Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цвет в предметно-пространственном окружении человека

Содержание:

Введение

В современном мире внешний имидж компании особенно важен в глазах общественности, клиентов и сотрудников, фирменный стиль, для которого характерно понятие идентичности. Визуальный образ является одним из основных элементов идентичности, обеспечиваемой различными средствами, включая использование отличительного дизайна, брендинга и товарных знаков.

Восприятие цвета исключительно субъективно — такого мнения придерживаются популярные теоретики цвета, основываясь на заключениях офтальмологов, физиков и психологов. Индивидуальные характеристики глаза и мозг преобразовывают свет неожиданным образом, из-за чего все мы воспринимаем цвета немного (а иногда и сильно) по-разному.

Цвет — часть образа бренда. Он помогает решить ряд маркетинговых задач:

-Идентифицировать бренд (бренд должен четко ассоциироваться с одним цветом).

-Дифференцировать бренд от конкурентов.

-Идентифицировать товарную категорию, в которой работает компания.

-Усилить эмоциональный образ бренда.

Бренд всегда ориентирован на новые инновации и современные средства коммуникации, чтобы закрепить свое положение в обществе имидж бренда может быть хорошим или плохим, и успех компании часто зависит от эффективности визуального материала, который его представляет.

В курсовой работе сделан акцент на деталях таких аспектов корпоративного стиля, как цвет. Цвет является мощным средством идентификации, а потому должен использоваться как неотъемлемая составляющая (стилеобразующая константа) как при построении реальных знаков и логотипов, так и при создании корпоративных или фирменно-стилевых систем. Для оформления устных и графических товарных знаков подбираются определенные цвета, которые в сочетании с первым элементом создают определенный образ.

Вопрос о влиянии цвета на окружающую среду и интерьер давно поднимался учеными-психологами. Хорошо известно, что разные цвета по-разному влияют на психическое и физиологическое состояние человека. Они могут создавать ощущения перепадов температуры, покоя, беспокойства. Выбирая определенный цвет и создавая необходимую цветовую среду, вы можете контролировать отношение потребителя к продукту.

При правильном выборе - это благоприятная идея и желание купить товар. Но, к сожалению, многие дизайнеры и заказчики не уделяют большого внимания выбору цветовых решений. Очевидно, что многие рекламодатели не считают, что проблема подбора цветов рекламного контента является серьезной. По их мнению, главное-это яркость и выразительность сообщения, которое больше всего привлекает внимание адресата.

Может быть, поэтому действительно сильный корпоративный стиль России можно пересчитать по пальцам. Вышесказанное наглядно демонстрирует актуальность и значимость вопроса о неправильном и нецелевом использовании цвета в фирменном стиле.

Исходя из обозначенного выше, можно выделить следующие задачи для исследовательской работы:

- Детальное изучение закономерности влияния цвета на потребителей и, как следствие, на продвижение товара;

- Выявление главной ошибки многих современных рекламодателей, которые могут быть неграмотны в выборе цвета фирменного стиля, что в свою очередь неизбежно снизит эффективность рекламы.

- Основные характеристики символики, физиологии и цвета.

- Изучение взаимосвязей между цветовой гаммой и другими составляющими фирменного стиля (шрифты, символы)

Глава 1. Цвет в предметно-пространственном окружении человека

Цветовая культура общества

Исторически цвет использовался сначала как простая связь между объектами, затем как символ, а позднее как система языковых знаков. Значение цвета, определенные исторические условия всегда принимались во внимание.

Сначала человек чувствует, что обожженный и нагретый предмет становится красным, а отдаленный предмет в воздухе-синим, а позже из всех цветов он замечает, что синий - "самый дальний", а красный - "самый теплый". Поскольку формирование знаковой системы цвета тесно связано с развитием искусства и культуры, невозможно проанализировать его и понять символическое значение цвета, тем более отделив его от человеческой истории и культуры. Человек воспринимает информацию цвета, основываясь на опыте, культуре и образовании в условиях жизни сообщества людей определенной страны или региона.

Если цвет представляет объект, реальность или какое-либо понятие, то он имеет когнитивное значение в виде безусловных, условных или кодовых цветных изобразительных символов.

Безусловный символ цветного изображения - это цветное документальное изображение, в котором цвет является его существенной неотделимой чертой. Черно-белое изображение условно, его условность больше, а потеря информативности цвета больше. Символы с цветовой кодировкой-символы не имеют изобразительного или ассоциативного сходства с объектом ссылки. Чтобы понять его значение, вам нужно знать традиционную обозначаемую символом цветовую систему, к которой относится этот символ.

Цвет может иметь коммуникативное значение, которое определяет связь между природными элементами и объектами; символическое значение, которое указывает на явление, объект или сущность, и экспрессивное значение (выражение), которое передает определенную эмоцию и вызывает соответствующую эмоцию (триединство цветов).

