Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Правовой анализ гражданского законодательства в области реорганизации субъектов предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность регулируется гражданским правом, в первую очередь, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Кроме того, она регулируется и охраняется нормами практически всех отраслей права – конституционного, административного, финансового, трудового, процессуального, уголовного.

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целый комплекс имущественных и личных неимущественных отношений.

Источники предпринимательского права:

- Конституция Российской Федерации (далее – Конституция);

- кодексы Российской Федерации:

- ГК РФ;

- Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ);

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ);

- Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ);

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- федеральные законы;

- нормативно-правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты.

В Конституции закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это положение установлено в статье 34[1] и выступает в качестве основы правового статуса участников хозяйствующих обществ[2].

Осуществление предпринимательской деятельности рано или поздно приводит к необходимости разделения/объединения капиталов. Правовой формой будет выступать реорганизация.

Реорганизация представляет собой прекращение существования организации с последующим правопреемством, при котором права и обязанности переходят к другому лицу. Цель реорганизации - изменение правового статуса юридического лица[3].

Общий порядок реорганизации юридического лица определен в статье 57 ГК РФ[4].

Статья 58 ГК РФ посвящена правопреемству при реорганизации юридических лиц[5].

В статье 59 ГК РФ установлены требования к передаточному акту и разделительному балансу[6].

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица прописаны в статье 60 ГК РФ[7].

Глава V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ посвящена государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации[8].

Реорганизация может быть:

- добровольной по решению учредителей/участников/уполномоченного органа юридического лица;

- принудительной по решению уполномоченного государственного органа/суда.

Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации:

  1. слияние,
  2. присоединение,
  3. разделение,
  4. выделение,
  5. преобразование.

При реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, преобразования юридическое лицо прекращает существование.

При реорганизации путем выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение, не прекращает свое существование. Вновь возникшее юридическое лицо будет его правопреемником в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя не предусматривает правопреемство.

При слиянии, присоединении и преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении - в разделительном балансе.

Порядок проведения и формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм определены отдельными федеральными законами:

- Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ[9],

- Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ[10],

- Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ[11],

- Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 № 180-ФЗ[12].

Статья 50 НК РФ[13] определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации[14].

По общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником/правопреемниками.

Однако при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При реорганизации компании ее кредиторы оказываются в ненадежном положении. Действующее законодательство предоставляет им не так много инструментов для защиты своих интересов, а судебная практика порой сужает их в разы, считает автор статьи «Спасти кредитора: защита при недобросовестной реорганизации контрагента»[15].

Особенно высок риск неисполнения обязательств, когда речь идет о реорганизации недобросовестной компании. Такие компании идут на реорганизацию, когда намереваются не исполнить какие-либо обязательства перед контрагентами. Кредиторы в подобной ситуации недостаточно защищены законодательством. Судебная практика применения новых положений о реорганизации, введенных в ГК РФ, пока не сформировалась.

Автор статьи ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 16246/12 по делу № А56-65460/2011, в котором говорится, что целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица, и данная процедура не может использоваться недобросовестными участниками гражданского оборота как способ ухода от исполнения обязательств.

Слияние и присоединение являются способами реорганизации повышенного риска.

Наиболее распространенными формами реорганизации, к которым прибегают недобросовестные руководители юридических лиц, являются слияние с юридическим лицом-«однодневкой» или присоединение к юридическому лицу-«однодневке». В обоих случаях генеральный директор и учредители (участники) меняются на номинальных лиц, а затем вновь созданное юридическое лицо регистрируется в отдаленном регионе России. В результате недобросовестной реорганизации юридическое лицо-должник исключается из ЕГРЮЛ, а вновь созданное юридическое лицо находится вне пределов досягаемости. Может оказаться, что местонахождение нового юридического лица ложное, а генеральный директор либо не является гражданином РФ и не проживает на территории страны, либо найти его по адресу постоянной регистрации не представится возможным. За решениями о реорганизации можно проследить онлайн.

Кредиторы недобросовестно реорганизованного юридического лица остаются в весьма невыгодном положении, однако, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, есть возможность «затормозить» процесс реорганизации и добиться исполнения обязательств. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации обязано уведомить о таком решении регистрирующий орган и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать уведомление о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Кредиторам нужно отслеживать информацию на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее – ФНС России) и в журнале «Вестник государственной регистрации».

Если срок исполнения обязательств уже наступил, а кредитору стало известно о предстоящей недобросовестной реорганизации должника (но решение о реорганизации еще не принято) и, соответственно, высоком риске неисполнения обязательства, то он вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности, одновременно направив заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 92 АПК РФ) в виде:

- запрета органам управления ответчика совершать действия по реорганизации;

- запрета регистрирующим органам регистрировать реорганизацию данного юридического лица и вносить соответствующую запись в ЕГРЮЛ.

Необходимость применения обеспечительных мер закон требует обосновать (п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ). Обеспечительные меры не нарушат принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, поскольку служат цели обеспечения разумного баланса интересов кредитора и его должника.

