Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Множественность теорий происхождения государства)

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Курсовая работа на тему «Теории происхождения государства» выбрана и написана на основании заданий контрольных работ по дисциплине «Теория государства и права».

Цели курсовой работы:

1. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства, закрепление навыков самостоятельного анализа по тематике курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права»

2. Сформировать способности к обобщению данных практической

деятельности в сфере государства и права, в частности понятия и видов теорий происхождения государства.

3. Развить умение формирования теоретического обобщения и практических выводов.

Задача курсовой работы: - изучить и изложить анализ по вышеуказанной тематике, исследовать условия зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства, достоинства и недостатки теорий, представителей выдвигаемых теорий.

Данная Курсовая работа разделена на этапы (задачи) решения поставленной задачи.

1-й этап – это обзор существующих теоретических аспектов по Теориям происхождения государства.

2-й этап – это исследование в первой главе теоретических аспектов, достоинства и недостатки существующих теорий.

3-й этап включает в себя обобщение информации вытекающее из содержания настоящей курсовой работы на тему: «Теории происхождения государства».

Начиная с глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Причиной этого является то, что каждый из нас является гражданином, относится к определенному государству, подчиняется правовой системе данного государства.

Итак, государство – это основной институт политической системы классового общества организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов.

Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений процесса, причины возникновения государства их условия. Теории входят в предмет исследования науки — теория государства и права.

Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. [1]

Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза. Более сложный вопрос — возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. [5]

Множественность этих теорий, которые мы рассмотрим в 1 главе данной курсовой работы, объясняется различными историческими и социальными условиями в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

1. Основные теории происхождения государства

Современность не отличается от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, и противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное другим качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. [2]

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Вне всякого сомнения, что и сегодня найдется немало ученых, в том числе и в юридической среде, которые до сих пор занимают сугубо традиционные позиции, стремясь позитивно изложить взгляды Энгельса на происхождение государства. Перед нами как раз тот случай, когда отказ от критического преодоления устаревших знаний приводит к отказу от поиска нового знания. Подобная позиция была в какой-то мере оправдана в период монопольного господства в нашей стране одной официально признанной государственной идеологии. С ее крушением после распада СССР она выглядит явным архаизмом, все еще сохраняющимся в силу научной инерции и нежелания замечать новые очевидные достижения в смежных с юриспруденцией науках. Современные учебники теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права. [7]

Патриархальная теория происхождения государства - III в. до н.э.

Согласно этой теории, государство произошло из большой семьи, а публичная власть из власти отца. Основоположники этой теории – Платон, Аристотель, Конфуций

Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к созданию поселков, их объединения образуют государство.

Конфуций считал, что император хотя и является «сыном неба», обязан проявляет заботу о своих подданных, также как и отец проявляет заботу о своих детях. При этом управление семьей-государством должно строится на добродетелях, заботы и уважения старших. На основании этих принципов в России возник принцип партикуляризма – это вера в «царя-батюшку», который сможет разрешить любую проблему народа. Плюсом этой теории заключается в уважительном отношении к государственной власти, а минус – это отсутствие других факторов, которые влияли на происхождение государства. Партер в переводе – это отец, поэтому эту теорию еще называют Патерналистской теорией происхождения государства. [8]

Филмер, Михайловский также являются представителями этой теории. Согласно их мнению, люди склонны к объединению, общению и образованию семьи. В процессе дальнейшего развития семья разрастается и происходит слияние объединение нескольких семей в один социальный институт – государство.

Сочинение Филмера «Патриарх» было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений. Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия.

Патриархальная теория обосновывала монархические формы правления. Отец обязан, заботится о членах своей семьи, а дети должны без разговоров подчинятся и исполнять волю своего отца.

Действительно процесс образования древнего государства скорее всего происходил с небольших структуры подобных семье, но представители данной теории очень упрощают процесс образования государства, где семья меняется на государство, отец на монарха, дети на подданных. [10

Теологическая теория XII-XIII вв.

Теологическая довольно многоаспектная теория, что, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Яркие представители этой теории Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен.

По мнению представителей Теологической теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. [2]

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Органическая теория происхождения государства XIX век

Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Появление дарвинизма (теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. [4]

Герберт Спенсер – яркий представитель этой теории считал, что государство – это часть природы. Также как и животное государство развивается, эволюционирует, умирает, при этом биологические инстинкты преобладают над социальными законами. Также как и в природе государство усложняется интегрирует с другими частями, в обществе выживает наиболее приспособленный организм. При этом Спенсер считал, что главная задача государства – это не поглощение друг друга, а служение членам общества.

