Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников»

Содержание:

Введение

Личность формируется многими элементами социокультурной среды. Экранное искусство создает в наших жизненных условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует у подростка ценностные ориентации в области искусства, быта, эстетической организации окружающей среды, деятельности, взаимоотношений, экологии.

В последнее время коммерческое вещание, обеспечиваемое элементами рынка, рассчитано на средние вкусы молодежи. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями пошлости, безвкусицы, черствости, цинизма. Исчезли когнитивные программы, исчезли манеры поведения в кадрах ведущих и участников программ, воплощавших в прошлом наши представления об истинном интеллекте.

В то же время основой нравственности человека являются нравственные качества, определяющие его нравственный облик, делающие его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества являются одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе нравственного выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Школьники активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают определенные отношения и взаимоотношения с ним, постигают смысл деятельности и поступков. В этот возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и связанных с ними нравственных качеств личности.[1]

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенного набора нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться к новым социальным условиям и послужили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Поэтому сегодня как никогда остро встает вопрос о влиянии средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, на духовно-нравственное воспитание подростков.

Целью данной работы является - показать влияние средств телевидения на воспитание подростков.

Объектом исследования выступает процесс воспитания подростков.

Предметом является воспитание подростков средствами телевидения и средств массовой информации.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания подростков средствами телевидения и СМИ;

2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения и СМИ на воспитание подростков;

3. Проанализировать воздействие средств телевидения и СМИ на познавательную деятельность и поведение подростков;

4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и СМИ и его влияние на поведение школьников.

Методологическую основу исследования составили методы описания, рассуждения, индуктивные методы и методы дедукции, а так же были использованы методы анализа и синтеза.

Монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера посвящены различным аспектам, связанным с проблемой влияния телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе. Ряд научных работ посвящен техническим особенностям функционирования средств массовой информации. Проблема данной темы была рассмотрена и разработана такими авторами как Р.Ф. Абдеев, Н. Винер, Ю.И. Воронцов. Другое направление представляют труды отечественных и зарубежных исследователей В.Ю. Борева и А. В. Коваленко, Д. Джованнини, П. Кууси, в которой анализируется процесс исторического развития массовой коммуникации, передачи информации и культурных ценностей.

Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания подростков средствами телевидения

1.1 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности

Телевидение впервые появилось в Лондоне в 1925 году в результате успешного эксперимента Д. Бирда. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года был открыт телевизионный театр с проектором на 300 человек. В США в 1946 году только 0,2% американских семей имели телевизор. В 1962 году эта цифра увеличилась до 90%, а к 1980 году почти 98% американских семей имели телевизоры, причем некоторые семьи имели два или три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году со здания Московского Радиоцентра на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть - РТРС). А первый телевизор появился в 1949 году. До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два центральных канала, причем, если почти 96% населения страны могли смотреть Первый канал, то не все могли получать два канала, в зависимости от региона, примерно 88% в национальном масштабе. Три канала-только треть страны имела его. Более того, большинство телевизионных приемников (две трети) еще до 90-х годов оставались черно-белыми.[2]

Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывало различные сферы жизни человека в целом-сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя суммировать как колоссальное.

При трансляции происходит воздействие на психику посредством использования различных форм передачи информации; при одновременном участии органов зрения и слуха активно задействуются слои подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телепередачи мозг начинает усваивать любую информацию, поступающую через эфир. Напомним, что одним из принципов массовой манипуляции является внушение. На этом принципе основан принцип телевизионной рекламы. Например, человеку показывают рекламу. Предположим, сначала у такого человека есть явное неприятие демонстрируемого материала (т. е. представление человека об этом продукте иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что он ничего такого не купит. Это как бы успокаивает само себя. На самом деле, если в течение длительного времени какой-то сигнал попадает в информационное поле, то информация неизбежно откладывается в подсознании. Так, если в будущем есть выбор между тем, какой товар купить, такой человек будет бессознательно отдавать предпочтение тому продукту, о котором он уже “что-то слышал”. Более того. Именно этот продукт впоследствии вызовет в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как будто что-то знакомое. В результате, когда такой человек сталкивается с выбором продукта, о котором он ничего не знает, и продукта, о котором он уже "что-то слышал", то инстинктивно (то есть подсознательно) потянется за знакомым продуктом. Говоря языком нейрофизиологии, у такого человека происходит фокальное возбуждение коры головного мозга, в результате чего появляется доминанта. И если последует повторение ранее отображенной информации, причем информация достаточно эмоциональная (эмоции необходимы, чтобы преодолеть барьер критичности), то будет большая вероятность того, что в подсознании такого человека возникнет психологическая установка. В результате такая информация, отложившись в подсознании и закрепившись там в результате многократного повторения, сформирует модель поведения, тем самым определяя в последствии возникновение у такого человека таких мыслей, желаний и действий в результате удовлетворения желаний. Если такая информация откладывается в детстве или подростковом возрасте, то в этом случае мы получаем почти стопроцентный результат, так как чем больше проходит времени, тем более эффективной (важной и необходимой) для подросшего ребенка становится информация, заложенная в его подсознании, ведь для большинства период детства психоаналитически связан с радостью, поэтому появление такой информации уже будет относиться к памяти, а психика устроена так, что вспоминать хорошие вещи всегда приятнее всего.[3]

