Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Групповые нормы и ценности

Общество временами кажется хаотичным, как при бунте толпы или при истерическом порыве от надвигающегося кризиса, но вскоре порядок восстанавливается, и общество приходит в относительно стабильное развитие и спокойное движение. В самом деле, порядок, а не беспорядок-это правило мира. Социальный порядок, как его называют, получается через регулирование поведения человека в соответствии с определенными стандартами. Все общества предусматривают эти стандарты, определяющие соответствующее и неподобающее поведение. Нормы, регулирующие поведение, получили название социальных норм. Понятие норм является центральным в социологии.

Также в социологии нас особо интересуют социальные ценности. Социальные ценности-это культурные стандарты, указывающие на общее благо, которое считается желательным для организованной социальной жизни. Это предположения о том, что правильно и важно для общества. Они обеспечивают высший смысл и легитимность социальных механизмов и социального поведения. Это абстрактные чувства или идеалы. Примером важной социальной ценности является “равенство возможностей”. Широко распространено мнение, что это желательная цель сама по себе [5] .

Значение такой ценности в общественной жизни трудно переоценить. Социальная ценность отличается от индивидуальной. Индивид пользуется или ищет индивидуальную ценность, которую человек ищет для себя. Даже если эти ценности общеприняты, они не становятся социальными ценностями. В отличие от индивидуальных ценностей, социальная ценность содержит заботу о благополучии других. Социальные ценности организуются внутри личности индивидов. Они регулируют его мышление и поведение.

Процесс социализации направлен на включение этих ценностей в свою личность, этос или фундаментальные характеристики любой культуры являются отражением ее базовых ценностей. Таким образом, если в американской культуре доминирует вера в материальный прогресс, то в индийской культуре преобладает спиритуализм, забвение себя, отказ от личных желаний и устранение амбиций. Можно сказать, что “индийский путь” отличается от “американского пути”. Соответственно, различия в социальных ценностях приводят к различным социальным структурам и моделям ожидаемого поведения.

Существенной характеристикой групповой жизни является то, что она обладает набором ценностей, которые регулируют поведение отдельных членов. Как мы уже видели, группы не выпадают на ровном месте со стабильными отношениями между членами. Группы - это продукт взаимодействия между индивидами [10]. При взаимодействии нескольких индивидов вырабатывается набор стандартов, регулирующих их отношения и способы поведения. Эти стандарты группового поведения называются социальными нормами. То, что братья и сестры не должны вступать в сексуальные отношения; ребенок должен подчиняться своим родителям, а дядя не должен шутить со своими племянниками и племянницами, является иллюстрацией норм, регулирующих отношения между родственниками.

Можно сделать вывод о том, что норма – это стандарт поведенческих ожиданий, разделяемых членами группы, по которому оценивается достоверность восприятия и адекватность чувств и поведения. Члены группы проявляют определенные закономерности в своем поведении. Такое поведение считается желательным для группы. Такие закономерности в поведении объясняются в терминах социальных норм. Норма, в народном употреблении, означает стандарт. В социологии нас интересуют социальные нормы, то есть нормы, принятые в группе. Они представляют собой “стандартизированные обобщения” относительно ожидаемых способов поведения.

В качестве стандартизированных обобщений они представляют собой концепции, которые были оценены группой и включают оценочные суждения. Таким образом, можно сказать, что нормы основаны на социальных ценностях, которые оправдываются моральными нормами или эстетическими суждениями. Норма-это образец, устанавливающий границы индивидуального поведения. По иному определению нормы - это чертежи поведения, устанавливающие пределы, в пределах которых индивиды могут искать альтернативные пути достижения своих целей [11]. Они обозначают ожидаемое или даже идеальное поведение. К ним прилагаются моральные ценности. Это образцовые практики. Они устанавливают нормативный порядок группы.

Однако нельзя предполагать, что нормы являются абстрактными, представляющими воображаемую конструкцию. Социологов интересуют в основном “оперативные” нормы, то есть нормы, которые санкционируются таким образом, что нарушители подвергаются наказаниям в группе. Например, большинство норм Нагорной проповеди, хотя их часто называют нормами, не санкционируются; не наказывается социальность за отказ “подставить другую щеку”. Нормы, чтобы быть эффективными, должны правильно представлять отношения между реальными событиями. Они должны учитывать фактическую ситуацию. Правило, требующее от всех мужчин иметь двух жен, было бы бесполезным, если бы соотношение полов не позволяло. Поэтому нормативная система, поскольку она предназначена для достижения результатов в реальном мире, должна быть связана с событиями в реальном мире.

