Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Переходная Антиква.  Ульям Кезлон, Джон Баскервиль, Пьер Симон Фурнье

Содержание:

Введение

Необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, сформулировать ее цель. Обозначить:

Предмет исследования: Переходная антиква и гарнитуры, основанные на переходной антикве.

Объект исследования: примеры и особенности применения шрифтов Переходной антиквы в печатной продукции, в рекламных объявлениях. А также основателей этого шрифта: Уильям Кэзлон, Джон Баскервиль, Пьер Симон Фурнье.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы.

ГЛАВА 1. ПЕРЕХОДНАЯ АНТИКВА

1.1. История возникновения шрифта

История письменности начинается с древних времен. Прежде чем превратиться в алфавит, рисунок знаков прошел сложный и длительный путь. Четыре вида письма известны из истории мировой письменности:

  • Пиктографическое (картинное, или рисуночное, например, наскальные рисунки. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Смотри рис.1);
  • Идеографическое (письмо при помощи идеограмм, а не букв. Целое слово обозначалось одним письменным знаком. Предметы изображались либо символическими знаками, например, солнце, луна, или графическими изображениями: птица, зверь и т. д. Смотри рис.2);
  • Слоговое (знаками обозначались слоги. Слоговым письмом писали древние египтяне. Клинопись и египетские иероглифы в странах Древнего Востока и Восточной Азии. Смотри рис.3);
  • Буквенно-звуковое (Означали отдельные звуки, то есть фонемы. Знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь. Смотри рис.4).

1.1. Рис. 1. Пиктографическое письмо

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/06c4/0003d753-8b6d1d85/img5.jpgРис. 2. Идеографическое письмо

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/035d/000e5b3c-4dbefde7/img8.jpg 1.1.Рис. 3. Слоговое письмо

1.1.Рис. 4. Буквенно-звуковое письмо

https://awdee.ru/wp-content/uploads/2014/07/ris321.jpgДревнегреческий шрифт построен с помощью линий, образующих геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Есть предположения что от греческого алфавита (возможно, через этрусского) произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). Латинское письмо в дальнейшем стало международным (смотри рис.5)

1.1.Рис.5. Греческое капитальное письмо

5-4 в. до н.э. Засечки отсутствуют. Форма букв соответствует геометрическим фигурам. Буквы моноширинные.

У таких букв одинаковые пропорции, из-за этого отсутствует ритм, а соответственно и удобочитаемость. Сами буквы расположены достаточно хаотично и у букв неравномерные окончания штрихов. Тут пока еще нет понятие интерлиньяжа, а есть только равномерное заполнение формата. Некоторые штрихи слишком короткие, а другие - слишком длинные. Римляне с расцветом своей империи позаимствовали греческий алфавит и письменность. Для уравновешивания формы букв они придумали первые засечки (смотри рис.6 и 7).

1.1. Рис. 7. Переходная ранняя форма римского капитального шрифта. 3-1 в. до н.э.

04-ancient-greekПоявляются первые засечки. Буквы начинают иметь разную ширину в зависимости от конструкции. Такие же засечки появляются в раннем греческом капитальном шрифте в 1веке до н.э. (смотри рис.8).

Рис. 8. Греческий капитальный шрифт

Первые засечки имели клиновидную форму и повторяли угол окончания штрих. Римляне спустя век совершенствуют греческий «геометрический гротеск» и превращают его в тот самый антиквенный римский капитальный https://awdee.ru/wp-content/uploads/2014/07/trajan_inscription_duotone.jpgмонументальный шрифт (смотри рис 9).

1.1. Рис. 9. Римский капитальный монументальный шрифт

1 век до н.э. Появляются полноценные засечки. Пропорции букв уточняются. Появляется заметный контраст основных и соединительных штрихов. Все буквы вписывались в квадрат. Выполняли эти надписи на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пером, а на пергаменте — гусиным. Буквы вырезались в мраморе и, следовательно, их форма полностью соответствует логике письма плоским инструментом (I - V вв.).

Этот шрифт можно назвать идеальным. В нём выявлен контраст и оптические особенности восприятия букв. Буквы разделены на группы по пропорциям. Засечки заканчиваются не только красиво, но также под правильным углом и идеально держат строку.

Несмотря на свою идеальность, Римский капитальный монументальный шрифт сложный. Чтобы написать одну букву требовалось большое количество движений руки, много старания и мастерства. Так же для удобочитаемости прописных знаков капитального шрифта требовались большие межбуквенные расстояния, что делало его слишком дорогим, так как бумаги тогда не было и книги (кодексы) писались на дорогих папирусах и пергаменте. Поэтому этот шрифт так и остался в камне и в скором времени был забыт до ренессанса.

https://i1.wp.com/awdee.ru/wp-content/uploads/2014/07/capital-kvadr_fonts.gif?w=605&h=239&ssl=1Нужен был более экономный шрифт, который был бы покомпактнее и быстрее воспроизводим. Появляется римское капитальное квадратное письмо, которое использовалось для написания книг в I-III веках (смотри рис.10).

1.1. Рис.10. Римское квадратное письмо. I-III вв.

Шрифт, с высоким контрастом (1:5). Прописные буквы вновь становятся моноширинными. Засечки минимальны либо отсутствуют вовсе. Да они практически и не требуются, потому что чёткие окончания жирных штрихов и без них хорошо выдерживают линию строки.  Хороший вид письма и его влияние заметно в современных классицистических антиквах.

https://awdee.ru/wp-content/uploads/2014/07/capital-rust_fonts.gifИтальянское письмо видоизменяется и адаптируется под нужды времени. Параллельно с квадратным шрифтом появляется более простая форма письма — рустика. (смотри рис.11). «Рустика» дословно переводится как «деревенский, крестьянский». Квадратное письмо и римский капитальный шрифт были официальными, а рустикой писали во всех сословиях, и бедняки, и знать.

