Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Восточный путь возникновения государства, расовая теория)

Содержание:

Введение.

Это тема актуальна тем, что изучение теорий происхождения государств, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так же как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается смена политических режимов. Помимо познавательного и академического характера, изучение процесса возникновения государства имеет политико-практичный характер. Это изучение позволяет понять глубже особенности и черты государства, социальную природу государства. Существует много теорий происхождения государства, и каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев на данный процесс.

Такие учёные как: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, занимались изучением данного вопроса.

Целью курсовой работы является осуществление сущности основных теорий происхождения государства.

Для достижения цели надо решить следующие задачи:

– провести всесторонний анализ теории происхождения государства;

– определить общие закономерности возникновения государства;

– рассмотреть основные пути возникновения государства, в частности восточный и западный.

Предметом курсовой работы является анализ теорий происхождения государства.

Глава 1. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

[1]Согласно теологической теории, государство и право-творение Бога, для регулирования поведения людей. Теологическая теория является наиболее ранней теорией происхождения государства, чем все остальные теории происхождения государства. Отдельные элементы теологической концепции можно увидеть в древнейших государствах, в таких как Египет, Индия, Китай, Вавилон, Иудея.

Составлявший списки фараонов, египетский жрец Манефон, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов. Первым фараоном был Ра. Он был не только создателем, но и первым повелителем всех богов и людей. Все реальные фараоны считались потомками Ра и Хора.

Теологическая теория происхождения государства иное воплощение получила в Древнем Китае. В Китае не было единой религии. В Китае в эпоху династий Цинь и Хань существовали и древние религии- культ духов природы и предков, конфуцианство, даосизм, и буддизм.

Китайцы считали что человека окружали духи неба, земли, гор, вод и звезд. Все эти духи подчинялись верховному божеству Шан-ди. Он находился на небесах и управлял делами всего мира. Духам надо было приносить жертву на алтарях, под открытым небом. Почитались и предки наряду с духами. Предкам поклонялись и крестьяне, и император.

Конфуцианство возникло в VI в. до н.э. Основоположником Конфуцианства является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Конфуций первый крупный мыслитель в истории Китая. Учение Конфуция развивала эпоха Хань, и выдвинула ряд хороших философов. Скорым [2]временем императоры династии Хань конфуцианство вознесли на уровень государственной философии.

Конфуцианство играло огромную роль в последующих династиях. Храмы Конфуция находились почти во всех городах.

В VI-V вв. до н.э. зародилось другое учение, под названием даосизм. Основателем даосизма стал [3]Лао-цзы. Была построена школа даосов, которая повлияла на развитие китайской философской мысли. Но алхимия родилась без даосизма.

Во времена Старшей эпохи Хань был написан даосский трактат «Хуайнань цзы». Согласно данному трактату, основной силой управляющей миром, является дао: «Дао покрывает небо, поддерживает землю, простирает четыре стороны света, раскрывает восемь пределов. Оно высоко – беспредельно, глубоко – безмерно, обнимает собой небо и землю, сообщается с бесформенным»

Даосы для подтверждения своих идей, как и конфуцианцы, обращались к прошлому. Когда в древности люди следовали естественности, уже при Фу-си гармония исчезает в отношениях между людьми и природой, да и между друг с другом.

Так как понимание социальных проблем не отвечало запросам знати и чиновников, даосское учение не могло получить поддержку от императоров в эпоху Хань.

Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день – но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.

С точки зрения политологии, главная идея концепции теологической теории происхождения государства проста: государство- это дело рук [4]Бога. Положительная сторона теологической теории – это простота и доступность. Теологическая теория происхождения государства является наиболее распространенной, так как любое явление действительности может объяснить легко и просто. Теологическая теория была популярна в Средневековье, но не понятно почему она ещё используется в настоящем времени.

Главный минус этой теории, это то что её нельзя обосновать. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть.

Вопрос о её истинности связан с вопросом существования Бога.

Патриархальная теория происхождения государства

[5]Патриархальная теория, это древняя теория происхождения государства. Основателем патриархальной теории является Аристотель (III в. до н.э.).

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. В патриархальной теории главой государства как принято становится глава определенной семьи. Главой государства называют монархом. Власть монарха, это продолжение власти отца. Монарх является отцом всех своих подданных.

Патриархальная теория происхождения государства привлекает внимание к семье, так как семья, это маленькая частица общества, и её существование и форма влияет на развитие общества, так же создают предпосылки для возникновения государства.

Крупными исследователями роли семьи в возникновении государственных институтов были К. Борнгак, и Л. Вольтман. Концепция патриархальной теории правильно оценивает роль семьи как важнейшей ячейки общества. Патриархальная теория происхождения государства не может претендовать на универсальность, так как семья, это основа общества, а не государства, и так как некоторым обществам были свойственны элементы матриархата, а не патриархальные начала. В отличии от теологической теории, патриархальная теория называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. В патриархальную концепцию в XVII особенный вклад внес английский теоретик Роберт Филмер. По мнению Филмера власть проявлялась по божественной воли. Филмер говорил, как Адам был отцом всего человечества, так и монархи являются опекунами человечества.

