Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины И.И. Левитана «Над вечным покоем»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) называется одним из лучших русских художников пейзажистов XIX века. Одна из первых работ живописца, которая была написана в ранние годы его жизни «Осенний день. Сокольники» (1879),была продана П.Третьякову. Пик его творчества наступает на рубеж 80–90-х годов. Собственно тогда он создает свои прославленные пейзажи «Березовая роща» (1885–1889), «Вечерний звон», «У омута» (оба 1892), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895) и «Над вечным покоем» написанную автором в 1894 году, именно о ней я расскажу подробнее в своей работе.

Во всей искусствоведческой литературе о И.Левитане писалось, как о создателе «пейзажа настроений», как о представителе «интимного пейзажа», как о художнике «мечтательных элегий». Так, например, С.Глаголь в последних словах монографии о Левитане, подводя итоги, определял его как главу «маленькой школы реалистов, тонко и чутко раскрывавшей интимную поэзию русской природы». «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!» – говорил Чехов Левитану, привезшему много картин и этюдов, написанных на Волге.

Со слов Л.Бенуа, содержание произведений Левитана складывает «сфера неуловимых, пожалуй и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных ощущений». Помимо того, А. Бенуа считал что Левитан один из тех художников , которые «и в видимом мире ищут ее невидимое, мистическое начало». Но в итоге, все характеристики включали в себя строки о Левитане, как о представителе «тоскующей поэзии».

Выбор темы является актуальным именно потому, что о жизни Левитана вышло большое количество искусствоведческих работ, которые являются очень разноречивыми. В данной работе будет обобщена информация из разных источников. Представлены интересные версии и точка зрения автора.

Объектом исследования является творчество Исаака Левитана.

Предметом анализа является произведения Исаака Левитана “Над вечным покоем”.

Целью исследования анализ живописного произведения, который включает в себя практическую часть, что представляет собой свободную интерпретацию картины Левитана.

Задачи исследования:

  • Узнать о творчестве Исаака Левитана;
  • Проанализировать творческие этапы его жизни;
  • Проанализировать особенности художественной культуры того периода;
  • Провести анализ картины Исаака Левитана «Над вечным покоем» (Колористический,тональный,композиционный);

Методологической основой исследования:

  • Метод проектного анализа;
  • Метод семиотического анализа объектов творчества;
  • Метод системного подхода.
  • Метод искусствоведческого анализа

Практическая значимость работы заключается в создании интерпретации картины “Над вечным покоем”

Структуры работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

РАЗДЕЛ 1.1 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ ЖИВОПИСЦА.

Родился Исаак Ильич Левитан 18 (30) августа, 1860 г., в интеллигентной еврейской семье.

В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова.

В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ, запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве. Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную комнату в Москве.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым. Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”.

Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Из-за этого обострилась аневризма сердца. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. Для детей будет важно знать, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено даже незавершенное полотно “Озеро”.

Несмотря на собственную влюбчивость и ответный горячий женский интерес, Исаак Левитан никогда не был официально женат. Единственной женщиной, которой он однажды сгоряча и, кажется, внезапно не только для неё, но и для себя самого сделал предложение, оказалась младшая сестра Чехова – Мария Павловна. Ничего из этого не вышло. Однако, вопреки обычному для подобных ситуаций сценарию, Левитан и Мария на всю жизнь остались близкими друзьями. Но даже она признавалась: «Сам Исаак Ильич никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком…»

Биографам стоило усилий в общих чертах восстановить картину начала жизни Левитана.

Он родился у западной оконечности Российской империи, у железнодорожной станции Кибарты (ныне территория Литвы) в интеллигентной еврейской семье. Дед Левитана был раввином, его отец также закончил раввинскую школу, но дальше совершенствоваться в талмудических премудростях не пожелал. Самостоятельно выучив немецкий и французский, Эльяшив (Илья) Левитан работал контролером на железной дороге, переводчиком во французской фирме. Жили бедно. Детей в семье было четверо: сыновья Авель (он позже станет называть себя Адольфом) и Исаак, дочери Тереза и Эмма. О матери семейства Басе (Берте) Левитан, заядлой книгочейке, биографы говорят, что вместо горячего обеда она могла с упоением и страстью пересказывать детям содержание какой-нибудь захватившей её книжки.

