Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мода как социально-психологический феномен(Особенности исследования феномена моды)

Содержание:

Введение

Мода – важнейший механизм, регулирующий жизнедеятельность общества. Согласно уже установившейся традиции мода представляется объектом научного внимания, исследованием которого занимались социологи (П. Спенсер, Г. Тард и др.), политологи (Т. А. Есина), философы (Г. Зиммель, Р. Барт и др.), психологи (Б. Ф. Поршнев, Л. В. Петров), а также культурологи (В. И. Казаринова, Т. В. Козлова).

Данная тема актуальна, так как в нынешнее время довольно остро ощущается важность рассмотрения этого феномена с позиции лингвистики. В современной лингвистике мода считается достаточно новым и неизученным объектом. За рубежом данный феномен стали исследовать еще с середины XX века в рамках французского структурализма, в частности, в работах Барта.

Отечественная лингвистика обратилась к изучению данного феномена лишь на рубеже XXI века. Как результат, мода все еще остается не до конца изученным явлением с точки зрения лингвистики. Согласно утверждению, Л. О. Чернейко, цель лингвистических исследований заключается в выявлении значимых для культуры ценностей, которые являются отражением культурного и исторического опыта социума. Изучение текстов о моде, представленных разными жанрами является достаточно значимым со стороны лингвистики, так как данные исследования позволяют выявить особенности дискурса моды.

Объект – мода.

Предмет – мода как социально-психологический феномен.

Цель: изучить моду как социально-психологический феномен.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие «мода».

2. Изучить моду как объект исследования гуманитарных наук.

3. Определить моду как социальный институт.

4. Рассмотреть социально-психологический феномен моды.

Глава 1. Особенности исследования феномена моды

    1. Характеристика понятия «мода»

Слово «мода» образовано от латинского «modus» – мера, способ, предписание, правило, образ. Отличительная особенность моды заключается в ее быстром распространении и частой сменяемости стилевых тенденций. Также она характеризуется кратковременным господством определенных вкусов в отношении одежды или какой-либо другой сферы жизни. Понятие «мода» относится к объекту культуры, включая духовные и материальные ценности, созданные обществом в процессе его жизнедеятельности [13, с. 344]. Мода – важнейший механизм, регулирующий жизнедеятельность общества. Влиянию моды подчиняется не только бытовая, но и ментальная сфера жизни индивида. Более того, мода еще и является настоящим культурным феноменом. Буквально, мода – одна из важнейших и неотъемлемых частей жизни человека. В широком смысле мода – это господство определенного вкуса в некой сфере жизни.

Феномен моды – пример наглядного соотношения языка и мыслительной деятельности. Достаточно интересно сравнить определения слова «мода» в различных языках: Словарь В. Даля характеризует моду как ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, обществе, покрое одежды и нарядах [4, с. 465].

Словарь русского языка С. И. Ожегова дает следующее определение этому понятию:

1. Господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде [11, с. 573].

Британский словарь «Macmillan» дает следующие определения слову «мода»:

1.The activity or business that involves styles of clothes and people’s appearance.

2. A style of dress that is popular at a particular time.

3. The fact that something such as a style of dress or an activity is popular at a particular time [20].

Американский словарь Merriam-Webster приводит ряд слов, синонимичных слову «fashion»: «FASHION, STYLE, MODE, VOGUE, FAD, RAGE, CRAZE [19].

Интересно, что многие слова происходят от французского языка, то есть были заимствованы. Это является свидетельством тесных отношений британской и французской лингвокультур.

Проанализировав предложенные дефиниции, можно прийти к выводу, что феномену моды подчинены многие области жизни индивида: быт, образ жизни, тенденции в одежде, коллективный вкус. Следует также обратить внимание на то, что в дефинициях, данных на двух языках, подчеркивается акцент на временный, непостоянный, проходящий характер моды, ее изменчивость, что непосредственно способно оказывать влияние на изменение словарного состава языка.

Как итог, можно дать наиболее общее и целостное обозначение слову «мода»: мода – это проявление культуры, мировоззрения, изображение действительности, отражающееся как в одежде, так и в манере поведения [9, с. 25].

Исходя из определений, представленных несколькими словарями, можно сделать вывод, что главной особенностью моды является ее непостоянный, проходящий, изменчивый характер.

1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук

Феномен моды, будучи сложным и комплексным явлением, требует разностороннего подхода. Как утверждает А. Б. Гофман, мода, являясь универсальным и целостным явлением, проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности: психологическую, эстетическую, экономическую и другие [2, с. 3].

