Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории возникновения государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Что такое государство и в чем оно заключается? Государство, если подумать, большой механизм существования людей в социуме. У него есть свои законы, валюта, независимость от других стран, своя форма правления. В первую очередь государство служит на благо своего народа. Взамен частичной отдачи прав и власти народа государству, оно оберегает людей, живущих в нем, заботится и всячески поддерживает.

Но вот как государство появилось, такой же сложный вопрос, как и появление Вселенной. Естественно, к данному вопросу неоднократно подходили и подходят с научной точки зрения. Вследствие чего появилось множество теорий возникновения государства. У которых были свои сторонники и критики, но каждая из которых имеет место быть.

В данной курсовой работе я опиралась на множество интернет — ресурсов. Ведь тот факт, что интернет является наибольшим скоплением информации оспорить невозможно. Информация из источников, на которые была опора при написании курсовой работы была проверена не один раз, поэтому в достоверности той информации, которая была использована для написания работы я не сомневаюсь.

Глава 1. - Определение государства

Государство - Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожигова )

1.1. Сущность и функции государства

Сущность - главное в предмете. То, что определяет его развитие, функционирование, цели и задачи. Любое государство занимается Общественными делами, защищает общественные интересы - борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и т.п.

Главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Государство так или иначе основывается на социальной власти. А основой любой социальной власти является социальная воля, т.е. стремление членов власти или отдельных субъектов достичь целей, удовлетворяющих и подразумевающих их потребности. Социальной властью может быть необязательно больше количество людей. Это может быть и малая группа отдельных субъектов. Теория Карла Маркса доказывает, что политическая власть принадлежит классу людей экономически выше поставленных и исходит именно из его интересов. При этом социальная власть переходит именно к такому классу людей, а любая попытка субъектов с более низким социальным или экономическим статусом взять власть в свои руки в короткое время подавляется.

Сущность государства определяют его функции, влияние на социальную и политическую сферу, взаимоотношение государства и его граждан.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

Функции государства делятся на внутренние и внешние. Первые направленны соответственно на внутреннее существование государства. Внешние - направлены на сосуществование государства с территориальными соседями, межгосударственные отношения и отношения государства и мира в целом.

К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция - обеспечивает правопорядок, устанавливает правовые норы, регулирующие отношения в обществе и отдельное поведение каждого из граждан. Так же данная функция обеспечивает их охрану прав и свобод.

Политическая функция - обеспечивает политическую устойчивость, выработку основных целей и задач развития общества.

Организаторская функция - включает в себя организацию порядка всей деятельности власти, осуществление контроля за исполнением законов, регулирование деятельности всей политической системы и ее отдельных субъектов.

Экономическая функция - организация, направление, контроль и регулировка экономических процессов с помощью экономических рычагов влияния. ( Налоги, санкции и т.п. )

Социальная функция - обеспечивает общие отношения граждан, взаимодействие тех или иных слоёв общества, защиту интересов тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно в силу некоторых обстоятельств обеспечить себе достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети). Данная функция так же поддерживает здравоохранение, обеспечение тех или иных государственных органов, предприятий, направленных на улучшение существования граждан в государстве.

Экологическая функция - Обеспечивает человеку здоровую среду обитания.

Культурная функция - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных-меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки.

К внешним функциям государства относятся:

Оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности);

Обеспечение мира и международной безопасности(основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности)

Функция международного сотрудничества по самым разным вопросам.

Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

Внутренние и внешние функции государства изменяются на разных ступенях формирования государства. К примеру, в период буржуазного государства экономическая функция не отличалась прогрессивным и сильным развитием. С середины XIX века, в XX веке в странах Западной Европы и Северной Америки экономическая функция достаточно сильно поднялась и по важности, и по объему развития.

Экономика государства напрямую зависит как от внешних факторов ( в наше вовремя курс валюты, межгосударственные отношения и прочее ), так и от внутренних ( здесь — население страны, а именно налоги, выплачиваемые гражданами от их дохода и имущества ). В следствие этого государство направленно на социально-экономическую политику «полной занятости» населения и предупреждения экономических кризисов. В данное время увеличивается воздействие на частный сектор, а именно деятельность человека, с помощью разнообразных способов управления и контроля рыночных и оптовых цен, налогов, экспорта, импорта, контроля кредитной политики и кредитных организаций и т. п.

Но это не означает, что государство препятствует развитию частного сектора в экономике и не обеспечивает достойные условия для его развития.

