Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические основания развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: в настоящее время, в развивающемся обществе резко возрастает необходимость умения творчески мыслить. Важной задачей современности является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени комфортные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на главный результат – социализацию ребенка, реализацию самостоятельной творческой деятельности, развитие любознательности, мотивация в достижении успеха.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [1].

Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо как можно раньше. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.«Начало развития творчества связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать их в роли других»[21].

Ведущие психологи, исследователи творчества детей дошкольного возраста Л.С. Выготский [10], Н.П. Сакулина [28], А. А. Волкова[7], Е.А. Флерина [34] утверждают, что творчество – способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека.

Творческий потенциал не развивается сам по себе, а требует определенных условий и организации работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие творческих способностей сильно задерживается или идет в нежелательном направлении, лишь под влиянием педагога может сформироваться то творческое начало, которое не лишит детей радости открытия и поможет не потерять способность к творчеству.

Важную роль в развитии творческих способностей дошкольников играет изобразительная деятельность, что подтверждают Е.А. Флерина [34], В.С. Мухина [24], А.В. Морозов [23].

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: основания для развития творческих способностей дошкольников.

Цель исследования: охарактеризовать возможные основания развития творческих способностей дошкольника.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  3. Изучить условия развития творческих изобразительных способностей детей дошкольников.
  4. Изучить процесс применения нетрадиционных техник на занятиях художественно-изобразительного развития, как основание развития творческих способностей дошкольников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и синтез учебной и научной литературы

Практическая значимость заключается в получении навыков ведения самостоятельного исследования.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, глоссарий.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Во второй главе раскрыта роль нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественно-изобразительному развитию.

В заключении приведены основные выводы исследования.

Список использованных источников из 39-ти источников содержит 1 наименование официального источника; 34 монографий, учебников, учебных пособий, печатных журналов; 4 электронных источника, удалённого/локального доступа.

Глоссарий содержит научные определения 11 терминов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский [30]: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Понятие творчества, креативности неразрывно существует с понятием способностей. Творческие способности формируют фундамент личности, индивидуальность и являются необходимым компонентом для самореализации. В данном параграфе рассмотрим природу способностей, а также их виды и структуру.

Способности - индивидуально-психологические особенности, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности.

Психология, отрицая тождество способностей и важных компонентов деятельности - знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Только после специального обучения можно установить, имеет ли человек способности к определенной деятельности. Ошибкой педагога является отнесение к неспособным тех воспитанников, у которых нет знаний. Игнорирование различий между способностями и знаниями в определенный момент обучения часто приводило к ошибкам в оценке возможностей[4].

Творческие способности – определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.

Л.А. Венгер [5] поднимает вопрос о специфике творческих способностей детей дошкольного возраста и выдвигает положение о том, что одаренный ребенок - это ребенок, наиболее полно прошедший свой возраст. Вслед за ними многие авторы настаивают на возрастном подходе к проблемам творческих способностей. Л.С. Выготский [9] говорит о необходимости возрастного подхода к исследованию креативности. В.А. Цалок [31] пишет, что творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей, нежели их индивидуальной характеристикой. 

Понимания творческого продукта как нового, относительно имеющегося знания, придерживается и Н.Е. Веракса [6].

В.А. Шадриков и В.А. Дружинин [32] выделяет три подхода по исследованию творческих способностей: роль интеллекта, независимость креативности от интеллекта, обусловленность интеллектуальной одаренностью, личными качествами и мотивацией. Психолог отмечает, что общие умственные способности следует разделить на познавательные и творческие. Общие способности ученый, в свою очередь, делит на интеллект (способность решать), обучение (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) - общее творческая способность (преобразование знаний).

Дж. Гилфорд Е. Торренс отмечают в процессе художественного творчества проявление таких способностей: скорость мышления, аналогия и противопоставление, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность. Ученые отмечают, что творческая личность характеризуется яркостью впечатлений, образностью памяти, богатым представлениям и высоким эмоциональным состоянием, обнаруживает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, вводить в систему ассоциации и связи, определяются творческими способностями.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема определения понятия «творческие способности» является предметом научного анализа большого количества исследований. Большинство ученых определяют творчество как системное явление, определенную совокупность взаимодетерминированных элементов: творческие способности, творческий процесс, степень индивидуального развития творческих способностей, качеств личности, обеспечивающих творческую деятельность, которую можно стимулировать и развивать через определенные виды творческой деятельности.

