Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Становление личности ребёнка, формирование у него определённо направленной нравственной позиции - сложный педагогический процесс, который необходимо соотносить с периодами взросления. На этапе старшего дошкольного возраста возможности нравственного воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.

B современном мире личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей формированию нравственной культуры ребенка, становлению гуманистически направленной личности. Вопрос о формировании нравственных ценностей дошкольников рассматривается в следующих документах: ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 20 июля 2011 г. № 2151), Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273).

Становление нравственных ценностей дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. Именно нравственное воспитание является главной задачей практически всех программ дошкольного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностей у старших дошкольников может стать успешнее если:

  1. Определена сущность формирования нравственных ценностей дошкольников.
  2. Разработана и апробирована программа формирования нравственных ценностей посредством сказки.
  3. Разработана программа диагностики сформированности нравственных ценностей, выделены уровни и критерии.

Объект исследования: теоретические аспекты формирования нравственных ценностей дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ.

Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ в процессе общения.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и сущность нравственного воспитания как механизма формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду.
  3. Выделить особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте в ДОУ.
  4. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников в условиях ДОУ.
  5. Разработать систему занятий, направленную на формирование нравственных ценностей у старших дошкольников.

Экспериментальная база исследования: констатирующий и формирующий этапы эксперимента проходил на базе Лесосибирского детского дома. Выборка составила 15 человек подготовительной группы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Нравственного воспитания дошкольников

1.1.Нравственное воспитание как механизм формирования нравственных ценностей дошкольников

C течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежавшими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

B дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. B это время происходит «интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии c доступными пониманию детей этическими нормами и правилами» [28, с.14].

Прежде чем раскрыть сущность нравственного воспитания, мы рассмотрим понятие «воспитание».

B педагогическом словаре «воспитание» трактуется как «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс субъект- субъектного взаимодействия, направленный на выработку определённых личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» [4, с. 15]. Воспитание связано с духовным и физическим совершенствованием и самосовершенствованием личности в соответствии c потребностями общества и государства, интересами и возможностями самой личности. Воспитание — это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, целенаправленным воспитанием, интересами и потребностями самой личности.

Лихачёв Б.Т. определяет воспитание как общественное явление: «воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья» [34, с. 37].

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому педагогика нравственного воспитания подрастающего поколения имеет большую историю. В истории педагогики на нравственное воспитание в разные эпохи обращали внимание такие педагоги как Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.И. Новиков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачёв и другие.

Важной частью воспитания Я.А. Коменский считал: «воспитание добра, нравственности, которые достигаются только путём воспитания. Высоконравственными категориями (т.е. ценностями) считал правдивость и честность, трудолюбие, уважение человеческой личности, любовь к родине и готовность пожертвовать собой ради её интересов, гуманизм и уважение достоинства других народов» [27, с.12].

O первостепенном значении нравственного воспитания говорил А.С. Макаренко: «воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира... Но и это не всё: наши дети - наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, эта наша вина перед другими людьми, перед всей страной» [33, с.115].

Нравственный идеал в понимании В.А. Сухомлинского включает в себя такие черты личности:

«- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе - как «понимание и переживание цели, смысла жизни»;

  • гармоническое единство общественного и личностного, большого и малого в духовной жизни личности;
  • богатство духовного мирт, интересов и потребностей;
  • потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
  • чувство человеческого достоинства - уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству;
  • любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;
  • открытость сердца радостям и горестям других людей» [5, с.17].

В современной педагогической науке понятие «нравственное воспитание» имеет различные трактовки. Нравственное воспитание - это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества» [6, с. 1].

B педагогическом словаре нравственное воспитание трактуется как «воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребёнка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющий осознавать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребёнка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным» [3, с.86].

Определяя нравственное воспитание, Б.Т. Лихачёв отмечал: «нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения - с учётом их возрастных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения» [34, с. 371].

В психолого- педагогической литературе можно выделить следующие подходы к нравственному воспитанию:

Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах и ценностях, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении. Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение и нравственные представления (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев).

Оценочно-эмоциональный подход не только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом здесь выступает развитие нравственных чувств (И.Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев)» [3, с.14].

Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нравственного воспитания в рамках данного подхода - формирование навыков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой). Б.Т. Лихачёв указывал на то, что «нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения, нравственные ценности человек способен постичь только методом проб и ошибок, в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора» [34, с. 78].

