Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей Маслоу (Теоретические аспекты теории человеческих потребностей А. Маслоу)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что проблема мотивации и мотивации до сегодняшнего дня остается острой, трудной, теория мотивации постоянно экспериментально изучается, а так как мотивационная область является ядром личности, то изучение мотивации поведения человека становится насущной задачей науки.

Стоит отметить, что без понимания того, чем же мотивировано поведение потребителя в каждом конкретном случае покупки товара, профессиональная деятельность экономистов-маркетологов, а вместе с ней и всей экономики, не будет целенаправленной и эффективной.

В большинстве случаев, признавая за мотивом движущую силу, психологи различаются во взглядах на происхождение данной движущей силы. Некоторые специалисты считают, что позыв берется от необходимости, другие – от предмета ее удовлетворения.

Кроме того, исследователи к роли самого мотива также относятся по-разному: у некоторых есть стремление к действию, у других есть что-то, что стимулирует постановку цели. При этом в некоторых случаях побуждение заменяется его причинами: идеалами, ценностными ориентациями, потребностями, целями, интересами.

Наиболее стройной из классификаций потребностей является классификация человеческих потребностей А. Маслоу. Маслоу исходил из иерархии потребностей, в зависимости от стадии развития индивида и приоритетности потребностей.

Объектом курсовой работы является социально-антропологический феномен, определяемый понятием «человеческая потребность».

Предметом исследования выступают социально-философские основания теории человеческих потребностей Абрахама Маслоу.

Целью курсовой работы является исследование теории человеческих потребностей Маслоу, а также анализ роли и особенностей использования данной теории.

Для эффективного достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие основные задачи:

  • изучение истории создания Маслоу теории человеческих потребностей;
  • рассмотрение иерархия человеческих потребностей А. Маслоу;
  • определение структуры пирамиды Абрахама Маслоу: физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принадлежности и любви; потребностей в самоактуализации.
  • анализ особенностей использования теории потребностей Маслоу в маркетинговых целях;
  • исследование роли и значения теории Маслоу в современное время.

Анализ использованной литературы. Для изучения данной темы было использованы учебные материалы, диссертации, статьи таких авторов, как Абрахам Маслоу, Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Никишечкин А.П., Джарретт К., Шевчук Р., Гарин Е.В., Генкин Б.М., Исабекова А. А., Костанда А.В., Ященко Р.С., Костенко Е.П., Михалкина Е.В., Леонтьев Д. А., Никитина Е., Николаева Л.С., Чумакова Т.Н., Туев В.А., Фейдимен Дж., Хагур Ф.Р., Коблева Э.А., Хасрудиков Р.М., Четвертаков С.А., и других.

Методы исследования, применяемые в работе – сравнительный, диалектический, исторический методы, системно-структурный анализ, сравнительно-правовой, логико-юридический методы, систематизация, обобщение.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 35 страниц.

1. Теоретические аспекты теории человеческих потребностей А. Маслоу

1.1 История создания Маслоу теории человеческих потребностей

Вопрос о природе человеческих потребностей и их роли в человеческой деятельности привлекает в настоящее время внимание многих исследователей, вызванных управленческими, правовыми, экономическими и социальными аспектами развития современного общества с их характерным ростом технического прогресса, который создает все больше путей, с одной стороны, удовлетворения, а с другой-навязывания потребностей человека частными общественными силами, социальным контролем, средствами массовой информации и рекламой. [10]

В Древней Греции только основные группы человеческих потребностей не образовались, как «внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности, что-то, проявляется в зависимости от ситуационных факторов», но и началось их теоретическое осмысление в философских учениях. [15]

Человек является социальным существом, потому он руководствуется не инстинктами, а требованиями общества. Значение самоорганизации в жизни каждого из людей очевидна. Но потребности человека динамичны, и это проявляется в зависимости от возраста, социального положения и множества иных факторов. Из этого общего объема потребностей выделяются те основные, которые наиболее соответствует личностному «я» человека. Их наиболее легко удовлетворить при конкретных условиях. Можно сказать так, что данные потребности лучше мотивированы. [3, с. 139]

В общем виде, мотивацию можно представить как остронаправленное воздействие на чувства и эмоции человека, которые в конечном итоге формируют призыв к действию. [21, с. 115]

Если убеждения человека апеллируют к разуму, то мотивация – к чувствам. Иначе говоря, мотивация – это всегда возможность выбора, ведь принуждение к действию не дает такой возможности.

Движение к цели с использованием исключительно силы воли – это энергетически невыгодный путь. При отсутствии мотивации цель всегда будет казаться намного дальше и недоступнее. [7]

Одним из тех, кто первым попытался показать иерархию потребностей, по праву признается «второй американский психолог» Абрахам Маслоу - основоположник гуманистической психологии.

Маслоу родился в 1908 году в Бруклине (штат Нью-Йорк). Он является автором самой известной в психологии теории мотивации – Абрахам Маслоу. После получения высшего образования в университете Висконсина и получения возможности преподавать, на двадцать втором году жизни он приступил к работе над главным трудом своей жизни – «Мотивация и личность», которая вскоре в 1954 году была опубликована. [17]

Им руководил мотив синтезировать такие популярные психологические подходы того времени, как холистический, динамический и культурный, имеющие, по его мнению, глубинную связь единого целого.

В процессе подготовки Маслоу изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки, психоанализу у Эриха Фромма, а затем у Альфреда Адлера. Также он увлекся антропологией вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и даже принял участие в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен. [21, с. 118]

Его знаменитыми работами также являются:

  • «Мотивация и личность»;
  • «В направлении психологии бытия»;
  • «Дальние достижения человеческой природы».

