Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права ( Причины возникновения права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Право, как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую не совпадающими интересами, привело к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально - экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.

Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Изучение процесса происхождения права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции, основные направления его деятельности, точнее - установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было и в настоящее время не существует не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становления права.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить причины происхождения и формирования права.

Объект –право

Предмет – происхождение права

Задачи:

  1. Изучить происхождение права
  2. Проанализировать предпосылки права
  3. Рассмотреть формирование права

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Причины возникновения права

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Истоки зарождения права уходят в эпоху первобытного общества.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы - обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы - обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.[1]

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.[2]

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.

Анализируя многочисленные, сложившиеся в различное время представления и суждения о праве можно выделить ряд причин повлиявших на возникновение, формирование и развитие права:

1. Потребность экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимость закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимость поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организация публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращение человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельные субъекты, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества. Таким образом, возникновение права было тесно связано с:

- качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

- обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

- формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регулятором первобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.

Основные пути возникновения права

Выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Там, где положение занимает собственность, основным , способом фиксации норм , как правило, сборники - религиозных положений ( Птахотепа в Древнем , Законы в Индии, Коран в странах и т.п.). Зафиксированные в них носят зачастую характер. они в случае необходимости обычаями (например, ) и конкретными (ненормативными), но силу установлениями монарха или по его чиновниками государственного .

В обществе же, основанном на собственности, обусловливала необходимость прав собственников, , как правило, более , отличающееся высокой степенью и определенности законодательство, и всего гражданское, более систему имущественных отношений. В некоторых достаточно древнее отличалось степенью совершенства, что на многие века его народ и не потеряло и сегодня (, частное римское ).[3]

Восточный путь права был обусловлен вести ирригационные работы, орудийной развитостью. возникли должности резервными фондами, управляющих продуктов, но со временем они в особую группу . Социальная в восточном обществе на основе политического (функциональная система) - личности в власти. Экономика на государственной и общественной собственности, частная не играет роли. Восточный характерен для тех стран, в господствующее положение государственная . Основной источник ( фиксирования правовых ) - сборники нравственно - положений. носят казуальный и дополняются в случае другими обычаями или монарха.

путь происхождения присущ странам, где доминировала частная , которая равенство собственников. Н отличаются более степенью формализованности и . Очень развито гражданское . Право возникает в имущественного неравенства, частной и раскола общества на . Земля, главным , находится в частной . Идёт борьба имущих и . Наиболее богатые наиболее высокие в государственном . Афины - классический такого пути права. Спарта - это , которое от афинского тем, что основную населения составляли спартанцами племена. Рим - складывается ситуация, но в процесс и формирования права вмешивается третья - плебс.

Так или , в любом государственно - обществе тем или иным нормы права в закон, свыше, поддерживаемый и государством. Правовое общественных отношений важнейшим государственного руководства . Но в то же время возникает и между правом и , поскольку перестает выражать справедливость, отражает только части и, как , меньшей общества.[4]

Теории права

Уже тысячелетия живут в условиях - правовой . Они являются гражданами ( подданными) определенного , подчиняются государственной , сообразуют действия с правовыми и требованиями. Естественно, что еще в древности они стали над вопросами о и путях возникновения . Создавались самые теории, по - разному на такие . Множественность этих объясняется различными и социальными условиями, в жили их , разнообразием идеологических и позиций, которые они . Раскрыть все теории не возможным в их многообразия, поэтому лишь на некоторых из них, известных и распространённых. К последних будет отнести:

- (божественную) теорию,

- естественного права,

- теорию,

- теорию,

- нормативистскую ю,

- психологическую теорию,

- теорию

Теологическая является из самых ранних происхождения права. в глубокой древности, но развитие в период средневековья. В ее время эта концепция официальную доктрину . Самым ее представителем считается ученый - богослов Аквинский. Теологическая исходит из происхождения права как , выражающего Божью и высший разум . Согласно теории творец сущего на Земле, в том государства и права, Бог. нормы - это правила жизни, исходят от Бога и человечеству правильное жизни. права связывалось со , а впоследствии с правосудием. Богом устанавливается в вечный - божественный порядок . Право вечно, как и сам Бог. Все равны и наделены равными . Следовательно, нарушение равенства в человеческих есть отступление от закона. теория не отрицает в праве природных и (гуманистических) начал. религиозных утверждали, что право - данное искусство и справедливости. Она обосновывала утверждения о высшего божественного на основе толкования и других религиозных .

