Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Организация общественной власти в первобытном обществе (Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа «Организация общественной власти в первобытном обществе» посвящена первоосновам государства и права, зарождению, организации общественной власти в первобытном обществе.

Первобытно-общинный строй является самым продолжительным периодом в истории и истоком развития человечества во всех сферах деятельности и общественной жизни.

Для раскрытия темы необходимо изучить исторические предпосылки образования и становления государства и права. Актуальность данной работы заключается в сущности, особенности и организации первобытной общественной власти, которые являются истоками современного государства и права. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией первобытной общинной власти. Предметом выступает совокупность обычаев и норм поведения в первобытном обществе. Целью данной курсовой работы является исследование сущности и особенностей организации первобытной общественной власти. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: выявить исторические предпосылки зарождения общественной власти в первобытном обществе, проанализировать особенности первобытной общественной власти, исследовать основы организации первобытной общественной власти. В исследовательской работе использованы труды ученых-историков, ученых-правоведов, занимающихся изучением первобытного общества и основ государства и права. С.С. Алексеев, В.П. Алексеев, М.Н. Марченко, С.И. Нагих и другие ученые внесли огромный вклад в изучение данной темы, раскрыв ряд важнейших нюансов в исследовании первобытного общества. Их труды до сих пор изучаются и анализируются, на их основе делаются новые научные открытия и закономерности развития первобытнообщинного строя.

Представленная работа состоит из трех глав. Введение раскрывает актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования. В первой главе сформулировано понятие «первобытного общества» и его признаки, рассмотрены исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, формы экономики в первобытно-общинных объединениях. Вторая глава раскрывает первоначальные виды разделения труда и стадии первобытной экономики, зарождение общественной власти. Третья глава посвящена организации власти в первобытном обществе, первобытной демократии, рассмотрены функции властвующих субъектов, социальные регуляторы. В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы о значении для современного общества организации общественной власти в первобытном обществе.

Глава 1. Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе. Формы экономики в первобытно—общинных объединениях

Тема курсовой работы посвящена зарождению и организации общественной власти в первобытном обществе, первоосновам права. Первобытно-общинный строй самый продолжительный период в истории развития человечества.

На пути к становлению первобытное общество прошло множество испытаний. Благодаря труду, даже простейшим трудовым операциям, коллективной форме воздействия человека на природу, в условиях общественных форм поведения, стало возможным выделение человека из животного мира.

Формирование форм совместной деятельности и общественной жизни у племен и народов происходило в разные периоды времени и имело специфические черты в зависимости от природно-климатических условий.

Для всех первобытных обществ характерны общие закономерности развития. Проанализируем исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, рассмотрим два основных периода в развитии первобытного общества: 1) присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и 2) производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство), которые повлияли на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

Хронологически первобытно-общинный строй совпадает с каменным веком; в нем можно выделить три периода: древний каменный век (палеолит) - 2,5 млн - 12 тыс. лет до н. э.; средний каменный век (мезолит) - 12-8 тыс. лет до н. э.; новый каменный век (неолит) - 8-3 тыс. лет до н. э. Этот период завершился развитием производящей системы хозяйства, формированием отношений собственности и государственности.

Понятие «первобытное общество» и его признаки

Первобытно-общинный строй самый продолжительный период в истории и является истоком развития человечества во всех сферах деятельности и общественной жизни.

Первобытнообщинный строй характеризуется как общественное устройство до возникновения власти. В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. Некоторые ученые-историки используют термины «протоистория», «анархия», «первобытный коммунизм», «доцивилизационный период» и т.д.

Термин «протоистория» в российской научной литературе не прижился.

В марксизме используется термин первобытнообщинный строй, означающий самую первую общественно-экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов, и не только марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

В связи с разными названиями одного и того же вида первобытного общества с обобществлённой собственностью и до возникновения власти, цивилизации, государства, частной собственности среди историков различных классических школ и теорий о возникновении власти для названия этого вида общественного устройства принято пользоваться общепринятым термином «первобытнообщинный строй».

Первобытным, или догосударственным обществом принято считать период в истории человечества до изобретения письменности. С появлением письменности ведутся исторические исследования, основанные на изучении письменных источников. До второй половины XIX века первобытно-общинный строй называли «доисторическим», с этого времени в науке возникло понятие «первобытное общество». Оно пришло на смену человекообразным обезьянам.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так: эпоха первобытного стада; эпоха родового строя; эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности - поздний мезолит и неолит по современной классификации).