Отец Левитана в поисках лучшей жизни с непрактичностью будущих героев Чехова грезил «В Москву, в Москву!», и в конце 1860-х вся семья с маленькими детьми действительно перебралась в первопрестольную, но чаемого благополучия не обрела. Отец преподавал французский отпрыскам состоятельных еврейских семей. Денег не хватало уже катастрофически, из-за чего собственные дети Ильи Левитана даже не могли посещать школу – по вечерам он сам пытался наверстать упущенное.

У сына Авеля обнаружились кое-какие способности к рисованию и он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скоро туда же поступил 13-летний Исаак. По некоторым мемуарам выходит, что особой одарённости отец в нём не замечал: просто было сподручно, когда сыновья учатся в одном месте и держатся вместе. Кстати, точно так же вслед за страшим братом Сергеем, которого ему предстоит превзойти, поступил в Училище и однокашник Левитана – Константин Коровин.

Жить Левитаны продолжали очень бедно, в крохотной съёмной квартирке. Исааку исполнилось 15, когда умерла его мать. А когда ему было 17, Илью и Исаака Левитанов одновременно свалил брюшной тип. Перепугавшиеся сердобольные соседи доставили отца и сына в разные больницы, вернуться откуда было суждено одному только Исааку – отец скончался. За несколько последующих лет Левитан познает унижение бездомности и безденежья, гонения по национальному признаку и даже голод.

Но почему же всё-таки он не желал вспоминать о родителях?

Несколько лет назад кандидат экономических наук Михаил Рогов разыскал и опубликовал архивные данные, из которых следует, что Илья и Берта Левитан, у которых в 1860-м родился сын Авель, никак не могли быть родителями появившегося на свет в том же 1860-м году, всего за 5 месяцев до Авеля, Исаака. Исаак Левитан, согласно метрикам, был сыном родного брата Ильи – Хацкеля, но почему-то воспитывался в семье и носил отчество своего дяди. Причин мы не знаем. Эта семейная тайна умерла вместе с братьями-художниками Левитанами: Исаак велел после своей смерти уничтожить всю свою переписку, а переживший его на 33 года Авель был чудовищно скрытен.

[5,6,7,11, стр. 17]

РАЗДЕЛ 1.2. О ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕВИТАНА

Творчество Левитана - это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи. Продолжая линию лирического пейзажа Саврасова, Левитан достиг огромных высот в искусстве изображения национальной природы. "Поэтом русской природы" справедливо называли Левитана современники. Он тонко чувствовал неброскую красоту и задушевность среднерусского пейзажа. "Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование", -писал М.В.Нестеров.

Березовая роща (1885-1889) (Рисунок 5)

Скромное, овеянное тонким лиризмом поэтическое произведение. Тонкие, белые стволы берез, густой ковер изумрудной травы, молодая пушистая зелень недавно распустившейся листвы. Это образ молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательный и заадушевный. Картина проникнута ощущением светлой радости бытия, согрета теплом неяркого северного солнца.

Март (1895) (Рисунок 6)

В картине отражается радостное восприятие мира. Художник изображает самое начало весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита солнечным светом, тихо стоит, погруженная в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели, потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.

Ясное и светлое настроение картины полно ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Но присутствие человека незримо ощущается в картине: стоящая в ожидании лошадь у крыльца, приоткрытая дверь, скворечник на березе. Это делает картину еще более интимно-лирической и задушевной.

Тихая обитель (1890) (Рисунок 7)

Картины "Вечерний звон" и близкая ей картина "Тихая обитель" отражают попытки художника найти себя в гармоническом алиянии с природой. Мягкие розовато-золотистые лучи заходящего солнца, разлитые вокруг, вносят в природу мир и успокоение. Широкая река в своем неторопливом течении плавной дугой охватывает остров. За ней в отдалении торжественно высятся белкаменные церкви монастыря. Все в картине дышит умиротворенностью и тишиной, проникнуто ощущением благостности, красоты и гармонии бытия.

