Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

система научных знаний и представлений как в истории западноевропейской и российской правовой мысли

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы происхождения государства и права рассматривались в работах многих правоведов и историков. Вместе с тем, историография и источниковедение темы практически не исследовались, а актуальность исследования происхождения и ранней истории государства и права заставляет вновь вернуться к названной теме. Проблема, положенная в заголовок работы, предполагает осветить спектр тем, связанных с происхождением и эволюцией государственности и права с древности до нового времени.

Изучение происхождения и генезиса государства в различных условиях является одной из приоритетных задач историко-правовой науки. Названная проблема рассматривается с древности, однако, она и сейчас в центре внимания ученых. В современной России, когда сняты идеологические барьеры, эта проблема разрабатывается на основе изучения комплекса данных истории, этнографии, юриспруденции, что позволяет значительно продвинуться в сторону расширения поля историко-правового анализа. Государство было и остается ведущим политическим и правовым субъектом в политической и общественной жизни, а процесс происхождения государственности продолжается в ряде регионов мира по настоящий день.

Потребность в изучении и, следовательно, новое отношение к праву определяется в связи с обнаружением в современной жизни типов деятельности, источник происхождения которых связан с повседневным опытом, общественным признанием, нравственной и политической оценкой.

Все выше изложенные обстоятельства доказывают актуальность исследования о происхождения государства и права.

Основными целями исследования являются - выявление логики дифференциации различных подходов к вопросу о происхождении государства и права.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Определить основные причины возникновения государства и права;
  2. Проанализировать теории происхождения государства;
  3. Проанализировать теории происхождения права.

Объектом исследования является система научных знаний и представлений как в истории западноевропейской и российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о сущности и природе социально-культурного феномена – государства и права.

В качестве предмета исследования выступают концептуальные связи и подходы к пониманию возникновения, понятия и сущности государства и права, фиксирующие его системно-функциональные характеристики, источники и формы существования.

В качестве теоретической основы исследования выступают работы российских правоведов и политологов, специалистов в области теории государства и права Н.Н. Вопленко, В.Б. Исакова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Г.И. Муромцева, В.Ю.Шпака, А.П.Цыганкова и др.

Методологическую основу работы составляют принципы объективности, научности, историзма. Кроме того, исследование основывается на специально-научных методах: историко-системном, историко-типологическом. В работе анализируется временная информация, основывающаяся на исторических фактах и исторических источниках, учитывается взаимосвязь прямой и косвенной, временной и пространственной информации.

Логика исследования определила структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, а также заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

1.1. Власть, управление и социальные регуляторы в первобытном обществе

Появление государства и права тесно связано с развитием экономических отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи на планете Земля возникла жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Около всего лишь 40 тыс. лет назад, а по современным данным еще раньше появился человек (homo sapiens - человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - согласно материалистической концепции - человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало III тыс. лет до н.э.; Китай - II тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад).

В первобытном обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дакоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в «общий котел» и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать, и было бы обречено на вымирание.

Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал групповой брак. Род как организационная форма есть результат более позднего развития так называемого «умелого» человека. Род предполагал личные, родственные отношения, но не территориальные. Это была своеобразная производственно-хозяйственная ячейка, производственно-хозяйственный коллектив. В основе такой формы бытия лежали коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ.[1]

Итак, организационной формой первобытного общества являлся род, основанный на кровнородственных отношениях его членов. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз характеризуют как кровнородственный, но, обратим внимание, не территориальный. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.

Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии. Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ. Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.

Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу - защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода - земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.

Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, - это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами - отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.

Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.

Высший орган власти - родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника - лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы - войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.[2]

Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.

Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. По содержанию обычаи были самые разные и закрепляли принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.

Обряды - правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.

Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.

Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.[3]

Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.

В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

1.2. Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства. Основные формы возникновения государства. Военная демократия

Современные науки (экономические, этнографические и др.) считают, что появление собственности, государства, правовых норм, политики, моногамного брака и др. связано с глобальным изменением, происшедшим и в развитии экономики. Это так называемый переход от присваивающей экономики к производящей.

Период присваивающей экономики характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природных условий. Этот этап в истории человека называют периодом присвоения готовых продуктов (период собирательства). Человек, как отмечалось, собирал дикоросы (плоды, коренья, орехи и т.п.), охотился и занимался рыболовством. Иначе говоря, человек специально ничего не возделывал - не выращивал зерновые, не растил скот и др. Потребовались многие и многие тысячелетия, чтобы примитивные орудия труда стали более современными (появились лук, стрелы, топор). Много позднее производятся бронзовые, затем железные орудия труда и промыслов.

Присваивающая экономика, примитивный характер производства, абсолютная зависимость от природных условий предполагали коллективное проживание, если не сказать, существование. Добывать пропитание приходилось сообща, что облегчало добычу продуктов и гарантировало выживание. Коллективной форме существования, коллективному труду способствовала коллективная форма собственности на охотничьи и рыболовные угодья, земледельческие участки, берега рек, острова, добытая пища и т.д. Коллективному способу существования и аналогичной форме собственности соответствовали уравнительные отношения в сфере распределения добытого.[4] Итак, присваивающая экономика характеризовалась:

  • примитивным способом производства и примитивными орудиями труда;
  • зависимостью человека от природных условий;
  • коллективной собственностью на средства производства;
  • отсутствием четко выраженного разделения труда между мужчиной и женщиной, взрослыми и подростками;
  • уравнительным распределением материальных благ (продуктов питания и др.).

Переход общества от собирательства, занятий охотой и рыболовством, т.е. действий присваивающего хозяйства к производящему производству - скотоводству, плуженному земледелию, начался около 10-15 тыс. лет назад.

По мнению Ф. Энгельса, появлению государства предшествовало три стадии крупного общественного разделения труда.[5]

  1. Первое крупное разделение труда - выделение скотоводства (кроме того, скот приобретает функцию денег). Появляется необходимость привлекать дополнительную рабочую силу, которую можно было получить в ходе войн (военнопленные становятся рабами, их перестают убивать).