Все труды Маслоу связаны с идеями классификации потребностей, личностного роста и здорового развития человека, самореализации, мотивации, позже вынесенными мировым сообществом аргументами научной ненадежности и непригодности к практическим задачам, как не нашедшим эмпирического подтверждения, на самом деле с мыслями о потребностях и склонностях, способностях и реализации человеком на благо общества. [12, с. 85]

«Пирамида потребностей» известна большому количеству людей: как специалистам в сфере психологии, так и в сфере экономики. Однако стоит изучить также и биографию А. Маслоу.

Рассмотрим некоторые интересные факты. То, что исследователь был русским по происхождению, знают немногие. Чтобы спасти собственные жизни, его родители приняли решение переехать в Америку. Глава семейства Самуил Маслов по профессии был бондарем. Они с женой Розой Шиловской в начале ХХ века эмигрировали в США из-за еврейских гонений в Киевской губернии, где они проживали. Уже переехав в Штаты, чтобы казаться местным, Самуил стал произносить и писать свою фамилию как Маслоу, тем самым американизируя ее. Масловы поселились в Бруклине, в еврейском районе. Там-то и появился 1 апреля 1908 года на свет Абрахам. Первый из семи детей. [5]

Маслоу был обладателем ярко-выраженной еврейской внешности, благодаря чему довольно рано узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким и подавленным ребенком. Рассказывая о себе, Маслоу говорил: «Я рос еврейским ребенком в нееврейском обществе. Не имел приятелей, а все свое свободное время посвящал чтению книг, просиживая в одиночестве в библиотеках». [13, с. 68]

 Абрахам не имел выразительную внешность. Маслоу комплексовал из-за своего большого носа, он казался ему комичным, так же сильно переживал из-за тщедушного телосложения. Юноша настолько не принимал себя, что старался избегать каких-либо контактов, старясь как можно меньше попадаться людям на глаза. Например, он не ездил в часы пик в метро. Однажды Абрахам пробовал заняться спортом, но из этого ничего не вышло, и он целиком уходит в науку.

В подростковом возрасте Абрахам влюбился. Избранницей его сердца стала двоюродная сестра — Берта Гудман. В 1928 году молодые люди поженились и были невероятно счастливы вместе. Маслоу был настолько потрясен взаимной любовью, что дал имя этому событию — «пиковые переживания» своей жизни. В дальнейшем данный термин явился ключевой частью его исследований — теории самоактуализации. Это вселило в него огромную уверенность в себе. Ученый утверждал, что именно любовь позволила «начать жить». [13, с. 69]

По совету отца, Абрахам поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не отучился и года. В 1928 году он перевелся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал известный исследователь приматов Гарри Харлоу. Тогда и пошла вверх его научная карьера. В 1930 он получил степень бакалавра, через год – магистра, а в 1934 году – доктора философских наук. Его первая научная работа сулила ему блестящее будущее. Молодой ученый исследовал взаимосвязь сексуального и социального поведения приматов. Впрочем, успех никак не повлиял на дальнейшее проведение научных экспериментов, так как Абрахам не стал их продолжать. Известность к нему пришла в области философии. [5]

В первой половине 1940-х годов ученый предпринял первую попытку по-новому взглянуть на природу человека и самостоятельно дать этому формулировку. Маслоу призывал к изучению «человеческого в человеке». В статьях того периода он критиковал и оспаривал поведенческую психологию, психоанализ. Но в то время ученые не поняли и не приняли стремление Абрахама Маслоу к гуманизации психологической науки. Даже коллеги по факультету сторонились его, а ведущие психологические журналы принципиально отказывали в публикации его научных работ. [21]

Все знают Маслоу как создателя «пирамиды потребностей», многие изучали ее еще в школе, а кто-то и в студенчестве. В пирамиде иерархически представлена система мотивов человеческого поведения. «Изобретение» не раз подвергалось сомнению и становилось предметом ожесточенных споров не только среди психологов, но и менеджеров, маркетологов. Тогда считалось, что «пирамида» не функционирует. Ведь каждая потребность не может удовлетвориться полностью, а значит переход к следующей ступени невозможен. Маслоу исследовал человеческие потребности в своей работе «Мотивация и личность», написанную в 1954 году, при этом сама иллюстрация пирамиды появилась уже после его смерти. В 70-х годах последователи и популяризаторы Маслоу в своих работах придумали простую схему как изобразить результат исследования психолога. И именно в образе пирамиды было проще дать объяснение теории мотивации талантливого ученого. [21]

«Неработающая» пирамида появилась из-за схематичного изображения теории Маслоу в виде треугольника. Отсюда и появились недопонимания ее толкования. Дискутируя, люди часто не соглашались с тем, что потребности высшего уровня не могут возникнуть из-за неудовлетворенности физиологических желаний. В пример приводилось следующее:

  • поэт, пишущий стихи даже в голодном состоянии;
  • альпинист, игнорирующий безопасность, при подъеме к заветной вершине. 

На самом деле ученый имел в виду только те нужды, которые были доведены до крайности. Абрахам Маслоу был уверен в том, что человек, который не имеет уважения и любви среди окружающих, испытывает острую нехватку этих чувств. И его действия, прежде всего, концентрируются на удовлетворении именно физиологических, а не чувственных потребностей. [5]

Абрахам Маслоу 10 лет (1951-1961) плодотворно руководил кафедрой психологии в университете Брендейса в Бостоне. В это же время он был редактором печатного издания «Журнал гуманистической психологии», так же в те года его труды публиковались в других профильных периодических изданиях. Продолжая трудиться в университете, во второй половине 1960-х стал главой Американской психологической ассоциации. [13, с. 72]

Стоит отметить, что наработки Маслоу пользуются невероятной популярностью и в наши дни. Психологи по всему миру применяют их в своих практиках. Поразительный энтузиазм и продуктивная научная деятельность оказали огромное влияние на развитие психологии как науки в целом. [5]

Сам Маслоу отмечал, что теория, прославившая его, применима к пониманию потребностей человечества в целом как философского обобщения. Сегодня это пример универсальной междисциплинарной концепции в гуманитарных и экономических науках, которая используется в совершенствовании стиля руководства, для анализа потребительского поведения, при формировании системы мотивации. [12, с. 87]

1.2 Иерархия человеческих потребностей А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу был одним из самых ярких основоположников гуманистической психологии. Из его произведений проводники во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложности человеческих потребностей и их влияние на мотивацию человека. [15]

Пока Маслоу создавал свою теорию мотивации, он шел необычным способом. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод — биографический: он изучал жизнеописания, биографии знаменитых людей, которые добились высот в жизни.

Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 году и была впоследствии пересмотрена, и дополнена автором в 1970 году. [20]

Стоит заметить, что в центре книги Маслоу лежит идея пирамиды потребностей (теория иерархии потребностей или просто теория потребностей) - иерархической модели потребностей человека.

Маслоу пришел к выводу, что у всех людей одинаковые потребности, которые условно можно разделить на 5 категорий:

  1. физиологические: голод, жажда, сон, половое влечение;
  2. потребность в безопасности: комфорт, чувство защищенности (как личной, так и социальной, финансовой);
  3. социальные: общение, привязанность, любовь, совместная деятельность, забота о других людях;
  4. престижные: самоуважение, признание, достижения;
  5. духовные: самоидентификация, самореализация, самовыражение, познание. [1, с. 57]

Более детально и понятно они продемонстрированы на рисунке 1. Их достоверность можно подтвердить для себя, если просто пообщаться с людьми и постараться проанализировать их мотивацию в отношении условий их жизни.

Рисунок 1 Потребности человека, согласно теории человеческих потребностей Маслоу [составлено автором]

Таким образом, от рождения и до смерти человек стремится к удовлетворению потребностей, начиная с нижнего уровня и все выше. [15]

Первый уровень – это физиологические потребности, основа выживания и нормального функционирования организма: сон, еда, вода, половое удовлетворение, тепло и так далее. [2, с. 16]

Затем, при удовлетворении хотя бы на большую долю этого уровня, в человеке просыпается потребность в безопасности, с целью сохранения стабильности возможности удовлетворения потребностей первого уровня. Сюда относится:

  • комфорт;
  • личная защищенность (от катаклизмов, угроз природы или других людей);
  • финансовая стабильность. [6, с. 171]

При обеспечении безопасности человек стремится построить крепкие социальные связи в форме дружбы, любви, заботы со своими близкими. Стремится к развитию отношений и семье.

Стоит сказать, что согласно Маслоу, человек способен удовлетворять свои основные потребности лишь при способности строить хорошие отношения с окружающими людьми, они являются основой его удовлетворяя, главным инструментом. [15]

После этого актуальной становится потребность в достижениях. Это необходимо для чувства, в первую очередь, самоуважения, уважения, осознания ценности своей роли в обществе, среди других людей. Человек стремится к признанию, статусу, престижу.

И наконец человек достигает уровня мета-потребности – самореализации. Человек находит главную идею своей жизни, ее смысл, и всецело посвящает себя ей. Такие люди находятся в гармонии с самими собой и миром. Но этого уровня можно достичь лишь при удовлетворении предыдущих уровней. Потом нет смысла думать об осмысленности своего существования, пока человек чувствует угрозу от других мира или других людей. Удовлетворение будет приносить лишь то, что соответствует актуальному для человека уровню потребностей. [6, с. 172]

Важно обратить внимание на то, что человек может как подниматься по уровням, так и опускаться. Но все же если человек достигал высшего уровня, то к низшему он будет относится куда более спокойно и объективно.

Поэтому человек с актуальной третьей ступенью (любовь) может спокойно неделю поголодать, если того требует ситуация, а если он находится на границе первой и второй ступени – то это обстоятельство будет восприниматься очень остро. [20]

Долгое неудовлетворение потребности способно спровоцировать в человеке психологический невроз. В той или иной мере, в нашем обществе каждый человек психологически болен. Этим обуславливается частые тревоги и неадекватная оценка обстоятельств большинством людей. [15]

Обобщая все потребности, Маслоу делает вывод о том, что любой здоровый представитель нашего общества может сказать, что он в одно и тоже время может быть доволен и недоволен всеми его основными потребностями. При этом представление о иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и принять утверждение, что низшие потребности всегда удовлетворяются в большей степени, чем высшие. [8, с. 221]

Анализируя условные данные, можно сделать вывод о том, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворяются, например на 85%, потребность в безопасности удовлетворяется примерно на 70%, потребность в любви-на 50%, потребность в самоуважении-на 40 %, а потребность в самореализации-10%. Ни одна из упомянутых Маслоу потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней пирамиды (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

2. Структура пирамиды Абрахама Маслоу

2.1 Физиологические потребности

Физиологические потребности по Маслоу также называют первичными, необходимыми. Их удовлетворение необходимо человеку для поддержания жизни. Тем самым делается акцент на том, что без удовлетворения этих потребностей человека прекратит свое существование. [4, с. 85]

Данная категория является фундаментальным уровнем пирамиды потребностей по Маслоу. Данный вид потребности является биологическим по своему по своему происхождению. Помимо еды, в эту категорию входят потребности в одежде и убежище.

Стоит отметить, что помимо еды, в данную категорию входят потребности в одежде и убежище. При этом некоторые из физиологических потребностей не являются необходимыми, так как человек может существовать и без их удовлетворения. [21]

Психологи, определяя физиологические потребности как потребности в крове, одежде и пище, приводят не полный список.
Люди обращают внимание только на те потребности, которые требуют удовлетворения. Те потребности, которые удовлетворяются самостоятельно, без усилий человека, мы не замечаем.

