Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сила религиозной морали

Советский философ М. А Лифшиц, говоря о религии, писал: «сила религиозной морали состоит в том, что она утоляет жажду непосредственной, добровольной связи между людьми. Люди ненавидят казёнщину своих отношений, им не хватает тепла. Религиозная мораль удовлетворяет эту потребность, но, что бы ни говорили её защитники, она удовлетворяет её бессильной грёзой. В праздничном целовании, условно подчёркнутом личном доброжелательстве, в общем преклонении перед аскетическим самопожертвованием немногих подвижников, искупающих грехи мирян, религиозная мысль создаёт отдушину, ничего не меняя по существу. Религия исходит из глубокого разъединения людей, их коренного одиночества, не побеждённого обществом, а, напротив, усиленного им. Она, собственно, лишь утверждает человека в том, что он не может приблизиться к сердцу другого без посредников, земных и небесных… Только на почве демократического подъёма и особенно в порывах энтузиазма народных восстаний реальное нравственное поле росло, сметая ничтожные преграды между людьми и обнажая от лицемерных фраз преграды действительные, требующие уничтожения. Революция есть слияние общественного дальнодействия с близкодействием. Это дружное вмешательство людей в их собственную, украденную у них жизнь».

  1. В чем состоит, по мнению, Лифшица, сила религиозной морали?
  2. На какой основе, по мнению Лифшица, возможно реальный рост нравственности?
  3. Согласны ли Вы с его позицией? Ответ аргументируйте.

Ответ:

Религиозная мораль представляет собой совокупность порой несовместимых качеств и ценностей. В ней сочетается свое выражение представлений о нравственном и безнравственном, совокупность определенных моральных норм (например, заповедей), специфических религиозно-нравственных чувств (христианская любовь совесть и т.п.) и волевые качества верующего человека (терпение, покорность и пр.). по мнению автора фрагмента, сила религиозной морали состоит в том, что она утоляет жажду непосредственной, добровольной связи между людьми. Именно благодаря ей они замещают пустоту от тепла, которое недополучили в жизни. И даже учитывая, что такое замещение мнимо, оно спасло сотни, тысячи людей.

Такое мировоззрение, по мнению автора, в корне неправильно, оно губит человека за счет строительства ненужных мостов между друг другом, отсюда теряется нравственность. Реальный же рост нравственных начал, согласно Лифшицу, достижим путем революции, народного восстания. Позиция автора кажется мне неоднозначной.

С одной стороны, как показывает практика, любые движения подобного рода действительно объединяли людей, превращая их в одно целое – народ. С другой же, по моему мнению, не всегда общество всецело преследует одни и те же цели и при столкновении двух, трех объединений с одной целью внутри этого клана, но разными внешне, может произойти настоящая социальная катастрофа.