Цвета естественным образом накладываются на изображение, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный), холодный (синий), близкий (желтый), далекий (синий), светлый (белый), тяжелый (черный), устойчивы в ассоциации с течением времени.
В наскальном искусстве первобытных людей чаще всего встречаются три цвета-белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих цветов нельзя объяснить, например, простотой извлечения. Основное значение этих трех цветов подтверждается изучением магических ритуалов первобытных людей нашего времени, живущих в Африке, Южной Америке и др.

В искусстве выразительные формы создают впечатления, а символы воплощают их и направляют в определенное логическое русло. Выразительность красного цвета имеет два значения: добро и зло, жар и жжение, сила и насилие, любовная страсть и кровавый бой. Знак фокусирует наши чувства на определенном явлении.

В искусстве символы сочетаются с выразительными обозначениями, что приводит к синтетическому слиянию двух качеств в одной художественной форме. Богатое выразительное обозначение, яркий художественный образ. Однако не следует путать реальность жизни с реальностью искусства. Выразительность - это не знак, а обозначение, поэтому она должна создаваться в искусстве, в определенной форме и для определенных условий общественного эстетического развития.

Принимая во внимание различную символику цветов и их гармонию, художник углубляет свое содержание за художественную метафоричность знака, реализуя символическое и выразительное значение цветов. Цветные изображения объектов обладают большей интонацией и выразительностью по сравнению с черно-белыми. Принцип цветопередачи объектов является более активной формой выражения, так как цвет, неотъемлемый признак природных объектов, почти полностью теряется при черно-белом воспроизведении и несет дополнительную информацию, которая лишь частично компенсируется ассоциативностью. Поэтому гораздо сложнее выполнить эстетически законченное черно-белое изображение.

Черно-белое изображение может быть интонировано цветом. Гете видел один и тот же пейзаж через цветные стекла и испытывал разные впечатления: через желтые стекла-глаза воспринимали тепло с удовольствием, красные-создавали впечатление тотального насилия, синие-чувствовали грусть, уныние, фиолетовые-дарили невыносимую тоску, оранжевые-чувствовали радость, фиолетовые-страх, зеленые-покой.

Художники ценят интонацию красок. Персонализированная цветовая интонация была присуща всему искусству в период Византийской и русской икон, иранской миниатюры в период их расцвета, японской цветной гравюры XVII—XVIII веков, японских театров Кабуки и, в целом, начала развития цвета. Цветовые символы разных эпох и культур указывают на то, что цветовые символы очень реальны и похожи в разных культурах. Разница проявляется в большей степени, чем преобладающие цветные символы (цветовые метки). Знаковое отношение цветов раскрывается только в языковой информативности. Главным в цветовом языке является семантическое значение цвета, поэтому он используется, когда цветовые знаки сочетаются друг с другом (например, светофоры), сочетаются друг с другом (сигналы морского флага) или когда цвета соответствуют значению буквенных символов.

Объективное воспроизведение цветных объектов требует от фотографа высокой художественной культуры. Для того чтобы фотография дала объективное представление о реальном объекте, ее необходимо выполнить в условиях постепенной съемки и естественного освещения, дождаться ее необычного цветового состояния природы, которое вызывает у зрителя наиболее емкое образное впечатление.

Семантическое значение цвета в предметном окружении человека

Понятие цвета фактически используется для обозначения цветового пигмента или самого материала, который может быть определен и проанализирован физически и химически.

Цветовое зрение, возникающее в глазах и сознании человека, несет в себе смысловое содержание человека.

Но глаз и мозг могут прийти к ясному различению цветов через сравнение и контраст. Значение и ценность хроматических цветов могут быть определены только их отношением к черным, белым или серым ахроматическим цветам или к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета-это психофизиологическая реальность, в отличие от его физической и химической реальности.

Психофизиологическая реальность цвета-это именно то, что называется цветовым воздействием. Такие цветовые эффекты подходят только для гармонических полутонов. Во всех остальных случаях цвет мгновенно меняется и приобретает новое качество. Вот несколько примеров. Известно, что белый квадрат на черном фоне выглядит больше, чем черный квадрат того же размера на белом фоне. Белый цвет излучает, а за его пределами черный приводит к уменьшению размеров занимаемой им плоскости. Светло-серые квадраты будут выглядеть темными на белом фоне, в то время как те же светло-серые квадраты на черном будут восприниматься как светлые.

58-59 copy
Рис.1

На рисунке 1 желтые квадраты даны на белом и черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, создавая впечатление легкого нежного тепла. В черном он становится очень светлым, приобретает холодный и агрессивный характер. На рисунке 1 на черном и белом фоне изображен красный квадрат. В белом красный цвет выглядит очень темным, а его яркость почти незаметна. Но в черном тот же красный излучает яркое тепло. Если нарисовать синий квадрат на бело-черном фоне, то в белом он будет выглядеть темнее и глубже цветов, а окружающий его белый будет еще ярче, чем в случае с желтым квадратом.

