Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Сущность и понятие государства)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования теорий происхождения государства базируется на переходе Российского государства на новую ступень исторического развития и требует восприятия прошлого социального опыта и решения современных существующих препятствий государственного строительства, которое подразумевает под собой создание научных концепций понимания происхождения государства в наиболее ранние периоды формирования государства его членами, чье мировоззрение определялось посредством опыта и влияния действующих положений государств.

Целью курсовой работы является изучение теории происхождения государства и содержит в себе следующие исследования:

Основными задачами, определенными для достижения цели, являются:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты происхождения государства;
  2. Исследовать принципы формирования основных теорий происхождения государства;
  3. Определить наиболее приемлемую теорию в рамках современных реалий.

Объектом исследования курсовой работы является понятие государства.

Предметом изучения данной научной работы являются существующие теории возникновения государственного строя.

Хронологические рамки для исследования государства и права были взяты с 1842 года по 2019 год.

Методологией для исследования курсовой работы послужили научные труды Плетникова, В.С. и Плетниковой М.С., содержащие в себе подробные описания концепции и формирования государства.

Структура курсовой работы содержит в себе теоретическую часть, включающую историю появления понятия государства, формирование теорий его происхождения в разные временные промежутки, представление сторонников и сподвиженцев теорий и исследование теорий на предмет наиболее разумной к применению в рамках современных реалий, с учетом влияющих на существование государства факторов для Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические аспекты

1.1. Сущность и понятие государства

Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность[1].

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями. Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения

. Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан[2].

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества[3].

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

1.2. Теории происхождения государства

Множественность теорий происхождения государства базируется на трудах мыслителей, живших в разные эпохи, заставших различные формы правления, следовавши разным религиям и поддерживавших разные политические движения и строи. Теории и их представители представлены ниже (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Теории происхождения государства и их сторонники

Название теории

Сторонники

Теологическая теория

Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский

Патриархальная теория

Аристотель, Платон, Конфуций, Филмер

Договорная теория

Г. Гроций, Дж. Локк, Луи де Монтескьё, Ж-Ж Руссо, Н. Радищев, Т. Джефферсон

Теория насилия

Л. Гумплович. К. Каутский

Органическая теория

Платон, Аристотель, Г. Спенсер, Г. Прейс.

Материалистическая теория

М. Вебер

Марксистско-ленинская теория

К. Маркс, В. И. Ленин

Психологическая теория

Л. Петражицкий, З. Фрейд

Также, кроме рассмотренных выше теорий, существует ряд менее распространенных вариаций теорий происхождения государства, среди которых представлены следующие (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Непопулярные теории происхождения государства

Название теории

Сторонники

Психоаналитическая теория

З. Фрейд

Расовая теория

Жозеф Артур де Гобино

Патримониальная теория

Галлер

Ирригационная теория

Не известно

Юридическая теория

Н. Коркунов, Н. Трубецкой

Поскольку данные теории не имели весомого подкрепления, то не смогли получить признания и не были преданы широкой огласке, потому о них практически невозможно найти какой-либо существенной информации.

В следующей главе будут представлены рассуждения о теориях, их происхождении.

Глава 2. Практические аспекты государства и права

2.1. Политика теорий.

Любая теория является человеческим предположением, основанном под влиянием множества факторов. Величайшие умы своего времени выдвигали теории происхождения государства, основываясь на политике государств своей эпохи, выдвигали множество доводов правдивости именно своей теории, находили сторонников и приверженцев своей точки зрения. Какие-то теории имели успехи и имеют сторонников и приоритетный статус до сих пор, какие-то теории давно позабылись, а какие-то из них даже не брали в счет.

Одной из самых первых и наиболее популярных теорий происхождения государства была Теологическая, а ее сторонниками стоик Аврелий Августин и Тертуллиан, а в средневековье- Фома Аквинский. Именно в трудах этих людей теория впервые обрела гласность.

