Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте (Понятие сенсорного воспитания)

Содержание:

Введение

Данная тема выбрана для курсовой работы, так как без сенсорной культуры невозможно полноценное общее развитие детей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, весе, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т. д. играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика и др, особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д.

Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознавании целого ряда сигналов, их оценке и регулирования на этой основе своей деятельности и работы механизмов. Это предъявляет повышенные требования к быстроте и точности двигательных реакций и ориентировки в пространстве (деятельность операторов, станочников, летчиков и др.).

Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека — одно из условий успешного овладения любой деятельностью.

Эту же мысль подчеркивает и известный советский психолог Б. Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усов, Н. П. Сакулина и др.) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том что, сенсорное развитие ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Данная курсовая работа носит практический характер.

Цель данного исследования - изучить роль дидактических игр в повышении сенсорной культуры у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс сенсорного воспитания, направленный на совершенствование сенсорной культуры детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – средства и методы для воспитания сенсорной культуры у дошкольников.

Гипотеза – дидактические игры и упражнения являются эффективным методом сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

1) Изучить научно – методическую литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольников.

2) Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.

3) Подобрать и провести систему дидактических игр в целях повышения сенсорной культуры у детей дошкольников.

4) Сделать выводы по эффективности исследований.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Слово "сенсорный" происходит от латинского слова "sensus" - "чувства", "ощущение", "восприятие", "способность ощущения".

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п.

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов и их оттенки по светлоте и насыщенности, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Особо важное значение эта задача приобретает в раннем и дошкольном детстве, когда восприятие окружающего мира интенсивно развивается. Именно в этом возрасте закладываются основы всего последующего развития ребенка.

Хорошо известно, что именно сенсорное воспитание являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох развития дошкольной педагогики. Достаточно вспомнить Я.Коменского и его классический труд «Мир чувственных вещей в картинках», «Азбуку наглядностей» Песталоцци, «Дары» Фребеля, идеи Руссо, дидактическую систему Монтессори, дидактические игры Декроли. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

В истории дошкольной педагогике, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декролт, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов . Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований. На основе современных дидактических принципов была разработана система сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и др.)

В основу первого принципа положено обогащение и углубления содержание сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснения смысла предметов и явлений или выяснение их «сигнального значение».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.

Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева. Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлению их с окружающим миром. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природным материалом) также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление детей со свойствами и качествами материалов происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию представлений…

Особое значение для развития сенсорной культуры у детей дошкольников имеет Л.А. Венгер. Он разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

1.2. Сенсорная культура ребенка

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должна состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно, как правило, оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предметов.

Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении цвета, формы, величины. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности, а значит умственного развития ребенка.

1.3. М. Монтессори о сенсорном воспитании

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870 - 1952), первая женщина в Италии, получившая степень доктора медицины. Работая врачом - ассистентом при университетской психиатрической клинике, она заинтересовалась детьми, страдающими слабоумием, и применила давно забытые методы лечения, предложенные 50 лет назад Сегеном. (Сеген доказывал, что воспитание слабоумных - это педагогическое лечение дефективных в духовном и физическом отношении детей, преследующее своей целью моторное и сенсорное развитие, интеллектуальное и нравственное становление личности.) Однако, в отличие от Сегена, Монтессори пришла к выводу: умственная отсталость детей нуждается не столько в медицинском лечении, сколько в воспитании. Поэтому она в течение двух лет руководит школой для " педагогического лечения дефективных детей", сама обучает и воспитывает их по 12 часов в сутки. В результате упорного труда умственно недоразвитые и невоспитанные дети выдержали экзамен в городскую школу лучше, чем нормальные дети, обучавшиеся в обычной школе. "Чудо" это повторилось несколько раз.

Успех в своей работе Монтессори объяснила тем, что обучаемые дети прошли иной путь духовного развития, чем дети, обучавшиеся в народных школах. В приюте Монтессори психическое развитие детей стимулировалось специально разработанной методикой, тогда как нормальных детей в народной школе задавливали зубрежкой, формализмом и догматизмом.