Первое крупное общественное разделение труда стало основанием и первого крупного разделения общества на классы - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

В этот же исторический период появляется примитивный ткацкий станок, налаживается плавка металлических руд и обработка металлов (медь, олово, бронза, позднее - железо). Итак, охотничий промысел и рыболовство уходят на второй план. Человек стал понимать, что разведение скота более эффективно, ибо гарантирует пропитание, обеспечивает производителя тягловой силой, дополнительным сырьем (шерсть, шкура и др.), которое давало возможность для развития производства (кожевенного, мехового и др.).

  1. Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия. Совершенствование орудий труда и производственных технологий повысило ценность человеческой рабочей силы и привело к увеличению численности рабов для мастерских, рудников и полей. Возникает товарное производство - производство, результатом которого становится товар (металл, зерно, орудие и др.), который можно обменять, продать и т.д. Благородные металлы (золото, серебро) становятся преобладающим и всеобщим товаром - деньгами, которые пока не чеканят, а обменивают по весу. Факт отделения земледелия значим еще двумя обстоятельствами. Во-первых, как свидетельствуют научные данные, это дало толчок к совершенствованию орудий труда и производства, появлению дорожной системы, а, во-вторых, повысило ценность рабочей силы рабов, которых теперь не убивали, но нещадно эксплуатировали на земледельческих участках.
  2. Третье крупное разделение труда связано с формированием особого слоя купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Для этого периода характерны появление металлических денег и чеканной монеты, возникновение частной собственности на землю, ростовщичество.

Развитие торговли и ремесла ведет к миграции населения, возникновению городов и поселений. Теперь на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрозненными и уже не собираются для решения общинных дел. Теряющая силы родовая организация власти неизбежно требовала новую властную структуру - государство.

Происхождению семьи в первобытном обществе немало способствует развитие производства, возможность трудиться одной семьей. Выделение семьи из рода ведет к обособленному владению имуществом, а затем и к обособленной частной собственности, что неизбежно создает предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов, интересов семьи, семейной общины, отличающихся от целей общества. Как следствие, общественные функции все более обретают характер государственных функций, осуществляющихся особыми людьми, прежде всего отдельных аристократических семей.

Между тем моногамная семья появляется не сразу, ей предшествуют следующие этапы развития:

  • исключение инцеста между родителями и детьми;
  • исключение из полового общения связи между братьями и сестрами; все мужчины одного рода являются мужьями женщин другого рода;
  • формированием неустойчивой семьи, образуемой путем последовательного исключения из нее сначала более близких, а потом все более отдаленных родственников;
  • появлением моногамной семьи, обстоятельств достаточно прочного взаимно союза между некие мужчиной и женщиной, облагать близкого к современному Почти пониманию семьи.[6]

представительная Парная семья установленных крепнет, приобретает производный возможность трудиться составляющие самостоятельно, отдельно. И профессионалами здесь достигается необходимость главное - мужчина, теологические глава семьи это может передать реформу по наследству примитивной имущество своим относится детям, тем Бога самым укрепляется происшедшим его власть в общем семье, появляется собираются институт наследования. происхождению Семья начинает Теперь выделяться из независимость рода, игнорирует выявил его, противопоставляет противопоставления себя родовой вменяется общине.

Появление вывод частной собственности и разному семьи усиливает высказывается эксплуатацию, соплеменники и придать рабы становятся политической средством эксплуатации. равны Имущественное неравенство дружина возрастает, а принцип представляет равенства в имущественном фактор положении и распределении некой материальных благ, Период характерный для наоборот периода родовой рудников общины, вытесняется.

Много Период присваивающей изучении экономики, для Судьи которого характерны личностный такие формы школа организации первобытных любой людей (орда), затем присваивающая позже - род, специальным приходит к концу. истолкования Наука тому законной называет разные подходы причины, среди ячеек которых закономерное зародившаяся развитие умственных данному способностей человека, установлениям его двигательно-мышечной появился системы, похолодание (многие исторических ученые пишут о героях достаточно резком видным похолодании на справедливостью планете в результате следствие возможных природных видными катаклизмов, например, аристократических столкновение планеты орудие Земля с гигантским оно метеоритом), развитие Герменевтическое производства, совершенствование действовал орудий труда и т.д. соответствовали Так или ирригационных иначе, процессы вошедших разложения родового заинтересованы строя, одновременно меняет способствующие появлению провидения элементов государственности правотворчество многообразны и, безусловно, порядка влияли друг понимать на друга. ВС Ряд авторов[7]выделяют имела два основных составляющие пути возникновения способностей государства - восточный и происходят западный, кроме исследования того, высказывается зависимость мнение о существовании фактах смешанного (интегративного) типа.

торговли Восточный (азиатский) путь покровительством возникновения государства потом присущ странам оценке Древнего Востока, справедливыми Африки и др. добровольный Здесь значительное способу влияние на позднее возникновение государства налоги оказали географическое руках положение, неблагоприятные средств климатические условия, придержи необходимость строительства Культу крупных ирригационных населением сооружений и их стадии эксплуатация, что различных способствовало объединению Подытоживая людей и появлению внимание управляющего слоя смену общества. Частная собой собственность в формировании большинстве такого типа леса государства существенной аспект роли не привлекало играла.

Западный (европейский) производящей путь возникновения влияние государства характерен возникли для Афин и немецких Древнего Рима, сферах где основополагающим товарами фактором была трудовой частная собственность и Происхождению как следствие - под существовало классовое подростками разделение людей. Криушин Защита собственности и факторы собственников явилась Туллия одной из оценки первопричин появления осуществляющихся государственности.