В 1990-е годы 20 столетия на историческом факультете МГУ (лекторы, преподаватели кафедры этнологии Г. Е. Марков и А. А. Никишенков) сложилась трехчастная схема подачи материала [22, С. 112]. За основу принята периодизация А. И. Першица, включающая в себя период «раннепервобытной общины», период «родовой общины ранних земледельцев» и период «соседско-большесемейной общины» [1, С. 318].

В статье «Периодизация первобытной истории (Состояние проблемы)» Першиц А. И. пишет: «Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса.

В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему. Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа».

Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы. Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие высшей ступени варварства, рассмотрев ее в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" в особой главе "Варварство и цивилизация" [25, С. 639].

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества представлена в Приложении 1.

Первобытное общество – архаичная форма общественного догосударственного устройства, характеризующаяся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.

Признаки первобытного общества: родоплеменная организация; коллективный труд; общая собственность; примитивные орудия труда; уравнительное распределение. Т.е. в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Хотя наши предки древние славяне и поклонялись природе – солнцу, молнии, ветру – о них нельзя говорить, как о первобытных.

Первобытное общество — первый этап организации человеческого общества.

Присваивающая форма экономики в первобытно—общинных объединениях

Формирование форм совместной деятельности и общественной жизни у племен и народов происходило в разные периоды времени и имело специфические черты в зависимости от природно-климатических условий.

Для всех первобытных обществ характерны общие закономерности развития. Проанализируем исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе, рассмотрим два основных периода в развитии первобытного общества: 1) присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и 2) производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство), которые повлияли на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

Первой формой хозяйственной деятельности людей был присваивающий тип хозяйствования. Этот термин очень точно объясняет характер человеческой деятельности в этот период и конкретные ее виды. К ним можно отнести: невысокий уровень развития орудий труда; коллективный характер собственности, деятельности и присвоения природных ресурсов; уравнительный характер распределения; отсутствие частной собственности, социального неравенства; классов и государства.

Вследствие низкого уровня развития каменных орудий труда человек не мог в полную меру воздействовать на окружающий мир, не мог преобразовывать и пользоваться природными ресурсами и благами в соответствии со своими потребностями. Получение необходимых для жизни экономических благ в условиях присваивающего хозяйства обеспечивались собирательством, охотой, рыболовством, которые носили пассивный характер. Люди могли брать и потреблять то, что им "дарила" природа. Природа была естественной производительной силой и служила единственным источником потребительских благ, предметов и средств труда. Влияние естественных природных условий на деятельность человека - характерная черта среды обитания человека этого периода, развития общества, человеческой цивилизации. Решающее значение имели природные условия, благоприятные климатические условия, плодородие почвы, обилие животных, рыбы и т. д. Человек объективно был вынужден подстраиваться под биологические циклы природы, соизмерять свои действия с естественным биологическим ритмом. Хозяйственная деятельность концентрировалась в отдельных, локально ограниченных районах.

Потребительское отношение к окружающей среде привело к кочевому образу жизни, к постоянной смене жизненного пространства, к поиску районов, богатых дичью, рыбой и т. п. В условиях присваивающего хозяйства неизбежно возникает проблема экологической ограниченности региона, что приводит к частой смене стоянок, поиску новых мест охоты и т. д. Кочевой образ жизни требовал ограничения количества и размеров имущества, его компактности, а это не стимулировало совершенствование орудий труда.

Период присваивающего хозяйства завершился началом развития производящей системы хозяйства, формированием отношений собственности и государственности.

Производящая экономика. Исторические предпосылки и причины появления общественной власти в первобытном обществе

Производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство т.д.) - второй период развития первобытного строя. Этот период повлиял на развитие и становление правовых отношений в первобытном обществе.

В период неолита постепенное развитие орудий труда позволило человеку более активно воздействовать на окружающий мир, не "брать", а "производить" необходимые ему блага. Развитие земледелия, скотоводства, переход к целенаправленному выращиванию злаков и приручения животных, постоянному производству продуктов питания – период, когда происходит переход к производящей экономике, к преимущественно производящему типу хозяйства. Развиваются такие виды деятельности, как земледелие, скотоводство, ремесло. Продолжают развиваться и такие виды деятельности как собирательство, охота и рыболовство.