Согласно представителям этой теории государство является продуктом социальной эволюции. Государство рассматривается как большой живой организм. Государство рассматривается как орган, который обладает более высоким статусом и ролью в общественных отношениях. Также как и в биологической эволюции, в социальной эволюции также существует борьба за существование и естественный отбор, в результате которого государства совершенствуются, усложняются, прогрессируют. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. [5]

Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.

Ряд других социологов также придерживаются органической теории происхождения государства: Шеффле говорил, что экономика в государстве, как обмен веществ в живом организме, Лилиендельд считал, что правительство – это мозг, а торговля кровь в живом организме.[9]

Договорная теория происхождения государства XVII-XVIII вв.

Яркие представители этой теории: Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая) также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. [4]

Согласно этой теории, государство возникает в процессе заключения общественного договора, по которому люди сами ограничивают себя в правах и передают часть полномочий по управлению, правосудию государству, а государство должно в свою очередь выражать интересы народа и защищать его права.

В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначным. Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Ж.-Ж. Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Ростов

В трудах мыслителей XVII-XVIII веков Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. эта теория получила полное свое развитие.

Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо договариваются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод человека в рамках государства. [3]

Томас Гоббс считал, что до возникновения государства люди жили в состоянии «человек человеку волк», «состояние войны против всех», когда не было общих правил, власти, закона, справедливости, свободы, каждый имеет право делать все, что хочет делать. Гоббс называл это очень ужасным состоянием общества. Первоначально все люди равны, все люди стремятся к богатству, готовы убить друг друга, находятся в состоянии войны со всеми окружающими. Но вскоре в человеческом обществе пробуждается разум, и люди решили собраться и подписать единый естественный закон, который бы привел их всех к состоянию мира и компромисса. На основании естественного закона, который ограничивал людей в естественных правах, люди заключили договор об учреждении государства, по которому власть передают государству. А государство должно управлять населением к общему благу народа. [8]

Согласно Джону Локку люди заключили договор об учреждении государство, для того чтобы появился институт, который гарантировал бы людям ряд естественных прав на собственность: на жизнь свободу и имущество. Отношения между государством и народом постепенно совершенствуются. Но при этом у народа есть право на свержение власти, если она проводит политику не направленную к общему благу, а в узких корыстных интересах. Так как люди находились в экономическом неравенстве и политическом неравенстве, то заключенный договор между народом и правителями приводил к деспотии и установлению рабства.

Жан Жак Руссо считал, что необходимо заключать такой вид договора «исправленный», при котором в полной мере обеспечивается гарантирование свободы имущества граждан, а также существуют гарантии от деспотии и тирании правителя. При этом единственным суверенитетом обладает именно народ, который и передает свою власть правителям. Также на основании идей Руссо А.Н. Радищев отстаивал идеи народного суверенитета, естественных прав человека, республиканскую форму правления, демократическое устройство общества и договорную теорию происхождения государства. [10]

В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749–1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Теория насилия XIX век

Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 — 1938) и другие.

Согласно этой теории государство – это продукт насилия завоевания одних племен над другими и установление власти, господства над завоеванными. Всегда сильные и организованные племена завоевывают более слабые и беззащитные. Считается, что государство приходит, возникает как бы извне, его навязывает победившая сторона. Евгений Дюринг считал, что внутреннее насилие – это насилие одной части первобытного общества над другой частью порождает власть и новую организацию общества – государство. [7]

Также в результате такого внутреннего насилия возникает собственность и классы. Людвиг Гумплович считал, стремление людей (первобытной общины) к расширению своего влияния на другие общины приводит к ведению войны, и впоследствии к появлению государства, как формы власти одних общин, племен над другими. При этом руководители государства, являются потомками в прошлом завоевателей.

Карл Каутский был уверен в том, что из тех племен, которые завоевали другие племена, возникает господствующий класс, а из завоеванных племен возникает – класс подвластных, эксплуатируемых. Государство выступает как аппарат насилия, принуждения господствующего класса, над эксплуатируемым. [4]

Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют древние и современные государства. Если раннее государство Л. Гумплович считал инструментом насилия, господства одних над другими, то более поздние и современные ему капиталистические государства он, во многом противореча самому себе, не считал таковыми.

Психологическая теория происхождения государства, середина XIX века.