Патриархальную теорию происхождения государства в России пропагандировали социолог, теоретик Н.К. Михайловский, и известный историк XX века [6]М.Н. Покровский.

[7]Если другие концепции других теорий описывают легитимность- это признание правителя подданными, то концепция патриархальной теории предлагает другую версию- признание правителя Богом.

Патриархальная концепция так же проста и доступна, как теологическая концепция. Данная теория происхождения государства способна дать власти не только обоснование, но и легитимность на почве семейных уз.

В патриархальной концепции монарх должен заботиться о своих подданных подобно отцу, который заботиться о своих детях, а подданные тем самым должны подчиняться монарху и уважать его, как дети уважают своего отца, и подчиняются ему. Воспроизводство рода и совместная жизнь является главной функцией семьи. А государство должно исполнять совершенно другие функции. По свидетельству историков семь возникала параллельно с возникновением государства.

Плюсы теории:

  1. Теория обращает внимание на взаимосвязь между государством и семьёй.
  2. Устанавливает порядок в обществе как результат подчинения «воле отца».
  3. Теория поддерживает веру людей.

Минусы теории:

  1. Теория не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира.
  2. Не отвечает на вопрос: «Если государство-единая семья, то почему происходит война?»
  3. Не объясняет жестокость законов.

Патриархальную теорию в Китае развивал Конфуций. Конфуций государство рассматривал как большую семью.

[8]Будем считать, что к преимуществу данной теории можно отнести, что она способствует объединению общества, способствует уважению власти, культивирует дух родства.

Договорная теория происхождения государства.

Основателями договорной теории происхождения государства являются: [9]Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев. Суть договорной теории заключается в том, что государство, это объединение людей на основе общественного договора, для достижения общих благ. Договорная теория происхождения государства отражает исторические факты. По данным договорной теории государство возникло в результате сдачи людьми своих прав специально созданному для защиты людей, и для защиты общественного порядка.

Плюсы теории:

  1. Теория носит демократический характер;
  2. Теория опирается на общественную практику;
  3. Теория опровергает существование религиозного начала, в сущности государства.

Минусы теории:

  1. Согласна договорной теории человек никому не подчиняется, и никого не подчиняет себе;
  2. Договор может быть расторгнут ими же, так как договор-это воля людей.
  3. Договор появился раньше государства, поэтому не обладает юридической силой.

[10]Договорная теория происхождения государства возникла в Древней Греции. Теория полное развитие получила из-за труда мыслителей, таких как, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо, П. Гольбах.

Согласно договорной теории, народ, это единственный источник государственной власти, а все государственные служащие обязаны отчитываться перед ним. С одной стороны договорная теория была большим шагом вперёд в познании государства, с другой стороны слабым звеном данной теории является схематичное и абстрактное представление о первобытном обществе.

[11]Договорная теория происхождения государства выделяет два вида договоров:

  1. Первичный договор объединения;
  2. Вторичный договор подчинения.

Ценность рассматриваемой теории заключается в том, что в самом деле, у истоков формирования многих государственных организмов стоял общественный или государственный договор.

Отдельные элементы договорной теории можно увидеть в сказании Повести временных лет о призвании варягов, который был отражен в различных летописных сводах.

Несмотря на то, что политическая наука ушла далеко вперёд, договорная теория происхождения государства всё ещё остаётся популярной. Договорная теория происхождения государства является стройной и логичной конструкцией. Договорная теория использовалась в разных целях. Радищев и Руссо обосновывали начала народовластия, так как первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу, и в любое время могла им быть отобрана. Т. Гоббс утверждал наоборот, что власть была передана добровольно правителю. Дж. Локк обосновывал компромисс между народом и правителем, ограничение свободы и народа, и монарха.

В идеях [12]Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо можно увидеть зачатки экономических теорий происхождений государства, где люди объединяются для самозащиты, и защиты собственности. В новых концепциях можно увидеть, что Бог не играет ни главной, ни второстепенной роли. Договорная теория полностью свободна от главенствующих идей, от божественной воли или традиции поколений. Общественный договор объясняет причины консолидации, помимо этого он освещает дальнейший путь его развития.

[13]Одним из самых главных представителей договорной теории происхождения государства, является голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677). Бенедикт Спиноза основывал договорную теория происхождения государства, как противоречие между страстями и разумом людей. Иными словами Спиноза раскрывал деструктивное состояние отношений между саморазвивающимися информационными образованиями. Бенедикт Спиноза говорил: «Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, не нуждалось бы ни в каких законах». В законе должен быть воплощен истинный разум, направленный на общее благо. Закон выбранный большим собранием, где взаимопогашаются противоречивые аффекты, страсти и интересы, должен быть разумен. Спиноза изучал свойства человеческой природы с целью организовать государство таким образом, чтобы оно действовало по разуму и для общего блага.