Наибольшее теологические учения в период утверждения отношений. В этот появляется известного ученого-богослова Аквинского. Согласно его миром управляет разум. есть действие в божественном порядке общежития, а сама выражает человека не к самому , а к другим людям и в воздании каждому ему . В эпоху теологическая теория выражение в виде , который исходит из природы . Наиболее ярким этой теории был Жак . По его мнению, существуют два : мир сущностей, , нематериальный мир и производный от мир - материальный. Их единство духовным началом - . Право собой результат духовных начал, божественного разума в порядке. Ж. связывал нормативное поведения и поступков с так называемыми нормами-пилотами, воспроизводят божественный закон и человека на выполнение долга, умножения и помогают зла.

Главное несомненное теологической теории то, что она одна из первых а право с и справедливостью. Рассматриваемая не опирается на научные и аргументы, она опирается на .[5]

Вопрос о праве и его теории, еще в начале двадцатого известный российский Е.Н. Трубецкой: «Есть , жизненный вопрос права», о котором и ученые спорят с самого его зарождения. же значительным вопрос и поныне.[6] Представители теории Г. Гроций и Б. , Т. Гоббс, Ж. Ж. , П. Гольбах, Ш. Л Монтескье. Они от идеи божественного естественного права и к воле , наций, отдельного . Согласно этой наряду с позитивным , созданным , существует высшее , свойственное человеку от - естественное право. Оно критерием права с точки его соответствия справедливости. позитивное право по воле , государства, то причины естественного права . До начала буржуазной господствующим был о божественном происхождении права как высшего и . С наступлением капиталистических многие перестали связывать право с именем . Виднейший представитель теории Г. утверждал, что мать права есть природа человека, что оно из неизменной человека. Теория права объясняет права, как естественный . Естественное - это те права и свободы, принадлежат каждому от , то есть по естеству. Их никто человеку не . В человеке оно в виде голоса его , человек познает право, обращаясь к ней.[7] По мнению , естественное право из законов природы, оно природой вписано в человека. право выводили из присущей людям справедливости, из нравственных . Во всех естественное право не создается, а возникает по себе спонтанно; каким - то лишь познают его как , эталон всеобщей . Его основными требованиями свобода, людей, право собственности, свобода и мысли, ценности. В - правовой доминирует антропологическое права и причин его . Естественное право, как естественных и свобод человека, в себе высшую , поэтому позитивное не должно ему. Различие «естественного » и «позитивного права» и современной юридической , оно так же нашло закрепление в действующей Российской Федерации, где в ч. 2, ст. 17 : «Основные права и человека и принадлежат каждому от ».[8] Если право неизменной природой , то оно вечно и , пока существует .

Договорная теория ( договорного происхождения ) объясняет права общественным - результатом разумной народа, на основе произошло объединение людей для обеспечения свободы и интересов. Отдельные этой развивались в V - IV веках до н. э.

жизни людей и человеческих взаимоотношений в состоянии не однозначным образом. видел естественное в царстве личной , ведущей к « всех против ». Затем ради и благополучия заключается договор каждым членом и создаваемым государством. По договору люди часть прав государственной и берут обязательство ей, а государство обязуется неотчуждаемые человека. Руссо , что это есть мирное первобытное царство ; Локк , что естественное состояние - в его неограниченной свободе.

естественного права государство юридического акта - договора, который порождением разумной народа, учреждением или даже . В работах многих и зарубежных авторов теория как естественно - правовая происхождения права. В рассмотрении договорной , несомненно, свой резон. , как и естественная теория, по общему правилу, и теми же , содержала одни и те же или сходные положения. Из договорного и естественного вполне делались одни и те же .

Необходимость их отдельного обуславливается, прежде тем, что при всей общности договорная и теория естественного имеют определенные . Первая основное свое на государстве, тогда как - на праве.[9]

Таким , законодательство, от «порочного двора», было лишь граждан. Законы, должны обеспечивать счастье , «служили только для богачей и вельмож от со стороны и серых людей, тирания стремилась держать в унижении и ».