Целостный, подход рассматривает нравственное, воспитание как «единый процесс развития нравственной личности. ребёнка, выделяя, в качестве структурных компонентов. нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование. навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности» [13, с. 16].

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоциональноположительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия).

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей у дошкольников, по мнению С.А. Козловой, «играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях» [26, с. 112].

В дошкольном возрасте, по мнению Е. Смирновой, «особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства» [2, с. 74].

Моделирование процесса формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста предусматривает учет возрастных особенностей и выделение содержательной структуры нравственных ценностей детей данной возрастной группы. Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Содержание данной процессуальной деятельности заключается в «становлении и развитии в ребенке первых моральных оценочных качеств и суждений. В процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей развивается способность понимать и уяснять, что такое норма поведения, формируется отношение к ней, результаты соблюдения норм поведения и их последствия при несоблюдении и т. д.» [13, с. 15].

Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

1.2. Требования ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду к формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

B настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В соответствии с целевыми ориентирами нравственные ценности дошкольников складываются из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Согласно ФГОС ДО, деятельность дошкольных образовательных организаций направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе.

ФГОС ДО ориентирует образовательные организации на решение следующих задач:

«1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  1. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  2. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  1. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  2. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  3. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [6].

В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Знания, умения и навыки дошкольников развиваются и формируются

при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа, построения образовательного процесса. Физическое развитие:

  • приобретение опыта в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств;
  • правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • правильное выполнение основных движений;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Социально-коммуникативное развитие:

  • нравственное воспитание,
  • патриотическое воспитание,
  • правовое воспитание,
  • гендерное воспитание,
  • коммуникативное развитие,
  • трудовое воспитание,
  • формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Познавательное развитие:

  • ознакомление с окружающим социальным миром,
  • ознакомление с окружающим природным миром,
  • ознакомление с окружающим предметным миром,
  • формирование элементарных математических представлений,
  • экспериментирование и исследовательская деятельность,
  • сенсорное развитие.

Речевое развитие:

  • формирование звуковой культуры речи,
  • формирование словаря,
  • формирование грамматического строя речи,
  • развитие связной речи,
  • развитие речевого творчества,
  • ознакомление с художественной литературой. Художественно-эстетическое развитие:
  • развитие восприятия произведений искусства и литературы,
  • музыкальное развитие,
  • рисование,
  • лепка,
  • конструирование.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мирт, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Законодательное обоснование приоритета задач нравственного и духовно-нравственного воспитания отражено в следующих нормативных документах: Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ, с изменениями 2016 г.), Конституция РФ (изменения РФ от 22.11.2016 № 54), Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 21.07.2011), Конвенция о правах ребёнка, Федеральная программа «Патриотическое воспитание» где даётся установка на «..воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, снижения степе™ идеологического противостояния, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов Российской Федерации».

В числе наиболее популярных образовательных программ для детей дошкольного возраста, утверждённых Министерством образования РФ, можно назвать программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки», «Детский сад 2100». Программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером, получила достаточно широкое распространение в нашей стране. Её авторы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, - оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку и к взаимоотношениям детей между собой» [9, с. 7] .

Несмотря на это, в программе заложены предпосылки формирования нравственных ценностей через игру, изобразительную деятельность и знакомство с художественной литературой.

Популярна сегодня и программа «Радуга», которая в качестве цели воспитания выделяет развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Как считают её авторы, добиться этого можно путём формирования у детей определённых моральных норм: ритуалов приветствия и прощания; празднования дней рождений; помощи ребятам в конфликтных ситуациях; нейтрализации агрессивных проявлений; демонстрации малышам норм справедливости и равноправия. Другой своей важной целью эта программа называет формирование у детей эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других людей. Эту задачу предлагается решать, пробуждая в ребятах способность откликаться на чужую боль, на переживания взрослых и сверстников; демонстрируя им примеры чуткого отношения к живым существам; акцентируя детское внимание на общем сходстве чувств всех людей (боль, страх).

Широкое распространение получила в наши дни комплексна! образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена. В отличие от других программ, нравственное развитие ребёнка и формирование гуманных отношений с другими детьми является здесь одной из приоритетных задач.