Количество времени, которое человек проводит за просмотром телепередач, действительно впечатляет. В среднем в развитых странах это занятие занимает у человека три часа в сутки, больше люди тратят только на работу и сон. Отчасти это влечение к телевидению обусловлено врожденным свойством-так называемым исследовательским рефлексом. Впервые она была описана академиком И. П. Павловым в 1927 году. Исследовательский рефлекс-это инстинктивная, зрительная или слуховая реакция на неожиданный или новый стимул. Это часть эволюционного наследия человека, встроенная в сознание чувствительность к движению и возможному нападению хищников.

Типичные реакции исследования включают замедлять биение сердца, расширять кровеносные сосуды в мозге, и сужать те сосуды которые водят к главным группам мышцы. Мозг как бы сосредотачивается на сборе информации, в то время как остальное тело “отдыхает”.

Еще в 1986 году ученые из Университета Миссури начали изучать, как формальные компоненты телевидения-монтаж, планы, приезды, шум, свет-влияют на исследовательский рефлекс человека. Ученые пришли к выводу, что эти стилистические приемы действительно вызывают у человека непроизвольные реакции и тем самым удерживают его внимание. Природа этих реакций восходит к эволюционной способности Человека Распознавать и реагировать на движение вокруг. Таким образом, телевидение уникально не столько по содержанию, сколько по форме.

Формальный язык телевидения влияет на память зрителя. Увеличение частоты углов, в которых показана одна и та же сцена, улучшает запоминание. Увеличение количества смонтированных кадров, переходов от одного объекта к другому, фокусирует внимание аудитории только до определенного предела: если смена кадров превышает десять за две минуты, аудитория уже ничего не помнит.

Этими законами руководствуются создатели музыкальных клипов и телевизионных рекламных роликов, которые используют быструю смену кадров для поддержания внимания, хотя смысл увиденного зачастую не улавливается.

Исследовательский рефлекс перегружен. Человек, прикованный к экрану, чувствует усталость и психологическую неудовлетворенность.[4]

1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков

Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно человек страдает в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под влиянием этих социальных и личностных факторов перестраивается вся система отношений молодого человека с окружающими его людьми, меняется его отношение к самому себе. В силу этой социальной позиции меняется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, образовательными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований было установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит прежде всего в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека отношения между социальным и биологическим неоднозначны. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Одновременная последовательность биологического и социального созревания выражается в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Вот что пишет н. ф. Добрынин: "можно предположить, что возрастные особенности выражаются прежде всего в анатомо-физиологических особенностях, характерных для данного периода роста и развития. В то же время отношение растущей личности к обучению, к самому себе, к окружающей действительности меняет значение всего этого для данного человека. Значимость меняется потому, что меняются потребности, интересы, убеждения человека, меняются его взгляды и отношение ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей его социальной средой, в которой он живет, учится и действует. Человек не только вступает в эти общественные отношения, но и входит в их состав. Весомой характеристикой, особенно для подростка, является изменение его отношения к себе в этом возрасте, окрашивающее все его поступки и потому выражающееся довольно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскированное, что, однако, не разрушает его действенной роли. "[5]

Рост самосознания является характерной чертой личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет уровень востребованности старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослых и сверстников. И. С. Кон отмечал[6]:“ рост самосознания и интереса к собственному ”Я " у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребенок рос, менялся, набирался сил еще до переходного возраста, и все же это у него не вызывало тяги к самоанализу. Если это происходит сейчас, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно и социальным симптомом, признаком взросления, взросления, на которое обращают внимание и пристально смотрят окружающие, взрослые и сверстники. l позиция подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь ставит вопрос: "Кто я?"

Физическое становление почти закончилось, но вместе со всем этим "появляется самое ценное приобретение - открытие своего внутреннего мира."Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже говорилось, для управления требуется информация, которую молодой человек начинает искать, как в своем внутреннем, так и во внешнем мире, окружающем его. Поэтому вполне естественно, что в этом возрасте часто возникает сильная тяга к средствам массовой информации - своего рода подзорная труба, через которую можно заглянуть в далекий мир издалека, не нарушая изоляции своей глубоко личной сферы.[7]

Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, но в последнее время много говорится о том, что частое и бессистемное просмотр телепередач может повлечь за собой очень печальные последствия не только для здоровья ребенка (довольно много говорится о нарушении зрения, отсутствии движения, нарушенной осанке), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение “экранных” детей, эти последствия становятся все более очевидными.[8]

Отмечается резкое снижение воображения и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Они не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок или создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, оформлять, придумывать новые сюжеты. Они ничем не интересуются и ничем не увлекаются. Отсутствие внутреннего покоя отражается в отношениях между детьми. Отмечается, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем говорить, не о чем спорить, не о чем обсуждать. Они предпочитают возиться, нажимать или нажимать кнопку телевизора и ждать новых - готовых - развлечений.