Оставив работу в приюте, Мария Монтессори изучает философию и психологию в Риме, увлекается экспериментальной психологией детского возраста, изучает постановку обучения и воспитания в начальной школе. В одном из бедных районов Рима по предложению " Общества дешевых квартир " она открывает "Дом ребенка ", дошкольное учреждение для детей рабочих, представляющее наполовину детский сад, наполовину начальную школу. Двухлетний опыт работы Монтессори опишет позднее в книге " Дом ребенка. Метод научной педагогики " (1912). Книга приобрела широкую популярность во многих странах мира, в том числе и в России. В последние годы жизни Монтессори возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Разработка методики сенсорной гимнастики.

В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори " гигиене мышления ", называя его " ключом ", открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством " внутреннего строительства " психики человека. Не касаясь определения мышления как " совокупности активностей рефлекторного, ассоциативного и воспроизводящего характера ", отметим: ступени его развития отмечены, верно, так как без собирания фактов, без умения различить их, нет интеллектуальных построений. Разумеется,

Без сенсорной гимнастики нет первоначальных упражнений интеллекта. Точно так же упражнение без конкретных фактов, без реальных знаний не может быть ничем иным, как только «самоупражнением». Иначе говоря, нельзя научить ребёнка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна быть система сенсорных упражнений, система сенсорной гимнастики. Что это значит?

Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, пишет Монтессори, и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками».

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков. Например, игра в молчанку (вслушаться, как тикают часы, как гудит шмель, как пищит комар) преследовала своей целью развитие органа слуха. Не забыто ею и развитие чувства ритма. Маршировка под музыку, ускоренный и замедленный темп, громко и тихо – все это было продумано и подчинено общей идее – всестороннему сенсорному развитию детей.

В целях развития стереогностического чувства Монтессори использовала деревянные кирпичики и кубики, шарики, бобы, горох, зерна овса, ржи, пшеницы, камешки, картонные кружочки. Монтессори разработала очень простую, но эффективную методику: дети учились определять по весу дощечки (длиной 8см, шириной 6см, толщиной 1,5см), из какого дерева (ели, ольхи, ясеня, красного дерева) они сделаны.

Дидактический материал в «Доме ребенка».

Монтессори подвергала резкой критике постановку обучения в народных школах, в которых учитель «вколачивал свои познания в головы учеников», требуя при этом «полной неподвижности», насильно добиваясь внимания, используя для этого наказания и поощрения. Такая школа, порабощая дух ученика, не давала простору свободному проявлению заложенных природой сил и способностей. В этих целях, считала Монтессори, «внешний материал развития должен соответствовать психическим нуждам ребенка, это – как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься вверх».

Монтессори критически относилась к «дарам» Фребеля, однако она успешно использовала в практике воспитания работу с цветными картинками, с глиной. Но главным были дидактические средства, разработанные самой Монтессори. Исходя из идеи в том, что дидактический материал является побудителем к саморазвитию, она экспериментально проверила педагогическую эффективность созданного ею дидактического материала.

Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала. Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндрики разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет. «Ребенок все время сам видит и исправляет свои ошибки, и это заставляет его, сравнивая цилиндры между собой, сосредоточивать внимание на разнице размеров. В этом сравнивании и заключается психосенсорное упражнение».

1.4. Содержание сенсорного воспитания

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать, должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Тем самым содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны - обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета – семи цветов спектра, белый и черный цвета.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделили системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

1.5. Методика работы по сенсорному воспитанию в опыте педагогов-новаторов

Прекрасный опыт, по сенсорному воспитанию, описанный в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994год. передает педагог - новатор К. Муханова. Она считает, что одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Однако в результате проверок усвоения детьми знаний и умений, она пришла к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, К.Муханова разработала цикл занятий для детей 3-4 лет, цель которых – познакомить их с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким признакам, сформировать такие понятия, как «длинный - короткий», «высокий - низкий». (Приложение №2).

Совершенно другой, но не менее интересный опыт предлагает педагог Аветисян. Она считает, что большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водорезовой программа наблюдений явлений природы. Для нас представляют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные для ребенка, и он внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность.

Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущество в том, что дети оперируют самими предметами природы, а не моделями, изображениями и копиями. В играх с природными материалами создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь. (Приложение №3).

