Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

СПУСКОВОЙ МАКЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОЛИГРАФИИ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы называется «Создание внешнего и внутреннего оформления будущего издания: от замысла до воплощения», то есть речь пойдет именно о многополосных изданиях. Обсудим виды многополосной продукции, однако, особенное внимание будет уделена книге. Рассмотрим историю создания и развития книги, как оформляли книги в старину (внутренне и внешне), чем украшали, а также, правила создания, оформления в наши дни.

Актуальность выбранной темы курсовой работы в том, что книга является традиционным носителем информации и выполняет в социуме много функций (идеологическую, воспитательную, познавательную, коммуникативную, этическую и другие). Книга выступает как объект изучения, распространения, хранения информации и рассматривается как товар. Книги помогают человеку посмотреть на разные жизненные ситуации по-другому, затронуть темы, о которых он никогда возможно и не задумывался, узнать новые слова и их значение, а быть может очередная книга знакомит его с обычаями другой культуры. Хорошая книга обогащает знания, мировоззрение и внутренний мир человека, развивает память.

А многополосные издания являются для предприятий и компаний важной частью для внутреннего документооборота, и для различных презентаций, которые служат для позиционирования компании (товаров и услуг) и привлекают потенциальных клиентов.

Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать процесс оформления внешнего и внутреннего оформления книги, форматы книг.

Объект исследования: процесс работы над будущим изданием.

Предмет исследования: основные составляющие данного процесса.

Глава 1. ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ИЗДАНИЯ

История создания книги

В этом разделе будет описано какие функции выполняет книга, а также, процесс создания книги от древних наскальных надписей и средневековых шедевров, до современных книг.

В жизни человека книга играет огромное значение. Книга считалась самым древним способом передачи знаний и бесценным источником информации еще в давние времена.

Книга выполняет идеологическую функцию, эта функция поддерживает книгу в общественном обиходе, и формирует и трансформирует книгу как произведения письменности и печати.  У книги различные социальные функции: коммуникативная (то есть познавательная функция, книга передает информацию), в большей степени относится к учебной, справочной, научной, производственной книге. Кумулятивная функция — накопление, сохранение, организация в определенную систему духовных ценностей. Репродукционная — то есть воспроизведение, воссоздание накопленной информации. А также этическая и эстетическая функции.

Эстетическая функция книги как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. Этическая функция книги воздействует на чувства читателя, влияет на ее поведение, то есть воспитывает в человеке моральные ценности.

  • Надписи на камнях, костях и шелка.

История создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер (см. рис. 1.1.1 и 1.1.3).

Древние люди запечатлели на них то что видели, окружающий мир и чем занимались, сцены бытовой жизни, охоты, рыбалки.

Однако, такие надписи было трудно наносить и это потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Например, жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных (см. рис. 1.1. 2), а китайцы – на шелке (см. рис. 1.1.4, 1.1.5).

http://petrae.huma-num.fr/photos/iospe/5.179.jpg

Рис. 1.1.1. Надписи на камнях

https://i.pinimg.com/236x/7f/9d/ab/7f9dab33d627c96821f746741ebdb949--chinese-writing-pre-history.jpg

Рис. 1.1.2. Надписи на кости

Image result for Ши цзин

Рис. 1.1.3. Каменная китайская книга Шицзин «Книга песен».

В ней 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI—VI вв. до н. э.

https://ic.pics.livejournal.com/metafor_7/74146340/385477/385477_original.jpg

Рис. 1.1.4. Надписи на шелке

http://sch19.baranovichi.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=5643

Рис. 1.1.5. Надписи на шелке

  • Папирус

Древние египтяне фиксировали свои надписи на папирусах, это прообраз бумаги (см. рис. 1.1.6 и 1.1.7). Жрецы организовывали процесс изготовления, и они держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века не могли узнать, как древние египтяне создавали прообраз бумаги. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб (египетский военный, дипломат и общественный деятель) в 1967 году.

Египтяне изготовляли этот материал из стебля растения – папируса. Это растение произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходило для создания бумаги, ведь было гибким и прочным.

Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, она была гибкой и мягкой. Использовали только серединку, а оболочку выбрасывали, вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон.

А затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под прессом. После этого, материал пропитывали специальным раствором, который уменьшал растекание чернил.

В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большей площади, которое сматывали в рулон. В Египте эту технологию настолько отшлифовали, что страна начала массово торговать папирусами, продавать в другие страны. В Римской Империи папирус долгое время популярным. Только здесь, книга имела вид свертки, на концах которого были утолщения. Хранили в кожаном футляре.

https://1.bp.blogspot.com/-xdFCxMmRmJU/V87wbvnAoiI/AAAAAAAAjPw/v6JVc40d3UoWMyC8jH0aPamwgA1yZ0CsACEw/s1600/papirus_kagidi.jpg

https://i.pinimg.com/736x/e9/d2/e9/e9d2e93a3282794f965464cfe316d2fa--the-egyptian-scribe.jpgРис. 1.1.6. Папирус

Рис. 1.1.7. Папирус

  • Восковые и глиняные таблички

В античные времена, среди высших чинов и духовенства, в школах и университетах использовали восковые таблички (см. рис. 1.1.8 и 1.1.9). На табличке наносили слой воска, на котором оставляли надписи. Преимуществом было в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова.

Жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы были клиновидными, потому его назвали «клинопись». Такие таблички хранили в специальных коробках.

https://2.bp.blogspot.com/-jZGpwXOylTI/V17t8nCLvwI/AAAAAAAADBg/jq-GWe8TOOcmftSOgGfnLbnZbyVWjI7yQCLcB/s1600/%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0.jpg

Рис. 1.1.8. Восковые и

глиняные таблички

http://kids.sch.in.ua/wp-content/uploads/2012/09/glinyany-e-tablichki-2.jpg

Рис. 1.1.9. Восковые и

глиняные таблички

  • Береста

Для фиксации информации на Руси использовали бересту (см. рис. 1.1.10, и 1.1.11), береста была дешевой и легкой как материал. Бересту изготавливали с верхней части коры березы. После этого, ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась мягкой и гибкой.

http://slav-museum.ru/wp-content/uploads/2018/11/czeniteli-berestyi-1.jpg

Рис. 1.1.10. Восковые и глиняные таблички

береста

Рис. 1.1.11. Восковые и глиняные таблички

  • Пергамент

Новым этапом развития книги стал пергамент (см. рис. 1.1.12 и 1.1.13). Пергамент – это обработанная специальным образом кожа скота. По сравнению с берестой и папирусом он был прочным, мягким и удобным.

Дороговизна была недостатком этого материала, что бы создать одну большую книгу приходилось забить целое стадо животных. Поэтому книги были дорогими в прямом и переносном смысле.

Пергамент хранили свитками, но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, которые были обтянутыми кожей животных. Сверху обложки украшали дорогими запонками и драгоценными камнями.