 Постоянное пребывание во фустрирующей (травмирующей) ситуации, вызванной неудовлетворением первичных потребностей, может вызвать у человека психологические заболевание. Ели человек долгое время испытывает голод, он будет считать, что лучшее в жизни — это большое количество пищи.

Русский врач Л.А. Богданович в своих наблюдениях выяснил, что на разных стадиях голодания происходят необычные изменения психики. Из-за длительного дефицита еды изменения психики приводят к стойким изменениям в личностных структурах. [9, с. 189]

Примером могут служить люди, пережившие войну, времена голода - они не могут выкинуть оставшуюся еду, делают запасы, которые не нужны. Подобный опыт меняет личность человека в целом, его, поведение, общение, мировоззрение и т.д.

Большое значение имеет отношение к голоду, умение человека совладать собой и не поддаваться панике. К этим физиологическим потребностям относится и физическая активность. Ее удовлетворение возможно через занятия спортом, физические упражнения и активный отдых. [4, с. 87]

А. Маслоу говорит о физиологических потребностях следующее: «За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. ... Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препочтенные по отношению ко всем прочим потребностям.» [1, с. 226]

Из этого следует, что человек, живущий в крайней нужде, человек, лишенный всех радостей жизни, будет руководствоваться в первую очередь потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и не хватает любви и уважения, то в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный. [20]

Однако, стоит задать также вопрос - происходит с желаниями человека, когда у него много пищи, когда он сыт, когда его желудок не нуждается в еде?

Происходит то, что человек сразу же обнаруживает другие - высшие потребности, и эти потребности берут верх над его сознанием, занимая место физического голода. Как только он удовлетворяет эти потребности, их место занимают новые, еще более высокие потребности, и так до бесконечности. Именно об утверждает Маслоу, когда говорит, что человеческие потребности организованы иерархически.

2.2 Потребности безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей человека, на первый план выходит потребность в безопасности. Если рассматривать ее более подробно, то можно сказать, что это потребность в:

  • защите;
  • стабильности;
  • уверенности в будущем;
  • потребность сохранения здоровья и др. [13, с. 81]

Если первичные потребности удовлетворены, то потребность в безопасности может стать определяющей в поведении человек. Безопасность бывает двух видов: физиологическая и социальная (духовная). Даже на физическом уровне можно увидеть, что эта потребность по-разному влияет на человека. Социальная безопасность определяется стремлением человека иметь хорошую надежную работу, страховку, образование, пенсию и т.д.

Кроме личной безопасности, человек нуждается и в общественной безопасности. Выражается такая потребность в том, что человек предпочитает известность неизвестности. [15]

В разные исторические периоды общества стремилась к сохранению мира неизменным. Крайние проявления такого поведения демонстрируют люди, страдающие неврозом. Они стараются всё систематизировать, привести в порядок, чтобы их жизни не было неожиданных ситуаций. Если всё-таки подобное явление происходит, невротики считают его угрозой и начинают паниковать. [21]

 Всё новое и непривычное у таких людей вызывает чувство небезопасности. Попытки принести в их жизнь что-то новое не увенчалась успехом, так как главная ценность для них - сохранение устоявшихся традиций и привычного уклада жизни., потому что это обеспечивает ему уверенность и чувство безопасности.

В современном обществе также болезненно относятся к переменам. Большинство нашего общества составляет средний класс, а для него характерной особенностью является поддержание стабильности, неизменности социальной системы. Какие-либо изменения рассматриваются как угроза безопасности.

Удовлетворение потребностей низшего уровня ведёт к актуализации потребностей более высокого уровня, но это не говорит о том, что место предыдущей занимает другая потребность. [13, с. 82]

Маслоу утверждал, что, если потребности были не удовлетворены — это может привести к болезни, в частности, к психическому заболеванию. Например, люди, которые не чувствуют любовь или принадлежность к миру могут испытывать депрессию.

В настоящее время потребность в безопасности может быть выражена, например, в покупке страхового полиса или гарантии пенсионного и социального обеспечения, которые могут обеспечить хорошую надежную работу.

Маслоу считал, что после удовлетворение физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивид озабочен потребностями другого уровня, которые в самом общем виде могут быть объединить в категорию безопасности. [1, с. 228]

Потребность в безопасности здорового и успешного представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, которые живут в мирной, стабильной, хорошо функционирующей стране, могут не бояться хищников, жары, мороза, преступников, им не грозит хаос или угнетение тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. [21]

В здоровом обществе люди нуждаются в безопасности, однако она проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим сотрудникам гарантии социального обеспечения, в попытке откладывать деньги про запас и тд.

2.3 Потребность в принадлежности и любви

Когда вопрос безопасности решен, актуализируется потребность в любви и принятии другими. Человек понимает, что ему необходимы друзья, любимый человек, семья, иными словами, социальная группа, которая дала бы то, что ему необходимо. [13, с. 83]

Данная потребность становится значимой и первостепенной для индивида, он забывает, что когда-то голодал. Его теперь мучает одиночество, и он начинает искать близких людей.

Можно отметить, что разлука с семьей, друзьями, их утрата и другие факторы оказывают негативное влияние на психику человека. Человеку важно знать и понимать, что он живет дома с близкими людьми и являет частью определенной группы. [21]

Клубы по интересам, проведение различных встреч являются примером того, что людям необходимо общение, потребность в принадлежности, возможность преодоления чувства одиночества.

Неудовлетворение потребности в любви приводит к дезадаптации, а в последствии и к более серьезным психологическим проблемам. Различное проявление любви в нашем обществе практический всегда имеет определенные ограничения и запреты.