Обратим внимание на значение и важность существование ценностей и норм. Нормы имеют огромное значение для общества. Невозможно представить себе общество без норм, потому что без норм поведение было бы непредсказуемым. Нормы поведения, содержащиеся в нормах, упорядочивают социальные отношения, взаимодействие идет гладко, если индивиды следуют групповым нормам. Нормативный порядок делает возможным фактический порядок человеческого общества. Если бы не было нормативного порядка, не было бы и человеческого общества. Человек нуждается в нормативном порядке, чтобы жить в обществе, потому что человеческий организм недостаточно целостен или интегрирован, чтобы давать автоматические реакции, функционально адекватные обществу. Человек не способен существовать один. Его зависимость от общества проистекает не из фиксированных врожденных реакций на механические социальные стимулы, а скорее из усвоенных реакций на значимые стимулы [3]. Следовательно, его зависимость от общества в конечном счете является зависимостью от нормативного порядка.

Мы вряд ли можем думать о человеческой группе отдельно от норм. Группа без норм была бы, говоря словами Гоббса, “Одинокой, бедной, мерзкой, грубой и короткой.” Человеческий организм, чтобы поддерживать себя, должен жить в нормативнорегулируемой социальной системе. Нормативная система дает обществу сплоченность, без которой невозможна социальная жизнь. Те группы, которые не могут выработать нормативный порядок и сохранить нормативный контроль над своими членами, не выживают из-за отсутствия внутреннего сотрудничества.

Нормы влияют на отношение человека и его мотивы. Они непосредственно затрагивают самосознание человека. Это конкретные требования к действию, предъявляемые его группой. Они гораздо более стабильны. Они обладают силой заставить замолчать любое ранее принятое абстрактное чувство, которому они могут противостоять. Они берут верх над абстрактными чувствами. Становление членом группы предполагает формирование установок по отношению к групповым нормам. Индивид становится хорошим членом общества в той мере, в какой он соблюдает нормы.

Нормы определяют и направляют его интуитивные суждения о других и его интуитивные суждения о самом себе. Они ведут к феноменам совести, направляющих чувств, восторга и депрессии. Они глубже сознания. Становление членом вины состоит в интернализации норм группы. Через интернализацию они становятся частью его самого, автоматически выражаясь в его поведении.

Нормы формируются не всеми группами по отношению к каждому виду поведения и каждой возможной ситуации. Они формируются в вопросах, имеющих значение для определенной группы. То, что имеет значение для группы, зависит от основных целей и задач группы, отношения этой группы к другим группам и других условий, в которых она действует.

Точно так же и сфера поведения, регулируемого нормами, существенно различается в разных группах [3]. Например, нормы некоторых групп могут касаться главным образом этических вопросов, в то время как нормы других групп могут охватывать более широкую область жизни, включая одежду, формы развлечений, образование и т. д.

Далее, социальная норма, действующая в одной социальной системе, может не действовать в другой. Таким образом, мусульманские общества допускают полигинию, а христианские-нет. Точно так же нормы не применяются одинаково ко всем членам общества или ко всем ситуациям.

Они приспособлены к положению людей в обществе и к занятиям, которые они практикуют. Таким образом, то, что подходит женщине, не всегда подходит мужчине, или то, что подходит врачу, может не подходить учителю. Таким образом, соответствие нормам всегда квалифицируется с учетом социально определенных ситуаций, в которых они применяются.

Норма по определению подразумевает чувство долга. Она устанавливает стандарт поведения, которому следует следовать. Многие проблемы как личности, так и общества-это в основном проблемы несоответствия нормам. Соответствие нормам-это нормально.

Индивид, усвоивший нормы, испытывает нечто вроде потребности соответствовать. Если он этого не сделает, его будет мучить совесть. Другие люди не одобряли бы его действия, если бы он нарушил норму. Таким образом, как внутренняя потребность, так и внешние санкции играют эффективную роль в обеспечении соответствия нормам.

Соблюдение норм также зависит от надзора и санкций. Если поведение не контролируется и не вводятся санкции за несоблюдение требований, желаемое поведение вряд ли произойдет. Надзор за экзаменом и дисквалификация экзаменуемого необходимы для проверки списывания на экзамене. В условиях низкого надзора обмана больше. На фабрике бригадир ведет наблюдение за рабочими, чтобы обеспечить минимальное прерывание работы.

В группе, члены которой чувствуют, что они были умеренно приняты другими членами группы и что у них была возможность стать полностью принятыми, должна иметь место высокая степень соответствия нормам. Точно так же члены, которые чувствуют, что они имеют низкую степень принятия и, вероятно, будут отвергнуты группой, будут явно меньше соответствовать нормам.

