Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сущность и соотношение понятия права и закон

Содержание:

Введение

Проблема соотношения права и закона существовала практически с древнейших времен - с тех пор, как появилось право. Эта проблема рассматривалась множество раз как в рамках российского, так и в рамках права других государств, но, по замечанию русского юриста А.С.Лифшица, сделанному еще в начале века, "приходится констатировать, что проблема эта "является той скалой, о которую не раз ломали свои копья выдающиеся ученые и мыслители". [5, c. 1]

Понятие закона (см. приложение А) раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка. Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо “кабинетная”, академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

"Юристы все еще ищут определение права", - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений. [10, с.79]

Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему.

Тема закона и права рассматривается множеством научных работ и монографий известных российских ученых: Алексеева С.С. "Проблемы теории права", Лазарева В.В. "Общая теория права и государства", Хропанюка В.Н. "Теория государства и права", Спиридонова Л.И. "Теория государства и права", Черданцева А.Ф. "Теория государства и права", Бабаева В.К. "Теория государства и права" и др.

Тем не менее сложившаяся политико-экономическая ситуация в России обусловливает выдвижение проблем соотношения закона и права в ряд наиболее значимых проблем юридической науки, требующей тщательного изучения и постоянной доработки.

Предметом исследования является проблема соотношения, совпадения понятий «закон» и «право».

Объектом исследования являются государство и право.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: дать краткий системный анализ соотношения закона и права в концепциях современной юридической науки.

Задачи работы:

- изучение понятий «право» и «закон»,

- выявление их основных характеристик,

- взаимодействие этих понятий.

Гипотеза работы. Соотношение права и закона оказывается сложным, неоднозначным, что полностью соответствует сложности реальных общественных отношений. Если та или иная справедливая идея не получает нормативного закрепления, она остается в сфере морали как пожелание, не имеющее обязательной силы. Это еще не право. Если же справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом и, будучи реализованной в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, так как не все законы справедливы. С другой стороны, право шире закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

Теоретическую основа курсовой работы составили работы исследователей ученых в области общей теории права, философии права, отраслевых юридических наук по проблемам теории и методологии правосознания, реализации права и закона: Емельянов С.А., Певцов Е.А., Разумович Н.Н., Седугин П.М., Спиридонов Л.И., Шиловод М.И. и др. 

Методологическую основу исследования составили: общенаучные методы научного познания (диалектический метод, анализ, синтез, системный и структурный подход, логический метод), специальные методы (психологический, статистический, конкретно-социологический метод) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, методы толкования норм права).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования основных ее положений при изучении студентами дисциплины «Теория государства и права».

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Глава 1 История возникновения закона и права, их сущность и соотношение

    1. Сущность и соотношение понятия права и закон

В повседневном обиходе под правом подразумевают за­коны и иные акты, которые создаются государством для регулирования отношений между людьми и охра­няются с помощью средств принуждения. В этом инту­итивном представлении нет, однако, главного - не определены истоки происхождения, сущность, социальное значение и механизм функционирования права; допускается ошибочное отождествление права и законодательства.

Известно, что становление права как системы регу­лирования норм поведения и защиты личности тесно связано с возникновением неравенства внутри общнос­ти людей. Право было призвано выражать притязание отдельного или группы индивидов на те или иные блага: «Я имею право...», «У вас нет права...»

С помощью права эти притязания как бы освяща­ются, признаются правильными, справедливыми.

Практическое значение права состоит, однако, не только в провозглашении правового положения чело­века в обществе, а и в его защите. Для этого потребовался механизм осуществления и защиты самого права - закон и государство. В этой связи сведение права к сумме законов, а тем более к отдельным пред­писаниям государственных органов, ведет к подмене первого вторым. Право - не только совокупность об­щеобязательных норм поведения, а и система принци­пов, политика в различных отраслях законодательст­ва, множество ненормированных установлений в гражданском обществе. Государство поэтому не приду­мывает право, а закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости. Сущность права про­является в действии, детализации, практическом ре­гулировании объективных отношений между людьми, между гражданами и государством и т. п.

Именно в силу этого обстоятельства смысл права и закона состоит в том, что право - это прежде всего сама жизнь, а законы лишь постольку являются пра­вом, поскольку адекватно отражают динамику объек­тивного общественного развития. В формуле закона право приобретает свою определенность, точность, за­вершенность. Закон как бы «вторичен» по отношению к норме права, но и права нет без закона.

В российском юридическом языке понятие «закон» имеет два смысловых значения. Закон в широком смысле слова - это любой акт государственной влас­ти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон - это высший нормативный акт государственной власти. Закон, как видим, является результатом разумной деятельности законодателя, в то время как норма права складывается стихийно и не имеет автора.