Важно уточить, что в данном случае любовь не приравнивается к сексу. Сексуальное влечение рассматривается на физиологическом уровне. Но, говоря о сексуальном поведении, потребность в любви для него, помимо других потребностей, играет определяющую роль. [15]

Потребность в любви и в сексуальных отношениях взаимосвязаны, на психологи разделяют эти два понятия. 

  1. потребность в сексе физиологическое явление, как инстинкт сохранения рода;
  2. любовь — это более сложное социальное явление, которое своим источником имеет биологические механизмы. [2, с. 24]

Эрик Фромм считал, что при помощи любви человек справляется с одиночеством и устанавливает взаимосвязь с другими людьми.

 Так же, по мнению Фромма, представления о любви в разные исторические эпохи отображают уровень развития личности, общества, мировоззрение, ценности, которые были первостепенные в те или иные времена. [8, с. 314]

Специалисты описывают и анализируют такие формы проявления любви, как:

  • любовь между родителями и детьми;
  • братская любовь;
  • материнская любовь;
  • эротическая любовь;
  • любовь к себе;
  • любовь к Богу. [15]

При исследовании потребности в принадлежности и любви Абрахам Маслоу сделал вывод о том, что после того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, следует актуализация потребности в любви, привязанности, принадлежности и мотивационная спираль начинает новый виток. [1, с. 230]

Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего, человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают свои, что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии у личности.

2.4 Потребность в уважении и признании

Каждому известно, что человеку необходимо признание, стабильная и высокая оценка его достижений и достоинств, нам необходимо уважение тех людей, которыми мы себя окружаем, уважение себя как личности.

Данные потребности делятся на две категории:

  1. Первая включает в себя желания, цели, стремления, которые относятся к понятиям "успех, достижение". Человек должен ощущать чувство собственного достоинства, компетентности, уверенности и независимости.
  2. Ко второй категории относятся потребности в престиже и социальном статусе (уважение со стороны окружающих), внимании и известности. [13, с. 85]

Когда потребность в признанании и уважении удовлетворена, индивид чувствует себя уверенней, появляется чувство значимости, силы, он понимает, что нужен и полезен обществу, его самооценка повышается. Если эта потребность не удовлетворена, то у человека возникает чувство слабости, бессилия, униженности, что может привести к стрессу и депрессии.

А. Маслоу считал, что каждый человек (за редким исключением, относящийся к патологии) постоянно нуждается в признании, в стабильной и, как правило, высокой оценке. Маслоу говорил, что каждый из нас нуждается в уважении окружающих нас людей, и умении уважать себя. [1, с. 232]

Таким образом, удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, ощущение того, что он является полезным и нужным в этом мире.

С другой стороны, неудовлетворенная потребность вызывает у человека чувство унижения, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат причиной уныния, запуска компенсаторных и невротических механизмов. [21]

2.5 Потребность в самоактуализации

В том случае, если все потребности от базовых до более высоких удовлетворены, а человек может быть не удовлетворен, причиной будет являться то, что он занимается не тем делом. [15]

Например, для того чтобы жить в гармонии с собой, композитор должен писать музыку, врач - лечить, артист - играть на сцене и т.д.

Человек должен стать тем, кем он может быть, должен находиться в гармонии с собственным "Я", со своей сущностью. Это и есть потребность в самоактуализации, потребность высшего уровня. [16, с. 67]

Понятие «самоактуализация» было введено немецким психиатром Куртом Гольдштейном. Этим термином он хотел обозначить то, что человек стремится к раскрытию своего потенциала, к самореализации. [18, с. 117]

Данная потребность, как и все предыдущие, выражается у каждого человека по-разному. Один хочет быть идеальным супругом, другой хочет достичь карьерных высот, третий - реализоваться в творчестве. Человек чувствует и додумывается о потребности в самоактуализации только после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

Согласно Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения и поступков является постоянное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. [1, с. 235]

Потребность в самоактуализации имеет ряд функций:

  1. Во-первых, это, по существу, гуманистическая потребность, то есть потребность приносить людям добро.
  2. Второй важный момент самоактуализации заключается в том, что человек должен быть тем, кем он может стать, человек должен выполнять свою миссию, используя все свои возможности и способности.

Маслоу считал, что самоактуализация — это врожденное явление, что самоактуализация является частью человеческой природы.

При этом Маслоу отмечал, что даже если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, можно ожидать, что вскоре человек снова почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность тем, что он не делает того, что должен делать.

Следовательно, человек должен быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать своей собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. [16, с. 68]

Таким образом, обобщая всё вышеуказанное А. Маслоу делает вывод о базовых потребностях человека, автор считает, что о любом здоровом представителе человечества можно сказать, что индивид удовлетворен и неудовлетворен во всех своих основных потребностях. [1, с. 245]

Взгляд на иерархию потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворения потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворяются в большей степени, чем высшие. Стоит также обратить внимание на то, что ни одна из потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом человеческого поведения. [21]

Маслоу считал, все эти потребности могут быть организованы в строгую иерархическую структуру. Таким образом он хотел показать, что потребности более низких уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем потребности более высоких уровней начинают влиять на мотивацию. В любой момент времени человек будет стремиться удовлетворить более сильную или важную для него потребность. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным детерминантом человеческого поведения, необходимо удовлетворить потребность более низкого уровня.

При этом важно обратить внимание на тот факт, что, поскольку развитие человека как личности расширяет его потенциал, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

3. Особенности использования теории человеческих потребностей Маслоу

3.1 Особенность использования теории потребностей Маслоу в маркетинговых целях

Анализируя особенность использования теории Маслоу в маркетинговых целях, в первую очередь необходимо рассмотреть значение теории потребностей с экономической точки зрения.

