Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Внешнее оформление многополосных изданий.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Для написания курсовой работы была выбрана тема «Внешнее оформление многополосных изданий». Актуальность этой темы обусловлена тем, что во все времена существования печатных изданий, во всех типографиях мира, внешнему оформлению придавалось огромное значение. На протяжении веков ученые люди писали теоретические трактаты, пытаясь оформить издание наилучшим образом. В наш «цифровой» век издатели, дизайнеры также решают вопросы по оформлению того или иного печатного издания, ведь с помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие книги, журнала, брошюры, каталога, газеты и прочей многополосной продукции на человека, сделать содержание более понятным и доступным, привлечь внимание еще до того, как издание попадет в руки читателя.

В данной работе будут рассмотрено внешнее оформление от первых многополосных печатных изданий, таких, как Библия Гутенберга и «Апостол» Ивана Федорова, до современных, рассчитанных на массового читателя различных возрастных и целевых групп или для эксклюзивного использования.

Степень изученности вопросов внешнего оформления печатных изданий очень высока, но хотелось бы выявить основные правила и закономерности, детально изучить разнообразные элементы и полиграфические материалы, обобщить полученные знания и информацию.

Объектом изучения является внешнее оформление многополосных изданий, как совокупнось оформления обложки, переплета, суперобложки, футляра, форзацев. Предмет изучения - конструктивные элементы внешнего оформления изданий, особенности полиграфического исполнения и отделки внешних элементов.

Цель работы - описать значимые элементы внешнего оформления печатного издания. Необходимо решить следующие задачи: получить представления о внешних элементах издания, их видах; проанализировать выбор того или иного элемента (например, выбор переплёта или обложки, выбор определенного вида форзаца и др.); систематизировать имеющиеся сведения о наиболее популярных элементах внешней отделки; определить полиграфические материалы и способы их использования (например, нанесение покрытий - лакирование, припрессовка плёнки и др.)

Для написания данной работы были использованы различные источники, как учебные пособия, учебники и книги по полиграфии, справочники по полиграфии, словари, источники в Интернете.

Структура курсовой работы состоит из 4 глав. В главе 1 описана история внешнего оформления многополосных изданий. В главе 2 изучены правила и закономерности использования внешнего оформления. В главе 3 дан подробный анализ основных элементов оформления. И наконец, в главе 4 речь идет о наиболее популярных полиграфических материалах для создания многополосного издания.

Для качественного оформления внешних элементов книги, таких как суперобложка, обложка, форзац, издатель или дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях разных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство человека с книгой, и он должен знать содержание самой книги и цель ее издания.

Хорошее, правильное внешнее оформление печатного издания - это не просто яркий и заметный шрифт или иллюстрация - это передача точного послания читательской аудитории, это первое впечатление, от которого зависит, откроет ли книгу читатель. По внешнему виду и оформлению читатель без труда определяет, что за книга перед нами: художественная литература или учебное пособие, детская книга или взрослая. Правильное оформление может передать атмосферу книгу и настроить читателя на ее содержание. Поэтому так важно и интересно разобраться с проблемой внешнего оформления многополосных изданий.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ

Внешнее оформление любого многополосного издания было всегда очень важным фактором как для издателя, так и для потребителя печатной продукции. Испокон веков создатель старался так оформить свое печатное творение, чтобы оно стало для потенциального читателя притягательным, интересным, важным, намекающим на внутреннее содержание.

Оформление издания неразрывно связано с техникой его изготовления. Каждое новое изобретение в книгопечатании, различные его способы от ручного станка до цифровой печати, влекло за собой изменение внешнего облика книги. Поэтому невозможно историю оформления любого издания рассматривать отдельно от истории книгопечатания.

C самого начала, с инкунабельного периода, а инкунабулы – это книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года (издания этого периода очень редки, так как их тиражи составляли 100-300 экземпляров), книгопечатание тяготело к стандартизации и нормированию. Уже в инкунабельный период это ремесло выходит за рамки цеховых кругов: им занимаются не только ремесленники, но и городская знать. Такое «незамкнутое» производство быстро приводит к разделению труда. Уже к концу XV века появляются определенные нормы в изготовлении шрифтов, а словолитни отделяются от типографий.

Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Эта Библия до сих пор остается одной из самых красивых в мире печатных книг. С ее помощью Гутенберг доказал, что изобретенный им новый вид книги ни в чем не уступает своим предшественницам - богато иллюстрированным рукописям (см. рис.1.1.) .

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/exposition/718/690136.jpg

Рис. 1.1. 42-строчная Библия Иоганна Гутенберга.

Напечатана в Майнце около 1455 года

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках, например, итальянский сборник «Канцоньере» Петрарки, напечатанный в Венеции в 1470 году. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев. Обложка и иллюстрации часто раскрашивались вручную.

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером (см. рис.1.2).

О теории книжного оформления можно говорить начиная с XVI века, когда выходят первые труды о построении шрифтов и пропорциях, такие как «Луг цветущий» Жоффруа Тори или «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера.

В XVIII веке француз Пьер Симон Фурнье первым пробует ввести в практику единую типографическую систему измерений. Более удачными оказались попытки его соотечественника Франсуа Амбруаза Дидо, система которого получила название «системы Дидо».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ad/Nuremberg_Chronicle_God_creating_the_world.jpg/220px-Nuremberg_Chronicle_God_creating_the_world.jpg

Рис. 1.2. Нюрнбергская хроника.

Инкунабула издания 1493 года

Типометрическую систему Фурнье представил публике в своем двухтомном «Типографическом руководстве» (Manuel Typographique; 1764—1768), которое содержало каталог шрифтов Фурнье, а также всяческие орнаменты.