При благоприятных условиях жизни и правильного воспитания у детей при выполнении различных видов деятельности интенсивно развивается синтетическое восприятие пространства и времени, образное мышление, творческое воображение - психические процессы, необходимы не только дошкольнику, но и взрослому человеку. Если эти процессы не будут должным образом сформированы в дошкольном возрасте, в дальнейшем этот пробел будет трудно заполнить, а то и невозможно. Ведь недостатки развития в дошкольном возрасте проявляются в школьный период, в дальнейшей жизни человека. Поэтому, прежде всего, необходимо формировать психические процессы и качества, которые интенсивно развиваются на этом возрастном этапе, без которых не обойтись зрелой личности.

Необходимо отметить, что в разные возрастные периоды соотношение значимых для развития видов деятельности меняется. Тот из них, который в определенный период обеспечивает главные достижения в развитии ребенка, является ведущим. В дошкольном возрасте это[16]:

  1. игровая деятельность, которая формирует процессы действия и способы осуществления, характеризуется принятием ребенком условной (в отличии от его реальной) жизненной позиции;
  2. познавательно-исследовательская деятельность, которая существенно влияет на развитие всех познавательных процессов, способствует познанию свойств, связей объектов и явлений, освоению способов познания мира;
  3. продуктивные виды деятельности, которые дают богатый материал для развития конструктивного мышления, воображения, художественных способностей, умение ставить цели и достигать ее, выбирать способы осуществления замысла;
  4. самообслуживание и элементы бытового труда, как фактор развития настойчивости, приносящий конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать;
  5. учебная деятельность, в процессе которой формируется мотивационная основа учения, умственные и практические умения.

Способности, как индивидуально-психологические особенности человека, «выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению». Основой одинаковых достижений при выполнении деятельности могут быть разные способности. Вместе с тем способным считают человека, который имеет творческий подход, творчески относится к выполняемым задачам.

В творчестве особое место занимает творческое воображение, мышление, а также не менее важное значение имеют эмоции и воля личности. Поскольку в творческом процессе ребенок учится анализировать воспринятые предметы и сравнивать их, выделять и оценивать изображения, поэтому ему приходится оперировать образами представлений, превращать предыдущий опыт с помощью воображения, выполнять операции мышления.

Изобразительная деятельность является одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Однако детскому рисунку присуща известная тенденция к закреплению привычных графических образов.

При определенных условиях это превращает образы в застывшие шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, так как они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих людей. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, цветов, деревьев и т. п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью. Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании.

Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться изображать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов.

Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении, снимает шаблоны и способствует творческому развитию ребенка дошкольного возраста.

Итак, творческие способности личности - это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения определенного вида творческой деятельности.

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой дети находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует и развивает творческие способности к ней.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

Во-первых, деятельность должна вызывать у дошкольников сильные и устойчивые положительные эмоции, и удовольствие. Они должны испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше - необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей[3].

Во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например, драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях

В-третьих, важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Развитию творческих способностей детей дошкольников содействуют различные формы работы, в частности игры, упражнения, беседы, занятия, наблюдения в природе, рассматривание экспозиций, репродукций, скульптуры, графики, предметов декоративно –прикладного искусства, творческие задания.

Среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В. Брушлинский) [17].

Выделим компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • применение методов организации творческой деятельности [19].

Для развития творческого мышления и творческого воображения у старших дошкольников необходимо предлагать следующие задания:

  • классифицировать предметы, объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • форма представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий:

Задания I (начального) уровня сложности предъявляются ребенку после того как необходимые представления сформированы. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет или явление. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления детей.

Задания III (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задачи данного уровня решаются в совместной деятельности детей и взрослого и направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей у дошкольников происходит в процессе накопления каждым ребенком творческой деятельности.

Отечественные психологи и педагоги (С.Я. Ашикова [2], Л.С. Выготский [8], Т.Г. Казакова [21], В.В. Давыдов [13], Г.Г. Григорьева [12], Д.Б. Эльконин [35] и другие) подчёркивают значение организованной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности детей.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным, структурным элементом содержания образования:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения;
  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности дошкольников, в частности развития абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества [18].

