Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Теории происхождения государства» (Понятие, сущность и функции государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы настоящего исследования во многом обусловлена тем, что во всех существующих формах человеческого общения ключевая роль отводится государству. На современном этапе развития юридической науки проблема разложения родоплеменного строя и образования государства является достаточно актуальной, так как анализ данных вопросов позволяет сформировать необходимые знания относительно сущности государства и процесса его образования. Известно, что ранее государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ происхождения государства через призму основных теорий носит не только теоретический, но и практический характер. Так, изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерных особенностей, истории становления и развития. Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты. В связи с этим, их изучение является не только актуальным, но и практически значимым.

Цель данной курсовой работы – провести комплексный анализ существующих теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) Рассмотреть понятие, суть и функции государства;

2) Дать общую характеристику теориям происхождения государства;

3) Рассмотреть положения теорий происхождения государства.

Объект курсовой работы – общественные отношения, которые формировались на фоне формирования государства;

Предмет исследования – положения основных теорий, объясняющих происхождение государства;

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно сравнительно-правовой анализ, догматический метод и формально-юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1 Понятие, сущность и функции государства

Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории. Ранее мыслители трактовали государство как «сосредоточение в одном месте совокупности нравственных и умственных интересов граждан». В частности, такое определение государству давал Аристотель. В свою очередь, Цицерон указывал, что государство, это не что иное, как союз людей, которые объединены не только общими началами права, но и общими началами пользы.

Рассматривая более современные определения необходимо акцентировать внимание на определении, которое давал Л. Гумплович, указывая, что «государство является естественно возникающей организацией властвования, которая предназначена для охраны установленного порядка». В свою очередь, Георг Еллинек трактовал государство как «единство индивидов, которые наделены качеством юридического субъекта и выступают в качестве носителя прав»[7; с. 102].

Представляется вполне естественным, что государство является достаточно многоаспектным и сложным социальным образованием, в связи с чем, его можно рассматривать не только как социальное, но и как государственное явление. Стоит отметить, что в географическом планепод государством принято понимать страну, которая занимает ту или иную территорию, намеленную ее гражданами. В свою очередь, в социальном смысле государство стоит понимать, как организацию, формируемую людьми и осуществляющую определенную деятельность в области общественных отношений.

В качестве социальной организации государство можно рассматривать в трех аспектах:

  1. как порождение общества и его органическая власть;
  2. как орудие класса, клана или слоя населения;
  3. как самостоятельную организацию.

Анализируя государство через призму организации, созданной людьми, необходимо акцентировать внимание на его способности решать задачи населения, а также достигать общего блага. В указанном аспекте государство будет являться организацией, призванной решать задачи общества. Очевидно, что в рамках данного подхода государство является способом самоорганизации общества и регулирования его процессов. Понимание государства в качестве орудия определенного слоя населения или клана, первоначально сформировалось в эпоху феодализма и зарождения капитализма. В рамках данного периода, власть в государстве принадлежала монарху, а также его окружению, совместно с богатыми феодалами и капиталистами. Государство такого типа выступало в качестве органа для подавления одного класса другим, тем самым, являясь непосредственным источником социальных конфликтов и противостояний.

И, наконец, третий подход к пониманию государствасостоит том, что государство рассматривается как организация, созданная людьми для исполнения права и регулирования общественной жизни. Стоит отметить, что указанное понимание в полной мере соответствует современному, демократическому государству. В рамках такого государства, органы, имеющие власть, формируются и реализуют свою деятельность согласно действующему законодательству, предопределяющему их полномочия, а также права и обязанности по отношению к населению страны. Одновременно с этим, в рамках своих полномочий, органы государственной власти принимают определенные решения и несут за них ответственность в полном объеме. Несмотря на тот факт, что данные подходы существенно отличаются друг от друга, приверженцы указанных точек зрения признают, что государство выступает в качестве социальной организации, создаваемой обществом и необходимым для регулирования протекающих в них процессов.

В настоящее время в большинстве демократических стран государство осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений.

Также в данном аспекте стоит акцентировать внимание на том, что определение государства в любой трактовке всегда будет неполным, а, следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.