Первая датированная напечатанная книга в России - «Апо́стол», издана в 1563-1564 годах в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Сам царь Иван Грозный курировал издание святой книги. «Апостол» декорировали в стиле древнерусских рукописных книг. Деревянный переплет был обтянут сафьяном с золотым тиснением и латунными застежками (см. рис. 1.3.).

В дальнейшем эта книга перепечатывалась множество раз различными типографиями, но внешнее оформление превратилось в подлинное искусство (см. рис. 1.4.).

IMG_2405.JPG

Рис. 1.3. «Апостол» типографии Ивана Федорова, 1564 год

http://nlr.ru/cms_nlr/news/img/8694.jpeg

Рис. 1.4. "Апостол" в окладе, изготовленном на заказ

в ювелирной мастерской И.П. Сазикова, 1852 год

Отношение к внешнему убранству оставалось важнейшей составляющей создания печатного издания. В XVII-XVIII веках среди высших слоёв общества Скандинавии, Германии, Швейцарии и Голландии были популярны миниатюрные молитвенники и другие книги религиозного содержания в переплётах, представляющих собой настоящие произведения искусства, выполненных из филигранного серебра, часто с позолотой и гравировкой (см. рис. 1.5.)

https://cs6.livemaster.ru/storage/8d/85/8f3fc033064f2ad72cfa3b558dzk.jpg

Рис. 1.5. Книга в переплёте из филигранного серебра, Стокгольм, 1696 год. Собрание музея Метрополитен

XIX век по общему признанию стал веком упадка в книжном оформлении. Появляются новые печатные машины, книгопечатание становится крупной промышленной отраслью. Во второй половине XIX века выходят справочники для наборщиков и метранпажей. Однако их многочисленные правила и указания были направлены скорее на поддержание однотипного и заурядного оформления.

Впервые на упадок в книжном деле обращает внимание Уильям Моррис, один из главных знатоков первопечатных книг. Отсутствие хороших шрифтов, незнание классических правил расположения набора на полосе, использование дешевой бумаги Моррис связывает с единственным стремлением издателей к обогащению. В 1891 году он основывает книгопечатню (издательство с типографией) «Келмскотт-пресс», где сам проектирует шрифты, рисует орнаменты. В качестве иллюстратора с Моррисом сотрудничает художник-прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс.

Моррис сделал два эскиза для издательских переплётов. Не доверяя качеству доступной козлиной и телячьей кожи, он остановился на полумягком пергаменном переплёте с разноцветными шёлковыми завязками. Альтернативой был составной переплёт, с маркой издательства на льняном корешке и крышками, покрытыми бумагой верже серого цвета. Эти переплёты делала лондонская фирма J. & J. Leighton. Время от времени, по особой просьбе покупателей печатни, переплетная мастерская Doves Bindery изготавливала специальные кожаные переплёты.

https://libmir.com/i/32/245032/i_003.jpgИнициалы, рамки, орнамент, титульные страницы рисовал сам Моррис (см. рис. 1.6.).

Рис. 1.6. Роман «Лес за гранью мира» Уильяма Морриса.

Типография «Келмскотт-пресс», 1894 год

Обилие орнамента и иллюстраций, которое многими впоследствии критиковалось, Моррис объяснял тем, что он декоратор по профессии и рассматривал орнаменты как составную часть наборной полосы.

Хотя книгопечатня просуществовала только до 1896 года, она оказала огромное влияние на дальнейшую историю книжного оформления. В Англии, в континентальной Европе и в США открываются небольшие частные книгопечатни. Некоторые из них копировали несколько тяжеловесный стиль келмскоттской книги, но большинство, отказавшись от обилия орнамента и иллюстраций, выпускают издания в более «ренессансном духе», опираясь на оформление альдин и подобных книг.

В начале ХХ века немецкая школа Баухауса, преодолевая декоративность рубежа веков, создает новые предметы быта и искусства - простые и функциональные. Художественное ремесло уступает место промышленному дизайну. В книжном оформлении тоже намечается перелом. Новые типографы, такие как Ян Чихольд и Пауль Реннер, в соответствии с изменившимися условиями жизни, ставили во главу угла экономичность и функциональность книги.

После Второй мировой войны начинает проявляться новое всеобъемлющее художественное течение, названное в 1960-е годы постмодернизмом. Классические приемы оформления, симметричный набор, шрифты с засечками, нарисованные по образцам эпохи Возрождения вновь начинают интересовать книжных дизайнеров всего мира.

Авангардные, модернистские приемы новой типографики, впрочем, не уходят со сцены. В 1940—1950-е годы они особенно активно разрабатываются швейцарскими книжными дизайнерами. Их деятельность получила название швейцарского стиля. Одной из характерных книг времени стала «Новая архитектура» Альфреда Рота. Макс Билл, конструктор этой книги, одним из первых применил модульную сетку, которая и сейчас используется во всех областях дизайна.

В то же время сухой швейцарский стиль с его рублеными шрифтами, отсутствием декора, беспокойным контрастом и поклонением функционализму всё более навевал скуку как на читателей, так и на дизайнеров. К концу 1950-х гг. его адепты всё чаще включают в оформление книги нефункциональные, юмористические или игровые элементы. На это повлияло и общее развитие технологии, которое повлекло за собой массовое использование фотографии в печати. Ярким примером такой не классической, но «обновленной» модернистской типографики стало издание «Лысой певицы» Ионеско, созданное дизайнером Робером Массеном в 1964 году (см. рис. 1.7.)

https://i.pinimg.com/736x/85/7d/67/857d678a15db8404679dd19e013b9e01--theatre-design-editorial-design.jpg

Рис. 1.7. Обложка книги Эжена Ионеско «Лысая певица».

Издательство «Галлимар», 1964 год

В целом же, уступив оформление книг «консерваторам» во главе с Чихольдом и Морисоном, новая типографика завоевала остальные отрасли дизайна. Современная реклама, оформление журналов почти полностью строятся на её приемах.

