Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Times New Roman. История создания, современные традиции использования.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Темой курсовой работы был выбран шрифт Times New Roman, история его создания и традиции современного использования. Данная темы была выбрана с целью понять историю происхождения этого популярного и всем известного шрифта. Вероятно, это самый популярный шрифт, который когда-либо использовался в печатных изданиях.

Каждый день мы сталкиваемся с большим количеством текста. Любому читателю важна не только смысловая нагрузка, но и хорошее его оформление. Все мы связаны с текстом. Кто-то пишет научные статьи, другие издают приказы, третьи пишут романы и детективы, и т.д. С этими мыслями я поставила себе цель провести исследование и узнать больше о столько популярном шрифте, как Times New Roman.

Что такое шрифт в целом? Шрифт — это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой. Если вы думаете, что выбор шрифта — дело малозначительное, поскольку все равно никто не заметит разницы, то удивитесь, узнав, как много времени и сил специалисты уделяют совершенствованию деталей, невидимых нетренированному глазу.

Гарнитура Times New Roman, что нам известно о ней? Практически в каждой программе этот шрифт является стандартным и все хотя бы раз его использовали. Шрифт, который всецело принадлежит современности. Таймс и его многочисленные «клоны» настолько распространены, что индивидуальность шрифта практически стерлась, а имя стало нарицательным, ассоциируясь с такими понятиями, как «книжный шрифт» и «антиква вообще». Но не смотря на это, Таймс - яркий и оригинальный шрифт, со своим своеобразным рисунком.

Стоит ли упоминать о том, что даже эта письменная работа, да и большинство работ подобного типа, как правило, написаны именно Times New Roman. Именно его используют все студенты и ученики для написания своих рефератов и курсовых. Так давайте же побольше узнаем об этом популярном и знаменитом шрифте. Раскроем его историю и индивидуальность.

ГЛАВА I

1.1 История создания шрифта Times New Roman

Times New Roman — шрифт, который всецело принадлежит современности и не несет в себе никаких исторических ассоциаций. Его путь начался еще в 30-х годах прошлого столетия и с того момента по – настоящему не прерывалась. Таймс и его многочисленные клоны настолько распространены, что индивидуальность шрифта практически стерлась, а имя стало почти нарицательным, ассоциируясь с такими понятиями, как «книжный шрифт вообще» и «антиква вообще». Между тем, объективно говоря, Таймс—яркий, оригинальный шрифт со своеобразным рисунком, в котором пятисотлетнее шрифтовое наследие переработано глубоко и творчески. Ведь первая треть XX века, когда создавался Таймс, была временем пересмотра накопленного художественного опыта и синтеза новых форм.

Несмотря на то, что появился Times относительно недавно, история его создания весьма запутанна и интересна. В 1929 в старейшую и знаменитую лондонскую газету, был приглашен английский типограф и историк Стенли Морисон (см. рис. 1), как консультант по типографике (см. рис. 2). Один из первых успешных и документированных примеров, как это сейчас называется, редизайна и составляет условие любой уважающей себя газеты. Главной рекомендацией Морисона по редизайну «Таймс», была замена основного шрифта набора, к тому же следовало усовершенствовать верстку. К тому моменту уже более 100 лет текст набирался английским вариантом антиквы нового стиля, очень контрастным с тонкими засечками (см. рис. 3) . Пробуя набирать текст различными шрифтами, становилось ясно, что гарнитуры, существующие на тот момент, были недостаточно компактны, или не удовлетворяли по форме, или плохо читались в кегле 9 пунктов. Реши последовать примеру фирмы Monotype, которые разработала свои шрифты Plantin, Baskerville и Perpetua, Морисон предложил создать новую гарнитуру. Руководство газеты согласилось с рекомендациями и идеями Морисона, и предложило ему возглавить проект, сотрудничая со штатным художником газеты Виктором Лардентом.

Морисон принял это предложение и решил не использовать выпущенный 4-мя годами ранее американской фирмой Mergenthaler Linotype шрифт Ionic. Не смотря на его популярность и удобочитаемость, и то, что этот шрифт был созданный специально для газетного набора. Он считал, что этот шрифт ассоциировался с простыми бульварными газетами, продающимися в любом киоске, газета «для обычного народа». «Таймс» консервативное и серьезное издание, газета, которую читают министры и государственные деятели Англии. Шрифт для такой газеты должен быть индивидуальным и отличаться от остальных.

Морисон руководил созданием и разработкой новой шрифтовой гарнитуры, предположительно за основу был взят шрифт Monotype Plantin (серия 110). Некоторые сведения говорят, что Морисон передал Ларденту серию своих собственных карандашных набросков нового шрифта. По другим сведениям устно дал указание использовать в основе гарнитуру Plantin, изменив засечки. Так же есть вариант того, что в основе работы Лардена лежали фотокопии страниц из книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена, возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона. Опираясь на источники, Лардент нарисовал прототип, который в последствии под руководством Морисона, был сильно переработан и видоизменен (см. рис. 4). Фирма Monotype начала работу над созданием комплекта знаков нового гарнитура для основного текста в 9 кегле, немного позже в работу поступили еще два кегля, 7 и 5 ½ пунктов, произошло это в апреле 1931 года.