Владимирка (1892) (Рисунок 8)

Одна из самых замечательных картин Левитана. В то лето он жил недалеко от Болдина. Его ученица и друг Софья Петровна Кувшинникова рассказывает, как однажды они возвращались с охоты и вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная белеющая полоса дороги убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись фигурки двух богомолок, а старый покосившийся голубец ( деревянный могильный памятник с крышей и крестом) со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога..." Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, Владимирский тракт, по которому когда-то, звякая кандалами, прощло в Сибирь столько несчастного люда!"

Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль,

Колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль...

И пейзаж уже перестал казаться ласковым, уютным... Левитан увидел настоящую Владимирку - дорогу скорби, увидел скованных цепями, голодных, измученных людей, услышал звон кандалов, унылые песни, стоны. И родилась картина.

...Дорога, исхоженная тысячами ног, уходит в синюю даль. У дороги - покосившийся голубец. По боковой тропинке идет странница с котомкой. А над дорогой - огромное хмурое небо... И хотя по большой дороге, во Владимирке, идет только одна старушка с котомкой и не видно арестантов в кандалах, мы как бы чувствуем их присутствие, слышим звон кандалов....

Эту картину Левитан не хотел продавать и просто подарил ее Третьякову.

Осенний день. Сокольники (1879) (Рисунок 9)

Как-то в конце лета, в сумерки, у калитки своего дома Левитан встретил молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик. Наконец, он раскрылся и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла прочь. Левитан не видел ее лица, -оно было закрыто зонтиком. В неверном свете он лишь заметил, что она бледна.

Вернувшись домой, он долго вспоминал незнакомку, а этой же осенью написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце...

По дорожке Сокольничьего парка , по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру женщины написал Николай Чехов.

Озеро (1900) (Рисунок 10)

Последняя, неоконченная картина Левитана. Огромное полотно, которое Левитан хотел назвать - "Озеро. Русь", но не решился. Назвал просто - "Озеро".

Холмистая, широко раскинувшаяся равнина средней полосы России. Большое, великолепное озеро в ясный, солнечный день. Высокое лазурное небо, по небу плывут облака. Узкая полоска берега, на берегу деревушки с белыми церквами. И небо, и облака, и деревушки отражаются в озере, как бы плывут в светлой прозрачной воде. Дует легкий ветер, рябит воду, колышет прибрежный тростник...

Это подлинно эпическая картина, даже и неоконченная, она производит удивительно свежее, сильное и радостное впечатление.

Левитан умер в 1900 году, в расцвете творческих сил и таланта, так и не успев закончить этого монументального полотна.

После дождя (1889) (Рисунок 11)

Только что над маленьким волжским городком прошел дождь. В воздухе еще чувствуется влажность. Расходятся тучи, начинает пробиваться солнце, и под первыми, несмелыми его лучами полескивают крыши домов, чуть поникли омытые дождем прибрежные кусты, темнеют у берега баржи, рыбацкие лодки. Где-то очень далеко плывет пароход. Над рекой, над городом серебристо-серое небо с разорванными облаками. И невольно думается: какя даль! Как чудесно удалось Левитану преодолеть широту волжских просторов, как живописно, свободно написана картина!

Сумерки. Стога (1899) (Рисунок 12)

Околица в лучах заходящего солнца, поле со стогами, силуэтно рисующимися в сумеречном свете уходящего дня, задворки деревни, еле освещенные дрожащим светом луны... Такие знакомые, полные глубокой правды картины. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Их предельная простота и правдивость - результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов.

Свежий ветер. Волга (1895) (Рисунок 13)

Волга. Ветреный день. Солнце. Плывут по реке нарядные расписные баржи с товарами; навстречу им белый, сверкающий на солнце пассажирский пароход. Низко над водой летают чайки, высоко в небе ветер несет легкие, лохматые облака. Волга живет, волнуется, дышит... Сколько в этой картине бодрости, жизнерадостности! Как много света, воздуха, как празднично сияют краски! Кажется, природа улыбалась художнику!..