На пергаменте писали ручками из гусиного пера и часто этим занимались монахи. Написание текста было сложным процессом, оно требовало терпения, точности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, иллюстрации и узоры. Процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. Книги хранили в монастырских библиотеках.

https://3.bp.blogspot.com/-lDS0MBTg39g/V0rq1-Vw4iI/AAAAAAAAAj4/naOUYBQv5FcbUUIVc5e8ZvHC6soWP-wwACLcB/w1200-h630-p-k-no-nu/GC.SCR_.000769.a-Copy.jpg

Рис. 1.1.12. Пергамент

пергамент

Рис. 1.1.13. Пергамент

  • Изготовление бумаги

Историки уверяют, что первую бумагу изобрели китайцы. Изготавливали они его из шелка, тряпок, волокон из дерева (см. рис. 1.1.14). Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни.

Долгие годы благодаря этому многие народы покупали бумагу у китайцев. В дальнейшем рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0207/0005f576-b3f636d1/img5.jpg

Рис. 1.1.14. Изготовление бумаги в Китае

  • Изобретение Иоганна Гутенберга

Для общества был не удобным такой трудоемкий процесс создания книги и в результате длительной трудоемкой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок (см. рис. 1.1.15 и 1.1.16). Текст в нем набирали с помощью металлических букв. В дальнейшем изобретение Иоганна Гутенберга позволило во много раз ускорить процесс создания книг.

«Библия» была первой печатной книгой, книга вышла в свет в 1455 году. А за следующий год Иоганн Гутенберг изготовил около 300 экземпляров.

За несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.

http://900igr.net/up/datai/94758/0020-030-.jpg

Рис. 1.1.15. Печатный станок

Иоганна Гутенберга

Гутенберг, книгопечатание

Рис. 1.1.16. Печатный станок

Иоганна Гутенберга

  • Письменность на Руси

На Руси «первым русским книгопечатником» был Иоанн Федорович Москвитин (см. рис. 1.1.17), основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг. Он был образованным человеком, знал несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Иоанн в 1563 году открыл первую типографию в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников Христа. Книга была печатной, однако ее иллюстрации и шрифт напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».

https://pbs.twimg.com/media/Dj-KL8eX0AEaTuX.jpg

Рис. 1.1.17. Иван Федорович Москвитин

Книга на дравидийском языке, одном из самых старых сохранившихся классических языков (см. рис. 1.1.18). Книга написана на пальмовых листьях. Возраст около 2000 лет. Писали тростниковыми палочками. Чернила делали из сажи и сока сахарного тростника.  Перед вами древние книги:

The Dravidian language is one of the oldest  surviving classical languages dating at least 2000 years use.  “Palm leaf manuscripts (Tamil) are manuscripts  made out of dried palm leaves.:

Рис. 1.1.18. Книга на дравидийском

языке

Related image

Рис. 1.1.19. Древняя индийская

Image result for ancient manuscripts Книга­

Рис. 1.1. 20. Древняя тамильская

Image resultкнига

Рис. 1.1.21. Книга-цера. Новгородская псалтырь. Первая восковая страница смонтирована на копию створки. И первая деревянная створка. Начало 11 века

непальская рукопись

Рис. 1.1.22. Девимахатма Непал. 11 век

Кодекс Ротундус - Миниатюрный шедевр (см. рис. 1.1.23) издание 15 века, датируется 1480 годом. Это часослов, написанный на французском языке латыни. Выполнен в нестандартной округлой форме. Диаметр книжицы составляет всего 9 см, а длина корешка – 3 см. На 266 страницах неизвестный автор изобразил 30 уникальных заглавных букв. Находится в городской библиотеке немецкого города Хильдесхайм.

sknidi1

Рис. 1.1.23. Кодекс Ротундус

Image result for shaped books

Рис. 1.1.24. Французский средневековый песенник,

около 1475 г.

Image result for happy valentines day book

Рис. 1.1.25. Песенник в форме сердца из Дании.

Датируется примерно 1550-ми годами и считается самым старым датским манускриптом баллад

https://imgprx.livejournal.net/1d4971a72668ed6071db056b8c6d8ae99d29170b/G3tD3SJzjnY3lyOYNuZwrgO8YU8rcqHdcj5h2lJcbHrf5xCUp3Ds7vcT3lqatAY_pRs8KgU34Lh5B2xerqEZpdYOOeC4a8mK8ViLdY0CYus

Рис. 1.1.26. Поясная книга, датированная

1589 годом

https://imgprx.livejournal.net/d7e7d6e93b9d2d7c6a3e9eb269906fedfbcee798/G3tD3SJzjnY3lyOYNuZwrjsoEWEV0z_y-wmxx3B--MZhnzSUzQoYdZXoieXdMCzmmBcHVI3WmCB7HEbnKzc-qIbthRnVWwNczLMYIbJNA_Gai8ifZXkvtw3GfilsMSlv

Рис. 1.1.27. Круглая книга. Германия. Около 1590 г. 

Подарок для князя-епископа

Image result for medieval books

Рис. 1.1.28. Поясная книга15 век

Réunion des Musées Nationaux-Grand Palais -:

Рис. 1.1.29. Портативная рукописная

поясная книга

Средневековый складной альманах на латыни 5 дюймов на 1 ½ дюйм (см. рис. 1.1.30). Содержит календарь и астрологические таблицы и диаграммы, в том числе лунных и солнечных затмений. В ней семь листов, каждый из которых складывается в три раза.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/MS._8932._Medieval_folding_almanac_%2815th_century%29_Wellcome_C0096772.jpg

Рис. 1.1.30. Средневековый складной

Альманах на латыни

Средневековый складной альманах на латыни 5 дюймов на 1 ½ дюйм (см. рис. 1.1.31). Содержит календарь и астрологические таблицы и диаграммы, в том числе лунных и солнечных затмений. В ней семь листов, каждый из которых складывается в три раза.