Рис.11. Рустичное письмо I-III вв.

Рустика - быстрое и очень компактное письмо. Здесь обратный контраст, узкие знаки, массивные засечки. Появляется большое количество лигатур. В поздних формах рустики (V-VI в.) возникают выносные элементы и росчерки. Этим письмом было легче научиться писать. Буквы писались, не отрывая руки в 1-3 движения. Шрифт был экономнее и аккуратнее. На одном листе можно было уместить большое количество текста, благодаря обратному контрасту основные штрихи — тонкие, а соединительные — широкие и ширину знака можно варьировать и делать шрифт ещё компактнее. Рустика - красивый каллиграфичный шрифт, очень удобочитаемый и функциональный. Строка держалась превосходно благодаря массивным засечкам и писать можно было без интерлиньяжа.

http://pishikrasivo.ru/sites/default/files/malkolm-uncial-ex.gifК IV веку сформировался шрифт «Унциал» для переписки литературных текстов (смотри рис.12). Буквы обладали искривленной формой. Унциал просуществовал до IX века. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера, закругленность букв способствовала быстроте написания.

Рис.12. Унциал

http://images.vfl.ru/ii/1392225448/0a787038/4229509.jpgВ VII - IX вв. появляется шрифт полуунциал (смотри рис.13). Буквы - удлиненные сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму, который широко применяется в Западной Европе. «Минускул» в переводе с латинского — «маленький».

Глава 1.1. Рис. 13. Полуунциал

К VII в. первоначальный минускул изживает себя, так как римское письмо было неудобочитаемым, оно выполнялось без интервалов между словами, приходилось буквы текста скорее вычерчивать, чем писать. Минускул меняется и завершается в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. Каролингский минускул к концу XI века господствовал во многих странах Западной Европы. Широко применяли в епископских, монастырских, а затем и в городских канцеляриях — как для книг, так и для документов. Каролингский минускул был чёт­ким, яс­ным и убо­ри­стым шрифтом, кро­ме то­го, эко­но­ми­ло до­ро­гой пис­чий ма­те­ри­ал – пер­га­мен (смотри рис.14).

В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт, который стал новой ступенью в развитии латинской письменности. Шрифт с острыми штрихами под названием готический (смотри рис.15). Шрифт существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и других странах.

https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id65https://www.wikireading.ru/img/315881_27_Autogen_eBook_id661.1. Рис.14. Каролингский минускул

1.1. Рис. 15. Готический шрифт

В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы гуманистического письма, который отличается от готики. Его называют ренессанс-антиква, так как этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения (смотри рис.16,17). Известные художники и ученые эпохи Возрождения придавали значение графической обработке этого шрифта. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, изменяя форму и пропорции букв.

https://paintmaster.ru/pysmo-i-shrift/68.jpgС возникновением книгопечатания произошел исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.

1.1. Рис. 16. Ренессансный маюскульный шрифт Феличио Феличиани

около 1463 г.

https://paintmaster.ru/pysmo-i-shrift/69.jpg1.1. Рис. 17. Ренессансный маюскул конструкции

https://paintmaster.ru/pysmo-i-shrift/70.jpg Дамиано да Мойл, около 1480 г.

1.1.Рис. 18. Алфавит букв, построенных на основе геометрических схем; из книги Луки Пачоли "Божественная пропорция", 1509 г.

В 1509 году были опубликованы первые правила по построению латинского шрифта Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи (смотри рис. 18). Пачоли предлагал строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Однако шрифт получался однообразным малодинамичным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.

В 1529 году Жофруа Тори разработал свой образец шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат. Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрастностью и некоторой монотонностью.

В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква. Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрастность (примерно 1: 10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и другие.

В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква.

В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.

1.2. Антиква Ренессанса (XVXVI вв.)

Обладает штрихи переменной толщины. Гуманистические (наклонные) оси овалов, резкие, сформированные пером окончания штрихов. Большая апертура. Курсив равен по значению прямому шрифту и независим от него (рисунок 19).

1.2. Рис 19. Антиква Ренессанса (XV-XVI вв.)

1.3. Антиква Барокко (XVII в.)

Штрихи переменной толщины, оси овалов переменного наклона. Засечки и окончания штрихов хорошо оформлены. Апертура умеренная. Курсив дополняет прямое начертание и тесно связан с ним по форме. Часто встречаются вторичные вертикальные оси овальных элементов. Первичные оси, образованные штрихом широконечного пера наклонны (рисунок 20).

1.3. Рис.20 Антиква Барокко XVII в

1.4. Антиква Неоклассицизма (XVIII в.)

Штрихи переменной толщины. Вертикальные оси овалов. Заостренные скругленные засечки и каплевидные концевые элементы. Умеренная апертура. Курсив, полностью подчиненный прямому начертанию (рисунок 21).

1.4. Рис.21. Антиква Неоклассицизма (XVIII в.)

1.5. Антиква Романтизма (XVIII XIX вв.)

Отличается сильным контрастом между тонкими и толстыми штрихами. Усиленные вертикальные оси овалов. Не скруглённые тонкие засечки. Точковидные концевые элементы. Малая апертура. Курсив, полностью подчинённый прямому начертанию. Первичные оси овалов вертикальные, а вторичные оси наклонные.