Диапазон творческих задач, решаемых в процессе развития, необычайно широк по сложности - от решения головоломки, до изобретения новой модели машины или другого продукта, но суть их одна: при их решении приходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь - то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. Всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Перед детским садом всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому дошкольное учреждение должно быть сориентировано на развитие творческих способностей личности.

Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у детей, во многом зависит от воспитателя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

Краткие выводы по первой главе

  1. Проблема определения понятия «творческие способности» является предметом научного анализа большого количества исследований. Большинство ученых определяют творчество как системное явление, определенную совокупность взаимодетерминированных элементов: творческие способности, творческий процесс, степень индивидуального развития творческих способностей, качеств личности, обеспечивающих творческую деятельность, которую можно стимулировать и развивать через определённые виды творческой деятельности.

Творческие способности личности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения определенного вида творческой деятельности.

  1. В дошкольном возрасте интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми окружающей среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Создание условий для развития творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства (из концепции художественного образования в Российской Федерации).

Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современного образования. Изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где – либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставит занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.

Под креативностью в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми [25].

Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться [29].

Постепенно из занятия в занятие у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают,и пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.

Учить можно не только приемам и операциям, которые принято называть «техническими», но и способам действия, опробовав которые, ребенок подготавливает себя к творчеству. Другое условие – это применение педагогических средств, пробуждение творческой активности воспитанников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребенку должно стать интересно то, что ему предстоит сделать.

Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей детей (тактические задачи воспитателя):

Развитие предпосылок композиционного мышления и воображения воспитанников.

Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.

Развитие эстетических чувств, эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому предмету.

Развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной работы.

Реализовать поставленные задачи можно в процессе изучения любой образовательной области. Преимущество воспитателей заключается в том, что в силу возрастных особенностей детей, они могут приступить к решению проблем изобразительного искусства значительно раньше.

Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

  • определенный уровень интеллектуальных способностей;
  • аналитические способности;
  • быстрота реакции и легкость ассоциирования;
  • нестандартность мышления;
  • творческое воображение;
  • развитие интуиции.

Следовательно, в центре занятий по развитию творческих способностей должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

(см. приложение А)

Широкие возможности для развития творческих способностей дошкольников содержит в себе техники кляксографии, монотипии, рисование пальчиками, ладонью, эффект потрескавшегося воска, клеевые картины, рисунки с солью, крупой, песком, процарапанные узоры, узоры из точек, выдувание рисунка и многие другие нетрадиционные техники рисования.

Использование различных форм и приемов работы на занятии позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включенные в ход занятия, приемы работы в различной технике и с различными материалами создают необходимые условия для развития у детей творческих изобразительных способностей.

(конспект см. в приложении В)

Огромное значение для творческого развития детей имеют коллективные формы работы: коллективные обсуждения, создание коллективных панно и др.

Сформировать творческую личность дошкольника, может только творчески работающий педагог, когда присутствует сотрудничество, сотворчество ребенка и взрослого.

Очень важно, чтобы на занятиях изобразительной деятельности звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума.

2.2. Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей детей.

Творческая активность дошкольников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности. В области искусства способность ребенка к творчеству развивается в процессе их приобщения к мировому художественному наследию, а также в процессе самостоятельной работы в том или ином виде искусства [14].

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования ученых все чаще напоминают, что человек-творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности.

Рисуя, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова его испытать.

Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.

Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.

Развитие детей – это высшая ценность работы детского сада.

Для развития творчества и систематизации знаний необходимо ставить следующие задачи:

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Формировать у детей знания, умение и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать [20].

Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображений, соединения в одном рисунке разных материалов и техник с целью получения выразительного образа.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные чувства на предложение рисовать.

Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей.

Необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, удивляет, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом исследования и познания, создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, координации мелкой моторики пальцев рук.

Учитывая значимость данного вида работы ее необходимо начинать уже с раннего возраста. Поскольку нет предела видам и формам изобразительного творчества детей, то и продолжать ее можно на всех ступенях обучения.

Для обучения методике нетрадиционного рисования достаточно подручных материалов: бумага (тетрадные листы, газетные страницы, листья деревьев), вода (на столе), краски (акварель, гуашь), восковые мелки. Получив тему, ребенок вправе выбрать сам материалы и метод изображения.

