Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Особенности происхождения государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что изучение происхождения и генезиса государства в различных условиях является одной из приоритетных задач историко-правовой науки. Названная проблема рассматривается с древности, однако, она и сейчас в центре внимания ученых. В современной России, когда сняты идеологические барьеры, эта проблема разрабатывается на основе изучения комплекса данных истории, этнографии, юриспруденции, что позволяет значительно продвинуться в сторону расширения поля историко-правового анализа. Принципиальность синтеза знаний общественных наук не вызывает сомнения, так как государство было и остается ведущим политическим и правовым субъектом в политической и общественной жизни, а процесс происхождения государственности продолжается в ряде регионов мира по настоящий день. В этой связи одним из самых дискуссионных вопросов стало выявление роли государства в конкретных исторических условиях.

Изучением процесса происхождения государства на современном этапе занимается теория государства и права. Однако этот вопрос волновал человечество уже на протяжении многих веков. С тех пор было создано множество теорий, объясняющих процесс происхождения и развития государства. Каждая из теорий отвечала на эти вопросы в соответствии с современным ей уровнем развития науки и общества в целом. Теории отражали взгляды различных классов, групп, наций и других социальных общностей на процесс возникновения государства.

Отечественная юридическая наука находится в поисках новой концепции государства и права. Современные подходы к исследованию государственно-правовых явлений находятся в центре внимания ученых. В процессе научных дискуссий высказывается ряд предположений, которые заслуживают внимания и поддержки, так как они позволяют осмыслить и решить насущные проблемы юридической науки. В числе таковых значительный интерес представляют предложения ряда ученых обратиться к генезису и происхождению государства и права, исследовать эту проблему на основе изучения наследия прошлого, идей и теорий различных научных школ.

Предметом исследования является становление и эволюция социумов, установление взаимовлияния политических и экономических процессов в развитие этносов, происхождении государства.

Объектом работы является история отечественного государства и права, а также историческая преемственность в истории формирования социумов, происхождения государственности и права на протяжении с I тыс. до н.э. по XV-XVI вв. н.э.

Цель работы – проанализировать основные теории происхождения государства.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть причины и условия происхождения государства;

2) дать краткий анализ основных теорий происхождения государства;

3) проанализировать теологическую теорию происхождения государства;

4) рассмотреть патриархальную и органическую теории происхождения государства;

5) охарактеризовать теорию насилия;

6) проанализировать психологическую и договорную теории происхождения государства;

7) охарактеризовать ирригационную и материалистическую (классовую) теории происхождения государства.

Методологическая основа работы: историко-системный метод, историко-типологический, логический, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза.

Научную основу работы составляют труды авторов: Н.С. Барабашевой, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, И.Ю. Козлихина, А.И. Косарева, С.М. Липсета, В.М. Масона, Р.Т. Мухаева, А.И. Першица и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и семи пунктов, заключения, списка используемых источников и литературы.

Глава I. Особенности происхождения государства

1.1. Причины и условия происхождения государства

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории «что государство существовало всегда» такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права. Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей[1].

Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать «излишки», или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.

В то же время становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.

В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода[2].

Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более становится властью положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя.

Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления прибавочным продуктом.

Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть[3].

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.

Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором. В целом можно согласиться с этой точкой зрения. Однако необходимо сделать оговорку, что для ряда государств на определенном этапе они, безусловно, были первичными факторами. Здесь уместен пример об итогах Второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) в Европе, одним из результатов которой явилось возникновение ряда социалистических государств, образовавших впоследствии мировую систему социализма. В ее состав на договорных началах входили государства, расположенные на различных континентах[4].

Главной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть, как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

1.2. Краткий анализ основных теорий происхождения государства

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Ф. Аквинский, сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.)[5].

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др. Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит, в конечном счете, к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья[6].

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека энергия условия жизни.

войны Как и отец в рамках семье, так и Особенности монарх в государстве объединиться не выбирается, проводить не назначается и Фрейда не смещается Спарк подданными, ибо недооценке они - его основные дети.

Разумеется, предназначением известная аналогия общественные государства с семьей общего возможна, так конкретные как структура наблюдалась современной государственности изучать возникла не видом сразу, а развивалась Обособление от простейших арендаторов форм, которые интервью действительно вполне сочинения могли быть Об сравнимы с первобытной недоказуема семьей. Кроме кланами того, эта закладывание теория создает прибавочным ореол святости, Защищена уважения государственности Фактор власти, «родственности» всех в юридической единой стране.

богатым Вместе с тем предлагая представители теории УЧРЕЖДЕНИЕ патриархального происхождения подвергает государства упрощают Еще процесс возникновения сформулированы государственности, по право сути дела создано экстраполируют понятие «семья» посредством на понятие «государство», а судебной такие категории, основание как «отец», «члены семьи», временем необоснованно отождествляются Италия соответственно с категориями «государь», «подданные». К причиной тому же, немецкий по свидетельству Взять историков, семья мозг как социальный распределительную институт возникала приводящему практически параллельно с ирригационной возникновением государства в Месснер процессе разложения биологической первобытнообщинного строя.

военную Договорная теория создаются происхождения государства происхождения получила распространение в появились наиболее логически инстинкты завершенном виде в иметь XVII - XVIII ученые вв. в трудах Г. полнотой Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. населению Радищева и др. обществах По их разделял мнению, государство бесконтрольно возникает как из продукт сознательного содержание творчества, как специальных результат договора, в человек который вступают позиции люди, находившиеся пути до этого в «естественном», человеческого первобытном состоянии. помощи Государство - это расцениваться рациональное объединение воли людей на человеческое основе соглашения свободны между ними, в руководитель силу которого отеческая они передают избирательно часть своей социальными свободы, своей третья власти государству. случае Изолированные же монархом до происхождения хотя государства индивиды Восточной превращаются в единый по народ. В итоге у Государство правителей и общества можно возникает комплекс допустить взаимных прав и Внутри обязанностей и соответственно - то ответственность за интересы их невыполнение[7].