Аврелий Августин (см. Рисунок 1) родился 13 ноября 354 года в городе Тагаст, находившимся на территории Римской Империи и первоначальным образованием был обязан матери- Святой Монике. Аврелий обучался в Карфагене, а после прочтения «Hortensius» Цицерона, стал увлекаться философией. Будучи епископом, не удивительно, что философ проповедовал и стал основателем теологической теории[4].

http://pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/02/3i400.jpg

Рисунок 1 Аврелий Августин

Его единомышленник Тертуллиан (см. Рисунок 2)- один из известнейших раннехристианских писателей, теологов и апологетов, родился в 160 году в Римском Карфагене, там же, где обучался риторике Аврелий. Тертуллиан один из первых, кто выразил саму концепцию Святой Троицы[5]. Также, апологет положил начало латинской патристике и церковной латыни, которая позже стала олицетворением средневековой западной мысли. В этом случае тоже не удивительно, что он являлся сторонником теологической теории.

http://ok-t.ru/studopedia/baza19/899285293517.files/image011.jpg

Рисунок 2 Тертуллиан

Еще одним сторонником теологической теории был Фома Аквинский- философ, родом из Италии, католической церковью причисленный к лику святых, учитель церкви, основатель томизма и член ордена доминиканцев[6]. Приверженец теологической теории, последователь Аврелия Августина. Именно Фома Аквинский стал распространителем данной теории.

https://school.orthpatr.ru/sites/default/files/sites/default/files/image/papa198.jpg

Рисунок 3 Фома Аквинский

Теологическая теория происхождения государства зародилась в тот момент, когда человечество верило в то, что исключительно все вокруг создано Богом и несет в себе энергию космоса. Государство также не стало исключением. Например, Фома Аквинский, будучи авторитетным средневековым мыслителем и официальным идеологом Ватикана приравнивал сотворение государства к сотворению мира Богом. По его теории, прежде, чем приступить к управлению миром, Бог решил привнести в него структурированность и создал государство и с его помощью управляет миром в лице монархов, являющихся «гласом Божьим», будучи наделенными правом управлять людьми. Но при том, монархи- лишь слуги церкви. Особенностью теории является то, что ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере и наибольшее значение имеет не в христианских, а в мусульманских странах, где понятие государства неразрывно связано с идеей Халифата. Однако, Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении, где наиболее весомой является патриархальная теория сотворения государства.

Прародителем патриархальной теории по сей день считается Аристотель (см. Рисунок 4)- ученик Платона и человек, воспитавший Александра Македонского, влиятельнейший философ Древней Греции и основоположник формальной логики. Философ заложил в понятие патриархальной теории происхождения государства мысль том, что люди- это коллективные организмы, стремящиеся к социализации и созданию семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

https://cont.ws/uploads/pic/2018/9/image9%20%282%29.png

Рисунок 5 Аристотель

Теорию Аристотеля также поддерживал Платон (см. Рисунок 5), древний философ, чьи сочинения сохранились не отрывками, а полностью [7], учитель Аристотеля.

Платон - выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту.

https://emreaslanbas374.files.wordpress.com/2013/11/platon2.jpg

Рисунок 5 Платон

Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера (см. Рисунок 6) «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну - патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.

Точная дата рождения Филмера не установлена, в ЭСБЕ приводится 1604 год, однако в большинстве источников, приблизительно указывают 1588. Роберт родился в семье британских аристократов из Ист-Саттона в графстве Кент. Отец — Эдвард Филмер, мать — Элизабет. Роберт обучался в колледже Святой Троицы Кембриджского университета и в школе барристеров Линкольнс-Инн. Так в 1613 году Филмер получил статус адвоката[8], но неизвестно, занимался ли он юридической практикой. 8 августа 1618 года прошла свадьба Роберта и Энн Хетон в лондонской церкви Святого Леонарда, а уже в начале 1620 года они стали родителями. Посвящён в рыцари королём Карлом I.

https://alchetron.com/cdn/edward-filmer-6f31876d-6467-49b2-b6dd-9680d480d8e-resize-750.jpeg