В Советском Союзе революционная деятельность новых типографов нашла отражение в книгах, спроектированных Эль Лисицким в 1920-е годы, также обложках и плакатах Александра Родченко. Однако, уже в 1930-е годы конструктивизм в СССР попадает в опалу, на смену ему приходит помпезный сталинский классицизм.

В конце 1921 года в Петербурге открылось издательство «Academia». С самого основания в работе над книгами принимали участие известные ученые, искусствоведы, литературоведы, художники. Большое внимание уделялось технической стороне: качественным набору и печати. Художники готовили не только иллюстрации, но рисовали орнаменты, титульные листы, оформляли переплеты, обложки и обязательные суперобложки. Стиль издательства был далек от конструктивистских экспериментов, равно как и от советской массовой книги. Это были дорогие издания в классическом духе, они побеждали на международных выставках и сразу полюбились библиофилам (см. рис. 1.8.).

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1007184493.jpg

Рис. 1.8. Внешний вид книг издателства «Academia»

В 1929 году издательство было перенесено в Москву, председателем его редакционного совета стал Максим Горький. Благодаря заступничеству Горького «Academia» существовала до самой его смерти в 1936 году.

В Советском Союзе в 1960-е годы наступает Оттепель. В книжном оформлении это проявляется в отступлениях от «классического формализма» сталинских времен, а также смешанном применении классических и модернистских элементов (асимметричные заголовки и колонцифры, рубленый шрифт в заголовках), что, в общем, и является постмодернизмом, однако лишенным экспериментального начала, индивидуалистических черт, как неэкономичных и несущих «западное влияние». В нетипичных, «экспериментальных» изданиях чаще всего обыгрываются приемы конструктивизма 1920-х годов: декор из крупных геометрических фигур (отсылка к супрематизму), печать второй (красной) краской, рубленые шрифты и свободная композиция. Активно используется фотография.

В наше время возможности внешнего оформления практически безграничны от идеи до материалов. Нет предела творческой фантазии.

Сегодня создание многополосного издания немыслимо без современной высокоточной электроники, работающей фактически без человеческой помощи. Все процессы, кроме заправки и вноса данных, выполняются умной машиной. Взглянув на цифровые студии, сложно сравнивать их с теми мастерскими, что были при Фёдорове или Гуттенберге.

Если раньше какое-нибудь издание могло существовать в единственном экземпляре, то сейчас достаточно создать цифровой макет, и у автора появляется возможность распечатывать его столько раз, сколько он сам пожелает.

Благодаря интернету, сделать это можно, не выходя из дома, переслав макет электронной почтой в полиграфическую фирму, где дизайнер его быстро доработает и отправит в печать.

ГЛАВА 2. ПРАВИЛА И ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ

2.1. Внешнее оформление детской и взрослой литературы

Современный издательский процесс предполагает различные типы внешнего оформления многополосных изданий: шрифтовые, орнаментальные, сюжетные - все они широко применяются при оформлении обложек, суперобложек и имеют особенности, обусловленные их природой. Большой диапазон разных по характеру тем, заключенных в книгах, требует разнообразных форм их образного отображения.

Классифицируя обложки, суперобложки, форзацы по принципу преобладания того или иного изобразительного элемента, можно выделить основные пять групп:

1. Шрифтовой тип оформления. Главная функция шрифта - в условной графической форме фиксировать обозначение звуков алфавита. Эта функция внехудожественная, служебная и обязательная. Любое отступление от нее ведет к ущербности шрифта. Однако шрифт всегда содержит в себе большие потенциальные возможности для выявления эстетических качеств, главным образом архитектонических. Еще одной немаловажной функцией шрифта является акцентирование. Это такие элементы шрифта, которые позволяют дизайнеру выделять в шрифтовой композиции наиболее существенные слова и фразы в тексте переплета, обложки, суперобложки или титула. К акцентирующим средствам можно отнести: варьирование размера букв, их наклона и начертания; изменение цвета и фактуры букв, порядок разбивки слов текста по строкам и т.д. Акцентировка текста необходима не только при индивидуальном оформлении обложки и переплета, но и тогда, когда оформление производится набором.

2. Орнаментальный тип оформления. Сегодня орнамент почти исключен из практики книжного оформления и мало применяется для декора переплетов и обложек. Но когда­то регулярный орнамент, богато представленный в разнообразных рисунках, широко использовался для самых разных книг. Всевозможные линейки и знаки набора (вплоть до математических символов) с большой изобретательностью и умением включались во внешнее оформление. Орнамент как главный элемент композиции с успехом используется при создании обложек и переплетов для книг лишь определенной тематики. Зато как вспомогательный элемент он очень широко применяется на сторонке, форзаце, корешке и на прочих элементах, когда не ставятся задачи прямого отражения содержания.

3. Предметно-тематическое оформление. К нему относится оформление на обложках, титульных листах, форзацах и прочих элементах какого-либо объекта, несущего информацию о теме книги. Чаще всего такой рисунок играет второстепенную роль, иллюстрируя название, но иногда изображение объекта становится основным, ведущим элементом композиции.

4. Символическое оформление. Символ, как художественный образ, строится либо на очень сильной акцентировке и концентрации важных для выражения темы предметов, отказываясь от описания других предметов, либо на метафоре, на выражении одного понятия через другое. Например, «Голубь мира» Пабло Пикассо стал символом, понятным всем.

5. Сюжетно­тематическое оформление. Это чаще всего композиционный рисунок, содержание которого может быть самым разнообразным и зависит от того, что извлекает дизайнер из книги. Таким же образом обычно строится книжная иллюстрация, но она, как правило, связывается с каким-то конкретным эпизодом, в то время как сюжетно­тематический рисунок на обложке относится чаще всего ко всему произведению. На обложку и суперобложку могут быть вынесены различные изображения: портрет героя, жанровые сцены, пейзажи и т.п. в условно­обобщенном или, наоборот, в подробном, иллюстративном изложении. Сюжетно­тематический рисунок является наиболее развитым способом связи оформления с литературным произведением, т.к. наглядно отражает содержание произведения.