Здесь в силу уже вступают не только экономические функции государства, но и социальные. Так как каждый гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, и имеет право осуществлять ее как индивидуальны предприниматель или как общество с ограниченной ответственностью и пр. , то государство должно обеспечить достойное существование организаций, не препятствовать предпринимательской деятельности. Данное осуществление трудовой деятельности так же приносит государству доход в виде налога, соответственно поддерживает экономику и оборот денежных средств.

Если существуют функции государства, соответственно должны существовать и рычаги осуществления данных функций государством. В следствие этого различают несколько методов осуществления функций государства.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государственной власти реализуют функции государства.

К методам осуществления функций государства относятся:

1. Метод регулирования нормативными правовыми актами - процесс целенаправленного воздействия государства на общество при помощи юридических рычагов, которые направлены на нормализацию и регулирование общественных отношений

2.Метод принуждения - дополнительный метод деятельности государства. Он используется тогда, когда средства убеждения не показывают должный результат.

3. Метод компромисса - Соглашение на основе взаимных уступок между государством и гражданами или между несколькими государствами.

4. Метод контроля и надзора - это постоянный способ наблюдения, анализа и проверки деятельности граждан с периодической корректировкой поведения или деятельности при обнаружении отклонений от принятых норм.

5. метод пропагандистского влияния на общество — один из самых эффективных методов. Пропаганда может идти из любых социальных источников: теле и радио вещание, газеты, журналы, интернет, государственные каналы в развитых популярных социальных сетях. Чем она качественнее, чем ее больше, тем скорее наступление положительного результата, на который нацелена пропаганда.

1.2 Признаки государства

Помимо того, что каждое государство выполняет свои функции, направленние на внутренние и внешние сферы, оно еще имеет и признаки, определяющее его, именно как государство.

Выделяют следующие признаки государства:

1. Территория - Государство - это политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория определенного государства. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

2. Публичная власть - Государство тем, что оно представляет собой публичную власть, которая содержится за счет налогообложения населения. Государство как публичная власть является учрежденной публичная власть олицетворяет собой все общество, так же она является особым органом управления обществом, состоит из особых организаций и учреждений.

3. Население - С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.

4. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Составной частью суверенитета государства является его территориальное верховенство, то есть целостность его территории охраняется определенными законами о государственной границе и в рамках этой границы обеспечивается верховенство его права, его законов, решения его юрисдикционных органов.

5. Законодательство — неотъемлемая часть государства. Только государство имеет право издавать законы, являющиеся обязательными для всего его населения.

6. Право на легальное насилие — Только государство обладает возможностью лишать граждан высших ценностей, таких, как жизнь и свобода.

7. Сбор налогов - Для государства это основная доходная часть бюджета, необходимого для проведения государственной политики и содержания государственного аппарата, государственных служащих – людей, не производящих материальных ценностей, а занятых управленческой деятельностью.

1.3. Роль государства в общественной и политической сферах

В общественной сфере.

Развитие гражданского общества и правового государства прошло долгий и еще незаконченный путь. Он характеризуется переходом от диктатуры, как экономической, так и политической к демократии и развитию свобод личности. При этом данные переходы характеризуются резкими скачками и достаточно длительными застоями, иногда даже регрессами. Говоря о разделении гражданского общества и государства, следует подчеркнуть, что полной независимости человека и гражданского общества от государства не было, нет и не будет. Именно государство регулирует общественные отношения, рычагом регулировки которого становится право. Общество так или иначе нуждается в законодательстве, в праве. В урегулировании общественного поведения, принятии права, порядка, ряда законов. Саморегулирование в обществе существовать не может, по той причине, что право, власть и закон должны быть едины для всех. Ведь не зря говорят, что анархия — мать порядка.

При этом и государство не может существовать без граждан. Без общества, которое его населяет. Государство так же зависимо от общества, как и общество от государства. Именно за счет населения государство существует экономически. Может обороняться в случае нападения другого государства, может развиваться и в принципе существовать. Не стоит забывать, что население является признаком государства, что было упомянуто выше.

Государство выполняет как бы сервисную роль по отношению к обществу. Оно создает и обеспечивает условия для нормального существования, стабильного развития и функционирования общества. Гражданское общество так же способно оказывать свое влияние на государство, как и государство оказывает влияние на гражданское общество. Народ может влиять на функционирование государства и власти через своих представителей — депутатов, которых народ сам избирает в законодательные органы, органы местного самоуправления.

Так же граждане могут влиять на исполнительную власть с помощью организации профсоюзов, через массовые митинги и забастовки, через общественные письма, теле и радиовещание и тому подобное.

