, признанию автономности личности в различных видах человеческой деятельности. Именно в культурной, гуманитарной среде происходит трансляция знаний, причем она зависит от характера отношений, складывающихся между субъектами общения, от способов коммуникаций и тому подобное.

Формирование гуманитарного мышления в широком смысле слова обусловливается также необходимостью регулирования деятельности и поведения современного молодого человека в различных нестандартных, неординарных ситуациях, ситуациях психологической неопределенности, то есть в условиях, когда субъекту необходимо объединить в одно целое диаметрально противоположные точки зрения, позиции, эмоции или принять быстрое решение. Межличностное общение и диалог компенсируют невозможность полного логического анализа ситуации, и является способом решения сложных и неординарных проблем. Именно тогда человек ищет удовлетворения потребности в признании своей личности, своей значимости, ищет опоры в основном в своем ближайшем окружении, в людях, близких по духу, интересам.

Итак, сделаю вывод, что профессиональное и личностное развитие личности, ее саморазвитие, требования к повышению уровня ее профессионализма, педагогического мастерства, поиск и нахождение путей оптимизации профессиональной деятельности с необходимостью предполагает формирование высокой коммуникативной культуры, развитие всесторонних коммуникативных качеств участников учебно-воспитательного процесса.

Речь идет, прежде всего, о получении личностью тех качеств, которые делают создание особого социально-коммуникативного пространства, в котором могут реализовываться важные цели и программы деятельности. Не вызывает сомнения также приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистических целей, нравственного сознания, развитие которых происходит в процессе обучения, в значительной мере обеспечивает своеобразное "вхождение" личности в мир культуры. Благодаря межличностному взаимодействию, развитию коммуникативных качеств человека и реализации их в различных видах деятельности в значительной степени происходит гуманизация современной жизни, становится возможной переоценка человеческих ценностей, утверждаются новые подходы к обучению с позиций соблюдения гуманистических норм и принципов.

Список использованных источников:

  • Грехнев В. С. Культура педагогического общения / В. С. Грехнев. - М.: 1990. - 144 с.
  • Леонтьев А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.
  • Педагогическое мастерство: [хрестоматия: учеб. пособие. / Под ред. Зязюна И.А.]. - М., 2006. - 606 с.
  • Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
  • Радевич-Винницкий Я. Этикет и культура общения: учеб. пособие / Я. Радевич-Винницкий. - М.: Знание, 2006. - 291 с.