В июне 1931 года рисунки и отливки прямого начертания были переданы в фирму Linotype, которая должна была изготовить матрицы для набора текста на линотипе. Таким образом Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype. К концу этого же года новый шрифт в текстовых кеглях уже был передан в наборный цех газеты «Таймс». Очевидно, это было прямое начертание вместе с курсивом. Однако работа над заголовочными комплектами продолжалась до августа 1932 года. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года.

В итоге новый шрифт получился близок по рисунку и емкости близок к Plantin, но строчные были увеличены, засечки стали острее, а контраст между штрихами сильнее. Морисон хотел создать привлекательный шрифт, который будет удобно читать и при этом он будет обладать повышенной емкостью для печати на хорошей бумаге. Новый рисунок полностью оправдал его ожидания. Именно этот достойный шрифт мог удовлетворить требования газеты «Таймс». Такая гарнитура соответствует стилистики и условиям производства газеты, а также «подходит» ее читателям. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327, см. рис. 5), что означает «Таймс Новый Прямой» — новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Таймс».

Однако эта всем известная история получила неожиданное продолжение. В 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский исследователь Майк Паркер сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. В том же году вышел журнал Printing History (vol.31/32) с его подробно аргументированной статьей. Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman поразительно похоже на найденный в архивах американской фирмы Lanston Monotype комплект шрифтовых шаблонов серии 54, изготовленный, по всей вероятности, не позднее 1916 года. Их рисунок приписывается Старлингу Берджесу, американскому строителю гоночных яхт, авиа- и автоконструктору.

Это сообщение вызвало бурю эмоций в среде историков типографики: как же так, неужели такой уважаемый английский типограф XX века Стенли Морисон, творец самого известного современного шрифта английской школы, воспользовался рисунками какого-то никому не известного американца? Тем не менее в архивах той же фирмы нашлись несколько шаблонов курсивных знаков из серии 55, относящихся к тому же заказу и похожих на курсив Times. Фирма Lanston Monotype выпустила в 1962 году свой собственный шрифт Times металлического набора серии 362, сопровождаемый жирным шрифтом Times Bold серии 57. На шаблонах серии 362 ясно виден выбитый более ранний номер 54. Из архивных источников известно, что шрифт серий 54, 55 и 57 Старлинг Берджес заказал для своего проектного бюро W.Starling Burgess & Co., проданного в 1916 году. Этот заказ был аннулирован в конце 1918 года и шрифт не был завершен (см. рис. 6).

Сейчас американское происхождение рисунка Times New Roman признали и другие исследователи, например, Уолтер Трэйси и Роберт Брингхерст. Во всяком случае, это предположение невозможно игнорировать: слишком велико сходство. Английскую фирму Monotype и американскую фирму Lanston Monotype связывали деловые отношения. Поэтому нельзя исключить, что рисунки знаков серии 54 сначала попали в Англию, а затем послужили основой для Times New Roman Морисона и Лардента. Кроме того, Морисона никак нельзя назвать дизайнером, графиком, художником шрифта. Он был исследователь, историк, критик, типограф (по советской терминологии художественный и технический редактор). Неизвестно, рисовал ли он когда-нибудь шрифт руками. Сам он никогда не утверждал, что нарисовал Times New Roman. Более того, Морисон позже писал про этот шрифт: «Его достоинство в том, чтобы выглядеть так, как будто он не был спроектирован кем-то персонально...». Его художник Виктор Лардент работал в отделе рекламы газеты «Таймс» и писал заголовки к рекламным объявлениям. Он тоже не был дизайнером наборного шрифта. Это отчетливо видно по первоначальному эскизу алфавита нового шрифта, бесспорно нарисованному Лардентом. Можно назвать этот эскиз красивой шрифтовой композицией, но никак не проектом газетного шрифта для набора текста в кегле 9 пунктов. Помимо всего прочего, у этой композиции мало общего с окончательным вариантом Times New Roman как по рисунку отдельных букв (в особенности C, G, R, S, s), так и по цвету, пропорциям и степени остроты засечек. Разумеется, процесс создания шрифта в тот момент только начинался, было много уточнений рисунка и переделок, в которых немаловажную роль сыграли штатные дизайнеры шрифта фирмы Monotype, но тем не менее загадка так и осталась неразгаданной.

Хотя Морисон и ратовал за «невидимый» шрифт, который совершенно не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое творение, Times New Roman, никак не назовешь лишенным индивидуальности. Он—явно результат индивидуального творческого акта, со своим резко характерным и алогичным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, оплот элегантности и хорошего вкуса, не очень подходит в качестве создателя шрифта Times. Требовался кто-то более неистовый, например, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века, обладатель престижной авиационной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за конструкцию бесхвостого гидросамолета «летающее крыло», создатель гоночных яхт и удивительного автомобиля Dymaxion — Старлинг Берджесс, который сам был не чужд издательскому миру. Берджесс напечатал в 1903 году книгу своих стихов в типографии Кембриджского университета, был знаком со многими американскими типографами; в архивах фирмы Lanston Monotype сохранился комплект шаблонов еще одного шрифта, предположительно сделанных по его рисункам (см. рис. 7, 8).