1.5. Рис.22. Антиква Романтизма (XVIII —XIX вв.)

1.6. Антиква и ее виды

Как известно, Антиква-это наборный шрифт с засечками и ее форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы), которая появилась в эпоху Возрождения, и основой для шрифта является гуманистический минускул.

Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII вв.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII вв.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX вв.), кроме того, в начале XIX в. появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.

С конца 15 до 20-годов 20 века для набора сплошных текстов использовалась антиква. Отсюда появляются другие шрифты с засечками, которые использовали в рекламе. Назвать антиквой всякий шрифт с засечками нельзя, как например ITC Officina Serif, это не антиква, а брусковый шрифт.

Новый рисунок шрифта впервые создавался для французского короля Людовика 14 в 17 веке Работа создавалась на геометрических построениях и природных пропорциях. Этот шрифт называли королевской антиквой, и использовали его королевские печатники. Теперь именуется в честь того, кто возродил его для широкого коммерческого использования, антиква-Фурнье.

Все эти шрифты употребляются в наши дни. На их основе создаются различные новые рисунки.

В 15 век, в Италии появилась Гуманистическая (ренессансная) антиква на замену готическому письму, которое имело много недостатков, по мнению мастеров Возрождения. Их целью было разработать такой метод письма, который был бы простым и легко читаемым. Гуманистическая антиква по начертанию ближе всего приближается к наиболее старым (римским капитальным) шрифтам. В ней можно выделить венецианскую антикву (конец XV века. Смотри рис.19,20,21), итальянско-французскую антикву (XVI век), голландскую (XVII век) Ван Дейка, французскую Гарамона, Гранжона, английскую (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.  Эти шрифты имитируют рукописные, выполняемые ширококонечным пером. Отличаются малым контрастом и разноширностью. Засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основные штрихи, оси овалов наклонны.

К этой группе можно отнести такие шрифты как: Times New Roman, Garamond, Goudy Old Style, Palatino, Bembo, Lazurski (гарнитура Лазурского), Mysl (Мысль), Newton (Ньютон).

http://quickandlazy.appspot.com/images/old-serif.png1.7. Антиква старого стиля. Венецианская антиква

1.7. Рис. 23. Антиква старого стиля

https://cdn-images-1.medium.com/max/600/1*VUbWXfLDrJBabU6Xsu36eg.jpeghttp://www.typographie.studiolauer.de/wp-content/uploads/2013/01/01_schriften_venezianische.jpg1.7.Рис. 24. Венецианская антиква

1.7. Рис. 25. Венецианская антиква

Это первая типографская антиква, первоначально использовалась во второй половине XV века в Италии (рисунок 24,25). Ее происхождение связано с двумя непохожими друг на друга шрифтами совершенно разных эпох. Прописные буквы (маюскулы) основаны на римском капитальном письме, которое можно видеть на колонне Траяна (II век н. э.). Строчные буквы (минускулы) значительно моложе и происходят от каролингского минускула (VIII век н.э.). Шрифты характеризуются умеренной контрастностью, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов и размашистыми пропорциями. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, капли угловатые. Среди исходных венецианских шрифтов этого периода нет курсивов, они были изобретены позднее. Шрифты, основанные на венецианской антикве: Alliance, Ladoga, Leksa, Venetian 301.

1. 8. Итальянско-французская антиква (Гаральды)

https://cdn-images-1.medium.com/max/800/1*NBWGNM2L9iU7jkfZdrNVsA.jpeg1.8. Рис. 26. Итальянско-французская антиква (Гаральды)

1.8. Рис. 27. Итальянско-французская антиква. Гарнитура Bembo

Представляет собой дальнейшее развитие венецианской антиквы в XVI веке. В этот период форма знаков французской антиквы все еще основывается на дуктальном принципе, однако она постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий того времени. Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек и наклонными осями овалов (смотри рис.26,27) Засечки становятся более длинными и острыми, а верхние выносные элементы, как правило, заметно выше прописных знаков. В этот период в качестве альтернативного текстового шрифта впервые применяется строчной курсив с небольшим наклоном. Впоследствии курсив начинают рассматривать как дополнительное начертание к прямому шрифту, с которым он должен быть согласован по размеру, цвету и форме. В курсиве появляются наклонные прописные знаки, наклон которых в курсиве меньше, чем у строчных. Наклон строчных курсивных знаков меняется в широких пределах.

Шрифты, основанные на венецианской антикве: Aldine 401, Original Garamond, ITC Garamond, Garamond (APC), Lazurski, Mysl, Mysl Narrow, Revival 565.

https://www.paratype.ru/pictures/help/term/108.gif1. 9. Голландская антиква

https://img.artlebedev.ru/everything/pulkovo/logo/process/pulkovo-logo-process-04-01.gif1.9. Рис. 28. Голландская антиква. Гарнитура Kis

1.9. Рис. 29. Голландская антиква. Шрифты Кристофеля Ван Дейка, Миклоша Киша, Иоганна Флейшмана

Представляет собой дальнейшее развитие форм французской антиквы в XVII веке. Эти шрифты выполнены более качественно, для них характерно постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны) при сохранении традиционной формы антиквы старого стиля (рисунок 28,29). Шрифты довольно узкие, а очко строчных имеет более округлую форму. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве.