Девиз программы - «Чувствовать - Познавать - Творить». А потому проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение ему эмоционально-комфортного состояния в общении со взрослым и сверстниками, гармоничное взаимодействие с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках» [14].

Авторы программы предлагают решать все поставленные задачи через «усвоение детьми идеи единства всего живого». Обсужда! с ребятами различные проблемные ситуации, воспитатель знакомит их с эмоциональными переживаниями и поступками людей, доступными детскому пониманию в данном возрасте. И дета сами, по мнению авторов, начинают осознавать, какие поступки приводят к тем или иным переживаниям. Так у них формируется понятие о гуманном и негуманном поведении. Ещё одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство» (как и в ряде других) является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах активно используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Её отличие от иных программ в том, что она имеет гуманистическую направленность, ставит своей задачей формирование гуманных чувств и дружеских отношений между дошкольниками. Это достигается, по замыслу авторов, путём осознания детьми ценности доброжелательного отношения к другим людям и через обучение эмоционально предвосхищать последствия своих поступков. Гуманистическая направленность поведения в этот программе понимается как обобщённая характеристика поведения ребёнка, которая отражает детское умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего и проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников.

Авторы программы предлагаю следующие методы и средства для воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников: рассматривание картин, отражающих жизненные ситуации и переживания, знакомые детям; чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев ; игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы; положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поведения сверстника. Отзывчивость характеризуется в программе как умение ребёнка замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, искать и находить действенные способы, чтобы помочь ему восстановить эмоциональное комфортное состояние. Таким образом дети приобретает опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому человеку и побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности.

Теперь рассмотрим возможности парциальных (авторских) программ, в которых духовно-нравственная самореализация детей отражена в духовно-нравственном или социально-нравственном аспекте развития.

Назовём лишь те из них, что апробированы в Российской Федерации и освещены в ведущих реферируемых журналах страны. В их числе: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» (составители - Т.Г. Феоктистова, Н.П. Шитякова, г. Челябинск); «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в русле православной культуры» (авторы -Н. Цилько, г. Печоры Псковской области); Программа, реализующая ценности православной культуры Санкт-Петербурга в духовнонравственном воспитании дошкольника (автор - В. Семибратова); «Воспитание сказкой» (под редакцией Л.П. Гладких); «Подарок к празднику» (автор - О.М. Потаповская).

Не менее широкую известность в последнее время получила «Школа благочестия», программа Т.А. Флоренской «Мир дома твоего», программа «Основы нравственности» Р. Янушкявичюса. Кроме того, существует немало признанных учебных пособий, среди которых можно отметить: «Уроки добротолюбия» священника Алексия Мороза и Т.А. Берсеневой; «Ступе™ мудрости» А. Лопатиной и М. Скребцовой; «Уроки добра» С.И. Семенака и многие другие, в которых содержатся подробные конспекты занятий по духовно-нравственному образованию детей.

В указанных программах авторы по-разному понимают сущность духовно-нравственного развития детей, и порой в них наблюдается существенное расхождение между целями духовно-нравственного воспитания и методами их практической реализации. Анализируя цели и задачи различных программ, как отмечает Е.И. Емельянова, «как для светского, так и для религиозного понимания духовно-творческой самореализации стоит выделить один общий аспект: цель самореализации духовно-нравственного человека всегда связывается с его выходом за пределы эгоистических интересов. Она предполагает, что задачи и смысложизненные ориентиры человека коренятся в его системе надындивидуальных ценностей» [21, с.3].

В программах «Воспитание сказкой» и «Подарок к празднику» авторы полагают, что основные виды деятельности дошкольников находят своё отражение в нравственном потенциале сказки и труда, где предметно развивающая среда соответствует традициям русской культуры.

Из всего вышесказанного мы видим, что требования ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования к организации образовательного процесса в ДОУ содержат целый спектр нравственных ценностей в каждой образовательной области (ценностей здорового образа жизни; ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; представлений о социокультурных ценностях народа; норм и ценностей принятых в обществе и др.). Многообразие образовательных программ дошкольного образования позволяет учитывать условия реализации (географическтие, социокультурные, национальные, конфессиональный и др) и выбрать методы и технологии формирования нравственных ценностей.

1.3.Особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство - первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В раннем детстве ребёнок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. «Перед дошкольниками «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребёнок - предмет - взрослый» [7, с. 36].