Такие Альманахи подвешивали к поясу, чтобы обеспечить портативными астрологическими календарными картами и вычислениями врачей-астрологов

https://imgprx.livejournal.net/b889ed391f8a2f4112a1d1c01ddbb0fc78d04d3c/G3tD3SJzjnY3lyOYNuZwrgO8YU8rcqHdcj5h2lJcbHrf5xCUp3Ds7vcT3lqatAY_pRs8KgU34Lh5B2xerqEZpQlmfbMEopzo9laGoU-sfeI

Рис. 1.1.31. Двусторонняя книга 16 или 17 века

Двусторонние книги (см. рис. 1.1.32) использовались в 16-17 веках. Их необычный переплет называли «dos-a-dos» («дозадо»). Такой способ часто применялся при создании Ветхого и Нового Заветов.

https://imgprx.livejournal.net/89ebbeb07df0c12f7c13df4d72393550490d768f/G3tD3SJzjnY3lyOYNuZwrp4B-ADUG8b0lHOfmg_auRXQP3lvXItIQ28dh9wSJDcRcEuH5nIYH1Vle1a4xrECe3bofghkLMO0rXVNr7I3Bd9bvu1GoHZQqzEAFJdMf-TYGcgobso6a1SseaP_O11UF86i9WlQfVvMgA7HItgi0EI

Рис. 1.1.32. Двусторонняя БИБЛИЯ 17 века

В 17 веке книги весили намного больше, чем сейчас. Детская азбука представляла собой листок, вложенный в рамку на ножке. Таким образом, ребенок зажимал деревяшку между ног и поднимал азбуку (см. рис. 1.1.33) на необходимое расстояние перед глазами. 

https://imgprx.livejournal.net/94850a6cfbd034e2c1b04a48afb1d0fc96d9a021/G3tD3SJzjnY3lyOYNuZwrgO8YU8rcqHdcj5h2lJcbHrf5xCUp3Ds7vcT3lqatAY_pRs8KgU34Lh5B2xerqEZpQ6bRXj6gPNo4wRKIfpM9cU

Рис. 1.1.33. Детская азбука 17 века

Во время появления библиотек в Европе, книг, из-за их высокой себестоимости, приковывали цепями. В средневековых библиотеках стеллажи были оборудованы специальными кольцами для цепей, они были достаточно длинными, чтобы с книгой можно было работать, но в то же время вынести ее из помещения было невозможно (см. рис.1.1.34).

Kettingboek uit de zeventiende eeuw - KB:

Рис. 1.1.34. Книга на цепи

Image result for tibetan book

Рис. 1.1.35. Тибетская книга молитв

1880 год

В древности писанием книг занимались образованные люди, которые занимались наукой. В Египте этим занимались жрецы. С развитием христианства производством книг занимались монастырские скриптории (мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях), где работало по 20-30 человек. Самый грамотный монах читал книгу вслух, а остальные переписывали под диктовку. Существовало разделение труда: одни занимались копированием текста, другие переписывали книги каллиграфическим почерком. Один переписчик обрабатывал 4 страницы в день.

Кроме переписчиков в процессе были задействованы художники. Их задача – рисовать красной краской в начале глав буквы-инициалы.

В книгах встречаются миниатюры, причудливые орнаменты, виньетки, листовые многоцветные иллюстрации. Книжные переплеты украшались тиснением, после чего творение декорировали в драгоценные оклады с самоцветами. Вовремя экспорта бумаги в Европу начали строить фабрики, где валиками раскатывали вываренную в большом чане тряпичную массу в тонкие бумажные листы. В тринадцатом веке произошла техническая революция — появилось книгопечатание, и книги стали доступны большей части населения.

  • Деревянные переплёты, оклады и чеканка.

Многие книги, изданные до восемнадцатого века, наряжали в деревянный переплет, обтянутый кожей. Для этого доски пропиливали, чтобы пропустить через них ремни из кожи. К ним подсоединяли блок книги. Внутренняя сторона переплета обклеивалась пергаменом. Она застегивалась или соединялась при помощи завязки. Самые дорогие экземпляры декорировались окладом из золота и серебра, меди. В качестве украшений использовались скань, зернь, чеканка, разноцветная краска, драгоценные и полудрагоценные камни. Под окладом в качестве фона подшивали бархатную или атласную ткань, парча. Обрез раскрашивали, покрывали золотом. Обрез мог быть также рельефным. Подобный переплет чаще использовали для литургических книг, а также в качестве подарка.

Повседневные экземпляры для чтения изготавливались с кожаными переплетами. В качестве материала могли применить и холст. Что бы сохранить книгу в целостности и сохранности использовали наугольники, средники, «жуки», выполненные из металла. Выпускались и экземпляры без дополнительных элементов.

  • Переплеты на Руси в XV - XVII веках.

Книжная продукция Руси пятнадцатого века отличается кожаными переплетами со слепым тиснением (это тиснение с помощью клише с целью получить оттиск с гладкой поверхностью, обычно используется для получения рельефного бескрасочного изображения) Но уже с шестнадцатого века применяют золотое тиснение, а также знак владельца издания – экслибрис.

В конце шестнадцатого века печатный двор Москвы начал выпускать издания для продажи. При дворе для этого создается переплетная мастерская. Ее работники создают кожаные переплеты без изысков со слепым тиснением. Старинные книги, которые были выпущены Московским печатным двором можно отличить по специальной чеканке в виде круга со львом и единорогом. Над ними располагалась императорская корона. Изображение занимает центр обложки.

В Московском печатном дворе выпускались также подносные издания, переплетенные особой обложкой. Подносные издания — это обычные экземпляры из тиража, предназначены для поднесения императору, членам его дома или влиятельным представителям власти. Могли отличаться переплётом, иллюстрациями-вклейками, бумагой. В девятнадцатом веке иногда изготовлялось около10 или более экземпляров, применяли для этого бумагу лучшего качества, экземпляры нумеровали. Известны подносные экземпляры с особыми вкладышами, с указанием даты, посвящением и т. п. В девятнадцатом веке прежде чем книга подносилась императору требовалось получить одобрение одного из министров, ведавших цензурой, или обер-прокурора Святейшего Синода, затем издатель лично представлял свой труд монарху. 

Подобные переплеты выпускали мастера Посольского приказа и Приказа тайных дел.

Печатные издания девятнадцатого века отличались бинтовым оформлением от ровных и плоских обложек литературных экземпляров одиннадцатых - шестнадцатых веков. Для этого переплет разделяют на несколько частей при помощи поперечных валиков, выполненных из кожи. В качестве крепежа блока книги под ними находилась дратва. В конце переплетная доска немного выступала над книжным блоком. В то же самое время на обложке начинают чеканить сокращенное заглавие издания.

В семнадцатом веке в Российской империи в качестве обложки для дорогих подарочных изданий применяли сафьян, специальный сорт кожи из козьих и овечьих шкурок. Впервые таким оригинальным способом обрабатывали в марокканском городке Сафи. Сафьян отличается прочной и красивой фактурой. Этот недешевый материал можно было окрашивать в любую цветовую гамму. Чаще всего переплет был красного и зеленого цвета. Вместо кожи для подносных книг и выполненных по индивидуальным заказам применяли парчу, атласные, бархатные, шелковые ткани.

  • Картонные, шелковые и бархатные переплеты.

При Петре I, в восемнадцатом веке, деревянные обложки сменили на картонные. Переплет с крышкой из темной кожи оформляли в строгом и простом стиле. Украшали украшения узорами с золотым тиснением. Так же обложку могли специальным образом обрызгать красками. На место кожаных ремней, при помощи которой скрепляли с обложкой книжный блок, приходит более тонкая тесьма.

На пике популярности при русской императрице Елизавете Петровне были книги в переплете, выполненные из мягкой кожи. А также в моде были шелковые, бархатные обложки, издания с обрезом из золота. Везде встречалось шикарное тиснение. Одна и та же книга могла издаваться как в подарочном, так и простом варианте. Самым дорогим и прекрасным экземпляром была книга из красной сафьяновой кожи с золотым тиснением Герба Российской империи, короны, державы и скипетра. Массовый вариант описаний издан без украшений.