https://www.paratype.ru/pictures/help/term/123.gif1. 10. Английская антиква

1.10. Рис. 30. Английская антиква

Шрифты первой половины XVIII века, созданные в Англии как улучшение голландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего. Детали почти целиком определяются глиптальными принципами, однако форма знаков в значительной степени традиционно повторяет более раннюю антикву старого стиля (рисунок 30). Знаки этих шрифтов более контрастны и насыщены, засечки тоньше и острее, а оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков гораздо шире, чем в голландской антикве, знаки разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Средний угол наклона строчных знаков в курсиве довольно значителен. Шрифты, основанные на венецианской антикве: Caslon 540, Caslon Bold, Kuenstler 480, Zagolovochnaya.

https://www.paratype.ru/pictures/help/term/567.gif1.11. Англо-шотландская антиква

1.11. Рис. 31. Англо-шотландская антиква

Этот шрифт промежуточный по форме переходной антиквой и антиквой нового стиля контрастных, с длинными тонкими засечками с небольшим скруглением (рисунок 31). Шрифты лондонского словолитчика Ричарда Остина - характерные шрифта этого типа. Примеры: Scotch Roman, Bulmer, Bell.

http://infogra.ru/wp-content/uploads/2015/08/42.jpg

1.12. Переходная антиква

1.12. Рис. 32. Переходная антиква

Гарнитура начала и середины XVIII века. Сочетает черты шрифтов старого стиля (рис.32). Пишут широким пером. Присутствуют элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу.

1.13. Джон Баскервиль

Родился в 1706 году в Англии. В 19-летнем возрасте уже работал каллиграфом и резчиком по камню. В 1750 году у него уже собственная типография, словолитня, и бумажная мельница. Он изобретатель и дизайнер шрифта. В 18 веке развивается и изменяется шрифтовая форма.

Шрифты Уильяма Кэзлона, которые использовались в европейском книгопечатании, сменяется антиквой Дидо и Бодони. Шрифты Баскервиля были переходными.

Баскервиль стремился к совершенству типографского ремесла, работал над качеством бумаги, краской, печатным станком и шрифтом. Впервые только он ввел веленевую бумагу. На ней легко делался отпечаток.

Набор не вдавливался как в бумагу.

Появилось и еще одно новшество: отпечатанные листы прокатывались между нагретыми медными валиками, и страница становилась более гладкая.

Использовал новую краску, более черную и быстро сохнувшую. Вследствие чего, старые шрифты стали выглядеть более грубо и за 4 года он вынужден был улучшить типографский шрифт.

В 1758 году Баскевиль становиться официальным издателем Кембриджского Университета, для которого он печатает свой полиграфический шедевр- большую Библию с изобретенными им шрифтом, краской и бумагой.

Новые шрифты были с восторгом приняты за пределами Англии. В Европе и Америке.

Путем увеличения контраста между толстыми и тонкими штрихами Баскервиль добивался совершенства форм, засечки стали более острые и тонкие. Наклон оси овалов у круглых знаков приближался к вертикальному. Каллиграфические познания отразились и на буквах, росчерки заменили засечек, окончания с каплями, острые вершины без засечек. Курсив гораздо спокойнее, угол наклона меньше. Его шрифт использовался для печатания книг и журналов (рисунок 33).

Как дизайнер он добился в печатных изданиях утонченности, строгости, ясности и пропорции текста усовершенствовал. И по нынешнее время красота форм шрифта, гармония пользуется признанием.

1.13. Рис. 33. Шрифт Baskerville

1.14. Уильям Кэзлон

Расскажу немного про Уильяма Кэзлона. Он-первый рисовальщик и словолитчик, который основал словолитню в Лондоне в 1720 году и создал новый рисунок антиквы, а также, готический и арабский. Его шрифты обычно относят к старинной антикве.

Родился в 1692 году в Англии, в семье сапожника. Художественный талант проявился еще в школе. По совету директора школы отец отдал сына в обучение оружейнику. В 1706 году Уильям оказался в Лондоне, став учеником известного гравера Эдварда Кукса.

Через десять лет он открыл собственную гравировальную мастерскую. Помимо этого, и украшения орудийных стволов и замков, Уильям брался за другие заказы: выполнял мелкое литье из бисера, работал по заказам переплетных мастерских. Библиофилы того времени сначала приобретали книгу в виде стопки отпечатанных неразрезанных листов, затем заказывали в мастерской переплет по своему вкусу.

Мастерство гравера ввели Уильяма в издательский мир.

В 1720 году он открывает собственную словолитню, которую финансирует известный переплетчик.

В первый же год он нарезает арабский шрифт для издания псалтыря и Нового Завета «для бедных христиан Ближнего Востока». Шрифт оказался очень успешен. После этого, Уильям Кэзлон печатает листовку с образцами арабского набора. А для подписи вырезал латинские буквы (литеры), которые обозначали его имя.

Затем, Уильям через два года нарезал еврейский шрифт и ту же самую антикву, и курсив, которые сегодня называются шрифтов Кэзлона.

Он продолжал изобретать шрифты с известными голландскими мастерами Кристоффелом Ван Дейком и Дирком Воскенсом.

Его рисунки отличались мастерством, тонкостью гравирования по металлу, разнообразием форм и проработкой деталей.

Шрифт Уильяма отличался от голландских шрифтов по пропорциям. Он был шире, имел мощную конструкцию, крепкую форму и большое разнообразие деталей, а также, смотрелся хорошо. Хотя, некоторые буквы были несовершенны, не изящны. Новые штрихи отличались от ранних шрифтов старой антиквы жирностью, засечки были почти горизонтальны, без заметного прогиба, а ось овалов была почти вертикальной.

