Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Византия как прообраз православной культуры. Зарождение православия на Руси. Влияние Византии на современность.

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой является: «Византия как прообраз православной культуры». Обращение к истории мировой духовности стало главной тенденцией культуры современности, которая распознала важность проблемы русского самосознания.

Огромное значение приобретает общее представление о культуре традиций Византии в русском народе на различных этапах истории, раскрытие смысла актуальности византийско-русских проблем в настоящее время. Византийские традиции стали одним из важных факторов, которые дают отечественной культуре своеобразие и неповторимость.

В своей курсовой я буду изучать историю Византии, своеобразие византийского христианства, связь Византии с Русью.

Целью моего курсового проекта является историко-культурологический анализ роли византийской культуры на развитие русского православия.

Основные задачи:

  • Получить знания в области истории Византии, русского православия, жизни Руси;
  • Изучить зарождение православия на Руси;
  • Понять почему Византию называют прообразом многих культур.

Глава 1. Искусство Византии

1.1 Основные этапы развития Византийской культуры

Византия – это самобытная целостность культуры, это первая империя, принявшая христианство. Византия располагалась на соединение трёх континентов: Азии, Африки и Европы. Её территория включала в себя: Балканский полуостров, Сирию, Малую Азию, Египет, Палестину, некоторую часть Армении и Месопотамии, острова Кипр и Крит, основные владения в Крыму и на Кавказе, малые области Аравии. Средиземное море было озером находящимся внутри территорий Византии.

Наибольших размеров по количеству территории Византии удалось достигнуть во времена «Золотого века». А конкретно во время правления Юстиниана Великого, который стремился вернуть старую славу Древнего Рима, но в следующие века территории Византии становилась лишь меньше. Земли Византии в основной части представляют собой – горы и холмистые равнины, а также малые долины. (см. Приложение, рис.1)

Этапы основных ступеней развития культуры Византии:

1) 4 – середина 7 века – протовизантийский период. В это время в стране был кризис, однако несмотря на него античное общество, в Византии сохраняет его основные составляющие. Для этого периода характерно: становление христианства, выработка художественных христианских идеалов в искусстве. С именем Константина Великого связан переворот в политике религий, перенос столицы из Рима в Константинополь. Прозвание «Великий» Константин приобрел в связи возведения эпохи христианства в степень государственной религии. С конца 4 века в Византии стали возникать монастыри. Церковь превратилась в довольно богатую организацию, которая обладала большим количеством земных владений. В результате борьбы разных течений в христианстве главенствующим в Византии стало православие. В «Золотой век» Юстиниана Великого империя приобрела огромные размеры в количестве территорий.

2) Середина 7 – середина 9 веков – наблюдается культурный спад, связанный с экономическим спадом, потерей восточных территорий и крупных центров в Византии. В 8 – первой половине 9 веков в Византии началось – иконоборчество.

3) середина 9 – 12 веков – наблюдался культурный подъем, который в свою очередь характеризовался становлением традиций античности, сохранением наследия культуры, переходом от формального использования к усвоению античного наследия. Огромную часть занимало влияние церкви на всё и всех. Византийская церковь, обычно покоряющаяся императору, стала отстаивать права равных прав духовной и светской власти, призывала к осуществлению христианства с помощью античности, в соседних народах с помощью церковных задач и условий; кроме Византии православие также пытались ввести в Моравии, используя задачу Кирилла и Мефодия.

4) 13 – середина 15 веков – период, которые стал обусловлен политическим и экономическим спадом великой Византии. В 1453 году состоялся захват Константинополя, и Византия оказалась изолирована от общества. В стране происходит падение мощи государства при возрождении богословских, литературных, художественных сил.

1.2 Византийская живопись 5-7 веков

Период первого расцвета византийского искусства принято считать со времени правления императора Юстиниана (527 - 565). Наряду с Константинополем большую роль играли центры провинций Византийской империи.

Ни один город не сохранил такого количества памятников 5 – 6 веков, как расположенная на севере Италии, Равенна. (см. Приложение, рис.2)

Мавзолей Галлы Плацидии - крестовокупольное сооружение, расположено рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Мавзолей построен приблизительно во второй четверти 5 века и украшен самыми ранними ровенскими мозаиками. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.