Принимаемые высшим представительным органом (парламентом) законы являются, следовательно, со­единением права и политики. Поэтому в законе, как правило, сочетаются право и справедливость, с одной стороны, политическая сила и целесообразность - с другой. История знает немало примеров, когда пар­ламентское большинство проводило в законах свои сословно-классовые интересы за счет попрания естест­венных прав человека. Это один из примеров, когда сталкиваются две правды: правда политической це­лесообразности и правда «естественного права» - справедливости и свободы делать все, что не вредит другим.

В первобытном обществе правовая система была словесная, устная и состояла из традиций, нравов, ве­рований, которые управляли поведением людей.

В I тысячелетии до н. э. право и закон в значитель­ной мере были упорядочены и воплощены в законах. Десять заповедей и кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.), до сих пор сохраняю­щие свое значение, - являются одним из самых ран­них примеров свода законов.

Этот юридический документ закреплял неравенство между людьми, разделяя их на три класса, последний из которых составляли рабы. В нем отчетливо различаются признаки кодификации (систематизации), де­ление на такие разделы, как положение личности, брак и семья, собственность, договор и обязательства. В кодексе оговариваются нормы заключения договора при всех актах купли-продажи, принципы охраны мести человека от ложных, бездоказательных обвине­ний. Завершается кодекс напоминанием, что «царь есть «царь права», приравненный к солнцу, богу спра­ведливости».

Самый совершенный правовой кодекс Древнего мира - это римское право. Его нормы, включающие все аспекты правовой жизни, были основаны на идее о том, что «здравомыслие должно управлять человечес­ким поведением».

В составе права, действовавшего в Римской импе­рии, юристы выделили три части: естественное право, право народов и право граждан.

Естественное право, по представлениям, напри­мер, Марка Туллия Цицерона, распространяется как на людей, так и на мир животных. По естественному праву все люди рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного права, составляли правила, которые установил для людей Мировой разум. Римские правители использовали это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Ими были введены в норму законов ведение войны, рабство, основание царств и другие установления.

Право граждан, или цивильное (гражданское) право, регулирует отношения между свободными рим­лянами. Цивильное право, писал римский юрист II в. Гай, являлось «собственным правом государства». Ис­точником этого права другой римский юрист и госу­дарственный деятель, Эмилий Папиниан, называл за­коны, решения плебеев, постановления Сената и т. п.

Разграничение прав народов и прав граждан, прове­денное в римской юриспруденции, имело цель оправ­дать рабство, агрессивные войны и неравенство завое­ванных народов по отношению к римлянам.

Римское право было позднее использовано католи­ческой церковью в ее каноническом (то есть церков­ном) праве, а в Восточной Римской империи - визан­тийским императором Юстинианом. Знаменитый кодекс Юстиниана (около 553 г.) является основани­ем, на котором построена вся современная европей­ская правовая система (за исключением Великобрита­нии). Впервые кодекс Юстиниана закреплял такие по­нятия права, как «лицо», «вещь», «сделка», состав­ляющие сегодня основу частного права.

Яркими представителями светской политико-правовой мысли были греческие философы Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) и их римские после­дователи Цицерон, Гай, Улъпиан и др. (I в. до н. э.— III в. н. э.). [12, c. 35-39]

    1. История возникновения закона и права, на примере нескольких древних цивилизаций

Многие устоявшиеся правила поведения людей превращались в обычаи, традиции, а с появлением государства стали охраняться его властью и фиксироваться в письменных источниках. Это были первые законы, в которых формулировались дозволения и запреты, а также формы наказания за их неисполнение.

Египет. Древнейшим источником права в Египте был обычай, который стал основой законодательства фараонов. От Древнего царства сохранились царские указы, устанавливавшие права храмов и царских поселений. Сохранился судебный протокол Древнего царства, содержавший разбор дел о наследстве, акты судебных процессов о заговоре против фараона Рамзеса III.

Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. Царские судьи носили титул «жнеца богини истины». В столице находилась высшая судебная инстанция – «шесть великих домов». Уже в древнем египетском праве закрепляются понятия купли-продажи займа, аренды. В семейных отношениях дети назывались по имени матери, ведущую роль играл брак в форме договора, развод был свободным. По наследственному праву дочери и сыновья наследовали имущество в равных долях. За наиболее тяжкие преступления (государственная измена, мятежи) ответственность несли все члены семьи виновного. В судах применялись пытки. [3, c.21]

Вавилон. Обнаруженный на территории нынешнего Ирана черный базальтовый столб позволил распознать некоторые особенности права Древнего Вавилона. В сборнике законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) были урегулированы отношения собственности семьи, труда. В этих законах сохранились черты неписанного права – обычаев. Дети несли ответственность за преступления родителей. В качестве наказания преступника изгоняли из места своего жительства, а родственники погибшего должны были мстить за своего человека.