Смешанный (интегративный) грехом путь характерен отношений сочетанием различных объяснить обстоятельств, ряд всеобщим из которых Проблемы становится определяющим, скоординированные главенствующим. Например, выше для одних философ народов (в том германских числе и восточных изобретением славян) зарождение ученого государства связано с патрициев процессом формирования главное племенных союзов, полное консолидирующихся как лежат реакция на надо постоянные угрозы сдавалось нападения и набеги законом воинственных соседей. стороны Такие союзы господство становятся военными исключение объединениями с сильной аппаратом властью вождя и развитии его окружения. Естественно Здесь государственность покоились возникает на изменения предфеодальной основе с дошли сохранением свободы много земледельцев и их орудие прав собственности.

Ф. обосновал Энгельс в работе «Происхождение уже семьи, частной современные собственности и государства» При предложил собственный божественными взгляд на совершенствование эту проблему, сферах которая многие новые десятилетия доминировала в вне отечественной литературе. В Политические настоящее время общего она также одним поддерживается многими производны современными учеными.[8]

принимались Афинская - классическая России форма, появившаяся в теорию результате реформ понимались Тесея, Солона и исторической Клисфена. Родовая со организация разрушалась Малько постепенно, ее разделено органы заменялись создают новыми, уже регионов образованными по рассматривали территориальному признаку. формированием Здесь государство Курс возникло в силу нормах так называемых позитивного внутренних причин в образуется связи с развитием первобытного общества, его образовывали основ - производства, целей разделения труда, независимую торговли, появления понимать денег и частной постепенного собственности.

Было подразделить учреждено центральное организации управление - Совет. становится Население было че разделено на Население эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и обоснована демигуров (ремесленников). При Тарда этом только Избранный первые могли прибавочной занимать общественные Проведенный должности. Во товарами главе стоял заботиться избранный от степени территориальных племен Важное Совет пятисот. свойствен Создается полицейская основополагающим служба, состоявшая Лазарев из рабов, Земля которые были барьеры абсолютно бесправны.

психологический Древнеримская. Здесь высшим государство возникает в производителя результате борьбы обеспечить патрициев (членов римских производный родов) и плебеев (пришлого мыслителям населения в Древнем появления Риме). Роды составляет объединялись в курию, а 10 патрициев курий - в племя. известны Во главе каждого рода стоял занятых старейшина; старейшины 300 считают родов составляли разложения сенат. Народное Возрождения собрание (собрание курий) решении избирало царя, семью принимало законы. избранный Плебс - это это свободные люди, литературы владеющие собственностью, стала выплачивающие налоги (при демократии этом они считали не могли возникли занимать должностей, определяет участвовать в собраниях). В реализовывались результате реформ профессионально было образовано такого новое народное тех собрание, в котором желающие участвовали все, указывают несущие воинскую поздние службу (реформы Сервия охотился Туллия). Таким совокупности образом, органы прав родовой власти присваивающая древних римлян условий стали выполнять первобытных государственные функции (III-IV тесная вв. до н.э.).

правовое Как отмечалось, родства власть была ритуалами устроена по выучку принципам, не разрушалась допускающим плебеев к дикоросов ее организации и Города функционированию, в том теориями числе выборным ритуалами основам. Все распределения это не законами могло устраивать убивать плебеев. Во-первых, компромиссов как указывалось, выражающих это были одной свободные люди. прибавочной Многие, хотя в осуществляющихся прошлом и были Лазарев рабами, либо Обычаи их предки, жестко но отличившись в правителя военных походах, Востока по обычаям осветить древних римлян земли получили свободу, общественную землю, знаки Муромцева почетов. Они удачных платили налоги, состоит несли воинскую Возникает повинность, обладали обоснована частной собственностью (нередко пока значительной), имели теперь военную выучку. воспитательную Это была противовес сила, сила функцию достаточно грозная, Текст другими словами - полное это внутри фиксирующие заложенный конфликт, общественный противоречие между возникают двумя большими поздние группами населения.

главную Император Сервий неоформленной Туллий провел такое реформу, разбив полагал все население избрания по принципу производен центурий (наличия имущества) значительное на шесть содержащие классов. Право исследовались голоса, право историзма на участие в Появляется формировании государственных инстинктов органов теперь римских определялось не всему кровью, а количеством Родовая недвижимой собственности. вопросы Таким образом, поля родовой принцип полицейских организации власти близких рухнул, общество решение перешло в фазу защиты государственного строительства с заложенное той лишь обожествленных особенностью, что свойствен привилегиями обладали усиливает богатые. Таким жизнь образом, шлюзы в между формировании государственной он власти и государства в производству целом были назад открыты.

Древнегерманская ходе форма появления божественными государства связана с уравнительные завоеваниями диких Важным германских племен (варварами) семейных больших территорий, современными населенных различными жили народами, в том реакция числе Римской правосудием империи. Поскольку денег господство над собственность захваченными территориями Декларации было несовместимо с для родовым строем, в ведения германских племенах субъектом была организована обстоятельств власть над XVII провинциями: крупный хороших военачальник назначается национальный центральной властью (наместником), поэтому при нем определяет образуется постоянное экономическим войско. При Представитель наместнике существовал начался совет - из них местной знати, община как совещательный историческое орган. Во истинных главе областей Парная становятся графы. брак Отсюда появились равных понятия наместничество, государствоведы графство.

Итак, все ход истории проявление не умалим, частности он движим полицейские развитием производительных общению сил, укреплением составляющие отношений частной разделено собственности, разрушением мере родовых отношений и реализовывались укреплением семейных, церковной что закономерно воплощенного ставит вопрос о учитывается новой форме организована организации общества, и рационалистические такая форма называемый находится - государство. убивали Иначе говоря, в основополагающей основе появления руках государства лежат добычу определенные условия, жизненным причины. Теоретически аргументированное их можно вынуждено подразделить на им экономико-политические и социальные. Феноменологическая Такое их Фрейда разделение во курс многом условно, ученых ибо экономические и обоснована политические предпосылки предложил часто отделить хозяйстве друг от данной друга сложно.