Курсив более наклонный. Формы букв напоминали орнаменты эпохи рококо своей замысловатостью (рисунок 34).

Шрифты Уильяма становятся популярны и за рубежом. Он поставляет шрифты для королевской типографии и типографии Оксфордского Университета.

В 1734 году выпускает свой первый каталог с прямыми и курсивными шрифтами. По всей Европе и США надолго распространился этот шрифт, как символ английской типографии. Фирма Кэзлона просуществовала более двухсот лет.

1.14. Рис. 34. Шрифт Caslon

1.5. Пьер-Симон Фурнье (1712-1768)

Один из создателей современного классифицирования шрифтов и создатель знаменитой словолитни. Пытался типографику ввести в разряд наук. Представил собственную систему определения кегля шрифта и только он восстановил переходную антикву для широкого коммерческого использования. И по этому его назвали антиква Фурнье.

Переходные антиквы отличаются более сильным контрастом, вертикальными осями овальных букв, скруглёнными симметричными засечками, полузакрытой формой знаков. На форму символов повлияло изобретение в XVII веке остроконечного пера. Количество переходных антикв невелико, но File:Type sample, Pierre Simon Fournier, Manuel Typographique 1766.pngприменение они имеют самое широкое (рисунок 35).

1.15. Рис. 35. Шрифт Fournier

16. Антиква барокко

Эта форма переходной антиквы и почти не связана с антиквой старого стиля.  Знаки более контрастны, а соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами выражены слабо. Оси овалов некоторых знаков почти вертикальны, у остальных знаков они имеют незначительный наклон. Наклоны строчных и прописных знаков в курсиве почти совпадают. Угол наклона знаков в курсиве средний.

Шрифты:

  • Baskerville Display PT (смотри рисунок 36,37)
  • ITC New Baskerville (смотри рисунок 38)

1.16. Рис. 36. Гарнитура Baskerville Display PT

Гарнитура Baskerville Display PT для набора в крупных и сверхкрупных кеглях разработана по мотивам шрифтов Джона Баскервиля. Четыре начертания Baskerville Display PT значительно светлее и контрастнее.

1.16. Рис. 37. Гарнитура Baskerville Display PT

1.16. Рис. 38. Гарнитура ITC New Baskerville

Шрифт разработали в 1978 году группой дизайнеров под руководством Джона Кваранта на основе рисунков шрифта 1757 года английского типографа Джона

Баскервиля. Данный шрифт используется для журналов и книг, а также хорошо работает в крупных кеглях в газетах и рекламе. 

1.17. Современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы

Вот современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы, которые не имеют конкретных прототипов и отличаются по форме: Adonis, Aelita, Bachenas, Bazhanov, Deca Serif, Kudryashev, Kudryashev, Display, Nat Flight, Neva, Newton, Newton Monotonic Greek, Octava, Orbi, Petersburg, Prospect, Scientia, Selina, ITC Stone Serif, Svetlana, Yefimov Serif, Zapf Elliptical 711.

1.17. Рис. 39. Гарнитура Adonis

Шрифт Adonis (рисунок 39) характеризуется несколько вытянутыми пропорциями знаков, небольшими закругленными засечками и мягкостью рисунка. Узкие пропорции шрифта делают его достаточно емким в наборе, а ясность и чистота рисунка сохраняют его читаемость в достаточно мелких кеглях. Гарнитура Адонис состоит из четырех стандартных начертаний и может с равным успехом использоваться как для длинных текстов, так и для акциденции. 

Рис. 40. Гарнитура Aelita

Гарнитура Aelita (рисунок 40) малоконтрастная антиква и у него 6 начертаний. Обладает альтернативным набором строчных знаков, в большей мере изменяющий рисунок текста. Основной комплект знаков достаточно строгий, с геометрически четким рисунком капель и жестким примыканием овалов к вертикальным штрихам; альтернативный — более свободный, с несколько более каллиграфическим характером. Нейтральный рисунок основного варианта знаков позволяет использовать шрифт при работе и с научно-популярными, и с художественными текстами.

1.17.Рис. 41. Гарнитура Bachenas

Гарнитура Bachenas разработана в 1963 году литовским художником книги Витольдасом Баченасом. Шрифт относится к типу малоконтрастной антиквы с некоторыми необычными деталями (рисунок 41).

https://nomail.com.ua/images/prefonts/21118.png1.17. Рис. 42. Гарнитура Bazhanov

https://nomail.com.ua/images/prefonts/27213.pngГарнитура Бажановская (рисунок 42) разработана Михаилом Григорьевичем Ровенским (1902-1996) в 1961 году по рисункам шрифтов московского художника книги Дмитрия Андреевича Бажанова (1902-1945). Этот шрифт старомодного оттенка сохраняет формы советских рукодельных шрифтов 40-х годов. Предназначен для титульных и акцидентных работ. Цифровая версия разработана для фирмы ParaType в 2000 году Любовью Кузнецовой.

1.17. Рис. 43. Deca Serif

Гарнитура Deca Serif (рисунок 43) состоит из десяти начертаний. Шести начертаний без засечек, которые составляют гарнитуру Deca Sans, и четырех начертаний с засечками. Это малоконтрастные текстовые шрифты строгого рисунка, с овалами, которые тяготеют к прямоугольной форме. Они хорошо читаются в мелких кеглях и могут быть c успехом использованы для набора научных, деловых текстов, юридических, официальных. Шрифты антиквы и гротеска схожи в пропорциях, сбалансированы по цвету и имеют общие детали, что предполагает их использование в документах. Дизайнер Наталья Васильева.

https://nomail.com.ua/images/prefonts/27604.png1.17. Рис. 44. Гарнитура Kudryashev

У гарнитуры Kudryashev (рисунок 44) изящный и непринуждённый характер, детали проработаны. Используют его в крупных и очень крупных кеглях, в частности, в журнальных макетах, в дизайне упаковки и во многих других областях. Начертания с засечками подготовлены Ольгой Умпелевой (2011 год), начертания без засечек — Изабеллой Чаевой (2015 год) при участии Александры Корольковой. 