Связь предприятий, компаний и клиентов обеспечивает маркетинг. Маркетинг изучает потребителей и задает направленность деятельности компаний. Понимание мотивации потребителей дает возможность компаниям удовлетворять как явный, так и латентный спрос, что выгодно выделит ее в конкурентной среде. [11]

В обществе актуальными для разных людей являются все уровни потребностей. Потому каждый товар в той или иной мере, в зависимости от условий, может найти отклик в сознании потребителей. [14]

Стоит рассмотреть основные наборы товаров и услуг, соотнесенные с точки зрения теории потребностей Маслоу:

  1. Успешное продвижение базовых медицинских услуг, основных продуктов питания в достаточном количестве, лекарственных препаратов опирается на решение проблем, связанных с жизнеобеспечением. Дорогостоящие услуги не найдут отклика у этой группы потребителей.
  2. Страховки, охранные системы, дополнительное пенсионное обеспечение позволяют чувствовать человеку свою защищенность.
  3. Одежда, косметические средства, напитки, клубы по интересам дают людям возможность идентифицировать свою принадлежность тому или иному сообществу. [19]
  4. Машина, мебель, кредитные карты, уровень магазинов, элитные клубы, загородная недвижимость, дорогие напитки усиливают самоуважение потребителя, подчеркивая престиж и статус
  5. Хобби, путешествия, самообразование делают человека свободным в достижении поставленных им глобальных целей, позволяя ему реализовать свои мечты и раскрыть свой потенциал. [19]

Однако, верным будет оценивать свою целевую аудиторию с точки зрения ее места в пирамиде потребностей Маслоу.

Например, при создании информационного контента на тему «Как построить бизнес в интернете». Казалось бы, что целевой аудиторией будут новички-предприниматели. Но в действительности, их основной и первоначальный мотив – безопасность (финансовая). Они не будут рисковать своими средствами, им нужна стабильность, эксперименты не для них. [11]

Следовательно, предлагаемый продукт гораздо лучше подойдет для опытных предпринимателей со стабильным доходом, хорошими отношениями в семье и коллегами. Они с интересом посмотрят на возможность переместить свой бизнес в виртуальную среду, для них это расширение бизнеса будет восприниматься как развитие, как достижение, ведь их актуальной ступенью является четвертый уровень.

Неудовлетворенность актуальной потребности является очень действенной сферой применения маркетинговых инструментов, ведь на ней сосредоточено все внимание потенциального потребителя. [20]

По сути, это его слабое место. Например, при рекламе все того же контента о бизнесе в интернете, основное внимание стоит уделить не радужным перспективам, а возможности решения за счет этого конкретным проблем человека. Обеспеченное душевное спокойствие потребителя обернется для компании повышением продаж и прибыли. [4, с. 74]

На практике, прежде чем удастся продать, сознание потребителя должно пройти селективный путь отбора вариантов удовлетворения реальной потребности. Человек рассматривает свой окружающий мир и формирует ответ на то, что ему в данный момент необходимо. [11]

Для того, чтобы завладеть вниманием потенциального клиента, можно использовать различные тактики для рекламы: шок, удивление, юмор или любое событие (любопытство), что заставляет людей смотреть и слушать.

Как только удастся завладеть вниманием потребителей, необходимо побудить их вспомнить сообщение без фильтрации через поле «искажений» их собственных взглядов и умонастроений. [14]

Многократное повторение рекламы помогает удержать внимание потребителя. Однако, стоит отметить, что теория мотивации по Маслоу не может объяснить все потребности людей. Всегда остаётся некая неопределенность.

Рассмотрим достоинства и недостатки теории потребностей с точки зрения маркетинга (Таблица 1):

Таблица 1

«Плюсы и минусы теории Маслоу» [19]

Стоит отметить тот факт, что после появления теории А. Маслоу менеджеры различных рангов стали понимать, что люди мотивированы широким спектром потребностей. [11]

Для того, чтобы эффективно мотивировать конкретного человека, менеджер должен дать ему такую возможность для удовлетворения своих основных потребностей посредством курса действий, который способствует достижению целей всей организации.

Несмотря на то, что теория А. Маслоу дала очень полезные для различных типов процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования только частично подтвердили это. Основная критика этой теории сводится к тому, что в ней не учитывались индивидуальные различия людей. [14]

Не достигла полного подтверждения и одобрения также и концепция наиболее важных потребностей. Некоторые специалисты считают, что удовлетворение одной потребности не приводит к автоматическому запуску потребностей следующего уровеня как мотивирующего фактора человеческой деятельности. [20]

Однако, иерархия потребностей Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Самое главное ее достоинство в том, что она понятна каждому, и ученому с множеством премий и обычному рабочему, не имеющему особого образования.

Основные принципы теории Маслоу, связывающие маркетинг с человеческой психологией, остаются в силе. Эффективность маркетинговых коммуникаций базируется на понимании внутренних потребностей клиентов. Теория «связывает» ваши услуги с клиентской базой, но помните, что ваша целевая аудитория не может оставаться статичной. Необходимо периодически заново сегментировать и классифицировать своих покупателей.

3.2 Значение теории Маслоу в современное время

Исследуя роль и значение теории Маслоу в современное время, можно сказать о том, что вклад в науку одного из самых ярких и значительных психологов 20 в. Абрахама Маслоу столь велик, что позволяет ряду современных ученых, в частности, Д. А. Леонтьеву, относить его личность не только к классикам психологии, но и к гениям. [16]

Как одному из основоположников гуманистической психологии, А. Маслоу принадлежит заслуга изменения вектора движения этой ещё достаточно молодой науки в сторону человека во всей его сложности.