При этом не каждый народ в состоянии основать собственное государство. Для этого нужна достаточно большая численность народа, так как без людских резервов не будет возможности создать социальное богатство. Нельзя будет организовать органы самоуправления и упорядочить порядок существования народа, как отдельного социума. Также нельзя будет обеспечить и безопасность территории государства, соответственно такая страна долго не просуществует. В дополнение можно сказать. Что государство, вновь ссылаясь на признаки такового, должно иметь свою территорию и суверенитет. Соответственно, даже при желании нескольких людей стать независимыми от государства и организовать свое отдельное самоуправляемое государство, это едва осуществимо.

Граждане, которым не нравится то или иное обстоятельство в государстве, те или иные законы, устои рычаги управления обществом, налоги и тому подобное, обычно меняют страну проживания, стараясь улучшить качество собственной жизни.

Как было уже сказано выше, государство также оказывает больше влияние на общество и все процессы, протекающие в нем. Государство выполняет управленческие функции, регулирует все, что происходит внутри него, оно же может диктовать, навязывать, устанавливать идеологию ( если это тоталитарное государство, например, где вся власть проявляется в жесточайшей политике ).

При этом, так как каждое государство является суверенным, при сравнении нескольких можно будет обнаружить между ними черты как схожие, так и явные отличия. Каждое государство так же отличается по развитию. Не только экономическому и политическому, не только по техническому прогрессу, но и по социальному развитию. Дабы именно государство может подталкивать общество на развитие или же наоборот, тормозить, приостанавливать развитие общества в своих интересах. Т.к. каждое общество в государстве стремится к демократии. Что может быть невыгодно государственным органам власти, развитие общества может притормаживаться с целью собственной выгоды для государства, как для отдельных субъектов власти.

В политической сфере.

Понятия «государство» и «политическая система общества» являются частями одного целого. Государство содержит в себе большое множество политических интересов, регулирует политическую жизнь.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как:

1)выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2)

3)является единственным носителем суверенитета;

4)содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенный для управления обществом;

5)имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

6)владеет, как правило, монополией на законотворчество;

располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих, организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

У каждого государства существует своя политическая система.

В науке выделяют два вида политического режима:

1. Демократический

2. Антидемократический

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

1. выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

2. разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

3. гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

4. равноправие - все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их зашиты;

5. плюрализм— господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

6. согласие-политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократию классифицируют на прямую и представительную. Прямая демократия направленна непосредственно на принятие решений всеми гражданами государства, которые имеют право голоса. Данный вид демократии существовал некогда в Афинах или в древнем Новгороде. Люди собирались на площади и принимали общее решение по каждой проблеме, стоящей на повестке дня. В нынешнее время прямая демократия проявляется в виде референдума — общенародного голосования по проектам будущих законов и вопросами государственного значения. Именно таким образом была принята нынешняя Конституция Российской Федерации.

В государствах с довольно обширной территорией прямую демократию очень сложно реализовать. В следствие этого государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Данный вид демократии имеет определение представительной демократии, так как выборный орган представляет избравший его народ.

Следовательно, касательно политики государства по отношению к своему же устройству, демократический режим — режим, в котором власть является свободно выражающим себя большинством.

И если демократический режим власти обладает такими признаками как

народный суверенитет ( главным представителем власти является народ ), свободные выборы ( свобода выдвижение политических кандидатур, как знак свободы политических партий в государстве, свободу избирательного права ), господство большинства над меньшинством, при этом не ущемляя права ни тех, ни других, регулируя их в равной степени и не ущемляя права меньших, несколько ветвей власти и равность закона для каждого из субъектов государства. То должны существовать и обратные режими власти. Антидемократические.

К антидемократическим режимам власти можно отнести авторитарный и тоталитарный режим.

Авторитарный режим - характеризуется сосредоточением власти в руках отдельного человека или группы людей. Данный режим считатется диктаторским. Но в неполитических сферах ( экономика, культура или частная жизнь ) автономия личности и относительная свобода сохраняются.

В авторитарном государстве власть характеризуется неограниченной силой. Данный режим может позволить себе любые действия по отношению к гражданам, чтобы добиться от них повиновения. Еще одним характерным признаком авторитарного режима является монополизация власти и политики. А именно сосредоточением. Как писалось выше, власти у отдельного человека или группы людей и недопущение до власти оппозиций и легальной независимой политической деятельности. Авторитарный режим так же не характеризуется тотальным контролем над обществом. Напротив. Авторитаризм придерживается или невмешательством или ограниченным вмешательством во внеполитические сферы.