Каждая из этих групп должна иметь свой индивидуальный стиль, который должен вписываться в общий дизайн издания. И чем оригинальнее будет контент (англ. content — содержание) и оформление издания, тем быстрее это привлечет внимание покупателя.

Детская литература, с одной стороны, должна быть максимально красочно и ярко оформлена, а с другой - это неизбежно приводит к повышению цены детских книг. Поиск разумного компромисса между ценой и качеством оформления - одна из главных проблем детских издательств. Кроме того, дизайн детских книг в значительной степени зависит от возраста, на который они ориентированы. Книга, которая интересна ребенку пяти лет, уже через год может потерять для него привлекательность.

При создании детской литературы особенно высокие требования предъявляются к художникам-оформителям, от которых зависит внешний вид детской книжки. Некоторая продукция, ориентированная на детей (книжки-раскраски, комиксы, загадки и др.), целиком является результатом работы художника (см. рис. 2.1.1).

Мозаика-Синтез Раскраска. Малышарики. Игрушки

Рис.2.1.1. Книжка-раскраска «Малышарики. Игрушки».

Издательство Мозаика-Синтез, 2019 год

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/544796/2/700-nw.jpgВ изданиях для малышей рисунок часто доминирует над текстом. В детской литературе часто используются оригинальные решения, например вырубка, которая позволяет увидеть рисунок, расположенный на следующей странице, или складные книжки, в которых рисунки расположены таким образом, чтобы при разворачивании книги менялся их сюжет (см. рис. 2.1.2.)

Рис. 2.1.2. Книга-гармошка для детей "Алфавит".

Компания Tong De, 2018 год

2.2. Основные критерии выбора  внешнего оформления многополосных изданий

С помощью оформительских средств можно значительно усилить воздействие печатного издания на человека, сделать содержание более понятным и доступным, привлечь к нему внимание еще до того, как оно попадет в руки читателя. Для качественного оформления внешних элементов издания (книги, журнала, брошюры, каталога и др.), таких как суперобложка, обложка, форзац, дизайнер должен иметь представление об интересах ее потенциальных читателей, особенностях разных читательских групп, условиях, в которых происходит знакомство человека с книгой, и, конечно, он должен знать содержание самой книги и цель ее издания.

В зависимости от содержания литературу можно условно разделить на три типа:

- литература познавательная, не пользующаяся методами художественного отражения действительности, к которой можно отнести все виды научной, политической и технической литературы, большинство учебников, справочники, энциклопедии и т.д.;

- художественная литература, отражающая действительность в художественных образах;

- научно-художественная и научно-популярная литература.

Каждый из перечисленных типов литературы специфичен и по содержанию, и по форме. Задача любого специалиста, принимающего участие в создании книги, заключается в том, чтобы сделать содержание книги как можно более доступным для читателя.

Как человека «встречают по одежке», так и книгу «встречают по обложке». А обложка - это первое впечатление, именно от нее зависит, откроет ли книгу читатель. Так, например, для журнала важен стиль, чтобы покупатель легко узнавал его от одного выпуска к следующему. Правильная обложка и ее дизайн - залог продаж, она должна привлечь внимание покупателя за считанные секунды. Хорошо выполненная обложка должна ясно передавать содержание публикации, сущность продаваемого бренда, а в корпоративном издании - подчеркивать ценности компании. Хорошо оформленный дизайн обложки - это не просто яркий и заметный шрифт или иллюстрация - это передача точного послания своей аудитории. Внешнее оформление и дизайн издания – это его лицо. И его обложка должна завладевать вниманием потребителя и вызывать желание прочитать это издание.

В оформлении технических изданий принципиальны лаконизм, иногда даже аскетизм, ясность, четкость, отсутствие всяких отвлекающих элементов. Ничто не должно отвлекать внимание читателя от научного содержания.

2.3. Стандарты, распространяющиеся на внешнее оформление издания

Стандарт обязателен для издателей и полиграфических предприятий независимо от их организационно-правовой структуры, ведомственной принадлежности и формы собственности. В настоящее время используется Межгосударственный стандарт 7.84–2002, который устанавливает требования к оформлению обложек и переплетов книжных и сериальных изданий. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

1. Обложка: покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом внешнего оформления издания.

2. Суперобложка: дополнительная обложка с клапанами, которая защищает переплетную крышку или обложку и используется как элемент внешнего оформления издания, а также для рекламы.

3. Переплет: прочное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является элементом оформления издания.

4. Переплетная крышка: основная часть переплета, состоящая из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом.

5. Сторонка переплета: деталь переплетной крышки из листового картона или другого плотного материала, имеющая, как правило, формат издания.

6. Корешок переплета (обложки): деталь переплетной крышки, соединяющая его первую и четвертую сторонки и прикрывающая корешок книжного блока.

7. Книжный блок: часть материальной конструкции издания, состоящая из комплектов листов, расположенных в определенной последовательности, скрепленных между собой для вставки в переплетную крышку или покрытия обложкой.

8. Футляр: коробка, предназначенная для упаковки изданий с целью их защиты.

9. Штриховой код: код Международной ассоциации товарной нумерации (EAN), который используется для маркировки изданий с целью контроля за их реализацией.

10. Титульный лист издания: Страница издания, на которой размещаются его основные выходные сведения.

Оформление обложки и переплета издания определяется художественным замыслом издателя и типологическими особенностями издания. Сведения, размещаемые на обложке, суперобложке и переплете, должны идентифицировать издание и соответствовать выходным сведениям, приводимым на титульном листе издания. Не допускается приведение на обложке, суперобложке и переплете сведений, искажающих или противоречащих выходным сведениям на титульном листе издания.