Феномен самоактуализации, лежащий в основе теории А. Маслоу, приобретает особое значение в современном мире, переживающем ситуацию глубокого противоречия между кажущейся бесконечности возможностей и истинными потребностями человека. [14]

Важно отметить высокие заслуги Маслоу - за период своей научной деятельности Абрахам Маслоу разработал пять последовательно сменявших друг друга интерпретаций самоактуализации и три теории мотивации. [1, с. 34]

Наиболее широкую известность получили его ранние разработки, к которой относится и пирамида базовых потребностей, от которой сам А. Маслоу отказался десятилетие спустя, признав, что удовлетворение низших потребностей не является обязательным и необходимым условием активности, побуждаемой высшими потребностями.

При этом А. Маслоу наделяет потребность в самоактуализации значением движущей силы личности, что соотносится с исследованиями последних лет в сфере психологии и профессиональной деятельности. С учетом вышеизложенного, исследование именно проблемы самоактуализации личности в психологии А. Маслоу является актуальным в современное время.

К ключевым характеристикам самоактуализации А. Маслоу добавляет потребность в сознательном «конструировании» своей личности в ходе свободного выбора посредством принятия решений, способствующих личностному росту. [16]

А. Маслоу приводит следующие характеристики самоактуализированных людей:

  • более критичное и эффективное восприятие реальности,
  • принятие себя, других и окружающего мира,
  • простота и естественность,
  • непосредственность,
  • концентрированность на проблеме,
  • потребность в уединении,
  • автономия, независимость,
  • свежесть восприятия,
  • общественный интерес,
  • глубокие межличностные отношения,
  • разграничение средств и целей,
  • философское чувство юмора,
  • сопротивление окультуриванию,
  • склонность к творчеству. [19]

Вместе с тем А. Маслоу уточнял, что самоактуализированные люди также могут быть подвержены неконструктивным привычкам, раздражительности, тщеславию, чувству вины и т. п.

А. Маслоу особо выделял творчество как универсальную характеристику самоактуализированного человека, ведущую ко всем остальным формам самовыражения.

Самореализация – это не столько характеристика, сколько бесконечно продолжающийся динамичный процесс, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение. [21, с. 321]

Таким образом, А. Маслоу расширяет границы экзистенциального измерения человека. Занимаясь исследованиями самоактуализации, А. Маслоу также разрабатывал способы, с помощью которых самоактуализация осуществляется.

А. Маслоу отталкивался от того понимания, согласно которому все без исключения самоактуализированные люди вовлечены в дело, которое для них является очень ценным – «это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова». [1, с. 89]

Эти люди посвящают свою жизнь поиску предельных ценностей, которые не могут быть сведены к чему–то более высокому. Эти ценности выступают как метапотребности, которые «являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют эти метапотребности». [7]

В современное время нужды потребителя, позаимствованные из теории мотивации, активно задействованы в рекламной сфере. Некоторые маркетологи уверяют, что в российских условиях знаменитое учение не работает, но это не мешает творцам рекламы создавать у целевой аудитории новые и новые ценности, основанные на “пирамидальных” желаниях.

Как можно использовать учение Маслоу в управлении предприятием для совершенствования системы мотивации подчиненных? Зная, какие лежат в основе индивидуальных устремлений сотрудника потребности, руководитель ищет рычаги воздействия на персонал.

В идеале для каждой ступеньки должны быть продуманы свои бонусы: в основании пирамиды лежит оклад, защищенность обеспечивается гарантиями трудового кодекса, корпоративные объединения (спортивные команды в крупных организациях или премиальные “выходы в свет”) сплачивают коллектив, учет личного мнения, моральные и материальные поощрения свидетельствуют о признании, а индивидуальные поручения соответствуют когнитивным и творческим задаткам. [19]

Сам Абрахам Маслоу подчеркивал, что человеческая мотивация не строго упорядочена.

В ряде случаев ступени пирамиды меняются местами: так, при опасности мы забываем про сильный голод и стремимся в первую очередь обрести защиту.

Также известно, что у некоторых людей жажда признания сильнее желания любви (это отличает карьеристов). Далее, не всегда человек перешагивает на следующую ступеньку, обеспечив себе достаточный комфорт на предыдущей. [19]

Маслоу сам приводит в пример творческих людей, живущих впроголодь и не оставляющих любимого занятия, а также героев, готовых умереть за свои убеждения. Он замечает, что чем полнее были удовлетворены потребности в детстве, тем легче поступиться ими в дальнейшем.

К тому же другой психолог, Клейтон Пол Альдерфер, утверждает, что движение по лестнице возможно не только снизу вверх, но и обратно, если более высшие потребности не удовлетворены. [7]

При этом также вызывает споры категоричное отнесение сексуального инстинкта к жизненно необходимой первой ступени. Пример великих святых, монахов (Сергия Радонежского, Серафима Саровского и т. д.) доказывает обратное. Пирамида удобна в изучении, но не универсальна. Для многих людей применим иной порядок ступеней, а иным некоторые из потребностей вообще не свойственны в силу характера, темперамента и других особенностей.

Таким образом, на основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, до сегодняшнего дня проблема мотивации и мотивации до сегодняшнего дня остается острой, трудной, теория мотивации постоянно экспериментально изучается, а так как мотивационная область является ядром личности, то изучение мотивации поведения человека становится насущной задачей науки. Классификация потребностей Маслоу является самой стойкой и упорядоченной. В своих трудах Маслоу исходил из иерархии потребностей, в зависимости от стадии развития индивида и приоритетности потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, что свои труды Абрахам Маслоу посвятил таким важным сферам жизни человека, как творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. В единстве души и тела человека Маслоу выделял важность совершенствования личности.