Для дошкольников старшего возраста активно применяются следующие техники:

Ниткопись. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются (эта техника интересна и старшим детям, когда есть немного времени для эмоциональной разгрузки ребята любят пофантазировать с получаемыми образами)

Отпечатки природных материалов. Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге, окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый разберется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые мелки и акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень непростая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

пластилинография (2).jpg

Пластилинографию и рисование сухой кистью можно использовать для изображения животных. Монотипия, рисование свечой, батик, рисование по сырой бумаге и другие[15], [26].

Помимо уже названых методов, применяются техники: гратаж, интересно в этой технике получаются работы на тему «Глиняная керамика», работы в жанре пейзажа. Набрызг и рисование мыльной пеной замечательно применяется для темы «Мир космоса» и зимних пейзажей.

Вместе с изучением физических свойств материалов, дети могут анализировать их химические свойства. Очень интересен опыт рисования на сырой бумаге с применением соли. Необычные формы, полученные при применении этих техник, пробуждают фантазию, призывают исследовать. И такое нестандартное творчество нравится всем детям без исключения.

Краткие выводы по второй главе

Использование различных форм и приемов работы на занятиях позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс по созданию рисунка, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включенные в ход занятия, приемы работы в различной технике и с различными материалами создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей при создании рисунка, поделки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из поставленной цели исследования и определенных для ее решения задач, нами был сделан теоретический обзор литературы что позволило прийти к следующим выводам: творческие способности личности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения определенного вида творческой деятельности.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.

Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяется отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальные характер.

Дошкольный возраст сенситивен для закладки основ изобразительной грамоты. Именно в этот период дети очень чувствительны к цвету, форме. Они способны выделять и цвет, и форму, как в собственных изображениях, так и в окружающей обстановке.

В процессе творческого развития ребенка педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от педагога гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим и именно он в наибольшей степени ориентирован на развитие у детей воображения.

С целью развития творческих способностей дошкольников целесообразно предложить им такие виды задач, которые предусматривают свободное сочетание мнимых и реальных образов.

Творческая активность детей, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности. В области искусства способность учащихся к творчеству развивается в процессе их приобщения к мировому художественному наследию, а также в процессе самостоятельной работы в том или ином виде искусства.

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Официальные документы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Допуск из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. М.: 2009. 416 с.

4. Введение в психологию/ [под ред. А. В. Петровского]. М; Академия, 1995. 486 с.

5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М; Знание, 1973. 117 с.

6.Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: монография / Н.Е. Веракса. Уфа: Вагант, 2006. 210 с.

7.Волкова А.А. Художественное творчество дошкольников. М; Академия, 2012. 132 с.

8.ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 2006. 184с.

9.ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 2007. 345 с.

10.ВыготскийЛ.С. Психология. М.: Смысл, 2010. 1008 с.

11.Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А.С. Галанов М; Просвещение,2000.112с.

12.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М; Просвещение, 2000. 138 с.

13.ДавыдоваГ.Н. Живопись. Детский дизайн / Г.Н.Давыдова. М.: 2013. 80 с.

14.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей / М; Просвещение, 2014. 78 с.

15.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. / Н.В. Дубровская. СПб, 2002. 94 с.

16.Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М; Мозаика – Синтез, 2012. 12-23 с.

17.ЗавалишинаД.Н. Творческий аспект практического мышления / Психологический журнал. 2011. № 2. С. 18-19.

18.ИвановаН.И. Воображение и творчество детей /Начальнаяшкола. 2005. №10. С. 58-59.

19.ИгнатьевЕ.И., Лукин И.С., Громов М.Д. Условия развития и формирования способностей младших школьников. М.: Просвещение, 2010. 120 с.

20.ИльинаА. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. 2004. №2. С. 48-53.

21.КазаковаТ.Г. Развивайте творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2013. 192 с.

22.Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов. М; Академия, 2008. 416 с.

23.МорозовА.В. Основы психологии. Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. 351 с.

24.Мухина В.С. Возрастная психология. М; Просвещение, 2011. 152 с.

25.ПетровскийА.В. Психология формирования и развития личности. М.: Просвещение, 2011. 198 с.

26.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М; Просвещение, 2004.

27.Романова Р. Чем мы только не рисуем! / Дошкольное образование. М; 2000. №3-4.