Как уже говорилось, дети и подростки особенно чувствительны к воздействию телевидения. В период полового созревания подростки уделяют все больше внимания своей внешности. Они наблюдают изменения в своем теле и колебания в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а иногда и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в формирующуюся сексуальную роль, они ищут для себя образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных через средства массовой информации. Роль средств массовой информации в формировании сексуальных ролей широко изучается. Подростки, которые смотрят телевизор в течение длительного времени, имеют более стереотипное отношение к сексуальным ролям, чем подростки, которые проводят меньше времени за просмотром телевизора.

Еще одним тревожным симптомом, согласно обзору научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (ки) подростка и временем, которое он проводит у телевизора[9]. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телевизор, тем ниже значение их ки. Оказалось, что этот простой критерий-количество часов, которые подросток ежедневно смотрит на экране телевизора, - позволяет предсказать результат теста ки гораздо точнее, чем подавляющее большинство прогнозов, учитывающих различные социальные, личностные, демографические и семейные факторы. Многочисленные исследования подтверждают, что подростки имеют связь между пристрастием к телевидению и меньшим творческим потенциалом по сравнению с другими подростками. Пока неясно, чем именно обусловлены результаты: действительно ли многочасовое сидение перед экраном влияет на умственные способности, или же менее развитые подростки просто любят смотреть телевизор больше, чем их более способные сверстники. Однако очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и другой литературы, подготовку уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерный энтузиазм к телевизионным шоу часто означает недостаточно высокий уровень интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одной проблемой, возникающей у детей в связи с телевидением, является недоедание, последствия которого осложняют далекие от реальности представления о том, как те или иные продукты влияют на организм человека. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем меньше он двигается и больше “кусается” вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь, может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, значительная роль в формировании нездоровых привычек принадлежит телевизионной рекламе, поскольку именно она в основном предлагает нам всевозможные фастфуды, продукты с высоким содержанием жиров, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных роликов, которые запускаются во время различных программ, посвящены всевозможным сладостям и лакомствам, в то время как многие сладкие каши содержат больше сахара по весу, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает заметное влияние на подростковую аудиторию. Дети, например, часто всерьез верят, что любая каша может сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на подростков и тем самым предотвращающие недоедание их рациона питания. Например, в Нидерландах при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате Квебек вообще запрещено посылать любую рекламу детям до двенадцати лет.[10]

Психологи считают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальная внешность и соблазнительное поведение женщин преобладают как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает перед нами в виде насилия, жестокости или преступления, а относительно редкие интимные отношения любящих друг друга изображаются как нежные и постоянные. Около 70% всех телевизионных эпизодов о сексе касаются либо внебрачных связей, либо проституции. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал "факультет", где они занимаются не более чем сексом, а подростки смотрят его и повторяют то, что делают в своих любимых сериалах. И все это заканчивается абортами и подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас почти все занимаются сексом. Также сейчас во многих фильмах и других телевизионных программах ведется пропаганда однополой любви. Как считают многие критики, видеоролики группы "Тату" вообще не могли транслироваться по телевидению, а если и показывались, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и теперь совсем не интересуются мальчиками, а это психическое расстройство. Так как секс по телевизору влияет на подростков, к сожалению, мы можем только догадываться.

Телевидение формирует стереотипы о чертах, присущих определенному полу, возрасту или расе. Так, в качестве главных героев, мужчины появляются на экране примерно в три раза чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как женщины часто не имеют профессии или положения в обществе, или занимают более низкое положение в рядах, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, чем женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, ранимы, их мысли и интересы в основном сосредоточены на семье, любви и человеческих отношениях. Некоторые исследования утверждают, что дети, проводящие много времени перед телевизором, относятся к разным профессиям и профессиям с позиции, предопределенной гендерными стереотипами.[11]

В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в гораздо меньшей степени, чем это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телевизионных фильмах чаще всего злодеи или жертвы, упрямые, капризные или не в своем уме. Исключение из этого правила составляют, пожалуй, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств Милы, румяны, счастливы и уважаемы в обществе. Поэтому у молодого зрителя часто формируется негативный стереотип отношения к пожилым людям. Расовые предрассудки возникают по аналогичному механизму, поскольку в большинстве фильмов чернокожие и латиноамериканцы чаще оказываются безработными или выполняют неквалифицированную работу, чем белые люди, ссоры и конфликты чаще возникают в их семьях, чем в семье белых людей. Черные в фильмах не представлены как белые люди, белые часто бьют в черных фильмах и т. д. Подобные фильмы показывают по центральным каналам в "детство", и подросткам эти фильмы нравятся. И тогда наше правительство спрашивает: "Откуда в нашей стране столько скинхедов?”

1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников

За последние 40 лет во всем мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кино на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее результаты исследования оказались практически идентичными: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и неодушевленным предметам.