На черном фоне синий цвет приобретет глубокие, светлые тона. Если вы нарисуете серый квадрат на ледяном синем и красно-оранжевом фоне, он станет красноватым на ледяном синем фоне и станет голубоватым в окружении красно-оранжевого. Если рассматривать эти композиции одновременно, то разница будет очень заметна. Если цвет его и впечатление (его влияние) не совпадают, то цвет будет производить какофонию, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Тот факт, что материальная реальность формы и цвета трансформируется в виртуальную вибрацию, дает художнику возможность выразить то, что не передается словами.

Если тема произведения исходит из первого эмоционального толчка, то весь процесс формирования должен быть подчинен этому исходному базовому чувству. Если основным средством выражения является цвет, то композицию следует начинать с определения цветовых пятен, определяющих ее рисунок. Те, кто начинает с рисунка и добавляет цвет к линиям, не могут добиться убедительного и сильного влияния цвета. Цвет имеет свою собственную массу и лучистую силу, а плоскости придается иное значение, чем линии.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатление от взаимодействия двух или более цветов. Живопись защищает и показывает людям разные по своим субъективным предпочтениям цвета в гармонии со смутными представлениями или дисгармонией.

Для большинства людей сочетание цветов, в просторечии называемое "гармонией", обычно состоит из разных цветов, которые близки друг к другу или имеют одинаковую интенсивность света. В принципе, эти комбинации не вызывают сильного контраста. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана приятным-неприятным или привлекательным-непривлекательным чувством. Такие суждения основаны на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть выведено из области субъективных ощущений и перенесено в область объективных законов. Гармония - это равновесие, симметрия силы. Учение о физиологических аспектах цветового зрения приближает нас к решению этой проблемы. Итак, посмотрите на зеленый квадрат некоторое время, и когда вы закроете глаза, в ваших глазах появится красный квадрат.

И наоборот, если вы наблюдаете красный квадрат, вы получаете его "обратную сторону" - зеленый. Эти эксперименты могут быть выполнены относительно любых цветов. И это естественная потребность в достижении равновесия. Чтобы достичь этого явления, мы сначала проведем последовательный контраст. Другой опыт (Рис.2) состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом — голубова-то-серым, на красном — зеленовато-серым, на зелёном — красновато-серым, на синем — оранжево-серым и на фиолетовом — желтовато-серым.

Рис. 2

Последовательный и симультанный контрасты указывют на то, что только на основе закона комплементарных цветов глаз получает чувство удовлетворения и равновесия.

Процессы, происходящие в поле зрения, вызывают соответствующие ментальные ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате указывает на психофизическое состояние равновесия, при котором катаболизм и ассимиляция зрительной материи одинаковы.

Нейтральный серый цвет соответствует этому состоянию. Если они включают в себя три основных цвета, можно получить тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов-желтого, красного, синего в нужных пропорциях.

В частности, каждая пара дополнительных цветов содержит все три основных цвета:

- Красный-зеленый = красный - (желтый и синий); синий-оранжевый-синий- (желтый и красный);

- Желто-фиолетовый = желто-(красный и синий). Можно сказать, что если группа из двух или более цветов включает желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Желтый, красный и синий представляют собой сумму всех цветов.

Глаз нуждается в этом пучке общих цветов, чтобы удовлетворить его, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Если его смесь нейтрально-серого цвета, то два или более цветов будут гармоничными.

Все остальные цветовые сочетания, не дающие нам серого цвета, будут иметь выразительный или дисгармоничный характер. В живописи много произведений с односторонней выразительной интонацией, а цветовая композиция с вышеприведенной точки зрения не гармонична. Эти работы действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто назойливым использованием одного преобладающего цвета.

Не только расположение цветов относительно друг друга очень важно, но и их количественное соотношение, а также степень их чистоты и яркости можно легко увидеть.

Основной принцип гармонии исходит из физиологически детерминированного закона комплементарных цветов. В своей работе о цвете Гете пишет о гармонии и цельности: "когда глаз размышляет о цвете, он немедленно переходит в активное состояние, и по своей природе, неизбежно и бессознательно, соединяясь с данным цветом, он немедленно создает другой цвет, включая целый круг цветов.

В силу особенностей восприятия каждый отдельный цвет заставляет глаз стремиться к универсальности. И чтобы достичь этого, глаз может искать бесцветное пустое пространство рядом с каждым цветом, с целью самоуспокоения, и производить на нем недостающий цвет. Основные правила цветовой гармонии."