Тоталитарный режим — возникает во время полного контроля всех сфер жизни общества властью. Во время тоталитарного режима вся власть полностью монополизирована. Т.е. сосредотачивается в руках одного вождя, диктатора или одной партии. Тоталитарное государство характеризуется единой идеологией и общими законами. Тоталитаризм пресекает любое инакомыслие, обеспечивает себя сильным аппаратом надзора и контроля. Склонным к репрессиям, актам устрашения.

Вывод к главе 1

Подводя итоги к главе 1 можно дать следующее определение государству:

Государство — некий способ организации сосуществования людей в едином обществе со своей публичной и политической властью, которая едина для всего общества. Государство имеет свою территорию, суверенитет, население и прочее. Является официальным представителем своего народа, опорой которому становятся средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет свои социальные органы и рычаги для реализации своих полномочий и потребностей. Государство имеет свою форму правления и свой режим.

Глава 2 — Теории возникновения государства

Если с государством ( его определением, внутренним и внешним устройством) все предельно четко и ясно, то касаемо самого возникновения государства не все так гладко.

Теорий возникновения государства, как и возникновения Вселенной или человека, большое множество.

Хотелось бы рассмотреть и сравнить между собой следующие теории:

Договорная теория и теория насилия, Психологическая и патриархальная, расовая и инцестная теории. Отдельно рассмотрим Марксистскую теорию.

2.1 Договорная теория и теория насилия

Договорная теория несет в себе мысль, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Люди передают часть своих прав государству, а оно в свою очередь представляет общие интересы как его граждан, так и себя самого. Государство обязуется обеспечивать безопасность и защищать права человека.

Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, формировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.

Как было упомянуто выше, в России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

В данной теории государство возникло в результате договора, в который вступило большое количество человек, находившихся до этого в свободном, естественном и независимом от кого или чего либо первобытном состоянии.

Государство является сознательным объединением людей с помощью договора между ними, в следствие которого часть своей свободы и власти передается государству.

Однако это нельзя считать договором-сделкой с последующим/ими представителями власти. Государство в ответ на предоставление ему народом власти, права голоса и принятия решений за все население в ответ обязуется вести устанавливающий законодательный характер, содержащий гражданское общество в полном достатке и обеспечивать порядок государственного образования, представлять собой единую политическую организацию со своими законами, требованиями, со своей территорией и возможностью защитить свой народ и себя ( наличие легализированного насилия ).

У основоположников договорной теории были сторонники и противники. Они предлагали изучить плюсы и минусы такого подхода к проблеме. Критика способствовала развитию идей, одни доказывали их правоту, другие искали ошибки.

Плюсы подхода:

в теории нашли отражение особенности человеческой психики;

демократичность положений;

отказ от религиозного начала жизни;

поиск практических доказательств на примере истории.

Минусы научной идеи:

человек должен изначально представлять, к чему он стремится;

договор можно расторгнуть без законных оснований;

человек может не подчиниться общему договору, остаться в стороне от государства.

Теория насилия

Теория насилия подразумевает под собой возникновение государства, как результат насилия путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. При этом покоренные племена получали возможность дальнейшего развития. Теория насилия получила высокую популярность в XIX в. и в наиболее точном виде нашла свое проявление в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Рассмотрим основные аспекты теории и работы ее главных приверженцев. Суть теории заключается в высказывании, что любое государство происходит путем завоевания одной социальной группы другой, более сильной. Применяется выражение «социальная группа», так как мнения ученых внутри теории на этот счет расходятся.

К.Каутский и Л.Гумплович придерживаются теории, так называемого, внешнего насилия, а немецкий философ Е.Дюринг теории внутреннего насилия. Различие заключается в том, что первые рассматривают завоевание одним народом/племенем другого, а Е.Дюринг пишет о завоевании внутри общества, когда одна часть начинает доминировать над другой.

Австрийский социолог Людвиг Гумплович, говоря о насилии как о причине возникновения государства, приводит в пример исторический опыт, возникновение германских и венгерских государств. По мнению ученого, государство может состоять только из многообразия каких либо национальных/этнических форм. Выражение этих форм – племена, объединяющиеся в государства. «Мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству».

В таком случае будет четкое разграничение на господствующих (завоевателей) и подчиненных (завоеванных). В теории данного автора можно встретить отголоски органической концепции, поскольку Л.Гумплович пишет о законах жизни дикой природы применительно к человеческому обществу. Как животные соперничают и стараются выжить, так и люди устраивают войны, чтобы сохранить жизнь и получить господство над другими видами.