В этой теории видна недооценка объективных факторов происхождения государственности и преувеличение в этом процессе субъективных факторов.

Теория насилия происхождения государства.

[14]Данная теория считает главной причиной возникновения государства завоевание, насилие, порабощение племен и народов другими племенами и народами. Теорию насилия изучали такие учёные, как [15]К. Каутский (1854-1938 гг.), Л. Гумплович (1838-1909 гг.).

[16]По словам Л. Гумпловича, «история не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».

Видно, что насилие довольно достаточно представлено в истории человеческого рода. Нет сомнений, что конфликты между родами существовали задолго до IV-III тыс. до н.э., когда были сформированы цивилизации Египта, Шумера, Индии, Китая, и Крита. Если теорию насилия принять за верную теорию, то мы не сможем найти ответ на вопрос: почему конфликты между родами 40000, 30000 лет назад не повлекли за собой образование государства? Исходя из этого, мы зпонимае что конфликт- это не основное условие возникновение таких институтов как право и государство.

Само по себе насилие не может привести к формированию государственности без необходимых социально-экономических предпосылок, без достижения определённого культурного уровня. В совокупности с другими цивилизационными факторами насилие может способствовать государственному и правовому строительству.

По мнению представителей данной теории, государство это организация, которая возникла путем насилия, где одно племя властвует над другим племенем. Во времена войн племена перерождались в касты, сословия и [17]классы, которых завоеватели превращали в покоренных рабов. Исходя из этого, мы видим, что государство-это не итог внутреннего развития, а государство где властвует путь насилия.

[18]С одной стороны, нельзя отвергать военно-политические факторы, когда образовывалось государство. Элементы насилия сопровождали процесс возникновения множество государств. С другой стороны, использование насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие нужно рассматривать как одну из причин происхождения государства.

Теория насилия имеет свои плюсы и минусы. Данная теория действительно имеет право на существование, потому что теория насилия имела немаловажное место в возникновении государства. Для того чтобы создать государство необходим уровень экономического развития общества, чтобы содержать государственный аппарат.

Органическая теория происхождения государства.

[19]Органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке английским мыслителем [20]Гербертом Спенсером. Зачатки данной теории можно было найти в философии Платона, или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.

Суть теории заключается в том, что государство это единый организм, создающий и развивающий по естественным законам природы. Органическая теория показывает явную корреляцию между деятельностью людей и предпосылками природного развития. Г. Спенсер писал, что государство состоит из людей, так же как организм состоит из клеток. Когда в обществе появляется дисбаланс, это отражается на государстве.

Сторонником органической теории был ещё Огюст Конт. В своей теории он связывал развитие государства с тремя «состояниями человеческого ума»- теологического, метафизического и позитивного.

В органической теории рассматривается взаимосвязь между государствами. Наиболее живучие государственные образования проявляют себя во время войн и разногласий в политике. Такие процессы регулируют численность развитых государств, и производят естественный отбор. В органической концепции можно заметить, что данная концепция уязвима для критики. Н.Н. Алексеев и М.М. Ковалевский отмечали основные недостатки данной концепции, в абстрактности теории. Концепция данной теории вводит биологические концепты в политологическую среду. В то же время органическая теория впервые рассматривает государство не как продукт чей-то воли, а как продукт естественного развития в природных условиях. В органической теории присутствуют объективные предпосылки развития общества, несмотря на то, что в теории отсутствует процесс принятия решений. В данной теории, Государство- естественная стадия развития общества, организационный строй. Органическая теория корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии.

[21]Утверждение Спенсера о том, что теория будет научной лишь в том случае, если данная теория воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла. Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек первично является творцом природы, потом членом общества, а затем гражданином своего государства. Исчезновение человека будет означать гибель общества, государства. В общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития. Во-вторых, данная теория вводит в понятие об государстве системный признак. Большинство её сторонников считает, что общество и государственная организация- это сложная система, состоящая из взаимодействующих элементов. В-третьих, органической теорией обосновывается интеграция государственной жизни. С одной стороны разделение труда ведёт к дифференциации общества, к его делению на классы. С другой стороны интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут защитить свои интересы.

    1. Материалистическая теория происхождения государства.

[22]Материалистическая теория происхождения государства возникновение государства связывает с появлением частной собственности. Сторонники материалистической теории считают, что государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.

Фридрих Энгельс в своих работах наиболее хорошо описал данную теорию. По мнению Фридриха Энгельса, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства, и государственной власти. В обществе бывают противостояния, и эти противостояния начинаются когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами. Для того чтобы избежать таких противостояний, необходима сила, которая стояла бы над обществом, и держала бы общество в границах порядка. Эта сила есть и государство, которое когда-то состоялось из общества, и теперь ставящее себя над обществом.

От родоплеменной организации государство отличается разделением подданных по территориальным делениям. С увеличением мобильности населения родовое общество перестало выполнять свою функцию, поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией. Там где поселялись люди, безотносительно к роду и племени гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права.