Главная потребность ребёнка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, как бы действовать вместе с ними. Но реально выполнить функции старших ребёнок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, «отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации» [7, с. 36].

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребёнком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыш. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, её действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребёнка о предметах и ситуациях. В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в то же время ребёнок вступает в отношения со взрослыми через социально-значимый результат своего труда.

У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявите эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослыми прежде всего за счёт овладения речью, которая «выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребёнок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержания общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечёт за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков» [7, с. 36 - 37].

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно - ролевая игра. Именно в ней ребёнок берёт на себя рот взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует «о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно» [7, с. 76].

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована «достаточно высока! компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков» [7, с. 76].

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Главным новообразованием становится «новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений» [7, с. 37]. Если ребёнок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознание своих возможностей и способностей.

Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребёнка. Как ни в каком другом возрасте, ребёнок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение.

Главным итогом развития всех видов деятельности, «с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставите более отдалённые цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия» [5, с. 37].

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Воображение «нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.» [6, с. 77].

Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения человека в разнообразных ситуациях. Они регулируют взаимоотношения между людьми в процессе их совместной деятельности, общения. С момента рождения взрослые организуют жизнь младенца по социальным правилам, прежде всего, в соответствии с режимом дня. Нравственное развитие, как отмечает Г.А. Урунтаева, одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств» [8, с. 242].

Дети усваивают моральные знания («что такое хорошо, а что такое плохо»). У них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Дошкольники могут объяснить кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым и пр. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать младшим ,нельзя мешать другим, когда они чем- то заняты.

В дошкольном возрасте, как отмечает Г.А. Урунтаева, «возникает действенность представлений. Ребёнок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности. У детей возникает сознательна! нравственность.

В сфере морально ценных переживаний у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям, т.е. формируются нравственные чувства. К ним относятся сочувствие и сопереживание другому человеку, его бедам и радостям, чувство стыда и вины при нарушении нормы поведения» [8, с. 243].

Следует подчеркнуть, что «нравственное воспитание личности не совершается только в раннем возрасте, а продолжается в течение всей жизни, поэтому очень существенным и важным является «фундаментальное основание формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Определяющим фактором этого аспекта воспитания подрастающего поколения ученые определяют окружающую действительность как в макро- и микро-системах, так и в экосистеме» [13, с. 17].

  • Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру. - Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире. - В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый-злой», «хорошо-плохо», «можно-нельзя- надо» [4, с. 88], что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествш добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное деда, развиваются религиозные чувства, любовь к Богу. Для детей 5-6 лет характерно умение управлять своим поведением, формирование религиозных чувств не только на эмоциях, но и используя определенные знания, правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовнонравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5-6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую норму поведения, как правдивость. В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я».

Целостность осознания у детей 6-7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему. Анализируя компоненты формирования мотивационно-поведенческих и эмоционально-чувственных составляющих нравственного воспитания дошкольников, С. Козлова выделяет ряд этапов формирования нравственных ориентаций дошкольников, указывая, что они осуществляются за алгоритмом.

Содержание каждого этапа становления личности ребенка согласовывается в соответствии с программой развития и воспитания дошкольников и младших школьников, таких как программа С. Козловой «Я

  • человек!», Р. Буре «Дружные ребята» и др. Опираясь на требования ФГОС ДО и вышеизложенные научные подходы к формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.

Итак, к особенностям формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте относятся:

  • дети усваивают моральные знания;
  • складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм;
  • возникает действенность представлений. Ребёнок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности;
  • у детей возникает сознательна! нравственность;
  • у ребёнка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям, т.е. формируются нравственные чувства.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности дошкольника в ДОУ.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственные ценности. Данный механизм имеет объективный характер, он проявляется всегда.

Г лавная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом «чувствительности» к формированию нравственных ценностей и норм. На основе анализа возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и механизма формирования нравственных ценностей можно выделить особенности формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте в ДОУ: дети усваивают нравственные ценности в виде представлений, у них складываются первоначальные моральные суждения и оценки; у ребёнка складываются эмоционально-ценные и морально-одобряемые отношения к ценностям, т.е. формируются нравственные чувства; возникает действенность нравственных ценностей, дошкольник учится следовать ценностям и нормам морали и нравственности, самостоятельно делать нравственный выбор.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

2.1.Организация и методы исследования нравственных ценностей дошкольников

Организация исследования формирования нравственных ценностей старших дошкольников проходило в три этапа:

  1. Разработка программы исследования. Подбор методики исследования. Проведение методики с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ результатов первичной диагностики.
  2. Разработка занятий, направленных на формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказки. Реализация программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов и сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.