Теоретик цвета Вильгельм Оствальд также занимался проблемой цветовой гармонии. "Опыт учит, что некоторые сочетания одних цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? Вы можете ответить, что цвета в них приятны, и между ними существует естественная связь. Сочетание упорядоченных цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармонией. Итак, основной закон можно сформулировать так: гармония = порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо найти систему порядка, обеспечивающую все варианты. Чем проще порядок, тем более очевидной или тривиальной будет гармония. В ощем и целом существуют две системы, которые могут обеспечить такой порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, которые светлее или темнее одной и той же степени, и треугольники для портретов, которые представляют собой смесь белого или черного и определенных цветов. Цветовые круги позволяют определить гармоничное сочетание различных цветов, треугольники, то есть гармонию цветов равных тональных качеств.

Когда Оствальд заявляет об этом"... Цвета, которые мы хотим видеть, - это то, что мы называем гармонией", -он выражает идею чисто субъективной гармонии. Однако понятие цветовой гармонии должно быть перенесено из сферы субъективных отношений в сферу объективных законов. Когда Оствальд говорит "гармония = порядок", он предлагает в качестве системы цветных кругов порядок для разных цветов одинаковой яркости и тональный треугольник, но он не принимает во внимание физиологические законы остаточных образов и синхронности.

Очень важной основой эстетической теории цветов является цветовой круг, поскольку он дает систему расстановки цветов. Поскольку список цветов работает с цветными пигментами, порядок цветов кругов должен быть построен в соответствии с законом цветовых сочетаний. Это дает противоположный цвет, который должен быть комплементарным, то есть серым при смешивании.

Итак, в цветовом круге цвет синий против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет. В цветовом круге Оствальда синий цвет противопоставляется желтому, а смесь их пигментов дает зеленый. Различие в этой базовой структуре означает, что цветовые круги Оствальда (Рис. 3) не могут быть использованы ни в живописи, ни в прикладном искусстве. Обозначение базовых цветов как красный-зеленый-синий и соотвествующий им цветовой круг нашел свое применений в диджитал системах и является основой современной модели цвета RGB.

Рис. 3

Определение гармонии закладывает основу для гармоничной цветовой композиции. В последнем случае очень важно количественное соотношение цветов. Исходя из яркости основного цвета, Гете вывел следующую формулу его количественного соотношения:

Желтый: красный: синий=3: 6: 8. можно сделать общий вывод, что все пары комплементарных цветов, все комбинации трех цветов связаны друг с другом через цветовое колесо, равнобедренные или неравнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники.

Соединение всех этих фигур двенадцатью цветными кругами показано на рисунке 4. Желто-красно-синий образуют здесь главную гармоничную триаду. Если эти цвета соединить в систему кругов из двенадцати частей цвета, то получается равносторонний треугольник. В этой триаде каждый цвет представлен с предельной мощью и силой, и каждый из них предстает здесь со своей типичной общей природой, а именно: желтый выступает для зрителя как желтый, красный как красный, синий как синий.

Рис. 4

Глаза не требуют дополнительных цветов, их смесь дает темный черно-серый цвет. Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединены в виде равнобедренного треугольника. Гармонично сочетание желтого, красно-оранжевого. Фиолетовый и сине-зеленый сочетаются в квадратах. Прямоугольник также дает гармоничное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

Пучок геометрических фигур, состоящий из равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников, может быть помещен в любую точку цветного круга. Эти числа можно вращать по кругу, заменяя треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, комбинацией желтого оранжевого, красного фиолетового, синего зеленого или красного оранжевого, синего фиолетового и желтого зеленого.

Тот же эксперимент можно проделать и с другими геометрическими фигурами.

Глава 2. Теоретическое обоснование основных аспектов цвета

2.1 Фирменная айдентика: понятия, история, возможности

"Фирменный стиль - это совокупность способов обеспечения единого образа всем продуктам компании или деятельности, улучшающих восприятие и память потребителей не только продуктов, но и всех видов деятельности, а также позволяющих им противопоставлять свои продукты и деятельность продуктам и деятельности конкурентов."

Среди основных особенностей фирменного стиля принято выделять:

- Идентификация корпоративной философии, потребитель может легко распознать желаемый продукт (услугу компании) по внешним признакам.

- Доверие если потребитель однажды убедился в качестве товара (услуги), то это доверие в первую очередь распространится на все остальные товары данной компании. Кроме того, само существование фирменного стиля вызывает доверие.

- Наличие рекламного фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Кроме того, все объекты содержатся в элементах рекламы самой нашей корпоративной философии. И здесь важнейшей задачей фирменного стиля является закрепление в сознании клиентов положительных эмоций, связанных с высокой оценкой качества продукта, а также повышение качества продукции компании.