На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета обязательно приводят имя автора (авторов) и заглавие издания. Количество авторов на первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета должно соответствовать количеству авторов, указанных на титульном листе издания и, как правило, не должно превышать трех.

На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета официальных и нормативных изданий обязательно приводят наименование официального учреждения, имя автора (авторов), заглавие издания.

На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета многотомных изданий обязательно приводят имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома.

На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета выпусков книжных серий приводят название серии и/или марку серии, номер выпуска серии, имя автора, заглавие издания.

На первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета периодических и продолжающихся изданий должны быть указаны: номер ISSN (в правом верхнем углу), порядковый номер издания, заглавие издания, год выпуска издания.

При толщине книжного блока свыше 9 мм на корешке обложки, переплета указывают имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей).

Для изданий, толщина блока которых превышает 40 мм, возможно использование поперечного расположения приводимых сведений. Сведения, приводимые на корешке, разделяют полиграфическими средствами.

На четвертой странице обложки, суперобложки или на задней сторонке переплета в их нижней части приводится штриховой код издания. Дополнительно могут приводиться сведения об авторах, о серии, об издателе и иная рекламная информация.

Футляр, контейнер, папку и т. п. оформляют так же, как и обложку или переплет издания.

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ

3.1. Виды обложек

Начиная с XX века, по мере расширения читательского рынка и обострения конкуренции, обложка приобретает не только информационную, но и рекламную функции. С обложки начинается знакомство читателя с изданием. В условиях затоваривания рынка и концентрации книжной торговли обложка приобретает исключительно важное значение.

ГОСТ 22240—76 «Обложки и крышки переплетные. Классификация» описывает 4 вида обложек и 5 видов переплета (см. рис. 3.1.1.). Рассмотрим виды обложек:

1. Обложка скрепляется с блоком способом крытья внакидку. При таком крытье - его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь («лист в лист»), - обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками). Такая обложка чаще всего изготовляется из бумаги ; если издание рассчитано на более длительный срок пользования, то подходящим материалом является бумага, покрытая прозрачным полимерным слоем с одной или с двух сторон.

2. Обложка скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, т. е. приклеивается к нему только по корешку. Материал для обложки - бумага, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон, т.к. покрытие на оборотной стороне обложки мешало бы ее склеиванию с корешком блока.

3. Обложка приклеивается не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, т.е. способом крытья вроспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но несколько более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют (прогибают), образуя на ней рубчик. Крытье вроспуск делает издание более прочным.

4. Обложка состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья - вроспуск. Такая обложка прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1545998/f4867092-3807-4345-ae2d-988ee639d180/s1200

Рис. 3.1.1. Возможные варианты обложек и переплетов

3.2. Виды переплетов

5. Составная переплетная крышка: сторонки покрываются одним материалом, а затем соединяются с отставом другим, чаще всего тканым. Этот тип не очень распространен и применяется при ручном производстве художественных изданий.

6. Крышка из одной детали, состоящая из плотного картона. Она может быть дополнена клапанами. Этот тип еще называют голландский или интегральный переплет. В последнее время он получил большое распространение, особенно при изготовлении учебной литературы, потому что он надежный, но более легкий, так как используемый картон тоньше обычного переплетного картона. Также это способствует снижению цены полиграфических услуг и затрат на материалы.

7. Цельнокрытая переплетная крышка, самая распространенная в наши дни. Она представляет собой картонные сторонки и отстав, соединенные покрывным материалом, в качестве которого чаще всего применяют мелованную бумагу, покрытую глянцевым или матовым ламинатом, реже — офсетную бумагу, бумвинил, коленкор, ледерин, кожу, ткань, флок и т. д. Такой переплет представляет собой узкую бумажную (для круглого корешка) или картонную (для прямого корешка) полоску. Ширина отстава равна толщине книжного блока. Картонные сторонки располагаются на покрывном материале по обе стороны от отстава на расстоянии 7–8 мм. Это расстояние называется расстав. Покрывной материал раскраивается с припусками в 15-17 мм с каждой стороны, эти припуски загибаются, образуя своеобразную рамку. Впоследствии на эту рамку приклеивается форзац.

8. Переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком. Сторонки и корешок покрываются отдельно, причем на сторонках покрывной материалл загибается с 4-х сторон, а на корешке - сверху и снизу.

9. Переплетная крышка, прямой корешок - составная крышка с окантованным корешком. Сторонки и корешок покрыты разными типами материала, причем корешок имеет окантовку.

Выбор того или иного вида определяется замыслом издателя и предназначением издания. Внешнее оформление оказывает влияние на стоимость полиграфических услуг и уровень затрат на материалы, потому что некоторые из его вариантов предполагают изготовление вручную.

За рубежом появился новый вид переплета - интегральный. Иногда его называют голландским. Многие специалисты считают интегральный переплет одним из важных технологических открытий последнего времени и пророчат ему блестящее будущее. Казалось бы, стандартные обложка и переплет полностью удовлетворяют как издателей, так и читателей. Переплет презентабелен, прочен и долговечен, а обложка технологична и дешева в изготовлении. Эти преимущества совмещаются в данном переплете. Новые книги объединили презентабельность, прочность скрепления блока и твердость переплета с технологичностью, легкостью и низкой себестоимостью обложки. Внешне книги в интегральном переплете почти неотличимы от классических изданий в стандартном переплете, а внутреннее устройство их значительно проще. Технологическая цепочка при изготовлении интегрального переплета состоит из вырубки, загибки и приклейки кромок. Все эти операции выполняются на одной-двух машинах в автоматическом режиме с высокой производительностью. Для работы достаточно одного-двух операторов. С точки зрения долговечности интегральный переплет занимает промежуточное положение между «твердым» и «мягким». Сохраняя практически все преимущества «твердого», интегральный переплет лишен его недостатков. Заготовка из картона достаточно легка, за счет чего масса издания снижается на 15-20%. Возможны любые виды отделки, включая наиболее популярные в книжном производстве ламинирование и тиснение фольгой. Причем ламинировать можно не только прозрачной, но и металлизированной пленкой, по которой сверху выполняют цветную печать. На пленку с изображением может быть дополнительно нанесен специальный лак, который сделает металлизированную обложку как бы светящейся изнутри. На сегодняшний день интегральные обложки получают наибольшее распространение там, где важно сохранить престиж и в то же время снизить массу книги и ее стоимость. Это школьные учебники, учебная и методическая литература, всевозможные путеводители и справочники, технические инструкции, книги по кулинарии и т. п.