Вот некоторые статьи законов Хаммурапи. «45. Если человек отдал свое поле землепашцу за арендную плату и получил арендную плату за своё поле, а затем Адад затопил поле, или же половодье унесло урожай, то убыток принадлежит только землепашцу. 59. Если человек срубил дерево в саду человека без хозяина сада, то он должен отвесить ему ½ мины серебра. 253. Если человек нанял человека для управления своим полем и доверил ему семена, передал ему скот и обязал его договором обрабатывать поле, то, если этот человек украл семена или же фураж, и это было схвачено в его руках, ему должны отрубить его руку. 258. Если человек нанял погонщика волов, то он должен платить ему по 6 угров зерна в год. 17. Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему 2 сикля серебра. 143. Если жена не блюла себя, а изменяла мужу, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду. А в случае неверности мужа жена может взять свое приданое и вернуться в дом отца».

Индия. Право возникает при особом влиянии религии. Основными его источниками становятся религиозные поучения, в частности законы Ману (мифического прародителя людей). Характер наказания зависел от положения человека в обществе. Вора, захваченного на месте преступления, можно было убить. За кражу, совершенную ночью, отрубали руку и сажали на кол.

В законах Ману говорилось: «…Девочка, молодая или даже пожилая женщина ничего не должны делать по своей воле, даже в собственном доме. В детстве женщина должна подчиняться отцу, в молодости – мужу, после смерти мужа – сыновьям. Женщина никогда не должна быть самостоятельной. Она никогда не должна желать разлуки с отцом, мужем или сыновьями. Покидая их, она подвергает оба семейства презрению. Она должна повиноваться тому, кому могут отдать её отец или брат. …При распределении военной добычи лучшую долю следует отдать царю. …Где идет черное красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются».

Китай. Особое влияние на право оказала религия. В праве разработана сложная система наказаний, предусматривающая различия между неосторожными или умышленными деяниями. В законодательстве перечислялись возможные провинности (около тысячи), каждая из которых в конкретных ситуациях предусматривала свой вид наказаний: клеймо тушью на лице, отрезание носа, ног, превращение женщин в рабынь, отрубание головы и т. д.

Афины. Обычаи стали фиксироваться в первых законах в четкой и системной форме (621 г. до н. э. – Законы Дракона). Появление собственности вызвало необходимость регулирования имущественных отношений в законах. Все имущество, которым мог владеть свободный гражданин, делилось на видимое (земля, рабы, скот) и невидимое (деньги, драгоценности). В семейных отношениях вступление в брак считалось обязательным, при этом заключался он в форме договора с главой семьи. За совершение преступления (оскорбление богов, обман народа, убийство, плохое обращение с родителями) предусматривалось наказание, целью которого было причинить страдания человеку.

Рим. В Римской империи еще в древнейший период право получает название «цивильное», так как его участниками могли быть только римские граждане. В 451 г. до. н. э. обычные установления были зафиксированы в «Законах XII таблиц» (это были специальные доски, которые так и не дошли до нас в своем первоначальном виде). С предельной четкостью разрабатываются нормы института права собственности. Многие понятия, выработанные римскими юристами, послужили основой современного законодательства многих стран, они используются и в российском законодательстве. В семейных отношениях предусматривалось несколько форм брака. Брак в религиозной форме сопровождался особыми религиозными обрядами, поеданием лепешек и клятвой жены в верности. В светской форме предполагалась покупка невесты. А вот третья форма основывалась на равноправном положении мужа и жены. Договор о браке возобновлялся каждый год. Для этого жена должна была на три дня уходить от мужа, чтобы прервать срок давности и не закрепить власть мужа над собой. В классический период право достигает своего расцвета. Формулируются признаки частного права, касающегося «пользы отдельных лиц и публичного, относящегося к положению римского государства». Право стало прочно ассоциироваться со справедливостью.

Уже в древности право выступало как регулятор различных сфер общественных отношений: семейных, имущественных, уголовных и т. д.[7, c. 8-11]

1.3 Олицетворение закона и права по Аристотелю

Право, по Аристотелю, олицетворяет собой полити­ческую справедливость и служит нормой политическо­го общения свободных и равных людей. Понятие справедливости, замечает Аристотель, связано с представ­лением о государстве, так как право, служащее крите­рием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Право характеризуется Аристотелем так же, как равенство. Но в соответствии с его трактовкой принци­па справедливости это равенство не абсолютно, а отно­сительно, поскольку люди не равны по своему положе­нию. В самом деле, указывает Аристотель, люди более благородного происхождения - с большим правом граждане, чем люди низкого происхождения.

В политическом праве он вычленяет естественное и условное (позитивное) право.