Во вторая половине восемнадцатого века продолжают выпускать подносные книги с богатым переплетом из сафьяна, тисненные рамкой с орнаментами, с нанесением владельческого знака. Использовали мраморную бумагу для приклеивания форзацев. Были популярны золоченные обрезы книг.

Стали распространять новую форму недорого переплета: полу кожаный. Что бы книги были в сохранности корешки и углы продолжали выполнять из кожи. На картонную крышку клеили бумагу, стилизованную под «мрамор» либо «перо павлина». Остальную часть переплета клеили бумагой, но одного цвета. Начали указывать выходные данные, название печатного издания. Переплеты из плотной бумаги – картона – начали изготавливать на Руси в конце восемнадцатого века. Новшество были введены иностранными издателями.

  • Начало XIX века: появление печатных обложек.

Периодические издания и многотомники начали выпускаться с печатной издательской обложкой в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков. Книги переплетали ручным способом, поэтому каждый вариант переплета являлся единственным в своем роде. Также в эти годы было популярно выпускать книги без переплета. В дальнейшем заказчик переплетал их в зависимости от своего финансового положения и желания.

В Европе на переплете указывался автор произведения и исполнитель, а в России такой прием вводится лишь после 50-х годов XIX века. Самые простейшие обложки изготавливали из прочной и гладкой телячьей кожи коричневого цвета. Для недорогих переплетов с 50-х годов девятнадцатого века применяли непрочную, но хорошо окрашивающуюся кожу коня, козы, овцы. Для массовых изданий переплеты из цельной кожи изготавливали из свиной, тюленьей кожи и юфти.

  • Тиражирование и появление фабрик.

Девятнадцатый век известен большим тиражированием изданий, востребованностью книг среди широких слоев населения, поэтому издатели удешевляют продукцию.

Книги начала девятнадцатого века отличаются переплетом, выполненной из специальной кожи типа «фантази». Фантази – это прессованная или мрамированная телячья кожа, обладает разнообразными рельефами, имитирует дорогие переплетные материалы. Она встречается уже реже. Чаще использовали переплет из картона с литографией. Все шире практиковали новые материалы, в том числе и коленкор. Коленкор был изобретен в Англии. В России коленкор появился после 15 лет, в 1840 году. Популярным становится также материал ледерин.

В 1860 годах после появления фабрик переплет, практикуемый до 50-х годов девятнадцатого века, перестает быть востребованным. В 1869 году открывается первое переплетное предприятие: это московское Товарищество «И.Н. Кушнерев и К°».

  • Современное состояние книгоиздания

В настоящее время что бы изготовить книгу используют современные скоростные печатные машины (см. рис. 1.1.35 и 1.1.36), которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые сами, без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Авторы сами набирают текст на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). История книги очень длинная, поэтому книгу надо беречь и любить.

http://www.yam.ru/netcat_files/146/101/1_1024_0.jpg

Рис. 1.1.35. Печатная машина

http://www.komfi.cz/editor/filestore/Image/Stroje/Delta%20Web.JPG

Рис. 1.1.36. Печатная машина

Конструктивные элементы книги

Конструктивные элементы книги – это элементы, с помощью которых строится книга. Это:

  • Книжный блок – состоит из тетрадей или отдельных листов, которые скреплены между собой в корешки;
  • Корешок – одна из торцевых сторон блока, по которой скрепляются тетради или листы. Корешок может быть скругленным, прямым, или грибообразным;
  • Форзацы – два четырехстраничных листка бумаги, один из которых приклеивается к первой странице книжного блока, а другой – к последней странице последней тетради. Форзац служит для скрепления книжного блока с переплетной крышкой;
  • Каптал – это тесьма из хлопчатобумажной ткани с утолщенным цветным краем. Приклеивают к верхнему и нижнему краям обрезанного книжного блока и предназначен для прочного скрепления тетрадей в блоки, а также служит для украшения книг среднего и большого объема;
  • Обрезы – торцевые стороны книжного блока;
  • Корешковый материал представляет собой нетканое полотно. Служит для прочного скрепления корешка и увеличивает его прочность;
  • Ленточка-закладка – ляссе – это тесьма, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а второй вводится внутрь блока и выходит за края нижнего обреза;
  • Переплетная крышка – служит для предохранения книжного блока от повреждений и является элементом художественного оформления книги, а также выполняет определенную информационную функцию.

Оформительские элементы книги

  • Титульный лист - первая выходная страница книги. Содержит название, фамилии и имена авторов, наименование издательства, место и год выпуска и т.д. Во многих книгах применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист. В многотомных, серийных, а также особо оформленных изданиях применяется титульный лист, который занимает две смежные страницы книжного разворота. По характеру оформления титульные листы могут быть шрифтовыми (только текст), декоративно-шрифтовыми и сюжетными (иллюстрированными);
  • Авантитул – это лист перед титулом;
  • Шмуцтитул – титул, который разделяет рассказы, главы, повести и разделы. Размещают внутри книги на нечетной странице;
  • Фронтиспис – это вступительная иллюстрация. Находится перед титульным листом на четной странице. Обычно эта иллюстрация имеет обобщающий смысл и выражает основную идею книги, она иллюстрирует главное действующее лицо произведения или событие. Фронтисписом также может быть портрет автора;
  • Выходные сведения. Размещаются на последней странице книжного блока или обороте титульного листа. Содержат название книги, наименование издания, фамилию и имя автора, редактора, художника, тираж, формат, объем, шрифт, способ печати, аннотацию, наименование предприятия, где отпечатан тираж и другие данные.
  • Книжная полоса по месту расположения в книжном блоке может быть начальной, рядовой и концевой. Начальная полоса (спусковая) – это первая полоса книги или ее частей. Текст на такой полосе начинается с некоторым отступом (спуском) от верхнего края, и этот пробел заполняется рисунком. Концевая полоса – это последняя полоса окончания книги или раздела. Обычно не до конца занята текстом. В нижней ее части может быть помещена концовка (рисунок или украшение). Рядовая полоса – полоса, которая занимает страницу от начала до конца. Бывает табличной, иллюстрационной, текстовой, смешанной и формульной.

Внутренние элементы оформления книги

Книга – это многополосное издание. Продукция, которая имеет более четырех полос, то есть страниц. Она может быть скреплены чем –то, либо нет.