Одной из гарантий прав кредитора при реорганизации должника является право требования от него досрочного исполнения обязательств, а при невозможности такого исполнения – прекращения обязательства и возмещения убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Данная гарантия не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение, которое получено либо до начала реорганизации, либо в течение 30 дней после даты предъявления требований о досрочном исполнении (пп. 2, 4 ст. 60 ГК РФ).

Требование о досрочном исполнении обязательств:

- предъявляется только в судебном порядке в отношении обязательств, возникших до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица;

- заявляется в течение 30 дней после даты опубликования второго уведомления о реорганизации юридического лица.

Однако уведомления о реорганизации не всегда направляют кредиторам, поэтому опубликованные уведомления нужно регулярно отслеживать самостоятельно.

Некоторые суды рассматривают неуведомление кредиторов о предстоящей реорганизации в качестве нарушения закона, которое является основанием для признания записи в ЕГРЮЛ (например, о регистрации вновь созданного юридического лица в результате выделения) недействительной (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014 по делу № А56-20725/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.08.2011 по делу № А53-30286/2009).

В случае неуведомления лишь некоторых кредиторов суды порой предоставляют последним право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применяя по аналогии п. 3 ст. 60 ГК РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 09АП-44114/2014 по делу № А40-72560/14).

Предъявление требования о досрочном исполнении обязательств не влечет за собой приостановление процедуры реорганизации юридического лица, и новое юридическое лицо может быть зарегистрировано по истечении трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Возможна ситуация, когда реорганизация будет завершена до того, как вступит в силу судебный акт по спору, инициированному кредитором. Законодательством это противоречие не урегулировано, а судебная практика по разрешению подобных ситуаций на сегодняшний день отсутствует.

Законом не предусмотрены и специальные гарантии защиты прав кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми к моменту опубликования уведомления о реорганизации должника уже наступил, но соответствующие обязательства должником не были исполнены.

Реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица или если из передаточного акта следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов. Это правило закреплено в п. 5 ст. 60 ГК РФ.

В случае обращения в суд с требованием о взыскании задолженности и привлечении к ответственности солидарных должников на основании п. 5 ст. 60 ГК РФ кредитор не обязан доказывать нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств. Если у кредитора возникнут сомнения в ликвидности активов, переданных правопреемнику, обязанность доказательства возлагается на реорганизуемое юридическое лицо и его правопреемников.

Если задолженность по объективным причинам не была отражена в передаточном акте, вновь созданное юридическое лицо будет нести солидарную ответственность по такому обязательству реорганизованного юридического лица.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ[16] в ГК РФ были внесены нормы о признании решения о реорганизации недействительным (ст. 60.1) и о признании реорганизации несостоявшейся (ст. 60.2). Однако круг лиц, которые вправе предъявлять соответствующие требования, ограничен.

Суды не признают за кредиторами право на оспаривание решения о реорганизации должника (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 № 09АП-27150/2016 по делу № А40-236949/2015, Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу № А38-4476/2015).

Кредиторы сегодня вправе требовать возмещение убытков только в рамках судебного спора, инициированного участниками юридического лица или иными заинтересованными лицами.

При наличии вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд по месту нахождения должника с заявлением о признании последнего несостоятельным (банкротом).

По общему правилу производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей (статья 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве)[17].

Процедура банкротства должника даст кредитору возможность получить удовлетворение требований за счет продажи имущества должника с торгов, оспаривания сделок должника по выводу имущества, а также привлечения к субсидиарной ответственности руководства должника по обязательствам организации.

При инициировании дела о банкротстве должника необходимо учитывать, что при отсутствии у последнего денежных средств для погашения расходов по делу о банкротстве они погашаются кредитором-заявителем.

При обращении в суд с заявлением о признании должника банкротом кредитор не застрахован от риска реорганизации контрагента. Такого ограничения в законе нет.

При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) организаций принцип правопреемства стороны в процессе применяется лишь в случае преобразования юридического лица.

Если реорганизация должника осуществлена путем слияния, присоединения, разделения или выделения, то при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) реорганизованных организаций принцип правопреемства стороны в процессе применяться не может. Арбитражные суды только устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретной организации (п. 14 информационного письма ВАС РФ от 25.04.95 № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)».

  1. http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-34-krf

  2. https://businessman.ru/new-obshhestvo-s-dopolnitelnoj-otvetstvennostyu.html

  3. https://psyera.ru/reorganizaciya-subektov-predprinimatelskogo-prava_7820.htm

  4. http://stgkrf.ru/57

  5. http://stgkrf.ru/58

  6. http://stgkrf.ru/59

  7. http://stgkrf.ru/60

  8. http://legalacts.ru/doc/FZ-o-gosudarstvennoj-registracii-juridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej-ot-08_08_01/

  9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

  10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/

  11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/

  12. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122730/

  13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/c4af215c67639809d3848f2122b8df46ad07d070/

  14. http://knigi.news/predprinimatel/reorganizatsiya-subyektov-predprinimatelskoy-36223.html

    4 https://www.eg-online.ru/print/article/328485/

  15. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/

  16. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/