Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Формирование государства: причины и формы)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Государство является основным институтом политической системы современного общества и основной формой его организации. Назначение государства заключено в осуществлении политической власти и управлении обществом. Каждое государство защищает и выражает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. Государственные интересы последних, в повседневной жизни и практике деятельности, чаще всего доминируют над интересами общества.

Государство имеет характерные признаки и черты, которые отличают его как от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от имеющейся вместе с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и прочее).

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, которые подчиняются государственной власти, сообразуют собственные действия с правовыми требованиями и предписаниями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о путях и причинах возникновения государства. Было сформировано множество разнообразных теорий, которые по - разному отвечают на данные вопросы.

Множественность данных теорий объясняется различиями социальных и исторических условий, в которых жили их авторы, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, которые отождествляющие общество и государство, полагающие, что государство и право - явления вечные, которые присущи любому социуму не имеет смысла, так как они возникают вместе с ним.

В данной работе будут рассмотрены теории, которые различают общество и государство и выделяют происхождение государства в качестве специфической проблемы.

Объект исследования - государство.

Предмет исследования - теории возникновения государства.

Целью курсовой работы является анализ основных теорий происхождения государства.

Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть власть в условиях родоплеменной организации общества;

- определить общие закономерности возникновения государства и права;

- выявить причины и формы происхождение государства;

- проанализировать достоинства и недостатки теорий возникновения государства.

В данной работе использовались работы отечественных авторов по исследуемой теме: В. В. Оксамытного, Л.А. Морозовой, А. Ю. Ларина, В.А. Григорьева, С. Т. Болашева, В.Р. Алешина, Р. В. Шигиева и других.

Структура работы представлена введением, основной частью состоящей из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Власть в условиях родоплеменной организации общества

Первыми социальными институтами исторически считались родовые общины. Они были довольно устойчивые и жизнеспособные, обеспечивали выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли жить только на базе единства. Роды функционировали и существовали тысячелетия, объединялись в более крупные социальные институты - племена. Были также религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии, другие социальные объединения (институты), были и протогосударства [3, c.32].

На данном этапе существования протогосударства социальный статус, место того или иного индивида в аппарате управления определяли его достаток. И дело не только в потребляемой ими пище, гораздо значительнее неравенство в социальном статусе и в тесно связанным с ним одежде, регалиях и украшениях, количестве жен, величине жилища, наконец, в традиционно ценимом престиже и проистекающих из него привилегиях. Словом, данное неравенство прежде всего общественное. Но при этом отметим, что неравенство, как и вообще социальная иерархия, членение коллектива на слои и страты, появление аппарата управителей не были пока связанны с делением общества на противостоящие друг другу антагонистические группы, которые различаются отношениями собственности [15, c.32].

Исторически первым и самым крупным и важным политическим институтом, являлось государство [5, c.19].

Совместно с человеческим обществом, а оно возникло, когда люди отделились от мира животных, появляется социальная власть, как его необходимый и неотъемлемый элемент, она придала обществу управляемость, целостность, послужила важнейшим фактором порядка и организованности. Власть - это явление надстроечное, ее природа, функции свойства, определяются экономическими отношениями, базисом общества. Но она не может быть помимо воли и сознания людей.

Необходимым существованием общества считается порядок. Он не появляется сам по себе. Это следствие урегулированное, упорядоченности социальных отношений. С усложнением социальной жизни возникает целая система регулирующих их норм. Если касаться права то его появление закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, обострении и углублении общественных конфликтов и противоречий. Обычаи перестали обеспечивать стабильность и порядок в обществе, возникла объективная необходимость в принципиально новых регуляторах отношений [17, c.23].

Проблема появления государства и права длительное время в науке осталась дискуссионной.

Причина тому, что в основе ее лежат различные идейные философские течения и воззерния, даже есть мнение, что право и государство было вечно. Помимо того, этнографическая и историческая науки нарабатывают новые знания о причине возникновения права и государства [12, c.20].

По мнению доктора юридических наук Корельскиго В.М. современная наука связывает процесс появления права и государства (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (рыболовство, охота и т.п.) к производящей экономике (ремесло и иные). Человек в итоге эволюционного развития для удовлетворения собственных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых растительных и животных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и другое[15, c.21].

Предпосылки возникновения государства. Возникновение государств считалось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием рыболовством и охотой, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда. Первое общественное разделение труда характеризуется появлением обособленного рода занятий - полукочевое и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от иных занятий. Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений [5, c.20].

Три больших социальных разделения труда, а кроме того постепенное совершенствование орудий труда и увеличение опыта повергли к этому увеличению производительности труда, если начал формироваться дополнительный продукт, т.е. свыше этого, что было необходимо производителям с целью собственного пользования. С данного времени возникла объективная вероятность гарантировать содержимое большой категории людей, что специализируется в исполнении каких-либо социально важных функций [10, c.33].

Политические предпосылки характеризуются:

- во-первых, осознанием полезности надродовой власти, которая стоит выше родового и частного интереса;

- во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими сообществами людей;

- в-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками;

- в-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для устойчивого и гарантированного исполнения производства.

Идеологические предпосылки. Религия объединила древнейшее общество, содействовала объединению разрозненных племен в общую социально-политическую общность народ [18, c.19].

Психологические предпосылки.

Изменившиеся финансовые обстоятельства сформировывают другой нравственный образ людей, появляется другой вид самосознания. В изначальном шаге формирования общества со временем и пока только в крайне небольшой мере людьми начинают осмысливаться общие интересы. Весьма содействует осознанию подобных заинтересованностей военное нашествие и потребность защиты. Появляется восприятие, что же эти единые интересы больше некому осуществить, помимо как централизованной структуре, исполняющей координацию разных сторон существования общества[5, c.21] .

В развитом мире общая задача осознается как правовая задача, т.е. формирование и предоставление права, в том числе надзор и руководство господством, исполняющей принуждение [17, c.24].

Как видим, для появления государства нужно большое количество предпосылок. Причем их роль у разных народов различна. По крайней мере, с уверенностью необходимо констатировать, что их перечень не исчерпывается только экономическими предпосылками. Все это говорит о сложности процесса перехода к государственности.

Данные крупные события в общественной жизни имели столь же большие многочисленные последствия:

-появилась роль мужского труда, ставший явно приоритетным в сравнении с женским домашним;

- матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось, но отцовской линии, а не по материнской линии);

- родовая община начинает дробиться на - патриархальные семьи (скотоводов, земледельцев, ремесленников) [18, c.20].

С интересами рода их интересы не всегда совпадали. С появлением семьи возникло разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, возникновения его производительности.

Прибавочный продукт как рост производительности труда обусловили:

- возникновение экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда;

- появление частной собственности;

- социального расслоения первобытного общества;

- образованию классов;

- зарождение государства и права.

Причины их зарождения коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуры его внешних и внутренних отношений, культуры.

В наше время сокращение рождаемости, глобальный выезд людей из страны, кроме того допускается объединить с ходом падения государства и нрава[5, c.22]. .

Изучение истории данной трудности демонстрирует, что родовая организация общества видоизменилась в стране эволюционно, сберегая многознаменательную связь, минуя переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм существовала, согласно взгляду Л. Моргана, «военная демократия», где органы наследственного социального самоуправления еще хранятся, однако со временем набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это возникли задатки принуждения и  ресечения [18, c.21].

Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки. Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а это длительный процесс) был «восточный» путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Этот вариант отличался от других вариантов [17, c.26]:

- родоплеменная знать, которая исполняла общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат)

- общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:

- географические условия;

- необходимость исполнения крупномасштабных общественных работ (эксплуатация, сооружение и защита ирригационных систем и другое). Они предопределили появление сильной и самостоятельной публичной власти [17, c.27].

Как известно, восточные государства заметно отличались друг от друга. Там не было отчетливо выраженной классовой дифференциации. Само государство выступало организатором производства.

Но имели и много общего: были абсолютными, деспотическими монархиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; их экономическую основу составляла государственная собственность. [18, c.22].

Другой исторический путь появления государства на территории Европы.

Основной государственно-образующий фактор здесь - классовое расслоение общества, которое обусловлено интенсивным формированием частной собственности на скот, землю, рабов. Существуют два разных мнения касаемо возникновения государства в Западной и Восточной Европе [5, c.23].

Первое - из-за разложения первобытных отношений образовывалось феодальное государство (Россия, Германия). Второе - после, того как разложился родовой строй, наступил предшествующий феодализму - длительный период. Знать выделена в особую группу, обеспечивающую себе владение земель, крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Данный период - профеодализм, а государство профеодальное таким образом, родовая; организация социальной жизни изживает себя. На смену ей приходит организационная форма общества - государственность. Это осуществилось на этапе производящей экономики. Воздействие оказали: разделение труда, возникновение патриархальной семьи, военные захваты, запрет инцеста и иные причины.

1.2 Общие закономерности возникновения государства и права

С марксистской точки зрения государство является продуктом развития общества, продуктом непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество подразделяется на эксплуатируемых и эксплуататоров [16, c.30].

Общество, по мнению, Ф. Энгельса, формирует себе орган для того, чтобы защитить собственные интересы от внешних и внутренних нападений. Данный орган и называется государственная власть.

Ф. Энгельсом сделан общий вывод, в том, что государство не представляет собой силы, которая обществу навязывается извне. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в рамках «порядка». И эта сила, которая произошла из общества, которая ставила себя над ним, все более и более отчужденная от него и есть государство [14, c.22]..

Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, которые протекают в надстройке, к которой имеет отношение и государство. Образовавшийся экономический базис, который основан на частной собственности на средства производства, развивается под защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы [5, c.24].

Возникновению феодализма и рабовладения из первобытно - общинного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество располагается на какой-то переходной стадии. Родоплеменные отношения после появления государства могут у того или иного народа еще долго сохраняться, но основной силой будет государство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному обществу, определяются признаки государства, которые отличают его от общественной власти первобытно общинного строя.

Во-первых, подразделение граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.

Во-вторых, наличие общественной власти, интересы которой не совпадали с интересами населения. Общественная власть - это власть, которая выбрана самим обществом-родом, племенем на собрании, выражавшая интересы всего общества и опиравшаяся на силу авторитета. Государственная власть-это власть не всего общества, а только его части, она стоит над обществом, отделяется от него тем, что отображает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чуждого основной массе населения [17, c.28].

Данную власть, власть над обществом, именуют публичной. 

Публичная власть воплощается в аппарате власти.

Аппарат публичной власти главным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:

1. Наличием особой категории людей, основным предназначением которых считается управленческий труд.

2. Наличием особого аппарата

принуждения для того, чтобы подчинить чужую волю.

3. Наличием самостоятельного фонда материальных средств для того, чтобы поддержать аппарат управления и принуждения, что приводит к введению займов и налогов.

4. Главным качеством государства - суверенитетом, который означает самостоятельность и независимость в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства [14, c.22].

Возможностью государства заниматься правотворчеством, по итогу которого возникают правовые нормы, которые имеют отношение ко всему обществу или его части [16, c.30].

Для глубокого понимания, что собой представляет государственно-организационное общество, нужно рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления есть основное, главное, которое определяет в данном явлении, это совокупность характерных внутренних свойств и черт, без которых явление теряет особенность и своеобразие.

В науке теории государства и прав имеется несколько подходов в исследовании данного вопроса [18, c.23].

Классовый подход заключается в том, что государство рассмотрено в качестве механизма для поддержания господства одного класса над иным, причем меньшинства над большинством, а суть данного государства заключено в диктатуре политически и экономически господствующего класса. Иной подход заключен в рассмотрении сути государства с общесоциальных, общечеловеческих начал. Перемена произошла как в социалистических, так и в буржуазных западных государствах [8, c.16].

Государственный механизм из орудия превратился преимущественно в средство реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Потому каждое демократическое государство с точки зрения его сути можно охарактеризовать как средство и орудие социального компромисса по содержанию и как правовое - по форме.

Потому, можно прийти к выводу, что процесс появления государства отображает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т.е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на собственном основании.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Некоторые ученые утверждают, что право возникает практически вместе с государством [16, c. 36].

Государство-это система органов, а право - это система правил поведения. Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции[13, c.35].

Право выражало интересы и волю экономически господствующих классов и исторически возникло как классовое явление. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем она совершена (чужаком или сородичем), сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное, то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко [8, c.18].

Обычаи проявлялись в поведении людей, а правовые нормы начали оформляться для всеобщего сведения, письменно. Право само по себе более сложный регулятор, чем обычаи, кроме запретов в праве используются и такие способы воздействия, как обязывание и дозволение.

На процесс развития права также оказало влияние большое количество различных факторов географические, культурно-исторические и иные обстоятельства.

В частности, на Востоке, где довольно велико значение религий, традиций, право начинает появляться под их сильным воздействием.

Главными источниками права здесь являются нравственно-религиозные нормы и воззрения (идеи Конфуция, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и прочее) В Европе же, помимо обычаев, всё больше о себе заявляли правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты) [13, c.35].

Делая выводы по данной главе, отметим что, современная наука связывает процесс появления права и государства (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (рыболовство, охота и т.п.) к производящей экономике (ремесло и иные). Человек в итоге эволюционного развития для удовлетворения собственных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых растительных и животных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и другое.

Предпосылки возникновения государства. Возникновение государств считалось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием рыболовством и охотой, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда.

Первое общественное разделение труда характеризуется появлением обособленного рода занятий - полукочевое и кочевое скотоводство.

Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от иных занятий.

Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, которые протекают в надстройке, к которой имеет отношение и государство.

Образовавшийся экономический базис, который основан на частной собственности на средства производства, развивается под защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1 Формирование государства: причины и формы

Главным толчком к формированию государства около пяти-шести тысяч лет назад стали три последовательных разделения труда. Можно выделить следующий перечень конкретных исторических явлений, которые, следуя одно за другим, привели в итоге к возникновению государства:

1) развитие производства и совершенствование орудий труда;

2) возникновение избыточного продукта;

3) социальное расслоение общества,

4) формирование органов власти, управления (создание государственного аппарата [2, c.34].

Государство - политическая структура, которая возникла на определенном этапе социального развития, которая представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о возникновении государства считается дискуссионным, исторические науки дают все новые и новые знания об этом [16, c.37].

Отсюда и возникают различные теории возникновения государства, которые мы рассмотрим далее.

В каждой из теорий есть ϲʙᴏи позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и ϲʙᴏи слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Формирование государства сам по себе длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Существовала такая форма возникновения государства, как «азиатский способ производства». В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ [15,c.29]. На Востоке она получила наибольшее распространение, в таких городах, как Вавилон, Египет, Китай, Индия и прочее. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и иные. Первые государства, которые возникли на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая в качестве организаторов производства [6, c.25].

Совсем по другому историческому пути шел процесс возникновения государства в Риме и Афинах. Рабовладельческое государство возникло в результате раскола общества на классы и появления частной собственности.

Афины- это такая форма возникновения государства для которой был присущ типичный курс формирования, т. е. курс с внутренних противоречий, царивших в мире. Этапами данного движения считались поочередные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Основная концепция реформы Тезея заключалась в делении всего населения на классы согласно семейству их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь типом ремесла (демиургов), кроме того добропорядочных (эвпатридов). А также Тезей организовалв Афинах центральную власть.

В Риме формирование страны ускорилось борьбой бесправных, проживавших за пределами римских семейств плебеев вопреки наследственной аристократии (патрициев).

Для древнегерманского государства свойственно в таком случае, что формирование государственности в древнегерманском мире выступало совместно с ходом покорения обширных земель германскими кастами (варварами). С целью управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что же убыстрило формирование государства.

Таким образом, во-первых, государство было не постоянно, во-2-ой, оно появилось как общественный институт; в-3, в определенном шаге формирования общества, если появилась необходимость в особом общественном управлении и специальных общественных правилах действия; в-4-ый, перед воздействием целой организации факторов. Как бы ни был непосредственно согласно себя длителен процесс развития государства, в абсолютно всех вариантах это объективно закономерный процесс, вызванный внутренним формированием общества, его разными общественно-финансовыми, военно-политическими, культурно-историческими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и иными факторами [2, c.35].

Процесс происхождения новых государств совершенно не завершился. Одни государства порой могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); прочие объединяются в более большие (такого рода процесс, возможно, стартовал в рамках Европейского Союза). Имеется вдобавок много народностей и наций, никак не имеющих своих государств. Они прилагают некоторые действия с целью формирования подобных государств. Подобным способом, вопрос появления стран совершенно не решена раз и навсегда. Могут появиться новые причины и фигуры подобного происхождения, что же, безусловно, только обогатит теорию государства.

2.2 Достоинства и недостатки теорий происхождения государства

Уже много тысячелетий люди живут в условиях государственно правовой действительности: они являются гражданами какого-то определенного государства, подчиняются государственной власти, совершают свои действия согласно правовым предписаниям и требованиям. Еще в глубокой древности они стали задумываться над такими вопросами, как причины и пути возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали [13, c.35].

На рис. 1 изобразим основные теории происхождения государства

Теории происхождения государства

Теологическая теория

Патриархальная теория

Органическая теория

Материалистическая

Теория насилия

Договорная (естественно-правовая теория)

Ирригационная(водная) теория

Рис. 1. Основные теории происхождения государства

Рассмотрим основные теории происхождения государства подробнее.

Теологическая теория.

Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. У ее истоков стоял Аврелий Августин (Блаженный) (353-430 н.э.) Теологическая теория получила распространение в средневековых трудах Фомы Аквинского, в современных условиях его развили идеологи ислама (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной теории, государство-продукт божественной воли, государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Государь – наместник бога на земле, правит от его имени. В связи с этим, каждый обязан подчиняться ему во всем. Отказ подчиняться государственной власти расценивалось как непослушание Всевышнему. Государство расширяет собственное воздействие на все края социальной жизни. В государстве население содержит вероятность соединить собственные силы, подтягивать их, сосредоточить в результате финансовых, общественно-политических и общественных целей. Еще со времен античного Рима и до наших дней учёными педалировались многообразные концепции возникновения государства. На самом деле, в основе изученного материала допускается произвести заключение, что существовало множество концепций возникновения государства, и поясняется это в свою очередь различными историческими и общественными условиями, в которых жили их авторы, идеологическими приверженностями авторов теорий, и иными факторами.

Достоинства теории. Естественное право рассматривается как неотчуждаемое право человека. Придавая государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствую утверждению порядка в обществе. Особый престиж занимают церкви и религиозные организации.

Недостатки теории. Данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать само государственное устройство, форму государства.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть, так как она построена на вере.

Патриархальная теория.

Данная теория также появилась в древности: ее основателем считался Аристотель (III в. до н.э.), данные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Они объясняют собственную теорию на том, что люди-существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, формированию семьи. Рост семей и объединение все большего числа людей приводит к образованию государства. Глава данной семьи становится главой государства- монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же считается отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) вытекает естественно вывод о необходимости для всех людей подчиниться государственной власти и ее законам.

Достоинства теории. Аналогично сравнение государства с семьей возможно, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась с самого простого, которое вполне могло бы быть сравнимо со структурой семьи. Эта теория создает уважение государственности власти, родственности всех в единой стране.

Недостатки теории. Представители теории упрощают процесс происхождения государства, по сути дела изменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с понятиями «государь», «подданные» [2, c.36].

Историками было установлено, что патриархальная семья возникла вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, где существует такая семья, родственные связи довольно быстро утрачиваются.

Органическая теория.

Широкое распространение получила теория во второй половине в XIX в. из - за успеха естествознания. Человечество появляется в результате эволюции животного мира от низшего к высшему. Представителями данной теории являлись Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие. По мнению представителей органической теории, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, выступающий лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, как и биологический организм, имеет мозг (правителей), и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как и среди биологических организмов в процессе естественного отбора выживают приспособленные, сильнейшие, так и в социальных организмах в процессе войн и борьбы (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, создаются правительства, погибают слабые.

Достоинства теории. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди- не только социальные, но и биологические существа [2, c.37].

Недостатки теории. Нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но и разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая (марксистская) теория.

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса (1812-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), В.И. Ленина (1870-1924). Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического.

Первостепенное значения для развития экономики и также для появления государственности, имели три крупных разделения труда- земледелие, скотоводство и ремесло. Также обособился класс людей, занятых только обменом.

Разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, что привело к возникновению частной собственности, общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуатируемых и эксплуататоров. Властная роль переходит к богатым людям, они становятся управляющими. Они создают защиту своих интересов-государство, которое в свою очередь служит инструментом реализации воли имущих.

Государство возникает с целью поддержки господства одного класса над другим, а также для функционирования общества как целостного организма.

Достоинства теории. В материалистической(марксисткой) теории большее внимание уделяется экономическим предпосылкам и классовым противоречиям.

Недостатки теории. Недооцениваются религиозные, национальные, психологические и иные причины влияющие на процесс происхождения государства.

Теория насилия.

Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович (1838-1909)-австрийский социолог и правовед, К. Каутский (1854-1938)-один из лидеров социально-демократического движения, Е. Дюринг (1833-1921-немецкий философ) и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) иного. Для управления завоёванными территориями и народами нужен был аппарат принуждения, которым и являлось государство.

По мнению представителей этой теории, развитие и появление государства, определяется как осуществление закономерности подчинения слабого сильному. Это подчинение и наличие считается основой экономического господства. По итогу войн племена перерождались в касты, классы и сословия. Завоеватели становились правящим классом. Из всего выше изложенного, государство - не итог внутреннего развития, а навязанная ему сила извне [2, c.38].

Достоинства теории. Военно-политические факторы в образовании государства полностью отвергать нельзя. Как показывает исторический опыт, элементы насилия сопровождали возникновение многих государств.

Недостатки теории. Степень использования насилия в процессе образования государства была всегда разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая социально-экономическим.

Договорная (естественно-правовая теория). Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция (1583-1646), Ж.Ж. Руссо (1712-78), А.Н. Радищева (1749-1802)-русского философа и других. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Это состояние, возможно было назвать войной всех против всех.

Каждый член общества согласно этой теории происхождения, отстаивал права своими силами, а силы эти были не равны. Отсюда нестабильное состояние социальных связей, люди решили договориться между собой о назначении правителей и формировании государства [16, c.39].

Государство вправе принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и тому подобное., но в то же время должно вставать на защиту собственных территорий, права граждан, их собственность и так далее. Граждане должны соблюдать законы, платить налоги, они вправе на защиту собственности и свободы, а при злоупотреблении правителями властью могли расторгнуть договор с ними даже методом свержения [2, c.39].

В соответствии с договорной теорией, человек от рождения имеет естественное право, включающее в себя право на неприкосновенность и частную собственность, свободу, жизнь. Государство формирует в форме законов позитивное право. Естественное право по отношению к позитивному является выше.

Достоинства теории. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства. Теория имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

Теория признает приоритет естественного права над позитивным. Недостатки теории. Слабым звеном, недостатком данной теории является абстрактное, схематичное, идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности некоторых объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно- политических и пр.) [11, c.55].

Ирригационная (водная) теория.