Естественным правом Аристотель называет то, что везде имеет одинаковое значение и не зависит от при­знания или непризнания его в законодательстве того или другого государства.

К области условного права им относятся установлен­ные людьми законоположения и всеобщие соглашения.

Кроме того, Аристотель различает писаный закон и неписаный (обычай). Последний он относил не к естественному, а к позитивному праву.

Различая право и закон, Аристотель отмечал, что «всякий закон в основе предполагает своего рода право». Это означает справедливость лишь того зако­на, который опирается на соответствующее право. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

Закон, а не человек, утверждает Аристотель, олице­творяет верховную власть в государстве. Закон свобо­ден от человеческих страстей и представляет собой «уравновешенный разум». Разумеется, закон, как и отдельный человек, не может предусмотреть все воз­можные конкретные случаи жизни, но при этом он является незаменимым регулятором политических от­ношений. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недо­статок и восполнить пробел, оставленный законода­телем.

Подобное преодоление отрицательных последст­вий общего характера закона Аристотель называ­ет правдой. «Такова природа правды: она заклю­чается в исправлении закона в тех случаях, где он вследствие своей всеобщности неудовлетвори­телен».

Правда тоже справедлива, хотя и не в смысле буквы закона, а в духе самого законодателя.

Аристотель - сторонник законодательной регла­ментации всех основных аспектов общественной, по­литической и частной жизни людей. И в этом смысле он является «законником». Он последовательно отста­ивал нравственный принцип: «То, чего закон не при­казывает, то он запрещает».

Отличительную особенность закона как властного акта Аристотель видит в его принудительной силе.

Однако, подчеркивает мыслитель, никакой пользы не принесут самые полезные законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственно­го строя и законодательства. [12, c. 39-41]

Глава 2 Реализация права и закона в жизни общества и российское право

2.1 Правовая культура и особенности реализации закона и права в жизни общества

Начало становлению гражданского об­щества в России было положено отменой крепостного права и освобождением крестьян от личной зависимос­ти (1861). В русском языке с тех пор синонимом сво­боды стало слово «воля». Теперь крестьянин мог жить по своей воле, а не барской. Но эпоха либерально-правовых реформ растянулась на несколько десятилетий. Жесткое самодержавное давление «сверху» еще дол­гие годы лишало трудящихся обладания правами.

Февральская революция 1917 г. открыла перед Россией возможности, но не решила в полном объеме политико-правовые и гражданские свободы. Объективности ради отметим, что Октябрьская революция создала предпосылки для осуществления переориен­тации общественного сознания к гуманистическому праву и правопорядку. В их числе первые в истории России конституционные акты: Декларация прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, Конституции 1918 и 1924 гг. В начале 20-х годов и в 60-е годы была проведена кодификация системы права и зако­нодательства. Многие кодексы 60-х годов действуют в России и в настоящее время, до принятия новых ко­дексов. Однако в первых и последующих советских конституциях игнорировался один из основных прин­ципов политико-правовой свободы: политическая воля граждан, в том числе и идеологических против­ников режима власти. Здесь сказалось отрицательное отношение советской юриспруденции к буржуазному праву вообще, общечеловеческим, естественным нор­мам права в частности. Еще в конце 20-х годов известный юрист П. И. Стучка с горечью писал: «Ныне еще спрашивают: зачем нам выдумывать и обосновы­вать советское право, если оно также должно впос­ледствии исчезнуть?»

В современной России в ряду проводимых корен­ных реформ осуществляется и реформирование систе­мы российского права: публичного и частного. Пуб­личное право регулирует отношения между государст­вом и гражданами. Схематично эти отношения можно представить в виде вертикали, где верхняя точка озна­чает власть, нижняя — подчинение.

Публичное право — многоотраслевая сфера. Его со­ставляют следующие отрасли: конституционное (или государственное), административное, уголовное и уго­ловно-процессуальное право.

Частное право регулирует отношения между субъектами права (индивидуумами, коллективами) на основе взаимных обязательств. Субъектоотношения строятся по горизонтали. Здесь нет руководи­мых и руководителей. Все участники равноправны, выступают сторонами, партнерами, контрагентами. В сфере частного права все субъекты (в том числе и государственные структуры) выступают как «част­ное лицо». К частному праву относятся граждан­ское (не путать с правами граждан, включающими весь комплекс прав подданных государства), трудо­вое, семейное право.

В связи с рассматриваемой темой кратко познако­мимся с конституционным правом и его главным нормативным актом — Конституцией Российской Фе­дерации 1993 г., особенно с той ее частью, где непо­средственно отражены права и свободы человека. Любая конституция формулирует лишь фундамен­тальные права и обязанности человека. Но их перечень может быть расширен специальными законами представительной власти.

