Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Обзор безрисковых ставок доходности (Экономический смысл безрисковой ставки.)

Содержание:

1. Экономический смысл безрисковой ставки.

Дисконтирование — это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Для правильной оценки будущих доходов нужно знать прогнозные значения выручки, расходов, инвестиций, структуру капитала, остаточную стоимость имущества, а также ставку дисконтирования.

Ставка дисконтирования используется для оценки эффективности вложений. С экономической точки зрения ставка дисконтирования — это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором.

Иначе говоря, при помощи ставки дисконтирования можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Поэтому от значения ставки дисконтирования зависит принятие ключевых решений, в том числе при выборе инвестиционного проекта.

Существует множество вариантов ставки дисконтирования, которые можно предложить для использования в принятии решений. Рассмотрим две возможности:

1) ставка процента по государственным ценным бумагам;

2) ставка процента по долгосрочным облигациям фирмы.

Если для расчета текущей стоимости используют ставку процента по безрисковым вложениям, то перед тем как принять решение, нужно вычесть из полученного результата некоторую абсолютную величину, чтобы сделать поправку на рискованность денежных потоков. К сожалению, определение выраженной в долларах поправки на риск инвестиций корпорации — искусство, а не наука. Так как применение ставки процента по безрисковым вложениям для дисконтирования ожидаемых денежных потоков — дело несложное, главное препятствие безбоязненного применения этого метода заключается в том, чтобы правильно определить выраженную в долларах поправку на риск.

В западной экономике безрисковая ставка достаточно определена. В одних странах под ней подразумевают процент по ценным бумагам, гарантированным правительством США, в других — текущую ставку дохода по казначейским векселям и облигациям.

Гипотетически безрисковая ставка равна доходности ценной бумаги или портфеля ценных бумаг, ни при каких обстоятельствах не подверженных риску невыполнения обязательств, и поэтому оно совершенно не коррелирует с другими доходностями в экономике. Теоретически наилучшим мерилом безрисковой ставки была бы доходность инвестиционного портфеля с нулевой бетой. Но поскольку формирование таких портфелей с нулевой бетой — дело дорогостоящее и весьма сложное, мы не располагаем этим инструментом оценки безрисковой ставки.

Вместо этого мы можем выбрать один из трех возможных инструментов из числа государственных ценных бумаг США:

1) казначейские векселя;

2) десятилетние казначейские облигации;

3) тридцатилетние казначейские облигации. Мы советуем использовать процентную ставку десятилетних казначейских облигаций по нескольким причинам.

Во-первых, это долгосрочная процентная ставка, которая более других соответствует продолжительности денежных потоков оцениваемой компании. Текущая ставка краткосрочных векселей — ставка краткосрочная, и поэтому она не вполне соответствует продолжительности денежных потоков. Если мы вынуждены пользоваться краткосрочной ставкой, то самый приемлемый выбор в таком случае — ожидаемые краткосрочные ставки на каждый будущий период, а не сегодняшняя краткосрочная ставка. По сути, десятилетняя процентная ставка представляет собой среднее геометрическое значение ожидаемых краткосрочных ставок по казначейским векселям за весь период оценки.

Во-вторых, десятилетняя ставка по своему временному горизонту близка портфелю акций рыночного индекса — например S& P 500, и в силу этого она совместима с бетой и рыночной премией за риск, относящимися к этому рыночному портфелю.

И, наконец, десятилетняя ставка относительно невосприимчива к двум проблемам, возникающим в связи с использованием более долгосрочной ставки — скажем, ставки по тридцатилетним облигациям Казначейства. Цена десятилетней облигации менее чувствительна к неожиданным колебаниям инфляции, и, следовательно, ее бета меньше беты тридцатилетней облигации; премия за ликвидность десятилетней облигации может оказаться несколько ниже, чем тридцатилетней. Это технические детали, которые в обычных обстоятельствах практически не имеют значения. Но они говорят в пользу десятилетней ставки.

За безрисковую доходность можно принять процентную ставку государственных облигаций в стране, где базируется подразделение (если только они не подвержены серьезному риску невыполнения обязательств). Если же государственные долговые обязательства нельзя обоснованно считать безрисковыми, то на этот случай имеется концепция паритета процентных ставок, на основе которой ставка государственных облига­ций США переводится в ее эквивалент в другой стране.

Практически отсутствует какая-либо информация о рыночных пре­миях за риск за пределами США. Однако в большинстве случаев этот показатель легко определить по доступным источникам данных. Так, например, применительно к Германии для этой цели можно воспользоваться месячными данными о разности между процент­ными ставками государственных краткосрочных долговых обязательств и доходностью франкфуртского фондового индекса за период 1970—1985 гг. Среднее геометрическое этих разностей, а именно 3,8%, служит показа­телем рыночной премии за риск в этот период времени. В те же годы премия за риск (средняя геометрическая) в США составляла 2%. Для определения долгосрочной средней геометрической премии за риск в Германии мы прибавляем разность между премиями в Германии и США за 1970—1985 гг. — то есть 3,8% - 2% = 1,8% — к долгосрочной рыночной премии за риск в США, равной 5%, и получаем 6,8%. Тот же ход рассуждений применительно к Японии дает нам приблизительно 4,2%. Принимая во внимание глобализацию рынков капитала, разумно предположить, что рыночные премии за риск во всех развитых странах примерно равны друг другу.

Для определения безрисковой ставки может применяться доходность различных зарубежных финансовых инструментов. В качестве безрисковой принимают безрисковые ставки для западных компаний или среднеевропейские показатели. Иногда для этой цели используется депозитные ставки банков первой категории надежности или ставка LIBOR. Далее к ней добавляется страновой риск, однако в некоторых случаях он никак не определен, или определяется только для зарубежных стран.

Безрисковая социальная (общественная) норма дисконта, используемая для оценки общественной и региональной эффективности, считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления экономикой народного хозяйства России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны. Впредь до ее централизованного установления она может приниматься на уровне безрисковой коммерческой нормы дисконта, принятой для оценки коммерческой эффективности проекта в целом.