Корпоративная философия организации следующие преимущества включают в себя следующие особенности:

1) повышать корпоративный дух, сплоченность сотрудников, создавать чувство принадлежности к общему делу, воспитывать патриотизм предприятия, а также оказывать положительное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров, помещений предприятия.;

2) помогает потребителям ориентироваться в потоке рекламной информации и быстро и точно находить нужную компанию;

3) указание потребителям на то, что общество берет на себя ответственность за произведенный товар;

4) показывает обществу стабильность и долгосрочность работы компании; повышает эффект и снижает затраты на рекламу и PR при создании сильного бренда.

Суммируя все преимущества, которые приносит использование фирменного стиля, можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятного имиджа компании.

"Фирменный стиль на предприятии очень важен и, наряду с другими важными элементами маркетинга, является еще одним направлением деятельности в области стимулирования сбыта и маркетинга.”

Корпоративный цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными и позволяет им лучше запоминаться и оказывать сильное эмоциональное воздействие.

Некоторые виды товаров и услуг не являются фиксированными за определенным цветом. В то же время синий вызывает постоянную ассоциацию с морем и водой в целом, например, зеленый - с растениеводством и продуктами его переработки. Наиболее известными примерами использования фирменного цвета являются сети ресторанов Mcdonald's-красный и желтый; Facebook - синий. В России - beeline - желтый и черный, Сбербанк - зеленый.

Цвет бренда также может иметь юридическую защиту в случае надлежащей регистрации товарного знака в этом цвете.

2.2 Цветовой круг. Законы гармонии цвета

Цветовые круги на основе красного, желтого и синего цветов являются традиционными в области искусства. Исаак Ньютон сделал первый портрет такого круга в 1666 году. Со временем ученые и художники придумали различные варианты этой концепции. Расхождения во мнениях, исходная точка деления на группы цветов и другие аспекты до сих пор будоражат ум.

Основные цвета-красный, желтый и синий. В традиционной теории цвета именно эти три цвета не могут быть получены с помощью какой-либо другой цветовой комбинации. Другие цвета получаются путем смешивания.

Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Эти цвета получаются путем смешивания первичных цветов попарно.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Эти цвета смешиваются и образуются, в основном, соседними дополнительными производителями. Именно эта палитра в основном используется для выбора цвета.

Гармония цветов в ее академическом понимании - это сочетание тонов, лежащих почти в пределах одного или двух цветов, и устранение цветового диссонанса, образующего противоположные пары: красный-зеленый, желтый-синий, оранжевый-фиолетовый.

Однако, согласно ей, существует и другая точка зрения первичных цветов: красный, синий, желтый в сочетании создают наибольший контраст вторичных производных оранжевый (сочетание красного и желтого) фиолетовый (сочетание красного и синего) зеленый (сочетание синего и желтого)-в сочетании дают менее сильный контраст, и, наконец, третичные производные: середина между первичным и вторичным дает не менее сильный контраст. То есть все дополнительные пары триплетов, цвета которых образуют равносторонние треугольники, и тетраэдры, образующие квадраты или прямоугольники, гармоничны.

Гармонию в цветовой гамме можно считать достигнутой в следующих случаях

1. цвет шрифта (изображения) и цвет фона обеспечивают четкое и комфортное восприятие

2. общая цветовая гамма способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания.

3. Цветовая гамма находится в гармоничном единстве с окружающей средой и отвечает чувству эстетического удовлетворения.

2.3 Влияние цвета на физиологию человека. Ассоциативный ряд. Индивидуальность в восприятии

Красный цвет повышает мышечный тонус, кровяное давление, ритм дыхания. Это одновременно и физический, и психологический стимулятор. Красный задает определенность, вызывает у человека сильное желание совершить то или иное действие, приложить позитивные усилия, например, купить то, что вы рекламируете, этот цвет, как никакой другой, сразу привлекает внимание и может обратиться к предмету рекламы. Однако длительное воздействие красного может привести к психическим расстройствам.

Зеленый, с другой стороны, снижает кровяное давление и расширяет капилляры. Этот цвет смягчает все и снимает остроту эмоций. Этот цвет обладает успокаивающим расслабляющим эффектом. И это уместно и эффективно в охране окружающей среды, рекламе медицины, системы очистки воды, стоматологической клиники и аптеки.

Синий цвет-помогает сосредоточиться на самом необходимом: не теряться в мелочах, не разбрасываться. Синие детали в каталогах и рекламных буклетах сразу привлекают внимание и, в отличие от красных, не вызывают негативных эмоций.

Желтый устанавливает коммуникативную способность. Это цвет открытости и общительности. Хороший баланс - это безудержные эмоции, душевное спокойствие, спокойный эмоциональный подъем. Кроме того, желтый может "дать" интеллект субъекту.

Черный цвет - это цвет погружения в себя: он помогает изолировать себя от всего, замкнуться и сосредоточиться на решении определенных проблем. В то же время этот цвет можно настроить на меланхолию и уныние. В Черном появляется чувство одиночества и изоляции от внешнего мира.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет не вызывает неприятных ощущений.