Вторая отличительная черта государства заключается в учреждении публичной власти. Власть которая не совпадает с населением и призвана держать в повиновении всех граждан государства. Такая публичная власть существует в любом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений.

Публичная власть может усиливаться смотря как обостряются классовые противоречия внутри государства, и как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Чтобы содержать такую власть, граждане обязаны делать взносы- налоги. Во время развития цивилизации в государстве начинается недостаток налогов.

[23]Имея публичную власть, чиновники как органы общества, становятся над обществом, и это даёт им неприкосновенность. Так, как государство возникло для того чтобы держать в узде противоположность классов, то по правилу это государство является государством самого могущего, экономически господствующего класса, который при помощи государства приобретает новые средства для эксплуатации угнетённого класса. Античное государство было государством рабовладельцев, для подавления рабов, феодальное государство был органом дворянства, для подавления крепостных крестьян, а представительное государство является орудием эксплуатации наемного труда капиталом.

Бывают такие периоды, когда борющиеся между собой классы достигают равновесия, что государственная власть получает самостоятельность на время, по отношению к обоим классам. Например абсолютная монархия XVII и XVIII веков держит дворянство и буржуазию в равновесии.

Согласно материалистической теории для возникновения государства имели три крупных этапа разделения труда. Такие как, разделение земледелия и скотоводства, выделение ремесла, выделение сферы торговли. Разделение труда обеспечило формирование благоприятных условий, для того чтобы увеличить рост его производительности. В итоге образовался избыточный продукт, который способствует возникновению частной собственности. Поэтому общество разделилось на имущие и неимущие классы.

Важно обратить внимание на классовую теорию государства. По предложению Маркса, Фридрих Энгельс (1820-1895) издал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс поставил задачу устранить проблемы классового разделения общества, выделение социальных страт и появление государства как орудие господства одного класса над другим. Такую идею поддержал революционер В. Ленин. Ленин видел зло в буржуазном государстве, и поставил задачу уничтожить это зло.

Основной смысл материалистической теории заключается в том, что главные причины возникновения государства относятся не к сфере религии и морали, а к области экономики и социальной сфере жизни людей.

Среди многих сторонников материалистической теории происхождения государства и права особое место занимают такие учёные, как К. Маркс, [24]Ф. Энгельс и В. Ленин.

Психологическая теория происхождения государства.

[25]Психологическая теория происхождения государства объясняет происхождение государства и права особенностями. К числу представителей данной теории относят Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Главный труд Петражицкого-«Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Потребности человека существовать в рамках коллектива связывается с возникновением государства и права. Самая сильная сторона психологической теории заключается в исследовании влияния психологических факторов на эволюцию права и государства. К методологическим ошибкам введёт абсолютизация этих факторов, игнорирование иных факторов. Особое место в истории славянства и Древней Руси имело объяснение историко-правовых процессов посредством обращения моральным факторам.

В сочинении [26]Исидора Севильского (около 560 г.-636 г.) «О свойствах народов» перечисляются отрицательные черты разных народов, в том числе и славян:

  1. Зависть иудеев.
  2. Лукавство египтян.
  3. Хитрость греков.
  4. Легкомыслие халдеев.
  5. Обжорство галлов.
  6. Дикость франков.
  7. Жестокость гуннов.
  8. Сладострастие скоттов.
  9. Изнеженность гасконов.
  10. Неверность персов.
  11. Непостоянство африканцев.

Целые народы, указанные в трактате, наделяются определёнными свойствами, особенно негативными. Так же в отечественных манускриптах можно обнаружить сходные подходы, в таких как, Повести временных лет, Новгородской летописи и т.д. В Новгородской летописи в начале повествования, справедливые, деятельные, русские князья противопоставляются правителям более позднего времени. Такое сравнение не в пользу последних. Очевиден акцент на их смелость, справедливость, устойчивость и т.п. Следует отметить, какими бы словами они не были, слова древнего летописца остаются и по сей день актуальными.

[27]Психологическая теория происхождения государства возникла примерно в середине XIX века. Более широкое распространение психологическая теория получила в конце XIX первой половине XX века. Крупными представителями психологической теории являются- Н.М. Коркунов, З. Фрейд, [28]Л. Петражицкий. Суть психологической теории заключается в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества. Представители психологической теории считают, что государство и есть следствие психологических закономерностей развития человека.

С психологической точки зрения вряд ли можно объяснить возникновение государства. Данная теория может объяснить вопросы общественной жизни, которые игнорируют внимание органической, договорной теорий возникновения государства. Государство- явление многогранное. Причины возникновения государства объясняется разными факторами- психологическими, экономическими, социальными, религиозными и многими другими.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государства психологическими переживаниями и потребностями людей. Кто-то властвует, кто-то подчиняется. Психологическая теория рассматривает народ как пассивную массу, ищущую подчинения. Многие положения теории Петражицкого восприняты, и используются современной теорией государства и права. Теория Л.И. Петражицкого даёт определение справедливости, которое не разрушает понятия, а даёт ключ к его пониманию.