Без сомнения, неправильно было бы пытаться умалить роль Стенли Морисона и Виктора Лардента в создании шрифта Times New Roman. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и неизвестные нам по именам штатные дизайнеры фирмы Monotype). Но возможно, что предыстория этого шрифта известна не полностью. Справедливости ради надо заметить, что среди его возможных прототипов называли, кроме шрифта Plantin, также шрифты фламандского пуансониста XVI века Хендрика ван ден Кеере, шрифт Neue Kirchenschrift 1862 года немецкой фирмы Bauer и шрифты американского типографа конца XIX—начала ХХ века Теодора Лоу де Винна.

А теперь давайте посмотрим внимательно и беспристрастно на получившийся шрифт.

1.2 Характеристика шрифта

Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого стиля, но такой подход не вполне соответствует реальности. Скорее можно согласиться с позицией современного канадского исследователя Роберта Брингхерста, который в своей книге пишет о Times New Roman: «У этого шрифта гуманистические оси овалов, но пропорции маньеризма, насыщенность барокко и острые, неоклассицистические детали». В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов можно классифицировать как переходную антикву (см. рис. 9), хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно напоминают некоторые шрифты конца XIX—начала ХХ века. В сущности, Times своей эклектичной формой очень близок к некоторым шрифтам второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи модерна, так называемым шрифтам типа Эльзевир или French Old Style, напоминающим нашу гарнитуру Литературную, бывшую Латинскую. Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания (серия 327, см. рис. 10) определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими. В крупном нижнем полуовале строчного а внутрибуквенный просвет расширен, но в других строчных, например, таких, как b, d, h, m, n, p, q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот, достаточно широки и алфавит в целом стремится к одноширинности. Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов, начиная с начала XVIII века.

Жирное (Bold) начертание (серия 334 (см. рис. 110) в гарнитуре практически соответствует по ширинам прямому светлому, характеризуется повышенной насыщенностью и контрастностью, что, очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. Как пишет Уолтер Трэйси в своей книге, это начертание загадочно, поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма из-за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r, тогда как в светлом начертании аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого стиля. Строчные знаки жирного начертания пришлось сделать чрезвычайно узкими для того, чтобы их ширины соответствовали строчным светлого начертания, которые тоже достаточно узки. В результате внутрибуквенный просвет большинства строчных похож на узкую вертикальную щель, засечки очень короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Таймс» в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное начертание аналогичным основному по рисунку и пропорциям, как и было сделано позже при разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта, что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.

Первоначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы более узкие, по сравнению с прямым начертанием, но по рисунку они похожи. Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. Ширины знаков курсива соответствуют основному начертани (см. рис. 14, 15)

Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он напоминает светлый курсив и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию.

В 1936 году было разработано полужирное (Semi-Bold) начертание (серия 421) специально для набора Библии в издательстве Кембриджского университета. Оно отличалось еще более укороченными нижними выносными элементами строчных, утолщенными засечками и слегка исправленным рисунком. Monotype выпустил шрифт серии 727 с облегченными прописными, чтобы они более соответствовали по цвету стандартным строчным. Особенно это было важно для набора на немецком языке с его изобилием прописных (в немецком все существительные пишутся с прописной буквы). Был разработан также расширенный вариант основного начертания, так называемый Times Roman Wide (серия 427), вариант с удлиненными выносными элементами для книжного набора (серия 627) и несколько жирных и полужирных версий, сверхжирное (серия 834) и узкие начертания (серии 724/725), а также два специальных начертания для набора объявлений мелким кеглем (Times New Roman Small Ads 927).

Впоследствии перестройка в России и спровоцированный ею в 90-х годах кириллический «шрифтовой взрыв» привели к возникновению множества других версий Times отечественной разработки, выполненных без разрешения законных владельцев или держателей авторских прав на этот шрифт и зачастую непрофессионально. Эти версии были ответом на потребность в органичном, естественном для кириллической графики Таймсе, в то время как западные варианты, даже разработанные грамотными профессионалами, не всегда учитывали традиции построения кириллического шрифта и при всех достоинствах выглядели несколько чужеродно. В итоге число кириллических версий Times, как отечественного, так и иностранного производства даже превысило потребность, так что часть этих шрифтов со временем практически вышла из употребления. Рассматривать подробно их достоинства и недостатки теперь, вероятно, уже нет смысла. Ограничимся лишь попыткой вспомнить их поименно.

Западные кириллические версии: кириллический Times фирмы Letraset, Dutch 801 (Times) фирмы Bitstream, CGTimes фирмы Agfa, Nimbus Roman фирмы URW++, Roman Cyr Turk фирмы McCampus, Timeless фирмы Typoart (он же URW Roman Cyrillic фирмы URW++), Serif фирмы Linguist Software, News фирмы Russian Type Foundry. Некоторые из них еще предлагаются в цифровых форматах, но вряд ли пользуются большим спросом.