Очень редко используется переплет, созданный вручную для дорогих эксклюзивных изданий. Наносятся орнаменты на обрезы, корешки или переплетные крышки; декорируются аппликациями из кожи другого вида; иллюстрируются кожаные обложки специальными красками. Роспись

3.3. Виды форзаца

Форзац - элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.

Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например, таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (см. рис. 3.3.1.).

https://fc.vseosvita.ua/001qmr-0349/003.jpg

Рис. 3.3.1. Форзац тематический в детской книге

Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения - помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно­иллюстративные, иллюстративно­символические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научно­популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное, оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство.

В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

3.4. Суперобложка

Суперобложка представляет собой бумажную обертку, предназначенную прикрывать переплет или обложку издания. Суперобложка крепится на издание с помощью клапанов, представляющих ее сгибающиеся края. Такая обертка предназначена для того, чтобы как можно дольше сохранять внешний вид книги (см. рис. 3.4.1). Окончательное оформление получает на финальном этапе послепечатных работ в типографиях. Еще одна функция – декоративное оформление издания. Это яркий элемент издания, без которого сегодня трудно представить книжный и полиграфический рынок.

Первые суперобложки появились примерно в середине XIX века. Служили они в основном для защиты переплёта от загрязнений во время перевозки и продажи, изготавливались из плотной бумаги немаркого цвета и не запечатывались. Было не принято хранить книгу в суперобложке, их выбрасывали.

Постепенно суперобложки стали полноценным элементом оформления книги, придававшим ей изящество и привлекательность, они расширяли возможности оформления, так как на переплёте из ткани (или ее заменителя) невозможно было отпечатать такие сложные многоцветные изображения, как на бумаге.

Суперобложка содержит необходимые данные об издании: название, данные об авторе, иногда год издания и т.д. Как правило, она украшается какой-либо иллюстрацией или фотографией, отражающей содержание книги. Задняя сторона обертки может содержать информацию об авторе, анонсы выходящих книг или отзывы о данной книге. В настоящее время распространена также синтетическая пленка, отличающаяся высокой прочностью и прозрачностью. Однако эта суперобложка требует более бережного обращения.

Суперобложка часто используется для оформления праздничных и подарочных изданий. Она также востребована как дизайнерский элемент художественных альбомов и книг, что делает внешний вид издания более привлекательным. Возможна также разработка рекламной суперобложки в компаниях, оказывающих услуги по полиграфии. Это может стать хорошей визитной карточкой всевозможных каталогов, справочников и т.д.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a6590feb9b4cc6f5ece9e865d5f8f0cc-srl&n=13

Рис. 3.4.1. Пример суперобложки

3.5. Футляр

Футляр не является обязательным элементом внешнего оформления многополосного издания. Некоторые ценные издания и книги, предназначенные для рассылки по почте или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Иногда на боковых стенках футляра (или на одной из них, если футляр имеет клапан, закрывающий корешок) есть полукруглый вырез для пальца, благодаря этому книга легче вынимается (см. 3.5.1.). Футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий в особо художественном оформлении и футляр подается соответствующим образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, можно хорошо обыграть его трехмерность. Такого рода футляр в большой мере определяет весь облик издания, его оформление влияет на первое впечатление читателя от книги. В футляре может быть высечено «окно», закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете. Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вынимать книги и ставить их обратно. Обычно футляры бывают двух видов: традиционный короб (коробка с крышкой, которая откидывается целиком или по частям, или вся снимается) или шубер (книга в такой футляр вкладывается не с лицевой части, а с торца, и крышка отсутствует – книжный корешок видно всегда). Редко выпускаются футляры усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями, которые используются для изданий с приложениями.

http://www.edelvin.com.ua/pictures/blog/futlar_knigi.jpg

Рис. 3. 5. 1. Книга в футляре

ГЛАВА 4. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ОФОРМЛЕНИЯ

Полиграфические материалы, применяемые для внешнего оформления многополосных изданий можно разделить на две группы:

1. Основные материалы, входящие в готовые печатные издания (печатная бумага, картон, краски, переплетные материалы).

2. Вспомогательные материалы, необходимые в различных полиграфических процессах (химикаты, применяемые при фотографических процессах, фотоматериалы, используемые для изготовления фотоформ, фотополимеры и металлы (алюминий, медь, бронза), используемые для изготовления печатных форм, смазочные вещества и др.).

Было бы идеально, если способ печати, виды дополнительной отделки, а также материалы: картон, бумага, краски, ткани, можно было выбрать в соответствии с художественным замыслом, однако на практике так бывает далеко не всегда. Ограничения в выборе оборудования и материалов могут возникнуть из­за объема тиража, соображений экономичности издания и возможности материальной базы предприятия.