Равенна. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 век. Христос - добрый пастырь. (см. Приложение, рис.3)

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 век. Христос - добрый пастырь. (см. Приложение, рис.4)

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в. (см. Приложение, рис.5-6)

Церковь Сан Витале (св. Виталия). 540 – 547 гг. Равенна. Центрально купольная на восьмигранном основании постройка. (см. Приложение, рис.7)

Юный Христос на сфере. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.8-9)

Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.10)

Феодора со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. (см. Приложение, рис.11)

1.3 Монументальная живопись Византии

9 – 10 века - период правления династии Македонского. В это время границы Византии вновь стали расширенными. Наступил расцвет культуры и искусства, который был назван «Македонским возрождением».

Во внешней политике всё большее значение приобретает Киевское государство, у которого очень сильно взаимосвязаны культурные и торговые контакты с Византией. Крупнейшим городом, который имел огромное значение во всём мире средневековья, остается Константинополь. Карл Маркс говорил об этом городе: «…золотой мост между Востоком и Западом».

Церковное здание было похоже на космос:
- Купол и барабан стали символами неба. Под ними зачастую изображался Христос Пантократор.
- В апсиде помещали фигуру Богоматери – которая стала олицетворением церкви земной, а также заступницей за человечество.
- В парусах были изображены – евангелисты.
- На верхних частях сводов – сюжеты из Евангелия – переход от «Небесного» к «земному».
- В нижней части храма – располагались изображения святых и мучеников.



В период «Македонского Возрождения» в живописи были сильно заметны традиции античных культур. Хорошо они прослеживаются в никейских мозаиках:

Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 век. Мозаика погибла в 1922 году. В этом фрагменте сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков. (см. Приложение, рис.12)

Мозаики церкви святой Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 век. (см. Приложение, рис.13)

- Из античные традиций хорошо просматриваются – складки на одежде, которые следуют положению фигуры. Однако уже более заметно становится усиление линейного начала.

Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви святой Софии. 9 век. (см. Приложение, рис.14)

В течение 11 – 12 веков, усиливается характер искусства: Фигуры утрачивают былую, телесность. Помещаются вне реальной среды, а конкретно на золотом фоне. Пейзаж и архитектура приобретают характер условностей.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики уменьшаются и выкладываются в более правильные ряды с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.

Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью. 
Мозаика церкви святой Софии. 12 век. (см. Приложение, рис.15)

Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 половина 11 века. (см. Приложение, рис.16)

Икона Иоанн Лествичник. 11 век. (см. Приложение, рис. 17)

Богоматерь Владимирская. Икона. 12 век. (см. Приложение, рис.18)

Искусство первой половины 13 века

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами. Император и его придворные бежали в Никею, где оставались чуть ли не до самого освобождения столицы. В этот период в Константинополе из искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи начались глобальные работы по восстановлению столицы.

Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в храме Святой Софии относится «Деисус». 2 половина 13 века. Деталь. Христос Пантократор. (см. Приложение, рис.19)

«Деисус». 2 половина 13 века. Деталь. Богоматерь. (см. Приложение, рис.20)

Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Начало 14 века Константинополь. (см. Приложение, рис.21)

1.4 Своеобразие византийского искусства. Общие сведения о культуре Византии.

Византия – как её называют, это страна монастырей, содержащая в себе семь соборов Вселенной, а также это страна наиболее почитаемых прародителей и учителей церкви. Византия в своё время прославилась как наставница славянского мира, как его учительница, прародительница, и в тоже время как росток веры христианства против ислама, защитница культуры от варварства и бед. Византийская культура берет своё начало из откровений и летописей евангелистов, ей свойственны храмовые черты, в сою очередь жизнь которых освящены молитвами и тайными действиями в храмах.

Сила и сущность христианского средневековья состоит в том, что жизнь в ней не была разделена на религию и просто жизнь, нет, они шли всё время в одну ногу.

Верность церкви составляла наивысшую честь для византийца, падающую, но всегда помнящую, так думали они о своей духовной Родине.

Знаками символики началась история бытия Византии, началом которой всё же является перенос столицы на берега Босфора, города Византии, который был основан ещё в 660 году до нашей эры.