[29]Времена меняются, и вместе с этим меняется восприятие психологической теории возникновения государства Л.И. Петражицкого. В современное время многие учёные воспринимают психологическую теорию как основу прогрессивных направлений правовой науки.

Патримониальная теория происхождения государства.

[30]Известным представителем патримониальной теории происхождения государства является [31]Галлер. По мнению Галлера государство является частной собственностью правителя. Данная теория связывает возникновение государства с земельной собственностью. По причине своего права на собственность, правитель властвует над территорией. В таких случаях народ является арендатором земли, а чиновники приказчиками правителей. Представители патримониальной теории возникновения государства отдают приоритет праву собственности. Владение ею распространяется, что является причиной для происхождения государства.

Государство, по патримониальной теории, можно воспринимать как собственность отдельного правителя, так как он владеет и пользуется всем что находится на территории данного государства. Это относится к государственному аппарату. Государственный аппарат обладает силовыми структурами.

Представители патримониальной теории возникновения государства, считают, что финансы, хозяйство, армия всё это формируется из частного хозяйства правителя. Однако, государственные институты не всегда имеются во владении правителя.

В патримониальной теории возникновения государства недостатком является преувеличение значения частной собственности на землю, в процессе возникновения государства. Существует недооценка воздействия на него религиозных и иных факторов.

Невооруженным глазом видна идеологическая направленность данной теории. Автор патримониальной теории оправдывает монархическую власть, и доказывает, что можно создавать монаха. Увлеченный этим, автор данной теории проигнорировал множество исторических событий. Например, множество фактов военного завоевания земель. Если не будет государства, тогда и некому охранять территорию. Государство возникает когда осуществляется защита своей территории, а не когда территория объявляется чей-то собственностью.

[32]С древних времён землёй обладал не каждый, а только состоятельные личности. Участок земли покупали вместе с людьми, которые работали на этой земле. Они должны были соблюдать и чтить законы своего хозяина. Хозяина земли не слушали своих подчинённых, и не важно было, хотят они трудиться или нет. Воля хозяина исполнялась беспрекословно. Если раб не подчинялся, его могли забить камнями, и лишить участка земли, где он проживал. На Руси крестьянские семьи имели много детей, и кормильцу терять работу было нельзя, поэтому они соглашались на любые условия, и делали всё что им говорил их хозяин.

 Ирригационная теория происхождения государства.

[33]Основу данной теории положил немецкий учёный Карл Виттфогель. Основные положения данной теории автор написал в трактате «Восточный деспотизм».

[34]Карл Виттфогель связывал возникновение государственных структур с необходимостью возведения ирригационных сооружений в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга. Формирование «менеджериально-бюрократического класса» становится итогом преобразований экономического характера. В рамках «гидравлической» или «менеджериальной» цивилизации появляются первые восточные деспотии.

Ирригационная теория возникновения государства для отдельных регионов отчасти правомерна. Но однако она не носит всеобщего характера. По признанию греческого историка Фукидида была построена Крито-микенская цивилизация.

Государство выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора, когда оно вынуждено проводить жестко централизованную политику. Государство управляет, распределяет, подчиняет. По мнению Виттфогеля, ирригационные проблемы приводят к образованию «менеджеро-бюрократического класса». Все процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных государств: в Египте, Индии, Китае и др. Так же на становление государственности можно считать бесспорным факт влияния географических и климатических условий. В наиболее неблагоприятных регионах для ведения сельского хозяйства такие факторы ускоряли этот процесс.

В ирригационной теории возникновения государства недостатком является выделение отдельных элементов процесса становления государства как основных и базовых. Несмотря на это, ирригационные факторы были свойственны лишь отдельным регионам Востока. Так, представители ирригационной теории возникновения государства преуменьшают значение социальных, экономических, военно-политических факторов, которые оказали немаловажное влияние на процесс возникновения государств.

[35]Сложные работы ирригационной работы требовали умелой организации. Такие работы делали на то поставленные люди, которые хорошо разбирались в этом деле, и способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить любые возможные препятствия, которые могли воспрепятствовать работе, в ходе строительства. Говорят, что такие организаторы работ, расширив компетенцию, стали государственными служащими. Главным, в возникновении государства, оказался ирригационный фактор.

Похожий климат был и в Передней Азии. На равнине вдоль двух огромных рек-Тигра и Евфрата, к концу весны увлажняется, а много месяцев там стоит невыносимая жара. И здесь нужна была работа, чтобы обратить болота, и обратить высыхающую степь в цветущие сады. Обязательно защищать надо было и каналы от заиливания, обеспечить по ним судоходство. Помимо этого, нужно было гигантские ирригационные сооружения держать в порядке. Этим могли заниматься лишь специально поставленные люди, которые всю свою жизнь посвятили этому делу.