Отечественные версии: Тип Таймс под разными именами, TM Thames (TypeMarket), SU TimeRoman (SoftUnion), DA Latinskij (DoubleAlex Font Studio), AZ Times (Az-Zet), SPSL Dutch. Часть их еще можно встретить на пиратских дисках, но они помещаются туда уже скорее для полноты комплекта. Современному дизайнеру они ни к чему.

В настоящее время в кириллическом наборе в силу разных (не всегда художественных) достоинств широко распространены три версии Times.

Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит чужеродной и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но он не смог переработать форму их знаков в стиле латинского Times. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, создать гораздо сложнее и поэтому они получились хуже.

Прямое начертание монотайповского Times имеет характерную форму букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и прямые диагональные нижние ветви. Свисающие элементы у Д, Ц, Щ, д, ц, щ как будто пририсованы к нижним засечкам, вместо того, чтобы присоединяться к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой конструкции свисающие элементы кажутся бессильно провисшими. Буквы Д, д имеют сильно прогнутый левый штрих и похожи на аналогичные трапециевидные знаки в гарнитуре Литературная (Латинская). Форма левого штриха у букв Л, л (вертикальная, с изогнутым нижним концом и длинной растянутой каплей) не очень согласуется с формой Д, д. Буквы Г, г, м, ю слишком широки, а З, Ш, Щ, в, к слишком узки. Форма Ч, ч не очень удачна. Верхняя часть Ж выглядит слишком широкой, развесистой и не согласуется с нижней. У прописной Ф малы овальные части. Прописная Я с прямой диагональной ногой имеет чересчур сильную динамику влево и выглядит как зеркальное отражение латинской R, что противоречит направлению чтения. Акценты в буквах Й, й черноваты, хотя имеют близкую к традиционной форму с двумя каплями на концах. В целом начертание выглядит не очень сбалансированным по цвету и сильно колеблющимся по пропорциям, несмотря на во многом удачное решение трудных кириллических букв б, д, ф, э.

Курсивное начертание гораздо менее удачно как по цвету, так и по пропорциям по сравнению с прямым, хотя некоторые буквы довольно приличны, например, б, а также ж с зигзагообразной серединой. К сожалению, большинство других букв имеют неудачную форму. Буквы г, к слишком широки. Прямая диагональная нога у к придает знаку жесткость и противоречит курсивному характеру строчных, так же как и верхний диагональный штрих с двусторонней горизонтальной засечкой, заимствованной из латинского k. Верхняя часть буквы ч сильно напоминает аналогичный знак прямого начертания, что противоречит остальным курсивным формам. Верхний выносной элемент у д кажется слишком жестким и колючим. Буква в очень узкая. Верхняя и нижняя части з несбалансированы, как и изогнутые с каплями верхний и нижний выносные элементы у ф, заимствованные у латинского f. Буква л очень острая сверху. Совершенно неудачна форма свисающих элементов у букв ц, щ. Буква я имеет архаичную форму нижней левой диагонали с каплей на конце. Прописные курсивные знаки повторяют ошибки прямого начертания. Кроме того, неудачно решена форма Д, Ж, К, которая плохо согласуется с аналогичными знаками в прямом начертании, а в букве Э слишком короткий средний горизонтальный штрих.

Жирные начертания повторяют ошибки светлых, прибавляя к ним дополнительные. Например, прямые Г, Д, Л, г, д, л, т светлы по цвету и в наборе образуют дыры. Буквы ж, ф наоборот, слишком черны. Неудачно решение свисающих элементов у ц, щ, форма я. Жирный курсив тоже весьма неровен по цвету.

Тем не менее в целом это не самый худший кириллический Times, и с ним еще можно работать. Еще один распространенный кириллический вариант Times создан фирмой Linotype. Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же 4-х основных начертаниях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией Times Ten. Сейчас именно этот Times встраивается во все программные продукты Adobe и Apple. Рисунок кириллических букв практически не изменился по сравнению с фотонаборной версией.

Линотайповский кириллический Times в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно сказать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Однако и его знаки не лишены недостатков. Прямое начертание представляет другую линию решения кириллических знаков в Times, где характерные буквы Ж, К, ж, к в отличие от монотайповского решения с каплями имеют прямые диагональные ветви с горизонтальными засечками, подобно латинской букве К. Наиболее неудачна форма прописного У, где диагонали соединяются слишком высоко, из-за чего знак становится неустойчивым и падает вправо. Буквы Д, д имеют более прямоугольную форму, чем у монотайповской версии, поскольку их левые штрихи почти вертикальны, без прогиба. Свисающие элементы букв Д, Ц, Щ, д, ц, щ, как и в монотайповской версии, неправильно подсоединены к горизонтальным штрихам и бессильно провисают. Буквы Л, Ш, Щ, Ю слишком узкие. Овалы у Ф выглядят чересчур маленькими по сравнению с остальными прописными. У строчной буквы ъ слишком длинный горизонтальный элемент вверху слева. Полуовалы букв ъ, ы, ь малы по размеру. Строчная э имеет неверный, в обратную сторону наклон оси овала и выглядит как зеркальное отражение знака с. Акценты у Й, й имеют неудачную, слишком сложную форму с наплывом внизу и двумя маленькими каплями на концах.