Распространённая в Византии формула введения гласит: «Византийская империя родилась с Константинополем и умерла вместе с ним же». Дата рождения Византии является – 11 мая 330 года – это как раз день официального провозглашения Константинополя столицей Византии. А 29 мая 1453 года – явилось, как последний день византийской империи, далее свершился распад этой великой империи.

Константинополь – ни с чем не сравнимая, высшая опора православного мира.

Основную часть культуры Византии составляет заключенное в рамки соединения римской императорской мысли, православной веры и греко-римского культурного прошлого. В Византии не было особого разрыва между античностью и средневековьем, именно это сослужило ей большую честь.

Термин «Византия» возник уже задолго после падения империи Рима, в среде людей предложивших деление истории на «новую», «среднюю» и «древнюю» и давших тогда средневековью ничтожное, униженное, никчемное в их глазах название – Византия. Византийцы в своём осознании были римляне.

Во внутренней политической жизни Византии элемент шаткости и нестабильности пронизывает всю её историю. Так, в период с 395 по 1453 года из 107 государей только 34 умерли своей смертью, либо на войне, либо стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов.

Глава 2. Православие на Древней Руси

2.1 Легенда о выборе веры

Князь Владимир. Его заслуга, что в конце 10 века Русь стала христианской страной, и тем самым страна была спасена от борьбы с язычниками. Крещение было исполненно с уверенностью и жесткостью, крещение избавило народы Руси от более неприятного будущего. Какие бы отношения между Русью и другими странами не складывались, эту страну нельзя было предать полному уничтожению, потому что в результате крещения она встала в один ряд с другими крещеными землями. Выбор Владимиром подходящей религии как раз был связан с политическим самоопределением Руси. В летописи процесс выбора веры показан следующим образом:

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш".

Затем приходили немцы и хвалили закон свой.

За ними пришли евреи, те тоже хвалили свой закон.

После же всех пришли греки, восхваляя свой закон, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в другом законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете?"

И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине всё разузнать, то пошли своих мужей, узнавай, у кого какая служба и кто как служит Богу".

Князю понравилась речь их; Люди избрали мужей славных и умных, около 10, и сказали им: " Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к болгарам, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою.

Сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них всё, а оттуда идите на Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил: "Зачем пришли?" Они рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий день послал к патриарху, говоря ему: "Пришли русские узнать о вере нашей, приготовь церковь и сам оденься в святительские одежды, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх сотворил по обычаю праздничную службу. Пошёл с русскими в церковь, поставил их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу, рассказал им о служении Богу. Они были в восхищении, дивились и хвалили их службу. Призвали их цари Василий и Константин, сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. Созвал Князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними, – обратился к послам: – Говорите перед дружиною".

Они же всё сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.

Пришли мы на Греческую землю, и ввели нас туда, где служат Богу, не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, – знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать".

Сказали бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?" Они сказали: "Где тебе любо". (см. Приложение, рис.22)

2.2 Принятие христианства

Испокон веков понятия «Россия и православие» едины и неразделимы, идут нога в ногу друг с другом. Православие не просто религия - это образ жизни, духовность, святыни. Решение о принятие христианства на Руси - это событие, определившее её целостность, историю и место в сокровищнице культуры и цивилизации. Трудно переоценить значение православия не только для государственной истории, но и мировой истории. (см. Приложение, рис.23)

Историки подмечают, что князь Владимир, при выборе государственной религии также, рассматривал ислам и иудаизм. Иудаизм отпал сам собой, так как его исповедовал вечный недруг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался, поэтому отпал тоже. А христианство с его величественной обрядностью было наиболее близко к духовному коллективизму. Главную роль также сыграли связи с Византией. В летописи тех времен отмечалось, что русское княжество, оказавшееся в храме Царьграда, были потрясены великолепием. Судя по их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу 10 столетия христианское вероисповедание было уже сильно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.

Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.