Переход от присваивающего к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства, изменение видов деятельности и образа жизни человека, освоение новых территорий и более рациональное их использование стали подлинным прорывом, оказали важное влияние на дальнейшее развитие. Этот период в развитии человечества называют неолитической революцией.

Английский археолог Гордон Чаилд в 1930–40-е гг. 20 века ввел термин неолитическая революция - появление контроля людей над собственными пищевыми запасами. Термин Неолитическая революция употребляется для обозначения перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Находясь под влиянием марксизма, Чайлд понимал неолитическую революцию как археологический эквивалент переходу от «дикости» к «варварству». Чайлд рассматривал развитие цивилизации как следствие неолитической революции. Она сделала возможным производящее хозяйство (приручение и разведение домашних животных, земледелие) и распространение оседлых сельских общин. Неолитическая революция произошла вследствие перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т. е. основана на переходе человеческих сообществ от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, которое, в зависимости от региона, принимало формы земледелия или животноводства. Ранее люди только забирали у природы произведенное ею, теперь они сами начали производить то, чего не было в природе, новые сорта растений, домашние виды животных.

Земледелие требовало совершенствования орудий труда, стали появляться мотыга, серпы, зернотерки. В этот период люди осваивают почти все известные в наше время злаковые культуры. Появляются регионы, для которых характерно выращивание тех или иных культур: в Передней Азии VII-VI тыс. до н. э. производили ячмень и пшеницу. В бассейне реки Хуанхэ IV-III тыс. до н. э. выращивали рис и просо, в Центральной Америке V-IV тыс. до н. э. - бобы, перец, маис. Перуанское нагорье III тыс. до н. э. стало центром выращивания перца, хлопка, бобовых культур.

Производящее хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве, по сравнению с присваивающим хозяйством давало более надежные источники средств существования. Производящий тип хозяйства ослабил зависимость человека от природных условий и среды обитания.

Развитие хозяйственной деятельности изменяет образ жизни человека. Необходимым условием для производящего типа хозяйства является переход к оседлому образу жизни людей. Проблема компактности орудий труда стала уходить со строительством постоянного жилища, при строительстве которого стали использовать дерево, камень, глину. Совершенствуется технология строительства и жилища становятся более прочными. Оседлость позволила развивать земледелие, улучшить технологию производства, дала возможность совершенствовать орудия труда из камня и кости, стала применяться технология шлифования топоров, каменных мотыг, совершенствуется производство домашней утвари. Оседлый образ жизни приводит к приручению и разведению домашних животных, лесные массивы расчищаются для посевных площадей. С развитием земледелия, ирригационного и дренажного строительства человек стал изменять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям.

Началась эпоха зарождения ремесленной деятельности.

Первоначальные виды разделения труда и стадии первобытной экономики. Зарождение общественной власти

Переход к производящему хозяйству позволили усовершенствовать орудия труда, повысить производительность труда и объем производимой продукции. Рост прибавочного продукта создал основу для общественного разделения труда, возможность для обмена и торговли. Переход к производящему хозяйству приводит к постепенному выделению ремесленников, торговцев, для которых их деятельность становится основным занятием. Следствием развития производящего хозяйства стало общественное разделение труда, что способствовало зарождению общественной власти.

Этапы общественного разделения труда в первобытном обществе

Разделение труда появилось во время продвинутого присваивающего хозяйства - хозяйства с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства. Это самая древняя стадия хозяйственно-культурной истории человечества. Эта стадия не ограничивается простым присвоением, но включает ряд довольно сложных моментов в организации труда, в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

На стадии низшего типа присваивающего хозяйства разделение труда не было столь серьёзным. При господстве самых примитивных видов хозяйственной деятельности трудные условия жизни вынуждали как мужчин, так и женщин, которые были привязанные к детям и домашнему хозяйству, активно работать в поисках пищи, заниматься собирательством.

Первый этап общественного разделения труда - распределение на два вида деятельности: скотоводство и земледелие. Развитие земледелия и скотоводства создавало предпосылки для развития ремесла.

Второй этап общественного разделения труда - выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности. С развитием производства, специальных орудий труда, применения металлов, железа ремесленная деятельность усложнялась и требовала специальных знаний, навыков и становится деятельностью определенного круга лиц. Индивидуальный характер трудовой деятельности, рост производства способствовали возникновению и развитию частной собственности.