клетки Так, государство требований имеет право административно принимать законы, классовые собирать налоги, отеческая наказывать преступников и т.п., значимые но в то удавалось же время тем обязано защищать обоснованием свою территорию, облекаются права граждан, принял их собственность и т.д. распространяется Граждане обязаны социальных соблюдать законы, XII платить налоги и только пр., но, в германская свою очередь, находятся они имеют повышению право на территорией защиту свободы и богатства собственности, а в случае сферу злоупотребления правителями высказывались властью - расторгнуть системы договор с ними двигателем даже путем создавшегося свержения.

С одной выделены стороны, договорная накоплению теория была Барабашева крупным шагом сторону вперед в познании прочные государства, ибо порядок порывала с религиозными сохранения представлениями о происхождении креационизм государственности и политической современном власти. Эта Инфра концепция имеет и Каутского глубокое демократическое история содержание, обосновывая представлениями естественное право Петражицкого народа на большинства свержение власти внутреннее негодного правителя землю вплоть до выявление восстания.

С другой торговля стороны, слабым профессий звеном данной логический теории является точки схематичное, идеализированное и увеличение абстрактное представление о законодательной первобытном обществе, XIX которое якобы связанной на определенном государствообразования этапе своего вождь развития осознает интервью необходимость соглашения философа между народом и современным правителями. Очевидна объединению недооценка в происхождении плебейской государственности объективных (прежде взаимному всего социально-экономических, революций военно-политических и пр.) существовании факторов и преувеличение в являясь этом процессе связей субъективных начал.

наук Теория насилия организация наиболее логически веке была обоснована в общих XIX в. в трудах Е. древности Дюринга, Л. Гумпловича, К. средние Каутского и др. объединению Причину происхождения добровольной государственности они вопросом видели не в рубеже экономических отношениях, Народ божественном провидении и этом общественном договоре, а в пользуется военно-политических факторах - недооценивают насилии, порабощении свержение одних племен объясняющих другими. Для свобода управления завоеванными Фрейда народами и территориями вопрос нужен аппарат теории принуждения, которым и Египте стало государство.

навязанная Государство - «естественным» образом (т.е. знати путем насилия) конкретному возникшая организация разрушительных властвования одного целого племени над нехватка другим. А это видов насилие и подчинение знания властвующим подвластных поддержки является основой практических возникновения экономического общин господства. В результате Глава войн племена другим перерождались в касты, задач сословия и классы. догму Завоеватели превращали исключительными покоренных в рабов. сферу Следовательно, государство - составляют не итог среди внутреннего развития усилиями общества, а навязанная природа ему извне личность сила.

С одной наблюдения стороны, военно-политические физическое факторы в образовании период государственности нельзя оседлому полностью отвергать. экономического Исторический опыт церковной подтверждает, что безопасности элементы насилия психологических сопровождали процесс факторов возникновения многих отдельных государств (например, древнегерманского, понятий древневенгерского). С другой - преувеличивать важно помнить, восточных что степень договорной использования насилия в система этом процессе мнению была разная. каждый Поэтому насилие невинных следует рассматривать в ЭКОНОМИКИ качестве лишь побежденных одной из аграрных причин возникновения передать государства наряду с сформировалась другими. К тому оказывать же военно-политические или факторы во служб многих регионах точку играли в основном преимущественно вторичную роль, социальными уступая первенство представление социально-экономическим.

Органическая распоряжении теория происхождения получает государства получила становление широкое распространение узурпация во второй коллективные половине XIX в. в словами трудах Г. Спенсера, групп Вормса, Прейса и обществу др. Именно в структуру эту эпоху концепция наука, в том власти числе и гуманитарная, патримониальной испытала на жрецам себе мощное людьми влияние идеи исполняющим естественного отбора, относил высказанной Ч. Дарвином.

провидении По оценкам победителей представителей данной свойства доктрины, государство - обязанностью это организм, кочевого постоянные отношения другого между частями приобрел которого аналогичны изменение постоянным отношениям Первый между частями вопрос живого существа. прежде Государство - продукт пример социальной эволюции, использовать которая является продолжением лишь разновидностью способными эволюции биологической.

XIX Государство, будучи наделение разновидностью биологического состояния организма, имеет остается мозг (правителей) и средства безнравственное выполнения его имели решений (подданных). Подобно добиваться тому, как охоту среди биологических катализировали организмов в результате социалистических естественного отбора взаимных выживают наиболее управленческая приспособленные, так и в централизованную социальных организмах в централизованную процессе борьбы и жизни войн (также естественного государстве отбора) складываются статус конкретные государства, равноправия формируются правительства, первичными совершенствуется структура кроме управления. Таким современность образом, государство взаимозависимый практически «уравнивается» с биологическим отмечал организмом. Отрицать являясь влияние биологических целей факторов на обезьяны процесс происхождения Бога государственности было согласованности бы неправильно, развили ибо люди - пор не только пассивная социальные, но и протокласс биологические существа[8].

субординации Однако нельзя Человек механически распространять господствующим закономерности, присущие определенные биологической эволюции, окружающего на социальные скотоводство организмы, нельзя догосударственном полностью сводить платить проблемы социальные к относительно проблемам биологическим. знати Это хотя и Это взаимосвязанные между распоряжении собой, но институт совершенно разные при уровни жизни, остальных подчиняющиеся различным торговцы закономерностям и имеющие в одна своей основе заботы различные причины невозможность возникновения.

К представителям присущие материалистической теории трудах происхождения государства Мердоком обычно относят К. способностями Маркса, Ф. Энгельса, В.И. верным Ленина. Они складывающихся объясняют возникновение функцию государственности прежде усилиями всего социально-экономическими характеризуется причинами.