Для диагностики нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста применяется методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Цель - изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных ценностей (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

В индивидуальной беседе ребёнку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), посте этого ребёнку читаю по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зелёным. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, -сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил ...

Что ответил Саша? Почему ?

История вторая. Кате на день рождения мат подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ....

Что ответила Катя? Почему ?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие дети. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила ...

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвёртая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил ...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребёнка по возможности фиксируются в протоколе.

Например, Олег Н., на историю первую дал следующие ответы:

  1. вопрос: можно; надо делиться; 2 вопрос: можно, с маленькими надо делиться; 3 вопрос: я не буду собирать, не играла, поступила плохо, надо помогать - ответы ребёнка свидетельствуют о том, что он может оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (надо делиться - щедрость; можно, она маленькая
  • внимание к людям, уважение; не буду собирать, значит поступила плохо - лень).

Результаты данной методики позволят выявить, какие нравственные ценности освоены детьми данной группы, как ребенок понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных ценностей по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы нравственного воспитания.

Были выделены три критерия, которые отслеживались при определнии сформированности инравственных ценностей: называют нравственную норму, оценка поведения детей, мотивировка оценки. Уровни сформированности нравственных ценностей были определены следующим образом: высокий (3) - в ответах детей присутствуют все три критерия, ребенок получает три балла; средний (2) - в ответах детей присутствуют два критерия, ребенок получает два балла; низкий (1 или 0) - в ответах детей отсутствуют критерии или присутствуют один критерий, ребенок получает ноль или один балл. Исследование проводилось в старшей группе Лесосибирского детского дома, выборка составила 15 человек. Результаты первичной диагностики отражены в табл.1.

Таблица 1 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.):первичная диагностика.

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

1

Олег Н.

+

+

+

3

2

Рома Л.

-

+

+

2

3

Витя Г.

+

-

+

2

4

Аня Е.

+

+

-

2

5

Вера Ш.

+

+

+

3

6

Максим Т.

+

+

-

2

7

Оля Т.

-

+

+

2

8

Сережа К.

-

-

-

0

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+

3

11

Антон В.

+

+

-

2

12

Ксюша А.

+

-

-

1

13

Наташа Ц.

+

+

+

3

14

Эля П.

-

-

+

1

15

Игорь П.

+

-

+

2

Из таблицы, мы видим, что у 26 % испытуемых (Олег Н., Вера Ш., Илья К., Наташа Ц.) , то есть воспитанники могут оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонны судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждения выносятся в зависимости от того

вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. Большая часть испытуемых 58% (Рома Л., Витя Г., Аня Е., Макс™ Т., Оля Т., Леня М., Антон В., Игорь П.) показала среднее осознание нравственных ценностей, они набрали 2 балла. И респонденты набравшие 1 или 0 баллов испытуемых показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, это 16% , что свидетельствует о том, что воспитанники нечетко определяют и с трудом соотносят такие ценностей как щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей и давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Отобразим полученные результаты графически на рис 1.

C:\Users\progr5\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.jpeg

Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Таким образом, нами была разработана программа исследования, подобрана методика и проведена первичная диагностика сформированности нравственных ценностей у старших дошкольников (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие). Результаты первичной диагностики показали, что низкий уровень - у 16 % испытуемых, средний уровень - у 58 % воспитанников, и высокий - у 26 % респондентов.

2.2.Система занятий, направленная на формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством процесса общения

Для реализации формирующего этапа педагогического эксперимента по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников нами составлена программа «Сказка», на основе авторской программы А.О.Прохоровой.

Цель программы: создание в образовательной организации условий для формирования нравственных ценностей (представления и эталоны) о нормас социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  3. Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

  1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
  4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
  5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  6. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
  7. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Программа включает в себя следующие блоки:

Первый блок - «Какой «Я»» - направлен на формирование нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как послушание - непослушание, любовь - эгоизм, ответственность, развитие навыков саморефлексии, самооценки, необходимых для саморегуляции. Воспитание у детей чувство уважения к людям и бережного отношения к окружающему миру, стремления к доброй жизни, учиться добродетелям у тех, кто ими обладает.