Американская академия педиатрии опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований. Американский ребенок проводит 28 часов в неделю за просмотром телевизора-больше, чем студент тратит на учебу. По крайней мере час в день, подросток играет в видеоигры или занимается серфингом в Интернете. Он посвящает несколько часов в неделю просмотру фильмов и прослушиванию музыки.

Во-первых, дети, которые смотрят много программ, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие как законный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более уязвимым к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем чаще ребенок видит насилие на экране, тем больше вероятность того, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок предпочитает смотреть телепередачи, содержащие сцены насилия, существует гораздо большая вероятность того, что он вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.

Исследование показало, что чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Так, среди тех, кто любит смотреть телепередачи, в 2 раза больше детей с высоким уровнем агрессивности, и в 3 раза меньше детей с низким уровнем агрессивности.[12]

Воспитатели и родители детей, которые активно смотрят телепередачи, отмечают, что для этих детей характерны: склонность к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выраженное в:

- негативные отзывы о своих сверстниках;

- выражение негативных эмоций (недовольство, недоверие, ругань);

- выражение мыслей и желаний агрессивного характера, ругательства, оскорбления, оскорбительные шутки;

- простой крик, рев (без речевого выражения).

Также Эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Они предпочитают доказывать свою невиновность дракой. Такие дети характеризуются: долгим засыпанием, беспокойным тревожным сном, криком, плачем во сне. Все это свидетельствует о психических расстройствах. Таким образом, очевиден тот факт, что телевидение оказывает мощное деформирующее воздействие на формирование психики и личности растущего человека. Последствия и степень этого влияния могут сказаться гораздо позже в самых неожиданных областях.

Телевидение привлекает наше внимание, с одной стороны, своей живостью, завораживающей режиссурой и красивыми съемками, а с другой-заманивает в ловушку, возбуждая нас сценами зверств, насилия, опасности и секса. Телевизионные программы наполнены описаниями преступлений, демонстрациями грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками.

В среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвуют около двух третей главных героев телефильмов. В выходные дни детские дневные шоу содержат до восемнадцати таких сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), однако, в отличие от “взрослых” программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий - дети не видят последствий жестоких поступков. В большинстве изображенных ситуаций насильственное подавление преступника является естественной формой мести, а умение действовать по праву сильного стало почти непременным атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах оно тонкое. фильмы сейчас используют насилие и женщин. Подростки пытаются подражать своим героям и делают то же самое в реальном мире.[13]

Излюбленными темами криминальных обзоров являются убийства, нападения, вооруженные столкновения, и на экране редко можно увидеть, как их жертвы получают медицинскую помощь. В результате перед подростком ежедневно вспыхивает огромное количество насильственных смертей, взрывов, вооруженных налетов и ожесточенных боев.

Просмотр программ, содержащих сцены насилия, приводит, к сожалению, к увеличению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до подростков. В ходе многочисленных исследований детей и подростков были показаны фильмы, герои которых действовали с позиции силы. После этого наблюдалось увеличение случаев агрессии и жестокости поведения со стороны детей, в то время как после просмотра картинок, не содержащих таких сцен, таких нарушений не наблюдалось. Согласно ряду других работ, те дети, которые проводят много времени перед телевизором, гораздо более агрессивны, чем их сверстники, которые уделяют телевизору меньше внимания.

Сцены насилия, обнаруженные в фильмах, часто влекут за собой рост преступности. Например, после просмотра фильма "враги" (о войне мафиозных кланов) 12 Нью-Йоркских юношей долго терроризировали городское метро, нападая на пассажиров, пока те не попали в руки полиции. Этот же фильм стал одним из мотивов двух вооруженных рейдов в Калифорнии. Через несколько лет новый фильм Джека Сити о наркоторговцах вызвал вспышки насилия, стрельбы и зверства разъяренной толпы, были даже случаи убийств в кинотеатрах. Почти сразу после этого в телевизионном фильме "крылатое Возмездие" началась серия терактов с применением взрывных устройств. Сцена самоубийства, которая появляется на экране, приводит к большему количеству самоубийств. Так, познакомившись с игрой в "русскую рулетку “в фильме” Охотник на оленей", более двадцати человек покончили жизнь самоубийством, предавшись этому занятию.[14]

От своих первых шагов до настоящего времени кино неуклонно становилось все более жестоким. Возможно, это было связано с тем, что создатели картин стремились поддерживать интерес зрителей, в то время как зрители привыкли к ужасам на экране. Однако наряду с этим в народе укоренилось представление, что в насилии нет ничего необычного, и регулярное созерцание подобных сцен на экранах кинотеатров и телевизоров могло привести к проявлениям жестокости в повседневной жизни, особенно в состоянии гнева. Некоторые исследования подтверждают, что грубые и жестокие развлечения делают людей равнодушными и бессердечными. Согласно исследованиям, проведенным в США, ученые отмечают, что после просмотра фильмов, содержащих насилие, подростки начинают мириться с враждебным и агрессивным поведением своих сверстников легче, чем если бы они не смотрели такие фильмы или даже не подходили к экрану. Другие исследования показали, что дети, проводящие много времени перед телевизором, имеют гораздо более слабую эмоциональную реакцию и желание физически противостоять насилию, чем те, кто смотрит телевизор реже. Во многих странах к этой проблеме относятся достаточно серьезно. Так, в отличие от США, в некоторых европейских странах (включая Россию) показ фильмов, содержащих сцены жестокости и насилия, законодательно ограничен.

Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков

2.1 Анализ программ телевидения

Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, "эффект присутствия" делают его наиболее эффективным инструментом управления личностью. Изучив производство современного российского телевидения и проведя сравнительный анализ телевизионной продукции США, исследователи приходят к выводу, что американское телевидение с его программами и фильмами подтверждает ценности и нормы, установленные обществом, в отличие от российского телевизионного производства. Телевидение играет сегодня, как и в последнее десятилетие, важную роль в социализации личности. Среди обычных, повседневных занятий, он остается самым распространенным видом досуга.[15]

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, достаточно широк и разнообразен. Предпочтение (как и чтению книг) часто отдается юмористическим программам (их отметили 53% респондентов). В этом контексте сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, что были созданы более 20 лет назад, выглядит очень красноречиво. Программа "Вокруг смеха", к счастью, частично сохранилась в архивах, и отрывки из нее до сих пор транслируются. Ее возглавил известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек с тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволили ему приглашать в студию действительно интересных комиков и сатириков. Программа получила особое внимание из-за резкого сатирического и даже политического оттенка, который появился в некоторых юмористических выступлениях. “Качество юмора “было таково, что создатели 16-й, юмористической полосы Литературной газеты охотно сотрудничали с Ивановым, благодаря чему рубрика” нарочно не придумаешь " пополнилась. Она состояла из подлинных заявлений, анонсов, зачастую настолько абсурдных и нелепых, что эти материалы вызывали у зрителей настоящий восторг

“Кривое зеркало “С Е. Петросяном,” аншлаг “с Р. Дубовицкой, конечно, нельзя сравнивать с давней программой” Вокруг смеха " по интеллектуальному, культурному и даже моральному уровню. Разные интересы, разные мотивы. Комедийные и многомерные наслоения смешного уступили место двумерным, примитивным комиксам, гримасам и крику, неприкрытой пошлости. Раньше они улыбались, обмениваясь символами культуры и образования, сегодня смеются над собственными физиологическими функциями. Показательна в этом смысле попытка создания” альтернативного " комедийного шоу на ТНТ-Comedy Club (своеобразный маркетинговый ход-коммерческая реакция на формирующуюся “нишу” на “смешном рынке”). Ее жанр определялся как стендап-комедия, как " протест против всего официального и скучного."Однако, кроме ругани и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и такой же грубой физиологией, здесь нет ничего “бунтарского”.[16]

Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привел к желаемым результатам, стало невыгодно делать юношеские, образовательные программы. Средства господдержки на создание качественного российского кино не выделяются. В связи с этим телеканалы закупают за рубежом телевизионные фильмы и сериалы очень низкого качества.

Иногда на телевидение попадает информация, которая просто не приемлема для широкой огласки. В наши дни новостные программы стали, на практике: "справочник молодого подрывника."Названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотное использование звучат с экранов телевизоров. Безнаказанность за насилие и произвол открыто рекламируется в таких программах, как программа "максимум", репортерское расследование и чрезвычайная авария. Сообщения об убийствах поступают ежедневно, и очень редко происходит их раскрытие и задержание преступников.

Даже в детских игровых и развлекательных программах поощряется внезапное материальное обогащение. Почему-то все меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как “что? Куда? Когда?"Раньше в награду давали хорошие книги, теперь это интеллигентное казино, с мощным культом денег.[17]

Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно, другие программы можно посмотреть по телевизору. Например, программа " Умный и ловкий."Хотелось бы верить, что тысячи детей, которые любят историю, смотрят ее и тоже могут найти ответы на сложные вопросы, что не все взрослые могут сделать. Ведь это действительно очень интересная программа, с помощью которой можно узнать много нового, что действительно пригодится в будущем. На нашем телевидении очень много образовательных программ, но в каждой из них можно найти немало "минусов". На наш взгляд, только две из этих программ, где нет никаких "минусов" или, по крайней мере, их не считают. Вторая такая программа “Моя игра”. Даже если взрослые играют его, вы можете смотреть его. Кроме того, не очень плохое шоу на Первом канале “Кто хочет стать миллионером?"Вопросы и ответы в этих программах не о том, что они показывают на популярных молодежных каналах.

А игра "Поле чудес"? Когда она впервые появилась, то занимала одно из первых мест среди интеллектуальных игр. А теперь эта игра настолько испортилась, вернее, ее испортили сами зрители, которые в каждой передаче дают господину Якубовичу спиртные напитки и соленые огурцы на закуску. Теперь эта подарочная раздача в программе заняла первое место, а угадывание слова - второе, иногда игроки забывают вопрос, на который они должны ответить.