Становление ремесла свидетельствует о росте производительности труда, создания избыточных объемов производства, продуктов питания, приводит к обмену и торговли. Рост масштабов и значения торговли приводит к постепенному выделению особой группы лиц, для которых торговля становится основным занятием. Вначале III тыс. до н. э. в Иране и Сирии существовали целые общины торговцев.

Стадии первобытной экономики и социально-экономические отношения

Присваивающая экономика относится к началу формирования человечества. К хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились собиратели, лесные, бродячие охотники, охотники за крупными стадными животными, полуоседлые рыболовы и т. д. Немногочисленные разрозненные группы вели преимущественно подвижный бродячий, полуоседлый, почти оседлый образ жизни. Для хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.

При переходе к производящему хозяйству каждый член общины имел право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве или нет. Мужчины занимались охотой и земледелием, а женщины - домашним хозяйством и детьми.

Возникновение производящего хозяйства - величайшее достижение первобытной экономики и фундамент для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Важным для истории человечества было возникновение престижной экономики - термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в позднем - первобытном обществе или, как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёнов, - первобытно-престижном обществе. Уравнительное распределение в общине сохранялось только при экстремальных ситуациях. В обычных условиях уравнительное распределение замыкалось в узких группах близких родственников по крови и браку. Растет количество избыточного продукта, крепнет личная собственность, происходит замещение уравнительного распределения трудовым. Семья или отдельный индивид общества получает прибавочный продукт, но он поступает только в распоряжение, а не в собственность, то есть остается принадлежать общине. Распорядительная доля продукта могла быть различной, а потребительная только по потребности. Невозможность накопления избыточного продукта и необходимость его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, приводит к образованию особой формы церемониального дарообмена. Прибавочный продукт превращается в «престиж».

Главный закон престижной экономики выражен формулой: «давать - брать - возвращать». То есть, люди разных племен обменивались разными дарами, а выигрывал в обмене тот, кто давал больше: в результате обмена он получал особый сакральный престиж. Престиж играл очень важную роль в функционировании власти, с ним было связано высшее положение вождей. Благодаря этому укреплялись связи между племенами, образовывались союзы. Престижная экономика была системой престижного дарообмена, перехода объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещён более или менее равноценным отдаром. С появлением престижной экономики у людей появились примитивные деньги: раковины, ожерелья, кабаньи клыки, собачьи зубы. На них нельзя было купить пищу, одежду, но они имели целевое значение – плата за невесту, выплата символической дани. Упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения, оказывалась внутриобщинная и межобщинная взаимопомощь. Престижная экономика продолжала общественное и имущественное расслоение.

Глава 3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

Первобытное общество на пути к своему становлению прошло немало испытаний. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, коллективной форме воздействия человека на природу в условиях общественных форм поведения. Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Уже на самых ранних этапах истории первобытного общества люди регулировали половые и общественные отношения, добывали и распределяли пищу и т. д. Естественный отбор способствовал выживанию и сохранению коллективов, в которых были сильнее социальные связи, взаимопомощь, которые могли противостоять врагам и стихийным бедствиям.

Род – первое объединение кровнородственных людей. Несколько дружественных родов объединялись в общины, в племена, а те в союзы племен. В период становления первобытного общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основным источником пропитания. Это был период присваивающей экономики, которая основывалась на общественной собственности.

Община - естественно сложившийся кровнородственный коллектив, члены которого занимались охотой и собирательством. Первобытная община - это одновременно производственный, семейно-бытовой и культовый коллектив. Общинная форма организации на этом этапе развития была единственно возможной, обеспечивающей выживание и стабильность жизни общины в целом и каждого ее члена. Экономической основой первобытной общины были общинная собственность на землю, коллективная совместная деятельность, уравнительное распределение и социальное равенство. Низкий уровень развития орудий труда объективно требовали коллективных форм собственности и деятельности. Половозрастное разделение труда существовало, но мужчины или женщины выполняли одни и те же операции совместно. Каждый член общины зависел от результатов труда всего коллектива. Уравнительное распределение было единственной формой выживания общины в этот период.