Иерархия потребностей Маслоу является единственной сжатой, общей теория мотивации человека, которая создана для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Самое главное ее достоинство в том, что она понятна каждому, и ученому с множеством премий и обычному рабочему, не имеющему особого образования.

В своей теории человеческих потребностей Маслоу делает вывод о том, что любой здоровый представитель нашего общества может сказать, что он в одно и тоже время может быть доволен и недоволен всеми его основными потребностями. При этом представление о иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и принять утверждение, что низшие потребности всегда удовлетворяются в большей степени, чем высшие.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней пирамиды (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

Основные принципы теории Маслоу, связывающие маркетинг с человеческой психологией, до настоящего дня являются актуальными и остаются в силе. Эффективность маркетинговых коммуникаций базируется на понимании внутренних потребностей клиентов. Теория «связывает» ваши услуги с клиентской базой, но помните, что ваша целевая аудитория не может оставаться статичной. Необходимо периодически заново сегментировать и классифицировать своих покупателей.

При этом важно отметить, что несмотря на то, что теория А. Маслоу дала очень полезные для различных типов процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования только частично подтвердили это. Основная критика этой теории сводится к тому, что в ней не учитывались индивидуальные различия людей.

Не достигла полного подтверждения и одобрения также и концепция наиболее важных потребностей. Некоторые специалисты считают, что удовлетворение одной потребности не приводит к автоматическому запуску потребностей следующего уровня как мотивирующего фактора человеческой деятельности.

Таким образом, в ходе исследования мной была достигнута цель курсовой работы: исследование теории человеческих потребностей Маслоу, а также анализ роли и особенностей использования данной теории, для достижения цели были выполнены следующие задачи:

  1. изучена история создания Маслоу теории человеческих потребностей;
  2. рассмотрена иерархия человеческих потребностей А. Маслоу;
  3. определена структура пирамиды Абрахама Маслоу: физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принадлежности и любви; потребностей в самоактуализации.
  4. проведён анализ особенностей использования теории потребностей Маслоу в маркетинговых целях;
  5. исследована роль и значения теории Маслоу в современное время.

Важно отметить тот факт, что вклад в науку одного из самых ярких и значительных психологов Абрахама Маслоу столь велик, что позволяет ряду современных ученых, относить его личность не только к классикам психологии, но и к гениям. Как одному из основоположников гуманистической психологии, А. Маслоу принадлежит заслуга изменения вектора движения этой ещё достаточно молодой науки в сторону человека во всей его сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрахам Маслоу, Мотивация и личность: Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  2. Букейханов Н.Р., Гвоздкова С.И., Никишечкин А.П. Иерархия потребностей А. Маслоу и потребность в управлении //Статья/ Журнал Российские регионы: взгляд в будущее, № 9. 2017. С. 15-28.
  3. . Букейханов Н.Р., Закшевская Н.Н., Никишечкин А.П., Чмырь И.М. Пирамида А. Маслоу в маркетинге безопасности //Социология, 2013, №2. С 139–143.
  4. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. – Воронеж: Изд-во Воронеж. университета, 2011. – 120 с.
  5. Джарретт К., Шевчук Р. Пирамида Маслоу — 2020: почему знаменитая теория самоактуализации сегодня по-прежнему актуальна //Статья/ Информационно-аналитический портал Knife. URL: https://knife.media/maslow-revisited/ (дата обращения 05.10.2020).
  6. Гарин Е.В. Иерархия потребностей человека //Статья/ Журнал Векторы благополучия: экономика и социум, № 11. 2014. С. 168-181.
  7. Генкин Б.М. Элементы общей теории потребностей человека //Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25523223 (дата обращения 05.10.2020).
  8. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник – М.: ИД «ФОРУМ». ИНФРА - М, 2013. - 336 с.
  9. Игебаева Ф.А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 235 с.
  10. Исабекова А. А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу / А. А. Исабекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.1 (81.1). — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14831/ (дата обращения: 05.10.2020).
  11. Костанда А.В., Ященко Р.С. Особенности использования теории потребностей Маслоу в маркетинговых целях // Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38189035 (дата обращения 05.10.2020).
  12. Костенко Е.П., Михалкина Е.В. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 606 с.
  13. Леонтьев Д. А. Абрахам Маслоу в ХХI веке / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – № 3. – С. 68–87.
  14. Никитина Е. Пирамида Маслоу и ее применение в жизни и бизнесе //Статья/ Информационно-аналитический портал Iklife. URL: https://iklife.ru/dlya-novichka/chto-takoe-piramida-maslou.html (Дата обращения 056.10.2020).
  15. Николаева Л.С., Чумакова Т.Н. Специфика осмысления человеческих потребностей в концепции А. Маслоу // Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23267032 (дата обращения 05.10.2020).
  16. Садыкова А.Я. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире //Статья/ Журнал Символ науки, № 5. 2020. С. 66-70
  17. Туев В.А. Социально-философские основы теории человеческих потребностей // Диссертация/ Электронная библиотека диссертаций DisserCat. Электронный ресурс. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskie-osnovy-teorii-chelovecheskikh-potrebnostei (дата обращения 05.10.2020).
  18. Фейдимен Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации [Текст] // Дж. Фейдимен Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1994. – 347с.
  19. Хагур Ф.Р., Коблева Э.А. Значение теории потребностей А. Маслоу в современном менеджменте //Статья/ Научная электронная библиотека Elibrary.ru. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29090287 (дата обращения 05.10.2020).
  20. Хасрудиков Р.М. Классификация потребностей по А. Маслоу //Статья/ Электронный журнал NovaInfo. URL: https://novainfo.ru/article/5194 (дата обращения 05.10.2020).
  21. Четвертаков С.А. Реконструкция теории Маслоу/ А. Четвертаков. – СПб.: Алетейя, 2011– 576 с.