Сейчас в России стало возможным смотреть такой канал как “открытие”. Этот канал рассказывает о том, что нас окружает; многие люди, которые никогда не смотрели этот канал, считают, что он рассказывает только о природе и окружающей среде. Но это не так, потому что здесь показаны интересные исторические события, которые рассматриваются с неординарной точки зрения, и эта тема часто очень интересна многим современным подросткам (молодежь - о войне, оружии и т.; девушки-о королевах, балах и т.). Современные подростки очень интересуются темой НЛО, на канале Discovery они рассказывают об этом удивительном явлении чуть ли не каждый день, а молодежь в это время в очередной раз смотрит какое-то MTV.

Если бы более 50% подростков в нашей стране смотрели телеканал "Культура", то вряд ли у нас было бы столько невежд. Только около 15% подростков со всей страны смотрят этот канал. Этот канал действительно патриотический, там показывают замечательные программы и фильмы. Очень обидно, что никто не может заставить хотя бы раз посмотреть этот замечательный канал наших подростков. Много опер и балетов показывают по культуре, и мало кто из современных подростков знает, кто написал, например, оперу "Евгений Онегин".

В 2004-2007 гг. Смоленским государственным университетом было проведено исследование о том, как использовать положительный потенциал телевидения для воспитания ценностных отношений студентов. Исследование проводилось в три этапа. Первая выявила самые популярные телевизионные программы среди молодежи. На втором был проведен их стоимостной анализ. Третий этап заключался в определении уровня подготовленности будущих педагогов к использованию образовательного потенциала телевизионного производства.

Исследование позволило выяснить, что в последние три года наибольшей популярностью среди подростков пользуются такие каналы, как ТНТ, СТС, РЕН-ТВ, НТВ, Муз-ТВ. Из телевизионных программ наиболее популярными были: развлекательные (музыкальные и юмористические): “Танцы со звездами”, “Ледниковый период”, “Фабрика звезд”, КВН, “Дом-2” и др. Образовательные программы следуют по популярности: "Поле чудес "," слабое звено", " что? Куда? Когда?". Около 60% голосов получили программы о дикой природе и путешествиях: "Вокруг света”, "в поисках приключений". 40% школьников с удовольствием смотрят фильмы (в том числе боевики). Популярны информационные и спортивные программы. В нашей стране есть три спортивных канала-7ТВ, Евроспорт и НТВ + Футбол, но, к сожалению, ни один из этих каналов не считается общедоступным. И, конечно, многие из них смотрят кино, причем предпочтение отдается зарубежным художественным фильмам перед отечественными (40% и 20% соответственно). Почти каждый третий опрошенный смотрел телесериалы и мультфильмы. Около четверти респондентов также предпочитали время от времени смотреть игры, конкурсы и викторины.

На втором этапе исследования названные школьниками программы были проанализированы с точки зрения их образовательного потенциала, который содержит переведенные образцы отношения к человеку, работе, природе, Родине, профессии и его влияния на ценностную, интеллектуальную и волевую сферу аудитории.

К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе и как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть “Дом-2 “(ТНТ),” тест на верность “(ТНТ),” правила удаления " (ТНТ). Опасность этих примеров заключается в том, что, по мнению подростков, утверждается принципиальная возможность обращения к ним как к средству достижения цели, которую они неизбежно переносят на отношения с другими - в школьном классе, военной казарме, семье. В последние годы на телевидении появился ряд коммерческих телевизионных проектов, которые культивируют отношения, не соответствующие моральным нормам, несут в себе негативный воспитательный потенциал. Яркими примерами таких "находок" телевизионщиков являются проекты "бешеные деньги”, “смешные баксы”, "Бремя денег" и др.[18]

Мальчики и девочки не всегда выбирают программы с высоким ценностным потенциалом. Телевизионная продукция ведущих телеканалов ("Первый канал”), (“Культура”), (“Россия”) дает возможность каждому стать зрителем глубоких и высокоценных телешоу: (“встань и иди”) , ("Линия жизни"), ("Отечество и судьбы"), ("Очевидное-невероятное") и др. При соответствующей работе учителя они могли бы стать эффективным средством воспитания ценностных отношений личности.

2.2 Социологический опрос в Школе № 5 г. Буинска Республики Татарстан

Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию подростков, на их поведение после просмотра той или иной программы. Мы приходим домой во время еды, в плохом настроении, почти всегда смотрим телевизор, и сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11 классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета. Анкета содержала десять основных вопросов, но мы рассмотрим только четыре основных:

1. Какие программы вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и др.)? Какое ваше любимое шоу?

2. Вы совмещаете телевизор с другими умственными занятиями, такими как учеба, чтение или написание письма?

3. Для вас телевидение заменило многие другие увлечения и способы расслабления, которыми вы наслаждались в детстве (например, чтение книг)?

4. Какой канал, на ваш взгляд, сейчас наиболее интересен молодым людям в возрасте 12-18 лет?