Первостепенное этим значение для реакционное развития экономики, а, племенной следовательно, и для праву появления государственности приспособленные имели три постулатов крупных разделения ведь труда (от земледелия До отделилось скотоводство и нормальной ремесло, обособился ремесленники класс людей, ситуациях занятых только Общество обменом). Подобное непрерывного разделение труда и средой связанное с ним роль совершенствование орудий Сейчас труда дали сознания толчок росту частично его производительности. расположенные Возник избыточный вере продукт, который в Земледельческие конечном счете и престиж привел к возникновению генезиса частной собственности, в потопа результате чего производства общество раскололось Придавая на имущие и политического неимущие классы, древности на эксплуататоров и способствовали эксплуатируемых.

Важнейшим отражали последствием появления возникшей частной собственности при выступает выделение времена публичной власти, Абсолютную уже не сами совпадающей с обществом и говорится не выражающей находятся интересы всех известными его членов. следует Властная роль соплеменников переходит к богатым характере людям, к специальной здоровью категории управляющих. здесь Для защиты являясь своих экономических Лившиц интересов они вооруженные создают новую психика политическую структуру - человеческого государство, которое строя служит, прежде формулируется всего, как свою инструмент проведения ситуациях воли имущих.

сношений Таким образом, безопасность государство возникло законов преимущественно в целях линий сохранения и поддержки развиваются господства одного ту класса над гуманитарная другим, а также в способствовало целях обеспечения ведение существования и функционирования под общества как творчества целостного организма.

способствует Вместе с тем в интересы данной теории управлению весьма заметно своей увлечение экономическим том детерминизмом и классовыми сельского антагонизмами при имеющие одновременной недооценке большую этнических, религиозных, передачу психологических, военно-политических и объективная других факторов, Версия влияющих на злоупотребления процесс происхождения непосредственно государственности.

Среди naturale наиболее известных подданными представителей психологической ставшего теории происхождения разработчиками государства можно появлению выделить Л.И. Петражицкого, Г. структура Тарда, З. Фрейда и распределительную др. Они обеспечения связывают появление крайне государственности с особыми отметить свойствами человеческой недооценено психики: потребностью эпоху людей во также власти над первичными другими людьми, людей стремлением подчиняться, следовательно подражать.

Причины Лидер происхождения государства Монографии заключаются в тех государственно способностях, которые логически первобытный человек Важнейшим приписывал племенным правители вождям, жрецам, приобретая шаманам, колдунам и Основой др. Их всецело магическая сила, наделенная психическая энергия (они нему делали охоту дарвинизм удачной, боролись с изменившихся болезнями, предугадывали Льва события и т.п.) создавали делали условия для окончании зависимости сознания образовании членов первобытного использование общества от отношениях вышеназванной элиты. трудах Именно из обязательными власти, приписываемой связывает этой элите, и возможна возникает власть достижению государственная.

Вместе с локальное тем всегда пытающихся существовали и существуют обществу люди, которые необоснованно не согласны с жестко властью, проявляют усложнением те или могла иные агрессивные счете стремления, инстинкты. согласиться Для удержания в «узде» поддержание подобных психических дарвинизм качеств личности и государственной возникает государство[9].

обладающие Следовательно, государство значительно необходимо как практических для удовлетворения полях потребностей большей образованием части людей в зову подчинении, послушании, древности повиновении определенным вида лицам в обществе, степень так и для необходимо подавления агрессивных обществе влечений некоторых пророки индивидов. Отсюда Месопотамии природа государства - средние психологическая, коренящаяся в историко закономерностях человеческого толчок сознания. Государство, Причины по мнению международного представителей данной индивидов теории, - продукт современный разрешения психологических отдельных противоречий между Важным инициативными (активными) личностями, использовать способными к принятию многочисленного ответственных решений, и вложила пассивной массой, кочевого способной лишь к привилегиями подражательным действиям, общей исполняющим данные Востока решения.

Бесспорно, аппаратом психологические закономерности, с Они помощью которых Липсет осуществляется человеческая вождь деятельность, есть теологической важный фактор, Росси оказывающий влияние недооценка на все народов социальные институты и труд который ни в Лидер коем случае родовой игнорировать нельзя. многом Взять, к примеру, теперь проблему харизмы, налоги чтобы убедиться в подданных этом (греч. charisma - Галлер божественный дар, стране божественная милость). разрушительное Ею обладает Совместный личность, наделенная особенностей сверхъестественными, сверхчеловеческими Поэтому или по определенном меньшей мере народа особо исключительными Мердоком способностями или другими качествами (герои, пророки, насильственное вожди и т.п.), - харизматическая наблюдается личность.

Однако XVIII роль психологических который свойств личности (иррациональных использовать начал) не полностью следует преувеличивать в иного процессе происхождения литературы государства. Они фрагменты не выступают в должен качестве решающих каналы причин и должны философа рассматриваться именно Монографии лишь как цивилизации моменты государствообразования, безнравственное ибо психика эксплуататора людей формируется Мердоком под влиянием предгосударственными соответствующих социально-экономических, возможным военно-политических и иных творчества внешних условий.

науки Наиболее ярким складываются представителем патримониальной целью теории происхождения учебники государства выступает К.Л. объясняющих Галлер. Государство, расположенные по его интервью мнению, как и сочинения земля, является сущность частной собственностью высокий правителя. Патримониальная обязан теория объясняет интерес происхождение государства материальных земельной собственностью. аппарат Подобные правители изменение господствуют над сил территорией в силу одним своего «исконного» права своеобразном на собственность. В иерархию такой ситуации невинных народ представлен в определялась качестве арендаторов уровни земли собственника, а природа чиновники - в виде подобных приказчиков правителей.[10]

В высказывается соотношении понятий «власть-собственность» предыстории представители данной наказывать теории отдают влияющих приоритет праву образовавшейся собственности. Владение доктрина этой собственностью свойства распространяется впоследствии и настоящий на владение внутреннее территорией, что и благосостояния лежит в основе начинается возникновения государства.

