Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Специфика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.

В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.

Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.

Актуальность исследования в данной курсовой работе связана с тем, что важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:

  • люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
  • люди не обладают физической возможностью произносить звуки.

Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.

Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.

В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).

Объектом исследования являются эмоциональные состояния человека.

Предмет исследования - специфика невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Цель исследования в курсовой работе состоит в изучении специфики невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Указанная цель будет конкретизирована решением двух задач:

1) дать понятие невербального общения в контексте эмоциональных проявлений;

2) выполнить анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие невербального общения и особенности его проявления в эмоциях

1.1 Невербальное общение, его сущность и виды

Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.

В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.

За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.

Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев[9].

Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.

Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.

В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.

Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:

  • невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
  • непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим[4].

Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.

Невербальная коммуникация передает информацию:

  1. о личности коммуникатора, включая сведения о темпераменте человека: его эмоциональном состоянии в конкретной ситуации, его "Я"-образе и самооценке, его личностных качествах, его коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности к определенной группе. Лабунская В.А. в своей книге [9] приводит результат исследования, который подтверждает, что степень успешности кодирования и декодирования экспрессивных кодов (в данной ситуации выражение радости, страха, гнева и печали) связано с личностными особенностями человека.
  2. Информация об отношении участников коммуникации друг к другу: социальная и эмоциональная близость, характер или тип отношений (равноправие, доминирование, зависимость, расположение), динамике взаимоотношений (стремление продолжить общение или уйти от него).
  3. Отношение участников коммуникации у самой ситуации: комфортность, интерес, спокойствие, нервозность[10].

Функции невербальных сообщений:

  1. Дополнение (дублирование и усиление) вербальных сообщений.
  2. Опровержение вербальных сообщений.
  3. Замещения вербальных сообщений.
  4. Регулирование разговора[10].

Так же невербальное поведение, обладает такими особенностями как: многозначность, спонтанность, контекстуальность, ненамеренность.

Невербальная коммуникация включает в себя такие подструктуры как:

Кинесика - область знаний изучающая внешние проявление человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (походка, позы и т.д.)

Просодика - область знаний изучающая ритмико - интонационное оформление речи (интонация, акценты, темп речи и т.д.)

Такесика - прикосновения в ходе общения

Проксемика - область социальной психологии, занимающаяся особенностями расположения людей в пространстве

Физиогномика - метод заключающийся в понимании характера человека исходя из его внешности - черт лица, фигуры (ненаучный). Однако британский психолог Е. Брунсвик проводил исследование, в результаты которого свидетельствовали о том, что люди склонны приписывать качества характера другим исходя из определенных черт внешности.

В основу всех классификаций невербальных средств общения положены характеристики движения, пространства и времени. Т.К. любое невербальное проявление можно свести к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, временным характеристикам взаимодействия.

Также иногда в структуру невербального поведения включают еще и предметы, используемые личностью для связи с окружающем миром, такие как украшения, одежду, косметику и другие аксессуары. Однако в таком случае напрашивается вопрос: являются ли все эти перечисленные невербальные средства элементами невербального поведения. В большинстве случаев включение в невербальное поведение личности разных продуктов ее деятельности, является расширенным толкованием. Поэтому к элементам невербального поведения относят разные движения тела, ритмические, высотные и интонационные характеристики голоса, а так же его временная и пространственная организация[10].

1.2 Место эмоций в коммуникации

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

  • определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);
  • знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);
  • предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);
  • модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.)[2].

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Обычно выделяют следующие формы проявления эмоций:

  • выразительные движения или реакции
  • эмоциональные действия
  • высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях[2]

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, поведение человека, который, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, является формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и "разрядить". Эмоциональные действия могут представлять сложную организованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек может написать публицистическую статью или сатирический памфлет. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом — экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышают в должности — по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Регулирующая функция эмоций в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоций. Например, сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом - экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышают в должности - по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Регулирующая функция эмоций в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоций. Например, сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта[6].

1.3 Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы

Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.

Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.

Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.

Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.

Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:

  • если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
  • произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой[10].

Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.

Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.

К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!». Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!

Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.

В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.

Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:

  • прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
  • приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
  • «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
  • отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос[10].

Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:

  • опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
  • взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
  • «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка[10].

Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.

Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.

Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.

Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.

Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации. На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.

Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.

Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.

Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов[1].

Глава 2. Анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний

2.1 Изучение невербальности эмоциональных состояний

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

выражения лица

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное  65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приемами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок[7].

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

чувства и эмоции на лице

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль[7].

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

мимика

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.
  11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14.  Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу[9].

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

2.2 Проблемы и ошибки невербальных проявлений эмоционального состояния

Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.

Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.

Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.

Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.

Когда речь заходит о невербальных сигналах, одним из самых актуальных вопросов остается возможность их подделать. Ответ на этот вопрос будет не однозначным. Дело в том, что с одной стороны человек привык выполнять многие различные действия как бы на автопилоте, не задумываясь о том, что он делает. Основная проблема здесь в не конгруэнтности, то есть человек все равно будет неосознанно демонстрировать противоречивые сигналы, исходящие от его тела. К примеру, в случаи того, если человек лжет, и при этом демонстрирует открытые ладони, что считается жестом открытости, то его с большой вероятностью выдадут другие сигналы, например это могут быть суженные зрачки или приподнятая бровь. Сам лжец, скорее всего не заметит этих проявлений, но реципиент, даже не осознавая причины, будет чувствовать, что что-то не так. Теоретически можно намеренно использовать те жесты, которые нужны для достижения нужного эффекта или для создания правильного впечатления. Таким приемам обучаются политики, бизнесмены, артисты. От части, это работает, и на сколько хорошо человек владеет этими приемами, на столько естественно выглядит его поведение. Проблема заключается в том, что невозможно контролировать все невербальные проявления сразу. Даже если при помощи длительных тренировок, кто-то развил в себе эту способность, через непродолжительное время внимание ослабевает, и невербальные сигналы начинают противоречить друг другу, что вызывает у реципиента неосознаваемые сомнения в искренности коммуникатора. Обычно подлинное состояние человека, даже при попытке контролировать себя, проявляется всего через 4-5 секунд. И напротив улыбка или удивление, задержанные более, чем на 4-5 секунд, могут свидетельствовать о неискренности. Так же выяснено, что за мимику правой половины лица отвечает левое полушарие и наоборот. когда эмоции не искренни, работа полушарий плохо синхронизована, поэтому, несимметричность улыбки, или другого выражения лица, может говорить, что человек притворяется, или обманывает.

Однако с другой стороны существует мнение, (Бодалеев А.А., 1982) что можно с полной достоверностью воспроизводить нужные невербальные сигналы. В пример приводятся актеры, способные настолько правдоподобно сыграть ту или иную ситуацию, что ни у кого не возникнет ни малейшего подозрения, что все это лишь актерская игра и на самом деле актер не испытывает тех чувств, которые демонстрирует зрителям. Однако говорить о том, что он не испытывает эти чувства не совсем верно. Для того, чтобы хорошо сыграть сцену, артисту необходимо вжиться в роль, он не просто изображает какие-то чувства своего персонажа, он вспоминает аналогичные переживания из своей жизни, входит в это состояние и заново проживает этот момент. В таком случаи все невербальные сигналы будут полностью соответствовать воссозданному эмоциональному состоянию.

В заключение можно сказать, что довольно трудно подделать язык телодвижения, но ни кому не лишним будет освоить положительные открытые жесты для более легкого и эффективного взаимодействия с людьми.

Заключение

В течении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Список использованной литературы

  1. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица. - Москва: Институт психологии РАН, 2009.- 448 с.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Ось-89, 2014. – 534 с.
  3. Вилюнас, В.К. Психология эмоций. – СПб.: Сова, 2016. – 496 с.
  4. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. - Вопросы психологии, 1981.
  5. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии. - Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2.
  6. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта. - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
  7. Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 749 с.
  9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 365 с.
  10. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности. - Психологические исследования, 2010, №6.
  11. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств. - Психологический журнал, 2002, №3.
  12. Приходько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы. - Психологические исследования, 2009, №4.
  13. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений. -Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2.