Рисунок 6 Фильмер

Также внимание следует уделить развитию патриархальной теории происхождения государства в Китае. В Китае эту теорию развивал Конфуций (см. Рисунок 7). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова. Настоящее имя человека, которого в Европе знают как Конфуция, - Кун Цю[9], вместе с тем в литературе можно нередко увидеть и такие варианты, как Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы, что означает «учитель». Конфуций – великий древний китайский философ, мыслитель, мудрец, основатель философской системы, получившей название «конфуцианство». Его учение стало значимым фактором духовного, политического развития Китая, Восточной Азии, среди всех мыслителей древнего мира ему принадлежит статус одного из величайших. В основе учения Конфуция лежала естественная человеческая потребность в счастье, рассматривались разносторонние вопросы жизненного благополучия и этики.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/49613/pub_5b9a98de1e17e300ab46e615_5b9a98fb341cd400abd080a8/scale_1200

Рисунок 7 Конфуций

Патриархальная теория- наиболее логична, научно обоснована и естественна для восприятия современного общества, однако имеет минусы: не дает возможности раскрыть суть происхождения государства в разных частях света, не имеет объяснения войнам, трактуя, что все люди- семья и не объясняет жестокости множества существующих законов. Но в то же время патриархальная теория обращает внимание на взаимосвязь понятий «государства» и «семьи».

Следующая теория- договорная, упоминалась еще в Древней Греции, где софисты считали, что государство образовалось в ходе договорного объединения людей с целью установления справедливости и равенства. У Эпикура (см. Рисунок 8), впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей, однако если в представлениях философов Древней Греции присутствуют лишь зачатки договорной теории, то мыслители 17-18 века в своих трудах дали ей полное развитие.

Эпикур- древнегреческий философ. Родился в городе Лампсак[10].

С 306 г до н.э. жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Эпикура). Из его большого наследия (около 300 сочинений) сохранились несколько писем; афоризмы и завещание.

Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании).

В этике он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни —в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

Рисунок 8 Эпикур

Теория несла в себе множество обоснованных положений неотчуждаемости личных прав и свобод, юридической ответственности и т.д. Согласно теории, люди сами договорились между собой объединиться в государственный союз и создать власть, подчиняться ей, диктуя необходимость такого объединения неравенством, породившим несправедливость и конфликты, а еще одни фактором стало выживание в условиях природной стихии и окружение враждебными племенами.

Суть теории заключалась в том, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством, где члены общества передают часть своих прав государству, а то в свою очередь обязуется защищать их собственность и предоставлять безопасность. Из этого следует. Что уже не божественная воля, а сознательная деятельность людей стали причиной формирования государства.

Следующая теория- теория насильственного происхождения государства, была широко представлена в трудах Е. Дюринга (см. Рисунок 9) и К. Каутского (см. Рисунок 10). Теория зародилась еще в рабовладельческие времена и базируется на порабощении одних племен другими, где государство воспринималось, как аппарат принуждения.

Дюринг Евгений (1833—1921) — немецкий профессор механики, философ и экономист. В философии — эклектик, сочетавший позитивизм, непоследовательный механистический и даже вульгарный материализм и откровенный идеализм; в области политической экономии и социологии — выразитель мелкобуржуазной идеологии. Выступил против учения Маркса и Энгельса в период, когда социал-демократическая партия Германии, возникшая на базе объединения двух существовавших ранее самостоятельных партий — лассальянцев и эйзенахцев, укрепляла свои ряды и когда вопросы теории приобрели особенно важное значение. Учитывая опасность, которую представляли собой произв. Д. для не окрепшего еще немецкого рабочего движения, Энгельс выступил против Д. и подверг его взгляды уничтожающей критике в специально написанной книге «Анти-Дюринг». Основные сочинения: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875).