К.Каутский пытается рассмотреть государство, появившееся путем завоевания и подчинения, сквозь призму положительных последствий. Он пишет, что государство – есть аппарат управления, который племя-завоеватель устанавливает над побежденным племенем. Развиваясь вместе с новообразованным племенем государство, как система власти, способно трансформироваться в более организованную и цивилизованную форму, которая будет не только подчинять, но и охранять подвластное общество. Автор так же отмечает, что отношения господства и подчинения, при образовании государства, есть зачатки института рабства, который необходимо игнорировать или поставить на второй план, чтобы не спровоцировать в молодом государственном образовании аномию или стагнацию.

Немецкий философ Е.Дюринг, говоря о теории внутреннего насилия, доказывал, что в любом обществе есть господствующие и подвластные группы, и момент разделения на эти группы и есть возникновение государства. Одновременно с ним появляются классы, в качестве единиц деления общества, и возникает институт частной собственности в качестве привилегии господствующих групп.

Теория внешнего насилия далеко не абсурдна и основана на многих исторических фактах. Завоевание одного народа другим всегда оказывало большое влияние на проигравших .Победители накладывали свой отпечаток на культуру и развитие ( как экономическое так и политическое или социальное ) побежденного народа. Следует заметить, что нельзя отрицать и тот факт, что государственный аппарат таких государств состоял именно из завоевателей.

Органы власти такого государства не всегда основываются на выражении интереса общества ( именно завоеванного ). Общество, племя или государство завоеванные, как правило, вынужденно принимали порядок и устои государства, к которому теперь они относились.

Одним из ярких примеров такового может служить завоевание Древней Руси татарами. Когда все государства делились на волости, князья были вынуждены просить ярлык на княжество в своем городе и прилегаемой к нему территории. Законодательство Руси не имело сто процентной силы на территории всего государства. Оно вынужденно подчинялось устоям завоевателей.

Опять таки ярчайшим примером обеих теорий может служить приход варягов на Русь. Опираясь на «Повесть временных лет» : «В год 6370 (862 по современному летоисчислению)… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»

Т.е. исходя из данного исторического документа приход варягов на Русь характеризуется именно договорной теорией.

Однако, существует так же норманская теория возникновения того же Древнерусского государства. Теория развивает идею того, что Русь происходит из Скандинавии, во время периода завоевания викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Здесь уже вступает в силу теория насилия, как возникновения государства. Т.е. наиболее сильное племя завоевало более слабое. Т.к. норманы славились своими дальними морскими походами, ловкостью и силой, смело можно полагать, что по пришествии на славянские земли, где в тот момент были отельные племена, завоевание прошло более, чем успешно. Здесь уже можно прослеживать культурное сходство между первыми и вторыми. Множество богов, лингвистические сходства, сходства в предметах одежды и прочее.

Таким образом, поводя итог между этими двумя теориями можем сказать, что по сути своей они абсолютно разные. Дабы договоренность и насилие уже несут в себе противоречащий друг другу посыл. При этом каждая из них вполне имеет место быть. Если при договорной теории народ сам отдает какую-то часть своих прав и свобод государству, то при теории насилия побежденный социум подчиняется против своей воли и вынужден уступить победителю.

2.2.Психологическая и патриархальная теории

Психологическая теория заключается в возникновении государства, которое объясняется свойствами человеческой психики:

  1. потребностью человека жить в коллективе ( человек – существо социальное )
  2. Стремление человека к поиску авторитета
  3. Желанием повеливать или подчиняться

Наиболее яркими представителями являются –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский.

Суть данной теории состоит в становлении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости межличностного взаимодействия.

Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и сильных, так же у людей различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит п их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей ноле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государтвенного аппарата.

Теория выглядит достаточно логичной, поскольку государство развивается постепенно и передает моральную готовность людей к данному пути организации государства. Именно поэтому психологическая теория и получила широкую популярность в XIX веке, она объясняла все общественные протесты, причины войн и становление новых государств. В теории психологической стремительно развивается идея активного участия каждого индивида в принятии решений государственной важности. Это является не только положительной стороной теории, но и причиной ее актуальности и популярности. Теория довольно полно рассматривает возможности общества, исходя из его психологических особенностей и потребностей. Но, с другой

теории заключается в том, что государство является отражением наилучшей стороны, теория, как и большинство ей предшествующих, однобока и не отражает многие другие факторы, влияющие на генезис государства. Но основное упущение данной теории в том, что ее создатели не смогли правильно воспринять первопричинную связь социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот. Таким образом, в данной концепции так же присутствует подмена понятий, в которой политическая реальность отражается субъективно. Это наводит на мысль о том, что вплоть до XX века, когда политическая наука стала активно развиваться, никто не мог уловить ее положения и влияние в общественной среде.

Патриархальная теория

Суть патриархальной формы человеческого существования в целях достижения общего блага. Власть монарха в данной теории является продолжением власти отца, который заботится о своих подданных.