Конституция 1993 г. (особенно ее вторая глава) об­ращена к личности, к человеку, гражданину. В ней нет установок на верховенство одних и намека на косвенную подчиненность других. В Конституции впе­рвые записано признание идеологического и полити­ческого многообразия, многопартийности, равенства перед законом общественных организаций; никакая религия не может признаваться государственной.

Конституция Российской Федерации (см. приложение В) гарантирует всем жителям страны следующие гражданские права и свободы.

  1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Только суд имеет право вынести обвинение и лишить человека свободы. До решения суда об аресте человек может быть задержан правоохранительными органа­ми, гласит статья 22, на срок не более 48 часов. При этом ограничение свободы допускается только по тем основаниям, которые перечислены в законе.
  2. Право на уважение личности. В новой Конститу­ции РФ впервые вводится в юридический обиход тер­мин «достоинство личности», охраняемое государст­вом (статья 21).

Конституция категорически запрещает применение пыток, насилия, жестокие медицинские опыты, уни­жающие достоинство человека.

  1. Право на неприкосновенность таких сторон част­ной жизни, как сфера семейных, дружеских, деловых отношений (статья 23). В Конституции установлены следующие гарантии неприкосновенности частной жизни:
  • защита через суд чести и доброго имени личности;
  • соблюдение тайны переписки, телефонных или иных переговоров. Ни один посторонний человек не может читать чужие письма, подслушивать телефон­ные разговоры.

Только правоохранительным органам разрешается законом в определенных случаях вторгаться в частную жизнь;

  • сбор, хранение и использование информации о том или ином человеке без его согласия запрещается, исключение из этого запрета оговорено законом;
  • неприкосновенность жилища. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживаю­щих в нем лиц. В то же время законом определены исключительные правила проникновения в жилище без согласия хозяев.

4. Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации, право свобод­ного выезда за пределы России и беспрепятственного возвращения для ее граждан. Однако в реализации этих прав на практике существует немало препятст­вий. С ростом в последние годы преступности в городах России вновь ужесточен паспортный режим. Для выезда за границу в большинство развитых стран тре­буется приглашение и въездная виза. Исключение со­ставляют страны СНГ, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния, Турция.

5. Право на свободу мысли, слова и беспрепятст­венное выражение мнений и убеждений (статья 29). Никто не может быть принужден к выражению мне­ний и убеждений или отказу от них. Свобода мысли и слова является предпосылкой интеллектуального раз­вития общества, возникновения новых идей, проявле­ния творческой фантазии.

Проявлением свободы мысли и слова является га­рантированная Конституцией (статья 44) свобода ли­тературного, научного, технического и других видов творчества, а также свобода преподавания. Например, два учителя истории могут по-разному истолковать те или иные события. И ученики тоже могут иметь свое мнение, отличное от учительского. Иное дело, что учи­тель может изложить, а ученик должен знать факты, относящиеся к данному событию, и разные точки зрения на него, даже те, с которыми он не согласен.

6. Гарантированное право на свободу совести, на исповедание любой религии или вообще право не испо­ведовать никакой. Современная Конституция России предоставляет право всем верующим свободно изла­гать свои взгляды по вопросам веры. Равно и атеистам предоставляется право вести пропаганду материалистических взглядов. Это одно из проявлений свободы слова. Но и верующие, и атеисты не должны ос­корблять чувств своих идейных оппонентов.

Российская Конституция провозглашает отделение церкви от государства и школы от церкви. Российское государство является светским, то есть нейтральным и к религии, и к атеизму. Но эти положения не соблю­даются: по каналам государственного радио и телеви­дения регулярно транслируются религиозные пропове­ди представителей разных конфессий.

7. Право граждан России свободно определять и указывать (или не указывать вообще) свою националь­ную принадлежность (статья 26).

К этому праву примыкает и право пользоваться родным языком, самому избирать язык общения, вос­питания, обучения и творчества. Осуществление этого права требует развития широкой сети школ, в кото­рых бы дети обучались на языках тех национальнос­тей или национальных групп, которые компактно про­живают в данном регионе.

В Конституции РФ, как и в конституциях многих других, либерально-демократических государств, граж­данские права объединены в одну группу с правами по­литическими. И те и другие направлены на обеспече­ние свободы личности в ее индивидуальных и общест­венных проявлениях.

Политические права определяют возможности ак­тивного участия граждан России в управлении госу­дарством и в общественной жизни. Конституция 1993 г. предоставляет своим гражданам следующие политические права:

  • участвовать в управлении делами общества и го­сударства;
  • избирать своих представителей в органы госу­дарственной власти и местного самоуправления;
  • быть избранными.

Участие в управлении делами государства осущест­вляется двумя способами: через выборы представите­лей в органы власти и непосредственно через выраже­ние воли на референдуме по какому-либо вопросу. Эти права регулируются специальными законами, о кото­рых речь пойдет в следующих темах.