Рисунок 9 Евгений Дюринг

Будущий философ родился в Праге в 1854 году. В те времена Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. Семья Карла Каутского принадлежала к среднему классу. Его родители были людьми творческих профессий. Отец работал театральным художником. Мать была актрисой и писательницей. Семья переехала из Праги в Вену, когда Каутскому было семь лет. Там он поступил в университет, где изучал историю, экономику и философию. Позднее Каутский стал членом австрийской социал-демократической партии. В 1880 году он присоединился к группе немецких социалистов в Цюрихе, которые занимались нелегальным ввозом политической литературы в Германию. В период правления рейхсканцлера Отто фон Бисмарка пропаганда коммунистических идей на территории империи была строго запрещена[11].

Рисунок 10 Карл Каутский

Исходя из мнения сторонников данной доктрины, государство- это возникшая организация властвования одного племени над другим естественным путем, где насилие- естественный аппарат управления на масштабном уровне. Однако, будь эта теория применима хотя бы к трети существующих государств, в результате гражданских и национальных войн одни государства искоренили бы другие еще много веков назад и к настоящему времени существовало бы 3-4 государства, утопающих в насилии, как внутри государств, так и между ними.

Органическая теория происхождения государства, исходя из трудов Платона, Аристотеля и Г. Спенсера (см. Рисунок 11) представляет собой государство, как единый организм. Толчок в развитии данной теории дало развитие в 19 столетии естественных наук.

Во второй половине XIX столетия Герберт Спенсер входил в число ключевых фигур философской мысли. Еще при жизни почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Рисунок 11 Герберт Спенсер

Если человеческий организм представляет собой совокупность осуществляющих между собой взаимодействие органов, обеспечивающее стабильное функционирование жизнедеятельности, то общество функционирует в трудах Г. Спенсера подобно человеческому организму, где в процессе эволюции индивидуумы объединяются в различные формы организации, будто племя, союз племен, или же государство. Таким образом государство- это совокупность органов власти, связанных с реализацией полномочий, необходимых для продуктивного управления государством.

Марксистская теория происхождения государства уже названием указывает на основателя данной теории- Карла Маркса (см. Рисунок 12), но наиболее широко ее понятие раскрывается в трудах Ф. Энгельса (см. Рисунок 13).

Карл Маркс – выдающийся немецкий политический мыслитель, философ, социолог, общественный деятель, экономист, писатель, политический журналист. История конца XIX-XX вв., социальная мысль этого периода испытали на себе огромное влияние его идей. Маркс выступил основоположником принципов исторического и диалектического материализма; в сфере экономики ему принадлежит заслуга создания теории прибавочной стоимости, в области политики он разработал теорию классовой борьбы; вместе с Ф. Энгельсом создал цельное политическое, экономическое, философское учение, названное в его честь марксизмом.

Рисунок 12 Карл Маркс

Немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841—1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 г. положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации и деятельности Союза коммунистов, вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии».

Рисунок 13 Фридрих Энгельс

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Теория связывает возникновение государства с частной собственностью, классовым делением общества и классовым антагонизмом. Суть марксизма заключается в том, что государство- само по себе есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.

Марксистская теория оправдывает себя тем, что заложенный в основу экономический фактор объясняет общественные явление качественнее, чем психологические, моральные, этнические и биологические, хотя они также должны учитываться при формировании теории.

Проблема данной теории заключается в том, что чрезмерное акцентирование на классовом делении повлечет за собой исчезновение государства, следом за отмиранием классов и за этим последует установление коммунистического самоуправления.

С марксистской теорией происхождения государство тесно граничит материалистическая теория, выдвинутая Марксом, Энгельсом и Лениным (см. Рисунок 14).

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия - Ульянов) – великий российский политический и общественный деятель, революционер, создатель партии РСДРП (большевики), создатель первого в истории социалистического государства. Ленин известен, прежде всего, как один из вождей великой Октябрьской революции 1917 года, когда была свергнута монархия, а Россия превратилась в социалистическую страну. Ленин был председателем Совета Народных Комиссаров (правительства) новой России - РСФСР, считается создателем СССР.

Владимир Ильич не только был одним из самых видных политических вождей за всю историю России, он также был известен как автор множества теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма и создатель и главный идеолог Третьего интернационала (союза коммунистических партий разных стран).