В опросе приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате анкетирования были получены следующие данные: современная молодежь больше всего интересуется музыкальными программами (21 человек). Основной интерес у молодежи вызывают различные чарты (например “ "Русская десятка”," 20 самых-самых " и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвовавших в анкетировании, ведущие места здесь занимают КВН и скандальный телевизионный проект " Дом-2”; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как "итоги", "Умники и умницы" и "гении и злодеи". 29 человек совмещают просмотр телевизора с другими видами умственной деятельности, в основном готовясь к занятиям или читая книги. В процессе опроса выяснилось, что несколько подростков (19 человек) по-прежнему предпочитают чтение книг телевидению, то есть тому, что увлекало их в детстве. Молодежь считает самым популярным каналом телеканал MTV (20 человек), 11 человек считают, что самым популярным каналом является МУЗ-ТВ, 5 студентов смотрят канал СТС, ибо нет выпусков новостей каких-либо "взрослых" программ, 6 человек называют другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Большинство программ, телевизионных проектов, реалити-шоу все равно негативно влияют на психологию подростков, их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ, негативно влияющих на нашу молодежь, гораздо больше, чем программ, положительно влияющих на психологию подростков, а также на их умственные способности.

3. Допустимое время для просмотра телевизора составляет 2 часа или более (хотя большинство подростков смотрят телевизор около 2-4 часов).

Я хотел бы рекомендовать, чтобы подростки проводили на телевидении столько времени, сколько рекомендует здоровье.

Согласно исследованию, рекомендуется чаще смотреть такие программы, как” умные мужчины и умные девушки“,” своя игра“, интеллектуальное телевизионное казино " что? Куда? Когда? ” , А также просмотр таких каналов, как культура и Discovery. Тратьте меньше времени на просмотр таких программ, как Дом-2, различных передач, где проявляются агрессия, насилие и нетрадиционный секс.

На мой взгляд, необходимо запретить показ программы Dom-2. Также необходимо запретить показ в эфире центральных каналов различных фильмов, содержащих сцены насилия, хотя бы посвящать таким фильмам и программам отдельное, “недетское” время. Интеллектуальные программы и шоу показываются только раз в неделю, в то время как негативные программы показываются почти каждый день; об этом нужно думать взрослым, которые смотрят это (телевизионщики).

Вопросы анкетирования:

1. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

2. Вы изучаете телевидение в газетах и выбираете программы, которые вас интересуют?

3. Какие программы вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и др.)? Напишите свое любимое шоу.

4. Вы часто забываете об уроках, когда хотите посмотреть телевизор?

5. Вы совмещаете телевизор с другими умственными занятиями, такими как учеба, чтение или написание письма?

6. В вашей семье часто возникают ссоры из-за того, какую программу выбрать и сколько времени проводить на телевидении? Кто чаще всего начинает эти ссоры?

7. Для вас телевидение заменило многие другие увлечения и способы расслабления, которыми вы наслаждались в детстве (например, чтение книг)?

8. Какой канал, на ваш взгляд, сейчас наиболее интересен молодым людям в возрасте 12-18 лет?

9. Как ваши родители относятся к вашему любимому шоу?

10. Как вы относитесь к рекламе? Пишите свои любимые рекламные объявления и объявления, которые вас раздражают?

Заключение

Человек XXI века живет в опосредованном пространстве, которое составляет его новое окружение, реальность современной культуры. Средства массовой информации проникали во все сферы жизни. СМИ стали главным средством производства современной культуры, а не просто передаточным механизмом.

Самым мощным эффектом телевидения, помимо его собственной содержательной стороны, является сам факт его существования, его всегда доступное, доминирующее, привычное присутствие в каждом доме, его способность сводить сотни миллионов граждан к уровню пассивных зрителей на протяжении большей части их жизни. Телевидение сводит к минимуму личные взаимодействия в семье и обществе. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционированные или несанкционированные обществом, взаимовлияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.[19]

Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию насилия, секса и рекламы на телеэкранах и страницах. С другой стороны, появление новых типов помогает молодым людям как в учебе, так и в расширении их кругозора, открывая совершенно новые горизонты познания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, и функции, которые оно выполняет, разнообразны: новости, интересная информация, образование, досуг, различные развлечения.[20]

Новый тип информационного поля наиболее быстро затронул молодежь как наиболее культурно мобильную группу, которая также попала в ситуацию полного разрыва с ценностями предыдущего поколения. Молодые люди, лишенные ориентиров, которые традиционно формировались на протяжении поколений, подвергались самым разнообразным влияниям западной системы ценностей, находящейся в состоянии идеологического кризиса.

Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Сцены насилия, обнаруженные в фильмах, часто влекут за собой рост преступности. Просмотр программ, содержащих сцены насилия, приводит, к сожалению, к увеличению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до подростков.[21]

В настоящее время один тип личности завершает свое существование и развитие и формируются условия для другого типа воспитания, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас речь идет о “втором Коперниковском перевороте“[22], связанном с проникновением” новых технологий " во все сферы общественной жизни и опасностью ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи напрямую связаны с условиями формирования у человека будущей культуры и цивилизации.