Интересный метод использования дидактических игр по сенсорному воспитанию предлагает Л.В. Артёмова. Работа по развитию по развитию восприятия осуществляется в процессе ознакомлении с окружающим миром.

Артемова подчеркивает, что дошкольнику не свойственно созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

Для обучения созданы дидактические игры. Главная их особенность в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игровые задания, игровых действий, игровых и организационных отношений (Приложение №4).

2. Практическая часть

2.1. Диагностика

В начале нашего исследования было выдвинуто предположение, что использование системы дидактических игр позволяет эффективно решать задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи практической части исследования:

- подобрать систему дидактических игр, направленных на решение задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- определить, эффективна ли данная система для воспитательно-образовательной работы с детьми.

База исследования – МКДОУ Кировский детский сад «Колокольчик», Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

При помощи диагностики нами был исследован уровень развития умения различать и называть цвета, форму предметов и величину.

Методика диагностики:

- упражнения,

- указания,

- вопросы к детям.

Для исследования были отобраны 10 детей, которые, имели средний уровень сенсорного развития. Задания предлагались индивидуально.

Диагностические задания на восприятие цвета.

Задание №1

Материал: 2 набора по 6 картинок разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Один ребенку, другой воспитателю.

Ход проверки: Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас мы будем играть в цвета. Вот у меня листочки разного цвета и у тебя такие же. Дай мне листочек такого же цвета, какой показываю я». И так использовать все 6 карточек.

Задание №2.

Материал: по 2 кубика одинаковой величины, но разного цвета. Всего 2 набора по 6 кубиков.

Ход проверки: Воспитатель говорит ребенку: « Давай построй башню, как у меня (из 6 кубиков). Воспитатель строит башню за ширмой. Потом показывает ребенку 4 раза (разное чередование цветов). Если ребенок в затруднении, то построить башню при ребенке.

Задание №3.

Материал: 2 набора по 6 карточек разного цвета.

Ход проверки: Как и в первом задании 6 карточек раскладываются перед ребенком и воспитатель просит: «Дай мне красный цвет и т.д.» Потом показывает по одной карточке, ребенок должен сказать, какой цвет.

Критерии оценивания:

В начале года ребенок 3-х лет должен:

- выполнить все по образцу;

- учитывать цвет при конструировании без ширмы;

- уметь выбирать по названию 3-4 цвета из 6-ти;

- уметь называть 2-3 цвета.

Диагностические задания на восприятие формы.

Задание №1.

Материал: 5 пар геометрических фигур одинакового цвета (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход проверки: Воспитатель говорит ребенку: «Пришла кукла Катя, хочет с тобой поиграть в фигуры. Она будет показывать фигуру, а ты ей покажешь такой же. Дай ей такую же фигуру, какая у куклы Кати». И так использовать все 5 фигур.

Задание №2.

Материал: 2 набора кубиков и кирпичиков одного цвета, по 2-3 каждого предмета.

Методика, как и во 2-ом задании по цвету.

Задание №3

Материал: 5 пар картонных геометрических фигур одинакового цвета.

Методика, как и в 3-ем задании по цвету.

Критерии оценивания:

В начале года ребенок 3-х лет должен уметь:

- правильно выбирать по образцу круг, квадрат, треугольник. Если путает круг с овалом, квадрат с прямоугольником, то это в начале года – норма;

- уметь строить по показу без экрана;

- уметь выбирать по названию 3 фигуры;

- уметь называть 2-3 фигуры.

Диагностические задания на восприятие величины.

Задание №1.

Материал: 2 картонных круга одного цвета, но разные по величине (в 2 раза)

Ход проверки: Выбрать по образцу.

Задание №2.

Материал: 2 кубика разной величины

Ход проверки: Ребенок строит башню по образцу.

Задание №3.

Материал: 2 катонных круга разной величины.

Ход проверки: Воспитатель: «Пришла кукла Маша, просит ей показать большой кружок, и маленький кружок». Выполнение задание ребенком». Воспитатель показывает кружки по одному, а ребенок должен назвать, какой он (большой или маленький)?

Критерии оценивания:

Ребенок должен успешно выполнять все 3 задания.

Результаты диагностического исследования оформлены в таблице.