Для оформления обложек и переплетов используются помимо многоцветной печати дополнительные виды отделки:

- печать металлизированными красками. В процессе печати помимо обычных используются и металлизированные краски. Наиболее распространены золотая (бронзовая) и серебряная. Эти краски наносятся самым обычным способом на печатной машине. Подходит практически любая технология печати. Главное достоинство метода - простота и доступность. Металлические краски очень чувствительны к используемым бумагам. По сути, более или менее приличный металлический эффект можно получить только на высокогладких мелованных бумагах. На шероховатых или бумагах с большими порами металлический эффект может потеряться, например, серебряная краска будет практически не отличима от серой, а золотая от коричневой;

- тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок. Оно уже много лет применяется в полиграфии. Используется специальная фольга - многослойный материал, основу которого составляет полимер, на который наносятся другие слои. Поверх полимера наносится термоплавкий слой (ранее использовали природный воск, сейчас химические аналоги). На него напыляется тончайший слой металла, а затем термоплавкий клей. В процессе тиснения, которое проводится горячим штампом, воск быстро плавится, и слой металла вместе с термоклеем переходит на запечатываемый материал. Поскольку температура штампа высокая, то клей также плавится и прочно приклеивает слой металла к поверхности. Температура плавления клея несколько выше, чем у воска, поэтому он раньше схватывается, а воск позволяет легко отделить полимерную основу. В итоге на листе остается только тонкий слой металла, удерживаемый термоклеем. Главное достоинство технологии - высокое качество металлического покрытия и хороший, реалистичный блеск. Современный полиграфический рынок предлагает широкий ассортимент видов фольги. Можно выбрать как фольгу под белый металл, золото, алюминий, бронзу и т. д., так и любые цветовые вариации: синий, зеленый. Существуют гибридные, дифракционные, радужные и другие виды фольги;

- выборочное лакирование. Лакирование печатной продукции улучшает как её внешний вид, так и потребительские свойства. При лакировании на поверхность печатного оттиска наносится слой лакового раствора, который после высушивания создаёт прочную прозрачную однородную плёнку. Слой лака придаёт изображению блеск, повышая контрастность и насыщенность цветов. Кроме того, лак защищает от влаги и загрязнения, препятствует истиранию красочного слоя, увеличивает прочность и долговечность. Технология ультрафиолетового лакирования может быть сплошной и выборочной, что делает её привлекательной в качестве дополнения к печати. Лакирование подразделяется на матовое и глянцевое. Также используется технология лакирования печатного изделия двумя типами лака (масляного и воднодисперсионного) для получения одновременно и матового и глянцевого эффекта изображения. Сначала производится выборочное лакирование матовым лаком. Затем по всей поверхности изделия наносится глянцевый лак, который стекает в области без матового покрытия. Это сохраняет матовый эффект в определенных областях и глянцевый эффект на всех остальных участках.;

- печать трафаретными красками для создания эффекта более объемного изображения. Часто она используется и при отделке внешних элементов подарочных изданий. Толщина запечатываемого материала может составить несколько миллиметров или даже десятки миллиметров. Можно печатать на материалах со сложной поверхностью. Поверхность может быть шероховатой, фактурной, даже флокированной, и при этом на ней все равно можно спокойно печатать трафаретным способом;

- аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

- инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

- оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

- украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока - нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока - покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото); - термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

- припрессовка пленки. Припрессовка пленки к оттискам - процесс создания на оттиске полимерного прозрачного покрытии за счет припрессовки готовых пленок, переносе термопластического материала с основы или нанесения расплава полимера. Наибольшее применение получил способ припрессовки готовых пленок, которые соединяются с оттиском клеем, наносимым на пленку. Для этой цели используются преимущественно лавсановые и полипропиленовые пленки, обладающие необходимыми физико-химическими, механическими и оптическими свойствами, используются специализированные машины. К этому же виду отделочных работ относят ламинирование. На сегодняшний день это наиболее эффективный путь повышения износостойкости оттисков. В процессе ламинирования на бумагу специальным образом наносится тонкая полимерная пленка, которая защищает оттиск от грязи, влаги, истирания и многих других повреждающих факторов, тем самым существенным образом повышая время жизни издания. Более того, ламинированная бумага выглядит более презентабельно, особенно если ламинат матовый.

В некоторых книгах можно найти даже такое необычное дополнение, как ленточка – закладка. Иногда она никак не оформлена, а в некоторых- случаях может иметь очень милое и красивое оформление. И это тоже зависит от пожелания заказчика и от умения самого дизайнера.

Современные технологии предоставляют безграничные возможности для создания книги как объекта книжного искусства. Наиболее хорошо и интересно подготовленными являются эксклюзивные подарочные издания, в которых одновременно применяются несколько разнообразных способов отделки, в том числе ручной. В то же время, большинство книг изданы без помощи каких-либо необычных современных способов отделки внешних элементов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены различные аспекты по такому важному направлению полиграфии, как внешнее оформление многополосных печатных изданий.

Был проведен исторический анализ с привлечением теоретического и иллюстративного материала становления и развития внешнего оформления печатных изданий.

Также были изучены критерии и стандарты внешнего оформления, применяемые в издательском деле, рассчитанные на разные целевые аудитории. Издание детской, научной, художественной, учебной литературы, журналов, брошюр, каталогов, рекламных буклетов производится по различным закономерностям, требует правильного и четкого выбора не только элементов внешнего оформления, но и выбора соответствующих полиграфических материалов, видов отделки, способа печати.

Анализ основных способов полиграфического исполнения и отделки внешних элементов печатного издания показал, что современные технологии предоставляют безграничные возможности для его создания, иногда даже как объекта печатного искусства. Наиболее хорошо и интересно подготовленными являются эксклюзивные подарочные издания, в которых одновременно применяются несколько разнообразных способов внешней отделки, в том числе ручной. И хотя большинство печатных изданий выпускаются без каких-либо необычных современных способов отделки внешних элементов, но без обложки или переплета трудно обойтись.