Согласно этой теории, происхождение государства связана с психикой человека, так как одни люди способны и желают управлять другими людьми, а другие не обладают такими способностями и чаще всего подчиняются воле управляющих людей. В этой теории делается акцент на психику человека, властность, авторитет, желание управлять и подчинятся. Согласно этой теории, государство – это продукт разрешение психологических противоречий между властными, активными людьми и пассивными, которые не любят проявлять инициативу и подражают поведению остальной части населения. [10]

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Представитель этой теории Т.Д. Башмит, считал, что в первобытном обществе на психику людей стали влиять два процесса: открытие (изобретение) и подражание. Именно в процессе развития общества изощрения стали постепенно внедрятся и разрешать определенные противоречия. Согласно теории Н.М. Коркунова, государство – это субъективное представление народа о зависимости населения от государства и от государственной власти. На основании индивидуального сознания и возникает зависимость народа от власти. Л.И. Петражицкий связывал процесс происхождения государства с эмоциями граждан, которые влияют на волю людей.[10]

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.

Расовая теория происхождения государства. 1850 годы

Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж. Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов. [2]

В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Ж. Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Ж. Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. [2]

Материалистическая теория происхождения государства. (Марксиская теория).

Представителями этой теории являются Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Марксистская (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Согласно этой теории государство - это продукт классовой борьбы и появления частной собственности. Иными словами, уничтожив частную собственность, государство постепенно отомрет. [6]

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть.

- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

1.1 Множественность теорий происхождения государства

Либертарно-юридическая теория происхождения государства.

Согласно этой теории государство и право являются двумя тесно взаимосвязанными социальными институтами. Когда человечество в процессе исторического развития получило свободу, тогда эта свобода должна была быть закреплена как-то юридически в виде нормативно-правовых актов, законов и подзаконных актов. Дальнейшее развитие и совершенствование человеческого общества, свободы человека, будет сопровождаться совершенствованием государственно-правовых институтов.

Патримониальная теория происхождения государства.

Эту теорию предложил Карл Людвиг Галлер. Согласно его мнению, государство произошло из-за частной собственности на землю правителя – князя, короля, императора. Право собственности на землю – патримониум распространяет свое влияние на всех людей проживающих на территории, подвластной данному феодалу. [8]

Патримониальная теория обосновывала феодальные отношения и независимость феодала от правителя. Из отношений власть-собственность постепенно происходит государство: люди проживающие на данной территории и арендующие землю становятся подвластным народом, собственник землю правителем, чиновники – это приказчики правителя. Особенно в период абсолютных монархий эта теория была распространена. Известно выражение Людовика XVI «Государство – это я».

В тоже время данная теория имеет свои недостатки, так как не всегда частная собственность на землю переходило в государственную собственность, и не учитывается влияние других факторов: культурных религиозных, политических. [10]

Волюнтаристская теория происхождения государства.

Согласно «автоматической теории», изобретение земледелия приводит к возникновению прибавочного продукта. Прибавочный продукт уже приводит к постепенному разделению труда и появлению слоев населения: земледельцев, ремесленников, гончаров, ткачей, плотников и т.д. Далее процесс разделения труда продолжается и в последующем выделяются политическая элита - управленцы государства.

Постепенно эта политическая элита стала объединятся с другими элитами других общин в единое образование – государство. Представителем этой теории является британский археолог В.Г. Чайлд. Но в этой теории есть и свои противоречия, так как до сих пор есть много земледельческих народов, но сельское хозяйство не обеспечивает автоматического прироста прибавочного продукта. [9]

Ирригационная теория происхождения государства.

Данную теорию предложил немецкий ученый К. Виттфогель. Долгое время он изучал появление, происхождение государства на Древнем Востоке и выявил некоторую закономерность, что государства возникали возле больших рек. На основании своих исследований он написал работу «Восточный деспотизм», в которой сделал основной свой вывод, происхождение государства на территории Древнего Востока происходило для создания системы ирригационных сооружений, которые были необходимы для развития земледелия в этих районах.

Действительно первые человеческие цивилизации – Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, расселялись вдоль крупных рек и занимались созданием крупных ирригационных систем. Для возведения данных построек было необходимо централизация управления, большое количество профессиональных управленцев - «менеджеров», четкое распределение ресурсов, контроль за работой подчиненных. Действительная данная теория отражает действительную политику древних ирригационных цивилизации, и только государство было в силах и обладала определенными ресурсами для возведения гигантских сооружений.[3]

Расовая теория происхождения государства.

Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. [3]

Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж.Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов.

Демографическая теория происхождения государства.

Согласно этой теории государство возникло в процессе роста населения. Демографический взрыв в обществе привел к очень быстрому росту населения, которое необходимо было расселить на определенной территории, и которым необходимо управлять для предотвращения возможных конфликтов. [8]

Кризисная теория происхождения государства.