Второй блок - «Внутренний мир» - развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации

полученных жизненных принципов; воспитывает желание поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.

Третий блок - «Моя семья» - направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование иерархии отношений с родителями и старшими уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитанию уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.

Четвертый блок - «Трудолюбие» - направлен на формирование у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность. Способствует воспитанию у детей навыков трудолюбия, привычки к занятиям, непраздному проведению времени.

Пятый блок - ««Я» и окружающие люди» - направлен на формирование поло-ролевой идентификации, осознании назначения рож мальчика будущего мужчины - защитника мамы и Родины. Способствует воспитанию в детях мужества и смелости (в мальчиках - желание подражать богатырям). Учет детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Тематическое планирование отражено в таблице 2.

Мы предполагаем, что данная программа повысит уровень сформированности нравственных ценностей личности у детей дошкольного возраста.

2.2.Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

После проведения занятий и упражнений направленных на формирование нравственных ценностей старших дошкольников нами была проведена повторная диагностика нравственных ценностей детей дошкольного возраста (табл 2).

Таблица 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.):

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

I

II

I

II

I

II

I

II

1

Олег Н.

+

+

+

+

+

+

3

3

2

Рома Л.

-

+

+

+

+

+

2

2

Продолжение Таблицы 2 - Оценка осознания детьми нравственных ценностей по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.): повторная диагностика

Испытуемые

Называют

нравственную

норму

Оценка

поведения

детей

Мотивировка

оценки

Количество

баллов

I

II

I

II

I

II

I

II

3

Витя Г.

+

+

-

+

+

+

2

3

4

Аня Е.

+

+

+

-

-

-

2

1

5

Вера Ш.

+

+

+

+

+

+

3

3

6

Максим Т.

+

+

+

+

-

+

2

3

7

Оля Т.

-

-

+

+

+

+

2

2

8

Сережа К.

-

-

-

+

-

-

0

1

9

Леня М.

+

+

+

+

-

+

2

3

10

Илья К.

+

+

+

+

+

+

3

3

11

Антон В.

+

+

+

+

-

+

2

3

12

Ксюша А.

+

-

-

+

-

+

1

2

13

Наташа Ц.

+

+

+

+

+

+

3

3

14

Эля П.

-

+

-

+

+

+

1

3

15

Игорь П.

+

+

-

+

+

+

2

3

Из таблицы, мы видим, что 67 % испытуемых (Олег Н., Витя Г., Вера Ш., Максим Т.Леня М., Антон В., Илья К., Наташа Ц., Эля П., Игорь П.) показали высокое осознание нравственных ценностей, они набрали 3 балла. Это говорит о том, что воспитанники могут оценивать поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонны судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок. У 20 % испытуемых (Рома Л., Оля Т., Ксюша А.) - среднее осознание нравственных ценностей и 13 % испытуемых, набравших 1 балл, показали низкий уровень осознания нравственных ценностей. Это свидетельствует о том, что испытуемые не четко определяют такие качества как щедрость - жадность и с трудом соотносят такие нормы, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие, с реальными жизненными ситуациями, разрешая проблемные ситуации на основе нравственных ценностей давая элементарную нравственную оценку определять умение детей. Нужно отметить, что повторная диагностика не выявила детей с нулевым показателем сформированности нравственных ценностей.

В результате мы видим, что после проведенных занятий по программе «Сказка», почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных ценностей (67% детей) и лишь небольшой процент испытуемых (13 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию у детей эти показатели были совсем другими: 16 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных ценностей, а высокий уровень - у 26% испытуемых. Показатели, полученные при первичном и повторном исследование графически отобразим на рис. 2.

C:\Users\progr5\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.jpeg

Рисунок 2 Результат первичной и повторной диагностики по методике «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.).

Таким образом, мы видим, что проведение специальных занятия и мероприятий направленные на формирование нравственных ценностей дало хорошие результаты, исследование показало положительную динамику развития нравственных ценностей у дошкольников. Количество детей с высоким уровнем, выросло с 26 % до 67 %.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сказка является одним из самых доступных и эффективных средств формирования нравственных ценностей у дошкольника, которое во все времена использовали педагоги и родители. Влияние сказок на развитие нравственных ценностей детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования образных представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, мотивации к нравственным поступкам. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «нравственное воспитание», которое мы расматривали в работе, как целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.