Проанализируем определения слова «мода», которые дают представители различных гуманитарных наук. Согласно точке зрения В. М. Грусмана, с позиции культурологии мода изучается в нескольких контекстах, но не как способ для исследования иных вопросов, а как отдельный феномен. [3, с. 55]. Также изучению моды посвящены работы М. В. Захарченко, П. Г. Богатырева, Ю. В. Наседкиной, С. Н. Иконниковой. С. Н. Иконникова предлагает следующее определение слова «мода»: «мода» – это «подражание образцу, удовлетворение потребностей в социальной опоре наряду с подражанием мода удовлетворяет потребность в различии, выделении из общей массы» [7, с. 313]. Поэтому можно прийти к выводу, что культурология оценивает моду как психологический и культурно-семиотический феномен.

Искусствоведы также рассматривают моду с разных точек зрения: с эстетической стороны (мода как материальное воплощение духовных потребностей человека), а также как негативное явление в искусстве («мода на моду» в живописи, литературе, музыке неприемлема, т.к. это является препятствием для реализации замысла творческой личности). С точки зрения истории феномен моды является основой изучения особенностей развития и становления вестиментарной составляющей процесса цивилизации. Более того, внимание ученых направлено на исследования истории костюма, технологии производства одежды для подиумов и массового производства.

Социология изучает механизмы функционирования моды в социуме. Именно социологи уделяют изучению феномена моды наибольшее внимание, так как социология занимается исследованием современного общества и, соответственно, следит за всеми изменениями, происходящими в нем. С точки зрения А. Б. Гофмана мода – это один из способов социальной регуляции как индивидуального, так и группового поведения [2, с. 9]. К особенностям моды также относится ее цикличность: очень часто те элементы одежды, которые были популярны в далеком прошлом, становятся «новинками». Можно предположить, что подобная цикличность моды трактуется восприятием времени человеком как «циклической модели» [16, с. 330]. В обществе мода занимает весьма важную нишу, являясь своеобразным зеркалом для социума, в котором существует. В то же время лексикосемантическое поле мода является весьма обширным, так как понятие «Мода» может быть представлено манера организации быта, явление культуры, отлаженная индустрия и др.

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель представил так называемую «элитарную концепцию» феномена моды, где, базируясь на психологических особенностях поведения различных общественных групп, описал механизмы функционирования моды, а также события, послужившие ее зарождению. В соответствии с данной концепцией более низкие слои общества, подражая элите, стремятся встать с ней на один уровень, показывая свою иллюзорную общность с аристократией [7, с. 272]. Соответственно, можно утверждать, что мода имеет вертикальный характер, стандарты моды со временем переходят от элитарных слоев общества к более низким, распространяясь, таким образом, во всем социуме – так возникает массовая мода. В XX веке американский социолог Г.-Дж. Блумер раскритиковал элитарную теорию моды, сославшись на преувеличение роли элиты в формировании моды. Он утверждает, что именно средний класс определяет моду, ввиду своего неустойчивого социального положения [, с. 343].

Мода, оказывая значительное влияние и на лексический состав языка, может быть также объектом изучения лингвистики. Эволюцию моды можно признать экстралингвистическим фактором, который влияет на лексический состав языка, обогащая его. Разумеется, что как технический, так и научный прогресс, а также развитие любой индустрии обогащают язык, однако именно феномен моды является экстралингвистическим фактором, детерминирующим развитие словарного состава лексико-семантического поля «Мода». Более того, мода помогает человеку формировать языковую картину мира и с точки зрения когнитивистики может быть рассмотрена как категория, содержащая в себе множество концептов (концепт Обувь, Одежда, Ткань, Цвет, Дизайнеры и др.)

Итак, в данном параграфе мы пришли к выводу, что мода является весьма многогранным явлением, которое проникает во многие сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому его изучением занимаются не только специалисты индустрии моды, но и историки, социологи, искусствоведы, а также лингвисты.

Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук

2.1 Мода как социальный институт

Важность социальных институтов заключается в призвании формировать коллективную деятельность людей, а также гарантировать обеспечение экономических, социальных, политических, культурных и иных потребностей. Постоянное развитие общества является причиной появления новых институтов, которые регулируют жизнедеятельность людей посредством четко установленных правил. На сегодня создано огромное количество социальных институтов, влияющих на жизнь социума, а также на коммуникативный процесс общества. Институт моды является одним из таких институтов, располагая широким спектром коммуникативных процессов, которые, в целом, и представляют собой дискурс моды [17, с. 27].

Среди ведущих специалистов в области моды существует довольно распространенное мнение, что институту моды потребовалось значительное количество времени, чтобы обрести свою актуальность и присущую ему масштабность. Лишь в XIX столетии мода получила тот необходимый статус, позволяющий ей определять социально-культурные установки общества, а также выступать предметом научного изучения [10, с. 30]. Ранее же основной функцией одежды было обеспечение комфорта повседневной жизнедеятельности людей.