Данная теория нашла свое начало в Греции. Первоначально она упоминалась в трудах Аристотеля. В Китае, например, эту теорию развивал Конфуций. Он представлял государство одной большой семьей, в которой власть императора являлась ничем иным, как властью отца, а отношения между ею и подданными – семейными отношениями. Где младшие ( в данном случае граждане ) должны были слушаться старших. А старшие ( правители ) должны были защищать и оберегать младших.

Патриархальная теория не обошла стороной и Россию. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти брал свое начало именно исходя из власти отцовской. Смело можно предположить, что не без участия этой теории возникла глубока вера народа в « царя-батюшку». Он отождествлялся народом как правитель, способный решить любую проблему своего народа, поддерживать государство в мире и процветании. Но в этом смысле теория антидемократична. Она обрекает народ ссылаться на действия и решения правителя, оправдывая этим себя. Такая политика подавляет уверенность народа в себе и снижает уровень социальной активности. Снижает ощущение ответственности каждого гражданина за судьбу собственной страны.

Данная теория упрощает саму систему происхождения государство. Она сводит все к «семье», которая была всегда и везде. Главной функциейсемьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершеннодругие функции.

Таким образом, подводя итоги между этими двумя теориями, на мой взгляд, прослеживается явное сходство между ними. Психологическая теория основывается на стремлении человека находиться в обществе, подчинять и подчиняться. Соответственно, показывая, что человек является существом социальным и нуждается в окружении себе подобных. Теория же патриархальная проводит параллель между государством и семьей. Семья – есть малый социальный коллектив. Опять таки, как и в психологической теории, в патриархальной таким образом существование человека в государстве и его становление является потребностью жизни в коллективе. Опять-таки в психологической теории образование государства объясняется потребностью человека подчинять и подчиняться, то и в теории патриархальной тоже присутствует данный признак. Т.е. есть «старшие» и есть «младшие», как говорилось выше. Есть отец (правитель) и есть семья, которая полностью подчиняется «отцу».

2.3 Расовая и инцестная теории

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма. Наибольшее развитие эта теория получила в конце XIX - начале XX вв. Теория заключает в себе суждение, что человеческие расы не являются физически и психологическими равноценными. Представители расы наиболее полноценной являются правителями и создателями государства. Вторым же не остается ничего как подчиниться и повиноваться. Государство служит необходимым ресурсом для обеспечения стабильного господства одних рас над другими.

Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими. К низшим расам он относил семитов, славян и др. Высшая цель арийца - сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы». Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Говоря об Адольфе Гитлере, можно заметить, что данная теория имела бы абсолютную силу, если бы фашистская Германия обрела мировое господство. Соответственно, это было бы уже новое государство, расовая теория возникновения в котором имела бы место быть.

В нынешнее время ученые опровергли суждения Ж. Гобино о физическом и умственном превосходстве оной расы над другой. Данная теория расового превосходства возникла в следствие исторических предпосылок, в которых прослеживалось процветание одних государств с ильной властью, и заторможенное развитие других. Однако теория лишь становилась оправданием насильственных действий и угнетений, исходя только из национальных взглядов ее автора и сторонников. Авторы и приверженцы расовой теории считают, что обладают неким превосходством и имеют полное право на безграничную власть и право ведения войны вследствие своих взглядов на «высшие» и низшие» расы.

Инцестная теория

Инцестную (половую) теорию возникновения государства основал французский исследователь общественных явлений Клод Леви-Стросс. Он утверждал, что запрет на межкровное смешение крови (инцест) стал одним из основных факторов, который дал человечеству толчок к развитию и возможность пойти по пути социального прогресса, что привело к той форме организации власти, которая носит название «государство»

Запрет, препятствие на близкородственные отношения между людьми требовали конкретной организации человеческих отношений. Следовательно, выделялась определенная группа людей, следящих за тем, чтобы данный запрет нарушен не был. Именно это группа людей стала прообразом власти, а вся социальная группа - подобием государства, где есть закон ( на запрет межродственных отношений ) и есть представитель так называемой власти, следящей за исполнением данного закона.

Приведу высказывание одного из сторонников этой теории Л. Васильева: "Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами".

Изначально «органы управления» такой социальной группой людей поддерживали запрет инцеста посредством пресечения внутриродового кровосмешения с помощью насильственных мер. В последующем времени данная группа людей, представляющая собой начальный этап власти, стала выполнять и другие функции, необходимые для поддержания общественного порядка и стабильности. В следствие этого начало происходить формирование государственной структуры, упорядоченности управления и т.п.