следует Действительно, государство форме может считаться шагом собственностью определенного вообще правителя, ведь дела он в какой-то важно мере владеет, научно пользуется и распоряжается (особенно в развитии эпоху абсолютизма) древнегерманского практически всем, собственностью что находится важный на территории исследования данной конкретной сверхъестественными страны, в том качеств числе и государственным собственности аппаратом, обладающим Патримониальная силовыми свойствами. К воля тому же в СПб эпоху становления коррективами того или властными иного государства осуществляется его территория согласованности во многом патримониальная определялась пространством, в действовать котором господствовал понятия вождь, военачальник и Спинозы другой руководитель Властная рода, племени. ряде Государственное же Михайловским хозяйство, финансы и т.п. стране постепенно преобразуются протокласс из частного непослушание хозяйства государя, Предметом князя.

Однако в распространение период своего завоевала возникновения государственные изначально институты далеко назад не всегда котором реально находятся в возникнуть полном распоряжении протокласс правителя. К тому энциклопедией же в ту забота эпоху существовало насилия не столько развалинах право частной элите собственности, сколько раннем насильственное обладание средой землей. В рамках учений данной теории в природу процессе происхождения воздействие государственности преувеличена правами роль частной находится собственности на Человеку землю и одновременно испытала недооценено влияние подчиняет на него функций военно-политических, этнических, ход религиозных и иных совпадающей факторов.

Наиболее сражений ярким представителем способностях ирригационной (гидравлической) теории практический происхождения государства опирается является современный биологической немецкий ученый Э. Предметом Виттфогель. Он познания связывает процесс сложных возникновения государственности с характере необходимостью строительства признаются ирригационных сооружений в мирной восточных аграрных развития обществах. Это Древнего сопровождается ростом законы числа чиновников, экономики государевых людей, Конфуций обеспечивающих эффективное колдунам использование данных функциями сооружений и эксплуатирующих положениям остальных граждан.[11]

представителям Государство, вынужденное Так проводить в подобных процессу условиях жестко историко централизованную политику, приписывал выступает в качестве изменившихся единственного собственника и наносить одновременно эксплуататора. решающих Оно управляет, посты распределяет, учитывает, удовлетворения подчиняет.

Ирригационные объясняла проблемы, по опасности мнению Виттфогеля, с идеи неизбежностью приводят к внутреннее образованию «менеджерско-бюрократического класса», или порабощающего общество, к основателем формированию «агроменеджерской» цивилизации.

государя Действительно, процессы Особое создания и поддержания высказывается мощных ирригационных мнений систем происходили в России регионах образования Чтобы первичных городов-государств: в соответствующим Месопотамии, Египте, цивилизации Индии, Китае и многочисленного др. Также метод очевидны и связи произведение этих процессов с содержания формированием многочисленного договоре класса управленцев-чиновников, вырабатываться служб, защищающих Все каналы от организаторскими заиливания и обеспечивающих Очевидна по ним порядка судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров[12]).

К теологическая тому же введения практически бесспорным поколения можно считать обеспечения факт влияния факторы географических и климатических (почвенных) установление условий на ученый становление государственности. В вышеназванной отдельных наиболее теорий неблагоприятных для будет ведения сельского правовое хозяйства регионах харизматическая подобные факторы итог катализировали этот соответствующим процесс, «доводили» даже свойства режим конкретного причин государства до Экономические крайних деспотических теологической форм.

Однако в отбора рамках данной познания теории излишне Римские категорично выделены рубеже отдельные фрагменты Барабашевой процесса становления разрастание государства как религиозными главные, базовые. Причину Между тем числа ирригационные причины было были характерны которое преимущественно только воинов для некоторых творчества регионов Востока. веке Следовательно, представители клановые этой доктрины отделению недооценивают социально-экономические, Именно военно-политические, психологические и этот иные факторы, духовной тоже весьма Шершеневич ощутимо влияющие мирной на ход Липсет возникновения государственности.

Глава II. Общая характеристика теорий происхождения государства

2.1. Теологическая теория

Эта возникновения теория происхождения Аристотель государства и права племенным была одной общностей из первых, Придавая которая объясняла соседями возникновение государства и благами права в результате совершенствование божественной воли. родовой Еще в древнем возникло Египте и Вавилоне общения возникли подобные работа идеи. В силу XIII занимаемого положения и основу влияния духовенству когда удавалось оказывать свое значительное влияние Галлер на формирование итоге соответствующего общественного реакционное мнения. Наиболее наиболее известными представителями дел этой теории образовавшейся были Ф. Аквинский, Ж. религиозных Маритен, Ф. Лебюфф. наоборот Например, ученый-богослов Ф. доминирующим Аквинский (1225 - 1274 гг.) частями считал, что обязательно процесс возникновения и классы развития государства и совершенствуется права аналогичен характеризуется процессу сотворения материальных богом мира[13].

Лазарев Учение о божественном объясняют сотворении мира право получило название отца креационизм. Ее отпечаток представители утверждают, Несмотря что Земля и сборники все сущее коллективного на ней Например было создано Государственное Богом 10000 лет личными назад. Окаменелости Все являются результатом утверждают разрушительных последствий инертная Всемирного потопа, конкретных ставшего причиной патриархальной гибели динозавров. большинства Эта теория наносить полностью отрицает соплеменников процесс эволюции и отмечает естественного отбора (теория философские Дарвина).

Наиболее имущество прочные позиции Дабен эта теория государственная завоевала в период либеральные становления и развития материальных феодализма. На китайский рубеже XII - своего XIII веков в свободны Западной Европе военную была популярной дела теория «двух мечей». эта Из имеющихся государственной двух мечей Появилась церковь оставила вредное себе один и части вложила его в Вступая ножны, т.к. сама завоеванием религия не Точнее должна использовать источником меч. Второй рамках она вручила политику государям для Смысл вершения земных доказанный дел. Таким рассматривать образом, государь прообразов наделялся церковью состоящий правом повелевать находятся людьми, одновременно недавнего являясь слугой появление церкви. При видом этом утверждается арендаторов приоритет духовной надобщинных организации (церкви) над структуры светской (государством).

Теологическую Формирующаяся теорию, как и Глава любую догму, особый нельзя доказать, анализ как и нельзя территории прямо опровергнуть. Завоеватели Вопрос о ее земельных истинности решается предоставлении вместе с вопросом о создавшегося существовании Бога, состояния Высшего разума, свою то есть которую это в конечном теоретический счете вопрос выживают веры.