Рассматривая признаки государства, стоит отметить, что все признаки государства классифицируются на обязательные признаки и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся следующие признаки[16; с. 89]. Во-первых, это наличие границ государства и внутреннего административно-территориального деления. Во-вторых, это наличие гражданства у людей, которые населяют государство. Так, каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства. В-третьих, это наличие публичной власти, которая выделена от общества. Публичная власть носит именно такое название в связи с тем, что она представляет интересы общества и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы. В-четвертых, это наличие налогов и сборов для содержания публичной власти. Отметим, что наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.

В-пятых, это наличие государственного суверенитета. Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство. В-шестых, к признакам государства относят создание правовых норм (правил и норм поведения на территории определенного государства)[21; с. 70]. Так, государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания правовых норм государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

Что касается дополнительных признаков государства, то к таковым относят наличие определенных символов, которыми являются флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ. Таким образом, государство является политико-территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества [1; с. 93].

Рассматривая функции государства необходимо отметить, что под функциями государства понимают основные направления деятельности государства, в которых отражена сущность, а также социальное назначение государственного управления обществом. Классификация функций государства осуществляется по различным признакам. Например, по продолжительности действия функции государства дифференцируют на временные функции и постоянные. Кроме того, принято выделять функции внешние и внутренние. Так, внутренние функции государства - это ключевые направления деятельности государства, направленные на управление внутренней жизнью общества. К числу внутренних функций государства относят экономические и социальные функции, функции по охране правопорядка и экологии. В свою очередь, внешние функции государства - это ключевые направления деятельности государства на международной арене. Примером внешних функций государства являются функции в сфере обороны страны и международного сотрудничества.

Приходим к выводу, что под государством необходимо понимать особую организацию публично-политической власти, которая имеет специализированный аппарат государственных служащих, необходимых для управления государством. Государство обладает территорией, суверенитетом, имеет право взимать налоговые платежи, имеет национальную валюту и символику.

1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства

Представляется вполне естественным, что со времен глубокой древности люди стали размышлять над причинами возникновения государства.Было создано множество различных теорий, которые по-разному отвечали на вопросы относительно возникновения государства. Полагаем, что наличие широкого спектра данных теорий предопределеносуществованием различных социальных и исторических условий, в которых жили и творили их авторы, а также разнообразными философскими и идеологическими позициями, которых они придерживались[5; с. 96].

В настоящее время широкую известность получили такие теории происхождения государства, как теологическая теория, патриархальная, договорная, а также теория насилия, классовая теория, психологическая теория и многие другие. Так, согласно органической теории государство является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, впоследствии создающие целые государства.

В рамках теории насилия высказывалась точка зрения, в соответствии с которой, появление государствастановится возможным лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Полагаем, что теория насилия предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства в прошлом, а для их обоснования в настоящем. В обоснование данной точки зрения можно привести тот факт, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

Что касается теологической теории, то данная теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской властью[11; с. 266].

Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Однако с принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а также Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Представителями психологической теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, а также осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

Классовая теория возникновения государства была сформулирована К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным. Основой происхождения государства и права в рамках данной теории был признан экономический фактор. Отмечалось, что государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Как следствие, функции государства состоят в том, чтобы специальными средствами управления, прежде всего насилием, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.

Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств относительно происхождения государства по данной модели не существует.

1.3 Общие закономерности возникновения государства

Процесс формирования государства - это переход общества от первобытной стадии к цивилизации. Одновременно с этим, формирование государства является достаточно длительным периодом.Рассмотрим основные закономерности возникновения и дальнейшего развития государства.

Дородовой и родовой строй. Основные закономерности возникновения государства и права выведены историками в определенные стадии, в рамках которых развивалось государство и общество. Так, в каменном веке широкое распространение получили охота, рыболовство, собирательство, а также совместная собственность. Однако затем постепенно зарождается родовой строй. В рамках данного этапа люди получают умение добывать огонь, а также изобретать орудия труда. Планомерно формируется человеческая речь. За 5-6 тысяч лет до нашей эры, общество переходит от собирательства и охоты к основным видам ремесла и земледелию. С указанного времени зарождаются общие закономерности развития, возникновения и функционирования государства.