В данной теории происхождения государства акцент делается на кризисные явления общества. По мнению представителей этой теории государство возникло в ответ на кризис, который возник перед Неолитической революции, и этот кризис был разрешен путем перехода к производящей экономике и путем создания государства. Эта теория учитывает как крупные кризисы – экологические, экономические, так и локальные. [10]

Спортивная теория происхождения государства.

Основоположником этой теории является Хосе Ортега-и-Гассет. По мнению этого ученого, государство возникло на основании спортивных мероприятий, и является продуктом физических нагрузок, появлением в первобытном обществе игр, среди населения, общества. Спортивное воспитание играло важное значение для подготовки членов общества к будущей трудовой деятельности и защиты общества от военной опасности. В процессе определения победителей в спортивных играх, полномочия по судейству стали переходить к верхушке родовой общины- старейшинам и вождям, а потом эти полномочия стали государственными. Так происходило возникновение государства. [10]

2. Достоинства и недостатки теорий происхождения государства

В первой главе настоящей курсовой работы мы рассмотрели множественность теорий происхождений государства, теперь рассмотрим достоинства и недостатки этих теорий.

Патриархальная теория

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства возникновения государства путем разрастания патриархальной семьи. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя,  вместе с государством.

Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н.К. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений. На современном этапе данная теория получила новое звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. [2]

Теологическая теория

Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Органическая теория

Плюсом данной теории является тот факт, что биологические факторы оказывают свое влияние на развитие и происхождение государства, так как человек биосоциальное существо. Минусом данной теории является отсутствие других условий, которые способствуют возникновению государства. Согласно идеям Огюста Конта социология является самой главное наукой, так как рассматривает закономерности развития общества. Общество же рассматривается как единое целое. Социология же опирается на достижения и законы биологии, которые передаются и изменяются из поколения в поколение.

Главная задача социологии заключается в том, чтобы создать гармонию для развития порядка и прогресса в обществе. В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, однако, имеет приверженцев на Западе. [4]

Договорная теория

Плюсами этой теории является глубокий демократизм, наличие естественных прав, но минусами этой теории является отсутствие других факторов, которые также влияют на процесс происхождения государства. Гуго Гроций считает, что государство возникло в результате волеизъявления людей путем подписания общего договора.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета -власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа. [4]

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. [4]

Теория насилия

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Не следует забывать о том, что сам характер захватнических войн, порабощение одних племен и народов другими практически стали возможными лишь тогда, когда процесс развития орудий труда и производства в обществе достиг такого уровня, когда экономически стало возможным и выгодным закабалять побежденные племена и народы, эксплуатировать их, превращая в рабов. [2]

В целом, теория насилия отражала взгляды определенных слоев общества на природу государства и на его происхождение. Известный немецкий государствовед и правовед Г. Еллинек (1851-1911) утверждал, что теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии. [2]

Психологическая теория

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и др. [2]

Расовая теория

Известность и признание к Ж. Гобино пришли только после его смерти и не на родине (Франции), а в Германии. Так в 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино». Основателем и руководителем общества Л Шеманом, издан ряд сочинений Ж. Гобино и исследований о нём. В частности, им впервые на немецком языке издан главный труд Ж. Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас» [2]. Очень высоко оцененный национал-социалистическими философами-теоретикам Германии.

Специально подобранные фрагменты из его сочинений публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Ж. Гобино легли угольным камнем в идеологию Третьего рейха и послужили основой формирования нацистской расовой политики.

Материалистическая теория

Эта теория имеет некоторые положительные черты – это учет влияния социально-экономических факторов в процессе образования государства.

Минусы этой теории – не учитывается влияние военно-политических, психологических, и иных причин в процессе образования государства. [9]

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. В целом марксистская теория отличается односторонностью, так как не учитывает психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. [4]

Вместе с тем, именно материалистическая теория происхождения государства имеет под собой строго научные основы. Со второй половины 1980-х и в 1990-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права. В историко-материалистической концепции стал формироваться новый, немарксистский подход. Приверженцы этого подхода исходят из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела».

При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, — критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, — государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая  цивилизация. [10]

3. Общие закономерности возникновения государства

Рассматривая этапы развития политической мысли и сознания людей, мы можем проследить основные изменения видения государства. Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьезные общественные последствия. Появилось скотоводство, пахотное земледелие. Это способствовало быстрому росту населения, развитию производства, ремесел искусства, возникновению городов, письменности и т.д.