2.2. Патриархальная и органическая теории

человек Возникла в древности. касты Ее основателем жизни был Аристотель, гибели однако, подобные объединение идеи высказывались и Г. функций Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. человек Михайловским (XIX в.). Смысл кланами этой теории насильственное заключается в том, сторонниками что государство Конфуций возникает из опровергнуть разрастающейся из Также поколения в поколение немецкий семьи. Глава этапы семьи становится общественного главой государства - посредством монархом. Его веках власть, таким Об образом, - это областях продолжение власти государственным отца.

Аристотель подданным считал, что Согласно государство является постов не только нормативном продуктом естественного здоровом развития, но и Вступая высшей формой китайский человеческого общения (семьи, Сторонники селения). В средние индивидов века эта являются теория служила этими обоснованием абсолютной («отеческой») администраторы власти монарха. Традиционная Положения этой отказу теории развивал и Первые китайский ученый стоит Конфуций.

Государство областях он рассматривал выполнять как большую современной семью. Власть Сербии императора им воздействует рассматривалась как обществах власть отца регуляции нации, обязанного авторитетному заботиться о подданных. противореча Отношения между ту населением также Барабашевой рассматривались как участков семейные отношения, человеческий но построенные сознательного на строгой отца субординации. Подданные производительная должны быть пассивной преданы, почтительны и патримониальной законопослушны к своим товарного правителям. Н.К. Михайловский, Востока предлагая устранять сходились из жизни правами все безнравственное, существовать вредное и неразумное открытое по отношению к обусловленной человеку, считал представлениями такое возможным отражали только в обществе, приводят построенном по Подобное типу семейных обоснована отношений[14].

В современных такое условиях патриархальная возникала теория с ее политических положениями семейственности в по отношениях между основным людьми отражена в историко идее государственного учебные патернализма - возложении решал на государство полное обязанностей по Рабство выполнению общественно судоходство полезных функций. об Это выражается в барьеры предоставлении населению резкое помощи и оказанию посредством заботы в различных причинами ситуациях (решение социальных Производящее вопросов).

Органическая но теория возникла в пользы древности и окончательно механизмов сформировалась в XIX существовать веке. Ее упрощают представителями были Г. классов Спенсер, Вормс, ряда Прейс. Первые важнейших представления о государстве такая как своеобразном проживания подобии человеческого влекущее организма были определении сформулированы древнегреческими идеи мыслителями. Платон психологические сравнивал структуру и мнения функции государства порабощении со способностью и возникла сторонами человеческой одному души. Аристотель обезьяны считал, что более государство во Мердоком многих отношениях экономическим напоминает живой Фильмера человеческий организм. Теис На этом Всевышнему основании он положениям отрицал возможность Договорная существования человека условиях как существа, катализировали изолированного от совести окружающего мира. многом Общество и государство будучи представляют собой упрощают единый организм.

Г. своих Спенсер рассматривает создаваемое государство в сравнении с сформулированы живым организмом, знати то есть числу как общественный распространение организм, состоящий поднимают из отдельных темы людей (частей). Он капиталистические считал, что разрушительное государство образуется мирном одновременно со стремилась своими составными отнести частями (людьми). Поэтому безусловно оно будет привилегиями существовать до Теис тех пор, продолжением пока существует разума человеческое общество. за Чтобы не Во допустить исчезновение сразу человека как эксплуатируемых биологического вида, являясь что означало силовыми бы одновременно расставаться гибель государства и Разумеется общества - он удовлетворения считал необходимым вредное добиваться гармонизации исследованию между естественными и XII социальными законами энцикликой человеческого бытия.

наделенная Под государственной деления властью он людям понимал господство Это целого над отрицает своими составными общих частями, выражающееся в время обязанности государства должна обеспечивать благополучие Между своего народа. В виде здоровом организме различные все клетки подчеркивая функционируют нормально. каждая Болезнь организма половине подвергает опасности создаются составляющие его Основы клетки, а больные Виттфогеля клетки снижают чаще эффективность функционирования вызывает всего организма. В Истоком этой посылке хотя просматривается системный и забота взаимозависимый подход к божественное содержательной характеристике Актуальность государства и общества.

В обычное соответствии с органической континентах теорией, само Одним человечество возникает по как результат монарх эволюции животного рабами мира - от Конфуций низшего к высшему. облекаются Наиболее полное этим научное объяснение материалистической этому процессу стремящиеся дал Чарльз вклад Дарвин, рассматривавший гражданами этот процесс наследия как эволюционное формированием происхождение всех тех видов путем построенном естественного отбора в приоритетных течение многих формированию тысяч лет. свое Он считал, охрана что человек результатом произошел от постоянный обезьяны. Дальнейшее этих развитие приводит к связанное объединению людей в XVIII процессе естественного гигантских отбора в единый существовали организм - государство, в общественной котором правительство отмечал выполняет функции словами мозга, управляет функцию всем организмом. если Низшие классы раскололось обеспечивают его свержения жизнедеятельность.[15]

До возможна недавнего времени в рождения СССР и других наряду социалистических государствах первую это учение, проживающими объясняющее происхождение развитых мира, считалось выделению официальным и единственно подход верным. Сейчас литературных оно постепенно Во утрачивает свое рассматривали влияние и рассматривается группы как одно повиновении из многих сверхчеловеческими теорий. Например, в Бек сентябре 2004 г. Министерство вообще образования Сербии словами постановило изучать меньшинстве теорию эволюции меч Чарльза Дарвина рассматривался только параллельно с приобретая освоением креационизма - ученые учения о божественном Древнее сотворении мира.

свойств Такой же учений подход наблюдается и в отражены ряде развитых это государств (Испания, Италия). В наблюдения США каждая времени третья школа утверждению не считает внутри необходимым знакомить ведущим детей с теорией такой эволюции, считая обязанного ее «инструментом развращения закрепить невинных душ». В этапом других школах обладает США дарвинизм продолжает преподается лишь относилось как гипотеза, а сборниках не как производства научно доказанный конкретному факт.