Только в XII-XIII веках мода стала показателем статуса человека: такие характеристики как цена, ткань, украшения, отделка, покрой определяли положение человека, носившего ее. Развитие общества, повлекшее за собой культурные, экономические, социальные, исторические, научно-технические преобразования, способствовали появлению текстильной индустрии, а также первых модных тенденций. Значительный интерес к одежде, а также бурное развитие конструирования и моделирования одежды начинают впервые прослеживаться в XIV веке во Франции. Именно тогда начался процесс изготовления ткани. XV век знаменует собой масштабное развитие творчества портных и художников. Мода постепенно приобретает все большее значение и становится предметом дискуссий людей, занятых в этой сфере. Общение между художниками, портными и людьми, для которых создавалась мода, устанавливалось на постоянной основе и определялось вкусами времени и культуры [6, с. 45].

Модернизация оборудования и рост производительности труда привели к снижению стоимости пряжи и тканого материала, что сделало их доступными для общества. С середины XIX века мода обретает широкую популярность во Франции, вследствие чего открываются первые универсальные магазины. Возможно, именно временной отрезок с 1880 по 1914 гг. является этапом в формировании моды в значении, близком к современному [8, с. 12].

Со временем мода заняла свою нишу во многих сферах жизни общества, демонстрируя социокультурные установки общества.

Мода, являясь порождением долгой работы целого социального института, напрямую подвержена постоянным изменениям. Она отражает культурно-значимые смыслы, передавая ценностное, идеологическое, эстетическое содержание эпохи. На сегодняшний день мода влияет на все сферы общественной жизни, проявляясь в том, как мы разговариваем, в каких домах живем, какую мебель используем, какие автомобили водим, что носим и едим. Данный феномен отражает некий социальный консенсус, в достижении которого коммуникация играет одну из важнейших ролей [56, с. 38].

2.2 Социально-психологический феномен моды

Моду можно определить, как стабильно устойчивое и непрерывно изменчивое понятие. Так, можно наблюдать определенные ее разновидности, однако она всегда остается особым явлением в психологии масс. Мода призвана охватывать значительную массу людей, при этом она формирует особые общности. Однако, после этого, она меняется или вовсе исчезает. И в это время модным быстро становится что-то другое, еще не массовое, а уникальное в данный момент. А вот то, что еще совсем недавно было модным, становится обыденным, повседневным, привычным. Исходя из изложенного, следует, что такое понятие как мода, привычно соотносится с эстетикой, однако, она никогда точно не определялось с эстетической точки зрения. Известный социальный психолог Б.Д. Парыгин относил моду к особому социально-психологическому явлению: «Мода – это специфичная и весьма динамичная форма стандартного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием преобладающих в обществе настроений и быстро изменяющихся увлечений, вкусов» [14, с. 55].

Мода основывается на переменчивом механизме, у которого существует множество компонентов. Так называемый механизм призван обеспечивать ее динамичность, он быстро делает что-то модным, одновременно превращая что-то предыдущее в немодное. Однако, данный процесс можно рассмотреть по-другому. Так, изначально появляется что-то, что делает немодным все предыдущее в глазах людей. И только после это новое что-то становится модным, при этом окончательно вытесняя все предшествующее.

Безусловно, психологический механизм подражания состоит в основе моды масс. Однако, не стоит забывать о, так называемой, «модности», которая является фактором распространения чего-то нового. Именно за ней стоит подражание чему-то уже существующему. Тому, что признанно «модным» в результате подражания. Тем не менее, следует отметить, что за созданием, демонстрацией чего-то нового и погоней за этим стоит попытка выделить себя как личность. Можно сказать, что первоначально мода на самом деле являлась совсем не массовым явлением. Если рассмотреть данный аспект, на примере моды в одежде, то началом являются созданные уникальные вещи, то есть, так называемая, высокая мода, которые завоевывают признание среди высшей элиты. Так, элита склонна к принятию чего-то нового, и это принятие основано на опровержении чего-то старого. Однако, элита, как правило, не хочет быть «модной» в контексте массовости, она хочет быть индивидуальной и уникальной. Однако, то, что представляет собой внешне элита, быстро превращается в массовое явление. Далее, что-то ставшее массовым отвергается ради чего-то нового, которое также быстро станет общедоступным. Немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «О вкусе, отвечающем моде» в 1769 году предположил, что человеку необходимо «казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой» [5].

Одним из важных механизмов поведения человека является стремление приобщиться к, так называемому, престижному обществу. Так, люди наделяют престижем люди тех, кто, по их мнению, принадлежит к эталонной группе. Из этого следует, что одной из основ массовой моды является подражание представителями эталонной группы, которые люди сами для себя определили. Одежда для человека является «читаемым внешним знаком социальной роли» (Орлова, 1988, с. 86). Другой основой массовой моды является определенная практичность, удобность того, чему люди начинают подражать, и что в итоге становится предметом общедоступным. В этом контексте можно привести пример такого элемента одежды, как джинсы, которые признаны, практически во всем мире, как удобный и практичный элемент повседневного образа.