Основным типом хозяйствования было присваивающее хозяйство, а основными сферами деятельности оставались охота, рыболовство и собирательство. Постепенно стала совершенствоваться организация этих видов деятельности, начали использоваться приспособления для метания дротиков и камней, ловчие ямы, сети, изгороди. Обмен носил эпизодический характер, существовало естественное половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, производством орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, изготовлением одежды и т. п. Общинное хозяйство носило замкнутый характер, все необходимое для ее жизнедеятельности - орудия труда, пища, добыча - производилось внутри общины ее членами.

По мере укрепления экономической и социальной роли семьи, ее обособления происходит ослабление первобытного коллективизма и родовой общины в целом. Первобытная община перерастает в соседскую, сельскую, территориальную общину, в которой живут уже не только родственники. Общинное землевладение и землепользование сочетается с индивидуальным.

Формы общины менялись с развитием производительных сил, наличием или отсутствием имущественной дифференциации, частной собственности. Более поздние формы общин, такие как община-марка, существовали и в период феодализма.

Развитие производительных сил первобытного общества и углубление общественного разделения труда привело к постепенному изменению социально-экономических отношений. Рост производительности труда, переход к металлическим орудиям создают основу для производства прибавочного продукта. Возрастают доходы племенных вождей и старейшин родов. Индивидуализация производства на основе роста производительности труда создавала возможность и для индивидуального присвоения созданного продукта первоначально семьей, а затем и отдельными лицами. В рамках общинной формы собственности постепенно возникает частная форма собственности, что и привело к разложению первобытной общины. Переход к производящему типу хозяйствования дает возможность создавать излишек продуктов, проводит к развитию социального неравенства и появлению в общине членов, которые выделялись не только имуществом, но и знаниями, опытом, организаторскими способностями. Такие члены общины становились племенными вождями.

Имущественное и социальное неравенство лежало в основе формирования рабовладельческих или феодальных отношений, образования первых государств.

3.1. Общественная власть в первобытном (догосударственном) обществе

Укрепление общественных структур было выгодно первобытным людям. Первые формы институтов власти и первые обязательные для всех нормы поведения формировались на первобытной стадии развития общества. Первоначально люди объединялись в первобытное стадо. Для такого общества были характерны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает и развивается родовая община. Род - это союз, основанный на кровном родстве и общности интересов. На более поздних стадиях развития возникали племена, а затем и союзы племен. Это позволяло противостоять силам природы, осваивать новые орудия труда, отражать врагов и самим нападать на них. Развитие экономики шло по двум направлениям: 1) совершенствование орудий труда; 2) совершенствование организации труда.

В первобытном обществе все его члены были равны. Все важные дела решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. При нарушении установленных правил, обычаев члена общины строго наказывали, его могли даже изгнать из общины, что фактически являлось смертным приговором. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Это было потестарное правление (лат. potestas — власть) - тип управления обществом, основой которого являлся авторитет одного из членов первобытной общины.

Выделяют следующие черты потестарной власти: 1) Верховной властью распоряжалось общее собрание членов общины, правом голоса обладали все члены общины, без гендерных различий; 2) отсутствие профессионального управленческого аппарата, после смещения бывшие вожди снова занимали положение обычных жителей, не получая никаких привилегий; 3) основу системы правления составлял авторитет, соблюдение обычаев, племя соблюдало интересы всех родичей, убийство любого из них влекло за собой кровную месть.

При потестарной власти существовали определенные социальные институты.

Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода, на котором принималось решение всех основных вопросов, связанных с жизнедеятельностью рода. Собрание из родичей избирало старейшину - лидера-мужчину, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и пользовался наибольшим уважением. Он стоял во главе племени. Никаких привилегий у него не было, он принимал участие во всех делах и занятиях рода и получал свою долю производимого продукта. Власть старейшины была не постоянной и не передавалась по наследству.

Главными чертами власти данного периода были: выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

3.2. Органы управления в первобытном обществе. Функции властвующих субъектов. (Старейшина. Вождь. Жрец.)

Если в обществе нет равенства, там доминирует одна группа над другой. Мы говорим о наличии власти на самом первом этапе развития первобытного общества, о возможности власти влиять, подавлять, принуждать. Постепенно помимо природных волевых качеств личности, важно было обладать еще символом превосходства: особая повязка на теле, головной убор, наличие в руках особого предмета и т.д.