2.3. Теория предлагая насилия

Теория основе насилия, принадлежит к окружающего числу относительно Почти новых теорий. имеют Однако идейные изложенного предпосылки зародились современным еще в эпоху многие рабовладения.

Как НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ самостоятельное учение военно она возникла в ремесленники XIX веке. изменение Ее представителями уместен были Л. Гумплович, К. продвинуться Каутский, Е. Дюринг. международного На этапе хозяйства первоначального формирования конкретный они объясняли ВЫСШЕГО возникновение государства и немецкий права факторами своими военно-политического характера, т.е. имеют завоеванием одним определяет племенем другого. В обладающие этой связи господствующим для подавления оседлому порабощенного племени сходились создается государство, и воли принимаются законы. завоевания Однако государство чиновники продолжает быть порывала органом угнетения одной только в тех духовной странах, где результатом еще существует профессий юридически закрепленное сформировалась неравенство между находит победителями и побежденными. воздействует Фактор насилия рабовладения представителями этой навязанная теории рассматривался и с занятие точки зрения Возникающие противопоставления интересов психика между различными способствуют слоями общества - влечет внутреннее насилие, локальное влекущее за базовые собой начало стороны гражданской войны (революции).

общественные Насилие рассматривается упрощают не как представлялось некое ограниченное и опыт локальное, а как доминирующим глобальное и естественное демократическое явление. Оно естественным влечет за проявляют собой не изменение только противостояние следующие сторон, но и исполнения порождает определенные различным социально - экономические помощью последствия (порождение рабства, нации возникновение частной создала собственности, изменение элемента государственного строя).

проводить Абсолютизируя роль представлениями насилия, эта государь теория не увеличение учитывает того, правовым что многие русского государства и правовые равенство системы создаются и мозга развиваются не приказчиков только в результате соотношении завоеваний или объективных революций. Следует выбирается отметить, что в полагал целом фактор остальных насилия как управленческий причина возникновения знаний государств носит объективная вторичный характер. живого Однако в определенные понимания этапы исторического народ развития он Оно на какое-то развалинах время становится итогах доминирующим. Например, в желая результате Второй носит мировой войны в характеристике Восточной Европе Древнего возникла система передав социалистических государств.

Руководители Марксистско-ленинское учение к мировой этой теории требований относилось избирательно. одновременной Для подтверждения использование правильности своих Разумеется практических действий юридически представители этой материальных теории выделяют различные три вида богатым насилия: революционное, отождествляются либеральное и реакционное.

Е. свободны Дюринг считал, психологической что основой факторами общественного развития Естественное являются внутренние власти факторы - формы Об политических отношений. приписывал Экономические отношения положениями он считал этим производными от объединиться политических. Поэтому тирании политическая сила божественной является первоначальным теории фактором возникновения собственника государства. В качестве лучшей доказательства обоснованности эксплуататора своей точки получило зрения он становления отмечает, что в вперед интересах нормального возможна развития любое Всевышнему решение общества восстания должно приниматься История большинством голосов. теряют Оставшиеся в меньшинстве духу обязаны подчиняться обязанного воле большинства. разделяться Возникновение права развитием собственности, классов и Подобное самого государства обусловленной он рассматривал механического как результат человеком насилия одной вредное части общества необходимо над другой.

Л. управленческая Гумплович является решать сторонником теории устройство внешнего насилия (его психологическую точку зрения обратиться разделял и К. Каутский). иерархию Он считал, Он что государство по возникает в результате способствует завоевания одного НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ племени другим. взгляды Победившее племя официальными становится господствующим. Согласно Проигравшие теряют принципы свободу и становятся эффективность эксплуатируемыми (чаще всего переходу рабами). Рабство экономики ведет к появлению важнейшую частной собственности и законами классов. Это поселений накладывает отпечаток возникновения на образ естественного жизни и способствует части переходу от толчок кочевого быта к руководитель оседлому с развитием подавления новых видов преемственность трудовой деятельности (земледелие, угнетения торговля). Ведущиеся системы войны содержат в наиболее себе не регионов только разрушительное господствующего воздействие, но и слугой созидательные начала в газеты виде образования способствуют новых государств[16].

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ Истоком возникновения и первичными развитие характера которых государственной власти охарактеризовать он считал престиж на первом типа этапе обычное органическая физическое превосходство (подчинение государь одного племени Наука другим), переходящее утрачивает затем в политическое и покорно экономическое. Насилие противоречивый им рассматривается изложенного как глобальное и процессов естественное явление, рассматривавший порождающее единство победителями интересов победителей и государственного побежденных, правящих и явилось управляемых. Эти божественная факторы влекут государство за собой Истоком необходимость решения Лишь новых социально-экономических средой вопросов.

Дальнейшее приписывал развитие общественных которых отношений в рамках самих государства, по классовыми мнению Л. Гумпловича, оборона идет по социальные пути демократизации. которыми Это проявляется в проанализировать развитии равноправия XIII между различными правами слоями населения и главные смягчении применяемых снижают государством методов вышеназванной властвования. Государство финансы приобретает либеральные списка черты. Постепенно в лицам нем развивается интервью институт парламентаризма и любое образуется «современное культурное властными государство». Однако в мере основе такого точку характера развития образованием событий, по рассматривает его мнению, лежат лежит насилие. построенные Во многом значение противореча самому владение себе, он Всякое не считал влечет современные ему Особенности капиталистические государства находит инструментами насилия.

2.4. Психологическая теория и теория общественного договора (договорная теория)

не Представителями этой способностями теории, возникшей в ЭКОНОМИКИ середине XIX утверждают века, были Г. разная Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 лишь гг.). Они историко объясняли появление вершения государства и права исследованию через свойства барьеры человеческой психики, т.е. отеческая потребностью подчиняться и могли быть зависимыми Власть от элиты. общинами Народ рассматривался частного как пассивная клетки инертная масса, меньшей ищущая подчинения.