Взаимная зависимость людей. Постепенно разделение труда прослеживается наиболее отчетливо. В качестве обособленной формы общественной деятельности, планомерно выделяется скотоводство. В свою очередь, ремесло отделяется от земледелия. Немногим позднее появляются первые купцы, под которыми понимали людей, которые активно занимались обменом. В рамках данной стадии существенно усиливаются зависимости индивидов друг от друга. Как следствие, формируется первобытная община. В рамках данной общины род выступает в качестве коллектива родственников, которые имеют единого предка и ведут совместное хозяйство[8; с. 117].

Матриархат.В период развития родовой общины основная роль по праву отводилась женщинам. Данное положение было обусловлено тем, что именно женщина занималась собирательством, изготовлением одежды, утвари, присматривала за детьми. Впервые, женщин начинают расценивать как хранительниц домашнего очага. В свою очередь, мужчины занимаются преимущественно охотой. Ключевая причина установления матриархата состоит в том, что установить отцовство детей было весьма затруднительно. Как следствие, наследование шло исключительно по материнской линии.

Разложение первобытного уклада.Выявляя общие закономерности возникновения и развития государства необходимо акцентировать внимание на том, что в рамках данного явления имели место определенные изменения в социальном строе древнего общества. Указанные изменения во многом предопределили следующие этапы формирования цивилизации. Так, с развитием скотоводства и земледелия, роль мужчины начинает существенно возрастать. Как следствие, наблюдается разложение первобытной общины. Отметим, что разложение первобытной общины сопровождалось появлением прибавочного продукта, накоплением, а также разделением собственности, первым имущественным расслоением. Возникают потребности в рабочей силе для обработки земли и полей. Это предопределяет изменений целей военных действий. В частности, сражения ведутся не только для защиты, но и для грабежа. Реализуя набеги на чужие территории, захватчики формировали отряды пленных, которые позже превращались в рабов.

В древности власть, как правило, находилась у взрослого собрания мужчин. На данных собраниях решались вопросы, которые непосредственно связаны с наказаниями соплеменников за различные проступки. Кроме того, обсуждались вопросы по вопросам распределения добычи и управления. Племенные вожди наделялись определенными административными полномочиями. Одновременно с этим, власть людей, которые находились в главе рода, а также военачальников, была основана на авторитете и уважении к ним со стороны общества. Племенем управлял совет старейшин. Одновременно с этим, особыми преимуществами вожди не обладали. Так, они наравне с иными жителями племени осуществляли трудовую деятельность и распределяли полученную добычу. Стоит отметить, что права и обязанности членов рода также не отличались от иных участников племени. На данном этапе, взаимопомощь, сотрудничество и единство всех жителей племени, позволяло им решать многие вопросы без конфликтов[20; с.72].

Распад кровнородственных связей. Причины, а также общие закономерности возникновения государства указывают на планомерное осознание людьми важности эффективного руководства. Планомерно функции власти начинают разделяться. В частности, формируются такие направления, как военное руководство, общее управление, а также религиозная деятельность. Начинает формироваться племенная бюрократия. Как правило, она была необходима для удовлетворения совместного и собственного интереса. Общие закономерности и причины возникновения государства, в указанный период, активно исследовал Л. Морган. Ученый отмечал, что племенной бюрократизм порождает режим военной демократии. В свою очередь, в обществе складывается достаточно сильная власть вождей. Одновременно с этим, по-прежнему присутствуют элементы коллективизма.