При выборе фирменного цвета необходимо учитывать особенности восприятия цвета на основе ассоциаций. Существует определенная связь между цветовой гаммой рекламы и естественным восприятием человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательную ассоциацию. Существуют даже определенные стереотипы восприятия цвета. Почти все без исключения цвета оказывают определенное воздействие на нервную систему, а затем и на наши органы чувств. Ассоциации с цветами изначально возникают у человека на подсознательном уровне, но постепенно, повторяясь, человек начинает их узнавать. И цвет воспринимается символически.

Во всем мире краны для горячей воды помечены красным цветом, а краны для холодной воды-синим. Это происходит из-за ассоциаций, которые мы имеем с этими цветами, которые происходят на инстинктивном уровне.

Специалисты изучали влияние цвета на восприятие человека, Ассоциации, вызываемые им в национальной среде разных стран. Например, оказалось, что цвета означают или символизируют:

Красный: в Америке - любовь, в Китае - доброта, праздник, удача, в России - высокая активность, агрессия, борьба, в Индии - жизнь.

Желтый: в Америке - процветание, в России - Солнце, разлука, в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние.

Зеленый: в Америке - надежда, в Китае - роскошная жизнь, в Индии - мир и надежда.

Синий: в Америке - вера, в Индии - справедливость, в Китае - один из цветов траура, в России - остаток ночи.

Фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль.

Белый: в Америке - чистота и мир, в Китае - подлость, опасность, траур, в Европе - молодость.

Наиболее популярные цвета.

-красный - в России, Ираке, Мексике, Норвегии.

-оранжевый - в Голландии.

-желтый - в Китае.

-зеленый: в Австрии, Болгарии, Мексике, Австралии, Ирландии, Египте.

-голубой - в Индии.

-белый - в Мексике.

-коричневый - в Болгарии.

Характеристики цветов, заимствованные из разных источников, часто могут быть даже противоречивыми. Это еще раз показывает, что восприятие цвета субъективно очень индивидуализировано.

Красный цвет - символизирует, что активность воли есть агрессивность. Этот цвет имеет сексуальный подтекст. Красный цвет особенно привлекателен для молодежи. В то же время красный цвет не подходит для рекламы, ориентированной на старшее поколение, в основном из-за своей агрессивности.

Синий цвет - ассоциируется с чувствительностью и спокойствием пассивности. Обычно его используют в "романтической" рекламе. В сочетании с белым цветом он вызывает ассоциации с морем, яхтами, новыми ветрами и свободой.

Серый и бордовый - цвета умеренности и солидарности.

Черный - классический "стильный" цвет. Стоит вспомнить "маленькое черное платье" Коко Шанель. В то же время для старшего поколения черный ассоциируется с бесцветным и, мягко говоря, не живым.

Сочетание черного и белого вызывает у потребителя мистическое чувство, связанное с тайной и таинственностью.

Зеленый, как уже говорилось, - это цвет природы, естественности. Он, как и другие "натуральные" цвета-синий, белый и даже коричневый-часто используется в рекламе продуктов питания.

Невозможно дать приемлемый рецепт применения цветной окраски во всех случаях. Это связано с тем, что психологические эффекты, вызванные сочетанием цветов, различаются у разных людей, и их поведенческая культура и традиции играют важную роль. Отмечается наличие взаимосвязи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным статусом. В то время как большинство богатых и успешных людей предпочитают скромные цвета, яркие и кричащие цвета популярны среди людей с низким доходом.

Существует такое предположение: если существует определенная связь между типологией человека и его предпочтением графической формы, то может существовать корреляция между поведенческим типом человека и его предпочтением цветной графической формы. Чтобы доказать жизнеспособность этого утверждения, психологический тест Ф. Дерринга и М. исследование было проведено в группе с использованием метода, основанного на цветовом тесте Люшера. Восемь тонов Люшера были применены к геометрическим фигурам и предоставлены индивидуально в соответствии с предпочтениями.

Предварительные результаты оказались интересными: лидеры бизнеса и бизнесмены чаще выбирали красные и зеленые треугольники или квадраты, в то время как безработные чаще предпочитали синие треугольники или коричневые или желтые прямоугольники. Здесь становится очевидной важность маркетинговых исследований в этой области. Специалисты по производству товаров, их дизайну и упаковке, а также рекламе, сопровождающей их реализацию.

Они должны учитывать индивидуальное восприятие цвета различными группами населения. Статистика показывает, что цвет по-разному влияет на привычки разных возрастов, пола, социального статуса, места жительства и даже потребительских групп. В больших городах восприятие цвета совершенно иное, чем в селах и областных центрах. Обилие информации, борьба за существование и конкуренция - все эти и многие другие факторы создают определенные предпочтения для жителей крупных городов.