К систему экономическим и политическим института условиям появления совместно государства можно местного отнести:

  • крупное оказали общественное разделение следует труда и появление Туллий постоянных производств (скотоводство, идеального земледелие);
  • углубляющую социально специализацию труда (земледелие, обладали скотоводство, ремесло, теми товарообмен);
  • появление дружин частной собственности;
  • инцест необходимость охраны предусматривался частной собственности мыслители от внешних обязательств захватчиков, «внутренних» любителей смысл поживиться за сложившихся счет другого;
  • специализацию необходимость охранять когда границы территории, эксплуатация где находится эйдосах производство, объекты соседей частной собственности, форме проживает население;
  • закрепляет обеспечение постоянного сама управления обществом, Рейснер постоянное контактирование с развитию населением в лице имел правителей соседних закона территорий;
  • защита центурий интересов собственников правосудием за пределами догосударственного территории производства.

К полицейские социальным предпосылкам:

  • племенами выполнение так семейной называемых общих обеспечивали дел - строительство и концептуальные обеспечение функционирования зафиксировать дорог, морских и интересов речных портов и должностей причалов, почты, условий ирригационных сооружений; добре борьба со людям стихийными бедствиями, эмоциям эпидемиями и т.д.

Родовой Маркет строй оказался субъектом бессильным в решении привлечение этих вопросов. привлечение Общество вынуждено скота было искать теоретической иные формы теми своей организации, правосознание вынуждено было бытия опираться на селение силу и авторитет известны государства. Однако повествование государство появилось понимание не сразу, habilis ему предшествовал нашли достаточно длительный Религиозные период, так механическое называемый военной первобытным демократии.

Положение эффективно об этапе Бабаева военной демократии науки наиболее развернуто возвышающаяся обосновал Ф. Энгельс, видных по мысли фактором которого между резком негосударственной (первобытной) и государственной полицейских формами организации прямо общества лежал Как период военной господ демократии.[9] Первобытное обратить общество, родовая заключающиеся община не аппаратом выдерживает тех характерные изменений, которые Древнего происходят в экономической, поселения социальной и иных уподоблялась сферах. Первобытные модификациях племена, их право собственность, выделившиеся военных богатые пастушеские и Локк земледельческие семьи законами требуют защиты господином от грабежей, Экзистенциалистическая количество которых, играют как свидетельствуют классов ученые, возрастает. неукоснительно Действует принцип: Происхождению есть собственность - социального есть и желающие лиц ею завладеть. индивидуальную История выдвигает морские на первый Бабаева план фигуру возникающего военного вождя, соответствия военных дружин. глубине Военачальник избирается и в положение своей деятельности теперь опирается на имеет военную верхушку. законной Однако со центры временем фактор родовую избрания собранием периода военного вождя представлял снижается. Эта важнейшим должность часто функции становится наследственной, и предвидеть соответственно власть Отличие становится княжеской, укреплением королевской, что военачальник позволяет многим рода специалистам характеризовать Римской ее как способствует государственную. Военачальник особенности опирается на обеспечения дружину - элемент начала постоянного войска. соседствующих Дружинником могли него быть не человеческими только общинники, привязано хотя первоначально стрелы дружина формировалась реализация из членов гипотез рода, но людьми постепенно в ее первобытных состав могли инструментом войти чужие и табу даже бывшие разума пленные. Дружинники общие выполняли только состав воинские обязанности, установленных другой трудовой характеризовался деятельностью они обстоятельства не занимались. Последний Между тем вещей за счет Общество удачных военных передать походов не Подчинение проживешь, да и роде направиться в поход закономерна или просто одна охранять границы - навыками требовалось немалое придать военное и материальное платили обеспечение. Население исследовались начали облагать разрушалась военными податями, самые которые принимают скот характер налогов. разные Дань с покоренных Древнегерманская народов также правителям укрепляет экономические внутреннего основы военных и жилой полицейских дружин и претерпели их структур. Народное Дружинники, военное вождя руководство заинтересованы в принуждения том, чтобы обрекало население не прерогативой имело оружия, естественное не обладало Появлению воинскими навыками. бывшие Многие современные отличительных авторы считают, абсолютному что дружина, гарантировало их элементы и норма структуры - необходимый геоморов этап в развитии заботиться всех народов, в юридического становлении государственности Воспитание на любой Германии территории.

Период российских военной демократии - конфликт лишь этап в мог развитии общества, источником это еще достоинство не государственная взрослыми организация, но Римской здесь видны сроки элементы государства (постоянное нюансами войско, полицейские ПРАВА отряды, избранная общем верхушка власти и Ряд др.). Такая войско организация общества оптический объективна, закономерна, лице но и она завоевания под давлением регламентировали экономических, политических и название иных факторов Афин является лишь план некой «прелюдией» государственности.

1.3. Отличие государства от первобытного общества

Государство, поддерживается пришедшее на От смену родоплеменной исходных организации в условиях официально антагонистического общества, соответствующая существенно отличается чиновников от родовой нрава организации.

Власть в четким первобытном обществе многими основывалась на возникли родоплеменном устройстве подобными общества, традициях и один единстве интересов какого всех членов сооружений рода. Первое, обречено на что устанавливается следует обратить виде внимание, - это Познание то, что правовое власть опиралась добре на силу Кокошкин авторитета, его женщин носителя и не род имела территориального Элементы характера. Власть в существования государстве распространяется позитивным только на работ тех, кто родовое находится на способствует его территории, объединениями таким образом, слова возникает вопрос о получающих государственных границах. планете Население стало эйдосы объединяться по неотомизма территориальному признаку: внегосударственное волостям, графствам, Наряду административно-территориальным единицам. равенства Для государства крупного становится важным КОНЦЕПЦИИ проживание человека, а получило не его относительно принадлежность к роду выдерживает Человек реализует хозяйства свои права и языка выполняет обязанности крупное по месту пища жительства. Таким даров образом, территория очередь становится важнейшим пришедшее отличительным признаком добычу государства.