28 июля 988 года по воле князя Владимира всё население Киева собрали на берегу Днепра и крестили. Обряд проводили специально приглашенные византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она положила начало процессу распространения христианства. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много преград пришлось преодолеть прежде чем новая вера воспримется народом и полностью утвердится как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание придерживающихся старой веры людей во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 году — в Новгороде, и только к концу 11 века принял крещение Ростов, Муром продержался до 12 века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью культуры народа. (см. Приложение, рис.24)

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основе полагающей роли. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороны, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

2.3 Связь культуры Византии с культурой Древней Руси

Культура Киевской Руси взяла идеалом культуру восточных славян, которые в свою очередь составили ядро государства. Она испытывала несомненное влияние народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

В 988 году при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры Андрей Первозванный, ученик Христа – старший брат апостола Петра – отправился в Скиф. Как описывает «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и сказал, что Киев будет «матерью городов русских», тау оно и вышло. Дальнейший путь его лежал через Новгород, где, по его словам, на него произвела впечатление русская баня. Рассказы о следующих крещениях отдельных группах населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

Принятие христианства имело большое значение для развития Руси в дальнейшем. Христианство с его идеей вечности жизни человека, в свою очередь утверждала равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому, так и простому люду, в зависимости от честного исполнения своих обязанностей на земле.

Государь был и справедливым судьей во внутренних делах государства, так и доблестным защитником границ отчизны. Принятие христианства укрепляло государственную власть и единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнувшая язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно улучшились и возросли в спросе. А также принятие христианства сыграло огромную роль в развитии русской культуры, которая испытала на себе влияние византийской, а через неё и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был воспринят церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Глава 3. Обобщение темы

3.1 Византия – прообраз культурного мира

Средневековый период имеет особое место в истории культуры русской. Эпоха Средних веков в России продолжалась гораздо дольше, чем в других странах Европы, и её «отзвуки» культура Руси ощущала практически до начала 19 века.

Началом новой эпохи стало положено считать период с самого принятия христианства, когда русские княжества приняли один из наиболее развитых на тот момент в мире видов культуры. Выбор, который был сделан князем Владимиром имел серьезную основу для этого, он предопределил всю историю культуры русской. Мастера из Византии построили на Руси первые каменные храмы, которые были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя во многие города Руси были привезены самые первые образцы живописи Византии.

На данный момент христианство обитает на Руси чуть более тысячи лет и точно такие же древние корни имеет иконописное искусство. Икона возникла до рождения древнерусской культуры, и получило огромное распространение во многих, можно даже сказать во всех православных странах. Иконы появились на Руси в результате доминирующей деятельности церкви Византии на тот период. Особенно важно то, что явилось для церковного русского искусства сильным пробуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в период эпохи её расцвета. В этот период в Европе искусство церкви нигде не было так развито, нежели в Византии. В это время Русь получила непревзойденный шедевр церковного искусства – икону Богоматери, которую далее наименовали Владимирской.

Через изобразительное искусство гармония античности, чувство меры стали основным достоянием русского искусства церкви. Для быстрого освоения наследия Византии на Руси был определенный фундамент.

На Руси была высокоразвитая художественная культура. Всё это стало причиной того, что сотрудничество русских мастеров с византийскими являлось плодотворным.

Ещё с древности слово «икона» употреблялось не для многих изображений, как правило, для тех изображений, что были написаны на доске. Дерево служило на Руси основным материалом для строительства. Большинство русских церквей были деревянными, поэтому мозаик и фресок не было в Древней Руси.

Иконы, написанные на досках отличались своей декоративностью, удобством размещения в церквях, яркостью и прочностью своих красок, они самым наилучшим образом подходили для убранства русских деревянных церквей.

На Древней Руси икона явилась классической формой изобразительного искусства, как и мозаика в Византии. Древнерусская живопись - как её ещё называют живопись христианской Руси - играла в жизни общества огромную роль и этой ролью был определён её характер. В основе древнерусской живописи лежит великое «слово» христианское. Что же входит в это «слово»? Это: Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

После завершения строительства главного храма на Руси - Софии Киевской было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, это слово имело целью утвердить основы нового миросозерцания христианства. В конце 10 века территории Киевской Руси вошли в идеал христианского мира, попавшего под влияние идеалов Византии.

Главным достижением культуры Византии были писания святых отцов церкви. Высокий уровень учителей - ставил сложные задачи для Руси Киевской. Но русское искусство княжеств 10 века отличалось от Византийского. Особенности первых произведений, которые были созданы греками - явились: масштаб, демонстрация государства молодого и княжеской власти.