Один из этапов подготовки рукописи к изданию — это оформление книги. Оформление разрабатывает арт-директор или верстальщик.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/t/TxGXcBWik1rwhKCoezV4NF9lj32mpJQfaAIPY6/slide-22.jpg

Рис. 1.2.2. 37. Строение книги

Внутренние элементы оформления книги. Навигация книги

  • Титульный лист;
  • Контртитул;
  • Авантитул;
  • Текст книги (текст бывает: дополнительным, авторским, справочно- вспомогательным);
  • Глава;
  • Абзац;
  • Заставка
  • Фронтиспис

Внешние элементы оформления книги

  • Обложка (переплет) – бумажное покрытие издания, она не рассчитана на длительное хранение. Защищена пленкой прозрачного полимера, соединяется с книжным блоком без форзацев. В разговорной речи издание в бумажной обложке называется книгой в мягкой обложке, а издание в переплете — книгой в твердой обложке. Первые сведения о книге сооб­щает обложка (либо суперобложка) и титульный лист кни­ги. Чем они богаче, тем больше востребовано издание.
  • Обложка книг – мягкое бумажное и иное покрытие книги, документов и так далее, а также элемент их художественного оформлении. Их делали из деревянных дощечек, обтянутых тиснёной кожей, инкрустировали полудрагоценными и драгоценными камнями, отделывали золотом и серебром.

Назначение такой обложки, однако, было вполне прагматичным: она защищала книгу от возможного разрушения и разглаживала страницы. Поскольку пергамент, как и любая кожа, имеет свойство не только темнеть с годами, но и скукоживаться по краям, то обложка носила функцию своеобразного пресса, не позволяющего деформироваться страницам.

По этой же причине книги перетягивались кожаными ремнями, металлическими лентами, застёгивались на специальные застёжки и даже замочки. Запертые на замки страницы сохраняли свою ровность и цвет многие годы.

  • Для оформления обложек/переплетов используются, помимо многоцветной печати, дополнительные виды отделки:

•    печать металлизированными красками (для создания эффекта «золотых» и «серебряных» надписей);

•    тиснение (конгревное и блинтовое) с применением фольги, красочной фольги, переплетных красок;

•    выборочное лакирование;

•    печать трафаретными красками (для создания эффекта более объемного изображения);

•    аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);

•    инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);

•    оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);

•    украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);

•    термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);

•    припрессовка пленки (ламинирование).

  • Суперобложка — это дополнительная отдельная обложка издания, выполненная из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а обогащают внешнее оформление. И выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет. Возможны и другие варианты:

•    суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но у них разная тема, и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;

•    суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;

•    суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.

Что бы обеспечить сохранность оформления и повысить его привлекательности некоторые ценные издания (сувенирные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (см. рис. 1.2.3. 38 и 1.2.3.39).

Рис. 5. Переплет («дюшес», тиснение блинтовое и фольгой) и суперобложка

Рис. 1.2.3.38. Переплет

(«дюшес», тиснение блинтовое и фольгой)

и суперобложка

Рис. 6. Переплет книги и ее футляр

Рис. 1.2.3.39. Переплет книги и ее футляр

  • Форзац — это элемент внешнего оформления изданий, предназначен для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения и настроить читателя на нужное его восприятие.

Кроме художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например, исторические сведения, географическая карта и т.д. Такие форзацы применяются для учебной и справочной литературы.

Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими.

Одноцветные форзацы изготавливают из цветной или белой бумаги с фактурной или гладкой поверхностью. Простой белый форзац помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.

Форзацы тематически­ изобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетно иллюстративные, иллюстративно символические и др.

Орнаментальные форзацы применяют практически во всех видах изданий. Реже применяют форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы.

Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяют в основном для художественной и научно популярной литературы.

Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, на плотной бумаге, высокого качества. Массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.

На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Имеет значение материальные и полиграфические возможности, которые располагает издательство (типография).

Оформление форзаца в художественном отношении сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, к примеру, с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). В первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.

Виды многополосных изданий

Многополосные издания — это издания, которые содержат в себе больше, чем четыре страницы (полосы).

Полиграфическая индустрия на сегодняшний шагнула далеко вперед. В результате этого спектр видов многополосных изданий разнообразен и безграничен. Он включает в себя:

  • Книга – это непериодическое полиграфическое издание, количество полос, то есть страниц как правило превышает 48, сброшюрованное в отдельное издание литературного или научного содержания (см. рис.1.2.4. 40).

http://familydesigns.ru/images/mnogopol_5.jpg?crc=3914907483

Рис. 1.2.4. 40. Книга

  • Брошюры – это небольшое непериодическое книжное издание, не более 48 полос (страниц), соединены между собой скрепкой (скобой), ниткой, винтовой проволокой или другим способом (см. рис. 1.2.4. 41). Виды брошюр бывают от простых текстовых до полноцветных, глянцевых брошюр с применением дорогих материалов и технологий. Брошюра позволяет получить самую необходимую информацию о товарах или услугах компании. Является одним из относительно недорогих способов массового распространения информации.

Брошюра для «Hiking – туристические прогулки» (2014 г.) | Брошюра для ветеринарной клиники (2014 г.)

Рис. 1.2.4. 41. Брошюры

  • https://lider13.ru/wp-content/uploads/2017/08/pechat-zhurnalov-02.pngЖурналы - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, a также отдельная книжка такого издания (см. рис. 1.2.4.42).

Рис. 1.2.4. 42. Журнал

  • Каталоги - печатный, полноцветный журнал, содержащий в себе информацию о товарах и услугах компании. Является одним из важных рекламных средств для компании или предприятия. Требования, к каталогу предъявляются очень высокие как к презентабельному глянцевому изданию. Основная функция каталога - правильное ознакомление потребителя с необходимым перечнем продукции компании. Цель каталога – склонить клиента к оформлению заказа или купить продукт (см. рис. 1.2.4.43).

Разработка дизайна каталога

Рис. 1.2.4.43. Каталоги

  • Календари (настольные, настенные, квартальные) – это печатное издание в виде таблицы или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев, годов (см. рис. 1.2.4.44).

https://fs01.infourok.ru/images/doc/79/95253/img17.jpg

Рис. 1.2.4.44. Календари

  • Буклеты - это листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая или графическая информация. Обычно буклеты изготавливают на бумаге из листа формата А4 или меньше (рекламные издания, которые печатаются форматом А4 и больше, называются проспектами) (см. рис. 1.2.4.45).

http://ragozin.me/wp-content/uploads/2018/12/04-Big-Stretch_Ceilings.jpg

Рис. 1.2.4.45. Буклеты

  • Блокноты - это предмет полиграфии, которые предназначены для ведения заметок и записей. Блок листов скреплены сверху по горизонтальной стороне листа при помощи клеевого слоя, скрепок или металлической спирали. Часто встречаемые размеры блокнотов — А4, A5, A6, A7. Блокнот для записей имеет обложку, блок и подложку (задник) (см. рис. 1.2.4.46).

https://avrorastore.ru/upload/iblock/bd5/bd5d98c556ae1623bca1a084ddfef7d2.jpg

Рис. 1.2.4.46. Блокнот

  • Годовые отчеты - это серьезный корпоративный документ, специальное солидное издание, оформленное в соответствии с фирменным стилем компании. Представляет ежегодную отчетность о ее финансовом состоянии и включает в себя описание отчет о прибылях и убытках. (состоит из трех частей: описательной, аналитической и финансовой) (см. рис. 1.2.4.47).

http://marketing.by/upload/images_old/market/company_news/belgarant_4.jpg

Рис. 1.2.4.47. Годовые отчеты

  • Фирменный альбом - редкая форма представления информации о компании. Отличается горизонтальным (альбомным) расположением полос, часто нестандартными форматами и скрепленная по короткой стороне (см. рис. 9). Обычно фирменные альбомы отличаются оригинальным оформлением соблюдается строгий корпоративный стиль, богатый внешний вид и печатаются на дорогой бумаге элитных сортов, используются разнообразные декоративные материалы, такие как кожаные вставки, фольга, калька, пергамент, а также тиснения, вырубки и другие способы украшения.