Однако есть ряд моментов, которые упускают или сознательно игнорируют сторонники инцестной теории, объясняя процесс происхождения государства. Прежде всего не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом. Мы знаем, что у многих популяций животных половые отношения носят тоже очень сложный характер, и тем не менее это им не позволило вырваться из царства животных. Переход общества от присвоения средств для жизни к их производству или переход общества от собирательства к производящей экономике - вот тот рубеж, который отделяет его от мира животных. Итак, не только, а может быть, и ни сколько воспроизводство самого человека приводит к возникновению государства, хотя это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и даже просто недооценивать. Появление у человека рефлексии, т.е. способности сосредоточиться на самом себе, осознать себя и свои действия (или иначе возникновение способности мыслить) дало ему возможность заняться производством продуктов, необходимых для существования.

Вызывает сомнение и утверждение А.П. Бутенко о том, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения. Даже в наши дни в странах, страдающих из-за переизбытка населения, агитация и пропаганда малодетных семей, сопровождающаяся убедительными аргументами на этот счет и пониманием населения необходимости воздерживаться от многодетности, не могут предотвратить избыточный рост населения, например в Индии.

Подводя итоговую черту между расовой теорией и инцестной можно сказать, что они не имеют такого явного сходства, как психологическая и патриархальная. Расовая теория основана на образовании государства вследствие превосходства одной расы над другой, вследствие чего «слабая» должна была подчиниться, отсюда и возникали органы власти и само государство. Теория инцестная же берет начало свое гораздо глубже, чем расовая и предполагает ограничение социума в половых связях, а именно запрете кровосмешения, вследствие чего выделялись соответствующие «органы» , которые следили за четким исполнением закона. Плюсом к этому данный запрет давал толчок обществу развиваться, что в общей сложности и привело к образованию государства, где представителями власти были именно те люди, которые следили за тем, чтобы закон о запрете кровосмешения не был нарушен. Исходя из этого можно утверждать, что обе теории не имеют между собой ярких общих черт. Каждая из них имеет место быть, хотя теория расовая, на мой взгляд, имеет большее место быть, т.к. эта теория находит свою реализацию и подтверждение во всем известных событиях Второй мировой войны и политике Адольфа Гитлера.

2.4 Марскистская теория и патримониальная теория

Марксистская теория

Данная теория обрела свое начало во второй половине двадцатого столетия и нашла свое теоретическое воплощение в трудах Фридриха Энгельса. Особенно полно она излагаетя в его работе под названием «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс писал, что государство появилось вследствие возникновения классового неравенства, которое требует регулировки. Таким образом государство являлось защитником прав частной собственности именно господствующего класса. Оно служило «щитом», чтобы не допустить межклассовых столкновений, которые потом могли бы привести к печальным последствиям или для обоих классов, или для одного из них.

С появлением частной собственности появляется и эксплуататорский труд, после которого возникает уже наемный. Для того, чтобы следить за неприкосновенностью частной собственности и контролировать общественные отношения, создавались принудительные органы власти : армия, суды, тюрьмы , полиция и т.п. Этой системой контроля заведовало, соответственно, государство.

Энгельс и другие представители данной теории предполагали, что государство является временным явлением в развитии общества. Рано или поздно оно прекратит свое существование, так как исчезнут классовые границы. Эту же теорию активно развивал В.И. Ленин, который считал, что неравенство в обществе можно было изменить лишь прибегнув к радикальным мерам – революции.

Энгельс также указывал на следующие закономерности образования государства:

1 – Разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности.

2 – Переход общества от кочевого образа жизни к оседлому.

3 – Снижение роли социальной общины в организации общественной жизни и общественного порядка.

4 – Возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества.

5 - Возникновение частной собственности

6 - Разделение общества на классы

7 – Создание господствующим классом государства, как способ угнетения, управления и политического насилия над классом более низким.

Помимо разделения труда, второй отличительной чертой государства по теории марксистской является появление публичной власти. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из учреждений, которые ранее были неизвестны родовому обществу и появились лишь с его развитием.

При этом предоставляемые гражданам права соразмеряли с их имущественным положением, из чего следовало, что государство служило защитой имущего класса от неимущего.

И ели наивысшая ступень развития государства – демократическая республика, не признает разделения людей по их богатству, то данная теория признает обратно пропорциональное.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства считается К.Л. Галлер. Он утверждал, что государство, как и земля, является личной собственностью его правителя. Эта теория объясняет происхождение государства, как владение частной земельной собственностью.

Такие государственные правители являются управляющими государством в силу своего «исконного» права на собственность.