При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит государственному контролю, который должен сдерживать чрезмерную коммерциализацию СМИ. Современная молодежь, которая будет жить в эпоху новых технологий, является не только потребителями, которые делают выбор среди товаров, но и участниками политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнений и ценностных структур напрямую зависит от средств массовой информации. Чтобы не превращать человека в придаток техники, необходимо развивать творческую личность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в плане контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного адекватно отвечать на вызовы будущего.

Список использованной литературы

  1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. А.И. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
  2. Алешина, И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации / И.Алешина // Международное сотрудничество, 2018, №1. – С. 36-39.
  3. Берковиц, Л. Агрессия / 2-изд. Перераб и доп. Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2017г.- 361с.
  4. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- 384с.
  5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М.Орлова. - М.: Издательство Педагогическое общество России, 2003г.- 512с.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. - М.: АСТ, 2004. – 480с.
  7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Жан Бодрийяр. - М.: Республика; Культурная революция, 2016. – 159с.
  8. Бордийяр, Ж. Символический обмен и смерть. / Жан Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2018. – 178с.
  9. Бореев, В.Ю., Коваленко, А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В.Коваленко. – М.: Наука, 1986. – 302 с.
  10. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – 224с.
  11. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2018. – С. 18-25.
  12. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2018. – С. 22-26.
  13. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 211с.
  14. Васильева, Л.А. Делаем новости. / Л.А.Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 119 с.
  15. Винер, Н. Творец и будущее. / Н.Винер. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 182с.
  16. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: http://2019.vernadsky.info/works/qb/index.html
  17. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984. – 242с.
  18. Возрастная и педагогическая психология /Под редакцией А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2004. – 346с.
  19. Воробьев, Г.Г. Молодежь в информационном обществе. / Г.Г.Воробьев. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 255 с.
  20. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 828с.
  21. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество, 2019, вып.1. С. 36–40.
  22. Зелинский, С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием / С.А. Зелинский. – Режим доступа: http://psyfaktor.orq/lib/zelinski2_19.htm
  23. Ковалева, И.А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / И.А.Ковалева //Социологические исследования.- 2019.-№ 1 – С. 13-17.
  24. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - Москва, 1975. – 371с.
  25. Лакан, Ж. Телевидение. / Жан Лакан. – М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос», 2018. – 126с.
  26. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А.Луков // Социологические исследования, 2018. - № 10. – С. 9-12.
  27. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2016. – 132с.
  28. Очерки по истории Российского телевидения – М.: Вокресенье, 1999. – 344с.
  29. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. – Режим доступа: http://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php
  30. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 115с.
  31. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. / Г.Г. Почепцов. – М., 1998. – 178с.
  32. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией проф. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1982. – 251с.
  33. Проблемы медиапсихологии. - М.: «РИП-холдинг», 2002. – 146с.
  34. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 21.
  35. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. / Д.Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2013. – 166с.
  36. Саппак, В. Телевидение и мы. Четыре беседы. [Текст] / В.Саппак. - М.: «Искусство», 1988. – С. 16.
  37. Сивулка, Дж. Мыло, секс и сигареты. / Дж. Сивулка. - СПб: Питер, 2002. – 341с.
  38. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с.
  39. Трубицына, Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма / Л.В. Трубицина; Сост. Е.Е. Пронина // Проблемы медиапсихологии. - М.: РИП Холдинг, 2017 г . - 352 с.
  40. Федоров, А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США / А.В.Федоров //США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2014. - N 1. - С.77-93.
  41. Юровский, А. Телевидение — поиски и решения. / А. Юровский. - М.: Искусство, 1983. – 228с.
  1. Булгаков, А.А. Наши неуправляемые подростки / А.А. Булгаков. - М., 2003г.- С. 37.

  2. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2018. – С. 18.

  3. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – С. 71.

  4. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий – М.: Издательство ИКАР, 2002 – С. 82.

  5. Лакан, Ж. Телевидение. / Жан Лакан. – М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Логос», 2018. – С. 28.

  6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - Москва, 1975. – С. 48.

  7. Очерки по истории Российского телевидения – М.: Вокресенье, 1999. – С. 39.

  8. Проблемы медиапсихологии. - М.: «РИП-холдинг», 2002. – С. 20.

  9. Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2016. – С. 39.

  10. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. – Режим доступа: http://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php

  11. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. – Режим доступа: http://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php

  12. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А.Луков // Социологические исследования, 2018. - № 10. – С. 9.

  13. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. / Е.В. Поберезникова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – С. 40.

  14. Пацлаф, Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на детей / Р.Пацлаф. – Режим доступа: http://www.qumer.info/bibliotek_buks/Psihol/Pac/index.php

  15. Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество, 2019, вып.1. -С. 37.

  16. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. / Н.А.Голядкин. – М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 39.

  17. Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2018. – С. 20.

  18. Васильева, Л.А. Делаем новости. / Л.А.Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2019. – С. 49.

  19. Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: http://2019.vernadsky.info/works/qb/index.html

  20. Там же.

  21. Берковиц, Л. Агрессия / 2-изд. Перераб и доп. Л. Берковиц - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2017г.- С. 71.

  22. Бордийяр, Ж. Символический обмен и смерть. / Жан Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2018. – С. 58.