Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психолингвистическая экспертиза

В повседневной деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Правовые нормы, как и социальные, экономические, организационные и иные регуляторы поведения людей, действуют в сочетании с психологическими, без учета которых трудно добиться должной действенности правовых норм.

Психолого-лингвистическая экспертиза – это особый вид сложных комплексных экспертиз, при производстве которых принимают участие два эксперта: эксперт-лингвист и эксперт-психолог, с целью выявления в письменной либо устной речи признаков психологического воздействия, заученности, заведомой подготовленности текста, эмоционального состояния лица, а также, для разрешения иных вопросов, требующих специальных познаний из области психологии и лингвистики при экспертном анализе речи и текста.

Психолингвистическая экспертиза

Психолингвистика возникла в 50-е годы XX в. как междисциплинарная наука о соотнесенности процессов порождения и восприятия текстов, конструкции этих текстов с психическим и психофизиологическим состояниями людей, включенных в процессы коммуникации. Одна из ее задач – атрибуция текста, т.е. установление его автора. Для этого следователь и суд прибегают, как правило, к помощи экспертов-криминалистов, назначая судебную почерковедческую экспертизу. Такая экспертиза выявляет признаки, особенности и детали, характерные для письма конкретного лица. Другие моменты, относящиеся к содержанию текста документов (логика, характер, содержание, тема и идея изложения), она не анализирует. Имеющийся опыт производства почерковедческих экспертиз свидетельствует о довольно высоком уровне их эффективности, но на сегодняшний день необходим выход за эти традиционно сложившиеся рамки[1].

Общий метод психолингвистики заключается в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста (либо поведения, представленного как текст) определить отдельные психологические черты породившего его человека либо, в идеале, его целостный психологический портрет. При этом не имеет значения, в каком виде и на каком носителе был зафиксирован текст: на печатной машинке, карандашом на сигаретной пачке, в виде компьютерного файла или как-то иначе. Не имеет значения и то, что данный текст мог неоднократно переписываться, выучиваться и воспроизводиться вновь – ведущие индивидуальные характеристики языковой личности автора останутся неизменными.

Исследование письменной речи в уголовном процессе может помочь ответить на вопрос, принадлежит ли определенный текст именно данному автору, дать материал для выявления его личностных качеств. В отличие от экспертов-почерковедов, которые устанавливают идентичность почерков исполнителя исследуемого документа и подозреваемого, обвиняемого и т.д., эксперты-психолингвисты могут установить истинного автора письменного документа (в том числе и печатного), позицию пишущего, его эмоциональное состояние, личностные и другие особенности[2]. Атрибуция текста находит свое применение в:

1) составлении психологического портрета неустановленного преступника по тексту его речи;

2) судебно-психологической экспертизе (психолог выносит заключение помимо прочего и на основе содержательного анализа текста):

а) комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизе (одновременное участие психолога и лингвиста, каждый из которых отвечает на свои специфические вопросы);

б) судебной психолингвистической экспертизе: исследование предмета, обладающего психологическими и лингвистическими параметрами; использование специальных психолингвистических методик; проведение экспертизы психолингвистом – лицом, сведущим одновременно и в психологии, и в лингвистике;

в) комплексной судебной психолингвопочерковедческой / автороведческой (или психолого-лингвопочерковедческой / автороведческой) экспертизе. Это вид комплексной экспертизы, где объект и предмет исследований одновременно требуют специальных познаний в психологии, лингвистике и почерковедении / автороведении[3];

3) криминальной психологии: составлении психологического портрета исследуемой личности (установленной либо неустановленной) по тексту ее речи:

а) контактном профилировании – психологический портрет личности при непосредственном взаимодействии с ней;

б) дистанционном профилировании – опосредованное изучение личности, в том числе и через тексты ее речи;

4) коррекционной психологии;

5) психологии профессионального отбора.

Одним из наиболее эффективных психолингвистических подходов к решению юридических (судебных) задач, применяемых в последние годы, является подход Колтарда, который выделяет ряд лингвистических факторов, по которым может быть проанализирован текст.

Леви описала различные психолингвистические подходы к исследованию речи с опорой на стилометрию.

Идентификация по голосу – одна из проблем, которая может быть решена с помощью методов юридической психолингвистики. Такая проблема стоит при исследовании материалов телефонных звонков или записей прослушиваемых разговоров, а также в случае репродукции беседы преступника с жертвой (в записи)[4].