Необходимость в публичной власти. В определенный момент времени человечество приходит к пониманию того, что объективной необходимостью для них является формирование такой организации, которая будет способна сохранить, а также обеспечить жизнь социума как единого организма. Таким образом, начинает формироваться публичная власть. Публичная власть располагается на верхней ступени и включает в себя особые группы людей, которые занимаются только управлением и способны применять организационные меры принуждения на практике. Государствами подобного типа являлись Китай и Индия. Очевидно, что закономерности и причины возникновения государства были основаны на необходимости совершенствовать управление. В свою очередь, это было предопределено усложнением жизни общества на фоне разделения труда, распределением ценностей и иных факторов. Объективной необходимостью становится поддержание порядка в племени. Так порядок мог в полной мере обеспечить социальную устойчивость, которая была возможной с введением обязательных норм. Кроме того, предпосылки и закономерности возникновения государства также были связаны с необходимостью подавлять недовольство отдельных слоев населения и обеспечивать защиту территорий. На фоне расслоения племени на отдельные классы, проявлялось определенное сопротивление. Как уже отмечалось ранее, войны начинают организовывать не только для защиты, но и для захвата. Таким образом, общие закономерности развития государства, непосредственно связаны с появлением несколько иных целей жизни общества. Для того чтобы в полной мере удовлетворить растущие потребности общества, объективной необходимостью было формирование эффективной и надежной системы управления[19; с. 385].

Также стоит отметить, что даже на данном этапе имели место замкнутые поселения. В них сохранялись остатки прежнего родового строя, которые сдерживали формирование государства. В них по-прежнему сохранялась коллективная собственность, а доля частных владений характеризовалась как незначительная. В качестве коллективной собственности рассматривают общинную и государственную собственность. Планомерно в ней происходят определенные изменения. Например, царско-храмовая собственность переходит к государству. Публичная власть стала наделять жрецов, слуг, правителей материальными ценностями.

Имущественное, а также социальное расслоение, активно способствовало выдвижению изолированных групп. Выделяются аристократия, военачальники, жрицы. Данные группы представляют собой, так называемый господствующий класс. В свою очередь, ремесленники и крестьяне считаются свободными общинниками. Также выделяли рабов и иных зависимых лиц. Основной формой правления была деспотия, а в ранних государствах наблюдается неограниченная власть монарха[4; с. 422].

Развитие торговли и промышленности, позволило за достаточно короткий период сформироваться новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средствв руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.Падали экономические показатели помещичьего класса, и развивалась сила нового класса – представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных[12; с.91].

Таким образом, основные закономерности развития государства можно проследить в рамках основных этапов его становления.

Глава 2. Основные теории происхождения государства

2.1 Теологическая теория

Теологическую теорию происхождения государства еда ли можноназвать научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. В связи с этим, данную теорию нельзя каким-либо образом доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.

Рассматривая историю становления и развития данной теории, стоит отметить, что ранние религиозно-мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, примером которых являются доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других.

Основоположником рассматриваемой теории можно признать Фому Аквинского. Так, учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф. Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию [13; с. 34].

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. Платон указывал, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существует закон божий. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией «двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской властью, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было изначально патриархальным.Аристотель утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества[2; с. 108].

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха. Позднее анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны - социолога Н. К. Михайловского, а также историка из Англии Г. Мэна. По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается. Одновременно с этим, на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства.

2.3 Договорная и естественно-правовая теории

Договорная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико-правовых предпосылок возникновения государства и права.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно-правовую теорию как теорию происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние людей[10; с. 76].Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» состояния, люди объединились в государство на определенных условиях. Так, они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности лиц, заключивших договор.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). А. Н. Радищев полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных[3; с. 220].

Следовательно, только с конца XIX века и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

2.4 Теория насилия и теория инцеста

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е. Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К. Каутский. Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать «Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме[18; с. 105].

В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

- Государство возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых племен, победившее племя образует правящий класс. Побежденный класс становится представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.

- Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории состояла в обосновании причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно-правовой идеологии.

Что касается теории инцеста, то основателем данной теории является Клод Леви-Стросс. Суть теории инцеста состоит в том, что на фоне внедрения запрета на кровосмешение, появился социальный факт выделения человека из мира природы, что породило возникновение права и государства.