Важнейшим политическим правом граждан являет­ся право на объединение в партии, профсоюзы, раз­личные добровольные общества, творческие союзы. Деятельность этих объединений тоже регулируется специальными законами, о которых мы расскажем в двенадцатой теме.

В соответствии со статьей 31 Конституции гражда­не имеют право собираться мирно и без оружия. Это право граждане используют для проведения собраний, митингов, демонстраций. Организаторы таких меро­приятий должны заранее известить о них местные ор­ганы управления.

В российском обществе конца XX в. обострились социально-экономические проблемы. Экономические права человека не менее важны, чем гражданские права. В Конституции впервые законодательно за­крепляются права человека на охраняемую законом частную собственность в различных ее видах, в том числе на землю и плоды творческой деятельности (книги, музыку, картины, изобретения и т. п.). Для современных российских граждан это совершенно новая сторона права.

В Конституцию включен целый комплекс социаль­ных гарантий. К ним относятся:

  • право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы;
  • право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь, которая в государственных больницах и по­ликлиниках оказывается и должна оказываться бес­платно;
  • право на социальную защиту — получение пен­сии по возрасту, инвалидности, в случае потери кор­мильца;
  • право на жилище: никто не может быть произ­вольно лишен жилища. Малоимущие могут получить квартиру в государственном или муниципальном доме бесплатно либо за доступную плату;
  • право на образование: государством гарантиру­ется общедоступность и бесплатность дошкольного, ос­новного общего и специального (техникум) среднего образования. Одновременно в стране развивается сеть платного среднего образования: лицеи, колледжи, гимназии и т. д. Высшее образование бесплатно лишь в государственных вузах и лишь для тех, кто выдер­жал конкурсный экзамен;
  • все жители России в соответствии со статьей 6 Конституции и специальным Законом о гражданстве имеют право на гражданство. Установлены два глав­ных основания для приобретения гражданства: по «праву почвы» или по «праву крови», то есть по само­му факту рождения на российской земле, или в слу­чае, если хотя бы один из родителей является гражда­нином Российской Федерации. Гражданство приобре­тается по заявлению желающего приобрести россий­ское гражданство и по решению соответствующего го­сударственного органа. По российскому закону о граж­данстве основаниями для этого приобретения являют­ся уже указанные причины — они наиболее распро­странены.

Гражданин РФ не может быть лишен гражданства, но имеет право добровольно изменить его. Более того, допускается двойное гражданство, если имеются специальные соглашения с теми или иными государства­ми, прежде всего в рамках СНГ. В государствах Содру­жества за пределами проживания своей национальнос­ти живут 70 млн человек, в том числе около 40 млн русских. Многие из них не желают рвать юри­дические связи с государством своей национальности. Недавно принятый новый Закон о гражданстве про­возглашает, что все российские граждане, где бы они ни проживали, находятся под покровительством свое­го государства и его защитой.

Обладание правами возлагает на граждан исполне­ние круга обязанностей перед обществом и государст­вом. Конституция РФ обязывает каждого гражданина:

  • соблюдать Конституцию РФ и федеральные за­коны; уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
  • сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к животному и растительному миру;
  • заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории, культу­ры и природы.

Формулировки этих обязанностей носят общий ха­рактер, они конкретизируются специально изданными законами.

Конституция РФ предусматривает также и такую группу гражданских обязанностей, формулы которых носят конкретный характер:

- обязанность родителей или лиц, их заменяю­щих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Специальный закон 1993 г. об образова­нии регулирует эти вопросы. В нем же установлено понятие общего основного образования. Сегодня это девять классов средней школы. Получить этот мини­мум образования должен каждый школьник;

- обязанность всех жителей России платить уста­новленные законом налоги и сборы, которые составля­ют основу бюджета для последующего финансирова­ния Вооруженных Сил и правоохранительных орга­нов, управленческого аппарата, программ образова­ния, науки, здравоохранения, спорта и других инсти­тутов общества.

Уклонение от уплаты налогов, сокрытие дохода от налогообложения являются злостными правонаруше­ниями и строго караются: предусмотрены крупные штрафы и уголовная ответственность;

- защита Отечества — эта обязанность определена в Конституции как долг гражданина Российской Фе­дерации. Слово «долг» здесь употреблено впервые. Защита Отечества не только юридическая, но и мораль­ная, нравственная обязанность граждан России, для которых Отечество — это не только государство, но прежде всего семья, близкие, друзья, природа и куль­тура.

Защита Отечества предполагает несение воинской службы, регулируемой специальным законом. [12, c. 43-57]

    1. Российское право: истоки, развитие

Русское право по сравнению с западноевропейским оставалось доль­ше на примитивной стадии развития, несмотря на сильное византийское влияние в эпоху поздней анти­чности и и раннем средневековье, особенно в тех реги­онах, которые и дальнейшем образовали западную часть России.