Исследователи отмечают, что наиболее запоминается контрастная, графическая гамма: красное и черное, черное и белое, зеленое и оранжевое, синее и белое, желтое и синее сочетание.

Совершенно другой образ цветовосприятия в маленьком городке. Здесь они предпочитают цвет Земли: коричневый, зеленый, все оттенки охры, красный.

Нежные и мягкие тона-голубой и сиреневый, бежевый и серый-считаются признаком хорошего вкуса.

2.4 Композиция и цвет. Цвет и текст. Влияние цвета на восприятие товара

Цвет - один из важнейших компонентов любой композиции. С его помощью можно визуально уменьшать и укорачивать изображение, удлинять и расширять его, создавая ощущение равновесия и дисбаланса.

Цветовая гамма должна быть тщательно продумана с позиции максимального соответствия созданному образу. Обычно принцип выбора цвета-гармония, основанная на мягком или контрастном соотношении цветов. Это, в свою очередь, способствует созданию состояния спокойствия, уравновешенности или, наоборот, рекламной потребительской активности, динамичности и броскости. Чтобы правильно использовать цвет при создании композиции, нужно знать его пространственные и эмоциональные характеристики.

Пространственные свойства самых распространенных цветов:

Желтый - визуально удаляет, повышает, расширяет.

Оранжевый - визуально приближает, утолщает.

Фиолетовый - визуально снижает, сжимает.

Синий - визуально снижает, укорачивает, создает ощущение плотности.

Зеленый - визуально немного сужает, объединяет, уравновешивает.

Красный - визуально приближает, ограничивает, создает ощущение тяжести.

Белый - визуально раздвигает, расширяет, повышает, создает ощущение легкости и рыхлости.

Черный - визуально приближает, уменьшает, создает ощущение угнетение тяжестью, густотой.

Серый - визуально ничего не меняет, создает ощущение умеренности, безразличия.

Цвет без границ (бесконечное расширение) может существовать только умозрительно. Цвет материального выражения не может существовать без формы. Цвет должен быть ограничен на плоскости (принимать форму), он неизбежен и должен быть ограничен от других цветов при субъективном восприятии цветовых сочетаний.

Цвета должны иметь определенный тон из бесконечного ряда. Таким образом, восприятие материального цвета является отражением в центральной нервной системе взаимодействия формы и цвета. Любое изображение объекта с реальной формой вписывается в рамки абстрактных фигур(геометрических фигур).

Вы можете охарактеризовать цвет теплотой света или темноты и холодом света или темноты. Тепло или холод, цвет-это тенденция всех возможных тонов к двум противоположным тоновым полюсам: желтому и синему (как правило, теплому для зрителя и холодному от зрителя). Яркость тона переходит к человеку, а темнота поглощается сама собой. Если вы добавите белый к желтому (увеличите яркость), а черный к синему (увеличите темноту), эффект увеличится.

Желтый, "типичный цвет земли", - это цвет активного действия, направленного на зрителя. Желтый цвет не может быть особенно глубоким. Это похоже на сумасшедшую роскошь интенсивности ярких осенних листьев прошлого лета, когда успокаивающая синева, в небе, исчезает. Синий-типичная Небесная краска. Темно-синий дает элемент покоя.

Зеленый цвет возникает, когда желтый и синий смешиваются в результате взаимного разрушения субъективных ощущений движения от желтого к синему со стороны зрителя. Вторая пара противоположных цветов-красный и зеленый, красный сам по себе есть движение, а зеленый-отсутствие движения.

В фирменном стиле важнейшую роль играет корпоративный цвет. Он оказывает очень серьезное влияние на положение продукта на рынке и используется как мощный инструмент в конкурентной борьбе.

Цвет упаковки сигарет может рассказать вам о многом. Например, преобладание красного цвета указывает на то, что сигареты сильны. Белый цвет в сочетании с другими цветами означает, что сигарета "чистая", "безвредная". Зеленый цвет пачки сигарет указывает на то, что сигарета ментоловая, а синий цвет указывает на то, что сигарета"легкая" и т. д.

Существует множество примеров, доказывающих сильнейшее влияние цвета упаковки на выбор потребителя. Об этом свидетельствовал такой интересный эксперимент: много лет назад компания Procter & Gamble отправляла один и тот же стиральный порошок в разные регионы Америки бесплатно, но в разных цветных упаковках. Один пакет был желтым, другой-синим, а третий-желтым с синими полосками. Когда домохозяек спрашивали о качестве порошка, они отвечали: те, кто пользовался порошком из желтой коробки, жаловались, что порошок "слишком едкий", и показывали в качестве доказательства, что выстиранное белье имеет дыры. Те, кто использовал порошок из синей коробки, жаловались, что порошок был "слишком слабым" и показывал оставшуюся грязь на белье. Те, кто использовал порошок из желто-синей коробки, остались довольны результатом и дали порошку самую высокую оценку. Естественно, компания была выбрана для нового порошка в последней версии упаковки.