Прежде чем приступать к таким сложным видам строительства, нужно иметь в наличии не только необходимые материальные ресурсы, но и организационные возможности. Не всегда удаётся достичь желаемого результата.

[36]Автор ирригационной теории концентрирует своё и наше внимание на очень важной стороне жизни общества-строительство ирригационных сооружений. Но ведь эти ирригационные сооружения не цель, а средство получения большого продукта и повышения благосостояния общества. [37]Ирригационная теория может служить для объяснения процесса возникновения государства в регионах, где бывает всегда жарко, т.е. данная теория может претендовать на локальный характер.

Расовая теория происхождения государства.

Впервые расовая теория возникла в середине XIX века. Она была основана графом Артуром Жозеф до Гобино, в его работе «О неравенстве человеческих рас». [38]Жозеф Артур де Гобино в своей работе хорошо представил основные тезисы расовой концепции. По мнению Ж. Гобино расовая принадлежность является движущим фактором в развитии народов. Расовая принадлежность обуславливает неравенство в обществе. Ж. Гобино выделяет белую, чистую арийскую, и «недочеловеков», т.е. славян, евреев, цыган. Первые, врождённые лидерскими способностями господствуют над вторыми, а тем самым вторые должны повиноваться и подчиняться первым. Для того чтобы поддерживать господство первых над вторыми, необходимо государство. Государство служит для легитимации власти правителей. Правители оправдывают своё господство теорией о превосходстве белой расы. Белая раса смешивается с другими расами, для того чтобы расширить своё влияние, и тем самым утрачивает свою чистоту. Таким образом уменьшаются её способности, а снижение способностей может привести к утрате власти. В таком случае может воцарить демократия, которая по мнению идеологов, самая худшая форма правления.

Германскую ветвь арийцев относили к белой расе. Страной где должна быть сосредоточена вся власть называли Германией.

Войной считали важным средством решения всех важнейших государственно-правовых проблем. Немецкий философ Ф. Ницше говорил: «Война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».

С помощью идеологии Гитлер сплотил белую расу в целях уничтожения низшей расы, прежде всего семитов. Мысли философов Гитлер использовал для своей концепции в выигрышном свете. Средством борьбы стала война. Гитлер назвал такое средство оправданным величайшими учёными. Идеология расового государства в настоящее время почти стерта из умов людей. Из-за разрушительных действий Германии в XX веке мировые державы отказались от радикальных доктрин. Только в научных целях используется расовая теория. Постулаты Ж. Гобино о физическом и умственном превосходстве чистой расы над высшей, опровергли учёные. Биологически между расами не существует различий.

Расовая концепция возникла благодаря предыдущим теориям и предпосылкам. Кроме сторонников данной концепции никто не мог найти положительные черты расовой теории. Расовая теория лишь оправдывает насилие и угнетение. Данная теория интересна тем, что авторы настаивают на безграничной власти и праве ведения войны. Расовая теория имеет долгую историю. Во время формирования колониальной системы, расовая теория была поднята на штык. В период появления фашизма в половине XX века, она приобрела ещё большую аргументацию. В настоящее время расовая теория не входит в разряд государственной власти. Человечество теперь понимает, что люди рождаются свободными и равными.

[39]Ницше заметил, что люди разнятся между собой, и эта разница носит биологический характер. Наверно это и правильно. Например, если бы все люди были одинаковы, то потребности людей могли быть удовлетворены в меньшей мере. Люди разнятся не только между собой, но и разнятся с точки зрения психологии. Например, люди живущие на севере, им свойственно спокойность, уравновешенность, а люди живущие на юге характеризуются импульсивным, эмоциональным, вспыльчивым народом. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные, и старые. Но нельзя давать основание, что существуют высшие и низшие расы. От объективных и природно-климатических факторов зависит разность в уровне развития рас и народов. Нельзя забывать, что и развитые страны когда-то находились на низкой ступени развития. Исходя из этого вопрос не должен стоять, кто выше и ниже, а вопрос должен быть, кто дальше прошёл по пути исторического прогресса.

Глава 2. Пути возникновения государства.

2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

[40]Около 5 тыс. лет назад возникли самые древние государства. Они возникли в долинах самых крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., в зонах где за счет повышения урожайности, можно было повысить производительность труда. Там были впервые созданы условия для происхождения государственности. Огромных работ требовало поливное земледелие: строительство каналов, дамб и т.д. В то же время вместе с развитием экономики происходят и социальные изменения. Возникает социальное явление, как «власть собственность». Суть такого явления заключается в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Если человек, занимающий ту или иную должность, теряет эту должность, то он теряет эту собственность. Возникает родоплеменная знать, и её доля увеличивается её доля при распределении общественного продукта. Во время повышения доли родоплеменной знати управлять становится выгодным.