Организация исследо общественной жизни окружения при родовом утверждения строе обеспечивалась самому самоуправлением. В условиях полной государственности для поселения управления общественными юристами делами создается главой особая организация - детьми публичная власть, Государство возвышающаяся над этапах обществом, представленная воспитательную специальным аппаратом, вернуться состоящим из безусловно служащих, профессионально сущности занимающихся управлением и определенные получающих за полового это денежное источником вознаграждение. Публичная нарушитель власть опирается Ими на принуждение (появляется действие полиция, тюрьмы, современному армия) в отношении рабом тех, кто занимался не исполняет нормативных предписания государственной равных власти.

Содержание обозначающего аппарата государственной социальная власти предполагает содержится средства, которые различными собираются с населения в подвержено виде налогов (обязательные политологов платежи) и сборов (обязательные божественная взносы). Обществу благ вменяется в обязанность вплоть содержать государственный функциями аппарат, уплачивая уже часть своих дакоросов доходов в государственную прошлом казну. Налоги, классы сборы, пошлины оптический необходимы для Эта содержания армии, потребность полиции, тюрем, научных государственных чиновников - Родство словом, государственного перечисленные аппарата. Они этих берутся как с обстоятельства граждан, так и с обозначающего организаций. Это предопределены также один австрийского из важнейших независимость отличительных признаков стоят государства.

В целях фи управления обществом Содержание государство активно указывалось использует правовые христианстве нормы, их государственность разрабатывает и издает. оптический Начинает складываться рассматривать система права изменения как установленных божественного государством и обязательных позднего для населения комплекс правил. Между во государством и правом несовершенны возникает тесная племенных взаимосвязь. Они обладает не могут возникла существовать друг чисто без друга и фратрии во многом производящей предполагают друг иерархию друга.

Право отрицал приобретает все Все большее значение. установленных Оно юридически территориальных оформляет государство, составляет закрепляет систему коллектив государственных органов, исходных их компетенцию, первобытные устанавливает пределы последним осуществления государственной совершенствование власти, обеспечивает Кокошкин права и свободы существенно граждан, т.е. придает Присваивающая государственной деятельности этого легитимный характер.

К вплоть признакам, отличающим верхушка государство от подчинение первобытного общества, войско относят и государственный Марксистское суверенитет - независимость были государства при теорию решении внутренних и формировалась внешних вопросов Религиозные его жизни. типа Данное понятие цели появляется лишь в многое эпоху Средневековья, Африки когда государственная набеги власть приобрела поэтому независимость от преувеличиваются церковной, освободилась пользуется от ее примирить претензий на авторитетнейших исключительное управление усиливает мирскими делами.[10]

жизнь Города-государства многие армии ученые, в том крепнет числе и такой одинаково гений философско-правовой преследованию мысли древности, пища как Аристотель, расколу относили к первым элементы формам государственных историков образований. Это обычай были некие «островки» народов государственности в эпоху шкура родовой организации. О оценки городах-государствах до правители нашего времени опыта дошли очень силу скудные сведения. В свою силу этого эксплуатация во многом собрании этот феномен образует остается малоизученным. эксплуатацию Первые города-государства рабами представляли собой претерпели поселения по сердца территориальному принципу. элементов Такие общины определяет называют соседскими и устанавливается принцип родства королевской здесь не функционированию действовал. Город-государство норма представлял собой появились административно-хозяйственный центр с воспитательную четким территориальным враждебное расселением населения. понимал Каждый жилой основе квартал располагался просматривалось по принципу определенная специализации труда (оружейники, пришел кузнецы и т.д.). В городах-государствах обязанность уже тогда высшая просматривалось разделение возникающее публичной власти - регламентировали представительная власть в характеризовать лице собраний, предполагает сходов общинников, прерогативой их представителей; Поэтому они выбирали ГЛАВА должностных лиц (правителей), мыслители лиц, осуществляющих родовое правосудие. В городах-государствах ходе принимались нормативные заключенных правовые акты.

появились Города-государства возникали в голоса силу объективных месту причин (города ремесленников; Гл города - морские солидаризма бухты; города - возрожденного центры торговых общинников путей и т.п.).

1.4. Основные союза теории происхождения всего государства

Смысл и закрепляет характер изменений, такие условия и причины современным возникновения государства специального объясняют различные грехом теории (рис. 1).[11]

Рис. исходных Теории происхождения Защита государства

  1. Патриархальная регулировании теория

В Древнем решение мире наиболее исследо аргументированное решение женщин вопроса о происхождении Гегель государства было Хайдеггер предложено древнегреческим аппарат фи­лософом Аристотелем. абстрактных Согласно Аристотелю, территориальный человек по Расцветом своей природе Сократ существо «общежительное». Это делами естественное, заложенное в шло самой природе духовным людей стремление к Марксистская общению с себе обменять подобными, привело к Первоначальную образованию семьи — времени первой, примитивной ВВЕДЕНИЕ формы че­ловеческого помогают общежития. С ростом всеобщим семей возникает эмоциональные селение — бо­лее составляющей совершенная форма Суть человеческого общения. И Отличие наконец, с рос­том софисты селений возникает образуется государство, как повседневным высшая и наиболее подобно совершенная форма природных человеческого общежития, уже как союз воспитания равных людей привычку ради целей переход возможно лучшего являлся существования, как земледелия творческое нача­ло, объединяться ведущее к развитию соответствующая человеческого общества. В отчужденного своих исследо­ваниях успехами Аристотель опирался психологический на изучение неотомизма древнегреческих городов-государств (полисов) и противовес рассматривал возникновение Баранов государства, как позволяет естественноисторический процесс.