Наиболее ранний из дошедших до нас юридических памятников - «Русская правда». Она была главным источником права на Руси с XI по XIV в. По своему содержанию и юридической технике этот гражданско-правовой сборник недалеко ушел от варварских «правд» эпохи переселения народов, а его авторы ис­пытали на себе сильное влияние как византийского, так и скандинавского права.

«Русская правда» содержит попытки регулирова­ния кровной мести, то есть отражает те же черты развития общества, которые имели место в правовых памятниках того времени (южногерманских и сканди­навских). В общем уровень права Древнерусского госу­дарства соответствовал уровню правового развития других раннефеодальных государств.

Другими словами, страна развивалась в основном в рамках феодальной организации общества, в которой можно обнаружить много сходных черт с условиями Западной Европы. Монголо-татары уничтожили систе­му правового порядка и установили более чем на два века (1240-1480) авторитарный режим. После осво­бождения от монгольского ига русские цари копируют авторитарный тип власти монгольских великих ханов, хотя в сфере государственной идеологии они придер­живаются византийской традиции.

Правовая система России в XV-XVI вв. представ­ляла собой разительный контраст с государственным законодательством стран Западной Европы. Даже когда в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал свое Уложение, стало ясно, насколько значительно русская техника законодательства отставала от западноевропейской.

Уложение представляло собой смесь правил, взя­тых из «Русской правды» и специальных законода­тельных сборников, например Судебника 1497 г. Исследователи отмечают также сильное влияние на Уложение 1649 г. норм римского права и Литовского статуса 1588 г. Произвол и жестокое наказание (пытки, казнь на дыбе) являются характерными чер­тами правосудия России того времени. Не были разде­лены еще судебная и административная деятельность.

Петр I попытался ввести Россию в западноевропей­скую правовую семью. Однако отсутствие в России образованного и специально обученного слоя юристов не позволило ввести административный и судебный порядок западного типа. Все мероприятия в этом на­правлении, предпринятые Петром I и его преемника­ми, большей частью остались на бумаге. Области пуб­личного и частного права не были разделены между собой. Административное управление и правосудие осуществлялись одним лицом. В связи с этим наказа­ние налагалось и производилось в административном порядке, то есть как произвольное действие царя в отношении своих подданных или же феодалов в отно­шении своих подвластных.

А. И. Герцен имел достаточно оснований сказать: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопию­щая несправедливость одной половины его законов на­учила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности».

Начиная со второй половины XIX в. и особенно после реформ 60-х годов в России шел активный про­цесс развития юридических профессий, науки, образования. Но «дефицит правосознания», имевший в Рос­сии давние исторические и духовные истоки, преодолеть не удалось. Очевидно, временной отрезок для формирования в народе правосознания был слиш­ком коротким. Лев Толстой незадолго до своей смерти писал: «Народ слова «право» никогда не употреблял. У них на языке его никогда нет».

Да и взгляды самого Толстого на право кроме как негативистскими не назовешь. Отождествляя право буржуазно-помещичьей юстиции России исключительно с насилием, писатель пришел к отрицанию права как такового, требовал заменить его нравствен­ными заповедями. Нужно жить не по закону, а по совести - таков исходный императив (требование) Толстого.

После Октября 1917 г. впервые в истории России была предпринята переориентация общественного со­знания к праву. Передовые правовые принципы были заложены и провозглашены в Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа, в первых совет­ских конституциях 1918 и 1924 гг. В начале 20-х го­дов, с переходом к нэпу, была создана развернутая кодифицированная система права, начата работа по воспитанию уважения к законности и формированию правовой культуры. Однако намеченные меры постро­ения правовой государственности не получили долж­ной реализации. Одна из основных причин заключа­лась в том, что в правящей Коммунистической партии, прежде всего в ее Центральном Комитете, не сложилось понимание должной роли права в развитии новых общественных отношений, в государственном управлении в особенности. В значительной мере это было наследием гражданской войны и «военного коммунизма», когда все решалось политико-администра­тивными методами, а право и закон рассматривались как пережитки буржуазного общества. Сказалось и отсутствие правовой культуры, уважения к закону.