Фирменные альбомы часто имеют книжный переплет, скрепление шитьем или клеевое бесшвейное скрепление (КБС), твердую обложку или обложку из плотной бумаги либо картона (см. рис. 1.2.4.48).

http://pvn.ru/images/weone-infoblock/0x0x1-item/5feqs-myBook-Letter-Landscape_03.jpg

Рис. 1.2.4.48. Фирменный альбом

Глава 2. ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ В НАШИ ДНИ

2.1. Этапы создания книги

Процесс создания книги условно можно разделить на три важных этапа:

  • Допечатный (разработка макета);
  • Печатный (верстка);
  • После печатный (разработка внешнего оформления).

Дизайнер получает рукопись с уже внесенной в неё правкой. Ознакомившись с текстом будущей книги, он разрабатывает её макет: выбирает обрезной формат, формат полосы (или конструирует модульную сетку), шрифт, интерлиньяж и кегль, стиль спусков и заголовков, специальных страниц (шмуцтитул, 

содержание

) и т. д.

Главными задачами книжного дизайнера – это удобство читателя и художественное выражение смысла текста. Эти задачи корректируются общей стилистикой издательства, его маркетинговой политикой, пожеланиями заказчика. Часто бывает и так, издатель и автор заранее договариваются установить формат и объём книги. Затем следует этап вёрстки, во время которого страницы будущей книги по изготовленному макету заполняются текстом. Если в издательстве принято разделение труда или макет выполнен приглашенным дизайнером, то вёрсткой занимается специальный сотрудник. Иногда вёрсткой книги занимается дизайнер, выполнивший её макет.

Дизайнер выбирает тип переплета и покровный материал, оформляет титульный лист, обложку (суперобложку). Элементами внешнего оформления могут выступать каптальная лента, форзац, ляссе.

  • Допечатная подготовка состоит из многих этапов, которые могут отличаться в зависимости от вида литературы и требований в издательстве.

Издательство и типография – это разные вещи. Издательство занимается работой с текстом, а типография отвечает за физическое создание книги. Они сотрудничают. В издательстве просматривают работы авторов книг и выбирают те, с которыми будут работать.

После этого, редакторы занимаются исправления текста от грамматических и смысловых ошибок. Для этого проводится несколько видов правок, чтобы исключить ошибки.

После этого, проводится работа с иллюстраторами, которые готовят изображения для книги.

Далее проводится верстка. Это процесс размещения на страницах книги текстов, изображения, подбор размера шрифтов текста и заголовков, установка отступов и нумерации страниц. После всего можно перенести информацию с электронных носителей на физические, то есть, создать книгу. Этот процесс проводится в типографии.

  • Печатные работы. Процесс выполняют на печатных машинах. Печатают на бумажных листах большого размера. На таком листе может размещаться 8, 16 и даже 31 страницы. Причем это разные страницы книги.

Это делается с целью ускорения и облегчения производство книги. В зависимости от цветности книги, ее печатают одним, двумя или четырьмя красками. Если нужно получить цветное изображение, достаточно только четырех красок: желтой, голубой, пурпурной (темно красная) и черной. Этих красок достаточно благодаря тому, что при наложении, они могут смешиваться, и дают разные оттенки. Например, желтый и синий дают зеленый цвет, а красный и красный — оранжевый.

После того, как на бумаге большого формата напечатают страницы книги, запечатанный лист проходит через процесс сгибания (фальцовки). Этот процесс происходит на фальцевальных машинах

  • Послепечатные работы. Когда в наличии есть распечатанные страницы книги и обложка, наступает очередь следующих специалистов. После печати листы сгибают несколько раз до тех пор, пока его размер примерно будет равным размеру страницы.

После этого подбирают сфальцованные листья, и их скрепляют либо нитками, либо клеем.

Далее резчик подрезает блок с трех сторон, чтобы он имел ровные края. Параллельно, с напечатанной на бумаге обложкой, происходит ее изготовление. Обложки бывают разных типов, но в общих чертах их можно разделить на твердые и мягкие. Для изготовления твердой обложки нарезают картон нужной формы.

После этого, отпечатанную бумагу наклеивают на порезанный картон, и получают твердую обложку. Далее приклеивают блок к обложке. Это совершают через промежуточный лист – форзац. Книгу под прессом прежде чем проверить, упаковать и отправить клиентам.

Коротко как делается книга:

  • Автор пишет книгу;
  • В издательстве проводится проверка текста на ошибки;
  • Ищутся иллюстрации для текста;
  • Верстальщик на компьютере планирует, где будут размещаться иллюстрации, текст, заголовки, размеры шрифтов;
  • Передают файлы в цифровой форме в типографию;
  • Из файлов в типографии изготавливают печатные формы;
  • На пишущей машине из форм печатают изображение на бумаге;
  • Отпечатанные листы фальцуют (сгибают) на фальцевальных машинах, и подбирают в блок, в соответствии с порядком страниц;
  • Скрепляются тетради в блоге с помощью ниток или клея;
  • Изготавливают обложку, и прикрепляют к блоку;
  • Подрезают книжку с мягким блоком (с твердым блок подрезают до скрепления);
  • Сушат книгу под прессом, проверяют и упаковывают.
  • Критерии выбора оформления:
  1. Экономический показатель;
  2. Назначение продукции (функция);
  3. Целевая аудитория;
  4. Временной показатель (как часто используют);
  5. Место использования (отражается на показателе оформления).

2.2. Полиграфические материалы для внутреннего и внешнего оформления

В подразделе будет описана из чего сделана книга:

  • Бумага. Из бумаги печатают страницы книги и обложку. Для изготовления книг используют много видов бумаги, но чаще всего это офсетная, газетная и мелованная.
  • Форзацная бумага. Форзац используют для прикрепления обложки к книжному блоку. Должен быть устойчивым к сгибанию и воды (клея).
  • Картон. Из картона изготавливают твердую обложку. Для мягкой обложки картон не нужен.
  • Ткань. Бывает, что твердую обложку изготавливают из материи, на которой печатают название и автора. Переплетные материалы (виниловые,

Краски, лаки, фольга).