В какой-то степени теория оправдывает себя. Ведь фактически правитель государства пользуется и распоряжается его ресурсами, управляет подданными, которые являются «арендаторами» земли ( платят различные налоги и пошлины в том числе и за пользование землей ), и владеет соответственно государством.

Не стоит так же забывать о том, что согласно теории, подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. Отсюда можно взять в пример любое государство, где власть передавалась по наследству. Наследник, будущий правитель, уже являлся владельцем государства, лицом, которое это владение унаследует только потому, что обладает этим правом наследования, передающегося исконно из поколения в поколение в правящей династии.

Сравнивая теорию марксистскую и теорию патримониальную можно утверждать, что обе теории имеют характерную яркую общую черту – владение государством вследствие «исключительности» правителя. И если в одной это было высокое классовое положение, то во второй это было «исконное» владение землей. Так же было и разделение социума. В марксистской теории разделение было более явным, с более яркими, четкими границами. В теории патримониальной так же как и в марксистской также есть разделение социума, основываясь на том факте, что правительство представитель правительства является владельцем государства только потому, что так было заведено, потому, что это его «исконное» место.

Вывод к главе 2

Подводя итоги к главе 2 можно сказать, что каждая из вышеприведенных теорий имеет место быть. Каждая из них развивалась в определенное время и имела своих сторонников. Всех их объединяет тот факт, что государство образовывалось вследствие того, что человек есть существо социальное. Которому свойственно подчинять и подчиняться. И каким бы образом государство ни было образовано, все сводится к тому, что люди по своей воле или нет, но объединялись в один большой социальный коллектив, в котором в последующем появлялись органы власти для контроля этого же коллектива.

Заключение

Государство — некий способ организации сосуществования людей в едином обществе со своей публичной и политической властью, которая едина для всего прочее. Является официальным представителем своего народа, опорой которому становятся средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет свои социальные органы и рычаги для реализации своих полномочий и потребностей. Государство имеет свою форму правления и свой режим.

Любая форма правления в государстве имеет свойство меняться на другую, т.к. государство не может стоять на месте в плане собственного развития. Переменны так же законы, режимы, структура государства.

Существует множество теорий возникновения государства. Каждая опирается на вое уникальное суждение и имеет плюсы и минусы. Как и у любого суждения и теории, они имеют своих сторонников и свою критику. Теоретически государство могло возникнуть в ходе расового неравенства внутри социума, объединения общин в связи с нуждой подчинять и подчиняться и жить в социуме. Возможно появление государства в ходе завоеваний слабых народов более сильными и установления порядков, традиций и обычаев на побежденной земле тех, что приняты у победителей, соответственно и принятие той же власти, системы управления и законодательства.

Тем не менее каждая из них имеет место быть и имеет свои доказательства. В большей или меньшей меле склоняемых людей к одной из них.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

(https://lawbook.online/gosudarstva-prava-teoriya/suschnost-gosudarstva-ego-sotsialnoe-41582.html)

http://allstatepravo.ru/mptgp/mtgp2/mtgp24.html

https://lawbook.online/page/pvv/ist/ist-16--idz-ax308--nf-20.html

http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/v-funkcii-gosudarstva.html

http://allstatepravo.ru/mptgp/mtgp2/mtgp24.html

http://www.pravgos.ru/knigi/teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik-dlya-vuzov/5.4.-priznaki-gosudarstva

https://law.wikireading.ru/7055

https://lib.sale/kurs-politologii-obschiy/mesto-rol-gosudarstva-politicheskoy-sisteme-32716.html

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html

https://scicenter.online/teoriya-gosudarstva-prava-scicenter/dogovornaya-teoriya-proishojdeniya.html

https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/dogovornaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-kratko.html

https://studfiles.net/preview/6055091/page:4/

https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/nasilia

https://studopedia.ru/17_66560_psihologicheskaya-teoriya.html

https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/psihologiceskaa

https://studfiles.net/preview/6187793/page:6/

https://studfiles.net/preview/3894313/page:4/

https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/rasovaa-teoria

http://www.student-pravo.ru/proishozdenie-gosudarstva-i-prava/incestnaya-teoria-proizhozdenia-gosudarstva/

https://uchebnikfree.com/gosudarstva-prava-teoriya/intsestnaya-polovaya-teoriya-26553.html

https://uchebnikfree.com/gosudarstva-prava-teoriya/intsestnaya-polovaya-teoriya-26553.html

https://www.sites.google.com/site/theorystate/teorii/marksistskaa

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1026040

http://www.student-pravo.ru/proishozdenie-gosudarstva-i-prava/patrimonialnaya-teoria-proizhozdenia-gosudarstva/