Курсивное светлое начертание значительно ровнее, чем в монотайповской версии. Прописные повторяют ошибки прямого начертания, в особенности узкие Ж, Ш, Щ, Ю. Интересно, что прописные З, Э, в отличие от прямых, имеют капли на концах нижних штрихов слева. Строчной кириллический алфавит на удивление удачен и гармоничен, в особенности по сравнению с монотайповской версией. Приятно смотреть на буквы б, в, к, ф, ц, щ, ь, э. Строчная к имеет плавно изгибающиеся ветви, верхняя заканчивается каплей. У ф прямой центральный штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней внизу. Свисающие элементы у ц, щ хочется демонстрировать как пример правильного решения. Строчная ж несколько узковата, но из-за своей крестообразной середины она более технологична в мелких кеглях, чем зигзагообразный монотайповский вариант. Буква л несколько широка. У буквы з слишком широкая, несбалансированная верхняя часть, как и у буквы ч. Буква ъ несбалансирована из-за слишком прямой формы и длинного росчерка вверху слева. Нога буквы я чересчур параллельна ее основному штриху. Акценты у Й, й напрасно повторяют форму акцентов прямого начертания.

Жирные начертания близки по форме к светлым и повторяют все их недостатки, правда, свисающие элементы у жирных курсивных ц, щ решены неправильно, как в монотайповской версии. Скорее всего, работал другой дизайнер.

У Linotype и Adobe ранее был взаимный лицензионный договор, на основании которого все шрифты Linotype предлагались также и Adobe, в том числе и все кириллические версии Times.

Третий по распространению кириллический вариант Таймса—это гарнитура Newton компании ПараТайп (1990, дизайнер Владимир Ефимов при участии Александра Тарбеева). Гарнитура была разработана для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph и по 1993 год выпускалась под названием TimesET. По форме латинская часть достаточно близка к первоначальному монотайповскому шрифту, но представляет собой не цифровую копию, а перерисовку. Кириллическая часть оригинальна по рисунку. Гарнитура Newton—один из немногих таймсоподобных кириллических шрифтов, выпускаемый в 5-ти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Newton разработан для всех форматов и платформ во всех стандартных кодировках для набора на языках народов России, Западной и Восточной Европы и Средней Азии. В рамках этой гарнитуры Александром Тарбеевым разработан комплект фонетических знаков Newton Phonetic, а также варианты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в 4-х начертаниях каждый (Владимир Ефимов), армянский шрифт Newton Armenian (Гаянэ Багдасарян) и грузинский Newton Georgian (Владимир Ефимов) в 3-х начертаниях каждый. В целом этим шрифтом можно набирать тексты более чем на 140 языках.

С точки зрения шрифтовой формы гарнитуру Newton можно считать довольно удачным воплощением в кириллице шрифта Times. Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами. Подобно линотайповскому варианту, в прямых начертаниях гарнитуры Newton буквы Ж, К, ж, к, близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д трапециевидной формы с прогнутым левым штрихом. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную форму с каплями на концах. В курсивах у строчной z нижний горизонтальный штрих имеет форму росчерка с каплей на конце, как у шрифта Times фирмы Linotype. Строчная ж имеет зигзагообразную конструкцию. Ветви у строчной к мягкой изогнутой формы с каплей вверху справа. Строчная л имеет плавно изогнутый верх. Центральный штрих строчной ф прямой с односторонней засечкой вверху и двусторонней внизу. Нога у строчной я плавно изогнута. Акценты курсивных букв Й, й имеют традиционную форму росчерка с каплей слева.

ГЛАВА II

2.1 Начало применения шрифта Times New Roman

Изучив историю создания шрита Times New Roman, нельзя забывать перовначальную цель создания гарнитуры. Создание шрифта подразумевало перед собой редизайн печати газеты Times. Первый выпуск газеты с новым шрифтов вышел в октябре 1932 года (см. рис. 16, 17, 18).

Через год после того, как гарнитура была разработана, Monotype выпустил ее в широкую продажу. Версии, распространяемые фирмой Linotype, стали называться Times Roman. Этот шрифт применяется во всех областях печатной коммуникации, от книг и журналов до рекламы. Times Roman стал еще популярнее, когда появились компьютерные настольно-издательские системы, в которые он встраивается. В связи с тем, что для него еще в период металлического набора было разработано множество дополнительных математических, фонетических, лингвистических и других специальных знаков, Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. В частности, этой гарнитурой набиралась всемирно известная Британская Энциклопедия (Encyclopaedia Britannica). Широкое применение Times связано еще и с тем, что гарнитура сделалась настолько привычной, и ее рисунок стал восприниматься как нейтральный.