2.3. Послепечатная обработка полиграфической продукции

Применяется множество видов послепечатной обработки:

  • Резка. Эта процедура может выполняться и до печати – во время подготовки бумаги к отправке в печатную машину, и она всегда выполняется на напечатанных изделиях. Резку применяют для выравнивания краев продукции, разреза изделий, к примеру, флаеров, визиток. Бумагу режут в стопке, это требуется учитывать при создании макета для печати – выполнить вылеты, защищающие изображение или текст.

Резка предает изделию аккуратность. Так как продукция обрабатывается в пачке, то даже незначительное смещение станет причиной брака тиража. Качество определяется по ровности краев готовых изделий. Полученная полиграфическая продукция имеет оригинальный вид.

  • Фальцовка и биговка. Фальцовка – послепечатная обработка по сгибанию листов. Без процедуры нельзя получить многостраничную продукцию, буклеты, газеты. Фальцем считается линия сгиба бумаги. Для ­работы применяется специальное оборудование. При этом используется несколько вариантов фальцовки – евро, книжки, калитка. Бумага должна быть плотностью до 170 г/м2.

Сгиб плотной бумаги выполняется с помощью биговки. На особом устройстве происходит сдавливание листов по линии сгиба. Появляется желобок – биг. После этого выполняется фальцовка. Благодаря такой последовательности получаются качественные сгибы без заломов. Биговка нужна для получения бумажных пакетов, папок.

  • Вырубка и высечка. Для изделия непрямоугольной формы надо применить процедуру вырубки. По макету заказчика создается вырубная форма для особого устройства – тигеля. Высечка применяется для получения открыток, этикеток, коробок, папок, где в дизайне присутствует сложный контур. Процедура применяется и для украшения продукции. Ее используют в получении коробок, папок-фолдеров.
  • Брошюровка - эта послепечатная обработка позволяет собрать листы в единое изделие. Для этого используется:
  • сшивание на проволоку;
  • клеевое бесшвейное скрепление;
  • пружина Wire-O;
  • сшивание нитками
  • Тиснение. Востребовано тиснение фольгой. С ее помощью улучшают привлекательность готового изделия, поэтому она применяется для подарочной продукции. Фольга бывает металлизированной, цветной и голографической. Отделочная процедура тиснения включает припрессовку фольги на печатную продукцию.

Для этой работы создается клише. Другим востребованным вариантом тиснения считается конгрев. Он используется в получении рельефного изображения, которое будет на поверхности продукции. Если процедура выполнения проводится без фольги, тиснение называется блинтовым. Конгрев – послепечатная обработка для получения открыток, красивых обложек для книг, грамот.

  • Ламинирование. При такой процедуре специальное устройство покрывает продукцию тонкой пленкой. Благодаря этому изделие будет долговечным, привлекательным. Ламинация избавляет проявление отпечатков пальцев. Листы становятся прочными и жесткими. Это защищает изделие от грязи.

Ламинация делится на несколько видов:

  • глянцевая – делает изображение ярче и насыщеннее;
  • матовая – на поверхности не будет бликования;
  • текстурированная – поверхность негладкая.
  • Лакировка Данная послепечатная обработка продукции позволяет преобразить внешний вид изделия.
  1. Востребованы два вида процедуры: ВД-лакировка. Изображение покрывается воднодисперсионным лаком. Процедура выполняется при печати. ВД-лак используется для покрытия продукции с большими фрагментами рисунков, запечатанными однородной краской.
  2. УФ-лакировка. Применяется лак, высыхающий под ультрафиолетовым излучением. Этот вариант отделки дает яркий лаковый эффект. Процедура проводится для выделения фрагментов рисунка.
  • Перфорация. Процедура выполняется для получения изделий с отрывными листочками. Обычно она применяется для рекламных листовок, календарей, билетов, объявлений. Перфорация нужна для получения такой продукции, как блокноты, брошюры.
  • Каширование. Процедура используется для получения упаковки или POS-материалов. Для этого пленка, дизайнерская бумага или тонкий картон с напечатанным рисунком приклеивается к основе из картона или пластика. Данный вид упаковки смотрится оригинально, к тому же он очень прочный.
  • Слимовка. Слим-картон применяется для получения упаковки белья, игрушек, техники, лампочек. Слимовка – это процедура наклеивания картона к картону. На верхнем слое присутствует напечатанное изображение и водно-дисперсионный или УФ-лак.
  • Твердый переплет. Процедура предполагает сшивание печатного издания на нить. Такой вариант оформления многостраничной продукции применяется для длительного срока службы, к примеру, книг.

Твердый переплет – это называют сфальцованные листы, переплетную крышу и присоединенные к ней детали (форзацы). Переплетная крыша создается на основе переплетного картона, сверху покрытого бумагой, и остальными материалами, кожей.

2.4. Гигиеническая классификация изданий

Издания по гигиенической значимости подразделяются на две категории:

  • первая          – литературно-художественные;
  • научно      – популярные;

– профессионального образования;               

– научные;

– научно-популярные и популярные.

  • вторая          – справочные (энциклопедии, словари, каталоги, категория         разговорники и т.п.);               

– официальные;               

– массово-политические;               

– производственно-практические;               

– нормативные производственно-практические;               

– учебно-методические пособия;               

  • для досуга.

Гигиеническая значимость издания определяется реальной зрительной нагрузкой при чтении.

Издания первой категории характеризует большими объемами текста, это означает непрерывный длительный процесс чтения и выраженную зрительную нагрузку.

Издания второй категории характеризует небольшие объемы текста единовременного прочтения, это эпизодический процесс чтения и незначительная зрительная нагрузка.

Если книга предназначена для детей, то ее подразделяют на следующие группы:

  • для первой возрастной группы - издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;
  • для второй возрастной группы - издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;
  • для третьей возрастной группы - издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

У каждой возрастной группы свои требования в оформлении.

Продуманные пропорции страницы и полосы набора

Формат книги зависит от назначения, к примеру, детские книжки не должны печататься форматом ин-фолио, потому что детям неудобно держать их в руках.

«Книга должна быть очень удобной или хотя бы достаточно удобной.» – Ян Чихольд.

Книги можно поделить на две основные группы книг: те, что мы кладем на стол, чтобы их изучать, и те, которые мы читаем сидя, откинувшись на стуле, в кресле или поезде, то есть которые удобно читать, держа в руках. Такие книги бывают всех видов формата ин-октаво. Они узкие, и их без усилий можно часами держать в руках.

Существует множество пропорций страницы, то есть соотношений ее ширины и высоты. Каждый знает хотя бы понаслышке о пропорции “золотого сечения”: ровно 1:1,618. Пропорция 5:8 приближается к «золотому сечению».