Наряду с правом на принятие у народа имеется неотчуждаемое право на тиранам. , писал по этому Руссо, всегда « быть неограниченными». им издавна , что «самое лучшее стать таковыми - это любовь своих ». Однако это при дворах всегда , и будет вызывать насмешки».

Из всего о естественно-правовой происхождения права , что ее сторонники исходят из , что народ обладает , неотчуждаемым не только на сознание права на основе договора, но и на его защиту.

других происхождения права, как , относятся к теории договора критически, в ней существенные . И это вполне естественно, так как существовавшая и существующая происхождения права собой субъективный взгляд мысли на процессы порядка.

Сторонники теории два вида права. естественное, предшествующее и государству. Второе право - порождением государства. право включает в такие неотъемлемые человека, как на жизнь, свободное , участие в делах и государства. Позитивное же основывается на естественного права.

естественного права в себя представления о правах и гражданина, которые общеобязательными для каждого .

Римские юристы с гражданским и правом народов естественное право (jus ), как отражение законов и естественного вещей. Цицерон , что «закон государства, естественному праву, не рассматриваться как ». Тем не менее, « закон, над людьми, принуждает его ко , что противно природе».

По развития мысли данная также совершенствовалась. В - XVIII вв. она активно в борьбе с и феодальной монархией. естественной теории в период поддерживались и многими мыслителями и просветителями. В - это Гуго Гроций и , в Англии - Томас и Локк, во - Жан Жак Руссо, Гольбах. В одним из главных этой теории был Радищев.

В обществе нет оснований для естественного и позитивного , так как последнее закрепляет и естественные человека, составляет общечеловеческую систему регулирования общественных .[10]

Основатели и теории естественного выступали против божественного происхождения и права. В их власть монарха производной не от Бога, а от . Народ, говорил , может правителей власти, они нарушат заключенный ними и гражданами .

Основоположниками теории, сложившейся в XVIII - начале XIX в., Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. - австрийские и юристы. Ф. Савиньи против игнорирования , национальных потребностей и в праве и участие свободной воли в развитии и права. Право, по его , не является изобретением законодателя, оно не людьми, истоки надо искать в его развития. , сторонниками исторической , рассматривается как выражение, народного духа, правового . Право возникает в жизни общества так же, как язык, на котором те или иные постепенно в ходе процесса независимо от воли государства. не может право, как и не может законы языка. законодателя - зафиксировать складывающиеся и народные верования, им юридическую форму как « утверждение нации». образом, себя первоначально в народного духа, затем на более уровне общества разрабатывается профессионалами. Но они не создают , а извлекают необходимые поведения из правового массива, живет в национальном . Таким образом, не обладает , присущей всем , а имеет сугубо характер. Право национально и не может быть в другое общество. Оно из «национального», «народного» . Право при подходе представляется как народных обычаев, сложившихся в обществе, а государства лишь к тому, что оно лишь узаконить . Историческая школа смыкается с воззрениями. Так, Г. Пухта , что «право от Бога, в природу наций силу право. Создателями могут считаться все общества одновременно - в отдельности.

теория наиболее завершенную форму в XX в. Наиболее яркими этой являются Р. Штаммлер, П.И. , Г. Кельзен и др.

Г. Кельзин право из самого . Право, он, не подчинено принципу и черпает силу и в самом себе. нормативистской выдвигали идеи о том, что , в частности для концепции , является представление о как о системе () норм, где на самом находится «основная () норма», принятая , и где каждая норма черпает законность в норме значительной юридической .

Психологическая права возникла в XIX века. Широкое получила в конце XIX половине XX . Ее наиболее крупный русский - государствовед и Л. Петражитский. Психологическая объясняет права проявлением человеческой психики: подчиняться, подражанием, зависимости от первобытного общества, справедливости определенных действия и отношения. теория , что причины возникновения коренятся в психике , так как им свойственно, вступая в отношения, определенные правовые , эмоции. Говоря о потребностях общества в организации, психологической теории , что право есть психологических закономерностей человека.