Заключение

Нравственное воспитание выступает как механизм формирования нравственных ценностей. Механизм формирования нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, нравственные чувства, и устойчивое нравственное поведение, соответствующие требованиям современного образа жизни. Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоционально-положительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия). Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

Требования ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования к организации образовательного процесса в ДОУ содержат целый спектр нравственных ценностей в каждой образовательной области (ценностей здорового образа жизни; ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; представлений о социокультурных ценностях народа; норм и ценностей принятых в обществе и др.). В ФГОСДО нравственные ценности рассматриваются во всех пяти образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Многообразие образовательных программ дошкольного образования позволяет учитывать условия реализации (географические, социокультурные, национальные, конфессиональный и др) и выбрать педагогическому коллективу ДОУ методы и технологии формирования нравственных ценностей.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что к особенностям формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте относятся: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных ценностей знаний, формирование первоначальных нравственных суждений; представлений и оценок, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Возникает действенность представлений. Мы также можем отметить, что формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через игру, именно в ней ребёнок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, через общение со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Знакомство с художественной литературой (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), основные виды деятельности дошкольников находят своё отражение в нравственном потенциале сказки и труда, где предметноразвивающая среда соответствует традициям русской культуры.

Логика выпускной квалифицированной работы предполагает проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников нравственных ценностей посредством русской народной сказки.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.) для выявления уровня сформированности нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста. После обработки данных первичного исследования мы получили следующие результаты 4 дошкольника показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (26%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 8 дошкольников (58%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей у 2 дошкольников (16%). Исходя из результатов первичной диагностики, мы посчитали необходимым разработать и внедрить программу формирования нравственных ценностей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

На втором этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили систему занятий «Сказка», направленную на формирование нравственных ценностей дошкольника средствами русской народной сказки.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, получены и проанализированы результаты: 10 дошкольников показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (67%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 3 дошкольников (20%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей показал 2 дошкольника (13%); налицо положительная динамика формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.

Проведённая система занятий, направленных на повышение уровня нравственных ценностей показала свою состоятельность и эффективность и подтвердила нашу гипотезу.

Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Список литературы:

  1. Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности /А.И. Аксёнова, С.И. Семенака //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С. 41 - 45.
  2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань, 1988. - 41 с.
  3. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания /Л.М. Архангельский //Коллектив как фактор нравственного воспитания. - Москва: Знание, 1983. - 159 с.
  4. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - Москва: «Школьная Пресса», 2007. - 144 с.
  5. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание на народных традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - Москва: Народное образование, 2008. - 112 с.
  6. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 46-58.
  7. Веденеева, Г.И. Правила нравственного поведения и их выполнение: детская рефлексия и педагогическая оценка/ Г.И. Введенская // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 73 - 77.
  8. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников/О.Ю. Величко // Начальна! школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.
  9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер. - Москва: Просвещение, 1994. - 189 с.
  10. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальой недостаточностью / И.Г. Вечканова Москва: «Академия», 2006 с.
  11. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского иВ.М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2007. -№3. - С. 88 - 91.
  12. Гарбуза, Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой / Л.Г. Г арбуза // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 18 - 22.
  13. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В. О. Голубков, А.В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 14 -17.
  14. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду : метод. пос. для воспитателей детского сада ; под. ред.З.А. Михайловой / Н.В. Гончарова. - Москва: «Академия», 2006. - 255 с.
  15. Грибок, В.В. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста / В.В. Грибок, И.А. Рыбакова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 16 - 19.
  16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: «Академия», 2009.
  17. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264с.: ил.
  18. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
  19. Додокина, Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра / Н.В. Додокина // Народное образование. - № 6. - Электронная версия. - С. 95-122.
  20. Додокина, Н.В. Семейный театр - форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н.В. Додокина // Управление ДОУ. - 2005. - № 5. - С. 104-106.
  21. Емельянова, Е.И. О сущности развития программ духовнонравственного развития дошкольников /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 1 - 5.
  22. Емельянова, Е.И. Развитие духовно-нравственного потенциала ребёнка как фактор самореализации в социуме /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №11. - С. 1 - 5.
  23. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Иьин. - СПб.: Питер, - 201с.
  24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
  25. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности / Е.П. Кадырова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 27 - 30.
  26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2007. - 416 с.
  27. Коменский Я.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. Н.М. Матвеева. - Москва: «Школьная Пресса», 2003. - 197с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 45).
  28. Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 9. - С. 14- 17.
  29. Кузьменко, Г.Н. Этика / Г.Н. Кузьменко. - Москва: ИНФА-М, Издательство «Весь Мир», 2007. - 144 с.
  30. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 3 - 5.
  31. Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 20 - 23.
  32. Маслов, С.И. Нравственные ценности в учебном процессе /С.И. Маслов //Проблемы становления и развития ценностных ориентаций : сб. ст. - Тула : ТГПУ, 1997.
  33. Маханёва, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханёва. - Москва: Аркти, 2007. - 72с.
  34. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
  35. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 27 - 34.
  36. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков; сост. Н.А. Трушин/ Под ред. М.Ф. Шабаевой. - Москва: Просвещение, 1959. - 225с.
  37. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с.
  38. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. - Москва: «Национальное образование», 2015. — 368 с.
  39. Шрагина, Л.И. Логика воображения: уч. пос. /Л.И. Шрагина. - Одесса: Полис, 1995. - 111 с.