Чуть дальше от него стоит пропорция 2:3. Кроме пропорций 1:1, 618, 5:8, 2:3, для книг чаще всего используют 1:1732 (1: √3) и 1:1, 414 (1: √2). (см. рис. 63).

https://miro.medium.com/max/700/1*udqc6cBk7sec66l-yqKctg.jpeg

Рис. 2.5. 49. . Сравнительная ширина различных прямоугольников: A 1: 2,236 (1: √5), B 1:2 (1: √4), C5:9, D 1: 1,732 (1: √3), E 3:5, F 1: 1,618 (21:34) — «золотое сечение», G 1: 1,538 — см. рис. 2, H 2:3, I 1: 1,414 (1: √2), K 3:4

Геометрически определяемые иррациональные пропорции сторон 1:1,618 (“золотое сечение”), 1: √2, 1: √ 3, 1: √5, 1:1538 и простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 5:8, 5:9 или ясные, продуманные, определенные. Все остальное — произвольные, случайные соотношения. Разница между ясной и случайной пропорцией заметна, хотя часто незначительна. Человеку кажется красивей геометрически ясные, продуманные пропорции, а не произвольные, непродуманные соотношения.

«Уродливый формат делает книгу уродливой» – Ян Чихольд.

Маленькие книги должны быть узкими, а большие могут быть широкими; маленькие удобно держать в руках, большие лежат на столе.

Однако важен не только формат, но и полоса набора. Гармония между форматом страницы и полосой набора создается совпадением пропорций.

Существует три простых способа для проектирования гармоничных, логически выстроенных полос набора.

При необходимости высоту страницы делят на любое количество частей. Можно сделать даже более узкие поля, чем на рисунке 75. Но полоса набора должна быть связана с диагоналями каждой страницы и разворота, поскольку только так ее расположение будет гармоничным.

  • Кегль шрифта и интерлиньяж

Выбор кегля шрифта и интерлиньяжа также важен для красоты книги. В строке должно быть от восьми до двенадцати слов, больше не надо. Широкие поля, которые получаются при делении на девять частей, позволяют взять шрифт большего кегля, чем при делении на двенадцать частей. Строки, где больше двенадцати слов, требуют большего интерлиньяжа.

Важна связь между пропорциями шрифта и пропорциями страницы. Для книги не самый лучший квадратный формат, он требует шрифта с широким очком, тогда форма букв o и n будет в какой-то мере ему соответствовать. Для обычных вытянутых форматов подходят шрифты обычных пропорций, в них форма o и n по пропорциям вполне соответствует странице книги.

  • Колонцифра

Колонцифра не относится к полосе набора, она стоит отдельно. Наилучшая и самая простая композиция — это ставить колонцифру по центру в нижнем поле. Но при необходимости можно расположить колонцифру внизу под внешним краем текста с отступом в одну круглую или больше, потому что иначе она будет мешать последней строке.

  • Типографика традиционного титульного листа

Титульный лист по своей типографической форме — часть книги и должен соответствовать остальному оформлению книги.

Хороший титул можно создать, только основываясь на параметрах книжной страницы. Поэтому для него очень важны пропорции полей книжной страницы и расположение полосы набора: нельзя располагать титул посередине ширины книжной страницы, как это, к сожалению, часто делают. В этом случае он теряет связь с книгой. Строки титула нигде не должны выходить за пределы полосы набора. Почти всегда лучше, если главная строка титула будет заметно короче ширины полосы. Многие титулы не заполняют и всю высоту набора; особенно часто это бывает, когда у книги очень узкие поля.

Даже короткий титул должен заполнить книжную страницу. Это значит, что он должен быть достаточной величины. Но оформители часто опасаются использовать шрифты крупных кеглей. Главная строка должна быть по крайней мере на два кегля больше основного шрифта книги. Однако строгих правил тут нет, потому что главное в наборе титула — это чувство формы. Даже короткий титул, набранный не очень крупным шрифтом, может заполнить лист, если его хорошо скомпоновать.

Чтобы получился хороший титул, важно понимать взаимоотношения между буквами. Строки прописных букв обязательно нужно набирать вразрядку и тщательно выравнивать меж буквенные пробелы.

Чем меньше кеглей шрифта на титуле, тем лучше. Трудно правильно расположить четыре-пять кеглей. Больше трех кеглей нужно использовать только в исключительных случаях, иногда даже двух кеглей бывает достаточно

Хороший титул, даже если он меньше полосы набора по вертикали и горизонтали, по композиции должен соответствовать пропорциям книжной страницы. Иначе он не будет гармонировать со всей книгой.

Расстояние между строками должно не только соответствовать смыслу, но и участвовать в общей композиции — так же, как и сами строки.

ЗАКЮЧЕНИЕ

Производство книги является непростым процессом, оно требует кропотливой работы многих специалистов.

Дизайн книги — это особое где забывать об общих правилах дизайна, которые соблюдают при оформлении любого издания.

Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем и предметом искусства, та как она является родоначальницей полиграфической продукции.

Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. На себестоимость издания влияет выбор формата, полосы набора,

гарнитуры и кегля шрифта, элементы дизайна и иллюстрирования. Они влияют на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.

СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебные литература

1. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.

2. Молочков, В.П. Макетирование и верстка в Adobe InDesign. – М.: НОУ «ИНТУИТ», 2016. – 358 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.

3. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Роберт Брингхерст: пер. с англ. — М.: Изд. Д. Аронов, 2006. — 432 с.

4. Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М.: Книга, 2010. —526 с.

Электронные ресурсы:

  1. ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения (с Поправкой). [Электронный ресурс] - http://docs.cntd.ru/document/1200034382/
  2. Художественное оформление книжного издания. [Электронный ресурс]. -https://compuart.ru/article/24984
  3. Постпечатная обработка полиграфической продукции. [Электронный ресурс] - FB.ru: http://fb.ru/article/338984/postpechatnaya-obrabotka-poligraficheskoy-produktsii
  4. Ян Чихольд ОБЛИК КНИГИ Избранные статьи о книжном оформлении.

[Электронный ресурс] - https://imwerden.de/pdf/tschichold_oblik_knigi_1980.pdf

  1. Как делают книги. [Электронный ресурс] -http://drukarstvo.com/ru/kak-delayut-knigi/
  2. Структура книги. [Электронный ресурс] -https://studfiles.net/preview/2496452/page:19/
  3. Переплеты книг: от старины до наших дней. [Электронный ресурс] - https://www.liderknig.ru/news-articles/pereplety-knig-ot-stariny-do-nashix-dnej/
  4. Полиграфические термины. [Электронный ресурс] - http://www.print-gallery.ru/dictionary/
  5. Многополосные издания. [Электронный ресурс] -http://familydesigns.ru/blog_mnogostranichnye_isdaniya.html
  6. Оформление книги. [Электронный ресурс] -https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8
  7. История создания книги. [Электронный ресурс] -http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/
  8. Древние книги. [Электронный ресурс] - http://dotart.info/ru/articles/drevnie-knigi.

АНТИПЛАГ ИАТ