Почему некоторые члены группы больше соответствуют нормам, чем другие? Видно, что члены одной и той же группы в разной степени соответствуют нормам. Многие факторы объясняют это явление. Во-первых, те члены, которые имеют важные удовлетворенности вне группы, будут часто отклоняться от норм, чем те, кто не имеет таких удовлетворений.

Точно так же члены, которые не находят большого удовлетворения в группе, также будут отклоняться от норм. Во-вторых, соответствие нормам будет различаться в зависимости от различного давления, оказываемого на разных людей в группе. Давление осуществляется потому, что девиантное поведение снижает вознаграждение и увеличивает издержки других членов [5].

В-третьих, соответствие нормам различается в зависимости от восприимчивости члена к давлению. Было замечено, что в группе, члены которой более покорны, менее уверены в себе, менее склонны к нервному напряжению, более авторитарны, менее умны, менее оригинальны, мало нуждаются в достижении, высоко нуждаются в социальном одобрении и конвенциональны в ценностях, наблюдается большее соответствие нормам, чем в группе, члены которой заметно различаются по этим характеристикам. В-четвертых, чем выше статус человека, тем больше у него шансов соответствовать нормам.

Лидеры соответствуют нормам более строго, чем другие, из-за их центральной роли в группе. Как лидеры, они должны представлять групповые нормы, а не свои собственные желания. Но также роль лидера заключается в том, чтобы вносить изменения в нормы.

Хотя это может включать отклонение от групповых норм, наравне с лидером, это в то же время соответствие ожиданиям группы по отношению к его роли. Лидер часто бывает и конформистом, и отклоняющимся. В-пятых, некоторые члены группы подчиняются нормам не только потому, что это приводит к достижению групповых целей, но и потому, что это удовлетворяет определенные их потребности, например, потребности в дружбе и признании.

Наконец, степень соответствия нормам на пари индивида определяется тем, насколько он выставляет себя на всеобщее обозрение. Люди, занимающие высокие статусные должности, более подвержены влиянию общественности и, следовательно, испытывают сильное давление, требующее соблюдения норм [7]. Страх понижения престижа для большинства людей является более сильным мотивом, чем стремление к более высокому престижу.

Что касается соответствия нормам, то можно отметить еще два момента. Во-первых, норма не обязательно должна выполняться буквой, чтобы влиять на поведение. Ошибочно полагать, что абсолютная верность нормам необходима обществу. Полное соблюдение многих норм было бы не только невозможно, но и невыгодно для общества.

Конечно, это обязанность индивида соответствовать нормам, но в некоторых конкретных ситуациях умеренный, а не максимальный уровень производительности может достичь того, что нужно обществу. Во-вторых, некоторые нормы могут устанавливать такой высокий уровень желательного поведения, что среднее поведение членов может приближаться к нему только на исключительных уровнях. Многие нормы не усваиваются. Многие из них даже не становятся привычными, а некоторым даже не подчиняются.

Таким образом, в социологии очень часто используются понятия социальных ценностей и норм, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д. Элементы культуры - нормы, ценности - составляют определенную систему и входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции: экономикой, социальной структурой и политикой. Указанные выше социальные институты являются не единственными носителями культуры. Важным фактором и ее "носителем" является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, иногда могут подвергаться разного рода трансформации.

В культуре рассматривается типичная или базовая личность, как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К А Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. М: Наука, 1981. - С. 19-44.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социально-психологические аспекты активности личности //Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв. ред. ЕВ.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. ML: Мысль, 1991. - 231с.
  4. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моек ун-та,1983.144с.
  5. Ананьев Б Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. АА Бодалева. ML: Ин-тпракг. психол., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1966.-384с.
  6. Андреева ГМ Социальная психология. Учебник для высших учеб. заведений. ML: Аспект Пресс, 1998.-376с.
  7. Андреева ГМ, Богомолова Н.Л. Детровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). ML: Из-во Моек ун-та,1978.-271с.
  8. Антонова НВ. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, ингеракционизма и когнитивной психологии //Вопр. психол. 1996.- № 1. -С.131-143.
  9. Балл ГА Психологическое содержание личностной свобода: сущность и составляющие//Психол. журн. -1997. Т.18. - № 5. - С.7-19.
  10. Бобнева МИ Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Под ред. МИ Бобневой, ЕВ. Шороховой. М.: Наука, 1979. - С.44-75.
  11. Бобнева МИ Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. - 311с.
  12. Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. - М.: Восток, 1999. - 256 с.