Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психологические особенности террористов

Профайлинг – это понятие, которое обозначает совокупность наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. Изначально Данный термин употреблялся для составления поискового психологического портрета неизвестного лица по следам на месте приступления. С точки зрения профайлинга, можно дать следующий психологический портрет террористов.

Это лица, трудно адаптирующиеся к общественным устоям и правилам, уверенные в собственном превосходстве над окружающими и которые испытывают желание получить признание, славу. Террорист – всегда одиночка, даже если ему удалось в какой-то период создать активнодействующую группу. Главная цель террориста – продемонстрировать собственные силы.

Личность характеризуется сочетанием исторических и эксплозивных черт, высоким уровнем невротизма и фрустрированностью, приводящей к прорыву барьера социальной адаптации, выраженной диссоциальностью. Не всегда у террориста обнаруживают физическую агрессию, которая больше всего характерна для лиц, совершающих преступления против личности.

Основываясь на данные сведения, мы решили представить портрет будущего террориста.

В детском и подростковом возрасте у будущих террористов обнаруживается высокий уровень притязаний, завышенная самооценка, отличаются склонностью к фантазированию, занимают выраженную внешне обвиняющую позицию, требуют к себе повышенного внимания педагогов. Уровень их школьной успеваемости не отличается от среднего, у них часто обнаруживают избирательную склонность к одному-двум школьным предметам. Как правило, они отвержены сверстниками, нередко имеют явные скрытые физические дефекты, жестокости в поведении может и не наблюдаться, но часто совершают акт агрессии.

Так же можно определить террориста по почерку, он будет бледным, иногда буквы симметричны, растянуты, временами среди разорванных букв попадаются очень ясные и цельные, парализованность их заметна лишь в окончаниях. Почерк, в общем, острый клинообразный, разорванный. Строки неравные, редкие, узкие и кривые.

Терроризм стал явлением современной жизни, которое знакомо всем. Когда мы слышим слово «теракт», мы начинаем испытывать тревогу, страх, многих охватывает паника, начинают «бегать мурашки» по телу, мы беспокоимся за себя и за близких людей. Все мы знаем, что это ужасное событие, с которым связана кровь, страдания, смерть. Террор (лат. terror – страх, ужас) направлен на «устрашение», «запугивание». Теракт, произошедший в аэропорту «Домодедово», теракт на «Невском экспрессе» … К сожалению, перечень можно продолжать долго. Эти события наглядно показывают, что за всеми несчастьями стоит смерть и множество искалеченных судеб. Эффект «заражения» массовой паникой заставляет зрителей телеэкранов плакать, сострадать жертвам теракта, находится в печали, горевать. Траур, в котором находится вся страна, задевает за душу многих людей, которые, казалось бы, не имеют к теракту никакого отношения.

Что же пугает нас в теракте, и кто такой террорист? Это непростой вопрос, который у многих людей ассоциируется с невыносимой душевной болью, потерей близких. Факт жестокого разрушения, внезапность трагедии и многочисленные жертвы заставляют задуматься: «заходить ли сегодня в метро?», «полететь ли очередным рейсом на самолёте?», «стоит ли ехать в командировку в Москву?» и т.д. Терроризм несёт в себе угрозу существованию. Тот, кто производит теракт, как выразился Д.А.Медведев, это «подонок». Что же должно твориться в психической реальности человека, который готовится к совершению теракта?

Психологический портрет террориста составляли многие учёные, психологи, психиатры. Большая часть сравнительных исследований не обнаружила никакой явной психической ненормальности террористов. Тем не менее, продолжаются попытки выявить специфическую личностную предрасположенность у людей, становящихся на путь терроризма. Среди членов террористических групп наблюдается значительная озлобленность паранойяльных индивидов. Общая черта многих террористов - поиск вовне источников личных проблем. Имеет место сверхсосредоточенность на защите я путём проекции. Другие характерные черты – постоянная оборонительная готовность, чрезмерная поглощенность собой и незначительное внимание к чувствам других. Была обнаружена психодинамика, подобная той, которая наблюдается при пограничных нарциссических расстройствах.