Или вот такой пример: хозяйка стояла рядом с коробкой коричневого, синего, желтого, красного и получала четыре столовые ложки кофе по вкусу. Все чашки кофе были одинаковыми, но дегустаторы этого не знали. В результате 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, был слишком крепким, и около 85% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с красной коробкой, был самым ароматным и вкусным.

Часто цвет сам по себе создает определенный образ изделия. Очень популярен золотой цвет, который указывает на высочайший сорт, высокую стоимость и высокий престиж. Ассоциация довольно ясна. Даже японский табак " Ява " теперь стали выпускать в золотых пачках.

Заключение

Цвет фирменного стиля играет важную роль и способствует реализации коммуникативных функций. Цвета вызывают определенные ассоциации и привлекают определенную аудиторию.

Из-за цвета рекламное сообщение оказывает более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Так, в общей композиции правильно подобранное цветовое решение повысит выразительность, образность и память.

Если они соответствуют закону цветовой гармонии, конкретному цветовому восприятию целевой аудитории, цветовой гамме стиля компании, то фирменные цвета органично сочетаются, гармонируют с фирменным наименованием и шрифтом, придерживаются рекламируемого товара, цвета тщательно рассматриваются с позиции максимального соответствия формируемому образу.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль играет важную роль в создании имиджа и товарных знаков компаний и предприятий. В свою очередь, бренд с сильной репутацией гарантирует стабильный объем производства и выручки.

Следование законам и тенденциям связанными с использованием цветовых решений в айдентике позволяет более четко обозначать позицию на рынке, целевую аудиторию потребителей, специфику товара или услуги. Одно лишь цветовое решение способно мгновенно отразить в себе эти качества, производя правильное первое впечатление на потребителя. Это, в свою очередь, облегчает процесс построения маркетинговой стратегии бренда и ее реализации в дальнейшем.

Список использованной литературы

  1. Алгазина, Н. В. Цветоведение и колористика. Часть II. Гармония цвета : учебное пособие / Н. В. Алгазина. — Омск : Омский государственный институт сервиса, Омский государственный технический университет, 2015. — 188 c.
  2. Гаврилов, В. А. Арт-дизайн : учебное пособие / В. А. Гаврилов, В. А. Игнатов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — 63 c.
  3. Головко, С. Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Графика», «Журналистика», «Информационные технологии в дизайне», «Реклама» / С. Б. Головко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 423 c. 
  4. Елина, Е. А. Семиотика рекламы (2-е издание) : учебное пособие / Е. А. Елина. — Москва : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016. — 137 c.
  5. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2019. — 271 c. 
  6. Кобяк А.Ю. Графический дизайн : учебное пособие / составители А. Ю. Кобяк, Г. Б. Лавренко. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. — 84 c. 
  7. Кузнецова, М. Р. Техники графики и принципы современного дизайна : учебное пособие / М. Р. Кузнецова. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. — 114 c.
  8. Казарина, Т. Ю. Цветоведение и колористика : практикум по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический дизайн» / Т. Ю. Казарина. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 36 c. 
  9. Костина, Н. Г. Фирменный стиль и дизайн : учебное пособие для студентов вузов / Н. Г. Костина, С. Ю. Баранец. — Кемерово : Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. — 97 c.
  10. Корякина, Г. М. Проектирование в графическом дизайне. Фирменный стиль : учебное наглядное пособие для практических занятий / Г. М. Корякина, С. А. Бондарчук. — Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2018. — 92 c.
  11. Ложкин, Л. Д. Цвет в телевидении : учебное пособие / Л. Д. Ложкин. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016. — 421 c.
  12. Макарова, Т. В. Веб-дизайн : учебное пособие / Т. В. Макарова. — Омск : Омский государственный технический университет, 2015. — 148 c.
  13. Марусева, И. В. Дипломное проектирование в области PR и рекламы. Часть 1. Теоретические основы дипломного проектирования. Рынок, PR и реклама : учебное пособие / И. В. Марусева. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 232 c.
  14. Никитина, Н. П. Цветоведение. Колористика в композиции : учебное пособие / Н. П. Никитина. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 134 c. 
  15. Мамчев, Г. В. Цветоведение телевизионных систем : монография / Г. В. Мамчев. — Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 152 c.
  16. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама» / Р. Ю. Овчинникова ; под редакцией Л. М. Дмитриева. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c.
  17. Серов, Н. В. Символика цвета / Н. В. Серов. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Страта, 2019. — 196 c. 
  18. Селицкий, А. Л. Цветоведение : учебное пособие / А. Л. Селицкий. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. — 160 c.
  19. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд (2-е издание) : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 160 c.