психологической теории в том, что она пытается объяснить правовых явлений и особыми переживаниями и потребностями . Это потребность властвования у и потребность подчинения у . Это осознание в потребности повиновения лицам в обществе. человек взял - нибудь или же занял деньги в долг, то он (должник) при чувствует себя вернуть вещь или в оговоренный , а кредитор ощущает, что у есть право возврата денег , когда срок. Вот эти чувства, , ощущения людей с зрения психологической , являются , которое называется « правом». Государство же в своих правотворческих должно это право в своих актах, т.е. в нормах права.[11]

Психологическая права народ как пассивную массу, ищущую .

В своих работах по государства и Л. И. Петражицкий полагал, что официальных юридических стало возможным в способности к правовым эмоциям, психического состояния, позволяет регулировать поведение в сущего и должного. У народа существует так интуитивное право, развивается , не подвержено фиксированию и не от чьей - либо или произвола. Оно легко к новым ситуациям, подвижно и перемены в позитивном , т.е. законодательстве. По мнению Л. И. , право не реальность, оно лишь переживаний человека, а и обязанности существуют не , а в сознании , кто в данную минуту конкретные юридические , мысли. Право психологический общественной жизни, и только психологически. того, Л. И. Петражитский право как , порожденное индивидуальным , а не общественным. Единственным права он считал сознание. другое право, вне сознания человека, оптический обман. Л. И. под правом эмоциональные переживания императивно-атрибутного характера. норма - это переживания правомочия на , а чувство обязанности что - то есть императивная . Право - это переживания , которые, с стороны, учитывают чью - обязанность совершить - либо действия, а с - чье - либо на осуществление этих , которые предопределены . Следовательно, право относится к внутренних, чисто переживаний человека. не связано с государством и с социальными . [12]У Л. И. Петражитского немало среди зарубежных , которые всю общественную понимали как психического начала. По Г. Тарда, законом, развитие общества, закон подражания. Право господствующими классами для , чтобы низшие подражали . Несмотря на известную сложность и «замкнутость» на стороне правовых общественной , многие принципиальные теории Л. И. Петражицкого, в том и созданный им понятийный , восприняты и широко используются теорией государства и . Таким образом, теория возможным внегосударственное права. В его создании роль играют и правовая народов.

Марксистская права. (К. Маркс, Ф. льс, В. И. Ленин, Г.В. Плеханов) этого исходят из того, что возникает вместе с . При этом одна авторов, на позиции тождественности и факторов, порождающих и право. Считается, что и право одновременно в силу и тех же причин. А поскольку они одновременно, причины и их развития и те же, а именно: появление стоимости, затем и собственности, привело к общества на классы. В результате обычаи оказались не для регулирования поведения . В то же время для государства потребовались нормы, которые бы сделать государственную общеобязательной. В возникла потребность в регулировании, которое бы классовое господство и бы классовым общественных отношений. Ими юридические нормы, в своей совокупности .

Марксистская выделяет два пути :

- Перерастания первобытных в нормы обычного . При этом снабжает обычаи санкцией;

- Правотворчество органов, которые новые , выражающие волю класса, и которые всему обществу.[13]

нормы направлены на то, что бы обеспечить господство, и поддерживаются силой государства. марксистской , право есть изменения социально-экономических , способа производства, возникновения и обострения борьбы ними. Право привязано к государству и ему. Оно служит его , с помощью которого решает свои задачи. Отсюда функция - принуждение, подчинение того класса или той группы, которые у власти. понимание права акцент на его классовых . «Ваше право, - К. Маркс, Ф. в работе «Манифест партии», обращаясь к , - есть не что иное, как в закон вашего класса, , содержание которой материальными условиями вашего ». Утверждалось, что право - без аппарата, способного к исполнению норм .

ГЛАВА 2 ПРЕДПОСЫЛКИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА

2.1 права

Понимание революции как рубежа, всю историю на два способа его существования и - на присваивающую и производящую - является также и ключом к происхождения права, познания этого не сложного, чем государство, института.

и условия возникновения сходны с аналогичными , возникновения государства.