дифференциации Однако такой Спарты подход к возникновению второй государства имел и будет оп­ределенную ограниченность, источники так как привязано основной причиной собирания возникновения государства грехом признается только без свойственное природе иных людей стремление к связан общежитию. Аналогичной ведет точки зрения волей придержи­вался древнекитайский понятие мыслитель Конфуций. войнами Он рассматривал двумя го­сударство как другой большую семью. вывод Власть императора общие уподоблялась власти где отца, а отношения речных между правящими и бронза управляемыми — отношениям в положение семье. Подданные образованию обязаны подчиняться претерпели правителям, а правители Естественное должны заботиться о выражается подданных.

  1. Теологическая нормах теория происхождения всеобщим государства

В Средние искусственным века в науке понятие господствовало религиозное поставлены мировоззрение, поэтому этнографические ведущей теорией внесли образования государства строй становится теологическая назад теория, зародившаяся бросая еще в странах родственников Древнего Востока, носителем где власть старейшин правителя обожествлялась. качеств Наиболее видным обеспечение представителем теологической которых теории образования избрания государства стал например один из исторической авторитетнейших католических естественным богословов — Фома Публичная Аквинский, который, первой отстаивая идею добытая божественного происхождения Третье власти государства, предыдущих наиболее полно Петражицкого развил уже под утвердившиеся в христианстве границы воззрения: «Всякая душа нравственные да будет мифологических покорна высшим Иудее властям, ибо духа нет власти содержащие не от выражается Бога; существующие Политическая же власти столкновение от Бога Возникает установлены».

  1. Договорная государственной теория происхождения Алешина государства

Эпоха другого Возрождения с ее изучении успехами в развитии семьи разнообразных наук и бытия отрицанием божественного наказан разума породила задачу культ человеческой объединявшиеся природы. Культу Маритен Бога был управления противопоставлен культ актуальность Человека с верой в затем безграничные возможности избрания человеческого разума. развернуто Все человеческое, с ДС их точки связан зрения естественное, Наука стало приобретать у полицейские исследователей первостепенное Для значение. Именно с обеспечение этих позиций ко предлагалось рассматривать и патриархата образование государства.

порядке Наиболее видными присваивающей представителями договорной традиционно теории образования разному государства стали Г. полицейская Гроций и Б. Спиноза в эпидемиями Голландии, Т. Гоббс и элемент Дж. Локк в леса Англии, Вольтер и Ж.-Ж. лежал Руссо во собирательства Франции и др. института Они считали, воздаянии что не продуктов божественный разум, а прегрешения сама природа, Богом внутренняя сущность разрушением человека, как графство общественного и разумного добытого существа, является который источником государства, божественный то есть кровнородственных государство возникло в отделением результате договора экономическим между людьми, в географическое котором предусматривался анализируется добровольный отказ Данные частных лиц становление от ряда выражающими своих естественных вознаграждение прав в пользу набеги государства.

Соглашение рабы людей об априорно объединении было правило оформлено общественным способе договором, по эксплуатировали которому создаются мир не только существовало общество, но и появлению государство, которое стремиться за счет науке естественных прав Аристотель людей наделяется ремесло властью для происхождения обеспечения их индивидуальным безопасности и порядка в феномен обществе. Следовательно, государственной государство есть играла продукт соглашения толкало между людьми и которую должно выражать эмоциональные их общую историзма волю, служить индивидуальную общему благу.

  1. скотоводству Теория насилия о труд происхождении государства

изучения Один из самостоятельно наиболее видных Наряду сторонников этой Семья теории — немецкий нашли философ Е. Дюринг (1833—1921). роде Согласно этой отца теории государство гарантировало возникло не в служить результате социально-экономического наций развития общества, а в страхом результате применения противовес внешнего или доказывают внутреннего насилия, самоубийство то есть неизбежно насилия, как степени завоевания одних Предпосылками племен другими, определялось либо насилия, осуществляющихся как борьбы любой внутри самого косвенной общества между развитию различными социальными для группами. В первом представляли случае государство открывается возникает как сборы инструмент поддержания соотноситься власти на нормативные завоеванной территории (пример — почве возникновение государства у безопасности монголо-татар), а во владению втором случае — эту как сила, оказался способная примирить родоплеменной противоборствующие стороны совокупность или, наоборот, взглядов поддержать победившую определениях социальную группу (например, народам борьба местного и единицам пришлого населения в разбив Древнем Риме). практически Сторонники теории сказать насилия, объясняя эйдетического процесс образования войнами государства, ссылались земледелия на исторические отражается факты — возникновение в территориальному результате завоевания привлечение государства Спарты в понимал Древней Греции, поселений государства франков в видных Западной Римской проблемам империи и др. элементы Но, говоря о умножение результатах завоевания, фактах они, как противопоставляет правило, не предмета объясняли причин первобытным насильственного порабощения часть одного племени, Такую народа другим.

  1. многом Классовая теория расширения происхождения государства

нее Классовая (марксистская) теория правоведов происхождения государства формировании разработана немецкими примитивным учеными К. Марксом (1818—1883) и Ф. Возникает Энгельсом (1820—1895). Она государственного объясняет происхождение плебеев государства появлением среди института частной Два собственности и расколом обстоятельствами общества на бухты два антагонистических (непримиримых) Единственным класса — имущих и Дань неимущих. Экономически однородны господствующий класс свое создает государство называемого для подчинения могли себе неимущих, «как ГЛАВА орган угнетения союзы одного класса возникали другим».

В литературе Правовые имеют место и под другие теории Перевалова происхождения государства, крупный например патримониальная, земель спортивная, диффузионная, начал экономическая. Все ход они являются фактором модификациями основных официально теорий, и ни упоминалась одна из если них не Имущественное может претендовать функционирование на абсолютную Уч истину, так государственном как у разных субъекта народов образование одинаково государства шло происхождению различными путями.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

претендовать Происхождение права, политические как и происхождение инцеста государства, всегда эксплуататоров привлекало внимание реальности мыслителей в древности и в нет более поздние осуществлял времена. Познание примитивный процесса правообразования освободилась позволяет познать Фрейда природу права, действие его сущность, объекты характерные особенности, следовательно выяснить соотношение состояния права и государства, а плуженному также с другими притязаний социальными явлениями.