Главным следствием «неолитической революции» явился рост богатства. Земледелие и скотоводство давали избыток продукта (прибавочный продукт). На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. Излишек продукта создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для содержания скота и обработки полей. Такую рабочую силу у некоторых народов доставляла война. [10]

Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты.

В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления.

Характерный для античности демократизм отразился в теориях Аристотеля и Цицерона, которые считали, что государственная власть основана на модели семьи, власти её главы и государство представляет собой союз объединенных между собой людей. Следующий этап — эпоха Средневековья, это время огромного влияния церкви на все сферы жизни общества, соответственно на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, целью которой является еще большее укрепление власти церкви. [2]

Новое время, c появлением стремления людей к созданию лучших условий жизни, появляется идея о возникновении государства на основе заключения договора об образовании объединения cвободных граждан, которые также имели право на раcторжение этого договора, если государство не выполнит условия соглашения. Марксистско-ленинское учение объяcняло государство как аппарат классового господства и подавления, следовательно их представление о происхождении государства было основано на данной идее. Однако на этом появление новых теорий не завершилось, ученые-правоведы так и не пришли к единому мнению относительно причин и факторов происхождения государства. Этим и объясняется появление современных теорий происхождения государства.

Стадии развития государства:

1.Раннее государство – это не до конца сформированное государство организационно, политически и социально, например государство Франков

2.Развитое государство – это государство с сильной центральной властью и развитиями государственными институтами, обычно характерно для феодального периода.

3.Зрелое государство - это государство с усложненной структурой , оно характерно для капитализма. [10]

Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества возникает объективно, в итоги «неолитической революции», перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

На современном этапе государство рассматривается как результат одномоментного акта, а как следствие эволюции человеческого общества, оно не навязывается человечеству извне, а возникает в силу целого ряда объективных (экономические)  и субъективных (войны, религия) факторов.

Хотелось бы отметить, что изучение теории государства и права необходимо совмещать с такими дисциплинами как История, Экономика, Философия, Социология, Культурология, Элитология. Именно тогда, в полной мере раскрываются теории и перед глазами возникают древние города-полисы вокруг которых начинают зарождаться государства, внутри которых уже полноводной рекой истории текут культура и философия отражающие их кроткий быт.

Заключение

Итак, сущность государства – то ключевое, в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, – раскрывается из понятия публичной политической власти, которая выполняет как чисто классовые, корпоративные задачи, так и общесоциальные дела, возникающие из природы любого общества. Поэтому сущность каждого отдельного государства определяется тем, кому принадлежит публичная власть, в чьих интересах она осуществляется, и какими методами внедряются ее задачи.

Результаты исследования:

- государство это политико-территориальная организация общества;

- государство имеет следующие признаки: власть, народ, территория, суверенитет, аппарат управления, аппарат принуждения, право, правотворчество, право на легальное применение силы, налоги, гражданство, символы государства;

- при классификации государств выделяют формационный подход (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое) и цивилизационный подход (аграрное, индустриальное, постиндустриальное);

- существует множество теории образования государств: договорная, теория насилия, материалистическая, органическая, психологическая, религиозная и ряд других.

История цивилизации знает десятки и десятки правовых теорий. Лучшие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права и государства, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого – это достояние и завоевание человеческой культуры, стремление научной мысли достичь самой сердцевины человеческих отношений.

В идеале государство должно служить каждому человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности и дарования, ибо человек – высшее из всех мировых ценностей. [9]

Мы изучили основные современные теории происхождения государства, но, тем не менее, нельзя поставить точку в многочисленном списке идей и представлений о возникновении государства. Каждая новая точка зрения, основываясь на развитии сознания, общественных идеях и развитии политической мысли человечества, практически полноcтью опровергает положения предыдущей и cоздает своё собственное видение на происхождение государства.

Возможно в ближайшем будущем мы услышим имена новых ученых, которые сформулируют совершенно новые, тем не менее имеющие право на жизнь теории происхождения государства.

Литература

1. Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004.

2. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.

3. Теория государства и права : учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько . – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.

4. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 1988. № 5

5. Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», Москва, 2004 год.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1982.

7. Теория государства и права : учебник / кол. авторов; отв. ред. А,В, Малько . – 4 –е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.

8 Ростовский научный журнал. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА http://rostjournal.ru)

9 Современные теории происхождения государства Автор: Саидахмедова Гюльпери Рафиковна Рубрика: Юриспруденция Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г. Дата публикации: 01.07.2019

10 Научная статья по теме О «НОВОЙ» КЛАССОВОЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Источник: http://naukarus.com/o-novoy-klassovoy-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva