Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства ( Теории о сущности государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Вопрос о происхождении государства является одним из основополагающих в общей теории государства и права. Государство в качестве своеобразной формы человеческого общежития отличается множеством аспектов своей деятельности и многочисленными связями с другими социальными системами.

Вопросы о происхождении государства, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу, основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что вышеназванные вопросы затрагивают интересы как отдельного человека, так и социальных групп людей, политических партий и движений.

Степень научного интереса. В научной (правовой, философской, социологической и др.) литературе вопросам теории государств посвящены работы авторов различных эпох и стран.

Проблемы рассмотрения происхождения государства находятся в центре внимания отечественных и зарубежных мыслителей. Характеристика феномена «государство» и рассмотрение понятий, явлений и закономерностей, связанных с государством, нашли отражение в широком круге теоретико-правовых исследований. В их числе работы отечественных ученых: В. Н. Гессена «Общее учение о государстве» (СПб., 1912), Е. В. Спекторского «Государство (общий очерк)» (Петроград, 1918), Я. Магазинера «Общее учение о государстве» (Петроград, 1922), Д. И. Чеснокова «Что такое государство» (М., 1955), Л. С. Мамута «Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе» (М., 1976); И. Ю. Козлихина «Идея правового государства: история и современность» (СПб., 1993), А. Г. Хабибуллина «Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики» (СПб., 1997), А. Д. Керимова «Современное государство: вопросы теории» (М., 2007), И. И. Осветимской «Государство в условиях глобализации: теоретико-правовое исследование» (СПб., 2016). Теоретическое государствоведение не теряет своего значения и в XXI в.

Проблемой происхождения государства занимаются и современные российские авторы: Абгарян Р.Э., Алябьева Т.К., Батейщиков А.И., Волесов Л.Л., Грачев Н.И., Грачева А.Ю., Дадашев А.А., Демидов А.В., Кашанина Т.В., Крадин Н.Н., Кукузеева А.В., Максимкин К.И., Нагих С.И., Нерсесянц B.C., Никитин А.Н., Павлов С.Ю., Петрова А.С., Повтарева С.А., Посконина О.В., Рязанцева М.П., Северухин В.А., Солдатова А.В., Спасенников Б.А., Твердохлебов Г.А., Текеева А.М., Цыганкова Е.А., Чернова Э.Р. и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникавшие в процессе исследования происхождения государства.

Предметом выступают научные исследования и теории, связанные с происхождения государства.

Целью исследования является характеристика теорий происхождения государства.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие государства;

- исследовать теории о сущности государства;

- проанализировать функции классические концепции происхождения государства и причины его появления;

- охарактеризовать современные теории происхождения государства.

Теоретико-методологической основой исследования является диалектический и конкретно-исторические подходы, принципы объективности, научности, историзма.

Структура работы определяется ее целю и задачами и включает в себя введение, 2 главы, состоящие из 4-х параграфов, заключение и список научной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие государства

Одним из наиболее дискуссионных и проблемных в теоретико-правовой науке остаются вопросы об определении понятия «государство», об определении сущности государства, его роли в социуме, взаимосвязи государства, личности и общества.

Такая ситуация обусловлена структурно-функциональной сложностью государства как общественно-политического явления, важностью функций, выполняемых государством, а также его значимым влиянием на общество[1].

Рассмотрение понятия «государство» часто осуществляется одновременно с исследованием существующей политической власти. Наличие многообразия подходов к пониманию политической власти формирует и множество трактовок понятия «государство».

Платон (427-347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, основоположник философии государства и права, оставил потомкам два своих крупных произведения - «Государство» и «Законы». Государство он понимал как выражение идеи справедливости.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.), выдающийся мыслитель Античности, под государством понимал определенный полис, которому было присуще взаимодействие равноправных людей. По его мнению, государство - это активное общение людей, которые подобны друг другу.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.), проблемам государства уделял большое внимание. В своих трудах «О государстве» и «О законах» он охарактеризовал государство как общее дело, достояние народа и подчеркнул, что народ - это соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство, по Цицерону, - это взаимодействие между людьми на основе общих интересов и согласия в вопросах права.

Августин Аврелий (354-430), известный средневековый теолог и философ, обращался к проблеме понимания природы и сущности государства в трудах «Исповедь» и «О граде Божьем». Августин полагал, что в мире существуют два «града» - нечестивцев и праведников. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», другие - «Град земной». Назначение благого государства Августин видел в служении Церкви[2].

Основными трудами Фомы Аквинского (1225-1274), доминиканского монаха и выдающегося ученого-богослова, считают работы «О правлении властителей» и «Сумма теологии». Согласно мнению философа цель государственности - «общее благо».

Английский философ Джон Локк (1632-1704), один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, рассматривал государство как общую волю народа. Понятие «государство» он определял, как совокупность людей, которые объединились в единое целое.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассматривал государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. Учёный представлял государство как соединение людей под властью правового закона, главной задачей которого является охрана и гарантии прав и свобод граждан.

В трудах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) был сформулирован новый подход к пониманию дефиниции «государство». К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что государство не может существовать там, где отсутствуют разделение на классы, классовая борьба и постоянная борьба за власть; рассматривали государство как форму, в рамках которой члены общества реализуют различные общие интересы. Ф. Энгельс предложил определение понятия «государство»: государство - это машина, посредством которой один класс интенсивно подавляет другой класс. Фактически за счёт государства, полагал Энгельс, и происходит эксплуатация одних людей другими[3].

В марксисткой теории государство - это организация политической власти. Политическая власть, по Марксу и Энгельсу, - один из основных признаков государства, посредством которого раскрывается его сущность.

В своей работе «Капитал» К. Маркс акцентировал внимание на том, что государство осуществляет: выполнение дел, которые носят общий характер; специфические классовые функции, которые обязательно необходимо учитывать. Действительно, с одной стороны, государство может решать так называемые классовые проблемы, а с другой - выполнять общечеловеческую миссию, решать вопросы общесоциального значения.

На различных исторических этапах развития государства соотношение классовых и общечеловеческих факторов может быть различным. В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), развив марксистскую теорию, первостепенное значение придавал насильственной стороне государственной власти, которая находила воплощение в классовой диктатуре, а также первостепенной роли административного аппарата в государственном механизме. Ленин сформулировал понятие «государство», определив государство как машину для поддержания господства одного класса над другим.

Известный российский учёный-юрист Н. М. Коркунов (1853-1904) считал, что государство - это общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством представления исключительного права принуждения только органам государства. Государство как общественный союз, обладающий самостоятельной властью принуждения, по мнению Коркунова, возникает и функционирует в качестве средства проведения правовых установлений.

Выдающийся русский правовед И. А. Ильин (1882-1954) считал, что государство - это союз людей, организованный на началах права, на единой территории и с подчинением единой власти. Сравнивая государство с духовной общиной, Ильин подчеркивал, что государство не должно «опускаться» до частного интереса отдельного человека.

Известный австрийский юрист Г. Кельзен (1881-1973) рассматривал государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право. Государство является «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются.

Видный советский и российский учёный юрист С. С. Алексеев (1924-2013) характеризовал государство как политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность. Выдающийся советский и российский мыслитель, основоположник либелллртарного правопонимания В. С. Нерсесянц (1938-2005) рассматривал государство как правовую (то есть основанную на принципе формального равенства) организацию публичной политической власти свободных индивидов.

Видный отечественный правовед Л. И. Спиридонов (1929-1999) при определении понятия «государство», учитывает признаки государства: наличие публичной политической власти, население и наличие системы налогов и сборов.

Современный исследователь М. Н. Марченко полагает, что государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. При определении понятия «государство» ученые обращают внимание на его признаки, в качестве которых признают население (народ), публичную политическую власть и территорию[4].

Близость подходов к выделению отличительных признаков государства даёт основание полагать, что кардинальных различий в представлении ученых о содержании понятия «государство» нет даже при несовпадении формулировок определений[5].

В качестве основных признаков, составляющих политикоюридическую характеристику государства, в современной отечественной юридической литературе выделяют: наличие публичной политической власти; территория; население; суверенитет.

Наличие публичной политической власти - важнейший признак государства. Власть как общесоциальная категория в той или иной форме присуща любой социальной общности. Власть представляет собой способность конкретного индивида, социальной группы или всего общества осуществлять свою волю в социальной жизни, а при необходимости - навязывать её и другим людям. Исходя из утверждения о том, что государство является организацией политической, можно предположить, что признаком государства является не власть вообще, а именно публичная политическая власть.

Политическая власть характеризуется, прежде всего, как институт (аппарат) управления, появляющийся с возникновением государства и представленный особой социальной группой профессиональных управленцев, сосредотачивающих в своих руках властные полномочия. В современном государстве это - государственный аппарат, представленный государственными органами и государственными служащими, являющийся повседневным и непосредственным выражением политической власти как функционального института.

Политическая власть обладает монополией на легальное применение силы и принуждения, реализуемые с помощью специальных государственных органов (армия, органы внутренних дел, войска национальной гвардии, органы безопасности, органы прокуратуры, служба исполнения наказаний и т. д).

Обладая всеобщим и универсальным характером, политическая власть распространяется на всё население в территориальных пределах государства, а подчинение власти рассматривается как обязанность индивида, независимо от социального положения[6].

Территория государства рассматривается как часть поверхности земного шара, находящаяся под юрисдикцией государства и включающая в себя сухопутную и водную территорию, недра, а также воздушное пространство над ними.

Территория является необходимой материальной основой существования любой государственности и подразумевает наличие естественных природных ресурсов, расположенных на поверхности (плодородные почвы, песок, щебень, галька и т. д.), в недрах (уголь, нефть, природный газ, руды чёрных и цветных металлов и т. д.), в территориальных водах (гидроресурсы, биоресурсы, минеральные соли и т. д). Наличие и объём природных ресурсов является основной составляющей геополитической характеристики и экономического потенциала любого государства. История мировых цивилизаций наглядно демонстрирует, что основной причиной большинства военных конфликтов является стремление государств к расширению своей территории в целях обладания природными ресурсами[7].

Люди, которые, проживая в пределах территории государства, подпадают под действия его национального законодательства, рассматриваются как население государства.

Проживающие на территории государства люди связаны с государством посредством выделяемого в юридической науке - института гражданства (подданства).

Суверенитет как признак государства отражает особый статус государства как субъекта международных отношений, а также подчёркивает исключительное положение государства в пределах его собственной территории. В соответствии с этим выделяют внешнюю и внутреннюю форму проявления суверенитета.

Внутренняя форма проявления государственного суверенитета, выражается в верховенстве государственной власти на всей его территории, в установлении правового положения различных организаций и объединений, в установлении правил поведения и действий физических и юридических лиц, в регламентации прав, свобод и обязанностей личности, а также компетенции государственных органов и должностных лиц[8].

Внешняя форма проявления государственного суверенитета выражается в независимости государства на международной арене, в его самостоятельности в отношениях с другими государствами и организациями на основе норм и принципов международного права.

Кроме основных признаков государства в современной юридической литературе выделяются и дополнительные признаки государства, к которым относятся национальная денежная единица, государственные символы (государственный герб, гимн и флаг), язык государственного общения и др.

С учетом выделенных признаков государства и результатов сравнительного анализа подходов к формулировке дефиниции «государство» представляется обоснованным охарактеризовать государство как политико-правовую организацию общества, распространяющую свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующую в интересах всего общества или отдельной его части, обладающую монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение[9].

Таким образом, в теоретико-правовой науке существует множество определений понятия «государство», сформулированных учеными различных специальностей: философами, историками, социологами, юристами. И хотя в формулировках понятия нашли отражение различные исторические, политические, психологические особенности существования государства, универсального понятия «государство» не создано.

В современной отечественной юридической литературе фиксируется понятие «государство» на основе признания основных признаков государства, в качестве которых выделяются: публичная политическая власть, территория, население, государственный суверенитет. Помимо основных признаков государства современные исследователи выделяют дополнительные признаки, а именно: символы (флаг, герб, гимн), памятные даты, атрибуты, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, национальную валюту, язык государственного общения, систему налогообложения. Дополнительные признаки, так же как и основные, дают возможность идентифицировать в формально-юридическом смысле каждое отдельно взятое государство, подчеркивают его самостоятельность в осуществлении своей внутренней и внешней политики, указывают на наличие у него суверенитета.

1.2. Теории о сущности государства

Теорий, объясняющих происхождение и сущность государства, существует немало, при этом самые ранние из них основываются на биологических факторах. Так, Жозеф Артур де Гобино, один из основателей расовой антропологической школы в социологии, заявлял, что господство в мире отдано так называемым «высшим» расам, «низшим» же остается покориться своему предначертанному подчиненному положению.

Эта теория обосновывала правомерность колониальных захватов народов Африки, Азии и Латинской Америки. На основе теории расового неравенства строилось государство в Германии (1933-1945 гг.) и в Южно-Африканской Республике (1960-80-е гг.)[10].

Середина ХХ века ознаменовалась появлением ряда теорий, исследующих сущность государства, которые позволили выявить взаимосвязь между глубинными явлениями и признаками государства как социального явления. Среди наиболее значимых можно назвать такие, как:

- теория элит;

- технократическая теория;

- теория плюралистической демократии;

- теория всеобщего благоденствия;

- теория правового государства;

- теория технократического государства;

- теория конвергенции.

Суть теории элит состоит в том, что управление государством - прерогатива элитных слоев общества, сформированных по таким признакам как происхождение, образование, особые способности и прочее. Среди элитных групп, согласно этой теории, ведется борьба за власть, результаты которой определяют народные массы с помощью избирательного права. Несмотря на право голоса, народ не допускается непосредственно к управлению государством.

Технократическая теория (Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл) заключается в том, что принятие решений государственной важности объявляется привилегией специалистов, подготовленных особым образом.

Плюралистическая демократия (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль) характеризовала общество как совокупность людей, объединенных в социальные группы на основании схожих признаков, таких как профессия, возраст или место жительства. Право управления государством в этом случае предоставляется каждому индивидууму как частице единого целого, а участие в процессе осуществляется посредством политических организаций, которые берут на себя функции управляющих государственной политикой.

Идея надклассового государства была преподнесена в 30-е годы ХХ века под названием «теория всеобщего благоденствия» (Д. Кейнс, Д. Мюрдаль, А. Пигу, К. Боклдинг, В. Мунд). Согласно основным положениям, общественная жизнь не являлась объектом государства, исключение составляли лишь случаи правонарушения. Роль государства в данном случае состояла в выражении интересов всех слоев общества, оказании социальной помощи и координации социальных взаимоотношений.

Согласно теории правового государства (Г. Еллинек, Л. Штейн), его деятельность полностью регламентируется законами, а народ является союзом индивидуумов, подчиненным правовым нормам[11].

Теория технократического государства основана на том факте, что развитие многих стран произошло благодаря прогрессу в области применения технических средств. В рамках теории технократического государства подразумевается использование технических средств в вопросах государственного управления. Так, с помощью радио- и телекоммуникаций предлагается проводить опросы и референдумы, а компьютерной технике отводится роль справедливого судьи.

В основе теории конвергенции, появившейся в 1950-60-х годах (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин) - убеждение о том, что существует возможность постепенного перехода от капиталистической к социалистической системе путем сглаживания безусловных идеологических и экономических различий. В результате этого, согласно данной теории, должна возникнуть унифицированная государственная система, в которой будет сочетаться лучшее из двух противостоящих концепций.

Разнообразные подходы к анализу сущности государства как определенного явления на протяжении развития истории общественной мысли породили немало теорий. Так, органические теории уподобляли государство человеческому телу, в то время как анималистские сравнивали его с колониями насекомых. В настоящее время распространены семь подходов к анализу сущности государства: арифметический (классический); теологический; юридический; информационно-кибернетический; социологический; общефилософский; социальный[12].

Арифметический (классический) подход к анализу сущности государства представляет его как сумму двух составляющих - населения и территории.

Теологический подход рассматривает государство как явление, установленное высшими, божественными силами.

Согласно концепции юридического подхода, государство - это единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и её население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Фактически, данное определение включает в себя исчерпывающий набор обязательных признаков государства.

В трактовке сторонников информационно-кибернетического подхода государство воспринимается как структура, в рамках которой движутся информационные потоки с прямыми и обратными связями. Получив некоторую информацию, государственные органы обрабатывают ее, формируя решения, на которые следует определенная реакция граждан. Информация об этом вновь поступает в государственные органы и обрабатывается

Социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией при этом понимается всё население страны), причем эта персонификация коренится в необходимости централизации экс-политической жизни нации. Государство, согласно этому подходу - это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определённых социальных слоёв, звено политической системы общества, которому свойственны властные функции. Состав признаков при таком подходе минимален.

С точки зрения общефилософского подхода, государство - одно из явлений с определенным набором признаков, которые позволяют отличить государство как организацию, например, от политической партии или родового строя.

С позиций социального подхода государство действует в интересах той или иной доминирующей социальной группы. Можно отметить, например, что многие современные демократические государства прежде всего принимают во внимание потребности среднего класса. Таким образом осуществляется классификация различных типов государства по социальным признакам - феодальное, капиталистическое и так далее[13].

Сущность государства имеет основополагающее значение для определения его социального назначения, которое обуславливает роль государства в обществе. Учет всего многообразия потребностей, интересов и целей, поиск точек соприкосновения между ними, стремление к их гармонизации позволяет власти исполнять свои социальные функции, и добиваться уважения и поддержки в обществе. Таким образом, социальное назначение заключается не только в регулировании комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, но и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и индивидов.

Общественная сущность государства характеризуется понятием гражданства и выражается во взаимосвязи социальных групп и человека. Наличие гражданства имеет принципиальное значение, так как определяет социальный и политический статус личности, его права и свободы, а во многом - материальное и моральное благополучие. Государство устанавливает положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п.

Одно из свойств государства - принудительность, которое осуществляется с помощью аппарата насилия: армии, служб охраны порядка и безопасности. Более того, даже принадлежность личности к тому или иному государству не всегда является ее собственным решением. Значительную роль в выборе гражданства играет государство, воля и объективные обстоятельства, в которых находится личность.

Государство располагает рядом исключительных прав. Среди них такие, как: право на принуждение своей воли; право на нормирование жизни всего общества; право на издание общеобязательных законов, контролирующих общественную жизнь; право на взимание налогов, которые отличаются от других взносов регулярностью и обязательностью[14].

Эти составляющие общественной сущности государства могут быть сформулированы в виде некоторого набора признаков.

Таким образом, различия в формулировании самого понятия и раскрытия сущности государства приводят и к существенному варьированию в различных концепциях, как состава признаков государства, так и названий (а, следовательно, и сущностного содержания) каждого из них.

Сущность государство определяют его функции. Поскольку категории «сущность» и «явление» являются парными, у государства как явления не может быть нескольких сущностей, хотя некоторые авторы и утверждают, что у государства существуют политическая, социальная, национальная и другие сущности[15].

Вместе с тем следует иметь в виду, что эта единственная сущность двойственна. Любое государство всегда должно, с одной стороны, обеспечить интересы общества в целом, а с другой - интересы тех классов (сословий, иных социальных групп), которые являются его опорой (и обычно собственниками или распорядителями основных средств производства). Без этого общество и само государство просто не смогут существовать.

В ходе исторического развития государства его сущность остается неизменной, но меняется соотношение сторон этой сущности, т.е. содержание как конкретно-временной срез сущности. Закономерностью развития государства можно считать сокращение классово-сословной стороны и соответствующее расширение общесоциальной стороны сущности (достаточно сравнить это соотношение в любом восточном или рабовладельческом государстве и современном обществе).

Это проявляется в соответствующем изменении функций государства.

Таким образом, сущность государства состоит в диалектическом единстве его классово-сословной и общесоциальной сторон, которая реализуется в борьбе этих противоположностей.

2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Классические концепции происхождения государства и причины его появления

Общество появилось гораздо раньше государства. Период первобытного общества в истории человечества характеризуется отсутствием письменности. В качестве власти в таком обществе существовали отношения подчинения. Отсутствовали особые органы принуждения и профессиональное правительство. Высшим органом власти являлся совет старейшин. На собраниях старейшин решались такие важные вопросы, как вопросы войны и мира, жизни и развития общины и избрание новых вождей. Порядок в племенах поддерживался обычаями. Обычаи считались главными регуляторами общественных отношений.

К признакам зарождающегося государства можно отнести: моногамную семью, разделение труда, появление частной собственности. Таким образом, уже в первобытном обществе закладываются предпосылки для образования государства[16].

В основе формирования государства лежало множество факторов, обусловивших особые пути и формы образования государства у различных народов. Существует два основных пути возникновения - восточный и западный.

Известны различные теории, которые по-разному трактуют причины возникновения государства. Данное явление можно объяснить тем, что они создавались в разные периоды исторического развития и их авторы придерживались разных философских и идеологических взглядов.

Теологическая теория происхождения государств является одной из первых теорий, объясняющих возникновение государства Божественной Волей. Главным её представителем является Фома Аквинский. Теологическую теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть, так как вопрос ее истинности зависит от вопроса существования Бога, а тот, в конечном счете, зависит от вопроса веры.

На сегодняшний день теория популярна среди идеологов исламской религии и католической церкви. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства. А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу. Богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей - все это дело Божьей премудрости, и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Эта теория была популярна для оправдания неограниченной монархии. Однако эта теория построена в основном на вере и является недоказуемой. И не позволяет определить, как улучшить государственное устройство, как совершенствовать его форму, а так же уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на него[17].

Достоинствами этой теории можно выделить то, что она способствует усилению духовности, укреплению согласия в обществе, также препятствует насилию, переделу власти и собственности, революциям и гражданским войнам[18].

В договорной теории различали первичный договор объединения, то есть договор между гражданами, как полагал Дж. Локк, и вторичный договор подчинения, то есть договор подданных с правителем, так считал Т. Гоббс.

Договорная теория происхождения государства возникла в древности, так же как и многие другие теории. В Древней Греции считали, что возникновение государства — это результат договорного объединения народа с целью обеспечения защиты и справедливости. Представления о том, что государство образовалось на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура. В мыслях древнегреческих философов мы видим лишь зачатки этой теории, а в трудах мыслителей XVII-XVIII веков Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. эта теория получила уже полное развитие.

Договорная теория не имела единой концепции, она просто включает в себя взгляды выдающихся мыслителей. Ученые считали, что государству предшествовало естественное состояние человек, которое они характеризовали по-разному. Т. Гоббс видел естественное состояние в царстве неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все». Это право в силу глубокого эгоизма человека, его природной алчности, честолюбия реализуется по принципу «человек человеку - волк». Ж.Ж. Руссо видел естественное состояние как мирное идеалистическое первобытное царство свободы, Дж. Локк считал, что естественное состояние человека - в неограниченной свободе.

Согласно договорной теории между каждыми членами общества и создаваемого государства заключается общественный договор ради мира и благополучия. По договору люди отдают часть своих прав в пользу государственной власти и обязуются подчиняться ей, а государство берет обязанность охранять права человека[19].

Договорная теория содержит целый ряд недостатков. Она по своей сути антиисторичная и механистичная. Антиисторичность проявляется в том, что некоторые свои постулаты, такие как заключение общественного договора и т.д., она представляет вне времени и пространства. Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства данная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство.

В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Эта теория использовалась в борьбе с абсолютизмом, классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился[20].

Органическая теория. Её основателем принято считать английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903). Согласно этой теории, государство является продуктом развития органического существа, который развивается с низшей стадии.

Сославшись на труды авторов данной теории, можно вывести следующее определение понятию «государство»: это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Это продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг т.е. правителей и средства выполнения его решений т.е. подданных.

С первого взгляда эта теория выглядит очень стройно, на лицо явные схожие черты с общепринятой теорией естественного отбора Чарльза Дарвина, которую признает большая часть мирового научного сообщества.

Авторы, основоположники и последователи данной теории основывают свои доводы за счет примеров из истории, психологии, биологии, социологии и философии. Имеет место экономический анализ деятельности составных частей организма «государство», что роднит эту теорию с теорией К. Маркса и Ф. Энгельса.

Анализ государства с позиций его механизма, как биологического существа, позволяет:

1. Выявить место и роль каждого элемента (клетки) в системе властвования;

2. Определить оптимальную структуру «общественного организма.

В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого организма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение. Определить роль каждого индивида в биологической системе государства.

Представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Исследователи не отождествляли государство и общество, как утверждали противники данной теории, а сравнивали две эти сущности, выявляя как сходства, так и различия, рассматривая государство как специфическую организацию[21].

Эволюция, с точки зрения сторонников теории, является универсальным процессом, одинаково объясняющий все изменения как в природной всеобщности, так и социальных и государственных явлений. В организме государства, исследователи обнаруживали подсистемы, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие структуры. Внутренняя система государства преследует цель самосохранения за счет приспособления к внешним условиям; следующая система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию.

Эволюция государства и его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Государство - это естественная структура общества, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Несмотря на то, что органическая теория заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Ч. Дарвина, жизнь государства не управляется принципом «выживает сильнейший». Данный принцип действует лишь на примитивных стадиях развития общества и государства. Для индустриального государства более характерен дух согласия, сотрудничества и человеческого общежития. Поставленные цели в таком государстве достигаются методами убеждения, а не животной агрессией.

Важным достоинством данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми. Государство с той позиции будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. С таким утверждением сложно не согласиться. Если организм государства здоров, то и его клетки - индивиды, функционируют правильно. «Болезнь» государства подвергает опасности составляющих его людей. «Больные» клетки (индивиды) снижают эффективность функционирования всего организма т.е. государства[22].

Достоинствами органической теории является:

1. Государство воспринимается как единое целое, как целостный живой организм;

2. Признается роль конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

3. Теория достаточна оригинальна и нова.

Однако у органической теории происхождения государства есть существенные недостатки:

1. Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества не всегда является верным способом толкования происходящих в государстве и природе явлений;

2. Некоторые историки видят в органической теории Г. Спенсера сильное влияние идей Ч. Дарвина;

3. Отождествление государства с биологическим организмом не всегда приемлемо, государство является социальным организмом.

Проецирование биологических законов на государства в действительности не способно отразить их сущность. Так, например, в органическую теорию плохо вписываются такие понятия как реформа и революция. Реформы в стране можно сравнить с эволюцией в живом организме, с целью улучшения работы его составных частей. Однако реформа может иметь и отрицательный внешний и внутренний эффект на жизнь государства, а эволюция в свою очередь подразумевает только положительную динамику развития.

4. Дарвин в теории естественного отбора высказал идею о том, что в животном мире выживает сильнейший организм. Подобную мысль поддержали сторонники и основоположники органической теории происхождения государства. Однако выживание одних автоматически подразумевает вымирание других существ. В политической жизни государств наблюдается иная картина. Государства в силу внутренних или внешних обстоятельств могут выжить.

Авторы органической теории, обращают наше внимание на тот факт, что любое общественное явление, которым так же является государство, состоит из множества живых соединений. В роли этих соединений выступают индивиды[23].

Если говорить о роли и месте органической теории государства следует отметить, что пик ее популярности относиться к концу XIX - началу XX века. Этот период сам по себе является эволюционным для многих отраслей и направлений в науке - технической и гуманитарной. Современники этой теории приняли ее достаточно положительно, согласившись с явным сходством многих институтов и органов государства с частями живого организма[24].

Однако возросший интерес научного сообщества к работам экономистов, снизил популярность органической теории. Но несмотря на то, что органическая теория государства и права имеет достаточно объективные слабые стороны не стоит исключать ее сильные доводы о схожести понятий «государство» и «организм». Так же не стоит недооценивать ее роль в совокупности работ о сущности государства, так как каждая теория старается объяснить суть явления с конкретной стороны, а исследователи, синтезируя полученные данные, выводят наиболее общие представления о сущности государства.

Органическая теория происхождения государства имеет множество сильных сторон, так как социальные законы, по которым живет общество, происходят из естественных законов.

Человек становится существом социальным, являясь биологически сформированной личностью, обладающей волей и разумом. Личности являются составными частями общества и государства. В связи с этим очевидно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно повлечет гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

Органическая теория очень четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Большинство сторонников теории считает, что государство представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих элементов.

Органической теорией доказывается дифференциация и интеграция государственной жизни. Одним из главных ее положений является то, что разделение труда ведет к дифференциации общества (Адам Смит). Интеграция объединяет людей в государстве, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои коллективные и индивидуальные интересы.

На сегодняшний день органическая теория не пользуется большой популярностью, однако занимает далеко не последнее место в числе других теорий, объясняющих сущность понятий «общество» и «государство»[25].

Патриархальная теория. Основоположниками являются Аристотель и Конфуций. Идеи данной теории высказывали Роберт Филмер, Н.К. Михайловский. Смысл теории состоит в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, то есть именно разрастание семьи ведет к образованию поселений, ведущих к появлению государства.

Патриархальная теория начала формироваться из недр теологической теории. Широкое распространение этой теории было в Древней Греции и рабовладельческом Риме, потом, после периода забвения была снова актуальна в период средневекового абсолютизма, и просуществовала и до наших дней.

Смысл данной теории заключается в том, что государства возникают из разросшейся из поколения в поколение патриархальной семьи. Главой государства - монархом соответственно является глава семьи. Власть монарха - это продолжение власти отца, так как глава государства является отцом своих подданных. Из патриархальной теории следует вполне естественный вывод о необходимости починятся государственной власти, так как это есть подчинение отцу.

Создателем патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.).в основу этой теории он вкладывал то, что люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей, в свою очередь, ведет к образованию государства. Аристотель представлял государство как результат развития семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, власть главы государства - это продолжение и развитие отцовской власти. Он сравнивал государственную власть с патриархальной властью отца семьи. Согласно его учению, государство — это не только результат естественного развития, но и высшая форма общения человеческого общества.

Также эта теория развивалась и в Китае, трудами Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он тоже рассматривал государство как большую семью. Власть императора отождествлялась с властью отца, а отношение с подданными - семейные отношения, где младшие подчиняются старшим и должны быть преданны императору-отцу. Правитель же должен заботиться о своих поданных, так как это его семья.

Патриархальная теория нашла свое место и в России. На территории России патриархальную теорию пропагандировал социолог Н.К. Михайловский (1842-1904 гг.). Также на территории нашего государства эту теорию поддерживал известный историк М.Н. Покровский, он тоже считал, что государственная власть образовалась из отцовской власти[26].

Таким образом, по мнению сторонников патриархальной теории, государственная власть - это продолжение власти отца. Власть правителя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Соответственно, монарха, как и отца в семье, не избирают.

В современности патриархальная теория имеет новое звучание в идее государственного патернализма, то есть государство берет на себя заботы о гражданах и подданных в случаях возникновения для них неблагоприятной ситуации (болезни, инвалидности, безработицы и т.д.).

Достоинствами патриархальной теории является то, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, также достоинством является то, что она культивирует дух родства, братства, взаимности членов общества (как членов семьи)[27].

Недостатком данной теории является прямое сравнение государства и семьи, власть отца и власть монарха. Этому противоречат некоторые факты: семья заключает в себе действительные родственные связи, а весь народ государства, хоть и имеет определенный общности, но называть всех родственниками вряд ли правильно, еще один факт заключается в том, что монарх - это представитель публичной власти, которая отделена от народа, власть отца имеет другую основу, отец - основатель рода, а монарх основатель государства, а не всего народа, он не является родственником подавляющего большинства человек, иногда монарха призывают из иностранных государств, он вообще не имеет никакой кровной связи с управляемым им народом. Вряд ли можно утверждать, что государство является продолжением семьи и потому, что эти два института общества развивались постепенно и почти одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Теория насилия. Сформировалась в Германии в XIX в. в двух вариантах: теория внутреннего насилия, теория внешнего насилия.

Теория внутреннего насилия была создана немецким философом Евгением Дюрингом (1833-1921). Она гласит, что государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения.

Людвиг Гумплович (1838-1909) и Карл Каутский (1854-1938) - авторы теории внешнего насилия, в которой говорится о том, что государство есть результат завоевания одного племени другим.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположник - К.А. Виттфогель (1896-1988). Связывал возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных систем в восточных аграрных областях, что требовало контроля над поддержанием работоспособности таких сооружений.

Марксистская теория. Основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Возникновение государства объясняется, прежде всего, развитием экономики, которое не только является определяющим условием для развития первобытного общества, но и наряду с этим определяет социально-классовые изменения общества.

Психологическая теория. Сторонники психологической теории: Г. Тард, Дж. Фрейзер[28]. Основные положения теории:

Фактором, определяющим развитие общества, является психика людей.

Понятие и сущность права основывается на психологических закономерностях.

Разделение правовых переживаний на два вида: переживания позитивного права (установленного государством) и интуитивного (личного права)[29].

Возникновение психологической теории стало возможно только с развитием психологии как самостоятельной науки и возрастанием к ней интереса ученных и общества. Данная теория объясняет происхождение государства и права проявлением свойств человеческой психики. Ее суть заключается в том, что все люди не равны по своим психологическим качествам, одни люди имеют потребность повелевать, управлять, подчинять своей воле, а другие - подчиняться авторитету. Сторонники данной теории придерживались мнения, что психика играет главную роль в образовании государства и права. Поэтому государство они определяли, как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Государство является многогранным явлением и поэтому объяснить его возникновение лишь психическими качествами, свойствами людей вряд ли возможно, так как существуют еще биологические, экономические, социальные, религиозные, национальные и многие другие факторы, влияющие на процесс образования государства.

Данная теория подразделяет право на позитивное, которое определяется как совокупность, система общеобязательных норм, и интуитивное - правовые нормы, возникающие в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Позитивное право закреплено в виде официальных нормативно-правовых актах, а интуитивное - нигде не закреплено, та как имеет изменчивый характер и определяется условиями, обстоятельствами жизни каждого человека и его личными качествами. Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и кружках людей с общими интересами, противостоящими интересам других». Причем это общение основывается на их эмоциях.

Право выполняет распределительную и организационную функции. Первая заключается в наделении граждан рядом свобод, прав и благами, а вторая состоит в наделении субъектов властными полномочиями[30].

Отрицательными аспектами теории являются:

Во-первых, тот факт, что создатели и представители данной теории не могли дать развернутого обоснования роли психики в формировании государства, так как в то время эта наука только начинала развиваться самостоятельно. Они не разделяли психику людей на определенные сферы, не отдавали должного внимания волевым качествам психики человека, которые и помогают людям становиться истинными лидерами, способными возглавить государство.

Во-вторых, психологическая теория отдает решающую роль в процессе образования государства психологическим факторам, не уделяя должного внимания другим факторам, которые имеют важное значение. Например, биологические, экономические, социальные, религиозные, национальные, военные, политические, духовные и другие.

В-третьих, сторонники психологической теории считали, что такое качество как солидарность присуще людям с рождения. Но в действительности люди воюют друг с другом с давних времен, оставляют иногда на произвол судьбы нуждающихся в защите и охране. Чаще всего люди способны объединиться лишь под влиянием угрозы или для решения жизненно важных задач.

Положительный аспект данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Психологическая теория является довольно спорной, так как, с одной стороны, влияние человеческой психики на реализацию социальных закономерностей не является решающим, а с другой - сама психика человека формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и других условий[31].

Причины возникновения государства - это факторы, влияние которых обусловило появление такого общественного явления, как государство. К ним относятся необходимость:

- в совершенствовании управления обществом, что связано с разделением труда, развитием производства, увеличением численности населения на определенной территории и т.д.;

- в организации крупных общественных работ, для чего требовалась организация больших масс населения;

- в подавлении эксплуатируемых, вследствие разделения общества на классы;

- в поддержания общественного порядка;

- ведения войн, как оборонительных, так и захватнических с целью расширения территорий и накопления общественных богатств.

Таким образом, можно отметить, что такие причинные факторы, как переход от присваивающей экономики к производящей под воздействием разделения труда, появление патриархальной семьи, военные походы и захваты, оказали влияние на возникновение новой формы организации общества под названием государственность.

2.2. Современные теории возникновения государства

Согласно кризисной теории (А.Б. Венгеров) государство возникает как итог так называемой неолитической революции – переход человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход, по мнению А.Б. Венгерова был назван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тысяч лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путём перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях[32].

Дуалистическая теория происхождения государства была выдвинута А.Я Малыгиным и В.С. Афанасьевым. Происхождение государств согласно теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь).

Восточный (азиатский) путь возникновения государства характеризуется следующими особенностями.

Древнейшие государства возникли около пяти тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата и др. Этот путь возникновения государства представлял собой плавный переход от первобытного общества к родоплеменному и от родоплеменного к государству.

К основным причинам появления государств на Востоке относятся:

- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

- необходимость в объединении значительных масс людей на определенной территории, в том числе и для вооруженной защиты;

- необходимость в едином централизованном руководстве.

Западный (европейский) путь возникновения государства представлен следующими чертами.

Ведущим фактором образования государства на территории Европы было классовое разделение общества. Ф. Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно настоящими органами власти[33].

Функциональная теория происхождения государства разработана А.Н. Соколовым.

С момента своего возникновения государство выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования.

Переход к производящей экономике в условиях развивающегося демографического взрыва, был необходим для существования и расцвета цивилизации. Становление производящей экономики объективно вело к усложнению целого ряда новых функций (управленческих, организационных, информационных и т.д.), которых не знал первобытнообщинный строй. Для осуществления новых функций нужна была соответствующая структура. Ею стало возникшее государство. Данная теория фактически повторяет теорию специализации Т.В. Кашаниной, а также синтетическую теорию.

Согласно демографической теории причиной возникновения государства, являются последствия демографического взрыва. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять[34].

Культурологическая теория происхождения государства пытается объяснить феномен возникновения современного государства, апеллируя к культуре человеческой цивилизации, считая, что культура влияет на политическую жизнь любого народа. Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения, социальной структуры), обеспечивающей воспроизводство и изменение социальной жизни всех ее основных проявлениях. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

Культура приобретает значение фактора консолидации, сплочения общества, преодоления тенденции изоляционизма, выработки самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Внутри культуры происходит эволюционное развитие, связи усложняются и рационализируются, обновляются и расширяются во времени и пространстве социальные связи и структуры и, в конечном счете, возникает такой феномен, как государство[35].

Синтетическая теория эволюции - современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. Синтетическая теория эволюции также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию, на политологию и социологию.

Ярким представителем синтетического подхода к возникновению государства является К. Фланнери. Он рассмотрел проблему происхождения государства, как проблему происхождения культурной сложности с точки зрения общей теории систем на примере культур Мезоамерики. Исходя из общей теории систем, общество сложная, многофункциональная, многоэлементная система, в которой мы наблюдаем целую плеяду подсистем: экономическую, религиозную, политическую, социальную. Все эти подсистемы требуют постоянного контроля[36].

В синтетической теории происхождения государства важное место занимают два процесса: централизации и сегрегации. Централизация - это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе. Сегрегация - выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем. Несмотря на несомненные успехи в понимании сложных обществ, в решении проблем их происхождения остается много противоречий.

Теория государственного управления (управленческо-организационная). Государство – это, прежде всего аппарат управления, регулирования, охраны и подавления. Государственный аппарат (государство) возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Основоположники теории: А.С. Пиголкин, И.Л. Бачило, В.В. Лазарев, Н.И. Глазунова, А.В. Малько.

Г.А. Твердохлебов обосновал свою собственную теорию происхождения государства.

Государство зарождается в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Рождается первая форма государственной власти - матриархат. В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства, получением большего объема жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму - государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще - посредством революций, реже - посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой - матриархатной - своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права[37].

В.С. Нерсесянс разработал либертарно-юридическую теорию происхождения государства. Данная теория возникает в последнее десятилетие XX столетия (в 1990-2000). Право и государство - это специфические социальные явления, отличающиеся от других социальных явлений именно своею особой сущностью. И они (право и государство) - при всех их исторических изменениях и трансформациях - остаются сущностной и, следовательно, по понятию, тождественными себе, остаются явлениями, выражающими одну и ту же свою сущность и охватываемыми одним и тем же понятием[38].

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются как две взаимосвязанные составные части социальной жизни[39].

Во второй половине XX века интерес к проблеме происхождения государства возрос, что нашло свое воплощение в появлении нескольких новых оригинальных теоретических концепций. Одной из теорий, получивших большую известность является так называемая «ограничительная» теория происхождения государства (circumscription theory).

«Ограничительная» теория происхождения государства, была предложена Робертом Карнейро. Под государством он понимает автономную политическую единицу (суверенную политическую организацию), включающую многие общины в рамках своей территории, имеющую централизованное правительство (государственный аппарат) с полномочиями сбора налогов, призыва людей на работу или войну, а также издания и исполнения законов (издание общеобязательных предписаний с принуждением к их выполнению)[40].

Схожую, но собственную оригинальную теорию специализации происхождения государства в отечественной науке развивает Т.В. Кашанина[41]. Согласно автоматической теории изобретение сельского хозяйства автоматически вызвало прибавочный пищевой продукт, позволив некоторым индивидам отойти от пищевого производства и стать гончарами, ткачами, кузнецами, каменщиками и т.д., осуществляя таким образом экстенсивное разделение труда. Развитие земледелия привело к интенсификации процесса разделения труда и благодаря этой «профессиональной специализации» сформировалась особая функция - функция управления общественными процессами, которая трансформировалась в политическую функцию и привела к возникновению государства, т.е. из этой специализации развилась политическая интеграция, которая объединила ранее независимые сообщества в государство[42].

Можно сделать вывод: вопрос происхождения государства в американской научной традиции в отличие от российской и, вообще, континентальной европейской, входит в предметную сферу исследований социально-политической антропологии. Р. Карнейро является не только сторонником неоэволюционистского направления в американской социальной антропологии, но и придерживается концепции однолинейной эволюции социальных институтов. По его схеме социально-политической эволюции главенство есть непосредственная предшествующая стадия политической интеграции общества по отношению к следующей стадии – государству[43].

Ограничительная теория происхождения государства Карнейро выдвигает постулат, что основной причиной появления государства является война и завоевание, но только в особых условиях стеснения окружающей среды.

Помимо перечисленных выше, существуют и другие теории происхождения государства. Современные теории западных политологов исходят из новых социально-экономических, политических, научно-технических, международных и иных условий. Среди них наиболее распространенные: теория элит (В. Парето, Г. Моска, Ч. Р. Миллс и др.); технократические теории (Р. Аарон, Д. Гелбрейт и др.); теория плюралистической демократии; теория государства всеобщего благоденствия; теория социального и правового государства; теория солидаризма; теория конвергентного государства; теория мирового государства и правительства и др.[44].

Во второй половине XX века возродился интерес к органической теории в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

Органическая теория происхождения государства и общества, безусловно, имеет место быть в современной обществоведческой науке. С точки зрения сопоставления государства с живым существом мы видим множество сходных черт: люди образуют страну, так же как клетки образуют живой организм; государственные институты выполняют схожие функции с частями живого организма: правители - функции мозга, коммуникации - какими являются почта и транспорт; финансы - кровь организма, которая обеспечивает деятельность организма; рабочие и крестьяне - руки живого существа. Низшие классы общества реализуют внутренние функции организма: обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие т.е. высшие классы - внешние: оборона организма или нападение на другие государства.

Таким образом, рассматривая все современные концепции (теории) возникновения государства можно отметить положительные стороны и недостатки каждой из них, являющиеся результатом субъективного подхода их представителей к процессам развития общества и государства. Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические, идеологические, внутренние и внешние факторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной отечественной юридической литературе фиксируется понятие «государство» на основе признания основных признаков государства, в качестве которых выделяются: публичная политическая власть, территория, население, государственный суверенитет.

Государство - это уникальная организация, она выполняет множество различных задач и функций. Как форма организации общества, государство выполняет функции, обусловленные потребностями всего общества, а также может выполнять функции обеспечивающие узкоклассовые интересы.

В науке всегда существовало множество разнообразных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Этот факт достаточно легко объяснить: каждая из теорий отражает взгляды и суждения различных социальных групп, слоев и народов. В основе теоретических учений о государстве и праве находятся различные экономические, национальные, политические интересы.

С момента появления первых учений о происхождении государства были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Однако споры среди ученых по поводу сущности государства, права и общества продолжаются по сей день.

Причинами многообразия теорий происхождения государства являются:

1. Сложность и многогранность процесса происхождения государства и права;

2. Проблема неизбежности субъективного восприятия данного процесса со стороны философов- исследователей, в связи с несовпадающими, а иногда противоречивыми экономико-политическими взглядами на объективные процессы;

3. Преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений;

4. Допущение в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ними процессами т.е. отождествление возникновения государства с другими сходными процессами.

Все древние и нынешние государства возникали по разным причинам и обстоятельствам и поэтому еще в античности, ученные пытались найти определенные закономерности в этом процессе. На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих процесс возникновения государства и права. Все они очень разные и останавливают свое внимание лишь на отдельных причинах и факторах возникновения данных явлений.

Одной из первых появилась теологическая теория, объясняющая возникновение государства и права божественной волей. Ее представителями были Фома Аквинский, Жак Маритен и другие религиозные деятели.

Существует патриархальная теория, основателем которой был Аристотель. Суть ее в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Возникшая в XIX веке органическая теория, представителями которой были Г.Спесер, Вормс, Прейс, сравнивает государство с живым организмом.

Теория насилия, которую основали Л. Гумплович, К. Кауцкий, Е. Дюринг, объясняет возникновение государства и права военно-политическими факторами.

Историко-материалестическая теория, связанная с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, говорит о том, что государство возникло благодаря естественному экономическому развитию первобытного общества.

Теория общественного договора, сформулированная Т. Гоббсом, Дж. Локком, А.Н. Радищевым, говорила о том, что из-за противоречия прав одних людей правам других, был заключен между ними договор о создании государства и о передаче ему части своих прав.

Патримониальная теория - государство произошло от права собственника на землю. Государство, как и земля, является частной собственностью правителя.

Ирригационная (гидравлическая) теория - государство возникло в связи с широкомасштабной организации строительства ирригационных сооружений, благодаря этому возникает класс чиновников, государевых людей, которые результативно оснащают использование данных сооружений.

Психологическая теория - государство возникло благодаря необычным свойствам психики человека, а также с тягой к власти одних людей над другими и потребностью одних подчиняться другим.

Современные теории - кризисная теория происхождения государства, теория специализации, дуалистическая теория.

Подводя итог сказанного, следует отметить, что вопрос о месте и роли каждой теории происхождения государства, права и общества требует отметить, что в различные идеи и предположения о сущности общественных явлений зависят от эпохи и личности исследователей. Невозможно выбрать какую-либо одну теорию и объяснять противоречивые ситуации, руководствуясь исключительно ей одной. Государство было рождено из-за скопившихся в обществе индивидов противоречий. Государство призвано решать общественно важные задачи. Поэтому неудивительно, что его многогранная сущность требует разных теорий и подходов для понимания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абгарян Р.Э. Причины возникновения и сущность государства в истории социально-политической мысли // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2017. - № 788. - С. 9-17.
  2. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства : курс лекций / Т.К. Алябьева. - М. МГОУ, 2012. - 556с.
  3. Батейщиков А.И., Антось П.А., Рассказова Л.Ф. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 4-12.
  4. Волесов Л.Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2005. - № 140. - С. 64-68.
  5. Грачев Н.И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 4 (117). - С. 11-24.
  6. Грачева А.Ю., Седых В.А. Функции государства как отражение его сущности / В сборнике: Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - С. 73-75.
  7. Дадашев А.А. Происхождение и сущность государства // Успехи современной науки и образования. - 2017. Т. 4. - № 1. - С. 157-158.
  8. Демидов А.В. Многообразие подходов к определению понятия «государство» в теоретико-правовой науке / В сборнике: Актуальные проблемы теории и истории государства и права. - Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - 2017. - С. 8-19.
  9. Карнейро Р.Л. Теория происхождения государства / В сборнике: Раннее государство, его альтернативы и аналоги. - Волгоград, 2006. - С. 55-70.
  10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2009. – 347с.
  11. Крадин Н.Н. Современные теории происхождения государства // Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology. - 2018. - № 6. - С. 17-28.
  12. Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Российское государство: теории происхождения в науке // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 358-361.
  13. Максимкин К.И. Современные теории происхождения государства // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 4 (119). - С. 357-358.
  14. Нагих С.И. Основные положения ограничительной теории происхождения государства Р.Л. Карнейро // Правовая культура. - 2013. - № 2 (15). - С. 69-74.
  15. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. - 2002. - № 3. - С.233-236.
  16. Никитин А.Н. Теологическая теория происхождения государства и права и ее исторический анализ / В сборнике: Историческая методология в правовой теории. - 2018. - С. 151-154.
  17. Павлов С.Ю. Сущность государства в различных государственно-правовых теориях / В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 9-12.
  18. Петрова А.С., Ермушова Я.В. Теория специализации как универсальная концепция происхождения государства / В сборнике: Вестник юридического факультета. - Чебоксары, 2017. - С. 79-83.
  19. Повтарева С.А., Петрова С.И. Теории происхождения государства // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.1 (27). - С. 179-182.
  20. Посконина О.В. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2011. - № 2-2. - С. 75-81.
  21. Рязанцева М.П., Антось П.А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и праве // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 26-33.
  22. Северухин В.А. Причины возникновения государства / В сборнике: Право и права человека. - Москва, 2018. - С. 127-130.
  23. Солдатова А.В., Ветрова А.И. Сущность государства как объект теоретико-правовых исследований // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-7. - С. 128-130.
  24. Спасенников Б.А. Актуальные теории происхождения государства // Аллея науки. - 2018. Т. 1. - № 9 (25). - С. 635-639.
  25. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - № 5. - С. 45-48.
  26. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. Т. 5. - № -1. - С. 60-64.
  27. Цыганкова Е.А. Положительные и отрицательные аспекты психологической теории происхождения государства / В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. - Ставрополь, 2018. - С. 444-446.
  28. Чернова Э.Р., Хованская А.И. Проблемы происхождения государства и права // Аллея науки. - 2018. Т. 2. - № 2 (18). - С. 576-578.
  1. Демидов А.В. Многообразие подходов к определению понятия «государство» в теоретико-правовой науке / В сборнике: Актуальные проблемы теории и истории государства и права. - Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - 2017. - С. 8.

  2. Посконина О.В. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2011. - № 2-2. - С. 76.

  3. Посконина О.В. Интерпретации понятия «государство» в контексте исторического развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2011. - № 2-2. - С. 77.

  4. Повтарева С.А., Петрова С.И. Теории происхождения государства // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.1 (27). - С. 179.

  5. Волесов Л.Л. Сущность понятия «государство» // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2005. - № 140. - С. 67.

  6. Демидов А.В. Многообразие подходов к определению понятия «государство» в теоретико-правовой науке / В сборнике: Актуальные проблемы теории и истории государства и права. - Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - 2017. - С. 17.

  7. Грачев Н.И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 4 (117). - С. 14.

  8. Демидов А.В. Многообразие подходов к определению понятия «государство» в теоретико-правовой науке / В сборнике: Актуальные проблемы теории и истории государства и права. - Санкт-Петербургский университет МВД РФ. - 2017. - С. 14.

  9. Крадин Н.Н. Современные теории происхождения государства // Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology. - 2018. - № 6. - С. 15.

  10. Павлов С.Ю. Сущность государства в различных государственно-правовых теориях / В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 9.

  11. Дадашев А.А. Происхождение и сущность государства // Успехи современной науки и образования. - 2017. Т. 4. - № 1. - С. 157.

  12. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. Т. 5. - № -1. - С. 62.

  13. Солдатова А.В., Ветрова А.И. Сущность государства как объект теоретико-правовых исследований // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-7. - С. 129.

  14. Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Российское государство: теории происхождения в науке // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 359.

  15. Грачева А.Ю., Седых В.А. Функции государства как отражение его сущности / В сборнике: Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - С. 74.

  16. Северухин В.А. Причины возникновения государства / В сборнике: Право и права человека. – М., 2018. - С. 127.

  17. Батейщиков А.И., Антось П.А., Рассказова Л.Ф. К вопросу о теологической теории происхождения государства в современных реалиях // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 7.

  18. Никитин А.Н. Теологическая теория происхождения государства и права и ее исторический анализ / В сборнике: Историческая методология в правовой теории. - 2018. - С. 154.

  19. Петрова А.С., Ермушова Я.В. Теория специализации как универсальная концепция происхождения государства / В сборнике: Вестник юридического факультета. - Чебоксары, 2017. - С. 81.

  20. Спасенников Б.А. Актуальные теории происхождения государства // Аллея науки. - 2018. Т. 1. - № 9 (25). - С. 638.

  21. Чернова Э.Р., Хованская А.И. Проблемы происхождения государства и права // Аллея науки. - 2018. Т. 2. - № 2 (18). - С. 576.

  22. Рязанцева М.П., Антось П.А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и праве // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 27.

  23. Рязанцева М.П., Антось П.А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и праве // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 29.

  24. Рязанцева М.П., Антось П.А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и праве // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С.32.

  25. Рязанцева М.П., Антось П.А. К вопросу о месте органической теории происхождения государства в современной науке о государстве и праве // Вестник науки. - 2018. - № 1 (1). - С. 33.

  26. Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Российское государство: теории происхождения в науке // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 359.

  27. Повтарева С.А., Петрова С.И. Теории происхождения государства // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.1 (27). - С. 181.

  28. Цыганкова Е.А. Положительные и отрицательные аспекты психологической теории происхождения государства / В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. - Ставрополь, 2018. - С. 444.

  29. Абгарян Р.Э. Причины возникновения и сущность государства в истории социально-политической мысли // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2017. - № 788. - С. 17.

  30. Цыганкова Е.А. Положительные и отрицательные аспекты психологической теории происхождения государства / В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. - Ставрополь, 2018. - С. 445.

  31. Цыганкова Е.А. Положительные и отрицательные аспекты психологической теории происхождения государства / В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. - Ставрополь, 2018. - С. 446.

  32. Максимкин К.И. Современные теории происхождения государства // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 4 (119). - С. 357.

  33. Чернова Э.Р., Хованская А.И. Проблемы происхождения государства и права // Аллея науки. - 2018. Т. 2. - № 2 (18). - С. 577.

  34. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства : курс лекций / Т.К. Алябьева. - М. МГОУ, 2012. - С.497.

  35. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства : курс лекций / Т.К. Алябьева. - М. МГОУ, 2012. - С.500.

  36. Спасенников Б.А. Актуальные теории происхождения государства // Аллея науки. - 2018. Т. 1. - № 9 (25). - С. 637.

  37. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - № 5. - С. 47.

  38. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. – 2002. - № 3. - С.234.

  39. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. – 2002. - № 3. - С.235.

  40. Нагих С.И. Основные положения ограничительной теории происхождения государства Р.Л. Карнейро // Правовая культура. - 2013. - № 2 (15). - С. 70.

  41. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М.: Высшая школа, 2009. – С.117.

  42. Петрова А.С., Ермушова Я.В. Теория специализации как универсальная концепция происхождения государства / В сборнике: Вестник юридического факультета. - Чебоксары, 2017. - С. 79-83.

  43. Карнейро Р.Л. Теория происхождения государства / В сборнике: Раннее государство, его альтернативы и аналоги. - Волгоград, 2006. - С. 57.

  44. Крадин Н.Н. Современные теории происхождения государства // Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology. - 2018. - № 6. - С. 27.