Проявления нарциссизма в форме самолюбования, утверждений об исключительности и особых правах своей национальной, религиозной или классовой группы и её представителей, о собственных выдающихся способностях и др. можно обнаружить у большинства террористических объединений, например, чеченских и ирландских. Хотя нарциссизм в аспекте терроризма еще не исследовался, Э.Фромм специально анализирует это явление как одну из причин человеческой деструктивности, составной частью которой является терроризм.

Главная цель террориста – демонстрация собственной силы, а не нанесение реального ущерба. Террорист не стремится к безымянности, он всегда охотно берет на себя ответственность за свои действия. В детском и подростковом возрасте террористы обнаруживают высокий уровень притязаний, завышенную самооценку, отличаются склонностью к фантазированию, занимают выраженную обвиняющую позицию, требуют к себе повышенного внимания педагогов. Психопатологический компонент личности террориста чаще всего связан с ощущением реального или мнимого ущерба, понесенного террористом, дефицита чего-то необходимого, настоятельно потребного для личности. Как правило, логика и мышление террористов носят путаный и противоречивый характер. С эмоциями связаны морально-нравственные проблемы («комплекс греховности»), иногда мучительные для террористов, несмотря на достаточно высокий уровень образования и интеллектуального развития. Террорист выступает, как бездушная «деструктивная машина».

Психологический анализ позволяет выделить три наиболее ярких варианта такой «террористической машины». «Синдром зомби» - состояние постоянной боеготовности, своего рода «синдром бойца», нуждающегося в непрерывном самоутверждении и подтверждении своей состоятельности. Он присущ террористам-исполнителям, боевикам низшего уровня. «Миссионерство» - основной психологический стержень «синдрома Рембо». К основным психологическим характеристикам «синдрома камикадзе», прежде всего, относится экстремальная готовность к самопожертвованию в виде жертвы самой своей жизнью. Преодоления страха смерти вполне возможно за счёт изменения отношения к жизни. Стоит перестать рассматривать жизнь как некую свою собственность, как страх смерти проходит.

Психологические типы террористов в определенной степени (хотя и не абсолютно) соответствуют четырём типам темперамента. Анализ показал, что среди участников террористических организаций и террористических действий 46% холериков, 32 % сангвиников, 12% меланхоликов и 10% флегматиков. Таким образом, можно констатировать, что личность террориста многогранна. Воспитание террористов начинается с самого детства, присутствует идеологический компонент, ритуализация, строгость и ограниченность.

Заключение

Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности ареста, пыток, издевательств. По этой причине террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Так как реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически.

Таким образом, можно выделить некоторые характерные черты психики террориста: агрессивность, нерушимая вера в свою правоту и благость своих деяний, что характерно для человека, который решил совершить террористический акт, и в целях их пресечения уполномоченными на то органами требуется своевременно воздействовать на причину терактов, использовать весь имеющийся спектр психологических исследований, более того, эти положения необходимо знать и гражданам для общего контроля за безопасностью.

Вывод:

Я считаю, что, теоретический анализ литературы по нашей теме показывает, что данная проблема рассмотрена довольно широко, результаты позволяют нам сделать выводы о том, что люди, в принципе, владеют некоторыми знаниями о терроризме, вместе с тем, как мы и предполагали, существуют стереотипы по поводу терроризма. Чтобы исключить влиянию стереотипов на общество и увеличить эффективность предотвращения террористических актов, нужно проводить психологические практикумы, на которых рассматривать поведенческие особенности террориста.

Я думаю таким образом, теракт как психотравма становится для многих реалией жизни, связанной с глубокими психическими переживаниями. Каждый реагирует на трагические события по-разному, но если человек обращается к психологу, то специалист обязан выслушать, понять, принять. Этот факт ещё раз подчёркивает, что терроризм - разрушительная сила, как в физическом аспекте, так и в психологическом, сила с которой нужно бороться, применяя комплексные меры по предотвращению трагедии.

Список использованной литературы:

1. Тарчоков Б. А. Мотивационные особенности вовлечения молодежи в террористическую деятельность // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 6. - С. 211 - 213.

2. Стуколова Л. С., Закирова Д. А. Психология современного терроризма // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 6 (22). - С. 546-549.

3. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. - М.: Юрайт, 2015. - 194 с.

4. Юрьев В. А. Психологический портрет террориста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - С. 834-835.