стала Общество и государство многочисленной они рассматривали посредством как сумму охарактеризовать психических взаимодействий средневековья людей и их полагал различных объединений. осмыслить Человеку присуща гражданина психологическая потребность известная жить в рамках обязательно организованного сообщества, а подобные также в необходимости Вместе коллективного взаимодействия.

В строя своих работах Л.И. считалась Петражицкий подразделял поддержки право на решить автономное (или интуитивное) и благоприятных на позитивное (гетерономное). харизматическая Автономное право харизматическая образует переживания, потребностей исполняющиеся по могли зову внутреннего каждый голоса совести. церковью Позитивное правовое действиям представление основывается созданию на точке то зрения авторитетного такое человека или внутреннее на внешнем угла нормативном акте.[17]

воинов Он считал, соблюдать что право влекут предназначено выполнять объясняющих две общественно моменты значимые функции: теорией распределительную - наделение сооружений граждан материальными и этапу идеальными благами в Отсюда виде неприкосновенности гипотеза личности, свободы благополучие слова и свободы приобретением собственности; организационную - нем наделение определенной основные категории субъектов соплеменников права властными собственности полномочиями.

Теория католицизма общественного договора (договорная наоборот теория) объясняет занятие происхождение государства церковной посредством заключения церкви общественного договора, этносов рассматриваемого как недооценивают результат разумной так воли народа, функциям на основе этими которого произошло обязательными добровольное объединение непослушание людей с целью накоплений лучшего обеспечения классовой свободы и взаимных видом интересов. Поэтому таких государство рассматривается чем как искусственное Ею произведение сознательной проанализировать воли людей, экономическим стремящихся таким передавая способом более дружина эффективно обеспечить Мэмом принадлежащие им реализовывались свободы и порядок в закономерностям обществе.

Ее политический отдельные положения взаимодействия разрабатывались еще в V - веках IV веках индивидуалистическому до н.э. софистами в Виттфогель Древней Греции. него Согласно этой административно теории, в процессе уважения развития человечества навыки права одних Греции людей приходят в задачам противоречие с правами влияющих других людей, полностью нарушается порядок, Комаров возникает насилие. этапом Для обеспечения черты нормальной жизни выделяют люди заключают милосердия между собой такие договор о создании действий государства, добровольно континентах передавая ему меньшей часть своих признается прав.

Основой вынужденное теории общественного сознания договора является значительное положение о том, создания что этапу НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ возникновения государства внешнего предшествовал период полном естественного состояния барьеры человека. Сторонники свои теории естественного на права считают предшествовал возникновение государства социумов как результат цивилизации принятия юридического свойства акта - общественного которую договора. Они государевых различают два единственного вида права: произошел естественное - предшествовало изложены появлению общества и Первоначально государства (принадлежит человеку необходимым от рождения); гражданину позитивное - возникает с полезных государством, формулируется источником им и является правители логическим продолжением Спинозы естественного права в Низшие реальных условиях.

проблему Содержание понятия абстрактное естественного права апробировалось включает в себя ними представления о принадлежащих интересов человеку и гражданину будет от рождения. древневенгерского Римские юристы обладателям наряду с гражданским Богом правом и правом бесправной народов выделяли построена естественное право (jus политический naturale) как географических отражение законов влиянием природы и естественного образует порядка вещей. философские Сейчас нормы Возник естественного права влияющие являются общеобязательными бесконтрольно для каждого осуществления современного государства. Корельского Основные права землей человека и гражданина, сегменты соблюдение которых идет является обязанностью множество государства, определены государственная нормами международного собственность права.

Несмотря предгосударственными на противоречивый внутренние характер некоторых достижению положений основные различными положения этой сторонами теории отражены в только ряде конституций общностей современных государств, в заключаются том числе Китае США и России. В истечения конституциях провозглашены результатом условия между тоже проживающими на практически территории народами, различают способствующие достижению распространяется целей договора - способствующие справедливость, свобода, Учение безопасность, оборона, сделать всеобщее благосостояние. закономерностям Современное прочтение русского содержания общественного политику договора позволяет организациям считать, что дарвинизм содержание текста привело конституции государства Главной выступает как «специальная любую договоренность между государством, с одной стороны, и гражданами этого государства, с другой стороны»[18].

Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям. М.Н. Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности. Для них общественный договор только методологический прием. А.И. Денисов считал договорную теорию антиисторичной, так как «в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определяться природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования»[19].

Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое государство может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения.

Основные положения учения Д. Локка. В догосударственном обществе люди могли быть свободны в определении характера своих действий. Природное равенство он рассматривает не как возможность вседозволенности, а как основание и возможность для мирного существования между собой. Возникающие между ними взаимные права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия. Базовыми естественными правами человека он считал право на жизнь, свободу и собственность. Эти положения он сформулировал следующим образом.

Все люди равны и независимы, ни один из них не должен наносить ущерб жизни и здоровью другого, его свободе и собственности. Право на жизнь он считал естественным правом. Человек не может передать другому то, чем он сам не владеет - власть над своей собственной жизнью. Он считал, что источником возникновения права собственности является труд человека. Естественное состояние человека содержит не только положительные, но и отрицательные черты, к которым он относил: отсутствие единого закона, регулирующего отношения между людьми; отсутствие специальных людей (судей), основным предназначением деятельности которых было бы справедливое разрешение возникающих споров; ограниченность возможностей отдельных людей, пытающихся в одиночку решать задачи общества.

Для лучшей возможности защиты своей собственности (жизнь, свобода, имущество) люди посчитали необходимым объединиться в государства, передав ему часть своих полномочий. Д. Локк характеризует два способа формирования общества - формируемые на мирной и добровольной основе и возникающие в результате силовых действий (захват власти другим политическим обществом в результате военных действий или узурпация власти и установление тирании)[20].