Обе фирмы, владеющие правами на рисунок шрифта Times, независимо друг от друга принялись развивать гарнитуру по начертаниям и дополнять ее новыми специализированными версиями. Встроенная цифровая версия шрифта Times фирмы Linotype стала стандартной для постскриптовских выводных устройств благодаря сотрудничеству с фирмой Adobe, создателем языка PostScript. Затем Linotype разработал 4 начертания Times специально для цифрового набора текста с экспертными наборами знаков, включая прямую светлую капитель и минускульные цифры. Шрифт был назван Times Ten, поскольку он оптимизирован для применения в базовом кегле 10 пунктов. Кроме того, были разработаны 3 прямых заголовочных начертания (Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold) для применения в базовом кегле 18. Фирма Monotype переработала 4 основных начертания Times New Roman для формата PostScript, чтобы они по росту и ширинам знаков соответствовали стандартному Times, встроенному в постскриптовские выводные устройства. Эта версия называется Times New Roman PS. В 1989 году Monotype разработал новое начертание гарнитуры, Times New Roman Medium, промежуточное между светлым и полужирным, с соответствующим курсивом.

Послевоенный успех шрифта Times New Roman вызвал волну подражаний и переработок первоначального рисунка. Одним из первых и наиболее близких по форме к Times был шрифт Life, созданный в 1964 году для фирмы Ludwig & Mayer дизайнером Вильгельмом Бильцем и дополненный в 1965 году Франческо Симончини. Следующим шрифтом подобного типа был Concord фирмы Berthold, спроектированный в 1968 году ее главным художником Гюнтером Герардом Ланге. И, наконец, в 1972 году Уолтер Трэйси по заказу фирмы Linotype разработал гарнитуру Times Europa для замены Times New Roman Морисона и Лардента для набора лондонской газеты «Таймс». Этот шрифт более приспособлен к условиям газетного набора и ротационной высокой печати, его пропорции более расширены, уменьшена контрастность и засечки более мощные и не такие острые, как в Times New Roman. После того, как газета «Таймс» перешла на офсет, появилась возможность использовать более тонкие и элегантные шрифты. И в 1991 году Times Europa был заменен на новый вариант старого шрифта, под названием Times Millenium, работы исландского дизайнера Гуннлаугура Брима. Однако этим дело не ограничилось, и в 2002 году газета претерпела очередной редизайн. Шрифт Times Millenium был заменен на еще один вариант под названием Times Classic, который спроектировали Дэйв Фэйри и Ричард Доусон.

Необычайное распространение шрифта Times New Roman для книжного и журнального набора привело к появлению его многочисленных клонов и копий под другими именами. Наверное, ни один шрифт в истории типографики, за исключением шрифта Helvetica, не подвергался такому массовому надругательству. Особенно этот процесс усилился с внедрением цифрового набора и настольных издательских систем. Часто копии не отличаются от оригинала практически ничем, кроме названия. Например, версия Times фирмы Bitstream называется Dutch 801, фирмы Alfatype—English. У Apple один из встроенных в софт шрифтов, очень похожий на Times, называется New York. Гамбургская фирма URW распространяет сразу 2 таймсовидных шрифта: Nimbus Roman и URW Roman. Последний представляет собой вариант Times народного предприятия Typoart из Дрездена, который в оригинале был назван довольно изобретательно: Timeless (в переводе «безвременный», то есть вечный). Версия Times американской фирмы Linguist Software, занимающейся набором многоязычных лингвистических текстов, называется незатейливо: Serif (а Helvetica, понятно, Sans Serif). Фирма IBM в свое время использовала упрощенную версию Times под именем Press Roman для своей пишущей машинки с шаровой головкой IBM Composer. В целом, учитывая, что число пользователей компьютеров сейчас, наверное, несколько миллиардов, можно только удивляться, какую популярность приобрел шрифт, в свое время разработанный для одной (пусть и самой известной) английской газеты.

В кириллической типографике (см. рис. 11, 12) Таймс закрепился давно и прочно—может быть, даже прочнее, чем в западной, в силу много меньшего числа шрифтов-конкурентов. Разработка греческих и кириллических версий семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах Monotype и Linotype. Точные даты и авторы этих разработок не всегда известны, поскольку фирмы тогда не указывали их в своих каталогах шрифтов. В 1970–80-е годы сущестововало уже не менее десятка кириллических версий Times зарубежной разработки, генетическая связь которых с Таймсом (производства либо Monotype, либо Linotype) прослеживалась более или менее явно.

Первая отечественная версия кириллического шрифта Таймс была сделана еще в советские времена, в конце 1970-х годов, в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Это была гарнитура Тип Таймс в 4-х начертаниях (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Тип Таймс выпускался для фотонаборного комплекса «Каскад» на Ленинградском заводе полиграфических машин, затем он был переработан для цифрового набора и выпускался легально сначала в формате PCL, а затем PostScript Type 1 и TrueType разными организациями, включая АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, фирму ParaGraph (в 1990 г.) и фирму Intermicro, где этот шрифт назывался Рустаймс, Интертаймс и Респект. Этот же шрифт в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускался фирмой Ipex Research под названиями NTTimes и NTTierce, а также нелегально некоторыми другими фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не хватало. И до сих пор попадаются издания, набранные этим шрифтом, который обычно называется Times или Dutch. Нельзя сказать, что это был удачный шрифт. Он выглядел гораздо грубее своего латинского прототипа, но он был первым.