С возникновением имущественного неравенства появляются привилегированные слои общества — старейшины, вожди, жрецы.

В первобытном обществе в общей сложности можно выделить шесть органов управления.

  1. Старейшины - это предводители, главы семей или родов общин. Старейшиной становился зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом, мудростью, умением предвидеть события, организационным талантом, но главное - волей. Старейшину не выбирали. Старейшинами становились фактически, т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода: руководил хозяйственной и социальной жизнью, разрешал споры, участвовал в общественном производстве. На ранних ступенях развития должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой: в любое время старейшину могли отстранить от должности родовым собранием и заменить другим как только появлялся более сильный, наделённый большими организационными и умственными способностями, более опытный человек.
  2. Совет старейшин появился на более поздней стадии развития. При возникновении важных проблем, затрагивающих жизнь всего поселка, собирали предводителей всех семей, родов. Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ, решал санитарно-гигиенические вопросы, чтобы уменьшить эпидемиологическую опасность для соплеменников.

На совете старейшин на время войны избирался военачальник, племенной вождь. Вождями становились люди, отличавшиеся физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью, сильной волей, умением предвидеть наступление врага и организовывать защиту племени.

Старейшина главенствовал в мирное время, роль вождя резко возрастала в период войны.

  1. Военные предводители - это в основном главы племен. Предводитель всегда играл выдающуюся роль для защиты территории или для нападения. Военного предводителя окружала дружина хорошо вооруженных воинов, большей частью молодых людей. В земледельческих районах роль предводителя возрастала лишь в военное время.
  2. Советы военных предводителей. Они собирались для решения военных вопросов: продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.
  3. Собрание взрослых членов (воинов). Ход собрания весьма жестко регулировался и направлялся вождем или главарем совета старейшин. Рассаживались старейшины и вожди на особом возвышении. Вождь сам или через вестника оглашал свое решение или решение вождей. Вождей не интересовало мнение простых людей. Вопросы, которые решались на собрании, отличались особой важностью: начало войны, продолжение осады, возвращение домой, заключение мира, передислокация с места стоянки, выработка тактики боя, осуждение соплеменника, бросившего поле боя и др. Вожди добивались одобрения своих решений, причем любой ценой.

Постепенно происходит возвышение вождей над обществом. Неравенство проявлялось в большем материальном продукте, который они потребляли, в жилище, одежде и других внешних атрибутах власти. Возвышение вождей проявлялось и в особом психологическом отношении к ним людей.

Власть вождя являлась одной из разновидностей политической власти, которая основана на принуждении одной группы людей над другой, осуществляемая посредством специального аппарата — государства. Власть вождя предшествовала государственной власти, поэтому историки называют ее предгосударственной формой власти.

  1. Особый орган управления - это жрецы: колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари. У первобытных племён не было специальных служителей культа. Религиозно-магические обряды совершали преимущественно главы родов, воздействуя на мир духов и богов. С развитием социального неравенства выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. Люди первобытного общества приписывали природе божественную силу, а жрецы помогали уверовать в то, что силы природы будут милостивы к человеку, совершая культовые обряды и жертвоприношения.

Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари) - орган управления, занимался организацией сознания людей. Священники осуществляли связующую роль между людьми и богами. Жрецы помогали "задобрить" богов. Лекарь-ведун мог отгонять духов или выманить их изнутри человека, чтобы вылечить его. Это был, как правило, очень умный или даровитый человек. Там, где власть обычного главаря и колдуна совмещалась в одном лице, она была особенно заметной и крепкой.

В раннепервобытной общине не было разделения власти на хозяйственную, военную и культовую. Для начального этапа первобытного общества характерно наличие "универсального главы", который имел и выдающиеся волевые качества, и хозяйственный опыт, и трудолюбие, и организационные способности, умел убеждать и знал обычаи, обряды, владел магией и отличался в военном деле, и др.

Сложная организация власти - это атрибут более зрелого первобытного общества. Выделение отдельных сфер жизни (хозяйственной, военной, идеологической) привело к множественности органов управления и появлению иерархов в каждой из этих сфер [15, С. 624].

Как правило, главари не только продолжали участвовать в общественном производстве, но и не имели льгот в потреблении. Однако постепенно у них стали появляться определенные бытовые льготы: лакомые куски добычи, большее количество жен и др. Началось возвышение органов власти над обществом.