28. Сакулина Н.П. Рисование в детстве. М; Академия, 2014.265 с.

29.СластенинВ.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2010. 480 с.

30.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М; Концептуал, 2017. 144 с.

31.Цалок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. М.:2009. 148 с.

32.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд. перераб, и доп. М.: Логос, 2006. 320 с.

33.Флерина Е.А. Развиваем детское творчество. М; Просвещение, 2001,265 с.

34.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2009. 360 с.

Электронные источники удалённого/локального доступа

  1. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. М.: Просвещение, 1977. [Электронный ресурс] / URL: http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-1.shtml (дата обращения: 4.11.2017).
  2. Методика обучения изобразительной деятельности / Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Просвещение, 1985. [Электронный ресурс] / URL: http://bookre.org/reader?file=585564 (дата обращения: 5.11.2017).
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство Питер, 2000. [Электронный ресурс] / URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-171.html (дата обращения: 4.11.2017).
  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] / URL: http://www.psychology.ru/library/p001.stm (дата обращения: 4.11.2017).

Приложение А.

Игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников.

Таких игр и упражнений существует множество. Чтобы результат был положительным, а ребенок не терялся в правилах, достаточно выбирать одну - две игры, постепенно усложняя и дополняя их.

«Четыре цвета». (упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников). Предложите ребенку выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После выполнения работы предложите ему рассказать, что он хотел выразить и что означают отдельные детали рисунка.

«Две феи». (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Для игры понадобятся два листа бумаги с одинаковыми фигурками. Ребенок должен с помощью карандашей одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую, причем, предварительно беседовать с малышом не нужно. Пусть он подумает, как это можно сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Волшебная клякса». (упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами). Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого ребенок видит в этой кляксе?

«Что это такое?» (игра для обучения созданию новых образов на основе восприятия предметов – заместителей). Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Ребенку предлагается с начала описать какой – то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

«Превращение». (игра стимулирует развитие творческих способностей детей). Нарисуйте 4 круга ребенку, предложите ему превратить их во что-нибудь (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик, часы и т.п. Кстати такие же задания можно выполнять с другими геометрическими фигурами.

«Нелепицы». Для игры потребуется картинка с любым сюжетом: лес, двор, квартира. На этой картинке должно быть 6-10 ошибок, т.е. что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие – незаметны. Ребенок должен показать, что нарисовано неверно.

Детям предлагаются игровые упражнения, в которых требуется: придумать правила построения дорожек, мостов через преграды, расселения фигур в домиках; догадаться, как увеличить лесенку, составленную из цветных палочек; нарисовать картину «Зимний лес»; создать новый силуэт, нарисовать солнце карандашом, который умеет рисовать только квадраты и др. 

Приложение В.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему: “Волшебные цветы”.

Цель: - учить детей выражать красоту природы через средства изобразительной деятельности, с помощью цвета, формы, композиции.

Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать технические навыки рисования, умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Учить создавать выразительный образ летней природы. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества и творчества сверстников.

Оборудование: шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.

Словарная работа: разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, цветы волшебные, шуршит (карандаш), клубочек.

Ход деятельности: через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете цветы? (Ромашка, петуния, розы и т.д.)

Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем те самые красивые цветы, которые мы видели на нашем участке.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж,

Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (с помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а, чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело играть,

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись.

Вот такие молодцы!

Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”.

(Показываю прием рисования)

- Беру нитку, а теперь свертывать нитку на лист так, чтобы получился клубочек. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой свертывать нитку на листок, как это делала сухой ниткой. Конец сухой нитки направляю вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка клубочек придавливаю, медленно вытягивайте нитку из-под ладошки. Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета.

- Пробуйте, и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть.

Физминутка “Цветы”

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

Плавно раскрывают пальцы.

Помахивают руками перед собой.

Плотно закрывают пальцы.

Плавно опускают их на стол.

(Упражнение повторить 2–3 раза)

- Ребята, пока мы отдыхали, наши разрисованные необычным способом цветы подсохли, и мы можем их дорисовать, нарисуйте к ним листочки (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхают работы, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)

- Ну вот, ваши цветы совсем готовы и можно их подарить вашим мамам!

Моделирование букетов.

«Минутка любования» и обсуждения детских работ.