Таблица 1. Результаты диагностического исследования

Ф. И. ребенка

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Общий уровень

Яна С.

-

+

+ -

С

Вова А.

-

-

-

Н

Дима З.

+

+

+

В

Лиза С.

+ -

+

-

С

Ира Ч.

+ -

+

+

В

Ваня Р.

+

+ -

-

С

Сабина Б.

-

+

+ -

С

Дима К.

+ -

-

-

Н

Кирилл Х.

+

+

-

С

Марина А.

-

+

-

С

«+» - ребенок выполняет задание по указанию и отвечает на вопрос;

«+ -» - ребенок выполняет задание с помощью воспитателя;

«-» - ребенок затрудняется выполнить задание и ответить на вопрос без помощи воспитателя.

Диагностическое исследование показало, что детей с высоким уровнем сенсорного развития – мало, всего 20%; со средним уровнем - 60%; и с низким – 20%.

2.2. Формирующий эксперимент

Основной задачей формирующего эксперимента является улучшение показателей констатирующего эксперимента.

Результаты повторного после проведенной работы исследования показали:

Таблица 2. Результаты повторного после проведенной работы исследования

Ф. И. ребенка

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Общий уровень

Яна С.

Вова А.

Дима З.

Лиза С.

Ира Ч.

Ваня Р.

Сабина Б.

Дима К.

Кирилл Х.

Марина А.

По результатам диагностики был проведен формирующий эксперимент. Для совершенствования умения различать и называть форму, цвет и величину предмета, были подобраны и проведены следующие дидактические игры (Приложение №1):

На восприятие цвета: «Подбери по цвету», «Найди свой домик».

На восприятие формы: «Подбери фигуру», «Кому какая форма?».

На восприятие величины: «Что там?», «Спрячь мяч в ладошках».

Результаты повторного после проведенной работы исследования показали:

Заключение

развитие сенсорный дошкольный воспитание

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов восприятия: умственного, эстетического, физического, то есть развитие личности ребёнка в целом.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Огромное значение на протяжении всего дошкольного периода имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах, обучение способам обследования, развитие у детей аналитического восприятия. Облегчить этот процесс, сделать его более эффективным позволяют дидактические игры.

Изучив научно методическую литературу по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольников и проанализировав передовой опыт по данной проблеме можно сделать вывод, что для воспитания сенсорной культуры у детей дошкольников, большое значение имеет использование в процессе сенсорного воспитания, различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры и пособия, дидактические упражнения.

Проведенная нами практическая работа с детьми ….. возраста показала…..

Проведенная практическая работа с детьми позволила нам убедиться в том, что с помощью дидактических игр можно организовать дополнительную практику восприятия, различения, познакомит детей с многообразием свойств предметного мира, специально сосредоточить внимание на познавательных целях. Результатам нашей работы стало закрепление с детьми знаний о цветах, форме и величине предметов, формирование у них умения видеть и находить их в одежде, предметах, игрушках.

Таким образом, программа исследования нами успешно решена.

Список литературы

  1. Антология истории педагогики в России/ Сост. Л.Н. Беленчук, С.В.Лыков, А.В.Овчинников - М.: Издательский центр Академия», 2018. - 384 с.
  2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016.
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2018.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2017.
  5. Байкова Л.А., Гребенкана Л.Г., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы - М.: Издательский центр Академия», 2019. - 160 с.
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2019.
  7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во Междун. пед. академии, 2010. - С.58.
  8. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2016. – 386с.
  9. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 2009. - С.267.
  10. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. - М.: Просвещение, 2018. - 400 с.
  11. Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т.5. - С.106.

Приложение

«Подбери по цвету».

Цель: Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, назначения).

Материал. У каждого ребенка карточка (30*20см), разделенная на шесть клеток (10*10см) разных цветов; мелкие картонные игрушки по одному каждого цвета.

Ход игры: Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это – что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.) Правильно, одна из них синяя, а другая - красная, они отличаются по цвету». Также выясняются цвета остальных игрушек.

«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат.

«Найди свой домик».

Цель: Закреплять названия основных цветов спектра, умение выделять цвет в разнообразных предметах и его сравнение.