У омута (1892) (Рисунок 14)

Этюд к этой картине написан Левитаном в имении баронессы Вульф "Берново", с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. К нему подошла хозяйка имения и спросила: "А знаете, какое интересное место вы пишете? Крестьяне называют его "гиблым местом" и обходят стороной. А еще оно вдохновило Пушкина к его "Русалке". И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая девушка здесь утопилась.

Левитана взволновал рассказ, и он написал картину.

...Глубокий черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то в глубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки... Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи. Вся картина как бы пронизана чувством затаенной, тревожной печали, тем чувством, которое охватило Левитана, когда он слушал рассказ о гибели молодой девушки, и которое владело им, когда он работал над картиной.

Много-много лет висит эта картина в Третьяковской галерее, и все так же, как в первые годы, подолгу стоят перед ней завороженные зрители.

Вечер. Золотой плес (1889) (Рисунок 15)

Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Легким силуэтом - как страж этой тишины - рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.

Вечер на Волге (1887-1888) (Рисунок 16)

Предельно простая и скромная по своему колориту картина. На сочетании серых и зеленовато-палевых тонах художник изображает темную береговую полосу, серо-стальную гладь воды, темно-серую, глуховатую полосу сгустившихся облаков и беловато-серебристый просвет неба у края картины. Чувствуется присутствие человека: лодки, вытащенные на берег, огоньки на противоположном берегу реки. Состояние покоя, в который погружена природа, отрешенности от дневной суеты и людских дел помогает художнику показать Волгу во всей ее величавости.

Вечерний звон (1890) (Рисунок 17)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

(И.Козлов)

Весна. Большая вода (1897) (Рисунок 18)

На смену чувствам одиночества и затерянности человека во вселенной, трагическому ощущению бессмысленности человеческого существования перед вечностью приходит понимание естественности законов жизни, восприятие человека в гармонической слитности с природой. Простая и непритязательная жизнь человека в природе оказывается теперь для Левитана исполненной большого смысла.

Золотая осень (1895) (Рисунок 19)

Осень - любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения; это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.

Перед нами уголок природы с бегущей речкой и березовой рощицей на берегу. А вдали поля, леса и бездонное небо с легкими белыми облаками. День солнечный, не по-осеннему теплый. Воздух прозрачен и свеж.

Торжественный покой царит в природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях, по-осеннему спокойна в речке вода.

Светлое радостное настроение создает разнообразная, богатая оттенками гамма красок: медно-золотое убранство рощи, сверкание уже опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей холодной воды, яркая зелень озими вдали и блеклая голубизна неба. Однако, все это великолепие палитры не броское, не вызывающе яркое, а очень скромное, создающее ощущение нежной мечтательности, ожидания счастья. Воистину, лучше Пушкина никто не сказал об этом периоде осени:

...очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса..

Над вечным покоем (1894) (Рисунок 1)

Картина "Над вечным покоем" принадлежит к числу самых известных работ выдающего русского художника И. Левитана. Она является одной из наиболее масштабных картин "драматического цикла" в которой его "мышление в образах" обрело почти натурфилософский, планетарный в своей сущности масштаб.

Картина размером 150 х 206 см выполнена маслом на холсте. Полотно "Над вечным покоем" хранится в Третьяковской Галерее.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей. Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Левитан считал эту картину своим главным произведением. «В ней я весь, — писал он Третьякову, — со всей своей психикой, со всем моим содержанием». И в самом деле, в мировой пейзажной живописи очень мало картин, которые производили бы такое же сильное впечатление. Она буквально захватывает и пронзает душу. Маленькая церковь с кладбищем, застывшая высоко над величественным пространством воды и неба, медленно ворочающиеся грозовые тучи, тревожный и в то же время отрешенный свет... Бренность и вечность. Да, мы все умрем, но мы — часть этого величия, мы — в нем и оно — в нас; и поэтому мы — вечны! Возможно, у кого-то возникнут перед этой картиной другие мысли и чувства. Ведь люди — разные, а в том-то и сила великих произведений искусства, что они пробуждают в каждом из нас самое сокровенное."

Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, Левитан очень выразительно передал ощущение не уютности этого сурового пространства, малости изображенного им "островка времени" перед лицом вечной и "равнодушной" к человеку природы. Картина позволяет понять, что чувствовал художник в моменты, когда его настигали приступы смертельной тоски и одиночества, о которых он писал Елене Карзинкиной:

"За лесом... серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего... Все дон-кихонство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх".

В то же время чувство одиночества и бессилия в картине Левитана не оказывается подавляющим. Вместе с ним в ее образном строе живут и иные переживания художника, придавшие большому полотну... более надличный, философски-спокойный и мужественный эмоционально-образный смысл.

Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могли "сердечную мысль" художника о "свете, который тьма не объят", о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, "как свеча от свечи" (Л. Н. Толстой), зажигают люди.

Не случайно художник, по воспоминаниям Кувшинниковой, просил ее во время работы над картиной играть ему на фортепиано траурный марш из "Героической симфонии" Бетховена, создавшего и "Оду к радости", и записавшего некогда на полях своих нот: "Жизнь есть трагедия! - Ура!".

Обобщив свои размышления о противоречиях реальности, избыв саморефлексию и тягостные переживания, в своих картинах середины 1890-х годов Левитан как бы возвращается в "просвет бытия"... В его искусстве словно рассеиваются тучи..."

"Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии. Тема таинственной непостижимости мира звучит в пейзаже торжественно и сурово. Разомкнутое вширь и ввысь пространство представлено в виде обобщенных плоскостей – воды и неба, написанных в одной цветовой тональности, что усиливает монументальное звучание картины. На вознесенном, разомкнутом ввысь и вширь небе словно нарастает некая борьба, столкновение. Небесная драма не отражается в стальной чешуе воды. Небо и земля – части безликого космоса – отчуждены друг от друга. Лишь устремленный вперед утес с деревянной церквушкой – свидетельство присутствия в мире хрупкой, но исполненной веры души человека. Противостояние человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине эпический, вселенский масштаб." (сайт Третьяковской Галереи, статья о картине "Над вечным покоем") В этой статье представлено описание картины "Над вечным покоем" Левитана: материалы для сочинения, история создания произведения.

[1,2,3,4,8,9,10, стр.17]

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 2.1 ОПИСАНИЕ РАБОТ

Композиционная схема(Рисунок 2). Выполнена гелиевыми ручками, а также линерами фирмы “STAEDTLER” и “CENTROPEN”. Расчертив сеткой распечатанную копию работы и лист А3, я по квадратикам перенесла ее, чтобы репродукция была максимально похожа на оригинал. На переднем плане, а именно на берегу я старалась прорисовать мелкие детали и дом. В прорисовке дома я использовала большие штрихи тонким линером чтобы показать его текстуру, а именно то, что он деревянный. Для прорисовки озера я использовала прерывистые тонкие линии для показания течения. Облака я рисовала как бы идущими друг за другом.

Тональная схема(Рисунок 3). Выполнена гуашью фирмы “мастер класс” В работе я использовала пигменты: белила цинковые и сажу газовую. Небо я прорисовывала с большим количеством белил. Довольно сложной задачей было прорисовать остров и передний план, в котором присутствует много мелких деталей. В церквушке я изобразила эффект деревянных брусьев выделяя темным и светлым то, что нужно.

Цветовая схема(Рисунок 4). Выполнена гуашью фирмы “мастер класс” Работу я выполняла с четкой передачей цветов и настроения пейзажа. Однако с передним планом пришлось очень постараться. На мелкие детали ушло очень много времени. Чтобы показать объемность крестов, я выделяла тени и освещенные части. Деревья прорисовать было также не легко, ведь на оригинале (Рисунок 1) они чуть ли не черные, но в них присутствует еще и черный, а местами и синеватые оттенки. В облаках я передавала теневые пятна фиолетовыми и синими цветами, чтобы был эффект как одно облако заходит на другое.

Все работы выполнены на листах А3.

РАЗДЕЛ 2.2 КОНТРАСТЫ

Картина И. Левитана «Над вечным покоем» (рисунок 1) написана в мрачных тонах. На небе огромные свинцовые тучи закрывают солнце. В них присутствует контраст по тепло-холодности. Также симультанный эффект есть между светлым и темным облакам.