В ходе политической борьбы, проходившей в руко­водстве партии, в дискуссиях на ее пленумах и съез­дах правовое сознание не представлялось существен­ным, не обладало высокой социальной значимостью, а политическая целесообразность господствовала над правом. Выступая с отчетным докладом XIII съезду партии (1924), Г. Зиновьев обратил внимание на вы­ступление одного из участников съезда инженеров, со­стоявшегося в Ленинграде. Этот инженер утверждал, что «в первую очередь нужны права человека», а ин­теллигент - «это человек, который ставит выше всего права человека, считает, что человек - высшая цен­ность государства». Вряд ли кто сегодня усомнится в разумности этих слов. Но у Зиновьева они вызвали негативную реакцию. Он заключил «права человека» в кавычки, а в позиции инженера увидел попытку возрождения и переноса на советскую почву буржуаз­ных порядков. Не менее показателен в этом отноше­нии и отрицательный отзыв Л. Кагановича на книгу юриста Малицкого только за то, что тот назвал совет­ское государство «правовым». В представлении Кага­новича, это рецидив буржуазного мышления, покуше­ние на политическую систему советского режима.

Многочисленные недоброжелательные высказыва­ния политиков и юристов в отношении права дискре­дитировали законодательство молодой советской Рос­сии, формировали в умонастроении людей «примат целесообразности над законностью». Нерасположение к праву открывало путь к установлению антиправово­го режима сталинизма. В сочинениях И. Сталина во­обще отсутствовали понятия «право», «правосудие», «правопорядок». Даже в его докладе о проекте Кон­ституции Союза ССР, где они были бы весьма умест­ны, эти понятия не встречаются.

За первые десятилетия существования советского общества не только не удалось преодолеть доставшееся от прошлого «нерасположение к праву», но к этому добавился еще и «социалистический» правовой ниги­лизм. Проявления этого нигилизма повседневно встре­чаются и в наши дни. Не преодолев его, нельзя создать российское правовое государство и гражданское обще­ство, справиться с потоком правонарушений.

Далее нам предстоит познакомиться с другой сторо­ной права - правовым статусом свободы человека, возрастанием роли и регулятивной силы права и закона в современных условиях. Проблема прав человека многомерна. Между тем в политологической и юриди­ческой литературе она больше трактуется по упрощенной схеме: воспроизводятся принципы Всеобщей декла­рации прав человека, принятой Организацией Объеди­ненных Наций в 1948 г., затем отмечаются факты их нарушения и в заключение указывается на недопусти­мость беззаконий в отношении граждан. При таком под­ходе вне внимания оказываются: право как мера свобо­ды, как справедливость; политика в праве и способы выражения в праве политических интересов и др. [12, c. 41-46]

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые "уравновешивают" друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не "сверху", а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, "зона" свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н. Разумовичем изложена так: "Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью". [8, c. 35]

В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

Для того, чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизации) правовой нормы обозначается условным термином "источник права". Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия "закон", из которых следует, что закон - это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти всегда нормативный акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

- во-первых, с точки зрения этимологии (смысла) слово закон означает "правило", "предел, положенный свободе воли и действия";[5, c.47] это акт государства и, в отличие от норм обычного права, под словом "закон" всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

- во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова "закон" состоит в том, что под ним понимается "правило, постановление высшей власти".

Следовательно, закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности - это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций.[9, c.5] Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Соотношение права и закона - центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет - эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики.

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в последней ред. от 30 декабря 2008г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2

Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран [Текст] / К.И. Батыр. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2003. — 496 с. ISBN: 978-5-392-01095-0

3

Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988.- 520 с. ISBN5-02-003325-1

4

Емельянов, С.А. Право: определение понятия [Текст] / С.А. Емельянов. - М.: «Луч», 2016 - 12с.

5

Лифшиц, А.С. Краткий курс по энциклопедии права [Текст] / По произведениям проф. Л.И. Петражицкого/ А. С. Лифшиц.- С.-Петербург, 1908. - 146 c.

6

Мушинский, В.О. Правовое государство и правопонимание [Текст] // Советское государство и право.- 2015, № 2, С. 24-27.

7

Певцов, Е.А. Обществознание 11 класс [Текст]: Поурочные методические разработки к учебнику/ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 112 c. - ISBN 5-94853-363-8

8

Разумович, Н.Н. Политическая и правовая культура [Текст]/ Н.Н. Разумович.- М.:Наука, 2014. - 240 с. - ISBN: 5-02-012830-9

9

Седугин, П.М. Рождение закона [Текст]/ П.М. Седугин. - М.: Профиздат, 2016. – 80 с.

10

Спиридонов, Л.И. Теория права и государства [Текст]: Допущено МВД РФ в качестве учебника для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России юридического профиля/ Под. ред. В. П. Сальникова. — СПб.: Фонд "Университет", 2014. — 280 с. — ISBN 5935980738

11

Тихомиров, Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт [Текст] / Отв. ред. Ю.А.Тихомиров - М.: Юрид. лит., 1994. – 136 с. ISBN 5-7260-0753-0

12

Шиловод, М.И. и др. Политика и право. 10-11 класс [Текст]; учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений/М.И. Шиловод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. – М.: Дрофа, 2016. – 432 c. ISBN 5-7107-1001-6