Из изученного и описанного выше материала курсовой работы можно сделать вывод, что разработка внешнего оформления издания – очень интересный и увлекательный процесс. Создание дизайна обложки, суперобложки, форзацев, футляра, выбор полиграфических материалов – залог успешности издания. Внешнее оформление должно создавать некий образ и нести в себе идею, которую вложил автор в содержание. Именно поэтому перед книжными дизайнерами стоит очень сложная задача — раскрыть суть книги в её оформлении. Также внешнее оформление должно соответствовать требованиям и заказчика, и издательства или типографии.

Следующий вывод можно сформулировать так: внешнее оформление многополосного печатного издания очень сильно влияет на восприятие покупателями. Ведь внешнее оформление не только упаковка, это лицо издания. Оно может привлечь внимание читателя, а может и отпугнуть потенциального покупателя от издания с интересной и полезной информацией внутри.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научная и учебная литература

  1. Клещев О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.

3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.

Дополнительная литература

4.Добкин, С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. – 2-е издание,переработанное и дополненное. М.: Книга, 1985. – 208 с.

5. Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской) .

Электронные ресурсы

6. Виды обложек и переплетов. [Электронный ресурс]. – URL:https://studbooks.net.

7. Внешнее оформление издания как средство привлечения внимания читателей. [Электронный ресурс]. – URL: https://izdat-tela.livejournal.com

8. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.hi-edu.ru.

9. Полиграфическое исполнение и способы отделки внешних элементов книги. [Электронный ресурс]. – URL:https://bibliofond.ru.

10. Элементы внешнего оформления печатных изданий. [Электронный ресурс]. – URL: https://lektsii.org.

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

«Московский финансово-промышленный университет «Университет»

Факультет Дизайна и рекламы

ОТЗЫВ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студента (ки)

Василенко А. И.

Направление подготовки

Дизайн

Профиль

Графический дизайн 

Кафедра

Дизайна и Креатива

Тема КР

Офсетная печать

 

Руководитель

 Молодова Е.А.

Ученая степень, звание

Должность, место работы

  

Критерий

Комментарий

Цель

Соответствие теме ВКР (нужное подчеркнуть):

  • соответствует
  • частично соответствует
  • не соответствует

Четкость формулировки:

  • четкая
  • не четкая

Задачи

Соответствие «Плану» ВКР (нужное подчеркнуть):

  • соответствует
  • частично соответствует
  • не соответствует

Четкость формулировок:

  • четкая
  • не четкая

Предмет исследования

Наличие (нужное подчеркнуть):

  • наличие
  • отсутствие

Соответствие заявленного дипломником фактическому предмету исследования:

  • соответствует
  • не соответствует

Методы исследования

Наличие (нужное подчеркнуть):

  • наличие
  • отсутствие

Соответствие заявленных дипломником методов фактически примененным:

  • соответствует
  • частично соответствует
  • не соответствует

Логика изложения теоретического материала

Особенность логического мышления. Использование форм мышления (нужное подчеркнуть):

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Использование операций логического мышления (объяснение, классификация, типологизация, абстрагирование, идеализация, сравнение, экстраполяция, редукция и д.р.):

  • «богатое» мышление
  • «бедное» мышление

Дефиниции (понятия)

Раскрытие ключевых понятий, описывающих предмет исследования в современной трактовке (нужное подчеркнуть):

  • ключевые понятия не раскрыты
  • раскрыты в устаревшей трактовке
  • раскрыты в современной трактовке

Результативность

Наличие теоретических результатов - степень решения поставленных задач (нужное подчеркнуть):

  • не решены
  • решены частично (не полно)
  • решены в значительной степени
  • полностью решены

Наличие практико-ориентированных результатов - степень решения поставленных задач:

  • не решены
  • решены частично (не полно)
  • решены в значительной степени
  • полностью решены

Обоснованность полученных результатов (выводов):

  • не обоснованы
  • частично обоснованы
  • в значительной степени обоснованы
  • обоснованы

Информационная база

«Список использованной литературы» (нужное подчеркнуть):

  • список оформлен надлежащим образом
  • список не оформлен надлежащим образом
  • в список включены информационные источники полностью использованные при написании КР
  • в список включены информационные источники не использованные при написании КР (указать №№ из «СИЛ»)
  • в список включены фальсифицированные информационные источники (указать №№ из «СИЛ»)
  • КР имеет достаточное количество ссылок на все информационные источники
  • КР не имеет необходимого количества ссылок на информационные источники (указать стр. КР)
  • КР использованы фальсифицированные ссылки на информационные источники (указать стр. ВКР)
  • ссылки на информационные источники оформлены не надлежащим образом: отсутствуют номера страниц цитируемых литературных источников. отсутствует полный развернутый интернет адрес информационного источника (указать стр. КР)

«Приложения»:

  • необоснованное отсутствие
  • неоправданное включение (указать №№ «Приложений»)
  • информационная достаточность (для полного решения поставленных задач)
  • информационная недостаточность (для полного решения поставленных задач)

Справка об антиплагиате (оригинальность работы в %)

  • наличие
  • отсутствие

Степень самостоятельности решения поставленных задач

  • КР выполнена полностью самостоятельно
  • КР выполнена обучающимся с элементами заимствований готовых разработок
  • КР выполнена обучающимся в основном с использованием готовых разработок

Соблюдение сроков выполнения и предоставления КР

  • значительное нарушение сроков начала работы над КР
  • значительное нарушение сроков предоставления первоначального текста КР
  • сроки соблюдены

Реакция на замечания руководителя по тексту КР

  • осознанное исправление
  • механическое исправление
  • отсутствие реакции

Глубина понимания содержания КР

  • высокая
  • средняя
  • низкая

Общие выводы:

Достоинства КР:

Недостатки КР:

Оценка курсовой работы руководителем:

по 100-балльной системе

ECTS (A,B,C,D)

по 5-балльной системе

по 5-балльной системе прописью

Руководитель курсовой работы ________ /__________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Дата « » __________________20