Общество постепенно отходит от принципа равенства в работе и в быту. Причиной тому являются совершенствование орудий труда и появление все более сложных и разнообразных видов труда и, в частности, выделение в особую категорию управленческого труда. Помимо разницы в занятиях возникает различие и в состояниях людей. В силу этих причин на смену органам управления первобытного общества приходит государство.

3.2. Регуляторы отношений в первобытном обществе. Мононорма – зачаток морали и права

Социально значимые отношения в первобытном обществе регулировались обычаями, традициями, ритуалами, заповедями, табу. Из поколения в поколение происходила передача информации о нормах и характере поведения. Поведение людей выражало интересы всех членов общества. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе: мораль, религиозность, правовые нормы.

Отношения в первобытном обществе регулировались ритуалами, направленными на символическое общение со сверхъестественными силами, мифами. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости. Социальным регулятором в этот период являлись обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.

Мононорма – это традиционно-бытовой регулятор, зачаток морали и права. Мононорма - это единое, общее для всех правило поведения либо совокупность норм и правил. Першиц А.И., выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений: 1) семейные и брачные; 2) разделение труда по половому признаку; 3) правила ведения войны и охоты; 4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии; 5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины. Такие нормы существовали в форме мононорм и обеспечивались силой всех членов первобытного общества.

Важными регуляторами отношений в первобытном обществе были моральные и религиозные заповеди, табу, благодаря этому общество поддерживало необходимую дисциплину. Табу сыграло особую роль в упорядочении половых отношений.

Для зарождающейся морально-правовой системы была характерна так называемая «тотемная» форма, то есть какое-то животное или растение объявлялось священным. Тотемизм - это вера в то, что между племенем и определенным видом растения, животного или даже предмета существует сверхъестественная родственная связь. Вследствие этого людям запрещалось убивать данное животное или срывать растение. Такая мононорма – это первобытный прообраз «Красной книги» как экологического регулятора.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Зарождающаяся в первобытном обществе морально-правовая система, основанная на моральных и религиозных заповедях, табу, обычаях и традициях дошла до наших дней и используется во взаимоотношениях современного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа «Организация общественной власти в первобытном обществе» посвящена первоосновам государства и права, зарождению и организации общественной власти в первобытном обществе.

Первобытно-общинный строй является самым продолжительным периодом в истории человечества, который оказал влияние на развитие человеческого общества во всех сферах его общественной жизни и деятельности.

Для раскрытия темы изучены исторические предпосылки образования и становления государства и права. Актуальность данной работы заключается в сущности, особенности и организации первобытной общественной власти, которые являются истоками современного государства и права. Объектом исследования стали общественные отношения, связанные с организацией первобытной общинной власти. Предметом изучения выступила совокупность обычаев и норм поведения в первобытном обществе. Цель, поставленная данной курсовой работой, - исследование особенностей организации первобытной общественной власти, выявлены и проанализированы исторические предпосылки зарождения власти в первобытном обществе и ее особенности.

В работе рассмотрены понятие «первобытного общества», признаки, исторические предпосылки и причины появления общественной власти. Первобытное общество - догосударственное общественное устройство, характеризующееся общей собственностью, коллективным трудом и потреблением.

Присваивающая и производящая экономика, первоначальные виды разделения труда, появление ремесла способствовали зарождению общественной власти в первобытно-общинных объединениях.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов. Субъект и объект власти полностью совпадали, по природе своей власть была общественной и неполитической. В первобытном обществе не существовало ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения. Реализовалась власть через общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер «мононорм», были одновременно нормами организации общественной жизни и нормами первобытной морали, ритуальными и обрядовыми правилами.

Общество развивалось постепенно по восходящей линии. Появились более совершенные орудия, возникло скотоводство, земледелие, повысилась производительность труда, появляется избыточный продукт. Человек стал меньше зависеть от природы, растет население. В ходе общественного развития первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Появляется возможность власти влиять, подавлять, принуждать. С возникновением имущественного неравенства появляются привилегированные слои общества - старейшины, вожди, жрецы и др. Постепенно помимо природных волевых качеств личности, важно было обладать еще символом превосходства: особая повязка на теле, головной убор, наличие в руках особого предмета и т.д.

В этот период началось разложение первобытно-общинного строя и переход к государственно организованному обществу.

Социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего и современного государства и права. Становление первобытного общества, организация общественной власти интересует нас и способствует активному изучению этой страницы человеческой цивилизации. Знание организации общественной власти в первобытном обществе как основы морали и права имеет огромное значение для современного общества в разных сферах общественной жизни и в решении различных задач, касающихся как каждого члена в отдельности, так и общества в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.П. «История первобытного общества» / В.П. Алексеев, А.П. Першиц. - М.: Высш. шк., 2012. - 318 с.
  2. Алексеев В.П. «Становление человечества» / В.П. Алексеев. - М.: Полит-издат, 2011. - 462 с.
  3. Алексеев В.П., Першиц А.И. «История первобытного общества»: Учеб. для вузов по спец. «История». - М.: Высш. шк., 2011. - 315 c.
  4. Артемова О.Ю. «Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине» / О.Ю. Артемова. - М.: Наука, 2015 г. - 214 с.
  5. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления»: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное. - М.: Омега-Л, 2012. - 270 с.
  6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998 г.
  7. Где, как и почему это произошло.- ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест»»./ Глав. ред. Нателло Ярошенко.- Франция, 2013. - 448 с.
  8. Графский В. «Всеобщая история государства и права»: учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, 2014. - 275 с.
  9. Думанов А.И. «Мононорматика и начальное право» / Государство и право, 2012 №1. - 503 с.
  10. Ефименко П.П. «Первобытное общество»/3-е изд.- К., 2013. - 191 с.
  11. Кобрин В.Б. «Вспомогательные исторические дисциплины»: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 368 с.
  12. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.
  13. Марченко М.Н. «Государство и право в условиях первобытнообщинного строя». - М.: Проспект, 2014. - 246 с.
  14. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права»: Учебник. - М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2013. - 322 с.
  15. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2001 г., с. 624
  16. Матузов Н.И. «Теория государства и права»: Учебник / Малько А.В., Юрист, 2013. - 430 с.
  17. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права» / Матузов Н.И., Малько А.В. // Учебник. - М.: Юрист, 2011. - 370 с.
  18. Нагих С.И. «Нормативная система догосударственного общества и переход к государству» / С.И. Нагих // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. - М., 2013. - 157 с.
  19. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982.— 223 с., ил.
  20. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (Состояние проблемы) - «Вопросы истории» - полная электронная версия (DA-VI)/ Вопросы истории: 1980, № 3.
  21. Семёнов Ю. И. Первобытнообщинный строй // Энциклопедия политической экономии / Под ред. А. М. Румянцева. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 213–217.
  22. Туторский А. В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111—124.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. - М.: ИКФ «Омега-Л»; «Интерстиль», 2013. - 382 с.
  24. Шерстобитов А.Е. «От первобытного строя к государству». Монография, 2011. - 150 с.
  25. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и Государства. - с. 8: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3 — М.: Политиздат, 1986, —639 с.

Приложение 1.

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества.

Эпоха

Период в Европе

Периодизация

Характеристика

Виды человека

Древнека-менный век

 или палеолит

2,4 млн. - 10 000 до н. э.

  • Ранний (нижний) палеолит 
    2,4 млн.- 600 000 до н. э.
  • Средний палеолит 
    600 000 - 35 000 до н. э.
  • Поздний (верхний) палеолит 
    35 000 - 10 000 до н. э.

Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и специализируются.

Гоминиды, виды: 
Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens präsapiens,Homo heidelbergensis, в среднем палеолите Homo neanderthalensis иHomo sapiens.

Среднека-менный век 

или мезолит

10 000 -5000 до н. э.

Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие - стрелу и лук.

Homo sapiens sapiens

Новокамен-ный век 

или неолит

5000 -2000 до н. э.

  • Ранний неолит
  • Средний неолит
  • Поздний неолит

Возникновение неолита связывается  неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие,скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий.

Homo sapiens sapiens

Бронзовый век

3500 - 800 до н. э.

Ранняя история

Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде.

Homo sapiens sapiens

Железный век

с ок. 800 до н. э.

  • Ранняя история 
    ок. 800 - 500 до н. э.
  • Античность
    ок. 500 до н. э. - 500 н. э.
  • Средние века 
    ок. 500 - 1500 н. э.
  • Новая история 
    с ок. 1500 н. э.

Homo sapiens sapiens