Рисунок 14 Ульянов-Ленин Владимир Ильич

Данная теория базируется на том, что к классовому вымиранию, о котором говорится выше, приведет полный переход власти к богатым, ведь по мнению сторонников теории, в основе формирования государства лежат экономические факторы, как развитие земледелия, скотоводство и ремесло. Развитие этих занятий подразумевает, что кто-то так или иначе будет находиться на вершине каждого из сегментов и «верхушка» будет всячески защищать свою власть и установится новая политическая структур- государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества, как целостного организма.

Петражицкий (см. Рисунок 15) и Фрейд (см. Рисунок 16) являются наиболее известными сторонниками психологической теории происхождения государства.

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Рисунок 15 Петражицкий Лев Иосифович

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте, именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

Рисунок 16 Зигмунд Фрейд

Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики- потребности одних в доминировании над другими, стремлении одних подчиняться и подражать, а других властвовать и быть образцом для подражания.

Причины подобной теории происхождения государства берут свое начало еще в первобытные времена, где в племенах существовала иерархия: вожди, шаманы, жрецы, колдуны имели власть над народом, который сам ею их и наделил. Они делали охоту удачной, исцеляли болезни, предугадывали события и тем самым создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из предписываемой вождям. шаманам, жрецам и другим власти и возникает государственная власть. Из этого следует, что государство- это некий продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными личностями), которые способны принимать ответственные решения и пассивной частью общества, способной к подражанию и исполнению указанных решений.

2.2. Теория происхождения государства в современности

Проанализировав представленную выше информацию можно сформировать четкое представление, что государство- это в той или иной мере в большей степени иерархия и ни одна из теорий его происхождения не содержит в себе как такового первоначального равенства. Наиболее реалистичной и приемлемой в ходе анализа является патриархальная теория происхождения государства, в то время как насильственная теория происхождения государства и психологическая, скорее, вытекают из нее, как инструмент становления, марксистская и материальная- как инструмент организации, органическая теория происхождения государства- как модель, а теологическая- какая ранняя версия патриархальной. Наиболее наглядно структуру государства можно представить на схеме (см. Схема 1).

Исполнительно-распорядительные органы

Парламент

Государство- это

Судебная система

Аппарат управления

уу

Надзорно-контрольные органы

Граждане

Органы охраны порядка

Органы гос. безопасности

Вооруженные силы

Схема 1 Структура Государства

Государство- это систематизированный организм, в котором работает механизм воздействия на его граждан. Воздействие может быть психологическим, по теории Фрейда, где граждане подчиняются в силу менталитета или этнических особенностей. Государственная система тесно завязана с экономикой и материальной составляющей, что не дает отрицать правоту Карла Маркса, Владимира Ленина и Энгельса. Также, методы воздействия на граждан государства в рамках системы и подчинения, могут быть абсолютно разными- от демократичной договоренности между, до насильственных действий в целях сохранения власти и порядка. Так, насилие используется, как аппарат управления государством и его гражданами.

Но ни одну из теорий невозможно представить, как единственно- верную. Патриархальная теория происхождения государства- продукт теологической, выдвинутая посредством эволюции. Органическая теория- это больше классификация государства, как систематизированного организма с помощью биологического сравнения с организмом человека. Насильственная теория, будучи, предположим, единственной верной, привела бы мир к геноциду. Психологическая теория управления государством - это практически та же система, на ментальном уровне. Одни- подчиняют, другие- подчиняются. Марксистская и материальная теории происхождения государства - это система государства изнутри, благодаря которой оно может функционировать и развиваться.

Если сопоставить проведенный анализ, то получается, что все теории взаимосвязаны и одна вытекает из другой. Таким образом, теории дополняют друг друга, в каких-то местах взаимозаменяют, единственной истинной и достоверной при таком раскладе ни одна из вышеупомянутых теорий являться не может.

Заключение

В представленной научной работе было проведено исследование теорий происхождения государства.