В реке нет ни одной яркой краски. Контраст по тепло-холодности присутствует еще и на переднем плане. Церквушка и кладбище, последнее пристанище человека на этой земле. Эти два атрибута, связанные со смертью и похоронами.

Они стоят на крутом утёсе, который разрезает реку надвое. И церковь старая заброшенная, нет в ней ни батюшки, ни прихожан.

Контраст по площади цветового пятна присутствует между землей и желтым пятном ярко-освещенного неба. Свет в работе распределен равномерно, тени практически отсутствуют.

Основные пигменты: темный зеленый, кобальт синий, фиолетовый, берлинская лазурь, кадмий лимонный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы, были решены все поставленные задачи.

Целью курсовой работы являлся анализ творчества И. Левитана и анализ живописного произведения, который включает в себя практическую часть, что представляет собой свободную интерпретацию картины Левитана. Эта цель была достигнута благодаря проведенному анализу источников информации.

Были проанализированы особенности художественной культуры того периода.

Была решена задача колористического анализа произведения «Над вечным покоем» с точки зрения цвета, тона и линейной композиции.

Практическая значимость работы заключалась в выполненном анализе композиции, колористического решения, тонального решения картины «Над вечным покоем» И. Левитана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Пушкин (Унылая пора)
  2. И.Козлов (Вечерний звон)
  3. http://2pct.ru/opisanie-kartiny-nad-vechnym-pokoem-levita...-istoriia-sozdaniia/
  4. http://cvetamira.ru/levitan-isaak-ilich-1860-1900
  5. http://evg-crystal.ru/kartiny-levitana/levitan-vechnyj-pokoj-kartina.htm
  6. http://irkmuseum.ru/archives/15500
  7. http://moscsp.ru/isaak-ilich-levitan-biografiya-i-kartiny...uchshie-kartiny.html
  8. https://artchive.ru/isaaclevitan/biography
  9. https://history.wikireading.ru/109669
  10. https://izlov.ru/docs/100/index-13029.html
  11. https://obrazovaka.ru/alpha/l/levitan-isaak-levitan-isaac

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА:

  1. С. Гоголь
  2. Л. Бенуа
  3. А. Чехов

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://itd0.mycdn.me/image?id=845709462272&t=20&plc=MOBILE&tkn=*Vv3KT_dZN30eg5eQSRMio_m1cU0

Рисунок 1 (Над вечным покоем. 1894)

Рисунок 2. Интерпретация оригинала картины «Над вечным покоем».

Композиционная схема.

Рисунок 3. Интерпретация оригинала картины «Над вечным покоем».

Тональная схема.

Рисунок 4. Интерпретация оригинала картины «Над вечным покоем».

Цветовая схема.

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=4442b87591-2.jpg

Рисунок 5. Березовая роща (1885-1889)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=d32f61d354-2.jpg

Рисунок 6. Март (1895)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=a53832c3dd-5.jpg

Рисунок 7. Тихая обитель (1 890)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=b06d613fc3-6.jpg

Рисунок 8. Владимирка (1892)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=8ddbe3dd2f-7.jpg

Рисунок 9. Осенний день. Сокольники (1879)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=a3d1fd06b9-8.jpg

Рисунок 10. Озеро (1900)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=98a81f11e2-9.jpg

Рисунок 11. После дождя (1889)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=fea4aff030-10.jpg

Рисунок 12. Сумерки. Стога (1899)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=9b5dfb6ab2-11.jpg

Рисунок 13. Свежий ветер. Волга (1895)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=0bab85bf88-12.jpg

Рисунок 14. У омута (1892)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=faf0a3f55a-13.jpg

Рисунок 15. Вечер. Золотой плес (1889)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=efc94f507d-14.jpg

Рисунок 16. Вечер на Волге (1887-1888)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=a8382668db-15.jpg

Рисунок 17. Вечерний звон (1890)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=27e9dcab71-16.jpg

Рисунок 18. Весна. Большая вода (1897)

http://cvetamira.ru/gallery/images/image-by-item-and-alias?item=Iscusstvo151&dirtyAlias=7757720fbd-17.jpg

Рисунок 19. Золотая осень (1895)