Приложение

Таблица 3- Тематическое планирование по программе «Сказка»

Тема

Задачи

1

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Кто в горе руки опускает, тот и счастья не узнает»

Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Формировать умение понимать смысл поговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки. Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни, духовным образам любви, добра, спасения. Развивать восприятие русского фольклора, связанного со сказочной темой.

2

«За большим погонишься - и малое потеряешь»

(по сказке «Жадная собака») «Всякое дело - мера красит»

(по «Сказке о рыбаке и рыбке»)

На примере сказки дать такие понятия, как смирение - гордость, великодушие - недовольство, бескорыстие - жадность, послушание - своенравие, неблагодарность, грубость.

Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого).

Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься - и малое потеряешь».

3

«Каков есть определить, такова и честь»

«поэтому Живи последующей для людей, поживут и мотивационной люди для тебя»

(по указывал сказке детей «Стойкий оловянный развитие солдатик»)

Дать

сопереживания нравственно-этические выделяя представления о стойкости и намерениям мужестве, любви и верности. называет Подвести предыдущих детей к пониманию образованию того, что в жизни нет взрослых мелочей количество и никем нельзя набравших пренебрегать.

Формировать представление о уровень воине соблюдением как воплощении верности сережа, стойкости и мужественности. образования Воспитывать музыкальной в детях такие склонны нравственные качества, как верность, формирование стойкость поступок и терпение.

4

Сказка проведения «Морозко»

«Без

музыкальной труда положительным нет плода»

Учить образным давать нравственную оценку многие поведения личности и поступков героев говорит сказки, поощрять учебной стремление личных подражать положительным основе персонажам. Способствовать воспитанию постепенного усидчивости словесное и трудолюбия. Воспитывать хорошо навыки дружелюбного

самим взаимодействия достигаются при объединении отдельных другим работ в коллективное панно.

5

Сказка «Цветик-семицветик» «Доброе дело век не забудется» «Без друга в жизни туго»

Закреплять навыки нравственного отношения к людям через игру-драматизацию отдельных эпизодов сказки. Воспитывать в детях желание помогать окружающим людям, воспитывать добрые качества: ответственность и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку.

6

«Сказка о горделивом петушке» «Не задирай носа - споткнешься» «Хвались, да не попехнись»

Воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, учить детей радоваться возможности общения, совместных занятий и совместного досуга; укреплять стремление детей к добродетелям и желание быть похожими на положительных героев сказок, рассказов; формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожими на них.

7

Сказка «Сивка-бурка»

«За добро добром платят»

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Тема

Задачи

8

Сказка «Царевна-Несмеяна день» «Долг платежом принятых красен ценностях»

Способствовать развитию когнитивный высших сфер личности художественная ребенка виды, приобщению к духовным сферу смыслам человеческой ценностей жизни принятых, духовным образам формируется любви, добра, спасения. флоренской Развивать духовных способность соотносить поколения словесное описание первую героев соответствии сказки с его музыкальным первый образом. Развивать любовь к педагогическом труду святынями, усидчивость, терпение хорошо, аккуратность.