1.17. Рис. 45. Kudryashev Display

Гарнитура Кудряшевская Акцидентная (рисунок 45) — это комплект светлых и контрастных крупнокегельных начертаний, разработаны на основе текстовой версии гарнитуры Кудряшевская. У шрифта изящный и непринуждённый характер, проработанные детали позволяет использовать его в крупных и очень крупных кеглях, в частности, в журнальных макетах, в дизайне упаковки и во многих других областях. Начертания с засечками подготовлены Ольгой Умпелевой (2011 год), начертания без засечек — Изабеллой Чаевой (2015 год) при участии Александры Корольковой.

1.17. Рис 46. Гарнитура Nat Flight

Эле­гант­ный шрифт Nat Flight (рисунок 46), осо­бен­ностя­ми ко­торо­го яв­ля­ют­ся ха­рак­терные формы букв Л и Д, а также ра­зомк­ну­тые кон­ту­ры у P, B, Б и др. в мес­тах при­мыка­ния ова­лов к вер­ти­каль­но­му штри­ху. Кур­сив от­ли­ча­ет­ся ди­намич­ностью и изя­щест­вом форм. Шрифт пред­назна­чен глав­ным об­ра­зом для на­бора круп­ным кег­лем, поз­во­ля­ющим уви­деть де­тали ри­сун­ка, но тем не менее хо­рошо ра­бота­ет и в текс­то­вых раз­ме­рах.

1.17.Рис 47. Гарнитура Neva

В 1970 году было разработана гарнитура Нева (рисунок 47) в двух начертаниях крупнокегельного набора Павлом Кузаняном (1901-1992). Шрифт создан на основе простых, строгих форм русской шрифтовой классики. Предназначен для набора художественной литературы и изданий по искусству, а также для акциденции.

1.17. Рис 48. Гарнитура Orbi

Шрифтовая система Orbi (рисунок 48) представляет собой малоконтрастную антикву элегантного рисунка с развитым составом. В нее входят 10 текстовых начертаний разных насыщенностей и пропорций, 3 акцидентных каллиграфических начертания и 3 начертания с разными вариантами декорированных инициалов. Нормальное начертание содержит комплект капительных знаков. Имея широкий набор начертаний и типографических возможностей, шрифт может использоваться в различных областях применения. Основные начертания благодаря традиционной форме и чистоте рисунка могут одинаково хорошо работать как в книжном наборе, так и в периодике. Наличие узких начертаний позволяет использовать его для набора в колонках и таблицах в бизнес-изданиях, отчетах и прочих деловых бумагах. Декоративные и инициальные комплекты подойдут для печатных материалов, требующих парадной формы подачи, где уместно будут смотреться росчерки, каллиграфия и буквицы. Шрифт спроектировал дизайнер Наталья Васильева.

1.17. Рис 49. Гарнитура Newton

Этот шрифт (рисунок 49) специально спроектирован для достижения высокой удобочитаемости при хорошей емкости. Широко применяется в книгах и журналах, для отчетов и офисной документации, а также в акциденции и рекламе.

1.17. Рис 50. Гарнитура Newton Monotonic Greek

Гарнитура Newton Monotonic Greek (рисунок 50) разработана в фирме ПараТайп (ПараГраф) в 1995 (дизайнер Владимир Ефимов) на основе рисунков шрифта ПТ Ньютон, 1990 (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев). Предназначен для набора текста.

1.17.Рис 51. Гарнитура Newton Polytonic Greek

Гарнитура Newton Polytonic Greek (рисунок 51) для набора на древнегреческом языке разработан в фирме ПараТайп (ПараГраф) в 1995 (дизайнер Владимир Ефимов) на основе рисунков шрифта ПТ Ньютон, 1990 (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев). Предназначен для набора текста.

1.17. Рис 52. Гарнитура Octava

Благодаря компактности формы и крупному очку строчных Гарнитура Octava (рисунок 52) обладает повышенной емкостью и хорошей читаемостью в мелких кеглях. Название Октава означает, что шрифт был специально спроектирован для 8-пунктового набора.

Все начертания имеют дополнительные комплекты минускульных цифр, а прямое нормальное начертание также капитель.

1.17. Рис 53. Гарнитура Petersburg

Светлый экономичная Гарнитура Petersburg (рисунок 53) нейтрального рисунка, он подходит как для набора длинных текстов, так и для книжных заголовков и акциденции.  Дизайнер Владимир Ефимов.

1.17. Рис 54. Гарнитура Prospect

Оригинальная гарнитура Prospect (рисунок 54), разработанная в 1997-2001 гг. (дизайнер Наталья Васильева). Антиква широких пропорций, свободного рисунка, со скошенными засечками. Рисунок шрифта частично воспроизводит рукописное начертание. Предназначен для акцидентного и титульного набора, преимущественно крупным кеглем.