Вне конкуренции—Times New Roman, встроенный фирмой Microsoft в операционную систему Windows. Это несколько модифицированный шрифт Times New Roman фирмы Monotype, который теперь поставляется в формате OpenType. Поскольку библиотека шрифтов фирмы Monotype включает в себя по 4 основных начертания кириллического Times (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined), можно сделать вывод, что они были созданы после 1956 года, когда был разработан латинский жирный курсив. Характерное изменение терминологии начертаний по сравнению с латинской версией как бы подразумевает, что курсивные начертания в кириллице на самом деле наклонные (Inclined), что не соответствует действительности. Шрифт был разработан вначале для металлического (монотипного) набора, а затем переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times фирмы Berthold датирован 1967 годом, шрифт фирмы Monotype был разработан раньше. В конце 70-х годов появился первый лазерный фотонаборный автомат Lasercomp, и монотайповский кириллический Times был переведен в цифровую форму. А с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок самого шрифта практически не изменился.

Times Roman и Times New Roman несвободные шрифты. Есть некоторые свободные метрически совместимые шрифты как альтернативы Times Roman и Times New Roman или используемые для замены шрифтов:

URW++ выпустила версию Times New Roman под названием Nimbus Roman в 1982 году. Nimbus Roman №9 L, URW PostScript вариант, был выпущен под GNU General Public License в 1996 году, и доступен в бесплатных и операционных системах с открытым кодом. Был позже адаптирован как FreeSerifКак и для Times New Roman, существует множество дополнительных стилей Nimbus Roman, которые продаются только в коммерческих целях, включая конденсированные и сверх-широкие стили. URW также разработан Nimbus Roman № 4, который метрически совместим с несколько другим CG Times.

Liberation Serif метрически эквивалентен Times New Roman. Он был разработан Ascender Corp. и издан Red Hat в 2007 году по лицензии GPL с некоторыми исключениями. Используется в некоторых дистрибутивах GNU/Linux в качестве замены шрифта по умолчанию для Times New Roman.

Шрифт Tinos от компании Google в пакете шрифтов Croscore, произошёл от расширения Liberation Serif, также разработан Стивом Маттесоном.

Bitstream Cyberbit — шрифт, выпущенный компанией Bitstream для некоммерческого использования, для европейских алфавитов и основан на Times New Roman. Он имеет расширенный диапазон символов, предназначенных для того, чтобы покрыть большую часть Unicode для научного использования. Bitstream уже не распространяет шрифт, но он может быть получен от Университета Франкфурта.

В сентябре 2016 года компаниями АО "НПО РусБИТех" (разработчик операционных систем "Astra Linux" ) и ООО НПП "ПараТайп" (разработчик общенациональных шрифтов ) были представлены общедоступные шрифты: PT Astra Sans и PT Astra Serif, метрически совместимые (аналоги) с Times New Roman.

2.2 Современные традиции использования шрифта

Как только шрифт выпустили в широкую продажу, он стал применяться во всех областях печатной коммуникации, от книг и журналов до рекламы.

Microsoft стал использовать Times New Roman в качестве основного шрифта с засечками, начиная с Microsoft Windows 3.1. Times New Roman использовался в качестве шрифта по умолчанию в Microsoft Office вплоть до Microsoft Office 2007, где его заменил шрифт Calibri.

Шрифт также стал популярным и в Apple Macintosh, который установил его по умолчанию в качестве основного шрифта во многих приложениях, в том числе веб-браузерах.

В 2004 году Государственный департамент США объявил, что с 1 февраля 2004 года все дипломатические документы в США будут печататься шрифтом Times New Roman размера 14 pitch (именно pitch, а не point: первое означает 14 знаков на дюйм, что приблизительно соответствует 12 пт) вместо шрифта Courier New 10 pitch (12-й кегль), мотивируя это стремлением к более современному и разборчивому шрифту.

Правообладателем шрифта является расположенная в США компания Monotype Imaging Inc. Чтобы включить шрифт в какую-либо операционную систему необходимо заключение лицензионного договора с Monotype Imaging. За каждый вариант шрифта предусмотрено денежное отчисление компании.

Times New Roman – шрифт с засечками, созданный в 1931 году специально для газеты Times. Times использовала его в течение 40 лет. С тех пор шрифт стал невероятно популярен в газетном деле и книгопечатанье. Если Вы книгоиздатель или хотите, чтобы Ваша визитка ассоциировалась с английской газетой начала XX века или просто хотите придать визитке винтажный стиль, то Times New Roman – ваш выбор.