Восточный (азиатский) путь происхождения государства отличался прежде всего возникновением политического господства на основе отправления какой-либо общественной должности. Основным назначением власти было управление особыми резервными фондами. В таких фондах концентрировалась большая часть общественного продукта. Такое управление привело к выделению группы должностных лиц внутри общины. Использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления является одной из главных причин к возникновению государственности по восточному (азиатскому) типу.

Азиатские государства отличались друг от друга. Например, в Китае рабство носило домашний характер, а в других государствах, как в Египте, рабы вносили значительный вклад в экономику. Однако рабы в Египте в подавляющем большинстве были собственностью государства.

Все восточные государства имели много общего в главном. Все эти [41]государства обладали мощным чиновничьим аппаратом, они были монархиями. Все восточные государства имели много общего в главном. Все эти государства обладали мощным чиновничьим аппаратом, и все они были монархиями. Восточный путь возникновения государства представляет собой переход из первобытного общества в государство. Причинами возникновения государства были:

-необходимость централизованного руководства этими массами.

-потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия.

Из аппарата управления родоплеменными объединениями возник государственный аппарат. Государственный аппарат становился противоположным обществу по своим интересам.

Отметим, что восточное (азиатское) общество было застойным. На протяжении тысячелетий восточное общество практически не развивалось. Таким образом государство в Китае возникло на несколько веков раньше чем в Европе.

2.2 Западный путь возникновения государства.

[42]Западный путь возникновения государства более подробно в своей работе описал Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Формирование государств в Древней Греции и в Древнем Риме шло по западному пути. Родоплеменные организации разрушались в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности. Между имущими и не имущими была длительная борьба. Борьба между ними привела к необходимости создания государства, которое защищало бы интересы богатых.

Фактором образования государства на территории Европы является классовое разделение общества. Это сказывалось тем, что на стадии протогосударства происходило интенсивное формирование частной собственности на землю. Наиболее в хорошем виде это можно увидеть на примере Древних Афин. У аристократов земельных наделов, скота, рабов было больше, чем у рядовых общинников. Смотря как развивается частная собственность растет влияние экономически сильной группы, группа которая стремится ослабить роль народного собрания.

Процесс формирования классов и государства в Риме тормозил, и период перехода к государству растянулся на столетия. В борьбе где враждовали группы свободных членов римского родоплеменного общества плебеи отнимали у патрициев одну уступку за другой. Эта борьба длилась 200 лет. За счет этих побед в Риме установилась значительная демократия, утвердилось равноправие всех граждан.

Западный путь отличается от восточного (азиатского) тем, что влиятельные лица не только занимали самые высоки должностные места, но и имели частную собственность, и сами являлись источником власти.

Глава 3. Предпосылки происхождения государства и права.

[43]Возникновение государства-длительный процесс, который у разных народов шел разными путями. Каким бы длительным путем не был, во всех случаях это объективно закономерный процесс.

Предпосылки возникновения государства были различных типов, но мы рассмотрим из два типа: экономические и социальные.

Экономические предпосылки возникновения государства:

-рост производительности труда;

-появление прибавочного продукта;

-появление разделения труда.

Социальные предпосылки возникновения государства:

-запрет кровосмешения;

-разделение общества на классы;

-переход к патриархату;

-разделение рода.

Заключение.

Как мы уже знаем существует много теорий происхождения государства. Каждая из них по-своему актуальна. К наиболее известным теориям возникновения государства относятся: теологическая теория, патриархальная теория, органическая теория, договорная теория, теория насилия, психологическая теория, патримониальная теория, ирригационная теория.

1.Теологическая теория. Распространение получила при феодализме. Но и в настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

2. Патриархальная теория. По мнению Аристотеля, государство-лучшая форма человеческого общения, для достижения общего блага.

3. Органическая теория. По мнению представителей данной теории, государство произошло от права собственника на землю.

4. Договорная теория. По мнению сторонников этой концепции, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания.

5. Теория насилия. Представители этой теории считают, что государство возникло путем насилия, завоёвывал слабых и беззащитных племён.

6. Психологическая теория. Возникновение государства по мнению представителей связывается с свойствами человеческой психики, потребностью человека жить в коллективе.

Существуют и много других теорий возникновение государства. Однако не все они могут претендовать на достоверность, так как они являются ступенькой к познанию истины. Все эти теории способствовали к возникновению государства.

Библиография.

  1. Абдрахманов А.Ф.. Теория государства и права: учеб.-метод. комплекс /Абдрахманов А.Ф. - Уфа : БАГСУ,2008. - 134 с.. 2008
  2. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. - 832 c.
  3. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004
  4. Мелехин А.В.. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн,2007. - 633 с.. 2007
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. - Москва: ИЛ, 2002. - 528 c.
  6. Органическая теория. Сайт «государство и власть». [Электронный ресурс]. URL: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=8&r=11
  7. Петров И.В. ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСНЫХ СВОДАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 121-123;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7512
  8. Петров И.В. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 47-48;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8686
  9. Петров И.В. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПРОБЛЕМА МАТРИАРХАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7514
  10. Петров И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СВЕТЕ СООБЩЕНИЙ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО И НОВГОРОДСКОЙ I ЛЕТОПИСИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 125-126;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7515
  11. Петров И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РАЗНООБРАЗИЕ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7517
  12. Петров И.В. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131-132;URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7518
  13. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М., 2015. — 559 с. . 2015
  14. Теория права и государства в связи с теорией нравственности – Петражицкий Л.И. – Отв. ред.: Козлихин И.Ю., Сандулов Ю.А. – СПб.: Лань, 2000
  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М., 1986.