1.17. Рис 55. Гарнитура Scientia

Гарнитура Scientia (рисунок 55-59) — гарнитура антиква в восьми начертаниях: Regular, Medium, Bold, Black, и курсивы к ним. Все начертания поддерживают западную и центрально европейскую латиницу, базовую и азиатскую кириллицу и греческий. В начертаниях Regular и Medium присутствуют капительные знаки для всех поддерживаемых языков. Кроме стандартного набора неалфавитных знаков, в Scientia есть стрелки и некоторые дополнительные математические символы. Автор шрифта — Наталья Васильева. Кроме научной литературы, Scientia подойдёт для публицистики и художественных текстов.

1.17. Рис. 56. Гарнитура Scientia 1.17. Рис. 57. Гарнитура Scientia

1.17. Рис.58. Гарнитура Selina 1.17. Рис 59. Гарнитура Selina

Текстовая гарнитура из 8 начертаний универсального назначения. Кроме того, к ней разработан декоративный каллиграфический курсив, включающий прописные буквы с росчерками. Отличается малой контрастностью и несколько зауженными пропорциями. Экономична и хорошо читается в мелких кеглях. Для текстового и акцидентного набора. В 2010 году выпущена переработанная версия с расширенным комплектом знаков. Шрифт разработан для компании ПараТайп дизайнером Натальей Васильевой в 2007 году.

1.17. Рис. 60. Гарнитура Yefimov Serif

Ефимовская Сериф (рисунок 60) — современный шрифт с засечками на грани антиквы и брускового. Он отличается низким контрастом, квадратными формами круглых знаков и подчёркнуто деловым характером. Подходит для деловой литературы, и корпоративных стилей. Шрифт был дополнен недостающими знаками Марией Селезневой и выпущен компанией ПараТайп в 2014 году.

1.17. Рис. 61. Гарнитура Svetlana

Гарнитуру Svetlana (рисунок 61) разработал Михаил Григорьевич Ровенский в 1976–81 годах. Этот шрифт старомодного оттенка, сохраняет формы советских рукодельных шрифтов 40-х годов. Цифровая версия разработана в фирме ПараТайп (ПараГраф) в 1996 (дизайнер Любовь Кузнецова). 

1.17. Рис. 62. Гарнитура Zapf Elliptical 711

Шрифт спроектирован Германом Цапфом (рисунок 62) в 1952 году. Гарнитура первоначально предназначалась для газетного набора, поэтому ее мощный рисунок основан на классических объективных формах и обладает удобочитаемостью. Можно применять для набора разнообразных текстов в различных кеглях. Кириллическая версия разработана дизайнером Натальей Васильевой и лицензирован фирмой 'ПараТайп' в 2002 году. Применение: книга, газета, журнал, айдентика.

1.18. Антиква нового стиля

Отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками (рисунок.63). Примеры новой антиквы—шрифты Bodoni, Didot, Firmin, Walbaum, Didona.

nAo_5v6_wAg1.18. Рис 64. Антиква нового стиля

1.19. Брусковые шрифты (египетская антиква)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/CourierWC.pngШрифт изобретен в 19 веке, Великобритании (рисунок 64). Эти шрифты практически не имеют контраста, засечки прямоугольной формы, почти без скруглений в местах присоединения к основным штрихам. К этой группе можно отнести такие шрифты, как Beton, Memphis, Baltica (Балтика), Xenia.

1.19. Рис 64. Брусковая антиква

1.20. Свободная антиква

https://cf.ppt-online.org/files/slide/k/KwR3z9osXmnYlQqLUE0gB1jyHciu5rbN8xPeGd/slide-34.jpgСюда входят такие шрифты, как ленточная антиква (рисунок 65. Имеет пропорции антиквы, но засечек нет), антиква-гротеск (рисунок 66), брусковая антиква (рисунок 67). Как у гротеска имеют малоконтрастное, или одинаковое соотношение дополнительных и основных штрихов. Закругления короткие. На концах стоек имеются небольшие утолщения, которые напоминают засечки). Шрифты: Optima, Broadway, Банниковская, Eckmann, New Journal (Новая журнальная).

Рис.65. Ленточная антиква

dGGNZRh3xqI1.20. Рис. 66. Антиква-гротеск

1.20. Рис. 67. Брусковая антиква

Известный типограф и дизайнер Ян Чихольд писал, что кто хочет создать хороший шрифт, должен стремиться к трем вещам:

  • Построить хорошие буквы, выбор подходящего шрифта;
  • Детали шрифта должны быть тщательно обработаны. Слова должны гармонировать между собой и при необходимости должна быть сделана очень аккуратная разрядка, должны быть достигнуты безупречные межбуквенные и межсловные расстояния;
  • Хорошая общая композиция. То есть строки должны быть так сгруппированы чтобы создавалось целостное впечатление.

Ян Чихольд писал, что шрифт — это слуга. Он должен читаться. Если шрифт не читается, то он непригоден, никому не нужен. Основная задача шрифта — это удобочитаемость. Задача каждого шрифтовика — украсить окружающий нас мир прекрасными буквами. Что бы шрифт нравился и доставлял эстетическое удовольствие для этого нужны гармоничные, совершенные, идеально скомпонованные буквы. Функциональный и красивый шрифт — это знаки алфавита выразительных и благородных пропорций, без искажений. Но эти законы не должны в угоду красоты уродовать характерный облик букв алфавита. Повторяющиеся элементы букв должны быть похожими или одинаковыми. Отношение ширины буквы к высоте должны быть точными. Законы соотношений высоты и ширины букв невозможно сформулировать, так как в каждом шрифте они разные. Они редко соответствуют простому числовому соотношению. Люди всегда пытались рассчитать пропорции с помощью вспомогательных инструментов, таких как циркуль и наугольник, но это не создавало форму. Удавалось это только тогда, когда художник внутренним взором уже видел форму букв. Он хорошо представлял себе формы букв. Соразмерность шрифта, к которой стремятся шрифтовики создается и воспринимается только глазом, а не рассудком. Главное требование заключается в том, чтобы ни одна буква в общей массе не выделялась среди других. Буква не должна быть ни больше, ни меньше чем нужно.