Ученый полагает, что изменения в материальном производстве, а также совершенствование орудий труда и иные факторы не оказали какого-либо влияния на развитие государства и права, а ведущая роль в этом принадлежит только осознанию того, что запрет на кровосмешение активно способствует развитию человеческого рода. Так, для реализации запрета на инцест активно применялись достаточно жесткие и суровые меры. Однако для их внедрения в практическую деятельность возникла необходимость в создании специальных органов внутри общины, которые явились прообразом государственного устройства. Данные органы занимались тем, что насильственно пресекали попытки инцеста внутри рода и за его пределами. Впоследствии, данная группа стала выполнять и иные общественные функции, что и породило образование государственной структуры. Данная теория возникновения государства на первый взгляд проста и логична, однако в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой причиной образования государства и права едва ли можно назвать установление запрета на инцест. Во многом эта позиция обусловлена тем, что указанный запрет имеет достаточно давнюю историю и появился задолго до формирования первых государственных образований.

Одновременно с этим, исследователи, которые активно поддерживают данную теорию, акцентируют внимание на том, что создатель теории основывался на конкретном юридическом факте, суть которого состоит в переходе от эндогамных к экзогамной форме брачных отношений. Подчеркивается, что запрет инцеста по праву стал прорывом в истории общественного развития и существенно улучшил биологическое качество человеческого рода. Однако наиболее целесообразной представляется первая точка зрения, в соответствии с которой, теорию инцеста не стоит рассматривать в качестве теории, объясняющей происхождение государства и права, так как полного представления об указанном процессе она не дает.

2.5 Классовая теория

Создателями данной теории по праву признают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. Ленина. Согласно данной теории, в качестве основы происхождения государства и права выступает экономический фактор, который нивелирует значение иных факторов подобного рода. Кроме того, в соответствии с положениями данной теории, государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, которая характеризуется расколом первобытного общества на классы, преследующие диаметрально противоположные экономические интересы. Как следствие, функции государства состоят в применении специальных средств управления, в том числе, насилия, посредством которых будет сдерживаться противостояние классов, а интересы господствующего класса будут защищаться[17; с. 48].

В рамках данной теории под классом понимали группу людей, которая объединена общими экономическими интересами, предопределенными одинаковым отношением к производственным средствам. Отношения классов к производственным средствам, а также их роль в общественном производстве, доля получения общественного богатства и способы регламентируются действующим законом. Так как между классами имеют место определенные противоречия, социальное партнерство между ними не представляется возможным.

Имущественное, а также социальное расслоение, предопределяют такие явления, как социальные конфликты и классовая борьба. Родоплеменная организация, которая рассчитана на монолитное единство людей, не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании принципиально новой системы социальных норм и порождает государство и право. По словам В.И. Ленина, государство может возникнуть только там, где не могут быть примирены классовые противоречия. Следовательно, государство является продуктом, а также проявлением непримиримости классовых противоречий, которые не могут быть примирены с объективной точки зрения.

Приходим к выводу, что по В.И. Ленину, государство является машиной, неким аппаратом для подавления одним классом другого класса. Следовательно, право – это возведенная в закон воля того класса, который характеризуется как господствующий класс. Право имеет государственный характер в связи с тем, что правотворчество является исключительной прерогативой государства. Таким образом, право это не что иное, как инструмент для называния обществу интересов господствующего класса.

В завершении стоит отметить, что классовая теория определяла государство и право в качестве исторически преходящих, временных явлений, которые были непосредственно связаны с существованием классовых различий. Известно, что в будущем они исчезнут, а им на смену придет бесклассовое общество[9; с. 144].

2.6 Психологическая теория

Суть психологической теории состоит в утверждении о том, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Сторонники теории определяли общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Сторонником психологической теории можно назвать Е.Н. Трубецкого, который указывал, что «между частями биологического организма существует связь физическая, а между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, является основной чертойчеловека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых людей и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата[15; с. 67].

Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики. Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.

Как справедливо отмечается в научной литературе, психика человека существенно отличается от психики животных, так как человеку свойственна куда более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

2.7 Органическая теория

Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессамив данном случаепонимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.

Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства и права, которая, берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека[14; с.27].

Представителями органической теории происхождения государства и права являлись английский социолог и философ Г.Спенсер, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношения между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого-либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.

Таким образом, если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, формируются определенные государства и формируются целые правительства. Однако механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает отсутствие совпадения биологических и социальных процессов.

2.8 Ирригационная теория

Ирригационную теорию по-другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название «Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока[6; с. 219].