Говоря о моде, не следует исключать эстетическую основу, которая привлекает значительные общности. Модой можно назвать стремление человека к разнообразию, которое проявляется внешне и которое, в итоге, оборачивается прямой противоположностью, то есть внешним и внутренним психологическим однообразием. Так, своеобразное желание людей иметь разнообразный внешне облик, обернулась неожиданным следствием, то есть развитием нового механизма, который ведет к однообразию, к «массовости поведения и сознания» (Шефтсбери Э, 1975, с. 83).

На основании изложенного, можно сказать, что мода заражает людей однообразием, затем она порождает и предлагает потребителю новое многообразие того, что в определенный момент считается модным вместо старого, актуального ранее. Как социально-психологическое явление, мода призвана массовизировать человеческую психику. Однако, это происходит ложным путем – через внешнюю видимость индивидуальности человека.

Заключение

Мода – одна из областей, наиболее подверженных влиянию языковой глобализации, в частности, английского языка. Более того, ввиду того, что русская терминология дизайна одежды появилась сравнительно недавно, ей приходится заимствовать терминологию из других языков, а именно, из английского и французского.

Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри ста­рых социальных форм и является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальными группами (различные социальные группы имеют разные возможности и стиму­лы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную сто­имость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальны­ми группами, являясь фактором демократизации современного общества.

Таким образом, мода выступает в роли социального регулятора. С одной стороны, она демонтсрирует социальное неравенство общества, с другой стороны сглаживает различия между социальными группами. Мода функционирует как межгрупповая, так и внутригрупповая коммуникация. Мода прочно связана с социально-психологическими механизмами общения, такими как убеждение, подражание. Большую роль в моде сыграло подражание, которое проявлялось из уважения, подражания. Образцы для подражания, как правило, публичные люди: политики, актеры, музыканты, модели. Так же существует и противодействие определенных лиц или социальных групп при помощи моды, к примеру, это могут быть члены религиозных сект. В рамках социально-психологического подхода, мода может быть определена как отношение к некоторым внешним и внутренним факторам культуры, существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе, и зависящее от личностных особенностей человека.


Список литературы

  1. Антоненко И.В., Карицкий И.Н. Социальная психология моды // Приволжский научный вестник. 2014. №11-2 (39). С.105-110.
  2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 2004. – 208 с.
  3. Грусман В. М. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: автореф. дисс. … канд. культурологии. – СПб.: ГУТД, 2010. – 122 с.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М.: Рипол, 2006. – 3104 с.
  5. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX – начало XXI вв. СПб.: Астерион, 2009.
  6. Диор К. Словарь моды. Учитесь одеваться: пособие по стилям. – М.: СЛОВО, 2011. – 128 с.
  7. Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. – М.: Юристъ, 2001. – С. 266-291.
  8. Калашникова О.В. Мода – костюм – аксессуар: вопросы терминологии // Вестник молодых ученых: культурология и искусствоведение. – 2005. – № 5. – С. 11–18.
  9. Косицкая Ф.Л. Дискурс моды и его жанровая дифференциация // Вестник ТГПУ, 4(5). – Томск, 2014. – С. 22-27.
  10. Михалева К.Ю. Мода как социальный институт. Автореф. дис. … канд. соц. наук. – М.: 2012. – 133 с.
  11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: 2006. — 944 с.
  12. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001.
  13. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды: около 2000 слов. – М.: Легпромбытиздат, 1996. – 344 с.
  14. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. М.: Наука, 1969.
  15. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1979.
  16. Разоренов Д.А. Лингвокультурные особенности концепта «Время» в английском языке // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. – Вып. 1. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – С. 327-334.
  17. Скворцова Е.Е. Способы пополнения лексико-семантического поля «Мода» во французском и английском языках как отражение развития вербального вестиментарного кода (на материале лексики интернет-магазинов одежды): дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.20. – Тула, 2015. – 209 с.
  18. Blumer H. Fashion // International encyclopedia of the social sciences. — N.Y.: Macmillan, 2003. — Vol. 5. — P. 341-345.
  19. Macmillan Dictionary for Advanced Learners. –Macmillan Publishers Limited 2009-2015. Режим доступа: http://www.macmillandictionary.com/ (дата обращения 05.06.2019).
  20. Merriam-Webster Dictionary Online. – An Encyclopedia Britannica Company. – 2015 Merriam-Webster, Incorporated. – Режим доступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary (дата обращения 05.06.2019).