У массивной буквы должна быть правильная толщина штрихов. Все части буквы должны стремится к равновесию и быть гармоничны. Так же важны внутрибуквенные просветы, участки белой плоскости внутри букв, негативные формы. У совершенной буквы красивые просветы. Черная форма буквы должна иметь красивые очертания и движения линий. Белые внутрибуквенные просветы должны иметь простую, четкую, благородную форму. Важно также найти точное соотношение высоты и длины верхних и нижних элементов, высоты и толщины штрихов прописных букв. Верхние и нижние выносные элементы шрифта создают характерную форму слова. Они определяют удобочитаемость. Чем короче верхние и нижние выносные элементы, тем бесформенней выглядит слово. Четкость и ясность — это признаки красоты. Если укоротить нижние и верхние выносные элементы, то четкость уменьшится. Нет формулы для определения «правильной» пропорции размеров букв.

Первоначально строчные буквы были самостоятельным шрифтом. Их форма возникла из рукописного каролингского минускула. А прописные буквы созданы в Античном Риме. Только во время Эпохи Возрождения оба вида шрифтов соединились и приняли нынешнюю форму. Засечки строчных букв стали похожи на засечки прописных. Сейчас в антикве ощущается первоначальное различие двух соединительных вместе шрифтовых форм —

Высеченного на камне римского капитального шрифта и рукописного минускула. Высота верхних выносных элементов и верхняя граница прописных букв не так уж связаны друг с другом. Одно к другому отношение не имеет.

Российский шрифтовик, дизайнер, Гордон Юрий Моисеевич писал: «Главная доблесть знака текстового шрифта — держать линию. Во имя равномерности набора не только можно, но и нужно жертвовать эффектным видом отдельного знака».

«Для графического дизайнера конечной целью является статическая композиция из ограниченного набора букв, связанных один раз заданными отношениями. Каллиграф имеет дело с определенным стилем, а каждая буква возникает заново, чтобы в результате стать частью законченной (статической) композиции. Шрифтовик, проектируя новую гарнитуру, должен не только добиться совершенства каждого отдельного знака, но и, самое главное, найти лучший способ динамического взаимодействия знаков между собой. Прежде чем начать делать шрифт, нужно задать вопрос: где он будет использоваться. От этого зависит насколько дизайнер обязан считаться с традицией и читательскими привычками. Если буквы не читается — это уже не буква. Шрифтовик каждый раз заключает с потенциальным читателем договор о зоне допустимых искажений графемы. Можно сказать, и по-другому: неудобным для чтения может быть только остромодный шрифт, но срок его жизни будет равен сроку его молодости», — писал Юрий Гордон.

«Выбор шрифта определяется прежде всего содержанием документа, затем предполагаемой аудиторией и только затем техническими ограничениями», — Эрик Шпикерман.

«Задача хорошей типографики во всех случаях - подчинение формы удобству чтения», — Эмиль Рудер.

«В формах шрифта всегда сказывается инструмент: в рукописном шрифте - перо, в высеченном в камне - резец, в прочерченном на воске - стилос, в гравированном на меди - штихель, в печатных литерах - перо писца и резец гравировальщика», — Эмиль Рудер.

«Типографика — это внешний вид текстовой информации. Однако нелегко читать и одновременно рассматривать, потому что это разные способы восприятия. Есть красота языка, а есть красота того, каким образом он нам представлен. И все это берет свое начало около двух тысяч лет назад. Шрифт и типографика — что набирать и как набирать — являются не только искусством, но и наукой. Типографика — это использование шрифта для того, чтобы усилить смысл слова, донести этот смысл до читателя и убедить его, наконец, украсить страницу. Попутно слова и страницы становятся искусством, а типографика — способом создания книг, журналов, каталогов, газет, деловых бумаг и рекламных материалов. Были времена, когда самым распространенным шрифтом на планете являлся Courier, моноширинный шрифт пишущих машинок. Сейчас это: Times и Helvetica. Классические гарнитуры — неизменно самые востребованные», — Джеймс Феличи.

ГЛАВА 2. ПОДБОР И АНАЛИЗ ШРИФТОВОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ПРЕГЛАСИТЕЛЬНОГО

2.1. Подбор и анализ шрифтовой формы для

Для пригласительного на международный шрифтовой фестиваль TYPETERSBURG я создала несколько вариантов шрифтовой формы и шрифтовые композиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Заключение.

Необходимо подвести итог курсовой работы. Раскрыть содержание основных выводов, предоставить краткую характеристику результатов, полученных в ходе исследования. Сделать профессиональные выводы о собственных достижениях по итогам проделанной работы.

Список использованных источников.

  1. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения 21.12.17 г.).
  2. Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/

(дата обращения 21.12.17 г

Дополнительная литература

  1. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  2. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru.
  5. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru.
  6. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с.: ил. - Библиогр. с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).
  7. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  8. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  9. Савинов А. М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181 
  10. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
  11. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков. − режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016) 
  12. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru

Перечень графического материала.

Предоставить графики, схемы, иллюстрационный материал по теме.