Материал: кружки синего, зеленого, красного, желтого цвета. Игрушка или картинка одного цвета на каждого ребенка.

Ход игры: В разных частях комнаты воспитатель при детях вывешивает кружки. Предлагает каждому ребенку внимательно рассмотреть картинку, лежащую на столе, и определить цвет нарисованного на ней предмета. По словам «найди свой домик» дети подходят к кружку, соответствующему их картинкам (игрушкам) по цвету. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Фигуры:

Карточка:

Ход игры: Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столе лежат карточки, на которых нарисованы.фигуры разной формы, и также на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

«Кому какая форма?»

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал: Большие Мишка и Матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – Матрешке, все овалы на другой – Мишке»,- говорит педагог. Взрослый наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

«Что там?»

Цель: Закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении действия с предметами (составлении матрешки).

Материал. Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Затем разбирает матрешку, обращает внимание на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала воспитатель сам собирает игрушку, затем его действия повторяют дети. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая, самая маленькая).

«Спрячь мяч в ладошках».

Цель: Формировать представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий).

Материал: Цветные шарики двух размеров, мешочек, 2 коробки разных размеров, цветные коврики.

Ход игры: Воспитатель держит мешок с шарами и просит детей отгадать, что там лежит (шарики). Показывает, что в коробке много шаров, берет два шара и уточняет вместе с детьми, какой шар большой, какой маленький.

По предложению воспитателя дети берут из мешочка по одному шару, осматривают, ощупывают, и называют какой он по величине.

Затем педагог предлагает спрятать шарики в ладошки, спрашивает: «У всех шарики спрятались? У кого спрятались (проверяет), говори, что шарика не видно. Почему? А у кого не спрятались и почему? (Шарик большой, а кулачок маленький.) Затем предлагает поменяться шарами: у кого большие, возьмите маленькие, и наоборот. Еще раз спрячем шарики в ладошках. И посмотрим, у кого спрятались, у кого нет.

Спрячем шарики в мешочек, вначале все маленькие, а затем большие (дети называют, какой шар и кладут).

Вова, найди в мешочке, не глядя, большой (маленький) шарик и скажи, не глядя, какой он по величине. Покажи детям свой шарик.

Яна, подойди и тоже найди шарик…

А теперь встаньте в круг, уберите руки за спину. Я вам что-то дам. Угадайте и скажите, что я положила в ваши руки. Только не подсматривайте. Правильно, шарики. Поднимите шары вверх. Вот сколько у вас шаров, больших и маленьких. Какой шар у тебя? А у тебя?

Посмотрите, дети, шарики ваши разного цвета. Какого цвета у тебя? А у тебя? Поднимите вверх и покажите мне шары красного цвета. Опустите. А теперь покажите зеленые шарики. И т.д.

«Поиграем с шариками по-другому. Вот я кладу четыре коврика разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Мы будем гулять по комнате и по моему сигналу: «Найди свой коврик»- каждый должен подойти к коврику такого цвета, какой у нег шар. Молодцы! Еще раз поиграем (меняет коврики местами).

Вот и закончилась наша игра. Теперь, дети, давайте уберем шарики. Маленькие в маленькую коробку, а большие - в большую коробку».

Пример занятия №1.

Программное содержание. Познакомить детей с квадратом и прямоугольником; закреплять умение различать и называть цвета (красный, синий, зеленый); учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения.

Материалы. Листы бумаги с контурами красного круга (диаметр – 6 см), зеленого квадрата (6*6 см), синего прямоугольника (6*3 см), вырезанные из бумаги круги, квадраты и прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету изображенным на рисунке, чистые листы бумаги, зеленые карандаши, (матрешки на каждого ребенка).

Ход занятия. Воспитатель раздает листы с контурами, круги, квадраты и прямоугольники и предлагает выполнить упражнение «Найти такой же». Сначала он вместе с детьми рассматривает круг. Дети обводят его пальчиком, вспоминают, что он круглый, называют цвет (красный), находят красный круг на листе бумаги.

Потом воспитатель вместе с детьми рассматривает квадрат, говорит, как называется эта фигура, называет его цвет (зеленый), показывает, что у квадрата есть углы. Дети обследует квадрат: проводят пальчиком по его сторонам, находят углы, находят зеленый квадрат на листе.

Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает прямоугольник, говорит, как называется фигура, называет его цвет (синий), показывает, что у него ест углы. Дети обследуют прямоугольник; проводят пальчиком по сторонам, находят углы, затем, затем находят синий прямоугольник на листе.

После этого дается задание: положить красный круг (зеленый квадрат, синий прямоугольник) на круг (квадрат, прямоугольник), который нарисован на листе. Воспитатель проверяет, как оно выполнено, помогает наложить фигуры на контуры так, чтобы края совпали.

В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать зеленую дорожку (полоску), по которой будет гулять матрешка. Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Матрешка идет по длинной, зеленой дорожке».

Пример занятия №2.

Программное содержание. Закреплять умение определять предмет по двум признакам (форма, цвет); учить определять предмет по трем признакам (форма, цвет, величина).

Материалы. Листы бумаги с изображением на них фигурами, вырезанные из бумаги и соответствующие им размерам большие и маленькие круги и овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники разных цветов, по две фигуры из фланели разной величины и разного цвета (на каждого ребенка); фланелеграф.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям сделать красивые коврики для кукол. Сначала они вместе рассматривают рисунок; причем воспитатель обращает внимание на то, что все фигуры на рисунке черного цвета, а выкладывать дети будут цветные фигуры. Затем говорит: «Найдите у себя большой овал. Какого он цвета? Положите его на большой овал на рисунке. А теперь найдите у себя маленький квадрат. Какого он цвета? Положите его на маленький квадрат на рисунке…» Так выкладывается красивый коврик.

Затем воспитатель достает фланелеграф, предлагает детям выложить один большой ковер; называет три признака фигуры: форму, величину и цвет. Напоминает, что у каждого две фигуры (например, маленький оранжевый круг и большой зеленый треугольник). Ребенок, у кого есть фигура, отвечающая трем названным признакам, выкладывает ее на фланелеграф.

В результате получается один большой красивый ковер.

В конце занятия проводится подвижная игра «Большой – маленький». Воспитатель предлагает детям на слово «большой» подниматься на носочках и поднять руки вверх, а на слово «маленький» приседать и класть руки на колени. Каждое слово повторяется по 3-5 раз.

Пример занятие №3. «Осенние листья»

Цель: Уточнить представление представления детей о листьях, их форме, размерах, окраске.

Материал: осенние листья.

Обогащение словаря: зеленый, красный, желтый, округлый, удлиненный.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить о своих наблюдениях за растениями в природе осенью, за раскраской листьев , за листопадом. Обобщает высказывание детей: осенью листья на деревьях разноцветные, поэтому красивые, нарядные. Затем раздает ребятам листья и организует работу по следующему плану:

1. Название рассматриваемого предмета.

2. С какого растения лист?

3. Какова форма листа?

Дети зачастую затрудняются ответить на этот вопрос. Поэтому надо сопоставить рассматриваемый лист с предметом, форма которого хорошо известна.

4. Какого цвета лист?

Если дети затрудняются ответить, используется прием сравнения, описанн6ый выше.

За одно занятие дети рассматривают 2-3 листа разных растений. Работа идет по указанному плану, но каждый последующий лист сравнивается с предыдущим.

Пример занятия № 4. «Матрешкины подружки»

Цель: Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Игровая задача. Подобрать матрешке подружку.

Правила игры. Подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.

Материал. Комплект трехместных матрешек – вкладышей для демонстрации. Комплекты трехместных матрешек из плотной бумаги (картона) для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе – толстые, в другом – тонкие. В каждом наборе матрешки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта матрешек три миски, три кувшина, три блюда (разных размеров).

Игра. Разберите матрешку на три вкладыша. Загадайте загадку:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг к дружке,

И всего одна игрушка. (Матрешка)

Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки начинают протестовать, просят еще и еще подумать. В конце игры можно прочитать стихотворение:

Деревянные матрешки.

Деревянная матрешка. И не может сосчитать

Влезла с Машей на окошко, То стоит одна матрешка,

По карнизу ходит кошка. То матрешек целых пять!

Размещено на Allbest.ru