вновь Особая роль в правовая познании права первопричин первоначально отводилась признаков религии. Поэтому Общая наиболее древние день учения о государстве – Римской теологические.

В Древнем отправлением Египте, Вавилоне, подходы Иудее появление принцип права обосновывалось инстинктов божественным промыслом. родовом Правовые нормы – должен это нравственные заключается правила жизни, план которые исходят Аристотель от Бога и наделяется указывают человечеству отряда правильное направление искоренению жизни. Понятие решало права связывалось Подчинение со справедливостью, а договором впоследствии – с правосудием. срочность Именно Богом выделении устанавливается в обществе проживешь вечный естественно Такими божественный порядок предшествует справедливости. Все Историко люди равны и млрд наделены Богом отдельного равными возможностями. уже Следовательно, нарушение эволюции этого равенства в внутренняя человеческих отношениях еще есть отступление эйдосах от божественного национальных закона. Важным ряд фактором, поддерживающим трактуется божественный порядок в определениях обществе, является ряда наказание: при однако жизни со время стороны государства, а иные после смерти мысли за прегрешения и божественном проступки, в том теорией числе преступления, – основ божественным судом.

опирался Наибольшее распространение независимость теологические учения отношения получили в период позитивное утверждения феодальных историческое отношений. В этот компромисс период появляется этого учение известного полно ученого богослова Второе Фомы Аквинского. Вавилоне Согласно его Высший учению миром подходов управляет Божественный Гольбах разум. Право без есть действие сил справедливости в божественном человека порядке человеческого богах общежития, а сама должностные справедливость выражает индивидуальна отношение человека Атрибутивная не к самому примирение себе, а к другим определить людям и состоит в несли воздаянии каждому отсутствие ему принадлежащего.

Ф. приспосабливают Аквинский различал мудростью право и закон. обычаи Последний представлял изгнания собой «известное установление групп разума для неравенство общего блага, отсутствие обнародованное теми, поживиться кто имеет иное попечение об мир обществе», т. е. правителями. организаторским Закон оценивается с соплеменники точки зрения придерживаются соответствия его Почти праву как охраны высшей справедливости, При имеющей божественное родоплеменной происхождение. Вечный появившаяся закон не народами доступен человеческому Роль сознанию. Но соседствующих человек различает Сократ добро и зло, верную должное и недолжное выполнять поведение. На своей этой основе добывалось он разрабатывает древности рационалистические принципы, взрослых составляющие естественный проблемам закон. Таким предписывает образом, Ф. Аквинский втором утверждал, что территорий существует Вечный предполагал закон, который процессах управляет Вселенной, – трактата это божественный Гоббс разум, его теми часть составляет включение божественный закон, Теория который содержится в санкцией Библии. От временем него производны Сторонники все другие внимание законы. В частности, обнаружением от него работы производен естественный Отсутствие закон, который объединялись есть отражение уравнительным Вечного закона в отделения человеческих отношениях. должное Естественный закон Благородные предписывает стремиться к стало самосохранению, продолжению договорной рода, обязывает появлению искать истину (Бога) и обычного уважать достоинство По людей. Естественный источниковедение закон отражается и дружественными конкретизируется в человеческих создаются законах, назначение особенностей которых – силой и потом страхом принуждения издание заставлять людей равных избегать зла, Подчеркнем стремиться к добродетели. управление Право есть Понятие там, где современности нет противоречия не между естественным и средств человеческими законами. механическое Но человеческие полового законы несовершенны, поэтому поэтому если божественными они противоречат воинские естественным установлениям и древнегреческим божественному закону, налогов то им Он можно не рыболовства повиноваться. В то Древнем же время Частная любое выступление ЛИТЕРАТУРЫ против законной истину власти он механическое считал смертным женщины грехом.

В эпоху эксплуатации капитализма теологические характерны теории нашли юридических выражение в виде учениям неотомизма, который государственности исходит из вне божественной природы безграничные права. Наиболее привязано ярким представителем содержанию этого направления творение был Жак некой Маритен (1882–1973). По полицейские его мнению, Методологическую существуют два Толстик мира: мир свойственно сущностей, духовный, абсолютная нематериальный мир и априорно производный от общее него мир товар материальный.

Их производств единство определяется особого духовным началом – мыслителей Богом. Право, существенно как и государство, обречено представляет собой спортивная результат действия Семья духовных начал, Население отражение божественного искусство разума в общественном железо порядке. Ж. Маритен действиях связывал нормативное возможным регулирование поведения и пришлого поступков человека с фратрии так называемыми той нормами пилотами, распространенным которые воспроизводят равными вечный божественный регулировать закон и ориентируют котором человека на ВС выполнение нравственного определила долга, умножение авторитете блага и помогают сохранением избегать зла.

характерный Неотомисты акцентируют Проведенный внимание на Криушин идее солидаризма, учитывается как основы нем объединения людей в безграничные различные формы, будущие полагая, что земледелия социальное примирение, разрабатывает социальный мир масштабы должны соотноситься товаров при их численности оценке с божественными Если предначертаниями, которые института являются истинным XX источником жизни.

Особая Естественно правовые всеми учения относятся к фи самым распространенным составляли правовым теориям. проистекает По своему Рис содержанию они Нерсесянца не однородны, классами особенно в современных юристами модификациях.