Наиболее ярким представителем ирригационной теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Теория выдвигалась также мыслителями Древнего востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично Карлом Марксом («азиатский способ производства»). Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения землевладения в долинах рек путем использования их вод. Человек, а также группа людей не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства вдоль рек Древний Египет, Древний Китай, Вавилон [11, c.55].

Подтверждающим является тот факт теории, что первые государства действительно возникли в долинах крупны рек (Египет-в долине Нила, Китай- в долинах Хуанхэ, Вавилон- в долинах Тигра и Евфрата).Недостатки. Теория не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например, горных и т.д.) [7, c.21].

Итак, делая выводы по данной главе, мы определили, что существуют следующие виды теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, материалистическая (марксистская), теория насилия, договорная (естественно-правовая), ирригационная. Они по по-разному объясняют происхождение государства и каждая имеет свои достоинства и недостатки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод по данному исследованию, отметим, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Государство расширяет собственное воздействие на все края социальной жизни. В государстве население содержит вероятность соединить собственные силы, подтягивать их, сосредоточить в результате финансовых, общественно-политических и общественных целей. Еще со времен античного Рима и до наших дней учёными педалировались многообразные концепции возникновения государства. На самом деле, в основе изученного материала допускается произвести заключение, что существовало множество концепций возникновения государства, и поясняется это в свою очередь различными историческими и общественными условиями, в которых жили их авторы, идеологическими приверженностями авторов теорий, и иными факторами. Опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность основных теорий происхождения государства, выявить достоинства и недостатки теорий, выявить причины разнообразия теорий.

Изначально были рассмотрены социальная власть и нормы догосударственного периода. На базе полученных знаний можно сделать вывод, что на различных этапах развития народы и племена приходили к общему выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Главной причиной появления государства у разных народов считается осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования. История человечества возникла главным образом в связи с государственной деятельностью. Основной толчок к формированию государства около пяти-шести тысяч лет назад дали три последовательных разделения труда.

Можно выделить следующий перечень конкретных исторических явлений, которые, следуя одно за другим, привели в итоге к возникновению государства: развитие производства и совершенствование орудий труда; появление избыточного продукта; социальное расслоение общества, формирование органов власти, управления (создание государственного аппарата.

Изучение материала позволило глубже понять социальную природу права и государства, их черты и особенности, возможность анализа причин и условий их развития и появления. Идея государства осуществляется из самой глубины сознания человека.

Государство явление многогранное.

современная наука связывает процесс появления права и государства (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (рыболовство, охота и т.п.) к производящей экономике (ремесло и иные). Человек в итоге эволюционного развития для удовлетворения собственных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых растительных и животных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и другое[15, c.21].

Предпосылки возникновения государства. Возникновение государств считалось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием рыболовством и охотой, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда. Первое общественное разделение труда характеризуется появлением обособленного рода занятий - полукочевое и кочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от иных занятий. Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, которые протекают в надстройке, к которой имеет отношение и государство. Образовавшийся экономический базис, который основан на частной собственности на средства производства, развивается под защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы.

Рассмотренные в данной курсовой работе теологическая, патриархальная, материалистическая (марксистская), теория насилия, договорная (естественно-правовая), ирригационная теории по-разному объясняют происхождение государства. Попытка обобщить их в одной универсальной теории вряд ли получится. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

В каждой из теорий есть ϲʙᴏи позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и ϲʙᴏи слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Формирование государства сам по себе длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алешин В. Р. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 2012. — 320 с.

2.Болашев С.Т. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2014. – 528 с.

3. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.

4. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. (Серия «Высшая школа») – М.: Книжный мир, 2011. -288 с.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010. - 384 с.

6. Общая теория права и государства /под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд. – М.: НОРМА, 2010.-211 с.

7. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В. В. Оксамытный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.

8. Рыбаков Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2012. – 800 с.

9. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Васильев. - М.: МПСИ, 2013. - 200 с.

10. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.

11. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 559 с.

12. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с.

13. Теория государства и права: Учебное пособие / В. Я. Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А. Ю. Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с.

14. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.

15. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 624 с

16. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с.

17. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.

18. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.