В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость приводит к возникновению класса, порабощающего общество. В действительности процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте, Китае и других крупных странах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условий становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособности ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан. В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует «чисто классовых» или «чисто человеческих» государственно-правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты.

Таким образом, представленный перечень теорий происхождения государства едва ли является исчерпывающим, так как в научной литературе можно выявить множество иных теорий, объясняющих происхождение государства. Примером может являться регулятивная теория, которая не нашла широкого распространения в научном мире. Одновременно с этим, регулятивная теория происхождения государства получила определенное распространение в азиатских странах и некоторых областях нашей страны. Обусловлено это тем, что данная теория во многом опирается на условия, характерные для стран Азии. Так, достаточно неблагоприятные климатические, а также географические условия стран азиатского континента предопредели особую роль государства в регулировании общественных отношений. Например, именно государство обеспечивало стабильность и порядок, которые были объективной необходимостью для поддержания стабильность народов Азии.

В соответствии с положениями регулятивной теории происхождения права, оно возникает в целях поддержания единого порядка на территории страны. В данном аспекте, порядок рассматривался как комплексное явление, охватывающее различные сферы общественной жизни. Так, именно с помощью права регулировался процесс распределения территории при перемещении поселений, сельскохозяйственного производства и порядка приобретения земли. Посредством права формируются первые правила сотрудничества и взаимопомощи, более того, оно регулировало порядок строительства первых масштабных сооружений. Очевидно, что регулятивная теория имеет сходные черты с теорией инцеста, а также существующей ирригационной теорией.

Также исследователями выделяется примирительная теория. Данная теория получила достаточно широкое распространение на Западе. В частности, она активно поддерживается английскими и шведскими учеными. Данная ситуация во многом обусловлена тем, что западные государства развивались эволюционным путем, в рамках которого, создание государства является единственно возможным и верным объяснением некоторых явлений объективной действительности. В соответствии с данной теорией, государство и право начало формироваться целях упорядочения отношений, которые складывались между родами. Так, между родовыми группами конфликтные ситуации не были редкостью, а их нивелирование было в интересах представителей каждой родовой группы. Как следствие, для устранения конфликта активно применялись договоры о примирении, которые заключались в рамках народного собрания, либо на совете старейшин. Отсюда возникло так называемое примирительное право, которое, в связи с частным использованием на практике переросло в конкретные правовые нормы. Постепенно, правовые нормы получают первую классификацию, что впоследствии привело к формированию системы правовых норм. Как утверждают приверженцы данной теории, система правовых норм получила затем законодательное оформление, а за нарушение законодательства начали применяться первые санкции.

Преимуществом данной теории является тот факт, что она основана на многочисленных исторических фактах, так как конфликты действительно сопровождали человечество на всем пути его развития, в том числе, в период родоплеменного строя. В соответствии с общим правилом, примирительные договоры на первоначальном пути своего развития оформлялись в устном виде, а регуляция данных отношений с помощью письменных источников появилась намного позднее.

Таким образом, существует множество теорий происхождения права, однако не одна из них не является основной, так как установить истинное происхождение права весьма затруднительно. Полагаем, что на возникновение права оказало влияние множество факторов, а также явления, которые имеют место во всех изученных теориях.

Заключение

В результате проведенного исследования удалось заключить, что под государством стоит понимать суверенную и политико-территориальную организацию, наличие которой является объективной необходимостью для управления обществом. Государство характеризуется определенными признаками и функциями, рассмотренными в настоящем исследовании.

Как правовой институт государство обладает достаточно высокой практической значимостью, что вполне естественно предопределило особый интерес к истории его становления и развития. Изучение данных процессов традиционно осуществляется посредством анализа основных закономерностей возникновения государства и существующих теорий происхождения государства. В результате проведенного исследования было установлено, что на современном этапе развития существует множество теорий происхождения государства, представляющие собой определенный исследовательский интерес.