Отдельные управляющего положения теории государственный естественного права заслуженными были известны содержанию мыслителям Древней друг Греции и Древнего отличающихся Рима. В частности, свою софисты исходили предписания из того, общественного что в основе общественную образования права пища нет ничего центр вечного, неизменного. «Право» формой или «правда» есть признается результат соглашения обман людей, их наций договоренности придерживаться в полно своих взаимоотношениях отсутствие определенных правил, природа чтобы обеспечить цели безопасность всех и металлических каждого. Таким Конституции образом, право – правило изобретение людей, обществе искусственное образование. суеверий Против этого авторитетом возражали такие чеканят выдающиеся мыслители особыми древности, как правосудие Сократ, Платон, аристократических Аристотель. Они предопределены исходили из возможных того, что ряде не все право – искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Римские юристы наряду с положительным правом, т. е. законами, признавали существование естественного права, которое нередко рассматривали как идеал, к которому должно стремиться положительное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Но Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других – рабами, последним быть рабами «и полезно, и справедливо». Однако отношения между рабом и его господином должны быть дружественными, так как они покоятся на естественных началах.[12]

Теории естественного права претерпели серьезные изменения в эпоху Средневековья. Мыслители этого периода исходили из божественного происхождения права.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII – XVIII вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, – естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США (1776), затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др.

Уступив на какое то время свое место исторической школе права, теория естественного права вступила в XX в. в период возрожденного естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия), Латинской Америки и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права.

Оно не признает вечного, неизменного для всех народов и времен права и полагает, что естественное право исторически меняет свое содержание.

Для возрожденного естественного права характерно возникновение на его базе частных теорий и доктрин. Назовем, прежде всего, неотомическую теорию, которая уже упоминалась, и представителем которой был Ж. Маритен. Она традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно правовой теории и одновременно обоснованно причисляется к теологическим учениям, так как ее исходное начало – божественная воля.

Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Оно существует вечно, но открывается людям по разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938). В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.[13]

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм – философия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» – существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976) считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование, в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.[14]

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» – т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается конкретно историческое право.

Все перечисленные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779–1861). Он выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития.[15]

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя – зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Видными представителями исторической школы права были Г. Гуго (1764–1844) и Г. Пуха (1798–1846).

Историческая школа права оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа (социальных норм, действовавших в догосударственных обществах), формирования и развития общенациональной идеи, которая создавалась в тот период для объединения немецких земель в единое государство.

Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867–1931). Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве.[16]

По мнению Л. И. Петражицкого, право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни, и действует только психологически.

Более того, Л. И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Л. И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно атрибутивного характера.

Атрибутивная норма – это переживания чувства правомочия на что то, а чувство обязанности сделать что то, есть императивная норма.

Право – это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье либо притязание на осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями. Для Л. И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т. п.

Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.А. Рейснер. У Л. И. Петражицкого немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.

В известной мере на психологической теории основывалось учение известного австрийского психиатра З. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов, полагая, что бессознательное является определяющим фактором поведения и всей жизни человека.

Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее – возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений. [17]

Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.

Марксистская теория выделяет два пути правообразования:

  1. перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией;
  2. правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства.

Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права – принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ существующих теорий и гипотез происхождения государства и права выявил некоторые признаки, присущие абсолютному их большинству: все они с теми или иными нюансами придерживаются эволюционного подхода, то есть признания постепенного развития государства как социального института из некоторых догосударственных общественных ячеек - из семьи ли, рода, племени и т.д. В той же мере большинству гипотез свойствен и взгляд на государство как относительно независимую от общества и в определенной степени противостоящую ему организацию. Почти всем без исключения теориям свойственно также и признание существования некоего догосударственного состояния человека, которое получило общее название «естественного», хотя разными теориями в него вкладывался и разный смысл: согласно одним, это было состояние дикости, согласно другим - состояние хотя и общественное, но еще не гражданское, не политическое.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостоянию двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаркин Н.Н. История политических учений. - М., 1994.
  2. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. - М., 1992.
  3. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. - М., 2005.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005
  5. Власенко Н.А. Теория государства и права. Уч. пособие (2-е издание). М.: Инфра-М, 2011.
  6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.
  7. Джон Локк. Два трактата о правлении. Соч. Т. 3.
  8. Древние цивилизации. - М., 1989.
  9. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции. Красноярск, 1991.
  10. История политических и правовых учений. - М., 1995.
  11. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 2009.
  12. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2006.
  13. Криушин Л.Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. - Л., 1978.
  14. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
  15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2010.
  16. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2004.
  17. Луковская Д.И. Политические и правовые учения. Историко-теоретический аспект. - М., 1983.
  18. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 2002.
  19. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1999.
  20. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. - М., 1998.
  21. Обществознание. // Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Алешина. М.: Просвет, 2011.
  22. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с нравственностью. М.,2010.
  23. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. ВС. Нерсесянца. М., 1999.
  24. Сырых В.М. Теория государства и нрава. - М., 1998.
  25. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2004.
  26. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997.
  27. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М., 2006.
  28. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.З. Малько. - М., 2001.
  29. Томас Гоббс. О государстве. Соч. - Т. 2.
  30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1997.
  31. Черниловский 3.М. Гражданское общество. Опыт исследования // Гос-во и право. 1992. - № 6.
  32. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М, 1999.
  33. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - Т. 21. - Гл. IX.
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1997. С. 53

  2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2004. С. 44

  3. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. С. 64

  4. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Отв. ред. М.Н.Марченко. - М., 1998. С. 71

  5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - Т. 21. - Гл. IX.

  6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 2002. С. 112

  7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебник. М. 2009.; Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Инфра-М, 2010.

  8. Энгельс Ф. Указ. соч.

  9. Энгельс Ф. Указ. соч.

  10. Власенко Н.А. Теория государства и права. Уч. пособие (2-е издание). М.: Инфра-М, 2011. С. 33

  11. Обществознание. // Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. В. Алешина. М.: Просвет, 2011. С. 143

  12. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1999. С. 19

  13. Общая теория права. Указ. соч. С. 22

  14. Там же.

  15. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2004. С. 49

  16. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с нравственностью. М.,2010. С. 36

  17. Энгельс Ф. Указ. соч.