Сейчас известно несколько способов анализа аудитивного материала с помощью компьютера. Область применения – дела по убийствам, шантажу, угрозе применения взрывных устройств, похищению детей или взрослых, угрозе террористов и др. По аудитивному методу в судебной практике не только идентифицируют голос. Возможен анализ и другой информации:

– степень правильности понимания аудитивного материала (например, офицерами полиции);

– заключение о вменяемости обвиняемого по аудиозаписи, если по каким-либо причинам невозможно сделать личное медицинское заключение;

– расследование причин авиакатастроф по записям разговоров в кабине самолета (спектрография голоса в записи совместно с психолингвистическим анализом содержания аудиотекстов).

В последнем случае это особенно ценно, так как на борту (особенно в критической ситуации) члены экипажа могут заговорить на родном языке и / или неформальном (инвективная лексика). Описаны также случаи анализа речи преступников во время совершения преступлений, послужившего основой для составления психологического портрета похитителя, его идентификации и ареста.

Со времени появления компьютера исследователи текста активно стали изучать его возможности для автоматизированного подсчета различных факторов (лингвистических категорий), которые уже после этого могли быть подвергнуты анализу и содержательной интерпретации. Сегодня уже почти все формальные исследования в юридической психолингвистике могут быть проведены при помощи специальных компьютерных программ.

Устанавливаемые признаки речи психолингвисты группируют следующим образом:

– звуковые особенности (для устной речи);

– семантико-грамматические (характер выполнения фраз, выбор слов и конструкций, мера выразительности, правильности, организованности текста);

– категориальные (возрастные, социальные, профессиональные, территориальные, национальные).

Указанные особенности могут проявляться как в устной, так и в письменной речи. Они свидетельствуют не только о расстройстве определенной сферы психической[5] деятельности обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, но могут указывать на недуг, которым страдает человек. Так, для болезни Корсакова характерно употребление одних терминов вместо других; для эпилепсии – замедленность, неясность, вязкость, витиеватость, уменьшительные формы; для шизофрении – резонерство, замена конкретных понятий абстрактными, и наоборот, для маниакально-депрессивного психоза – скачка идей, отвлекаемость, «телеграфный» стиль. Таким образом, психолингвистическая экспертиза, исследуя речь в качестве основного объекта, может подтвердить и данные судебно-психиатрической экспертизы.

Психолингвистическая экспертиза только начала применяться в судебной практике, еще недостаточно разработаны ее методики и практические рекомендации, однако она становится все более популярной, так как может помочь суду и следствию, ответив на многие вопросы, касающиеся конкретного дела, – об авторстве письменного документа или речи, записанной на магнитную пленку, об эмоциональном состоянии и внутренней позиции автора. Такую экспертизу следует проводить после почерковедческой. Поручать ее производство можно психолингвистам, психологам и лингвистам, филологам.

Заключение

Таким образом, юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Особенности психолингвистической экспертизы, которые заключаются в том, чтобы на основе исследования формальных (лингвистических, текстовых, фонетических, стилистических и пр.) и неформальных (содержательных, смысловых, интенциональных и др.) характеристик текста (либо поведения, представленного как текст) определить отдельные психологические черты породившего его человека либо, в идеале, его целостный психологический портрет;

Роль внутренних факторов в повышении эффективности юридического труда, т.к. юрист не будет высоким профессионалом, если будет обладать только одними знаниями, но не будет развит как личность – высоких результатов в юридической профессии могут добиться только люди, которые обладают соответствующей психологией.

Список использованной литературы

  1. Аминов И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов и др. М.: Юнити-Дана, 2012. – 415 с.
  2. Бабаев Т.М. Юридическая психология / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина. – М.: РУДН, 2009. – 78 с.
  3. Поминов А. В. Комплексная психолингвистическая экспертиза книги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.
  4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс / М.И. Еникеев. М.: Норма, 2011. – 256 с.
  5. Юридическая психология: Учебное пособие. / Под ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2012. – 76 с.

а Allst.ru

  1. Аминов И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов и др. М.: Юнити-Дана, 2012. – 415 с.

  2. Бабаев Т.М. Юридическая психология / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина. – М.: РУДН, 2009. – 78 с.

  3. Поминов А. В. Комплексная психолингвистическая экспертиза книги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.

  4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс / М.И. Еникеев. М.: Норма, 2011. – 256 с.

  5. Юридическая психология: Учебное пособие. / Под ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2012. – 76 с.