На основании проанализированного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и это множество обусловлено исключительно особенностями развития общества, которое в разные исторические эпохи имело абсолютно разные взгляды на восприятие окружающей действительности. Так, например, от твердой веры в то, что государство- это мир, а бог- его правитель, человечество, эволюционируя, развиваясь в естественных науках, экономике, международных и межклассовых, а также человеческих отношениях смогло вывести на одинаковый уровень существование нескольких теорий.

Если систематизировать все выше сказанное, то наиболее объективной и конструктивной является патриархальная теория происхождение государства- упрощенная и приближенная к реалиям, доступная для восприятия и практически аналогичная теологической, но за основу вместо мира берется структура семьи, а вместо бога- патриарх, руководитель. Государство так или иначе является систематизированным организмом, откуда вытекает органическая теория происхождения государства. Организм, это система, где органы представляют собой иерархию, из чего мы плавно переходим к тому, что материальная и марксистская теории также нельзя опровергнуть. Иерархия в большинстве случаев - это либо психологическое давление, либо следствие насилия, либо договоренность.

Таким образом, все теории являются между собой взаимосвязанными и приоритет каждой из них зависит лишь от индивидуального восприятия, как на мировом уровне, так и в рамках восприятия действительности отдельным индивидом.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что невозможно определить одну единственную, верную теорию возникновения государства, так как каждая имеет место существовать, как отдельно, так и являясь следствием друг друга.

Список использованных источников

  1. Азизова, П.М., Мусаева, А.Г. Основные понятия в теории государства и права / Евразийский юридический журнал. 2015. № 5 (84). С. 123-124.
  2. Бошно, С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов/С.В. Бошно//Журнал российского права. -2014. -N 12. -С.190 -197.
  3. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.
  4. Горохова, С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 317 с.
  5. Иеринг, Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Т. 1. СПб., 1875. (переиздат). М. Юнити, 2013.
  6. Калина, В.Ф. Теория государства и права: учебник для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
  7. Кашанина, Т. В. Теория государства и права: учебник/Т. В. Кашанина. -2-е изд., пересмотр. -Москва: Норма-Инфра-М, 2011. -496 с.
  8. Каширин, А.В. К вопросу о толковании правовых норм / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 151-155.
  9. Кич, И.С. Теория государства и права / Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2016.
  10. Кожевников, В. В. Теория государства и права: монография / В.В. Кожевников, И.Н. Сенин, А.И. Красман. – Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. – 174 с.
  11. Кочубей, А.Г., Болдырев, С.Н. Теория государства и права / Философия права. 2015. № 1 (68). С. 56-60.
  12. Краснов, Ю.К. Теория государства и права: учебник/Ю.К. Краснов. -М.: Юстицинформ, 2014. -280 с.
  13. Маркелова, Ю.В. Теория государства и права / Science Time. 2015. № 12 (24). С. 505-506.
  14. Осипов, М.Ю. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. С. 410-416.
  15. Певцова, Е.А. Теория государства и права и проблемы развития образовательного законодательства //Право и закон 2014. № 1. 
  16. Певцова, Н.С. Эволюция научных взглядов на теорию государства и права / Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.А. Певцовой. 2016. С. 77-81.
  17. Плетников, В.С., Плетникова, М.С. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. 
  18. Преображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим. — Едиториал УРСС, 2004. — 240 с.
  19. Рогачев Е.С. Теория государства и права: практикум/ Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 89-92.
  1.  Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.

  2. Горохова, С.С. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. С. Горохова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 317 с.

  3. Плетников, В.С., Плетникова, М.С. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. 

    • Августин// Музыкальный словарь : в 3 т./ сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля.— пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг: изд. Б. П. Юргенсона,1904.

  4. Преображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим. — Едиториал УРСС, 2004. — 240 с.

  5. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.]/ гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33

  6.  Бородай Т. Ю. Платон // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. Совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

  7. Фильмер, Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

  8. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.

  9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга 10 «Эпикур»

  10. Брайович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. — M.: Наука, 1982. — 231 с