Существует огромное количество представления о взаимодействии христианства и языческих вероисповеданий в Древней Руси.

Народная культура, особенно в дальних участках от Киева, долгое время принимала языческие верования, а впоследствии – объяснения христианства и суеверий. Однако наши представления о народной культуре во многом строятся на неоправданных данных и предположениях. Культура духовной и светской элиты известна нам по памятникам тех времен, которые не дают оснований для выводов о вторжении язычества в религиозные представления Древней Руси.

С принятием христианства княжества Древней Руси были приобщены к культуре основанной на книгах. Развитие письменности на Древней Руси также было связано с христианством – письменность в русских землях получила широкое распространение в лице развитой традиции культуры восточного христианства. Для раннего периода характерно развитие: проповедей, жития святых, описания военных походов; тогда же берет начало русское летописание.

Став частью мира христианского, княжества Руси приобрели широкие возможности для развития связей не только с Византией, но и с другими европейскими странами. Уже в конце 11 века становится заметно влияние романской архитектуры. Храмы не идентичны романским постройкам - они представляют собой своеобразный образ византийского типа крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства, а также украшения. Данное смешение греческих и западноевропейских культур стало возможным только на Руси, его результатом стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры - церковь.

Церковь Покрова на Нерли - известна как символ культурной самобытности Руси. На стадии раннего средневековья русские княжества были близки европейским государствам. На середину 12 века пришлось начало распада Киевской Руси на отдельные княжества. В середине 12 века Андрей Боголюбский переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир. Практически в каждом княжестве начинает формироваться своя архитектурная и живописная школы.

Разорение русских земель в начале 13 века, послужили причиной ослабления Византийского влияния на искусство, в следствии чего оказалось развитие своеобразия в русском искусстве. Только к концу 13 века русские земли смогли отойти от событий. В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня «старой» столицы — икона Владимирской Богоматери. Владимир стал образцом для московского княжества.

Живопись конца 14 – начала 15 веков наполнена двумя крупнейшими явлениями русской культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана различается однотонностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью пятен и линий. Иконы Рублева по мягкости колорита и формам, создающих настроение лёгкой лиричности, умиротворенности. В 1380 году в битве на поле Куликовском, соединение князем Дмитрием Ивановичем воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Основную роль в этом всём сыграла деятельность Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Только к концу столетия Ивану 3 удалось объединить русские земли вокруг Москвы и окончательно покончить с подчинением Орде.

Заключение

Историческая роль Византии в судьбах многих стран огромна, значение ее культуры в развитии цивилизации мира превосходно, безусловно важно и плодотворно.

Искусство Византии имело исключительно большое значение. Широко использовав наследие античности, искусство Византии стало хранилищем многих образов и мотивов, и передало их для других народов. Особенно сильное влияние оказало значение византийского искусства для стран, придерживавшихся православной религии, а также тех, что без изменений сохраняли оживленные культурные связи с Константинополем.

В мировой истории культуры Византия – первая христианская империя, православная держава, которая открыла эру европейского средневековья. Практически всё время Европа средневековья развивалась на основе византийских достижений. Византию можно назвать, да и называют “вторым Римом”, так как её вклад в развитие Европы и всего Мира ничем не отличается от успехов Римской империи. Византия в течение многих столетий – могущественная страна христианского мира, очаг разносторонней, выдающейся цивилизации.

Приложение

Рис.1

Рис. 2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис. 9

Рис.8

Рис. 10

Рис.11

Рис. 13

Рис. 12

Рис.14

Рис. 15

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

Рис. 22

Рис.23

Рис.24

Список источников

  1. А. Куравьев, «Основы православной культуры», 2011, Москва
  2. ф. П. Лин, «Тайны Киевской Руси», 2008, Санкт-Петербург
  3. http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/4_1_1_iskusstvo_vizantii_v_vii_vv.html искусству.ру
  4. http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/4_1_2_iskusstvo_vizantii_ix_xii_vv_paleologovskoe_vozrozhdenie.html искусству.ру
  5. http://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/ подготовка к ЕГЭ