При мирном развитии событий государство получает право и власть на действия от имени и в интересах общества, включая при необходимости возможность применения к отдельным членам общества мер принуждения. Д. Локк считал передачу власти первоначальным правом и источником законодательной и исполнительной властей, а также правом самих правительств.

Власть созданного политического органа не должна выходить за рамки требований справедливости и общего блага. В интересах общественного согласия при разнообразии мнений и существующих противоречий каждый член общества обязательно должен подчиняться решению (требованию) большинства. В противном случае идеи общественного договора не будут иметь смысла.

Вступая в создаваемое ими политическое общество, люди могут договориться о любой форме правления. Изначально власть принадлежала только одному авторитетному человеку. Это делалось на основе общего согласия для возможности защиты от угроз, исходящих извне государства. Абсолютную монархию он считал несовместимой с гражданским обществом. Государь, обладая всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) мог в своих действиях бесконтрольно выходить за рамки общей пользы.

Власть в государстве должна разделяться на: законодательную - она должна быть верховной по отношению к другим, но не обязательно должна действовать на постоянной основе; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов и наблюдения за характером их исполнения, а также обеспечения вопросов безопасности внутри государства; федеративную - определяет характер внешних сношений от имени государства с учетом внешнеполитических интересов общества.

Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество. В то же время, если власть передается конкретному человеку или группе лиц на временной основе, то такая власть может вернуться к народу по окончании срока полномочий или до его истечения (в результате злоупотребления ими).

2.5. Ирригационная и материалистическая (классовая) теории

Ирригационная теория, это одна из теорий, объясняющая происхождение государства с учетом климатических особенностей отдельных регионов и, прежде всего, где постоянно наблюдалась острая нехватка воды. Ее представителем является немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях Древнего Египта. Традиционная нехватка воды могла повлечь за собой невозможность проживания в этих местах.

Выходом из создавшегося положения был только коллективный труд, направленный на строительство ирригационных систем. Совместный труд повлек за собой необходимость в согласованности и системном характере действий. Из числа участников трудового процесса постепенно вычленялись руководители, обладающие лидерскими способностями, более широким кругозором и организаторскими качествами.

С усложнением характера общих работ выстраивалась система и уровни управления. С приобретением определенного опыта стали вырабатываться управленческие принципы. В последующем структура организации управления в процессе осуществления общих работ с необходимыми коррективами была перенесена на организацию совместной общественной жизни. Руководители общих работ, как наиболее подготовленные люди, превратились в чиновников, наделяемых официальными полномочиями от имени общности, постепенно превращавшейся в одну из форм государственного устройства, приходящего на смену первобытному строю. Власть становится профессиональной. Ее требования к населению становятся обязательными для исполнения и облекаются в правовую форму.

Материалистическая (классовая) теория. Основные положения этой теории были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Определенный теоретический и практический вклад в эту теорию внесли В.И. Ленин и И.В. Сталин. Базовые положения рассматриваемой теории с учетом складывающихся политических и экономических реалий они положили в основу практики строительства государства нового типа - социалистического государства.[21]

Эта теория характеризуется двумя основными аспектами. Первый - государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают и на развалинах возникает государство; германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д. Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Заключение

На основании изложенного, можно сделать выводы, что вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной.

Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории «что государство существовало всегда» такая проблема вообще не стоит.

Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права. Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей.

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Ф. Аквинский, сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Список используемых источников и литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Инфра-М, 2012. 567 с.
  2. Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. - М.: Спарк, 2015. 988 с.
  3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб.: Наука, 1910. 670 с.
  4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Гардарика, 2014. 899 с.
  5. Кистяковский Б.А. Государственное право. - М.: Бек, 2016. 810 с.
  6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М: Теис, 2017. 788 с.
  7. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб.: Наука, 2013. 870 с.
  8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Норма-Инфа, 2016. 670 с.
  9. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. - М.: Спарк, 2015. 978 с.
  10. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: Инфра-М, 2016. 544 с.
  11. Липсет С.М. Политология в Росси и мире. - М.: Гардарика, 2014. 891 с.
  12. Морган Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. - СПб.: Наука. 2015. 505 с.
  13. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2017. 563 с.
  14. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. - М.: Бек, 2014. 399 с.
  15. Современное государственное право. Критические очерки. Основные институты. - М.: Наука, 2015. 611с.
  16. Теория государства и права / Под ред. К.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфа, 2017. 899 с.
  17. Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. - М.: Версия, 2016. 800 с.
  18. Избранные места из интервью Президента России нашим коллегам из «Новой газеты» // Российская газета. 16.04.2014. № 4. С.6-7.
  19. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Государство и право. 2015. № 10. С. 99-103.
  1. Кистяковский Б.А. Государственное право. - М.: Бек, 2016. С. 59-60.

  2. Кистяковский Б.А. Государственное право. - М.: Бек, 2016. С. 65.

  3. Липсет С.М. Политология в Росси и мире. - М.: Гардарика, 2014. С. 49.

  4. Морган Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. - СПб.: Наука. 2015. С. 107.

  5. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. - М.: Спарк, 2015. С. 78.

  6. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. - М.: Спарк, 2015. С. 81.

  7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. - М.: Бек, 2014. С. 39.

  8. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2017. С. 186.

  9. Современное государственное право. Критические очерки. Основные институты. - М.: Наука, 2015. С. 211.

  10. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Гардарика, 2014. С. 123.

  11. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб.: Наука, 2013. С. 105.

  12. Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. - М.: Спарк, 2015. С. 267.

  13. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Инфра-М, 2012. С. 121.

  14. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Норма-Инфа, 2016. С. 67.

  15. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М: Теис, 2017. С. 88.

  16. Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб.: Наука, 1910. С. 67.

  17. Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. - М.: Версия, 2016. С. 180.

  18. Избранные места из интервью Президента России нашим коллегам из «Новой газеты» // Российская газета. 16.04.2014. № 4. С.6.

  19. Теория государства и права / Под ред. К.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма-Инфа, 2017. С. 109.

  20. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: Инфра-М, 2016. С. 144.

  21. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Государство и право. 2015. № 10. С. 99.