Плюрализм научных взглядов на происхождение государства во многом обусловлен тем, что их изучение сопряжено с различными сложностями, а также историческими особенностями общественного сознания и экономического строя той или иной эпохи. Более того, изучение теорий государства существенно осложняется своеобразием регионов, где формировались определенные теории, а также политическими или идеологическими установками, разделяемыми авторами данных теорий. Одновременно с этим, переоценить познавательную ценность изучения теорий государства, а также выявления существующих закономерностей, переоценить весьма затруднительно.

В результате проведенного исследования можно заключить, что первыми теориями происхождения государства являлись мифологические, а также религиозные концепции происхождения государства. В их основу легли представления о божественном происхождении государства, что обусловлено особенностями представлений об окружающей действительности людей того времени. После апогея религиозных теорий происхождения государства взгляды на происхождение государства снова меняются, в результате чего появляется договорная теория.

Также особое внимание в научном мире уделяется теории насилия и взаимосвязанной с ней расовой теории. В результате изучения данных теорий было установлено, что теория насилия до сих пор считается одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства.

Подчеркивая многообразие существующих теорий происхождения государства, в рамках настоящего исследования были изучены такие теории, как органическая теория, ирригационная теория или, например, теория инцеста. С разделением общества на классы формируется известнейшая марксистская теория.

Таким образом, в мировом сообществе существует множество теорий, объясняющих происхождение государства, что представляется вполне естественным. Во многом это обусловлено тем, что каждая из существующих теорий отражает субъективные взгляды различных наций, классов и иных социальных общностей на процесс возникновения и развития государства. Как следствие, в основу данных суждений и взглядов были положены различные финансовые, политические или, например, экономические интересы. Стоит отметить, что в данном аспекте речь ведется именно обо всех интересах и противоречиях, которые существовали в обществе на том или ином этапе развития и оказали определенное влияние на формирование концепций о происхождении государства.

В заключении можно отметить, что на сегодняшний день не существует единой, общепризнанной теории происхождения государства, что представляется вполне естественным. Одновременно с этим, каждая из представленных теорий имеет право на существование, в том числе, с точки зрения своей теоретической и научной значимости.

Список использованных источников

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики, монография. – М.: Проспект, 2014 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права, практикум. – М.: Феникс, 2015 – 232 с.;

3. Бошно С.В., Теория государства и права, учебник. – М.: Юстиция, 2016 – 408 с.;

4. Венгеров А.Б., Теория государства и права, учебник, под ред. Шишкина В.В. – М.: Омега – Л., 2017 – 607 с.;

5. Воскобитова М.Р., Насонов С.А., Стандарты справедливого правосудия, под ред. Морщакова Т.Г. – М.: Мысль, 2017 – 584 с.;

6. Власенко Н.А. Теория государства и права, учебник. – М.: Проспект, 2011 - 416 с.

7. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права, книга. – М.: Проспект, 2013 – 264 с.

8. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования, Монография. – М.: Проспект, 2014 – 321 с.

9. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2013 - 200 с.

10. Исаев И.А., История отечественного государства и права, учебник для бакалавров // под ред. Исаев И.А. – М.: Проспект, 2017-432с.;

11. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика. – М.: Проспект, 2011. - 390 с.

12. Кожевников В.В., Рыбаков В.А., Теория государства и права, учебник, под ред. Кожевников В.В. – М.: Проспект, 2017 – 464 с.;

13. Комкова Г.Н., Апарина О.Ю., Система защиты прав человека в Российской Федерации, учебник, под ред. Комкова Г.Н. – М.: Проспект, 2017 – 384 с.;

14. Крашенников П.В., Зарождение права, монография. – М.: Статут, 2016 – 288 с.;

15. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. – М.: Закон и право, 2012 - 127 с.

16. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2-ух томах. – М.: Проспект, 2015 – 324 с.

17. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, учебник // под ред. Шахова А.Г. – М.: Дело, 2016 – 528 с.;

18. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте. – М.: Проспект, 2015 – 535 с.

19. Радько Т. Н., Морозова Л.А., Теория государства и права, учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2017 – 568 с.;

20. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций, Проспект, 2013 - 96 с.

21. Скурданов А.С., Шафиров В.М., Усмотрение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей граждан, монография. – М.: Проспект, 2017 – 160 с.;