Приложения

Приложение 1

Виды теорий

Теории происхождения государства

Источник: Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. Теория государства и права: Конспект лекций / Московский институт экономики, менеджмента и права; Сост. Б.М. Емельянов, С.А. Правкин.- Москва, 2004.

  1. Петров И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РАЗНООБРАЗИЕ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7517 (дата обращения: 11.07.2019).

  2. Петров И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РАЗНООБРАЗИЕ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7517 (дата обращения: 11.07.2019).

  3. Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. упр. 老子, пиньинь: Lǎo Zǐ, VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI-V веков до н. э.

  4. Петров И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И РАЗНООБРАЗИЕ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 128-131;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7517 (дата обращения: 11.07.2019).

  5. Петров И.В. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПРОБЛЕМА МАТРИАРХАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7514 (дата обращения: 11.07.2019).

  6. Михаи́л Никола́евич Покро́вский (17 (29) августа 1868, Москва — 10 апреля 1932, Москва) — советский историк-марксист, общественный и политический деятель

  7. Петров И.В. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПРОБЛЕМА МАТРИАРХАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7514 (дата обращения: 11.07.2019).

  8. Петров И.В. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПРОБЛЕМА МАТРИАРХАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7514 (дата обращения: 11.07.2019).

  9. Гуго Гроций (1583-1645)- нидерландский учёный.

  10. Петров И.В. ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСНЫХ СВОДАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 121-123;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7512 (дата обращения: 11.07.2019).

  11. Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — английский педагог и философ

  12. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1996. С. 310–311.

  13. Петров И.В. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131-132;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7518 (дата обращения: 15.07.2019).

  14. К. Каутский (1854-1938) - немецкий философ.

  15. Л.Г. Гумплович (1838-1909) - австрийский ученый. Соч. "Общее учение о государстве".

  16. Щепетев В.И.. История государственного управления в России:

  17. Петров И.В. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 131-132;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7518 (дата обращения: 15.07.2019).

  18. Органическая теория. Сайт «государство и власть». [Электронный ресурс]. URL: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=8&r=11

  19. Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог

  20. Органическая теория. Сайт «государство и власть». [Электронный ресурс]. URL: http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=8&r=11

  21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М., 1986.

  22. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М., 1986

  23. Фри́дрих Э́нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820 года, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895 года, Лондон) — немецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель

  24. Петров И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СВЕТЕ СООБЩЕНИЙ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО И НОВГОРОДСКОЙ I ЛЕТОПИСИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 125-126;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7515 (дата обращения: 23.07.2019).

  25. ИСИДО́Р СЕВИ́ЛЬСКИЙ, Иси­дор Ис­пан­ский (лат. Isidorus Hispalensis) (ме­ж­ду 560 и 570, Кар­та­го-Но­ва, ны­не Кар­та­хена, Ис­па­ния – 4.4.636, Се­ви­лья), епи­скоп Се­ви­льи (ок. 600–636), бо­го­слов, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, один из учи­те­лей Церк­ви

  26. Петров И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 125-126;

    Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki; апрель 1867, Российская империя — 15 мая 1931, Варшава) — российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

  27. Теория права и государства в связи с теорией нравственности – Петражицкий Л.И. – Отв. ред.: Козлихин И.Ю., Сандулов Ю.А. – СПб.: Лань, 2000

  28. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  29. Галлер (1768-1854)-французский учёный, Соч. «Реставрация политической науки»

  30. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  31. Петров И.В. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 47-48;

    URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8686 (дата обращения: 25.07.2019).

  32. Карл Август Виттфогель (нем. Karl August Wittfogel; 6 сентября 1896, Вольтерсдорф, Германия, — 25 мая 1988, Нью-Йорк, США) — германо-американский социолог и синолог, трактат «Восточный деспотизм».

  33. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  34. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004

  35. Ж. Гобино (1816-1882) - французский социолог и писатель, один из основоположников расизма. Соч. "Опыт о неравенстве человеческих рас".

  36. Ф. Ницше (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Соч. "Воля к власти".

  37. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М., 2015. — 559 с. . 2015

  38. Рассказов Л.П.. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М., 2015. — 559 с. . 2015

  39. : Мелехин А.В.. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн,2007. - 633 с.. 2007

  40. Абдрахманов А.Ф.. Теория государства и права: учеб.-метод. комплекс /Абдрахманов А.Ф. - Уфа : БАГСУ,2008. - 134 с.. 2008