В свое время, из-за санкций, введенных против Российской Федерации, компания отказала в продаже лицензии на использование шрифта в русской операционной системе Astra Linux, которую разрабатывали для обеспечения защиты в российских силовых ведомствах, спецслужбах и государственных учреждениях.

В 2004 году Госдеп США принял решения использовать Times New Roman для печати всех дипломатических документов, объясняя это тем, что данный шрифт более разборчив.

Компания Microsoft начиная с Windows 3.1. использовала в пакете Microsoft Office шрифт Times New Roman по умолчанию, вплоть до Microsoft Office 2007, в котором его заменил Calibri.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1

Стенли Морисон

Стенли Морисон (Stanley Morison, 1889–1967). Английский типограф, теоретик типографики и дизайнер. С 1923 г. консультант по типографике (художественный руководитель) фирмы Monotype и издательства Кембриджского университета. С 1926 по 1930 г. издавал влиятельный журнал по типографике The Fleuron. Автор редизайна газеты «Таймс» и нового шрифта Times New Roman (1932). Автор многих статей по истории шрифта и типографики.

Рисунок 2

Фрагмент обложки журнала Monotype Recorder (1932),

посвященного редизайну газеты «Таймс».

Рисунок 3

Увеличенные буквы типичного газетного шрифта кегля 7, которым

набиралась газета The Times до разработки шрифта Times New Roman.

Рисунок 4

Эскиз шрифта Times Виктора Лардента

Рисунок 5

Times New Roman серия 327, прямое начертание

Рисунок 6

Шрифт серии 54, который Берджес заказал Lanston Monotype для своей фирмы Цифровая версия из статьи Майка Паркера в журнале Printing History 31/32, 1994 Сходство с Times несомненно.

Рисунок 7

Шрифты Хендрика ван ден Кеере 1565 и 1571 гг.–

один возможный предшественник Times

Рисунок 8

Шрифт Neue Kirchenschrift фирмы J. C.Bauer, 1862 –

Еще один из предполагаемых прототипов Times

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Times_New_Roman_sample.svg/1920px-Times_New_Roman_sample.svg.png

Рисунок 9

Пример переходной антиквы (шрифт Times New Roman)

Рисунок 10

Times New Roman серия 327, курсивное начертание

Рисунок 11

Times Bold серия 332, прямое жирное начертание

Рисунок 12

Кириллический Times

Рисунок 13

Кириллический Times

Рисунок 14

Примеры набора Использована цитата из статьи Стэнли Морисона «Основные принципы типографического искусства»

Рисунок 15

Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и прямые диагональные нижние ветви

Буквы Д, д имеют сильно прогнутый левый штрих

Форма левого штриха у букв Л, л вертикальная, с изогнутым нижним концом и длинной растянутой каплей

Верхняя часть буквы ч слишком напоминает аналогичный знак прямого начертания

Буква в очень узкая

Верхняя и нижняя части з и курсивной прописной

Слишком вертикальная нога у жирной я

Рисунок 16

Первый выпуск газеты «The Times» с применением нового шрифта

Рисунок 17

Газета c применением старого шрифта

https://cdn1.powerapple.com/upload/news/article_attachments/file/2018019/1516394288_794599.jpg

Рисунок 18

Вид газеты в наши дни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что сегодня Таймс стал своего рода заложником собственной популярности. Он применяется и будет применяться всюду, где нужен «обычный», спокойный, общепринятый, «как у всех», «как у людей», шрифт. Стабильная потребность в подобном шрифте вряд ли когда-нибудь исчезнет. К тому же, пересылая куда-либо набранный Таймсом документ, вы можете быть уверены, что уж этот-то шрифт точно найдется там, где документ будет распечатан. Может быть, подобная судьба покажется кому-то весьма незавидной—но ее вряд ли возможно изменить.

Times New Roman обладает интересной и запутанной историей создания. Над ним работало много людей и их труд оправдан. Шрифт простой и читабельный, что самое главное. Но на фоне определённых плюсов, есть и существенные минусы. Широкая известность — тёмная сторона этой гарнитуры. Его хорошо использовать в документах, книгах и газетах. Откровенно говоря, это и было изначальной целью Times New Roman, он был специально создан для газеты. Но если смотреть на этот шрифт с точки дизайна, то его использование будто бы говорит «я выбрал самый простой шрифт, он везде подходит».

При всем моем уважение к этому шрифту, скажу, что использовать его в дизайнерских целях нужно с крайней осторожность, чтобы он не выглядел заезжено и обыденно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Великие шрифты. Книга вторая: Антиква. Автор: Ефимов В.В. Год: 2007

2. Эрик Шкиперман - "О шрифте" Год: 2014

Электронная литература:

1. https://vtopetop.ru/prochee/kto-pridumal-shrift-times-new-roman.html

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Таймс_(гарнитура)

3. https://thequestion.ru/questions/6435/kto-i-pochemu-reshil-chto-shrift-times-new-roman-yavlyaetsya-luchshim-dlya-vypolneniya-lyubykh-zadach

4. http://theinkpot.narod.ru/times.htm

АНТИПЛАГИАТ