На возникновения и права оказывало множество различных (географических, культурно-исторических и т. д.) На право под воздействием традиций, , религии (основной права - нравственно-религиозные и нормы (, идеи Конфуция в и т. д.)). В Европе, кроме всё больше заяв о себе государственных органов ( акты) и судебное (прецеденты).[14]

Социальное человеческого идёт от возникновения человека. При первобытно - строе основным общественных были обычаи, наиболее рациональные, способы поведения. Они собой . Глобальное похолодание неолита заставило не только переходить на экономику, но и собственное поведение. сохранить выбранное , создавался свод (первобытных ), который впоследствии каждым членом . Они включали в себя религии, , морали и (в современном ) права. Очевидно, что при мог собираться «совет », т. е. опытнейших , лучше знающих и соответствующие нормы. Так, , стали формироваться государства.

, при становлении производящей и появлении избыточного , появлялись новые о порядке общественного продукта. К выделения государства уже свод правил, регулировали стороны человеческой .

Государство, таким , появилось позже , и имело реализовывать право, общественные отношения.

выделить три основные в развитии :

Первая фаза – зарождения, относится по к тем обществам, где происходит становление форм экономики.

фаза знаменует данного пласта системы в систему правил (). Эта фаза увязывается с обществами, где налицо победа форм производящей .

Третья фаза с письменной кодификацией в ряде образований.

2.2 Формирование

Формирование права под влиянием различных : географических, , культурных, экономических, и т.п. Соотношение этих было разным в государствах, что некоторые особенности права в странах и Востока.

На Востоке, где сильны , право органично из норм религии и , закрепляя их требования с государства в общеобязательных. Правовая имела религиозное , поэтому правонарушение одновременно нормы морали и . Право здесь как мера должного , т.е. как обязанность, но не , хотя, подчеркнем, норм морали и в разных странах не было .[15]

Источником древнеиндийского и мусульманского права религиозные учения. К , авторами Ману (имя бога) были одной из древнеиндийских школ. составляли высшую древнеиндийского общества и исключительное право священным и совершать религиозные . Согласно законам , бог создал брахмана из и самой части тела - «из уст», поэтому он «занимает место на земле как всех ». Законы Ману основаны на священном - Ведах, т.е. священном .

В Древнем , напротив, было влияние моральных , сформулированных в философских и выраженных в : не делай другим , чего не желаешь .

Западное право в значительной результатом деятельности разума, который отразить в правовых ценность начала, отдельно личности, ее уникальность и . В нем используется факт истории, что был создан по образу и Божьему. Каждое существо - видимый невидимого . Создатель наделяет жизнью, свободой ( мыслить и действовать, собственными и чувствами) и правом на стремление к лучшей с учетом блага людей. Эти могут быть образом реализованы тогда, когда одинаково правила, регулирующие их .

Может показаться, что, с зрения отдельной , идея о том, что все созданы равными, ложной, поскольку они разные таланты, , характер, что уникальность каждой .

Однако индивидуальные не противоречат христианской о равенстве созданий: все люди перед Богом, общую родословную. Это создателям независимости США (1776 г.) в принципов нового порядка, на котором американское , выдвинуть идею и верховенства прав . В Декларации независимости : «Мы считаем следующие истины: что все созданы равными, что они Создателем определенными , среди право на жизнь, и на стремление к счастью; что для этих прав среди правительства, осуществляющие власть с согласия тех, кем они ».[16]

Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в XII в. нашел решение данной проблемы в Библии: «Основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам».

Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.

Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативных правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История цивилизаций знает десятки, сотни правовых теорий, их происхождение пути формирования. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права может быть сведено к противостоянию нескольких исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение права, как средств силы, средства преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения право является орудием и средством в руках одной части общества для проведения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть права составляет силу принуждения, подавления. В любом случае, право возникает, чтобы регулировать общественные отношения. Право - самый цивилизованный способ разрешения социальных конфликтов. Его назначение - внести упорядоченность в общественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально конфликтные социальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. На определенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации уже не могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существенным усложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируется право как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков, не характерных для мононорм родовой организации.

Подводя заключение курсовой работе можно сказать, что право, как и государство, существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. Это категории исторические, формировались они при определенных объективных условиях, но, в виду местных, индивидуальных, этнических и иных особенностей имели отличительные черты.

Государственно-организованному обществу предшествовал первобытно - общинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости самого человека. Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.

Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании. Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Вообще право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях, сформулировалось раньше, чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой. Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством. Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения права. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права и пути его формирования.

БСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// СЗ РФ. – 2014. -№ 31. –Ст. 4398.
  2. Васильев А.А. Теория государства и права: учебник / А.А. Васильев. – М.: Наука, 2014. – 389 с.
  3. Васильев A.M. Правовые категории: учебник / А.М. Васильев. - М.: Наука, 2014. – 340 с.
  4. Венгеров А.Б. Происхождение права. Общая теория: курс лекций / В.К.Кабаева, А.Б.Венегеров; под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород: Юрист, 2013. – 684 с.
  5. Венегеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венегеров. – М.: Юриспруденция, 2005. – 205 с.
  6. Головистикова А.Н. Теория государства и права: учебник / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2008. - 457 с.
  7. Гроций Г. О государстве и праве: учение / Г. Гроций. – М.: Наука, 2006. – 495 с.
  8. Гумплович Л. Общее учение о государстве: учение / Л.Гумплович. – СПб.: Общественная польза, 2014. – 363 с.
  9. Дандамаев Н.А Государство и социальные структуры на Древнем Востоке: сборник статей / Н.А.Дандамаев. - М.: Наука, 2009. – С. 248-250.
  10. Денисов С.А. Теория государства и права: конспект авторских лекций / С.А. Денисов. – Тюмень: Век-Бук, 2015. – 309 с.
  11. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие / Т.В. Кашанина. - М.: Высшее образование, 2008.- 358 с.
  12. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. / Б.А. Кистяковский. - М.: Наука, 2016. – 547 с .
  13. Корельский В. М. Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов; под ред. В.М.Корельского – М.: Норма-Инфо, 2007. – 276 с.
  14. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев. – М.: Юрист, 2006. – 348 с.
  15. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. А.В.Малько, Н.И.Матузов. - М.: Госиздат, 2015. – 365 с.
  16. Маритен Ж. Человек и государство / Ж. Маритен. — М.: Идея-Пресс, 2006. – 315 с.
  17. Манов Г.Н. Теория права и государства: учебник / Г.Н. Манов. - М.: Бек, 2005. – 336 с.
  18. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - Изд.2-е. доп.- М.: Эксмо, 2009.- 490 с.
  19. Рейснер М.А. Наше право, чужое право, общее право: учебное пособие / М.А. Рейснер. - М.: Госиздат, 2015. – 378 с.
  20. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. Сырых. - Изд.5-е. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.- 551 с.
  21. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М.: Институт русской цивилизации, 2005. – 656 с.
  22. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / З.М. Черниловский. - М.: Наука, 2014. - 411 с.
  1. Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Эксмо, 2008. - С. 85-97.

  2. Венгеров А.Б. Происхождение права. Общая теория: курс лекций / ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород: Совет, 2013. – С.98-110.

  3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2008. – С.314.

  4. Теория государства и права: курс лекций / ред. А.В Малько, Матузов Н.И. - М.: Юрист, 2015. – С.85.

  5. Маритен, Ж. Человек и государство: учеб. пособие / Ж. Маритен. — М.: Идея-Пресс, 2006. – С.30.

  6. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М.: Институт русской цивилизации, 2005. – С.340.

  7. Гроций Г. О государстве и праве: учение /Г.Гроций. – М.: Наука, 2006. – С.65.

  8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.

  9. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций / ред., Малько А.В. Матузов Н.И. - М.: Юрист, 2015. – С.53.

  10. Дандамаев Н.А.Государство и социальные структуры на Древнем Востоке: сборник статей. - М.: Наука, 2009. – С.40.

  11. Манов Г.Н. Теория права и государства: учебник. - М.: Бек, 2005. – С. 95.

  12. Корельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / ред. В.М Корельский, В.Д Перевалов.- Изд. 2-е, доп. - М.: Норма, 2014. - С.36.

  13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. - М.: Высшее образование, 2008. - С.314.

  14. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб.: Общественная польза, 2014. – С.93.

  15. Денисов С.А. Теория государства и права: конспект авторских лекций. – Тюмень.: Век-Бук, 2015. – С.20.

  16. Рейснер М.А. Наше право, чужое право, общее право: учеб. пособие. - М.: Госиздат, 2015. – С.74-96.